МЕДИЦИНСКАЯ ПЕЧАТЬ И ВОПРОС О ЖЕНСКОМ ВРАЧЕБНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Е.М. Смирнова*
В статье рассматривается позиция медицинского сообщества по вопросу о женском врачебном образовании.
Ключевые слова: эмансипация, женское медицинское образование, медицинское сообщество, медицинская печать.
Духовная атмосфера середины XIX в., либеральные реформы Александра II создали благоприятные условия для решения «женского вопроса». Сознание гражданского долга, потребность в труде, материальная необходимость побудили женщин стремиться к профессиональным знаниям, что заметнее всего проявилось в желании изучать медицину. А государство, испытывая дефицит медицинских кадров, объективно было заинтересовано в использовании женского труда в этой сфере. Труд акушерки, сиделки, сестры милосердия, фельдшерицы получил общественное признание. Но попытки получить доступ к высшему медицинскому образованию вплоть до конца столетия неоднозначно воспринимались обществом. Многие придерживались твердого убеждения, что круг деятельности женщин ограничен семьей, что особы женского пола стремятся заниматься медициной «больше по недоразумению», что эти занятия «неудобны» «с точки зрения приличия, скромности и стыдливости», поскольку увлекают женщину «в бездну разврата и порока». Понятие женской эмансипации зачастую ассоциировалось типом «стриженой нигилистки».
Если общество в целом апеллировало к консервативной традиции, то в медицинских кругах право женщин на высшее образование рассматривалось в профессиональном ракурсе. Полемика развернулась в связи с открытием женских врачебных курсов (1872), их судьбой и перспективами развития женского медицинского образования в принципе. Обсуждался вопрос практической целесообразности подготовки женщин-врачей, способности женщин освоить профессию медика и, наконец, их мотивации. Большинство в
Ярославская государственная медицинская академия
Смирнова Елена Михайловна - к.и.н, доцент кафедры истории и философии, [email protected]
медицинском сообществе приветствовало стремление женщин служить на врачебном поприще. «Не праздная мечта, не каприз моды побуждает русскую женщину добиваться знаний и прав, а желание принести посильную помощь всем страждущим и обездоленным», - писал начальник ВМА, член Медицинского совета МВД Н.А. Вельяминов. Горячими защитниками высшего образования выступили профессор ВМА, П.П. Сущинский, редакторы газет «Врач» В. А. Манассеин и «Земский врач» Е.В. Светловский, известный деятель земской медицины Д.Н. Жбанков. «Законность и разумность» женского образования отстаивали «Медицинский вестник», «Медицинская беседа», «Врач» и др. издания.
Позиции весьма немногочисленных противников женского образования подкреплялись авторитетом высокопоставленных чиновников, например, Н.Е. Мамонова, вице-директора, а в 1881-1888 гг. директора Медицинского департамента МВД. Возражения сводились к следующему: женщина не в состоянии вынести тяжелых обязанностей врача; совместное обучение в университетах «приведет к понижению умственного и нравственного уровня» вузов, а открытие специальных женских учебных заведений нецелесообразно ввиду незначительного числа желающих получить высшее образование. За этими аргументами угадывалось главное - нежелание иметь соперницу на рынке труда. А.П. Вальтер, профессор медицинского факультета Киевского университета, редактор «Современной медицины» с ироническим пафосом писал о «победоносном вторжении» женщин в труднейшую из всех наук, «которая дается только самым даровитым и трудолюбивым из мужчин»: «.. .de facto дамы - ученые акушерки, получат право над жизнью и смертью своих больных по всем болезням, которые они лечить заблагорассудят. Стало быть, прекрасный пол, по своему обыкновению, дешевою ценою покупает большие выгоды и сделается конкурентом врачей мужского пола ...». Решительно протестовал против допуска женщин к высшему образованию и государственной службе врач Придворного ведомства, заместитель редактора «Вестника общественной гигиены, судебной и практической медицины», официального органа Медицинского департамента, К.К. Толстой. Признавая, что женщины-врачи «завоевали себе всеобщую симпатию», он, тем не менее, предлагал ограничиться «чисто практической подготовкой толковых, образованных и добросовестных помощников врачей».
Выступление Толстого в печати встретило резкую отповедь Светлов-ского и Жбанкова. Авторы публикаций доказывали, что жажду образования нельзя заглушить никакими ограничительными мерами. Эту тему Жбанков
развил в статье «О допущении женщин в университет». Статья - отклик на важное событие - учреждение Женского медицинского института. Однако, по убеждению автора, вопрос о женском образовании окончательно не решен: «Положение женщин-врачей до сих пор искусственно-фальшивое - вся их деятельность - контрабанда». Публицист заострил внимание на отсутствии законодательного признания прав женщин на диплом врача. «Положение о Санкт-Петербургском Женском Медицинском Институте» (10 мая 1904 г.) снимало юридические ограничения: выпускницы получали диплом на звание лекаря «со всеми предоставляемыми сим званием правами на медицинскую деятельность» и право приобретать ученые степени. В решении этого вопроса немалая заслуга медицинской общественности.
Литература
1. Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины, 1889. - Т. II. - Кн. II.
2. Врач, 1880. - № 35; 1889. - № 31.
3. Земский врач, 1889. - № 28.
4. Русский врач, 1892. - № 6.
5. Современная медицина, 1872. - № 32.