Научная статья на тему 'Медицинская безграмотность населения как барьер в коммуникации фармацевта и пациента'

Медицинская безграмотность населения как барьер в коммуникации фармацевта и пациента Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
544
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИЗОР / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕСОБЛЮДЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ / КОММУНИКАЦИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ / PHARMACIST / PHARMACEUTICAL ASSISTANCE / PHARMACEUTICAL COUNSELING / PROFESSIONAL ACTIVITIES / INTERACTION / NON-COMPLIANCE WITH RECOMMENDATIONS / COMMUNICATION / MEDICAL ILLITERACY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Василенко Е.А., Динейкина Е.В., Сергеева Е.О.

В данном исследовании акцентированы проблемы взаимодействия фармацевтических работников и пациентов. Показаны перспективы развития и внедрения фармацевтической помощи в процессе лечения, так как провизоры являются важным ресурсом в достижении желаемых терапевтических результатов. Принципы взаимодействия провизоров и пациентов нашли своё отражение в системе фармацевтической помощи, которая включает в себя не только фармакотерапию, но и решение проблем, связанных с индивидуализированным подходом к пациентам с низкой медицинской грамотностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL LITERACY OF THE POPULATION AS A BARRIER IN THE COMMUNICATION OF THE PHARMACIST AND PATIENT

This study focuses on the interaction of pharmaceutical workers and patients. The prospects for the development and implementation of pharmaceutical care in the treatment process are shown, since pharmacists are an important resource in achieving the desired therapeutic results. The principles of interaction between pharmacists and patients are reflected in the pharmaceutical care system, which includes not only pharmacotherapy, but also the solution of problems associated with an individualized approach to patients with low medical literacy.

Текст научной работы на тему «Медицинская безграмотность населения как барьер в коммуникации фармацевта и пациента»

PHARMACEUTICAL SCIENCES

МЕДИЦИНСКАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК БАРЬЕР В КОММУНИКАЦИИ

ФАРМАЦЕВТА И ПАЦИЕНТА

Василенко Е.А.

старший преподаватель кафедры патологии Пятигорского медико-фармацевтического института, филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУМинздрава России Динейкина Е.В. преподаватель кафедры иностранных языков Пятигорского медико-фармацевтического института, филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России

Сергеева Е.О. доцент кафедры патологии Пятигорского медико-фармацевтического института, филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России

MEDICAL LITERACY OF THE POPULATION AS A BARRIER IN THE COMMUNICATION OF

THE PHARMACIST AND PATIENT

Vasilenko E.

Senior Lecturer, Department of Pathology Pyatigorsk Medical Pharmaceutical Institute -branch of Volgograd State Medical University Dineikina E.

Lecturer, Department of Foreign Languages Pyatigorsk Medical Pharmaceutical Institute -branch of Volgograd State Medical University Sergeeva E.

Associate Professor, Department of Pathology Pyatigorsk Medical Pharmaceutical Institute -branch of Volgograd State Medical University

Аннотация

В данном исследовании акцентированы проблемы взаимодействия фармацевтических работников и пациентов. Показаны перспективы развития и внедрения фармацевтической помощи в процессе лечения, так как провизоры являются важным ресурсом в достижении желаемых терапевтических результатов. Принципы взаимодействия провизоров и пациентов нашли своё отражение в системе фармацевтической помощи, которая включает в себя не только фармакотерапию, но и решение проблем, связанных с индивидуализированным подходом к пациентам с низкой медицинской грамотностью.

Abstract

This study focuses on the interaction of pharmaceutical workers and patients. The prospects for the development and implementation of pharmaceutical care in the treatment process are shown, since pharmacists are an important resource in achieving the desired therapeutic results. The principles of interaction between pharmacists and patients are reflected in the pharmaceutical care system, which includes not only pharmacotherapy, but also the solution of problems associated with an individualized approach to patients with low medical literacy.

Ключевые слова: провизор, фармацевтическая помощь, фармацевтическое консультирование, профессиональная деятельность, взаимодействие, несоблюдение рекомендаций, коммуникация, медицинская безграмотность.

Keywords: pharmacist, pharmaceutical assistance, pharmaceutical counseling, professional activities, interaction, non-compliance with recommendations, communication, medical illiteracy.

В последние десятилетия в мировой фармацевтической практике наблюдается переход от лекарственного обеспечения к более широкой профессиональной деятельности. Как следствие, целью посещения аптеки всё чаще становятся профилактика заболевания и поддержание здоровья. В связи с данным фактом изменяются и функции провизора. Если ранее деятельность фармацевтических работ-

ников была ориентирована на снабжение лекарственными средствами населения, то на современном этапе развития фармации фокус сместился на участие фармацевта и его ответственность за результат лекарственной терапии пациентов.

Изменение роли и функций фармацевтических работников обсуждалось и в ВОЗ. На одном из заседаний (Япония, 1993 г.) была сформулирована

концепция фармацевтической помощи, в соответствии с которой приоритетом в работе фармацевта являются интересы пациента, через влияние на состояние его здоровья фармацевтический работник улучшает качество и эффективность системы здравоохранения в целом [2].

В последние десятилетия в деятельность аптек внедряются стандарты качественной (надлежащей) аптечной практики. Основоположником стандартизации деятельности аптек является Международная фармацевтическая федерация (International Pharmaceutical Federation), которая в начале 90-х гг. XX века разработала руководство [1] по надлежащей аптечной практике (Good Pharmacy Practice). Правила GPP базируются на концепции оказания лекарственной помощи, предоставляемой фармацевтическими работниками, на основании которых разрабатываются национальные стандарты GPP [3]. В соответствии с GPP осуществление информационно-консультационных услуг приоритетно в деятельности работника первого стола.

Несоблюдение пациентами рекомендаций является серьёзной проблемой российского здравоохранения и встречается в разной степени во всех областях охраны здоровья в России. Причины данного явления могут быть социальными, экономическими или медицинскими. Также способствуют несоблюдению и психосоциальные причины, например поведенческие факторы непосредственно пациентов. Для многих из них отсутствие медицинской грамотности является основным препятствием для эффективной коммуникации в сфере здравоохранения, что влечёт за собой непонимание и невосприятие фармакологической информации и, как следствие, неправильный приём лекарственных препаратов. Вероятность ухудшения состояния здоровья резко возрастает, как и возможность госпитализации. Кроме того, недостаточное или избыточное использование лекарств, может привести к летальному исходу. Следовательно, неправильный приём лекарственных средств потенциально порождает увеличение расходов на здравоохранение. Также очевидным следствием является искажение клинических статистических данных.

В современном российском здравоохранении остро стоит проблема «самолечения». На наш взгляд, позиция «сам себе врач» может быть уместна исключительно в области контроля питания и физической активности, как способ поддержания статуса здорового человека и как средство предотвращения некоторых заболеваний, но однозначно опасной является данная позиция при приёме лекарственных препаратов, самовольном изменении дозировок или отказа от какого-либо препарата, предписанного в схеме лечения.

Известно, что пациенты не всегда принимают медикаментозное лечение в соответствии с указаниями, независимо от возраста, социального класса. Несоблюдение предписаний в домашних условиях часто включает в себя избыточную или недостаточную дозировку, полное исключение одного или нескольких прописанных лекарств, приём

дополнительной дозы, использование несанкционированного лечения или приём лекарств в неподходящее время.

Одним из факторов, способствующих подобному нерациональному поведению являются социальные поведенческие теории - теория веры в здоровье, модель здравого смысла и теория самоэффективности.

На корректный приём лекарств влияют три ключевые конструкции:

- представление пациента о болезни (воспринимаемая тяжесть);

- когнитивные способности пациента (понимание, долговременная память);

- внешние сигналы или стратегии, используемые пациентом для интенсификации восприятия, связанного с приёмом лекарств (социальная поддержка, устройства для напоминания).

Когнитивная функция пациента может иметь решающее значение для правильного приёма лекарств и взаимодействия с фармацевтом. Способность пациента придерживаться предписанного режима лечения может быть нарушена, если он не может получить и понять основную информацию о том, как принимать предписанные лекарства.

Медицинская грамотность определяется как уровень владения человеком навыками и знаниями, необходимыми для понимания информации, связанной со здоровьем. Таким образом, медицинская грамотность подразумевает и когнитивные навыки, используемые для решения проблем, связанных со здоровьем. Данное определение также подразумевает, что грамотность выходит за рамки умения читать предложение и умения понять написанное слово. Медицинская грамотность включает в себя навыки счёта, такие как, например, расчёт уровня глюкозы в крови и измерение доз. Кроме того, требуются знания медицинской тематики в дополнение к базовым навыкам грамотности.

Уровень медицинской грамотности человека может быть ниже уровня его общей грамотности. Как правило, лица с ограниченной грамотностью также имеют ограниченную медицинскую грамотность - неспособность получать, обрабатывать и понимать основную медицинскую информацию, необходимую для принятия соответствующих решений в отношении здоровья. Ограниченная грамотность связана с отсутствием понимания письменного или устного сообщения о здоровье.

Пациенты с уровнем медицинской грамотности ниже базовой часто не могут прочитать письменную информацию, предоставленную им медицинскими работниками. Низкая медицинская грамотность - проблема, затрагивающая людей из всех слоёв общества, независимо от возраста, пола, уровня дохода или социального класса. Однако, риску наиболее подвержены экономически неблагополучные и пожилые.

Большая часть информации о санитарном просвещении, предоставляемая пациентам (устные инструкции, письменная информация) изложена в формате, слишком сложном для понимания среднестатистического человека. Данное несоответствие в

коммуникации может быть одной из причин несоблюдения предписаний.

Некоторые пациенты не понимают как правильно принимать лекарства по рецепту. Неадекватное или неправильное понимание инструкций к лекарству включает в себя и непонимание важности медикаментозной терапии. Пациенты могут верить, например, что лекарства, такие как антидепрессанты и кортикостероиды, не дают нужного результата и прекращают принимать их до ожидаемого эффекта.

Эффективное общение между фармацевтом и пациентом при отпуске лекарственных средств может иметь решающее значение. Хотя эффект связи между фармацевтом и пациентом малоизучен в контексте санитарной грамотности, исследование коммуникации между врачом и пациентом показывает, что врачи как правило переоценивают уровень грамотности пациентов и редко учитывают ограниченную грамотность в своей оценке.

Лица с низким уровнем грамотности находятся в неблагоприятном положении в их способности получать, обрабатывать и понимать как письменную, так и устную информацию. Совершенствование связи между фармацевтом и пациентом улучшит понимание предписанного режима лечения, дозировок и эффективности лекарственной терапии и, следовательно, в будущем поможет избежать некорректного приёма лекарственных средств.

Пациенты с низким уровнем медицинской грамотности часто полагаются на устное общение и нуждаются помощи в запоминании того, что они слышат. К сожалению, большинство пациентов не получили устного совета или информации о том, например, как долго принимать лекарство, как управлять побочными эффектами, какие принимать меры предосторожности, когда лекарство начнёт действовать.

Проблемы связи «фармацевт-пациент» не решаются автоматически, при всех попытках медицинских работников удовлетворить данную потребность. Существенный разрыв между манерой речевого общения медицинских работников и их пациентов усложняет ситуацию. Многие люди, в том числе грамотные, имеют проблемы с пониманием медицинских терминов. С другой стороны, пациенты с низким уровнем медицинской грамотности создают трудности в работе фармацевтов. В практике нередки случаи сокрытия пациентом ограниченной грамотности, относительной скудости словарного запаса и недостаточной базы знаний, что подвергало их здоровье определённому риску. Во избежание подобных ситуаций рациональным видится та модель диалога, где фармацевт сообщает информацию о назначении лекарства, ожидаемые результаты, продолжительность приёма и потенциальные неблагоприятные последствия, в дополнение к информации в инструкции по применению или дублируя её. Необходимо учитывать то, что пациенты всех уровней медицинской грамотности испытывают сложности с адекватным пониманием медицинской информации.

Таким образом, когда фармацевты предоставляют устные консультации пациентам с недостаточной медицинской грамотностью целесообразно говорить чётко и медленно, использовать соответствующий словарный запас, избегать медицинской терминологии, объяснять и конкретизировать наиболее важные детали и поощрять пациентов задавать вопросы. Интеграция устного общения имеет принципиальное значение.

Несмотря на неоспоримую важность устного общения, письменные инструкции и брошюры являются наиболее полным источником информации для пациентов. Печатные материалы используются как часть устного консультирования, усиливая конкретные инструкции или предупреждения или для введения дополнительной информации, которая не была озвучена в ходе устного консультирования. Подобные ознакомительные или уточняющие брошюры должны включать в себя информацию о побочных эффектах, взаимодействии лекарственных средств, ожидаемой продолжительности терапии и, например, что делать, если пациент пропустил приём лекарства или принял неверную дозировку.

Невзирая на широкую доступность и преимущества печатных материалов, подобные ресурсы имеют мало значения для пациентов с ограниченной грамотностью или навыками медицинской грамотности. Простое предоставление пациентам печатной информации не гарантирует того, что пациенты её поймут. Для обеспечения оптимального уровня восприятия информации о лекарствах для пациентов, печатные материалы должны быть написаны на соответствующем уровне для целевой аудитории. Удобочитаемость текста является одним из факторов, влияющих на его осмысление.

Вся вышеизложенная информация даёт фармацевтам больше поводов обратить особое внимание на их взаимодействие с пациентами, которые имеют ограниченные навыки медицинской грамотности. Философия фармацевтической помощи призывает фармацевтов выявлять, разрешать и предотвращать связанные с приёмом лекарственных средств проблемы. Рутинная идентификация пациентов с ограниченной грамотностью или навыками медицинской грамотности предотвратит нецелевое использование назначенных лекарств, может улучшить знания пациентов и навыки самообслуживания и, в конечном итоге, результат лечения. Оказание медицинской помощи продолжает смещаться от стационарного к амбулаторному и контроль употребления лекарств становится ответственностью пациента.

Данные тенденции указывают на важность взаимодействия фармацевт-пациент в обеспечении того, чтобы пациенты имели навыки и знания, необходимые для самостоятельного корректного приёма лекарств. Фармацевты имеют необходимые технические знания для оказания помощи пациентам, несмотря на это, оказание помощи, в которой нуждаются пациенты, может быть затруднено из-за определённых аспектов фармации, практики и мотивации фармацевтов.

Функциональные барьеры, такие как временные ограничения, нехватка ресурсов и отсутствие поддержки со стороны руководства в консультировании пациентов, могут повлиять на способность фармацевтов участвовать в обучении пациентов. Участие и сотрудничество работодателей имеют принципиальное значение для разработки решений для улучшения коммуникации между фармацевтами и всеми пациентами, особенно пациентами с ограниченной грамотностью. Взаимодействие фармацевтов с такими пациентами может быть решающим фактором в определении того, понимают ли они инструкции по приёму лекарств. Общие стратегии могут быть недостаточными для удовлетворения их уникальных потребностей Пациентам должна быть предоставлена возможность оценить потенциальные риски в предлагаемом лечении и его потенциальное влияние на качество их жизни. Фармацевтам могут потребоваться дополнительные ресурсы, такие как обучение, время, автоматизация, чтобы сделать данную жизненно важную услугу доступной пациентам. Подобное вмешательство может уменьшить процент неблагоприятных последствий ограниченной медицинской грамотности. В конечном итоге это может привести к повышению профессионального имиджа аптеки.

Несмотря на то, что информация, представленная в данной статье, не является исчерпывающей, она может помочь фармацевтам в их усилиях более эффективно общаться со всеми пациентами таким образом, чтобы улучшить их понимание лекарственных аннотаций. В сотрудничестве с пациентами фармацевты могут преодолеть барьер медицинской безграмотности населения.

Ограниченная медицинская грамотность напрямую связана с ухудшением здоровья, невосприимчивостью к лекарствам, ошибками в медикаментозном лечении, повышением медицинских расходов и увеличению числа случаев госпитализации. Эффективная коммуникация с пациентами, особенно с низким уровнем грамотности, имеет потенциал не только в преодолении разрыва между фармацевтами и пациентами, но и в улучшении понимания пациентами предписанного режима приёма лекарств и обеспечение пациентов необходимой информацией. Трудности могут быть рассмотрены и разрешены до того как приведут к несоблюдению назначений, госпитализации и т.д. Мы рассматриваем данный тип коммуникации как превентивную меру.

Популяризация медицинского знания среди населения является не только обязанностью аптечных предприятий и провизоров, но и методом, направленным на охрану здоровья и повышение грамотности общества. Мы убеждены в том, что реализация Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [4] возможна только при объединении усилий медицинских и фармацевтических работников. Активное участие в санитарном просвещении наряду с меди-

цинскими работниками снизит уровень заболеваемости, продолжительность болезни (например, в случае ОРВИ) и осложнения после, сократит количество обращений в поликлиники и больницы, сделает окружающий нас социум более грамотным в вопросах здравоохранения, обеспечит приоритет профилактики в сфере охраны здоровья и т.д.

Изменения, происходящие в последние десятилетия в различных сферах: экономике, здравоохранении, фармации, психологии, а также в сфере информационных технологий, привели к радикальным переменам во взаимоотношениях между пациентом и провизором.

За последние тридцать лет под эгидой ВОЗ проведены мероприятия, в результате которых была определена новая роль фармацевтического специалиста в системе здравоохранения. В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:

• Врачи и фармацевты должны работать сообща;

• Фармацевтический специалист - это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и даёт рекомендации относительно их рационального использования;

• Фармспециалисты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС.

Таким образом, аптечная организация может служить не только коммерческим интересам, но и стать одним из центров санитарного просвещения, что в свою очередь поднимет уровень доверия к аптеке, а значит и привязанность клиентов. В настоящее время недостатка в аптечных учреждениях нет, следовательно, конкуренция высока, а надлежащее фармацевтическое консультирование - явное преимущество. Небезразличие к малограмотным посетителям и вышеобозначенный персонифицированный подход может стать своего рода «визитной карточкой» аптеки.

Список литературы

1. Мешковский А.П. Важнейшие рекомендации Международной фармацевтической федерации / А.П. Мешковский // Новая аптека. 2003. N° 3. С.19-24.

2. Мешковский А.П. ВОЗ о роли фармацевта / А. Мешковский // Аптека. 2002. 15 апр. Режим доступа: http:// pda.apteka.ua/article/12892

3. Надлежащая аптечная практика (НАП) в общественных и больничных аптеках // Провизор. 1999. Вып. 18. Режим доступа: 4. http://www.provisor.com. ua/archive/1999/N18/nap.php

4. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/program ms/health/info

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.