УДК 37.042-053
Биктина Н.Н.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: [email protected]
ОДНА ИЗ ПРИЧИН ДЕЗАДАПТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Психологическая безопасность образовательной среды является одним из важнейших условий психического развития ребенка и сохранения его здоровья. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды тесно связано с поддержанием психического здоровья ее участников. Психологическое здоровье определяется как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности. Психологическое благополучие учащихся является в свою очередь одним из системообразующих факторов психологической безопасности образовательной среды. Психологическое неблагополучие детей в научной литературе рассматривается как одно из основных угроз безопасности образовательной среды. Дезадаптивное состояние детей 6-7 лет является показателем психологического неблагополучия старшего дошкольника. Психофизиологическими и социально-психологическими предпосылками возникновения дезадаптивного состояния являются: ухудшение состояния здоровья детей, задержка морфофункционального развития, функциональная незрелость сенсомоторной и моторной функций, эмоциональное неблагополучие детей 6-7 лет. Дезадаптивное состояние есть общефункциональное состояние психической активности, временное своеобразие психической деятельности, представляющее собой относительно устойчивую интеграцию нервно-психических проявлений, характеризующих «школьную незрелость» ребенка и проявляющееся в функциональной недостаточности одной или нескольких сторон психической активности. Цель исследования: определение особенностей проявления дезадаптивного состояния у детей на предшкольном этапе.
Методы и методики исследования: анализ результатов медицинского осмотра детей, медицинская диагностика состояния физиологических функций, «Ориентировочный тест школьной зрелости» В. Керна и Я. Йирасека, гештельт тест Л. Бендера, тест Тулуз-Пьерона, тест Тэммл, Дорки, Амен. факторный анализ. Результаты исследования: важными показателями дезадаптивного состояния ребенка 6-7 лет стали высокий индекс напряжения, который определяет степень адаптации организма к внешней среде; низкая работоспособность; высокий уровень тревожности; нарушения зрительно-моторной координации; низкая скорость переработки информации (невнимательность); слабая сила кисти рук; низкий уровень физического здоровья. В структуре дезадаптивного состояния значимыми являются «фактор физического здоровья», «фактор школьно-значимых функций», «фактор готовности руки к письму». Следовательно, своевременное выявление проявлений дезадаптивного состояния и организация коррекционной работы позволит предупредить психологическое неблагополучие ребенка в образовательной среде.
Ключевые слова: адаптация, школьная дезадаптация, дезадаптивное состояние, психологическое неблагополучие, школьная незрелость.
В последние годы проблеме психологической безопасности детей в образовательном учреждении уделяется большое внимание [3]. Данной проблеме посвящены работы А.Д. Андреевой, Т.В. Вохмяниной, Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, И. А. Баевой, В.В. Зацепина, А.Б. Николаевой, В.Э. Пахальян, Н.Н. Толстых, Н. В. Шуровой и др. И.А. Баевой были разработаны «основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды». Баева И.А. психологическую безопасность определяет как «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [4]. По мнению многих ученых, важнейшим условием психического развития
ребенка, сохранения его здоровья во всех аспектах является психологическая безопасность.
С.К. Рощин и В.А. Соснин психологическую безопасность связывают с состоянием, чувствами и переживаниями человека. На наш взгляд, обеспечение психологической безопасности образовательной среды тесно связано с поддержанием психического здоровья ее участников. Психологическое здоровье, В.Э. Паха-льян определяет как «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которая составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [7, с. 28].
По утверждению Т.А. Ахрямкиной и И.Н. Чаус, психологическое благополучие учащихся является одним из системообразующих факторов психологической безопасности образовательной среды. [1, с. 20]. Следовательно,
психологическое благополучие является одним из основных характеристик психического здоровья личности.
В научной литературе много внимания уделяется факторам риска безопасности образовательной среды. По мнению И.А.Баевой и В.В.Семикина основную угрозу представляет психологическое насилие: «Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации» [5].
Известно, что участники образовательной среды могут подвергаться внешним и внутренним угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам Е.Т. Францкевич относит: «внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним - неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп» [11]. В контексте нашей темы нас интересует психологическое неблагополучие ребенка накануне поступления в школу. Предпосылками возникновения психологического неблагополучия личности, по мнению многих авторов, выступают биологические или социально-психологические факторы. В.В. Сорокина в своей работе «Психологическое неблагополучие детей в начальной школе» рассматривает следующие проявления детского неблагополучия в начальной школе: «нежелание ходить в школу, плаксивость, драчливость, робость» [8]. Автор предлагает школьным психологам ряд методик, позволяющих в короткий срок выявить психологического неблагополучия детей и наметить пути коррек-ционной работы.
Как указывают ученые, потребность в безопасности более всего актуализируется в напряженных, стрессовых ситуациях, когда нужно человеку мобилизовать все силы на борьбу со стрессогенной ситуацией. Такой стрессогенной ситуацией для ребенка 6-7 лет становится: «поступление в школу, период первичного уровня усвоения требований, предъявляемых новой
социальной ситуацией». Проблема психологического неблагополучия в данной работе рассматривается в связи с затруднением адаптации из-за напряжения механизмов адаптационных в периоды возрастных кризисов ребенка и изменения социальной ситуации развития.
Всем известно, что старший дошкольный возраст является сложным этапом развития в жизни ребенка. Он совпадает с возрастным кризисом 7 лет, с изменением «ситуации развития». Л.С. Выготский в своих работах результаты прохождения возрастных кризисов связывает с психологическим благополучием или неблагополучием ребенка. Возрастной кризис может начаться и в 6 лет-накануне поступления в школу или в 7 лет - в первом классе. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, а также как поддерживают ребенка в этот кризисный период значимые для него люди, в частности педагоги и родители. Именно поддержка обеспечит психологическое благополучие младшего школьника в образовательном процессе.
В результате проведенных в институте гигиены детей и подростков выявлена взаимосвязь между критическими периодами развития и увеличением числа случаев нервно-психических расстройств и проявлений дезадаптивного состояния детей 6-7 лет. Н.В. Литвиненко в своей статье «Исследование факторов социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет» указывает на то, что «в научной литературе установлена своеобразная цикличность в напряжении адаптационных механизмов, ответственных за психическое здоровье школьников и зависящих от особенностей протекания критических периодов индивидуального развития и динамики воздействия различных социально-педагогических факторов»[10].
Многие исследователи (Е.В. Ануфриенко, Е.Б. Беззубова, Н.М. Иовчук, В.П. Казначеев, Н.Г. Милованова) особенности протекания возрастных кризисов в развитии ребенка, неравномерное психическое развитие в результате психотравмирующих обстоятельств относят также к неустойчивым формам психической дезадаптации. Л.Г. Дикая, А.Б. Леонов, Н.Д. Левитов дезадаптивное состояние понимают как функциональное состояние, отражающее за-
труднения процесса адаптации и саморегуляции личности. В качестве признаков дезадаптивных состояний у детей зарубежными исследователями отмечается доминирование проблем в психоэмоциональной сфере: страх школы, избегание школы [12], [13]. Исследователи Barkley R.A., Newcorn J. оба синдрома рассматривают как эмоциональные расстройства, имеющие свои корни в нарушенных семейных отношениях [12]. В детальном исследовании Hick R. была обнаружена устойчивая связь между серьезными школьными проблемами ребенка и формальными семейными отношениями [13].
М.М. Безруких в своей статье «Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования» сожалеет, что «особенности функционального развития детей, поступающих в школу, практически не учитываются сегодня» [6]. Автор отмечает негативный эффект сверхраннего современного обучения, что приводит к резкому увеличению количества детей, которые не хотят идти в школу: количество их от 60 до 80% [6] .
В данной работе психологическое неблагополучие детей 6-7 летнего возраста мы связываем с понятием дезадаптивное состояние.
В связи с этим особое значение приобретает изучение проявлений дезадаптивного состояния, их коррекция с целью преодоления психологического неблагополучия детей на предшкольном этапе развития.
Дезадаптивное состояние мы определяем как: «общефункциональное состояние психической активности, временное своеобразие психической деятельности, характеризующее «школьную незрелость» ребенка и проявляющееся в функциональной недостаточности одной или нескольких сторон психической активности (морфофункциональной, сенсомоторной, эмоционально-личностной» [2, с. 11].
Психологическими и нейрофизиологическими предпосылками дезадаптивного состояния детей 6-7 лет по результатам исследований В.М. Астапова, А.Ю. Пасторова, Н.В. Нижего-родцевой, Н.Я. Семаго, Д.А. Фарбер, О.Ю. Чирковой, И.Н. Чаус являются: «ухудшение состояния здоровья детей, задержка морфофункционально-го развития, функциональная незрелость сенсо-моторной и моторной функций, эмоциональное неблагополучие детей 6-7 лет» [2].
Причинами несформированности ведущих познавательных функций по результатам психофизиологических и нейрофизиологических исследований являются функциональная незрелость коры и регуляторных структур мозга у детей [6].
Об этом свидетельствуют современные психофизиологические исследования, к примеру, у первоклассников с признаками дефицита внимания проявляются трудности планирования деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость в ситуациях неудач, неуверенность в себе, низкая самооценка, упрямство, вспыльчивость, агрессивность, и проблемы в коммуникациях [6], [9].
В исследовании Кривошеиной Н.П. выявлено, что детям дошкольного возраста с признаками дефицита внимания свойственно высокое напряжение механизмов адаптации, неудовлетворительное функциональное состояние, преобладание симпатических влияний на сердечный ритм [9].
Согласно нашему определению, «дезадап-тивное состояние детей 6-7 летнего возраста проявляется в недостаточности некоторых сторон психической активности: морфофунк-циональной, сенсомоторной, эмоционально - личностной» [3]. Следовательно, целью нашего исследования стало определение особенностей проявления дезадаптивного состояния у детей накануне поступления в первый класс школы. В исследовании приняли участие 251 дошкольник в возрасте 6-7 лет.
В ходе исследования нами использовались следующие методики: «ориентировочный тест школьной зрелости В. Керна и Я. Йирасека, гештельт тест Л. Бендера; тест Тулуз-Пьерона; тест Тэммл, Дорки, Амен. Для изучения состояния физиологических функций учитывали биологический возраст, уровень физического развития, рассчитывались индекс напряжения функциональных систем организма, жизненная емкость легких, сила кисти рук, состояние здоровья детей» [14]. Данные показатели были получены в результате медицинского осмотра детей накануне поступления в школу.
В проведенном нами исследовании важным показателем дезадаптивного состояния ребенка 6-7 лет стал индекс напряжения, который определяет степень адаптации организма к внешней
среде. Следует учесть, что неудовлетворительная степень напряжения адаптационных механизмов или их срыв лежит в основе высокого уровня тревожности. По утверждению физиологов, низкий уровень резервных возможностей организма является причиной высокого функционального напряжения и утомляемости, нарушений внимания1.
Не менее важным интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений является работоспособность, влияющая на организацию всякой деятельности. Как свидетельствуют физиологи, функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяют, в конечном счете, способность ребенка к организации внимания и общую работоспособность, от чего зависит успешность обучения в школе. Такие психологические показатели как скорость переработки информации или внимательность отчасти зависят от жизненной емкости легких, что свидетельствует об уровне физической работоспособности и утомляемости1.
По результатам исследования психофизиологов: «несформированность регуляторных структур мозга также сочетается с моторным развитием, прежде всего с развитием движений руки, кисти, пальцев, что в свою очередь может повлиять формирование навыка письма» [1], [6]. Как изве стно: «сила кисти рук является основополагающим для формирования навыка письма у первоклассника». На формирование базисных учебных навыков у первоклассника также влияет зрительно-моторная координация. Незрелость зрительно-моторной координации может стать причиной выраженных трудностей начального этапа формирования навыка письма [2].
Уровень интеллектуального развития ребенка мы не относим к показателям проявлений дезадаптивного состояния. Такой комплексный показатель психического развития, как «внима-
тельность» (по тесту Тулуз-Пьерона) позволяет определить его связь с адаптивными возможностями ребенка, что подтверждается результатами других исследований.
Так результаты исследования проведенного Н. П. Кривошеиной свидетельствуют о том, что дети дошкольного возраста с признаками дефицита внимания характеризуются низкой скоростью зрительно-моторной реакции, неуравновешенностью нервной системы с преобладанием процессов торможения, достоверно более низкими показателями объема внимания и объема кратковременной образной памяти [9].
Итак, в своем исследовании к школьно-значимым функциям мы отнесли: «силу кисти рук, внимательность и зрительно-моторную координацию. Их уровень развития позволяет дать прогноз эффективности формирования навыка письма и чтения». Результаты нашего исследования проявлений дезадаптивных состояний детей 6-7 лет перекликаются с результатами, полученными Г. А. Сугробовой. Автор «к школьно - значимым показателям функционального развития ребенка относит координацию движений, зрительное восприятие, зрительно-моторные, сенсомоторные и слухомоторные интеграции».
Исследование проявлений дезадаптивного состояния детей 6-7 лет осуществлялось нами на основе факторного анализа группы показателей данного состояния. В результате обработки экспериментальных данных в структуре дезадаптивного состояния значимыми стали следующие факторы: «физического здоровья, школьно-значимых функций, готовности руки к письму» [2, с.15]
Таким образом, решение проблем психологического неблагополучия детей 6-7 лет должно осуществляться через программы диагностики проявлений дезадаптивного состояния и индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
15.09.2017
Список литературы:
1. Ахрямкина, Т. А. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: монография / Т. А. Ахрямкина, И. Н. Чаус. - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ 2012. - 104 с.
2. Биктина, Н.Н. Организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук/ Н.Н.Биктина. Самара, 2007 - 23 с.
1 Безруких, М.М. Психофизиология ребенка: учебн. пособие / М.М.Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А.Фарбер, - М.: Моск. псих. соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.- 496с.
3. Биктина, Н.Н. Школьная дезадаптация как следствие психологического неблагополучия образовательной среды / Н.Н.Биктина // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 370-375
4. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие. / Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Под ред. И .А.Баевой. — М.: Экон-Информ, 2009. - 247 с.
5. Баева, И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И.А. Баева, В.В. Семикин // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2005. № 5(12).
6. Безруких, М.М. Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования // Научные исследования в образовании. 2011. № 7. С. 3-10.
7. Пахальян, В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и младший школьный возраст./ В.Э. Пахальян.- СПб., 2006.240 с.
8. Сорокина, В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе/ В.В.Сорокина.- М.:Генезис, 2007.-191 с.
9. Кривошеина, Н.П. Особенности взаимосвязи между показателями социально психологической и физиологической адаптации детей старшего дошкольного возраста с различной степенью дефицитов развития [Текст] / Н. П. Кривошеина, А. И. Федоров, Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Н. Н. Кошко, М. С. Коломеец // ВАЛЕОЛОГИЯ Научно-практический журнал. - 2015. - № 2. - С. 53-58.
10. Литвиненко, Н.В. Исследование факторов социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет / Н.В. Литвиненко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - Волгоград, 2007. - № 1. - С. 35-38
11. Францкевич, Е.Т. Психологическое неблагополучие, как фактор риска безопасности образовательной среды // Психолог. — 2014. - № 1. - С.125-174. режим доступа: URL: http://e-notabene.ru/psp/article_11490.html
12. Barkley R. A. Assessing adults with ADHD and comorbidities. Primary Care Companion [Text] / R. A. Barkley, J. Newcorn // Journal of Clinical Psychiatry. - 2009. - No. 11. - P. 25.
13. Hick, R. Cognitive abilities in children with specific language impairment: consideration of visuo-spatial skills/R. Hick, N. Botting, G. Conti-Ramsden//Int. J. Lang. Commun. Disord. -2005. -V. 40, № 2.
14. Lindsay, G. Longitudinal patterns of behaviour problems in children with specific speech and language difficulties: child and context factors/G. Lindsay, J. Dockrell, S. Strand//British Journal of Educational Psychology. -2007. -V. 77.
Сведения об авторе:
Биктина Насима Нигматулиновна, доцент кафедры социальной психологии Оренбургского государственного университета, факультет гуманитарных и социальных наук, кандидат психологических наук, доцент 460018 г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]