DOI: 10.15690/onco.v5i1.1861
М.Ю. Рыков1' 2, И.А. Турабов3, О.Г. Желудкова4
1 Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина,
Москва, Российская Федерация
2 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
(Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация 3 Северный государственный медицинский университет, Архангельск, Российская Федерация 4 Российский научный центр рентгенорадиологии, Москва, Российская Федерация
Внедрение электронной базы данных детей с онкологическими заболеваниями в пилотных медицинских организациях: результаты проспективного когортного
исследования
В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют достоверные статистические данные (заболеваемость, смертность, одногодичная летальность и т.д.), характеризующие состояние медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями. Это объясняется отсутствием единой электронной базы данных пациентов. Цель исследования — повышение достоверности статистических данных путем внедрения регистра детей с онкологическими заболеваниями. Методы. Разработана и внедрена в клиническую практику двух пилотных медицинских организаций электронная база данных детей с онкологическими заболеваниями, позволяющая вести учет пациентов с указанием диагноза, ключевых дат, катамнестических данных; анализировать протоколы полученного ранее лечения и его качество; составлять план лечения; получать информацию о доступности коек и количестве пациентов в различных медицинских организациях; проводить медицинские консультации с привлечением специалистов медицинских организаций третьего уровня. Для пациента (законных представителей пациента) предоставляется доступ к «личному кабинету», отражающему план лечения, включая график приема лекарственных средств, а также возможности маршрутизации. Результаты. За 6 мес функционирования (09.17-02.18) в электронную базу данных внесена информация о 75 пациентах, получавших лечение с 2017 г. по настоящее время. Заключение. Внедрение электронной базы данных во всех медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям с онкологическими заболеваниями, позволит получать достоверные статистические данные, контролировать качество медицинской помощи и маршрутизацию пациентов. Это сократит расходы бюджетных средств и повысит выживаемость пациентов.
Ключевые слова: детская онкология, эпидемиология, злокачественные новообразования, статистика, канцер-регистр.
(Для цитирования: Рыков М.Ю., Турабов И.А., Желудкова О.Г. Внедрение электронной базы данных детей с онкологическими заболеваниями в пилотных медицинских организациях: результаты проспективного когортного исследования. Онкопедиатрия. 2018;5(1):5-12. Doi: 10.15690/onco.v5i1.1861)
5
ОБОСНОВАНИЕ
В настоящее время статистические данные, касающиеся злокачественных новообразований у детей в Российской Федерации, не являются достоверными [1, 2], что существенно затрудняет планирование организации медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями. Помимо этого, необходимы регулярный контроль качества оказания медицинской помощи, а также оптимизация маршрутизации пациентов [3].
Для реализации изложенных выше целей разработана и внедрена в клиническую практику пилот-
ных медицинских организаций электронная база данных детей с онкологическими заболеваниями.
Электронная база данных
В процессе оказания плановой медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями часть медицинской помощи, которая связана с выполнением лекарственной терапии для конкретного пациента, может быть условно разделена на отдельные этапы, которые полностью либо частично циклически повторяются. Пример такого разбиения:
• определение потребности пациента в лекарственных препаратах (ЛП), в т.ч. в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи и клиническими рекомендациями;
• определение доступности этих ЛП в местных условиях;
• назначениеЛП;
• введение ЛП;
• оценка ответа пациента на терапию.
В современной практике региональной системы здравоохранения эти подпроцессы существуют по отдельности, при этом зачастую не удается отследить их взаимосвязь (данные отсутствуют). В частности, не всегда удается проанализировать, была ли потребность в ЛП удовлетворена как в отношении конкретных пациентов, так и в целом для детей с онкологическими заболеваниями. При этом для одних участников процесса фактом удовлетворения потребности является размещение заказа с учетом планируемых конкретным пациентам доз, для других — получение ЛП пациентами в аптеке, а для третьих — введение ЛП пациенту.
Между тем в случае предоставления лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета аспект адресности и подтвержденности фактов такой помощи является весьма важным для всех участников системы, и в первую очередь для распорядителей соответствующих бюджетов и контролирующих инстанций.
Автоматизируемые системой виды деятельности включают в себя:
• контроль актуальности определения (вычисления) текущей потребности региона в ЛП, поставляемых за счет федерального и/или регионального бюджета;
• прослеживание преемственности между потребностью в ЛП конкретных пациентов и итоговой реализацией этих ЛП, вплоть до введения конкретных единиц первичной упаковки ЛП;
• поддержание соответствия между назначениями ЛП (в т.ч. дозами), медицинскими стандартами и клиническими рекомендациями;
• контроль соответствия между объемами и сроками предоставления в размещенных логистиче-
Maxim Yu. Rykov1' 2, Ivan A. Turabov3, Olga G. Zheludkova4
1 Blokhin Medical Research Center of Oncology, Moscow, Russian Federation 2 Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russian Federation
3 Northern State Medical University of the Ministry of Health of Russia,
Arkhangelsk, Russian Federation
4 Russian Scientific Center of Radiology Moscow, Russian Federation
Set-up of the Electronic Database of Pediatric Cancer Patients in Pilot Medical Facilities: A Prospective Cohort Study
Background. At present, there is no reliable statistical data (morbidity, mortality, one-year mortality, etc.) that characterize the state of medical care for children with cancers in the Russian Federation seen in due to the lack of an universal electronic database of patients. Objective. Improve the reliability of statistical data. Methods. In the clinical practice of two pilot medical facilities, an electronic database of pediatric cancer patients was introduced which allows: keep patient records with a diagnosis, key dates, follow-up data; analyze the treatment received earlier and assess its quality; make a treatment plan; obtain information on the availability of beds and the number of patients in various medical facilities; perform medical consultations involving the of specialists of the third level medical institutions. Patient (or legal representatives of the patient), has access to the «private cabinet» which provides information on the treatment plan including a schedule for taking medicines, as well as routing possibilities. Results. In the period of 6 months (09.17-02.18), information on 75 patients who received treatment from 2017 to the present was put into the electronic database. Conclusion. The electronic database provides reliable statistical data, helps monitoring the quality of medical care and routing patients. This results in reducing the budget costs and improving the survival of patients.
Key words: pediatric oncology, epidemiology, malignant tumors, statistics, cancer registry. (For citation: Rykov Maxim Yu., Turabov Ivan A., Zheludkova Olga G. Set-up of the electronic database of pediatric cancer patients in pilot medical facilities: a prospective cohort study. Onkopediatria. 2018;5(1):5-12. Doi: 10.15690/onco.v5i1.1861)
6
ских заказах на получение ЛП аптеками и медицинскими организациями (МО) реальной текущей потребности, определенной по назначениям;
• отслеживание фактического получения (в т.ч. введения, если применимо) пациентами ЛП, назначенных им ранее в рамках запланированных курсов лекарственной терапии, для ЛП предоставляемых за счет федерального и/или регионального бюджета;
• поддержание преемственности и обоснование необходимых корректирующих воздействий по факту расхождений между сформулированной в предыдущие периоды перспективной потребностью в ЛП на текущий период и текущей потребностью в этих ЛП;
• формулирование перспективной потребности на ЛП, поставляемые за счет федерального и/ или регионального бюджетов.
Пользователи системы
• Врачи детские онкологи, осуществляющие назначение ЛП пациентам, внесение данных о пациентах в электронную базу данных;
• врачи МО по месту жительства пациентов, осуществляющие выписку льготных рецептов на назначенные ЛП;
• врачи стационарных МО и дневных стационаров, осуществляющие контроль за введением ранее назначенных ЛП;
• специалисты ответственных складов, отвечающие за контроль заказа и поступления ЛП, передачи их в аптеки и МО;
• главные внештатные специалисты регионов, отвечающие за контроль эпидемиологической ситуации по своим нозологиям, формирование перспективных планов по фармакологическому обеспечению региона на последующие (более года) периоды;
• специалисты уполномоченных исполнительных органов государственной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ, отвечающие за фармакологическое обеспечение пациентов и МО региона;
• иные участники процессов здравоохранения (главные врачи, заведующие отделениями МО);
• пациенты.
Виды автоматизируемой деятельности
Виды автоматизируемой деятельности индивидуальны для каждого участника процесса. Для врача:
• подбор комплекта медицинских стандартов и клинических рекомендаций в соответствии с диагнозом и зафиксированными показателями состояния пациента;
• обоснование расчета дозировок ЛП для разовых введений и курсовых доз на основании клинических рекомендаций в соответствии с диагнозом и зафиксированными показателями состояния пациента;
• учет показателей состояния пациентов, значимых с точки зрения назначения, продолжения, отмены, корректировки доз курсов лекарственной терапии;
• обоснование расчета количества лекарственных препаратов в соответствии с существующими формами выпуска, необходимого для проведения назначаемого пациенту курса лекарственной терапии;
• формирование ведомости потребности в лекарственных препаратах;
• формирование стандартизованных форм предоставления / изменения / отзыва информации в регистры учета пациентов;
• фиксация фактов:
— введения ЛП пациенту в соответствии с назначениями;
— отмены отдельных введений (с обоснованием);
— переноса сроков введения (с обоснованием);
— разделения доз на редуцированные введения (с обоснованием);
— нежелательных реакций (с уточнениями);
— полной отмены курсов (с обоснованием и уточнением).
Для главного внештатного специалиста:
• подготовка информации и стандартизованных форм заявок на перспективную потребность в лекарственных препаратах, предоставляемых за счет федерального бюджета, и обоснование заявок в соответствии с требованиями [4, 5];
• контроль за дальнейшим лечением и наблюдением пациентов, в т.ч. за результатами лечения пациентов, получивших направления на госпитализацию в федеральные центры или по месту жительства; наблюдение состояния пациентов, выписанных после проведенных курсов лекарственной терапии под наблюдение районного специалиста по месту жительства; контроль своевременного обеспечения ЛП в МО для пациентов, направленных главным специалистом для прохождения курсов лекарственной терапии в стационары и дневные стационары по месту жительства.
Для специалиста отдела фармакологического обеспечения органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья субъектов Российской Федерации:
• формирование сводных ведомостей потребности в лекарственных препаратах по МО, нозологическим единицам и группам, региону в целом, каналам предоставления и финансирования;
• формирование стандартизованных форм предоставления / изменения / отзыва информации в регистры учета пациентов;
• маршрутизация форм от врача к специалисту, ответственному за ведение регистра.
Для специалистов фармаций и ответственных складов:
• формирование ведомостей потребности в ЛП, предоставляемых по льготным рецептам, для
своевременного предоставления в аптеки;
• уведомление пациентов о готовности ЛП по их назначению к выдаче в аптеках.
Для пациента:
• сбор информации по отдельным видам параметров состояния здоровья на основе утвержденных клиническими рекомендациями анкет и опросных листов (как, например, индекс собственной оценки состояния здоровья пациентом);
• уведомления (доступность препарата для выдачи и/или введения, наступления срока госпитализации, приглашение на запланированный осмотр врачом-специалистом).
Структура системы
Система состоит из следующих компонентов:
1) пользовательский интерфейс, функционирующий на устройствах пользователей;
2) ядро системы, представляющее собой многоуровневую структуру сервисов и ресурсов. Непосредственное взаимодействие пользовательского интерфейса происходит с сервисами ядра, относящимися к верхнему уровню, — прикладными сервисами. В их число входят:
• сервис управления клиническими данными (кейсы);
• управление текущей потребностью в лекарственных препаратах (календарь);
• сервис взаимодействия участников и согласования запросов;
• управление перспективной потребностью в ЛП;
• база клинических рекомендаций. Компонент «пользовательский интерфейс» предназначен для осуществления взаимодействия пользователя с прикладными сервисами. В зависимости от полномочий пользователя компонент предоставляет доступ к различным наборам функций.
Компонент «сервис управления клиническими данными» предназначен для хранения и представления клинических данных о конкретном заболевании конкретного пациента в рамках единицы хранения, именуемой в системе «кейс» (от англ. сэве — случай).
Каждый кейс имеет в своем составе следующие блоки:
• диагноз (возможно несколько диагнозов одновременно):
— наименование по классификации Всемирной организации здравоохранения;
— код по МКБ-10;
— специфичные для данного наименования пары «параметр-значение», например описание стадии заболевания;
— морфологическуая верификация;
— дата постановки диагноза;
— включение пациента с этим диагнозом в какой-либо регистр;
• параметры состояния — множество специфичных для данного диагноза либо для назначен-
ных диагностических исследований параметров-характеристик состояния организма или информация из результатов анализов и т.д., и их значений;
• данные о назначенной (запланированной и проведенной) лекарственной терапии. Клинические данные вносятся врачом, при этом
та часть лекарственных назначений, для которой обозначены сроки в течение текущего планового периода (как правило, текущий календарный год), является основным субъектом обработки для сервиса «управление текущей потребностью в лекарственных препаратах».
Компонент «управление текущей потребностью в лекарственных препаратах» предназначен:
• для сбора данных о назначениях пациентам отдельных ЛП;
• сопоставления назначенных курсов лекарственной терапии с существующими формами выпуска и торговыми наименованиями;
• формирования ведомостей потребления ЛП для пациентов, МО с отражением в календарном аспекте для заказа и доставки в конкретные аптечные организации и больничные аптеки МО;
• контроля за корректностью ведения лекарственной терапии, назначенной специалистами для применения (введения) в других МО, своевременностью заказа, получения и введения. Компонент «управление перспективной потребностью в лекарственных препаратах» предназначен для формирования главными внештатными специалистами заявок на будущие (более года вперед) периоды на ЛП, поставляемые за счет федерального бюджета.
Компонент «сервис взаимодействия участников и согласования запросов» подразумевает взаимодействие между отдельными участниками процессов лекарственного обеспечения в рамках осуществления ими таких работ, как:
• формирование персональных графиков назначения ЛП;
• составление сводных ведомостей потребления ЛП на краткосрочную перспективу;
• согласование выписки льготных рецептов на ЛП;
• согласование приобретения МО дорогостоящих ЛП под конкретных пациентов для проведения назначенного курса;
• выдача ЛП по льготным рецептам. Компонент «база клинических рекомендаций»
предназначен для наполнения системы справочной информацией из клинических рекомендаций и медицинских стандартов, с тем чтобы увязать между собой диагнозы, схемы лекарственной терапии, методы расчета дозировок различных ЛП.
Для обеспечения эксплуатации системы необходимыми и достаточными условиями являются:
• бесперебойное функционирование сети «Интернет» на участке между эксплуатирующей организацией и вычислительными мощностя-
8
§а1епо5
¿Г. гмддеиты
О ЛЛЙЛ'Ш
® «««О.Рь
£ ОТЧЕТЫ
~ СПРАВОЧНИКИ )
ф НАСТРОЙКИ >
а ВЫХОД
Рис. 1. Интерфейс для ввода персональных данных пациента
ми, где функционирует ядро системы (т.е. в пределах Российской Федерации); • бесперебойное функционирование информационной системы ведения персональных данных в соответствии с федеральным законом № 152-ФЗ и каналов связи, обеспечивающих подключение к ней [6].
Система функционирует по принципу «облачного сервиса», т.е. единое для всех объектов автоматизации ядро системы эксплуатируется на выделенных соответствующих вычислительных и коммуникационных мощностях, а образуемые ею сервисы общего пользования доступны всем авторизованным пользователям системы по сети «Интернет». Все пользователи, осуществляющие свою работу в рамках деятельности объектов автоматизации, не ограничены в возможности использования системы из любой точки земного шара и с любого абонентского устройства, удовлетворяющего базовым требова-
= ПАЦИЕНТЫ V
'■/083,3 Диффузная В-крулноклеточная лимфома
✓ а в
Параметры
□ Пцнмлр Знвч»ии* Дате Источник
□ о Стадия го Алл АгЬог II »Д92017 Ручной ваод
□ ф лшфоузгюа Брьпегчныс гяшфоуэ1Ч< (иы*ктор« «ЛЬ»*«') 26092017 Рцчиэйвдсд
□ о Гегзгаиетагия Да »005017 РушОЙМЮД
□ о Сплемомегална Да »092017 Ручмэйвмд
□ о Прочие зютра«оалы*>* очаги Кости »09-2017 Ручной ввод
□ о Ш»апя №1
□ © и*апа»№1
□ о Рост 160.00 см »092017 Ручной ввод
□ о бос КМ» «г »092017 Ру-ОЮ*4 В8Ш
О о ппт 1-50 м2 ».092017 АвсоиатчсмА расчет
Рис. 2. Интерфейс для ввода медицинских данных пациента
ниям для запуска компонента «пользовательский интерфейс». Пользовательские интерфейсы системы проиллюстрированы на рис. 1-4.
Также разработана электронная карта Российской Федерации, которая в режиме реального времени отображает для каждого субъекта Российской Федерации следующую информацию:
0 СМЗЛ*«1ГНЧ.в-.чЧ- )( Ц □
= ПАЦИЕНТЫ -
Линии терапии
О» Поиск
Mtl.pt $ г;
£ В * « О
1-Доси Ад'Ч Ш С410 Где** Ч№00
1 *
1 —РиЖ*>.21
Н-СНОР-21 / О
1 — ГиСНОР-21 3 — Р-€НОР-21 4 — 1М-ЮР-21
Дозировка: Ц абсолютная нормированная
ЕЗ
Н „
И
00000 0 0
ЦИКЛОФОСФАМКД. М1 ДОКСОРУБИЦ^Н.М! ВИНКР ИСТИН, М1 ПРЕДНЙЗОЛОН. М1 ОБЩИЙ АНАЛИЗ КРОВ ОЦЕНКА НЕГЕМАТОЛО
РмуисииаЬ внутривмир вьлуоа Ид«цо»ггрв1 дпв приготовления раегворз ДЛЯ 1<мфу»1|1, 10 1*,'ил, 10ып упаковки Упзюоед ясмцемгратл рятукавюОа шчо N»2 КОЛИЧКТ 563 во препарат; 000 1 ул«01 3
Цничфосфаиид Вчутр'^оенно Пиоф. М>ра для ьВ и в-'М веса 100 и» КсроС*а картонная 100 фо 1123 10000 1
Дсисорувицин. Впутримнма Кйк4»траи ДПЙ приготовления раствора для внутрнесм>«хо иждечля.гипМп, 10 Ш1 Каота^щя коров« 7Я во *
Вмкриэтин, Впутрмнно винфистим раствор для ИМЬСКЦИЙ 1 мгЛяп фяавдм 1 мп вннфнстт раствор для ИНЬСШИИ 1 МГ.'МЛ фгакон 1 мл №10 15 10 1
Лреднмюпон, Лерарлльно Предмнжпои тавпеп® 5 Предмиялом гайпвти 5 ыг №10 300 300 в
дайге»@1йяай.ги -Г [604) ЗЭЗ-Я-оа
С ММКУ-МиХ1.'! Т*хПАБ
Рис. 3. Интерфейс для ввода данных планируемого лекарственного лечения
9
Оценка негематологический токсичности День; 11 X
Выполнено •
[ | инфекционные ослож^ния
|~1 Карииотогатчностъ
| | гелаготзиекчноеп,
Ц Осложнения со сторону ЖКТ
Ц осложнения «сторож органон дыхания
Н Другое
□ и**.™
МО - Я
Создам: 26.09 2017, ч«ной5«э А.И., ГБУЗ СО "Арлмильосая города УДАЛИТЬ узя больница" ОТМЕНА СОХРАНИТЬ
Рис. 4. Интерфейс для оценки токсичности
количество медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям с онкологическими заболеваниями в каждом субъекте; количество коек, врачей и пациентов в каждом из них (рис. 5, 6).
МЕТОДЫ
Дизайн исследования
Проведено нерандомизированное проспективное исследование.
когортное
Критерии соответствия
Для проведения исследования выбраны отделения детской онкологии в составе медицинских организаций второго и третьего уровней.
Условия проведения
• Онкологическое отделение химиотерапии опухолей ГБУЗ АО «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» (АОДКБ; Архангельск, Российская Федерация)
• Детское онкологическое отделение радиотерапии и комплексных методов лечения ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадио-логии» Минздрава России (РНЦРР; Москва, Российская Федерация).
Продолжительность исследования
Сентябрь 2017 - февраль 2018 г. (6 мес).
Рис. 5. Карта субъектов Российской Федерации с возможностью выбора медицинской организации Примечание. Синим цветом выделена Архангельская область.
10
Рис. 6. Карта с отображением числа коек, врачей и пациентов в выбранной медицинской организации
Описание исследования
С целью внедрения электронной базы данных в клиническую практику совершено четыре научных экспедиции с целью обучения медицинского персонала использованию электронной базы данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Объекты исследования
Пациенты с онкологическими заболеваниями в возрасте 0-17 лет, получавшие медицинскую помощь на базе отделений детской онкологии, вошедших в исследование медицинских организаций.
Основные результаты исследования
В электронную базу данных за 6 мес функционирования (09.17-02.18) внесена информация о 75 пациентах, получавших лечение с 2017 г. по настоящее время. В электронную базу АОДКБ внесена информация о 63/75 (84%) пациентах в возрасте 0,5-17 лет (средний возраст 6,7 года), из них 25 (39,7%) с нефробластомой, 11 (16,9%) с медуллобла-стомой, 1 (1,6%) с саркомой Юинга, 1 (1,6%) с раб-домиосаркомой; у 25 (39,7%) пациентов диагноз на момент написания статьи не верифицирован.
В электронную базу РНЦРР внесена информация о 12/75 (16%) пациентах в возрасте 5-12 лет (средний возраст 8,5 года) с диагнозом медулло-бластомы.
ОБСУЖДЕНИЕ
В настоящее время система учета детей с онкологическими заболеваниями характеризуется рядом дефектов, которые снижают ценность статистических данных с точки зрения анализа оказанного лечения и научной деятельности.
Учет пациентов согласно классификации МКБ-10, которая основана на анатомической локализации опухолевого процесса, не применим в детской онкологии в силу структуры злокачественных новообразований у детей, где первостепенное значение имеет гистологическая характеристика опухолей.
Не обеспечивается учет показателей, которые относятся к критериям качества (время, затраченное на верификацию диагноза; время до начала лечения и т.д.). Эти показатели возможно получить лишь после анализа историй болезней пациентов, что требует существенных временных ресурсов и не поддается проверке. Таким образом, крайне затруднительно оценить достаточность предпринятых системой здравоохранения усилий, доступность современных методов диагностики и лечения.
Информация о смерти и причине смерти пациента не менее важна. Ее получение в настоящее время затруднено в силу отсутствия в большинстве медицинских организаций «катамнестических групп». Наиболее простым способом является автоматическое получение такой информации из учетных систем органов ЗАГС. Однако получение информации из этого источника затруднительно по
причинам юридического характера. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что зачастую проще использовать косвенные источники информации, например данные территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Предложенная электронная база данных устраняет изложенные выше дефекты, а также обеспечивает преимущества для медицинских организаций и пациентов.
Медицинская организация получает возможность учета пациентов с указанием диагноза, дат первичного обращения к врачу и верификации диагноза, катамнестических данных; возможность анализа полученного ранее лечения и критериев оценки его качества, плана лечения; информацию о доступности коек и количестве пациентов в других медицинских организациях; возможность запрашивать и получать консультации в медицинских организациях третьего уровня.
Пациент (законные представители пациента) получает доступ к плану лечения, включая график приема лекарственных средств и возможности маршрутизации.
Важно прослеживать судьбу пациента после выхода из детского возраста. Наиболее логичным является создание единой базы данных (регистра), в которой пациент учитывается по нозологиям и возрастным группам.
Отметим, что предложенная электронная база данных обладает намного более широким набором функций, чем федеральные регистры, основной функцией которых является учет числа пациентов по кодам МКБ-10, что, как было отмечено выше, категорически неприемлемо в детской онкологии.
Таким образом, внесение поправок в федеральный закон от 21.11.11 № 323-ф3 (ред. от 29.07.17) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и создание Федерального регистра детей с онкологическими заболеваниями не является необходимым условием [6].
Важно отметить, что передача медицинской информации происходит по защищенным каналам связи, тогда как в настоящее время распространена тактика пересылки медицинской документации с помощью электронной почты и смс-сооб-щений, что запрещено федеральным законом от 27.07.2006 (ред. от 29.07.17) № 152-ФЗ «О защите персональных данных» [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внедрение электронной базы данных во всех медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям с онкологическими заболеваниями, повысит достоверность статистических данных и предоставит научному сообществу новый горизонт возможностей, основанный на анализе «больших данных», что приведет к синтезу новых решений, направленных на разработку новых протоколов лечения и повышение качества медицинской помощи.
11
ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ
Не указан.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Авторы статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о котором необходимо сообщить.
ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ
Авторы выражают искреннюю благодарность и признательность директору проекта «Галенос» ООО
«ТехЛАБ» М.А. Кауфману за разработку электронной базы данных и помощь в написании данной статьи, а также министру здравоохранения Архангельской области А.А. Карпунову, директору ФГБУ «РНЦРР» Минздрава России В.А. Солодкому и заведующему онкологическим отделением химиотерапии опухолей ГБУЗ АО «Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова» В.А. Митрофанову за помощь, оказанную при внедрении электронной базы данных в клиническую практику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рыков М.Ю., Байбарина Е.Н., Чумакова О.В., Поляков В.Г. Эпидемиология злокачественных новообразований у детей в Российской Федерации: анализ основных показателей и пути преодоления дефектов статистических данных // Онкопедиатрия. — 2017. — Т.4. — №3 — С. 159176. [Rykov MY, Baibarina EN, Chumakova OV, Polyakov VG. 5. Cancer epidemiology in children in the Russian Federation: analysis of key indicators and ways to overcome the statistical data defects. Oncopediatrics. 2017;4(3):159-176. (In Russ).] doi: 10.15690/onco.v4i3.1747.
2. Рыков М.Ю. Смертность детей от злокачественных новообразований в Российской Федерации // Онкопедиатрия. — 2017. — Т.4. — №4 — С. 234-245. [Rykov MY. Mortality From from malignant tumors in children in the Russian Federation. Oncopediatrics. 2017;4(4):234-245. (In Russ).] doi: 10.15690/onco.v4i4.1810.
3. Омельяновский В.В., Железнякова И.А., Сухору-ких О.А., и др. Клинические рекомендации и критерии качества: роль в повышении качества медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями // Онкопедиатрия. — 2016. — Т.3. — №4 — С. 297-301. [Omelianovskij VV, Gelezniakova IA, Sukhorukikh OA, et al. Clinical guidelines
and quality criteria: role in quality improvement of health care 6. for children with cancer. Oncopediatrics. 2016;3(4):297-301. (In Russ).] doi: 10.15690/onco.v3i4.1634.
4. Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. №404 «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после 7. трансплантации органов и (или) тканей». [Resolution of the Government of the Russian Federation №404 «Ob utverzhde-
nii Pravil vedeniya Federal'nogo registra lits, bol'nykh gemo-filiei, mukovistsidozom, gipofizarnym nanizmom, bolezn'yu
Goshe, zlokachestvennymi novoobrazovaniyami limfoidnoi, krovetvornoi i rodstvennykh im tkanei, rasseyannym sklero-zom, lits posle transplantatsii organov i (ili) tkanei» dated 26 April 2012. (In Russ).] Доступно по: http://base.garant. ru/70168890/ Ссылка активна на 02.02.2018. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.04.2015 №213н «О форме заявки на поставку лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей». [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation №213n «0 forme zayavki na postavku lekarstvennykh preparatov, prednaznachennykh dlya obespecheniya lits, bol'nykh gemofiliei, mukovistsidozom, gipofizarnym nanizmom, bolezn'yu Goshe, zlokachestvennymi novoobrazovaniyami limfoidnoi, krovetvornoi i rodstvennykh im tkanei, rasseyannym sklerozom, lits posle transplantatsii organov i (ili) tkanei» dated 29 April 2015. (In Russ).] Доступно по: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70939888/ Ссылка активна на 02.02.2018. Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 29.07.17) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Federal Law №323-ФЗ (red. ot 29.07.17) «Ob osnovakh okhrany zdorov'ya grazh-dan v Rossiiskoi Federatsii» dated ot 21 November 11. (In Russ).] Доступно по: http://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/ user_upload/documents/zakoni/fz_21_11_2011_323-red_ ot_03_07_16.pdf. Ссылка активна на 02.02.2018. Федеральный закон от 27.07.2006 (ред. от 29.07.17) №152-ФЗ «О персональных данных». [Federal Law №152-FZ (red. ot 29.07.17) «0 personal'nykh dannykh» dated 27 July 2006. (In Russ).] Доступно по: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61801. Ссылка активна на 02.02.2018.
12
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Рыков Максим Юрьевич, кандидат медицинских наук, заместитель директора НИИ ДОГ ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, доцент кафедры онкологии лечебного факультета ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), главный внештатный детский специалист онколог Минздрава России по Центральному федеральному округу
Адрес: 115478, Москва, Каширское шоссе, д. 24, e-mail: [email protected], SPIN-код: 7652-0122, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8398-7001
Турабов Иван Александрович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой детской хирургии, декан педиатрического факультета ФГБОУ ВО «СГМУ» Минздрава России, главный внештатный детский специалист онколог Министерства здравоохранения Архангельской области, главный внештатный детский специалист онколог Минздрава России по Северо-Западному федеральному округу
Адрес: 163000, Архангельск, пр. Троицкий, д. 51, e-mail: [email protected], SPIN-код: 1787-2363, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4047-406X
Желудкова Ольга Григорьевна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник детского онкологического отделения радиотерапии и комплексных методов лечения ФГБУ «РНЦРР» Минздрава России Адрес: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, д. 86, e-mail: [email protected], SPIN-код: 4850-7788, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8607-3635