Научная статья на тему 'Медикопсихологические факторы риска нарушений когнитивных функций у детей в городских образовательных учреждениях'

Медикопсихологические факторы риска нарушений когнитивных функций у детей в городских образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
83
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медикопсихологические факторы риска нарушений когнитивных функций у детей в городских образовательных учреждениях»

ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 2008 - Т. XV, № 1 - С. 189

шуюся 1/3: только 1/3 выпуска платных медуслуг, производимых 1/5 от числа государственных и МУЗ численностью частных медицинских организаций и частнопрактикующих врачей, создает легальную сферу реального создания ВВП.

В отличие от частных медорганизаций и частнопрактикующих врачей, в государственных и МУЗ плата за эти услуги, нормируется государственными и муниципальными органами, и в качестве доходов изымается в казну. Такая - нерыночная -организация здравоохранения при товарной организации общества порождает экономическую инициативу медработников бюджетных учреждений здравоохранения. На каждые 2 единицы официальной оплаты платных медуслуг, оказываемых государственными и МУЗ, приходится 1 единица теневой оплаты (некассовая оплата врачам). С учетом оплаты нерыночных услуг за счет налогов для потребителя государственное и муниципальное здравоохранение является более накладным, чем оплата медуслуг частных организаций. Экономика здравоохранения расслоилась: нерыночный легальный оборот бесплатных медуслуг, предоставляемых государственными и МУЗ - это сфера легального использования или псевдо-создания ВВП. Нерыночный нелегальный оборот платных для граждан медуслуг, оказываемых одновременно с бесплатными в государственных и МУЗ - это сфера нелегального использования или минус-создания ВВП. Составляющий сферу создания ВВП рыночный легальный оборот платных медуслуг, распадающийся на две части: ориентированный на пополнение казны лимитируемый оборот, где участвуют государственные и МУЗ - это сфера квази-создания ВВП. Ориентированный на реинвестирование оборот, в котором участвуют частные медицинские организации (собственно, и являющийся бизнес-оборотом) - это сфера реального создания ВВП.

Чтобы государственные средства финансирования здравоохранения не утекали в теневой сектор и осваивались по назначению, экономика здравоохранения должна стать рыночной, создающей ВВП, увеличивая в нем долю здравоохранения [1].

Литература

1. Габуева Л.А. и др. //Главный врач: хозяйство и право.-2006.- № 3.- С.14-20.

УДК 616.69-008.1

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЙ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ В ГОРОДСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Г.П. ШИРЯЕВА, А.Г. МУТАЛОВ, Р.Я НАГАЕВ*

При поступлении в школу у 60-70% первоклассников выявляются нарушения когнитивной деятельности [2,4], что частично связано с отсутствием внимания к выявлению факторов риска со стороны педиатров и психологов, и ведет к формированию психологических проблем, влияющих на состояние здоровья.

Цель — выделение факторов риска нарушений когнитивного развития у детей и подростков в городских образовательных учреждениях и апробирование метода медико-психологопедагогического сопровождения при адаптации к учебе.

Материалы и методы. На базе анкетирования родителей, выкопировки данных амбулаторных карт, результатов контрольных работ по чтению, русскому языку, математике, психологического тестирование с оценкой внимания, памяти, мелкой моторики, восприятия, мышления, речевого развития рассчитаны относительный риск, диагностический коэффициент, и информативность для каждого из часто выявляемых признаков в группах детей, имевших нарушения когнитивных функций и здоровых детей (108 и 105 детей 7-10 лет соответственно). Прогнозирование вели с помощью статистических методов распознавания образов: теоремы Байеса, последовательной процедуры анализа Вальда [3]. Информативность признака определяли как сумму информативности всех его градаций. Признак считался информативным при ДК>2,0, 1>0,25. Медико-психологический портрет детей группы риска разработан на этой основе.

Результаты. Среди учащихся 1-х классов (всего 248 детей 6-7 лет) нами выявлено соотношение категорий детей групп риска когнитивного развития [1]: социально-педагогические запущенные дети - 12 (4,8%±0.8); соматически ослабленные дети - 32 (12,9%±1.8); школьно-незрелые дети - 63 (25,4%±0.9); дети с минимально-мозговой дисфункцией (ММД) - 22 (8,9%±0.6); дети с речевыми нарушениями - 75 (30,2%±1.2); дети с неосложненной задержкой психического развития (синдром гармоничного

Башкирский ГМУ, Институт последипломного образования, г. Уфа

психического инфантилизма) - 35 (14,1%±0.5); дети с психоневрологическими нарушениями - 112 (45,2%±2.4). При обучении 213 детей имели трудности в освоении школьной программы.

Среди детей 7-10 лет с проблемами в обучении чаще встречаются отягощенный акушерский анамнез (в 6,9 раз), патология беременности и родов (в 3 раза), нарушения физиологической зрелости (в 5,5 раза). Наиболее явно и быстро у детей появлялись и проявлялись двигательные нарушения (общие, координация, мелкая моторика, р<0,002). Отклонения в параметрах нервнопсихического развития в дошкольном возрасте выявлены в 44,0% случаев, а в группе сравнения - только у 17,3% детей. Наиболее яркими личностными нарушениями оказались: лабильность

эмоционального фона (85,3%), отрицательные черты характера (44,0%), перепады настроения (44,0%), нарушения самооценки (30,7%), недостаточная мотивация (10,7%), отсутствие интересов (25,3%). Высокие показатели информативности (I) определены у медико-биологических факторов риска раннего онтогенеза (0,67 и 0.50), нарушений моторики (0,9), отклонений нервнопсихического развития (0,55), нарушений нейродинамических функций (0,70) и особенностей личности ребенка (0,5-0,97). Выявлена достоверная разница по негативному отношению детей к детским дошкольным учреждениям (р<0,002) и к школе (р<0,01), а у 79,0% сформировалось отрицательное отношение к учебе (р<0,01). При этом среди детей группы риска меньше лиц, оценивающих свое соматическое и нервно-психическое здоровье на «хорошо» и «отлично» (р<0,05) и больше детей, имеющих >2 хронических заболевания (47,3%, р<0,002). Эти дети чаще имели родителей, употреблявших алкоголь (31,1%, р<0,002), подвергались несправедливым наказаниям (27,0%, р<0,002).

Анализ психоэмоционального состояния выявил отсутствие теплых межличностных отношений у 30,1±2.8% детей; снижение потребности отстаивания своей позиции у 20,3±3,0% детей; психоэмоциональной напряжение - у 17,2±1,8%; высокую потребность активных взаимоотношений с окружающими - у 25,2±0,3% детей. Анализ психологических типологических характеристик выявил недостающую готовность детей 6-7 лет к обучению в школе по факторам негативного отношения к школе, детей и их родителей, недостаткам развития нервно-психического развития (моторика, речь, память, мышление), состоянию здоровья с преобладанием предшкольного типа у 70,6±6,8% детей.

После коррекционных мероприятий методом медико-психолого-педагогического сопровождения (первичная и вторичная профилактика нарушений нервно-психического развития, личностно-ориентированное обучение, психологический контроль и коррекция) при подготовке к школе удалось достичь преобладания школьного типа психического развития у всех детей. В коррекционную программу предшкольного и псевдо-учебного типов вошли игры и упражнения, развивающие внутреннюю свободу и раскованность, коммуникативные и ораторские способности. Для детей коммуникативного типа предлагались игры и упражнения по развитию произвольности психических процессов, движений, самоконтроля и самодисциплины.

Заключение. Среди детей группы риска нарушений когнитивного развития в образовательных учреждениях выявлено 45,2% лиц с психоневрологическими нарушениями, 30,2% - с речевыми и 25,4% школьно-незрелых детей, что обуславливает нужность профилактических и реабилитационных мер в условиях детских дошкольных учреждений. Наиболее распространенными медико-психологическими факторами риска нарушений когнитивных функций у детей 7 -14 лет явились: лабильность эмоционального фона (85,3%), отрицательные черты характера (44,0%), перепады настроения (44,0%), нарушения самооценки (30,7%), отсутствие интересов (25,3%). При подготовке к школе проблемы создают негативное отношение к школе, высокий уровень притязаний родителей, недостатки зрительной и слуховой памяти, низкая степень умственной работоспособности, недостатки координации мелкой моторики рук и нарушения состояния здоровья детей, что ведет к преобладанию предшкольного типа психического развития у 70,6% детей. После медико-психологопедагогической реабилитации удалось сформировать школьный тип психического развития у всех, что дало удовлетворительную адаптацию к школе у >1/2 первоклассников.

Литература

1. Дети с задержкой психического развития.- М.: Педагогика, 1984.- 256 с.

2. Русова Т.В., и др. // Мат-лы Х1 конгр. педиатров России.-М., 2007.- С.579.

3. Ребова О.Ю. Статистический анализ медицинских данных.- М.: Медиа-сфера, 2002.

4. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы).- Т.1, - М.,2006.- 414 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.