Научная статья на тему 'Медицинская помощь детям с онкологическими заболеваниями в Российской Федерации'

Медицинская помощь детям с онкологическими заболеваниями в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1165
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Онкопедиатрия
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
детская онкология / организация медицинской помощи / нормативно-право- вая база. / pediatric oncology / medical care management / legal and regulatory framework

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поляков Владимир Георгиевич, Байбарина Елена Николаевна, Чумакова Ольга Васильевна, Сусулева Наталья Александровна, Рыков Максим Юрьевич

Организация здравоохранения — важное направление клинической медицины, позволяющее нетолько разрабатывать законодательную базу, но и оптимально использовать имеющиеся ресурсы,осуществлять планирование дальнейших путей развития. Это особенно актуально в детской онко-логии — одной из наиболее затратных и сложных областей медицины. Достижение максимальныхрезультатов при лечении детей с онкологическими заболеваниями требует совместной работыврачей многих специальностей, проведения лечения на различных уровнях и мультицентровыхисследований. Данная статья посвящена обзору имеющихся статистических данных, а также анализуосновных нормативно-правовых актов в сфере организации медицинской помощи детям с онколо-гическими заболеваниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поляков Владимир Георгиевич, Байбарина Елена Николаевна, Чумакова Ольга Васильевна, Сусулева Наталья Александровна, Рыков Максим Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical Care for Children with Cancer in Russia

Public health management is an important sector of clinical medicine providing both a legislative framework and further course of development within the limits of available resources. This is particularly topical in regard to pediatric oncology — one of the most complex and costly branches of medicine. Achieving the best results in the treatment of children with cancer requires cooperation of various medical specialists, treatment at different levels and conduction of multicenter studies. This article reviews the available statistical data and analyses the key regulations governing medical care for children with cancer.

Текст научной работы на тему «Медицинская помощь детям с онкологическими заболеваниями в Российской Федерации»

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.15690/onco.v2.i3.1395

В.Г. Поляков1, 2, Е.Н. Байбарина3, О.В. Чумакова3, Н.А. Сусулева1, 2, М.Ю. Рыков1

1

Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина Минздрава России, Москва, Российская Федерация

2

Российская медицинская академия последипломного образования Минздрава России,

Москва, Российская Федерация

3

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Медицинская помощь детям с онкологическими заболеваниями в Российской Федерации

Организация здравоохранения — важное направление клинической медицины, позволяющее не только разрабатывать законодательную базу, но и оптимально использовать имеющиеся ресурсы, осуществлять планирование дальнейших путей развития. Это особенно актуально в детской онкологии — одной из наиболее затратных и сложных областей медицины. Достижение максимальных результатов при лечении детей с онкологическими заболеваниями требует совместной работы врачей многих специальностей, проведения лечения на различных уровнях и мультицентровых исследований. Данная статья посвящена обзору имеющихся статистических данных, а также анализу основных нормативно-правовых актов в сфере организации медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями.

Ключевые слова: детская онкология, организация медицинской помощи, нормативно-правовая база.

(Для цитирования: Поляков В.Г., Байбарина Е.Н., Чумакова О.В., Сусулева Н.А., Рыков М.Ю. Медицинская помощь детям с онкологическими заболеваниями в Российской Федерации. Онкопедиатрия. 2015; 2 (3): 177-187. Doi: 10.15690/onco.v2.i3.1395)

177

Благодаря высокоспецифичным диагностическим процедурам и мультимодальной терапевтической стратегии в последние десятилетия достигнут значительный успех в лечении детей с онкопатоло-

гией. Тем не менее злокачественные новообразования (ЗНО) являются второй по частоте причиной смерти детей в развитых странах, оставаясь серьезной проблемой как с точки зрения системы онколо-

V.G. Polyakov1, 2, E.N. Baibarina3, O.V. Chumakova3,

N.A. Susuleva1, 2, M.Yu. Rykov1,

N.N. Blokhin Russian Cancer Research Center, Moscow, Russian Federation

2

Russian Medical Academy of Postgraduate Education, Moscow, Russian Federation

3

The Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation

Medical Care for Children with Cancer in Russia

Public health management is an important sector of clinical medicine providing both a legislative framework and further course of development within the limits of available resources. This is particularly topical in regard to pediatric oncology — one of the most complex and costly branches of medicine. Achieving the best results in the treatment of children with cancer requires cooperation of various medical specialists, treatment at different levels and conduction of multicenter studies. This article reviews the available statistical data and analyses the key regulations governing medical care for children with cancer.

Key words: pediatric oncology, medical care management, legal and regulatory framework. (For citation: Polyakov V.G., Baibarina E.N., Chumakova O.V., Susuleva N.A., Rykov M.Yu. Medical Care for Children with Cancer in Russia. Onkopediatria. 2015; 2 (3): 177-187. Doi: 10.15690/onco.v2.i3.1395)

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

178

гической помощи и здравоохранения в целом, так и для самих маленьких пациентов и их семей.

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ

НОВООБРАЗОВАНИЙ У ДЕТЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В структуре заболеваемости детей лейкозы, миелопролиферативные и миелодиспластические болезни составляют 34,1% ЗНО (в том числе острый лимфобластный лейкоз — 26,7%, острый миелоид-ный лейкоз — 4,6%, хронические миелопролиферативные болезни — 0,5%, миелодиспластический синдром — 2%). Лимфомы и ретикулоэндотелиаль-ные новообразования составляют 11,4%: лимфома Ходжкина — 4,8%, неходжкинские лимфомы — 6,5% (в том числе лимфома Беркитта — 2,1%). На долю опухолей центральной нервной системы приходится 22% онкологических заболеваний у детей (в том числе астроцитомы — 11%, эпендимомы — 2%, эмбриональные опухоли — 5%, другие глиомы — 2%); нейробластома и ретинобластома составляют 7,4 и 2,3%, соответственно, опухоли почки — 5,6%, опухоли печени — 1,1%, саркомы костей — 4,5% (в том числе остеосаркома — 2,3%, опухоли семейства саркомы Юинга — 2,1%), саркомы мягких тканей — 5,9% (в том числе рабдомиосаркома — 3,3%), герминогенные опухоли — 2,9%, эпителиальные опухоли — 1,6%.

Особую группу риска составляют дети в возрасте 0-4 лет (159 на 1 000 000). Пик заболеваемости в данной возрастной категории приходится на лейкозы (53 на 1 000 000), опухоли почки (17,7), саркомы мягких тканей (11,5) и опухоли печени (4,1). Максимальная заболеваемость опухолями центральной нервной системы наблюдается у детей в возрасте 5-9 лет (24,1 на 1 000 000). На подростков 15-17 лет приходится пик заболеваемости лимфомой Ходжкина и неходжкинскими лимфомами (20,6 и 9,9, соответственно), саркомами костей (11,9), опухолями яичек и яичников (2,3 и 7,1), раком щитовидной железы (7,1) и меланомой кожи (2,4).

В 2013 г. впервые были взяты на учет 2819 детей (0-14 лет), у которых было впервые выявлено 2887 опухолей (для детей возрастной группы 0-17 лет эти показатели составляют 3299 и 3388, соответственно). При этом I-II ст. была диагностирована у 23,1%, III-IV ст. — у 19,8%. У 57,1% пациентов стадия заболевания не была установлена, что объясняется высоким удельным весом гемо-бластозов в структуре заболеваемости. Для возрастной группы 0-17 лет эти цифры составляют 24,9; 20,7 и 54,4%, соответственно.

Всего же в 2013 г. под наблюдением находилось 15 360 пациентов в возрасте 0-14 лет и 19 621 в возрасте 0-17 лет, что составляет 68,2 на 100 000 детского населения (73,4 — для возрастной группы 0-17 лет). Показатели летальности составили 3,7 и 3,6%, одногодичной летальности — 12,2 и 11,9%, соответственно.

КОЕЧНЫЙ ФОНД МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ,

И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ На административных территориях России функционируют 112 медицинских центров и отделений, оказывающих медицинскую помощь детям с онкологическими заболеваниями.

Коечный фонд специализированных учреждений в 2012 г. составил 41 606 (из них для взрослых — 31 924, для детей — 1769, рентгенорадиологических — 7913), то есть за последние 10 лет коечный фонд для онкологических больных имел тенденцию к росту. Обеспеченность койками на 10 000 человек населения в 2012 г. составила 2,91, в 2011 — 2,76. Число онкологических коек в 2012 г. составило 33 693, в расчете на 10 000 населения — 2,36 (в 2011 — 31559 и 2,1); число рентгенорадиологических коек — 7913 и 0,55 (в 2011 — 7848 и 0,55, соответственно).

Согласно данным официальной статистики, на онкологические койки были госпитализированы 853 998 взрослых больных и 21 970 детей до 18 лет. Средняя продолжительность пребывания пациента на онкологической койке составила 11,4 дня, что на 22,2% меньше, чем в 2005 г. При этом среднее число дней занятости онкологической койки составило 346, оборот койки — 30,4 (для взрослых занятость койки в году — 346,4, для детей — 306,9 дня). Интенсивность использования коечного фонда рентгенорадиологических отделений была несколько выше: при продолжительности пребывания больного в стационаре в среднем в течение 22,7 дней койка была занята 351 день в году, оборот койки составил 15,5.

В 2012 г. летальность в онкологических отделениях составила 1,41, в рентгенорадиологических — 0,19.

На онкологические койки для детей было госпитализировано 34 451 пациентов, средняя продолжительность пребывания составила 18,2 дня, средняя занятость койки — 336,5 дней.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ

В онкологических диспансерах в 2012 г. работали 8192 врача, из них 6539 врачей-онкологов и 1653 радиолога. В 2012 г. обеспеченность врачами на 10 000 человек населения составила 0,57, врачами-онкологами — 0,46, рентгенорадиологами — 0,12. Доля врачей-онкологов, имеющих квалификационную категорию, составила 50,6% (в 2011 г. — 49,9%), а имеющих сертификат специалиста — 95,3% (в 2011 — 90,6%). Доля врачей-ради-ологов, имеющих квалификационную категорию, составила 65,3% (в 2011 г. — 63,4%), а сертификат специалиста — 97,2% (в 2011 — 94,4%).

На одного врача-онколога приходилось 465,3 больных, состоявших на учете, против 410,8 в

ОНКОПЕДИАТРИЯ / 2015 / том 2 / № 3

2005 г. Численность среднего медицинского персонала онкологических учреждений России в 2012 г. составила 24 456 единиц. На 1000 выявленных случаев приходилось 47,3 единицы среднего медицинского персонала. Среднее число больных со злокачественными новообразованиями, состоявших на учете, в расчете на одного среднего медицинского работника составило 114,3 (в 2005 г. — 103,1).

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Деятельность онкологической службы охватывает широкий круг вопросов: выявление возможных канцерогенных факторов окружающей среды; формирование групп повышенного онкологического риска с разработкой и реализацией профилактических мероприятий; выявление и своевременная уточняющая, а в ряде случаев — первичная диагностика онкологических заболеваний; регистрация больных с впервые установленным диагнозом ЗНО, проведение им специального адекватного лечения с последующим диспансерным наблюдением, включающим комплекс реабилитационных мероприятий.

Правительством Российской Федерации в последние годы принят ряд важных решений, направленных на качественное преобразование системы оказания первичной и специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; усиление роли первичного медикосанитарного звена для раннего выявления ЗНО; повышение профессионализма медицинских работников.

Основные приоритеты развития отрасли сформулированы в Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», в рамках которой планируется решение таких основополагающих вопросов, как совершенствование инфраструктуры здравоохранения, формирование единой профилактической среды, повышение качества оказываемой медицинской помощи, обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами. Мероприятия Госпрограммы будут реализованы в два этапа: один из них проведен в 20132015 гг., второй планируется в 2016-2020 гг.

Основой для формирования плана мероприятий, направленных на борьбу с такими серьезными социально значимыми заболеваниями, как ЗНО, болезни системы кровообращения, туберкулез, послужили результаты проведенного анализа реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и программ модернизации, обобщение положительного опыта, накопленного за время воплощения в жизнь этих крупномасштабных инициатив.

Важными условиями реализации мероприятий, направленных на повышение качества и доступности онкологической помощи населению, являются организационно-методическое руководство, оценка и анализ качества выполнения задач, постав-

ленных Правительством Российской Федерации перед онкологической службой страны.

Наиболее эффективна и экономически выгодна первичная профилактика, включающая борьбу с основными факторами риска на популяционном уровне, раннее выявление лиц из групп высокого риска по развитию онкологических заболеваний, адекватный мониторинг и превентивное лечение предраковых заболеваний, а также быстрое обследование пациентов на амбулаторном этапе, своевременное направление больных в онкологические медицинские организации.

Принимая во внимание необходимость повышения качества и доступности медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, в том числе детям, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2014 № 935 внесены изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2013 № 906 «О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным учреждениям на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями». Данным Постановлением утверждается новая редакция п. 3 Правил, согласно которой условиями предоставления субсидии на эти цели должны быть наличие в учреждении коек онкологического профиля и лицензии на медицинскую деятельность, в том числе по профилю «Онкология». За счет исключения из условий предоставления субсидии количественного показателя коечного фонда снимаются ограничения на предоставление субсидии федеральным государственным бюджетным учреждениям, оказывающим медпомощь по профилю «Онкология».

Реализация мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями, позволит улучшить их выявление на ранних этапах, приведет к снижению инвалидности от этих социально значимых заболеваний, создаст условия для равной доступности получения пациентами качественной специализированной помощи независимо от места их проживания.

СТРУКТУРА ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

РОССИИ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В настоящее время онкологическая служба представляет собой стройную систему медицинских организаций с определенными функциями каждого подразделения: первичные онкологиче-

179

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

180

ские кабинеты, областные, краевые, республиканские онкологические диспансеры, федеральные медицинские организации онкологического и радиологического профиля.

Структура службы и ее задачи регламентированы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (МЗ РФ) от 15.11.2012 № 915н, которым утвержден Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю «Онкология» (взамен утратившего силу приказа Минздравсоцразвития РФ от 3.12 2009 № 944н), а также приказом МЗ РФ от 31.10.2012 № 560н (в ред. приказа МЗ РФ от 02.09.2013 № 608н), которым утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Детская онкология» (приказы Минздравсоцразвития РФ от 20.04.2010 № 255н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями» и от 07.06.2010 № 424н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.04.2010 № 255н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями» утратили силу).

Порядки оказания медицинской помощи разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в 10-й статье которого указывается:

«Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

• применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

• предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В статье 37-й настоящего Федерального закона относительно порядков оказания медицинской помощи отмечается, что:

1. Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

2. Порядки оказания медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя:

1) этапы оказания медицинской помощи;

2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);

3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи».

По данным МЗ РФ, в настоящее время разработано и утверждено 90 порядков оказания медицинской помощи по различным видам, профилям, заболеваниям или состояниям.

Утвержденные вышеприведенными приказами МЗ РФ порядки оказания медицинской помощи населению по профилям «Онкология» и «Детская онкология» устанавливают правила оказания медицинской помощи населению с онкологическими заболеваниями, включая и детскую онкологию, в медицинских организациях.

Медицинская помощь больным онкологическими заболеваниями оказывается в виде:

• первичной медико-санитарной помощи;

• скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

• специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

• паллиативной медицинской помощи. Медицинская помощь детям с онкологическими

заболеваниями может оказываться амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), а также стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПО ПРОФИЛЮ «ДЕТСКАЯ ОНКОЛОГИЯ»

Порядок оказания медицинской помощи по профилю «Детская онкология», утвержденный приказом МЗ РФ от 31.10.2012 № 560н (в ред. приказа МЗ РФ от 02.09.2013 № 608н), включает в себя оказание медицинской помощи детям со злокачественными заболеваниями в медицинских организациях, в том числе по кодам С00-С97 Международной классификации болезней 10-го пересмотра.

Первичная медико-санитарная помощь

детям включает в себя мероприятия по профилактике онкологических заболеваний, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению детей.

Первичная медико-санитарная помощь детям с онкологическими заболеваниями включает:

• первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

• первичную врачебную медико-санитарную помощь;

ОНКОПЕДИАТРИЯ / 2015 / том 2 / № 3

• первичную специализированную медико-санитарную помощь.

Первичная медико-санитарная помощь детям оказывается в амбулаторных условиях и в режиме дневного стационара.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь детям в амбулаторных условиях осуществляется медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь детям осуществляется врачом педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом).

В соответствии с данным Порядком первичная специализированная медико-санитарная помощь детям осуществляется врачом детским онкологом.

При подозрении или выявлении у детей онкологических заболеваний врачи педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) направляют детей на консультацию к врачу детскому онкологу детского онкологического кабинета медицинской организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае выявления у детей онкологических заболеваний врач детский онколог детского онкологического кабинета уведомляет организационно-методический отдел онкологического диспансера о постановке детей на учет.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь детям с ЗНО, требующим срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Миниздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» с изменениями, внесенными приказами Миниздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 № 586н, от 15.03.2011 № 202н, от 30.01.2012 № 65н.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

Бригада скорой медицинской помощи доставляет детей с угрожающими жизни состояниями в медицинские организации, имеющие в своей структуре отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение детей.

При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний дети переводятся в детское онкологическое отделение (койки) медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи.

В соответствии с данным Порядком специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям в стационарных условиях и режиме дневного пребывания оказывается врачами детскими онкологами и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

При наличии медицинских показаний лечение детей проводится с привлечением врачей-специ-алистов по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Миниздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н, с изменениями, внесенными приказом Миниздравсоцразвития РФ от 9.02.2011 № 94н.

При наличии медицинских показаний проведение лучевой терапии детям осуществляется в районном (областном, окружном) онкологическом диспансере.

Дети с онкологическими заболеваниями подлежат пожизненному диспансерному наблюдению. Если течение заболевания не требует изменения тактики ведения детей, диспансерные осмотры после проведенного лечения осуществляются:

• в течение первого года — 1 раз в 3 мес;

• в течение второго года — 1 раз в 6 мес;

• в дальнейшем — 1 раз в год.

Плановая онкологическая помощь детям оказывается при проведении профилактических мероприятий; при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни детей, не требующих экстренной или неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния детей, угрозу их жизни и здоровью.

Оказание специализированной, за исключением высокотехнологичной, онкологической медицинской помощи осуществляется в федеральных государственных медицинских организациях, находящихся в ведении МЗ РФ, при необходимости установления окончательного диагноза в связи с нетипичностью течения заболевания, отсутствием эффекта от проводимой терапии и/или повторных курсов лечения при вероятной эффективности других методов лечения; при высоком риске оперативного лечения в связи с осложненным течением основного заболевания или наличием сопутствующих заболеваний; необходимости дообследования в диагностически сложных случаях и/ или в комплексной предоперационной подготовке детей с осложненными формами заболевания, сопутствующими заболеваниями; при необходимости повторной госпитализации по рекомендации указанных федеральных государственных медицинских организаций в соответствии с Порядком направления граждан России в федеральные госу-

181

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

182

дарственные учреждения, находящиеся в ведении МЗ РФ, для оказания специализированной медицинской помощи, приведенным в приложении к Порядку организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденному приказом Миниздравсоцразвития РФ от 16.04.2010 № 243н; при наличии у больного медицинских показаний в федеральных государственных медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в соответствии с Порядком направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденным приказом Миниздравсоцразвития России от 05.10.2005 № 617.

При наличии у детей медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи направление в медицинскую организацию, оказывающую высокотехнологичную медицинскую помощь, осуществляется в соответствии с Порядком направления граждан России для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Миниздравсоцразвития РФ, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Миниздравсоцразвития РФ от 28.12.2011 № 1689н.

В случае если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием онкологической помощи, может повлечь возникновение болевых ощущений у детей, такие манипуляции проводятся с обезболиванием.

В шести приложениях к настоящему Порядку приведены Правила оказания онкологической помощи детям в кабинете врача детского онколога, а также в детском онкологическом отделении медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям по профилю «Детская онкология».

Кабинет врача детского онколога создается в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь детям с онкологическими заболеваниями на правах ее структурного подразделения, для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи.

На должность врача детского онколога Кабинета назначается специалист, соответствующий предъявляемым Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.07.2009 № 415н, с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 № 1644н, по специальности «Детская онкология».

Штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности детей на обслуживаемой территории с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением № 2 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «Детская онкология», утвержденному настоящим приказом (табл.).

Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения Кабинета, предусмотренным приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи детям по профилю «Детская онкология», утвержденному настоящим приказом. Кабинет врача детского онколога осуществляет:

• оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи детям; при наличии медицинских показаний — направление детей на стационарное лечение;

• при наличии медицинских показаний — направление детей в медицинские организации для проведения консультаций врачами-специали-стами по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 № 210н;

• диспансерное наблюдение за детьми;

• мониторинг состояния детей с онкологическими заболеваниями;

• оказание консультативной и методической помощи специалистами медицинских организаций по вопросам проведения профилактических осмотров, диспансеризации детей с предопухолевыми и хроническими заболеваниями;

Таблица. Рекомендуемые штатные нормативы Кабинета врача детского онколога

№ п/п Наименование должности Количество штатных единиц

1 Врач детский онколог 1 на 100 000 детей

2 Медицинская сестра 1 на 1 врача детского онколога

3 Санитар 1 на 3 кабинета

Примечание.

1. Рекомендуемые штатные нормативы кабинета врача детского онколога не распространяются на медицинские организации частной системы здравоохранения.

2. Для районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью медицинских организаций количество штатных единиц кабинета врача детского онколога устанавливается исходя из меньшей численности детского населения.

3. Для организаций и территорий, подлежащих обслуживанию Федеральным медико-биологическим агентством, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р, количество штатных единиц врача детского онколога устанавливается вне зависимости от численности прикрепленного детского населения.

ОНКОПЕДИАТРИЯ / 2015 / том 2 / № 3

• санитарно-гигиеническое просвещение населения по вопросам профилактики и ранней диагностики злокачественных новообразований у детей;

• организацию и оказание симптоматической и паллиативной помощи детям с онкологическими заболеваниями на дому совместно с врачами педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), а также врача-ми-специалистами по специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей;

• оформление медицинских документов детей для направления их на медико-социальную экспертизу;

• проведение санитарно-просветительной работы с населением по вопросам профилактики и ранней диагностики онкологических заболеваний у детей и формированию здорового образа жизни;

• участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей;

• ведение учетной и отчетной документации и представление отчетов о деятельности Кабинета.

Врач детский онколог Кабинета имеет право выписывать детям с онкологическими заболеваниями рецепты на лекарственные препараты, содержащие наркотические и психотропные вещества, включенные в Список наркотических средств и психотропных веществ (аналогично их назначению взрослым пациентам).

В кабинете врача детского онколога необходимо предусматривать помещение для приема больных и помещение для выполнения лечебных процедур, входящих в функции Кабинета.

Кабинет для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он организован.

Детское онкологическое отделение создается как структурное подразделение в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям по профилю «Детская онкология».

Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность в соответствии с квалификационными требованиями и освобождаемый от должности руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение.

Штатная численность Отделения определяется исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и коечной мощности с учетом рекомендуемых штатных нормативов Отделения.

В структуре Отделения рекомендуется предусматривать перевязочную, процедурную, палату (блок) реанимации и интенсивной терапии, дневной стационар (включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, процедурную, помещение для медицинских работников,

санитарную комнату, туалет для медицинских работников, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей), а также палаты для детей, в том числе одноместные; помещение для врачей, комнату для медицинских работников со средним медицинским образованием, помещение для проведения диагностических манипуляций и процедур, кабинет заведующего, кабинет старшей медицинской сестры, комнату для хранения аппаратуры и оборудования, комнату для хранения противоопухолевых лекарственных препаратов и их утилизации с использованием средств индивидуальной защиты, комнату для хранения наркотических средств, помещение сестры-хозяйки и другие помещения.

Детское онкологическое отделение осуществляет следующие функции:

• оказание специализированной медицинской помощи детям;

• проведение диагностических процедур в стационарных условиях;

• назначение по жизненным показаниям лекарственных средств, не зарегистрированных на территории Российской Федерации;

• направление детей в медицинские организации для паллиативного и симптоматического лечения;

• участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности детей;

• осуществление профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений, а также лечение осложнений, возникших в процессе лечения;

• оказание методической и консультативной помощи врачам медицинской организации по вопросам профилактики, диагностики и лечения детей;

• разработку и проведение мероприятий по повышению качества лечебно-диагностической работы в Отделении и снижению больничной летальности от онкологических заболеваний;

• повышение профессиональной квалификации медицинских работников по вопросам диагностики и оказания медицинской помощи детям;

• освоение и внедрение в практику новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей;

• ведение учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Отделения в установленном порядке.

Для обеспечения своей деятельности Отделение использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных отделений медицинской организации, в составе которой оно организовано.

Отделение может использоваться в качестве клинической базы образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также научных организаций.

183

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

184

РОЛЬ ГЛАВНЫХ ВНЕШТАТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ МЗ РФ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Важными условиями реализации мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению, являются организационно-методическое руководство, оценка и анализ качества выполнения задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед онкологической службой страны. В реализации этих социально значимых задач отечественного здравоохранения большая роль отводится главным внештатным специалистам по онкологии.

В соответствии с приказом МЗ РФ от 25 октября 2012 № 444 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации» (в ред. Приказов МЗ РФ от 21.06.2013 № 400, от 23.05.2014 № 236) в номенклатуру главных внештатных специалистов Министерства, привлекаемых на добровольных началах, включены главный внештатный специалист онколог и главный внештатный детский специалист онколог.

Этим же приказом утвержден и персональный состав главных внештатных специалистов соответствующего медицинского направления. Выполнение обязанностей главного внештатного специалиста онколога возложено на М.И. Давыдова, директора ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» МЗ РФ, а обязанностей главного внештатного детского специалиста онколога — на В.Г. Полякова, заместителя директора НИИ ДОГ ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» МЗ РФ.

Деятельность главных внештатных специалистов, осуществляемую под непосредственным руководством Министра здравоохранения Российской Федерации, регламентирует утвержденное данным приказом Положение.

Основными задачами главного внештатного специалиста являются:

• участие в определении стратегии развития соответствующего медицинского направления и тактических решений по ее реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи;

• изучение и распространение новых медицинских технологий.

Среди основных функций главного внештатного специалиста следует отметить следующие:

• анализ информации о состоянии соответствующего медицинского направления, изучение отечественного и зарубежного опыта в области организации здравоохранения, медицинских технологий и методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

• подготовка предложений по совершенствованию соответствующего медицинского направления, в том числе в части оказания медицинской помощи;

• подготовка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты и разработке нормативных правовых актов, в том числе программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

• подготовка предложений по совершенствованию методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

• методическая помощь главным внештатным специалистам субъектов Российской Федерации и федеральных округов, медицинским организациям.

Главный внештатный специалист имеет право привлекать главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов, специалистов образовательных и научных организаций медицинского профиля, медицинских организаций к решению вопросов с их согласия.

Главный внештатный специалист возглавляет профильную комиссию по специальности, в состав которой включаются главные внештатные специалисты по соответствующим специальностям всех субъектов Российской Федерации и федеральных округов, директора профильных научных организаций, ведущие ученые и специалисты, представители профессиональных медицинских сообществ и ассоциаций по специальности.

Работа главного внештатного специалиста осуществляется во взаимодействии с департаментами Министерства, в компетенции которых находятся соответствующие вопросы, Федеральным медико-биологическим агентством, Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, а также с главными внештатными специалистами субъектов Российской Федерации и федеральных округов.

Главные внештатные специалисты по онкологии МЗ РФ в федеральных округах. Приказом МЗ РФ от 23 сентября 2013 № 655 утверждена номенклатура главных внештатных специалистов МЗ РФ в федеральных округах Российской Федерации, в состав которой входят также главный внештатный специалист онколог и главный внештатный детский специалист онколог.

Положение о главном внештатном специалисте Министерства в федеральных округах Российской Федерации, утвержденное данным приказом, подробно регламентирует деятельность главных внештатных специалистов, привлекаемых к этой работе на добровольных началах.

Работа главного внештатного специалиста в федеральных округах осуществляется под непосредственным руководством главного внештатного специалиста МЗ РФ. Функции главного внештатного специалиста в федеральном округе возлагаются приказом МЗ РФ по представлению главного внештатного специалиста Министерства

ОНКОПЕДИАТРИЯ / 2015 / том 2 / № 3

на одного из членов профильной комиссии, формируемой в соответствии с пунктом 9 Положения о главном внештатном специалисте МЗ РФ, утвержденного Приказом МЗ РФ от 25.10.2012 № 444.

В соответствии с данным Положением основными функциями главного внештатного специалиста в федеральных округах являются:

1. Разработка и внесение предложений по совершенствованию соответствующего медицинского направления, медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, реабилитации больных.

2. Участие в организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по соответствующим специальностям в федеральном округе.

3. Участие в организации разработки порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) больных и внедрение их в практику работы медицинских организаций и научно-исследовательских учреждений федерального округа.

4. Участие в проверке работы медицинских организаций по соответствующему профилю и представление рекомендаций по совершенствованию их деятельности по соответствующему медицинскому направлению.

Считаем необходимым отметить, что главный внештатный специалист в федеральных округах имеет право:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вносить предложения по формированию целевого приема по программам послевузовского профессионального образования в учреждения, подведомственные МЗ РФ, согласно заявкам потребности в специалистах конкретного профиля в субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа.

2. Вносить предложения по совершенствованию организации соответствующего медицинского направления в федеральном округе и субъектах Российской Федерации, входящих в состав федерального округа.

3. Осуществлять методическую и практическую помощь главным специалистам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья по соответствующему направлению.

4. Оказывать консультативную медицинскую помощь больным в медицинских организациях и научно-исследовательских учреждениях федерального округа (при наличии права на осуществление медицинской деятельности в России в соответствии с законодательством Российской Федерации).

5. Принимать участие в рассмотрении обращений граждан России, проживающих на территории федерального округа, по вопросам диагностики и лечения, организации работы медицинских организаций и научно-исследовательских учреждений федерального округа.

6. Принимать участие в формировании научно-исследовательских программ различного уровня (отраслевых, федеральных, окружных и др.), рецензировании (экспертизе) результатов научных исследований по вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний, медицинской реабилитации, совершенствованию деятельности системы здравоохранения федерального округа и разработке рекомендаций по их внедрению в соответствующие медицинские организации федерального округа.

7. Осуществлять методическую и практическую помощь по соответствующему направлению главным специалистам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Более подробная информация об основных задачах и функциях, возлагаемых на главного внештатного специалиста в федеральных округах, а также ряд других вопросов, связанных с его профессиональной деятельностью, изложены в настоящем Приказе.

Таким образом, приведенные в приказах МЗ РФ от 25.10.2012 № 444 и от 23.09.2013 № 655 положения относятся непосредственно и к деятельности главного внештатного специалиста онколога и главного внештатного детского специалиста онколога с учетом особенностей их профессиональной научной и практической работы, а также специфики данного медицинского направления — оказание медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями, в том числе детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Онкологическая служба Российской Федерации представляет собой стройную систему медицинских организаций с определенными функциями каждого подразделения: первичные онкологические кабинеты; областные, краевые, республиканские онкологические диспансеры; федеральные медицинские организации онкологического и радиологического профиля.

Медицинская помощь по профилю «Детская онкология» включает профилактику и диагностику онкологических заболеваний, а также лечение и реабилитацию больных онкологическими заболеваниями в медицинских организациях с использованием современных специальных методов и сложных, в том числе уникальных, медицинских технологий.

Важными условиями реализации мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению, являются организационно-методическое руководство, оценка и анализ качества выполнения задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед онкологической службой страны. В реализации этих социально значимых задач отечественного здравоохранения большая роль отводится главным внештатным специалистам по онкологии,

185

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

186

задачи и функции которых регламентированы соответствующими приказами Минздрава России.

Изучение и анализ опубликованных Минздравом России статистических материалов, содержащих сведения о заболеваемости населения страны, ресурсах и деятельности учреждений здравоохранения за 2013 г., показали, что имеет место тенденция к улучшению результатов деятельности онкологической службы в целом по стране. При этом следует отметить, что по ряду показателей, отражающих качество оказания медицинской помощи онкологическим больным, организация деятельности соответствующих медицинских организаций в отдельных субъектах Российской Федерации нуждается в совершенствовании.

Злокачественные опухоли — редкое заболевание среди детей, поэтому анализ выживаемости требует накопления данных за длительный период времени и на достаточно большой численности детского населения. Хотя во многих регионах России действуют территориальные канцер-регистры, данные популяционной выживаемости детей, заболевших злокачественными опухолями, крайне скудны. Публикуются в основном результаты анализа выживаемости по отдельным лечебным учреждениям.

Тенденции роста онкологической заболеваемости детей в России связаны прежде всего с улучшением диагностики. При этом резерв роста сохраняется, поскольку показатели заболеваемости детей остаются существенно ниже соответствующих

показателей в развитых странах. Несмотря на значительное снижение, уровень смертности детей от злокачественных опухолей в России более чем на 50% превышает смертность в развитых странах, в том числе от лейкозов и опухолей центральной нервной системы.

Среди причин высокой смертности можно указать плохую выявляемость, неадекватную диагностику, отсутствие онкологической настороженности у врачей общего профиля, оказание медицинской помощи непрофильными стационарами, несоблюдение стандартов и протоколов лечения. В связи с этим основными условиями снижения смертности являются:

• совершенствование базы специализированных учреждений;

• продвижение современных высокотехнологичных стандартов диагностики и лечения в регионы;

• своевременная и повсеместная полнота регистрации больных;

• выявление детей с ранними стадиями заболевания;

• своевременное и адекватное лечение;

• активный мониторинг всех заболевших.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы данной статьи подтвердили отсутствие финансовой поддержки / конфликта интересов, которые необходимо обнародовать.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 25.06.2012 № 89-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 02.07.2013 № 167-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 205-ФЗ, от 27.09.2013 № 253-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 386-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ).

2. Постановление Правительства Российской

Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

3. Распоряжение Правительства Российской

Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1727-р «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

4. Постановление Правительства Российской

Федерации от 11 октября 2013 г. № 906 «О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным учреждениям на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологи-

ческими заболеваниями» (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.09.2014 № 935).

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи».

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2010 г. № 16 «О порядке организации мониторинга реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению».

7. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.10.2012 № 560н (в ред. приказа Минздрава России от 02.09.2013 № 608н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Детская онкология».

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 № 915н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Онкология».

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.10.2012 № 560н (в ред. приказа Минздрава России от 02.09.2013 № 608н).

10. Приказ Минздрава России от 25 октября 2012 г. № 444 «О главных внештатных специалистах

ОНКОПЕДИАТРИЯ / 2015 / том 2 / № 3

Министерства здравоохранения Российской Федерации» (в ред. Приказов Минздрава России от 21.06.2013 № 400, от 23.05.2014 № 236).

11. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2013 № 655 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах Российской Федерации».

12. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 17.08.2011 № 14-3/10/2-8051 «Об организационно-методической помощи и поддержке онкологической службы Российской Федерации».

13. Заболеваемость населения России в 2012 году. Статистические материалы. Части I — IX. Подготовлены Министерством здравоохранения Российской Федерации и ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. Москва. 2013.

14. Ресурсы и деятельность учреждений здравоохранения. Части I-III. Подготовлены Министерством здравоохранения Российской Федерации и ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. Москва. 2013.

15. Социально значимые заболевания населения России в 2012 году. Статистические материалы.

Подготовлены Министерством здравоохранения Российской Федерации и ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. Москва. 2013.

16. Алгоритмы диагностики и лечения злокачественных новообразований. Под ред. академика РАМН В.И. Чиссова. М.: ФГУ «МНИОИ им. П.А. Герцена» Минздравсоцразвития России. 2010. 543 с.

17. Роль и задачи смотрового кабинета поликлиники как этап в организации профилактических мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению (методические рекомендации). М.: ФГУ «МНИОИ им. П.А. Гзрцена» Минздравсоцразвития России. 2010. 34 с.

18. Организация работы и задачи первичного онкологического кабинета в системе онкологической помощи населению Российской Федерации (методические рекомендации). М.: ФГУ «МНИОИ им. П.А. Гзрцена» Минздравсоцразвития России. 2010. 32 с.

19. Алгоритмы выявления онкологических заболеваний у населения Российской Федерации (методические рекомендации для организаторов здравоохранения, врачей первичного звена, врачей специалистов). М. 2010. 34 с.

187

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Поляков Владимир Георгиевич, академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора НИИ ДОГ ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, заведующий отделением опухолей головы и шеи, заведующий кафедрой детской онкологии ГБОУ ДПО «РМАПО» Минздрава России

Адрес: 115478, Москва, Каширское ш., д. 24, e-mail: [email protected]

Байбарина Елена Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, директор Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Адрес: 127994, Москва, Рахмановский пер., д. 3

Чумакова Ольга Васильевна, доктор медицинских наук, заместитель директора Департамента медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Адрес: 127994, Москва, Рахмановский пер., д. 3

Сусулева Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор кафедры детской онкологии ГБОУ ДПО «РМАПО» МЗ РФ, врач отделения химиотерапии гемобластозов НИИ ДОГ ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» Минздрава России

Адрес: 115478, Москва, Каширское ш., д. 24, e-mail: [email protected]

Рыков Максим Юрьевич, кандидат медицинских наук, научный сотрудник отделения опухолей головы и шеи НИИ ДОГ ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» Минздрава России

Адрес: 115478, Москва, Каширское ш., д. 24, тел.: +7 (916) 187-52-61, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.