Научная статья на тему 'Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как Cпособ раннего выявления рисков дезадаптации'

Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как Cпособ раннего выявления рисков дезадаптации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4932
1097
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АДАПТАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / PRE-SCHOOL AGE / ADAPTATION / SCHOOL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Безруких М. М., Филиппова Т. А., Байдина В. А.

Проведено комплексное исследование функционального развития детей старшего дошкольного возраста и выявлены риски дезадаптации. Установлено, что почти 20 % детей имеют несформированность школьно-значимых функций, а, следовательно, вероятность трудностей при овладении базовыми навыками письма и чтения у них достаточно высока. Анкетирование родителей выявило недостаточно адекватную их оценку возможностей детей, что может вызвать проблемы детско-родительских отношений из-за неадекватных требований взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There was held a complex investigation of functional development in elder preschool children. The risks of dysadaptation were revealed. It was found out that almost 20% of children have school significant functions not formed completely. Consequently the difficulty to acquire basic reading and writing skills is relatively high in these children. Parents questioning showed that parents tend to estimate the abilities of their children inadequately. Inadequate parents’ requirements can cause child-parent problems.

Текст научной работы на тему «Диагностика развития детей старшего дошкольного возраста как Cпособ раннего выявления рисков дезадаптации»

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СПОСОБ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ РИСКОВ ДЕЗАДАПТАЦИИ

М.М. Безруких, Т.А. Филиппова1 Федеральное государственное научное учреждение Институт возрастной физиологии РАО, Москва, Россия

В.А. Байдина, Ю.В. Чигиринская, А.В.Рязанова МОУ центр психолого-педагогический «Семья», Томск

Проведено комплексное исследование функционального развития детей старшего дошкольного возраста и выявлены риски дезадаптации. Установлено, что почти 20 % детей имеют несформированность школьно-значимых функций,

а, следовательно, вероятность трудностей при овладении базовыми навыками письма и чтения у них достаточно высока. Анкетирование родителей выявило недостаточно адекватную их оценку возможностей детей, что может вызвать проблемы детско-родительских отношений из-за неадекватных требований взрослых.

Ключевые слова: дошкольный возраст, адаптация, готовность к школе

Developmental diagnostics of elder pre-school children as the means of early detection of dysadaptation risks.There was held a complex investigation of functional development in elder pre-school children. The risks of dysadaptation were revealed. It was found out that almost 20 % of children have school significant functions not formed completely. Consequently the difficulty to acquire basic reading and writing skills is relatively high in these children. Parents questioning showed that parents tend to estimate the abilities of their children inadequately. Inadequate parents ’ requirements can cause child-parent problems.

Key words: pre-school age, adaptation, school readiness

Проблема ранней диагностики (прогнозирования) факторов риска в развитии, способных вызвать дезадаптацию при начале систематического обучения, а, следовательно, и школьные трудности, является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Диагностика факторов риска на этапе предшкольного образования (за год до начала обучения) позволяет выстроить адекватную систему предшкольного образования, охватывающую все стороны развития ребенка: личностное, социальное, когнитивное, физическое, а также разработать индивидуальные адаптивные программы развития. Известно, что рост и развитие детей протекает неравномерно и зависит и от генетических, и от средовых факторов. Разница между биологическим и паспортным возрастом может составлять от полутора до двух лет. Чаще биологический возраст отстает от паспортного. Исследования ИВФ РАО показали, что значительная часть современных детей, поступающих в первый класс, характеризуется несформированностью организации деятельности (до 60%), несформированностью речи (около 40%), несформированностью зрительного и зрительно-пространственного восприятия (до35%), отклонениями в состоянии здоровья, что снижает адаптационный потенциал организма ребенка. [3, 5, 24]. Важное значение для успешной адаптации имеет и уровень

Контакты:1 Т.А.Филиппова, E-mail: <TAFmoscow@yandex.ru>

физического развития, на который практически не обращают внимания ни родители, ни психологи. Все эти факторы могут стать причиной развития школьного стресса и дезадаптации, если они не будут вовремя диагностированы и не будут приняты адекватные меры по их устранению. Недостаточный уровень эмоционального и социального развития становится причиной повышенной тревожности ребенка, замкнутости, снижения самооценки, появления страхов, что также мешает ему быть успешным в школе.

Отсутствие раннего выявления и коррекции рисков возможной школьной дезадаптации способно спровоцировать не только проблемы в обучении ребенка, вследствие недостаточного уровня развития основных школьно-значимых функций (внимания, памяти, восприятия, зрительно-пространственного восприятия, мышления, речи), но привести к трудностям освоения базовых навыков: письма и чтения, а также стать причиной конфликтов с родителями и педагогами.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика, разработанная в Институте возрастной физиологии РАО [9, 10, 11], содержит все необходимые материалы для комплексной диагностики развития ребенка и включает в себя оценку по следующим блокам:

■ социальное развитие;

■ личностное развитие;

■ эмоциональное развитие;

■ творческое развитие;

■ когнитивное развитие, в том числе: развитие речи, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, внимания, мышления, организации деятельности;

■ физическое и моторное развитие.

Оценка уровня развития вышеперечисленных функций проводилась отдельно родителями и специалистами (воспитателями или психологами) в ходе углубленного обследования. Данные о состоянии здоровья детей были предоставлены родителями.

Используемые методические подходы:

■ Анкетирование родителей (включая предварительную беседу, объяснение целей, задач, правил заполнения, первичный анализ анкет, анализ анкет).

■ Углубленное обследование ребенка специалистом (педагогом или психологом) при выполнении тестовых заданий.

■ Социальное развитие оценивалось только по ответам родителей. Результаты оценки личностного, эмоционального, творческого, когнитивного развития по данным родителей и специалистов были суммированы.

■ Результаты анкетирования родителей по каждому блоку и результаты углубленного обследования были сопоставлены и проанализированы.

В исследовании, проведенном в апреле - мае в дошкольных образовательных учреждениях города Томска приняли участие 308 детей 6 - 7 лет, 156 мальчиков и 152 девочки. Родители 152 детей заполнили подробные анкеты, в которых отражены их оценки развития детей.

При оценке уровня развития всех показателей были приняты три градации их сформированное™: низкий уровень развития (группа «высокого риска» дезадаптации), при которой ребенок не может выполнить предложенное задание или испытывает трудности при выполнении; средний уровень развития (группа «умеренного риска» дезадаптации), при которой данный показатель недостаточно сформирован (ребенок затрудняется в выполнении задания, выполняет задание некачественно или нуждается в помощи взрослого); высокий уровень развития -данный показатель сформирован (ребенок самостоятельно и качественно выполняет задание).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Общий уровень развития обследованных детей всех дошкольных образовательных учреждений, участвовавших в исследовании представлен на рис. 1. Большинство детей - 66% (202 ребенка) составляют дети, имеющие средний уровень развития от 1 до 5-ти школьно-значимых функций. Чаще всего это развитие мелкой моторики и графических умений, развитие зрительно-пространственного восприятия, развитие речи и развитие организации деятельности, т.е. эти дети относятся к группе «умеренного риска».

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

15%

66%

19%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 1. Характеристика уровня сформированности всех исследуемых показателей развития (количество детей в %)

Дети, имеющие высокий уровень риска дезадаптации, при несформированно-сти 6-ти и более показателей развития (таких как - развитие речи, зрительнопространственного восприятия, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций, внимания, памяти, организации деятельности) относятся к группе «высокого риска» и составляют 19% (57 детей). Только 15% обследованных детей (49 детей) имеют высокий уровень сформированности всех исследованных показателей развития, т.е. минимальный риск дезадаптации.

85% всех обследованных детей имеют низкий и средний уровень сформированности по одному или нескольким исследуемым показателям развития, что может стать причиной школьных трудностей и создать условия для дезадаптации.

При этом следует отметить, что последствия несформированности некоторых из исследуемых функций (зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций) проявляются, как правило, к концу 2-го, началу 3-го класса. Такая отсрочка проявления рисков развития может сама стать дополнительным фактором, провоцирующим школьные трудности. Раннее прогнозирование школьных трудностей позволяет не только определить риски дезадаптации, но и предотвратить их.

Социальное развитие во многом определяет успешность и длительность социально-психологической адаптации ребенка к школе. Несформированность навыков социального общения может затруднить адаптацию, стать причиной сложностей взаимодействия со сверстниками и учителями. Ребенку с низким уровнем социального развития очень трудно бывает принять статус ученика. А трудности вхождения в коллектив и напряженные отношения с окружающими вызывают повышенную тревожность и снижают самооценку. Если учитель, зная эту особенность ребенка, примет ее во внимание, будет спокоен, доброжелателен, тактичен, то это не станет препятствием к успешному обучению. По данным исследователей социально незрелые дети в ситуации конфликта прекращают взаимодействие со сверстниками, считая, что их игнорируют. Они менее самостоятельны по сравнению с социально зрелыми детьми, испытывают эмоциональный дискомфорт в условиях детского коллектива [13].

□ Высокий и средний

развитие

Рис. 2. Уровень социального, личностного и эмоционального развития (количество детей в %)

Уровень социального развития диагностируется по данным анкетирования родителей. Согласно результатам исследования этого показателя, абсолютное большинство детей - 92% (Рис. 2) имеют хорошо сформированные социальные навыки: легко вступают в контакт, спокойно адаптируются в новой обстановке, умеют общаться с незнакомыми взрослыми людьми. Однако, анализируя этот показатель необходимо учитывать что не все родители адекватно оценивают спо-

собности ребенка и уровень его развития, часть родителей склонны приуменьшать или преувеличивать трудности, имеющиеся у ребенка.

Личностное развитие, так же, как и социальное, определяет успешность психологической адаптации ребенка к школе. Эффективное взаимодействие с окружающими сверстниками (одноклассниками) и взрослыми (учителем) - залог успешной адаптации в новых условиях деятельности при новом социальном статусе - ученика [28]. Недостаточная сформированность личностного развития может быть компенсирована условиями обучения, тактикой работы педагога и доброжелательным, понимающим отношением родителей.

Личностное развитие - это результат взаимодействия ребенка и окружающих взрослых на этапах дошкольного развития. Дефицит общения современных детей со сверстниками и чужими взрослыми затрудняет формирование адекватной самооценки, формирование статуса ученика.

Согласно полученным данным высокий и средний уровень сформированно-сти личностного развития - наблюдается у 89% дошкольников. (Рис. 2).

Углубленное изучение эмоционального развития выявило очень тревожные факты - 60% (189 детей) обследованных детей имеет несформированность эмоциональной сферы, т.е. имеют сложности в процессе определения, дифференциации эмоций других людей, а также выражения собственных эмоций.

Недостаточный уровень сформированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных способностей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и оценки, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Из расстройств этой сферы наиболее часто встречаются повышенная тревожность, повышенная агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм, демонстративность.

Вместе с тем, важное значение имеет также и эмоциональное состояние детей. Оценка психо-эмоционального состояния детей, посещающих занятия в группах предшкольного образования неполного и полного дня, а также в детских садах до начала занятий и после их окончания позволила выявить отрицательное влияние занятий на эмоциональное состояние детей. Количество детей с неблагоприятным эмоциональным статусом к концу дня увеличилось с 10 % до 44% в группах неполного дня, с 10% до 36% в группах полного дня и с 9 % до 28 % в детских садах [19]. Сочетание низкого уровня эмоционального развития, т.е. трудности определения эмоций, и психо-эмоциональное напряжение могут привести к трудностям адаптации или срывам.

При оценке творческого развития следует учитывать, что оно «относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства» [12]. Многие психологи подчеркивают зависимость успешного обучения от уровня творческого развития, воображения. [14, 20, 23, 27].

□ высокий и средний уровень

□ низкий уровень

Рис. 3. Уровень творческого развития (количество детей в %)

Больше половины, а именно 56% (173 ребенка) (Рис.3) всех обследованных детей имеют низкий уровень сформированности творческого мышления. Известно, что от уровня развития воображения и творческого потенциала зависит и степень развития познавательной мотивации, организации целенаправленного действия. Низкий уровень развития творческого мышления может быть связан с недостаточным вниманием к творческом самореализации ребенка и в дошкольном образовательном учреждении, и в семье. Ограничение заданий и игр способствующих развитию творческого мышления, использование игр и игрушек с заданными программами действий исключают возможность самостоятельного фантазирования [22, 23].

Когнитивное развитие - это комплексная характеристика развития познавательной деятельности ребенка. В структуру исследуемых показателей когнитивной деятельности вошли: речевое развитие, зрительно-пространственное восприятие, развитие тонко-координированных движений руки и зрительно-моторных координаций, развитие внимания и памяти, вербально-логическое и нагляднообразное мышление, способность к произвольной регуляции деятельности, т.е. организация деятельности.

Исследования показали, что только - 17% (52 ребенка) обследованных детей имеет проблемы в речевом развитии (Рис. 4). Следует отметить значимость речевого развития для успешности всего школьного обучения - без определенного уровня развития речи обучение в школе не то что затруднено, но практически невозможно. Сформированность речевого развития во многом зависит как от особенностей пре- и постнатального развития, от соматической патологии, так и от социально-средовых факторов, в частности от семейной обстановки, от своевременных рекомендаций и направления к специалистам, а также от внимательности и желания родителей принимать и решать проблемы речевого развития детей на ранних сроках их проявления. Данные полученные в настоящем исследовании свидетельствуют об эффективности работы специалистов в течение учебного года, так как литературные данные свидетельствуют о существенных различиях нарушений речевого развития дошкольников (от 15 до 30 %) [2, 21, 26, 29].

Вместе с тем анализ родительских анкет свидетельствует о том, что проблемы речевого развития не оцениваются родителями как первоочередные, особенно в том случае, когда звукопроизношение у ребенка не нарушено, но грамматический строй речи не сформирован или словарный запас ограничен. Но именно речь, ее логико-грамматические формы и активный словарный запас являются базой вербально-логического мышления, без которого невозможно действительное понимание связей и зависимостей между предметами. [15, 23]

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

83%

88%

75% 80%

59%

17%

%

25%

I

20%

I

77%

12%

23%

I

ё:

□ высокий и средний уровень

□ низкий уровень

1

2

3

4

5

6

Рис. 4. Уровень когнитивного развития (количество детей в %)

1 - речевое развитие

2 - развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций

3 - развитие зрительно-пространственного восприятия

4 - развитие внимания и памяти

5 - развитие логического мышления

6 - развитие организации деятельности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций отражают зрелость нервно-мышечной регуляции и произвольной регуляции деятельности и являются основной базой для формирования навыков письма и других двигательных действий [15, 29]. Количество детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторных координаций составляет 41% (126 детей). По данным Института возрастной физиологии РАО более 30% первоклассников демонстрируют несформированность моторики, связанную с незрелостью нервно -мышечной регуляции [4, 5, 6, 7, 24].

Около 25% детей имеют недостаточный уровень сформированное™ зрительно-пространственного восприятия (Рис. 4). Эти сложности могут спровоцировать в будущем сложности в обучении навыкам письма и чтения. По данным ИВФ РАО у 29,69% 7-ми летних детей уровень развития зрительно-

пространственного восприятия не соответствует нормативным значениям для данного возраста и оценивается как низкий [7].

Развитие внимания и памяти - необходимый компонент эффективного обучения. 20% обследованных детей (62 ребенка) (Рис. 4) имеют низкий уровень развития этих функций, что может стать причиной комплексных школьных трудностей. Однако, низкий уровень развития внимания и памяти может быть связан не только с индивидуальными особенностями развития этих функций, но и с нарушениями физического и психического здоровья, с высоким эмоциональным напряжением [8, 23]. В конце учебного года, когда проводилось обследование, могло негативно сказаться и утомление, накопившееся за год. Согласно исследованиям ИВФ РАО около У детей подготовительных групп имеют низкий уровень развития внимания и памяти [5, 7].

Мышление, отражающее запас сведений ребенка о себе, о мире, событиях, явлениях, умение классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, как правило, достаточно развито у современных детей [16, 17, 25]. Однако по результатам проведенной диагностики можно отметить, что часть детей 12% (38 детей) имеют низкий уровень развития логического мышления, затрудняются с установлением логической последовательности событий и явлений (причинно-следственных связей), классификацией предметов и явлений (Рис. 4).

Низкий уровень развития вербально-логического и наглядно-образного мышления, низкий уровень концентрации внимания могут стать причиной комплексных трудностей при обучении письму, чтению, математике, что подтверждается исследованиями успешности освоения базовых навыков чтения и письма у первоклассников [5].

Организация деятельности оценивалась в ходе выполнения ребенком всех предложенных заданий, т.е. оценивалась его способность понять инструкцию, действовать по плану, а не хаотично, доводить работу до конца, проверять работу, находить и исправлять ошибки в случае необходимости. Исследования показали, что 23% детей (71 ребенок) имеют низкий уровень развития организации деятельности (Рис. 4).

Следует отметить, что несформированность организации деятельности встречается у детей 6-7 лет достаточно часто (до 60% случаев) [3, 24] и способна серьезно осложнить процесс обучения. Именно особенности организации деятельности определяют эффективность работы ребенка в процессе учебных занятий, его способность выполнить все необходимые задания в соответствии с инструкцией (заданием, задачей), возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т.п.

Физическое и моторное развитие - важнейший показатель развития и состояния здоровья. Для оценки биологического возраста использовали оценку достижения определенных пропорций (Филиппинский тест) и начало смены молочных зубов. Согласно литературным данным количество постоянных зубов в 6 лет от 1 до 5, в 6,5 лет от 2 до 8, и в 7 лет от 6 до 10 [20] Отрицательный филиппинский тест и отсутствие смены молочных зубов свидетельствовало об отставании биологического возраста от календарного. Отставание биологического возраста от календарного выявлено у 45% детей, посещавших занятия в группах предшкольного образования неполного дня [18, 19] . Моторное развитие включало оценку стати-

ческого равновесия и двигательную пробу. 36% обследованных детей (111 детей) имеют низкий уровень физического и моторного развития (Рис. 5), что, несомненно, может не только осложнить процесс адаптации к систематическим учебным нагрузкам в школе, но и стать причиной ухудшения состояния здоровья. Низкий уровень моторного развития может быть следствием перегрузок; отсутствие занятий физкультурой и прогулок на свежем воздухе, что способствует значительному снижению функциональных показателей, и как следствие замедлению темпа роста и развития.

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

физическое и моторное состояние здоровья развитие

Рис. 5. Уровень физического и моторного развития и состояния здоровья

(количество детей в %)

Физическое и моторное развитие: 1 - высокий и средний уровень развития;

2 - низкий уровень развития;

Состояние здоровья: 1 - 1и 2 группы здоровья; 2 - 3 и 4 группы здоровья.

Для адекватной оценки физического и моторного развития необходимо пользоваться региональными возрастно-половыми нормативами. В настоящее время в литературе достаточно полно представлены нормативы биологического развития для девочек 7-15 лет, проживающих в московском регионе [18].

Одной из задач диагностики состояния здоровья детей предшкольного возраста является своевременное обнаружение отклонений в состоянии здоровья, препятствующих началу регулярных занятий образовательного характера или затрудняющих процесс обучения в школе. При изучении влияния состояния здоровья и текущей заболеваемости на развитие школьно-значимых функций у дошкольников были получены результаты, свидетельствующие о тесной корреляционной зависимости этих показателей. Отклонения в состоянии здоровья оказывают выраженное негативное влияние на развитие таких когнитивных функций как организация деятельности, речевое развития и развитие зрительно-моторных координаций [2, 15]

В представленном обследовании состояние здоровья оценивалось на основании данных анкетирования родителей. 21% всех обследованных детей имеют хронические заболевания, а, следовательно, риски дезадаптации в школе по причине состояния своего здоровья (Рис. 5).

Сопоставление данных родительских анкет и результатов углубленного обследования показало, что большинство родителей (33%) склонны преуменьшать проблемы развития и риски дезадаптации и преувеличивать способности ребенка. Но есть родители, которые наоборот преуменьшают возможности и способности ребенка (14,9%). Следует отметить, что оба варианта родительского отношения не являются адекватными и эффективными. Восприятие ребенка сквозь ореол «розовых очков» часто приводит к завышенным требованиям, непониманию и неприятию сложностей в развитии ребенка, может создать комплекс проблем в процессе дальнейшего обучения и привести к нарушению эмоциональной близости между родителями и ребенком. Чрезмерная требовательность, неверие в возможности ребенка, постоянное недовольство успехами может стать не только причиной снижения самооценки, познавательного интереса и повышения тревожности, но привести к появлению реальных школьных трудностей.

60

50

40

30

20

10

0

51,7

□ адекватное —восприятие

-□преувеличи

способности ребенка

л и приуменьшают

ребенка

вают

: 14,9 СПОСОбНОСТ!

Рис. 6. Особенности оценки родителями развития детей (количество родителей в %)

Единственный показатель, в оценке которого, результаты обследования специалистов совпали с данными родителей - это показатель самоорганизации ребенка (организации деятельности). Возможно, это связано с особым вниманием родителей к поведению ребенка, его самостоятельности, способности выполнять указания и требования в быту, а также выполнять определенные учебные задания в процессе подготовки к школе. Причем ответственность за проблемы в этой сфере родители склонны возлагать на самого ребенка, не учитывая при этом возрастные возможности и индивидуальные особенности развития произвольной регуляции деятельности в 6 - 7 лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя полученные данные, следует отметить, что 85% всех обследованных детей имеют недостаточный уровень развития хотя бы одного из показателей развития школьно-значимых функций необходимых для успешного обучения в школе. Тревогу вызывает развитие эмоциональной сферы и творческого развития. 56 и 60% детей соответственно имеют низкую степень сформированности этих

показателей, что естественно может отразиться на успешности адаптации в школе.

Почти половина детей имеет выраженные трудности тонко-координированных движений и зрительно-моторных координаций, что может привести к трудностям освоения одного из базовых навыков - навыка письма. Обучение чтению может осложнить и низкий уровень развития зрительно - пространственного восприятия, который выявлен у 25% детей.

Все вышеперечисленные показатели развития способны серьезно помешать ребенку в успешной адаптации в школе, привести к учебной неуспеваемости, нарушению социальных контактов как со сверстниками, так и с взрослыми (учителями, родителями), и как следствие провоцировать нарушение социальных норм, девиантное поведение.

Родители склонны преуменьшать (не акцентировать / не освещать) трудности, имеющиеся у ребенка, что является дополнительным риском возможной школьной дезадаптации, т.к. нежелание/невозможность родителей отличить особенности, характерные для детского возраста, от реально существующих проблем развития способны обернуться для ребенка огромными сложностями в школе и привести к дезадаптации, аддикциям и девиациям.

Полученные данные еще раз подтверждают необходимость проведения углубленного диагностического обследования за год до начала систематического обучения для оценки реального уровня развития, а также необходимости разработки программ индивидуального адаптивного развития с учетом выявленных особенностей детей. Реализация программ составленных после проведения диагностического обследования показала высокую эффективность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Диагностика умственного развития детей. -СПб.: Питер, 2006. - 240 с.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 64 с.

3. Бабенкова Е.А. Особенности функционального развития часто и длительно болеющих детей 5 - 7 лет. // Новые исследования». - 2001. - №1. - С. 99-107.

4. Безруких М.М. Особенности развития познавательных функций у гиперактивных детей 6 - 7 лет при систематических занятиях // Вестник Поморского университета. Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». - 2005.

- № 2 (8). - С. 23-29.

5. Безруких М.М., Логинова Е.С. Интеллектуальное развитие детей 6 - 7 лет с СДВГ // Новые исследования. -2008. - № 4 (17) - С.4-20.

6. Безруких М. М., Морозова Л.В., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика психофизиологического развития детей 6 - 7 лет // Физиология человека. - 2009. - Т.35, № 2. - С. 132-135.

7. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Зрительное восприятие как интегративная характеристика познавательного развития детей 5 - 7 лет // Новые исследования.

- 2008. - № 1(14) - С. 13-26.

8. Бианки В.Л., Филиппова Е.Б., Шрам В.А. и др. Слухо-речевая и зрительнопространственная память у младших школьников с различным латеральным профилем // Физиология человека. - 1996. - Т.33, № 6. - С. 1-7.

9. Готовы ли дети учиться?: Комплекс материалов для диагностики детей предшкольного возраста. Часть I. / Под ред. М.М. Безруких. - М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с.

10. Готовы ли дети учиться?: Комплекс материалов для диагностики детей предшкольного возраста. Часть II. / Под ред. М.М. Безруких. - М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с.

11. Готовы ли дети учиться?: Комплекс материалов для диагностики детей предшкольного возраста. Часть III. / Под ред. М.М. Безруких. - М.: Чистые пруды, 2010. - 32 с.

12. Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 109-139.

13. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Особенности взаимодействия со сверстниками как показатель социально-психологической незрелости личности // «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества» Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Общероссийская общественная организации «Федерация психологов образования России, 2011. - С. 90-93.

14. Загвоздкин В.К. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: Практические советы для педагогов, психологов и родителей. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.

15. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 169 с.

16. Компьютеры, мозг, понимание: успехи когнитив. наук / Отв. ред. Б.М. Величковский, В.Д. Соловьев. - М.: Наука, 2008. -293 с.

17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 464 с.

18. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. и др. Диагностика, профилактика и оздоровление учащихся с нарушениями физического развития // Школа здоровья. - 2011.

- № 4. - С. 18-47.

19. Кучма В.Р. Современное дошкольное воспитание: гигиенические проблемы, пути решения, медико-профилактическая эффективность / В.Р. Кучма и др. -М.: Издательство ГУ НЦЗД РАМН, 2010. - 356 с.

20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

21. Резцова Е.Ю, Черных А.М. Современные представления о факторах риска в генезе речевых расстройств дошкольников // Новые исследования». - 2010. -№ 2 (23). - С. 95-115.

22. Ромодан В.Л. Символ как средство развития воображения // «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества» Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Общероссийская общественная организации «Федерация психологов образования России, 2011. -

С. 253-255.

23. Поддьяков Н.Н. психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство. - СПб.: Агенство образовательного сотрудничества, Образовательные проекты, Речь; М.: Сфера, 2010. - 144 с.

24. Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г., Горев А.С., Дубровинская Н.В., Мачинская Р.И. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Образование от А до Я, 2000. - С. 82-103.

25. Филиппова Т.А., Рейсих Н.Е. Особенности организации внимания у гиперактивных детей 5,5 - 7 лет // Тезисы I Съезда физиологов СНГ.

26. Хромова С.К. Особенности речевого развития детей 5 - 7 лет с учетом половой принадлежности // Тезисы докл. Третьей международной конференции по когнитивной науке. 20-25 июня. - Москва, 2008. - С. 483-484.

27. Щадриков В.Д. Способности человека. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 288 с.

28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -

- 416 с.

29. Feder K.P., Majnemer A. Handwriting development, competency, and intervention // Developmental Medicine and Child Neurology. - 2007. - V. 49 (4). - P. 312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.