Научная статья на тему 'Одна из причин дезадаптивного состояния детей 6-7 лет'

Одна из причин дезадаптивного состояния детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
877
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ШКОЛЬНАЯ НЕЗРЕЛОСТЬ / АDAPTATION / SCHOOL DISADAPTATION / DISADAPTIVE STATE / PSYCHOLOGICAL UNHAPPINESS / SCHOOL IMMATURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Биктина Насима Нигматулиновна

Психологическая безопасность образовательной среды является одним из важнейших условий психического развития ребенка и сохранения его здоровья. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды тесно связано с поддержанием психического здоровья ее участников. Психологическое здоровье определяется как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности. Психологическое благополучие учащихся является в свою очередь одним из системообразующих факторов психологической безопасности образовательной среды. Психологическое неблагополучие детей в научной литературе рассматривается как одно из основных угроз безопасности образовательной среды. Дезадаптивное состояние детей 6-7 лет является показателем психологического неблагополучия старшего дошкольника. Психофизиологическими и социально-психологическими предпосылками возникновения дезадаптивного состояния являются: ухудшение состояния здоровья детей, задержка морфофункционального развития, функциональная незрелость сенсомоторной и моторной функций, эмоциональное неблагополучие детей 6-7 лет. Дезадаптивное состояние есть общефункциональное состояние психической активности, временное своеобразие психической деятельности, представляющее собой относительно устойчивую интеграцию нервно-психических проявлений, характеризующих «школьную незрелость» ребенка и проявляющееся в функциональной недостаточности одной или нескольких сторон психической активности. Цель исследования: определение особенностей проявления дезадаптивного состояния у детей на предшкольном этапе. Методы и методики исследования: анализ результатов медицинского осмотра детей, медицинская диагностика состояния физиологических функций, «Ориентировочный тест школьной зрелости» В. Керна и Я. Йирасека, гештельт тест Л. Бендера, тест Тулуз-Пьерона, тест Тэммл, Дорки, Амен. факторный анализ. Результаты исследования: важными показателями дезадаптивного состояния ребенка 6-7 лет стали высокий индекс напряжения, который определяет степень адаптации организма к внешней среде; низкая работоспособность; высокий уровень тревожности; нарушения зрительно-моторной координации; низкая скорость переработки информации (невнимательность); слабая сила кисти рук; низкий уровень физического здоровья. В структуре дезадаптивного состояния значимыми являются «фактор физического здоровья», «фактор школьно-значимых функций», «фактор готовности руки к письму». Следовательно, своевременное выявление проявлений дезадаптивного состояния и организация коррекционной работы позволит предупредить психологическое неблагополучие ребенка в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Биктина Насима Нигматулиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE OF THE REASONS OF A DEZADAPTIVNY CONDITION OF CHILDREN OF 6-7 YEARS

Psychological safety of the educational environment is one of the most important conditions for the child’s mental development and preservation of his health. Ensuring the psychological security of the educational environment is closely related to maintaining the mental health of its participants. Psychological health is defined as the dynamic state of the inner well-being (coherence) of the individual. The psychological well-being of students is, in turn, one of the system-forming factors of the psychological security of the educational environment. The psychological ill-being of children in the scientific literature is regarded as one of the main threats to the safety of the educational environment. The disadaptive state of children 6-7 years is an indicator of the psychological unhappiness of the senior preschooler. Psychophysiological and socio-psychological prerequisites for the emergence of a disadaptive state are: deterioration of children’s health, delay of morphofunctional development, functional immaturity of sensorimotor and motor functions, emotional unhappiness of children 6-7 years old. The disadaptive state is a general-functional state of mental activity, a temporary peculiarity of mental activity, which is a relatively stable integration of neuropsychic manifestations that characterize the «school immaturity» of the child and manifests itself in the functional insufficiency of one or more aspects of mental activity. The purpose of the study was to determine the features of the manifestation of a disadaptive state in children at the pre-school stage. Methods and methods of the study: analysis of the results of medical examination of children, medical diagnostics of the state of physiological functions, «Orientation test of school maturity» by V. Kern and J. Jirasek, geschtel test by L. Bender; the Toulouse-Pieron test; test Tamml, Dorki, Amen. factor analysis. Results of the study: important indexes of the disadaptive state of a child aged 6-7 years were a high stress index, which determines the degree of adaptation of the organism to the external environment; low working capacity; high level of anxiety; impairment of visual-motor coordination, low speed of information processing (inattention); weak hand strength; low level of physical health. In the structure of the disadaptive state, the «physical health factor», «the factor of school-significant functions», «the factor of readiness of the hand for writing» are significant. Therefore, the timely detection of manifestations of a disadaptive state and the organization of corrective work will help to prevent the psychological ill-being of the child in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Одна из причин дезадаптивного состояния детей 6-7 лет»

УДК 37.042-053

Биктина Н.Н.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия Е-mail: [email protected]

ОДНА ИЗ ПРИЧИН ДЕЗАДАПТИВНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Психологическая безопасность образовательной среды является одним из важнейших условий психического развития ребенка и сохранения его здоровья. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды тесно связано с поддержанием психического здоровья ее участников. Психологическое здоровье определяется как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности. Психологическое благополучие учащихся является в свою очередь одним из системообразующих факторов психологической безопасности образовательной среды. Психологическое неблагополучие детей в научной литературе рассматривается как одно из основных угроз безопасности образовательной среды. Дезадаптивное состояние детей 6-7 лет является показателем психологического неблагополучия старшего дошкольника. Психофизиологическими и социально-психологическими предпосылками возникновения дезадаптивного состояния являются: ухудшение состояния здоровья детей, задержка морфофункционального развития, функциональная незрелость сенсомоторной и моторной функций, эмоциональное неблагополучие детей 6-7 лет. Дезадаптивное состояние есть общефункциональное состояние психической активности, временное своеобразие психической деятельности, представляющее собой относительно устойчивую интеграцию нервно-психических проявлений, характеризующих «школьную незрелость» ребенка и проявляющееся в функциональной недостаточности одной или нескольких сторон психической активности. Цель исследования: определение особенностей проявления дезадаптивного состояния у детей на предшкольном этапе.

Методы и методики исследования: анализ результатов медицинского осмотра детей, медицинская диагностика состояния физиологических функций, «Ориентировочный тест школьной зрелости» В. Керна и Я. Йирасека, гештельт тест Л. Бендера, тест Тулуз-Пьерона, тест Тэммл, Дорки, Амен. факторный анализ. Результаты исследования: важными показателями дезадаптивного состояния ребенка 6-7 лет стали высокий индекс напряжения, который определяет степень адаптации организма к внешней среде; низкая работоспособность; высокий уровень тревожности; нарушения зрительно-моторной координации; низкая скорость переработки информации (невнимательность); слабая сила кисти рук; низкий уровень физического здоровья. В структуре дезадаптивного состояния значимыми являются «фактор физического здоровья», «фактор школьно-значимых функций», «фактор готовности руки к письму». Следовательно, своевременное выявление проявлений дезадаптивного состояния и организация коррекционной работы позволит предупредить психологическое неблагополучие ребенка в образовательной среде.

Ключевые слова: адаптация, школьная дезадаптация, дезадаптивное состояние, психологическое неблагополучие, школьная незрелость.

В последние годы проблеме психологической безопасности детей в образовательном учреждении уделяется большое внимание [3]. Данной проблеме посвящены работы А.Д. Андреевой, Т.В. Вохмяниной, Н.И. Гуткиной, И.В. Дубровиной, И. А. Баевой, В.В. Зацепина, А.Б. Николаевой, В.Э. Пахальян, Н.Н. Толстых, Н. В. Шуровой и др. И.А. Баевой были разработаны «основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды». Баева И.А. психологическую безопасность определяет как «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников» [4]. По мнению многих ученых, важнейшим условием психического развития

ребенка, сохранения его здоровья во всех аспектах является психологическая безопасность.

С.К. Рощин и В.А. Соснин психологическую безопасность связывают с состоянием, чувствами и переживаниями человека. На наш взгляд, обеспечение психологической безопасности образовательной среды тесно связано с поддержанием психического здоровья ее участников. Психологическое здоровье, В.Э. Паха-льян определяет как «динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которая составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [7, с. 28].

По утверждению Т.А. Ахрямкиной и И.Н. Чаус, психологическое благополучие учащихся является одним из системообразующих факторов психологической безопасности образовательной среды. [1, с. 20]. Следовательно,

психологическое благополучие является одним из основных характеристик психического здоровья личности.

В научной литературе много внимания уделяется факторам риска безопасности образовательной среды. По мнению И.А.Баевой и В.В.Семикина основную угрозу представляет психологическое насилие: «Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации» [5].

Известно, что участники образовательной среды могут подвергаться внешним и внутренним угрозам. На уровне личности к основным внутренним угрозам Е.Т. Францкевич относит: «внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним - неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп» [11]. В контексте нашей темы нас интересует психологическое неблагополучие ребенка накануне поступления в школу. Предпосылками возникновения психологического неблагополучия личности, по мнению многих авторов, выступают биологические или социально-психологические факторы. В.В. Сорокина в своей работе «Психологическое неблагополучие детей в начальной школе» рассматривает следующие проявления детского неблагополучия в начальной школе: «нежелание ходить в школу, плаксивость, драчливость, робость» [8]. Автор предлагает школьным психологам ряд методик, позволяющих в короткий срок выявить психологического неблагополучия детей и наметить пути коррек-ционной работы.

Как указывают ученые, потребность в безопасности более всего актуализируется в напряженных, стрессовых ситуациях, когда нужно человеку мобилизовать все силы на борьбу со стрессогенной ситуацией. Такой стрессогенной ситуацией для ребенка 6-7 лет становится: «поступление в школу, период первичного уровня усвоения требований, предъявляемых новой

социальной ситуацией». Проблема психологического неблагополучия в данной работе рассматривается в связи с затруднением адаптации из-за напряжения механизмов адаптационных в периоды возрастных кризисов ребенка и изменения социальной ситуации развития.

Всем известно, что старший дошкольный возраст является сложным этапом развития в жизни ребенка. Он совпадает с возрастным кризисом 7 лет, с изменением «ситуации развития». Л.С. Выготский в своих работах результаты прохождения возрастных кризисов связывает с психологическим благополучием или неблагополучием ребенка. Возрастной кризис может начаться и в 6 лет-накануне поступления в школу или в 7 лет - в первом классе. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, а также как поддерживают ребенка в этот кризисный период значимые для него люди, в частности педагоги и родители. Именно поддержка обеспечит психологическое благополучие младшего школьника в образовательном процессе.

В результате проведенных в институте гигиены детей и подростков выявлена взаимосвязь между критическими периодами развития и увеличением числа случаев нервно-психических расстройств и проявлений дезадаптивного состояния детей 6-7 лет. Н.В. Литвиненко в своей статье «Исследование факторов социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет» указывает на то, что «в научной литературе установлена своеобразная цикличность в напряжении адаптационных механизмов, ответственных за психическое здоровье школьников и зависящих от особенностей протекания критических периодов индивидуального развития и динамики воздействия различных социально-педагогических факторов»[10].

Многие исследователи (Е.В. Ануфриенко, Е.Б. Беззубова, Н.М. Иовчук, В.П. Казначеев, Н.Г. Милованова) особенности протекания возрастных кризисов в развитии ребенка, неравномерное психическое развитие в результате психотравмирующих обстоятельств относят также к неустойчивым формам психической дезадаптации. Л.Г. Дикая, А.Б. Леонов, Н.Д. Левитов дезадаптивное состояние понимают как функциональное состояние, отражающее за-

труднения процесса адаптации и саморегуляции личности. В качестве признаков дезадаптивных состояний у детей зарубежными исследователями отмечается доминирование проблем в психоэмоциональной сфере: страх школы, избегание школы [12], [13]. Исследователи Barkley R.A., Newcorn J. оба синдрома рассматривают как эмоциональные расстройства, имеющие свои корни в нарушенных семейных отношениях [12]. В детальном исследовании Hick R. была обнаружена устойчивая связь между серьезными школьными проблемами ребенка и формальными семейными отношениями [13].

М.М. Безруких в своей статье «Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования» сожалеет, что «особенности функционального развития детей, поступающих в школу, практически не учитываются сегодня» [6]. Автор отмечает негативный эффект сверхраннего современного обучения, что приводит к резкому увеличению количества детей, которые не хотят идти в школу: количество их от 60 до 80% [6] .

В данной работе психологическое неблагополучие детей 6-7 летнего возраста мы связываем с понятием дезадаптивное состояние.

В связи с этим особое значение приобретает изучение проявлений дезадаптивного состояния, их коррекция с целью преодоления психологического неблагополучия детей на предшкольном этапе развития.

Дезадаптивное состояние мы определяем как: «общефункциональное состояние психической активности, временное своеобразие психической деятельности, характеризующее «школьную незрелость» ребенка и проявляющееся в функциональной недостаточности одной или нескольких сторон психической активности (морфофункциональной, сенсомоторной, эмоционально-личностной» [2, с. 11].

Психологическими и нейрофизиологическими предпосылками дезадаптивного состояния детей 6-7 лет по результатам исследований В.М. Астапова, А.Ю. Пасторова, Н.В. Нижего-родцевой, Н.Я. Семаго, Д.А. Фарбер, О.Ю. Чирковой, И.Н. Чаус являются: «ухудшение состояния здоровья детей, задержка морфофункционально-го развития, функциональная незрелость сенсо-моторной и моторной функций, эмоциональное неблагополучие детей 6-7 лет» [2].

Причинами несформированности ведущих познавательных функций по результатам психофизиологических и нейрофизиологических исследований являются функциональная незрелость коры и регуляторных структур мозга у детей [6].

Об этом свидетельствуют современные психофизиологические исследования, к примеру, у первоклассников с признаками дефицита внимания проявляются трудности планирования деятельности, слабая психоэмоциональная устойчивость в ситуациях неудач, неуверенность в себе, низкая самооценка, упрямство, вспыльчивость, агрессивность, и проблемы в коммуникациях [6], [9].

В исследовании Кривошеиной Н.П. выявлено, что детям дошкольного возраста с признаками дефицита внимания свойственно высокое напряжение механизмов адаптации, неудовлетворительное функциональное состояние, преобладание симпатических влияний на сердечный ритм [9].

Согласно нашему определению, «дезадап-тивное состояние детей 6-7 летнего возраста проявляется в недостаточности некоторых сторон психической активности: морфофунк-циональной, сенсомоторной, эмоционально - личностной» [3]. Следовательно, целью нашего исследования стало определение особенностей проявления дезадаптивного состояния у детей накануне поступления в первый класс школы. В исследовании приняли участие 251 дошкольник в возрасте 6-7 лет.

В ходе исследования нами использовались следующие методики: «ориентировочный тест школьной зрелости В. Керна и Я. Йирасека, гештельт тест Л. Бендера; тест Тулуз-Пьерона; тест Тэммл, Дорки, Амен. Для изучения состояния физиологических функций учитывали биологический возраст, уровень физического развития, рассчитывались индекс напряжения функциональных систем организма, жизненная емкость легких, сила кисти рук, состояние здоровья детей» [14]. Данные показатели были получены в результате медицинского осмотра детей накануне поступления в школу.

В проведенном нами исследовании важным показателем дезадаптивного состояния ребенка 6-7 лет стал индекс напряжения, который определяет степень адаптации организма к внешней

среде. Следует учесть, что неудовлетворительная степень напряжения адаптационных механизмов или их срыв лежит в основе высокого уровня тревожности. По утверждению физиологов, низкий уровень резервных возможностей организма является причиной высокого функционального напряжения и утомляемости, нарушений внимания1.

Не менее важным интегральным показателем функционального состояния организма, его изменений является работоспособность, влияющая на организацию всякой деятельности. Как свидетельствуют физиологи, функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяют, в конечном счете, способность ребенка к организации внимания и общую работоспособность, от чего зависит успешность обучения в школе. Такие психологические показатели как скорость переработки информации или внимательность отчасти зависят от жизненной емкости легких, что свидетельствует об уровне физической работоспособности и утомляемости1.

По результатам исследования психофизиологов: «несформированность регуляторных структур мозга также сочетается с моторным развитием, прежде всего с развитием движений руки, кисти, пальцев, что в свою очередь может повлиять формирование навыка письма» [1], [6]. Как изве стно: «сила кисти рук является основополагающим для формирования навыка письма у первоклассника». На формирование базисных учебных навыков у первоклассника также влияет зрительно-моторная координация. Незрелость зрительно-моторной координации может стать причиной выраженных трудностей начального этапа формирования навыка письма [2].

Уровень интеллектуального развития ребенка мы не относим к показателям проявлений дезадаптивного состояния. Такой комплексный показатель психического развития, как «внима-

тельность» (по тесту Тулуз-Пьерона) позволяет определить его связь с адаптивными возможностями ребенка, что подтверждается результатами других исследований.

Так результаты исследования проведенного Н. П. Кривошеиной свидетельствуют о том, что дети дошкольного возраста с признаками дефицита внимания характеризуются низкой скоростью зрительно-моторной реакции, неуравновешенностью нервной системы с преобладанием процессов торможения, достоверно более низкими показателями объема внимания и объема кратковременной образной памяти [9].

Итак, в своем исследовании к школьно-значимым функциям мы отнесли: «силу кисти рук, внимательность и зрительно-моторную координацию. Их уровень развития позволяет дать прогноз эффективности формирования навыка письма и чтения». Результаты нашего исследования проявлений дезадаптивных состояний детей 6-7 лет перекликаются с результатами, полученными Г. А. Сугробовой. Автор «к школьно - значимым показателям функционального развития ребенка относит координацию движений, зрительное восприятие, зрительно-моторные, сенсомоторные и слухомоторные интеграции».

Исследование проявлений дезадаптивного состояния детей 6-7 лет осуществлялось нами на основе факторного анализа группы показателей данного состояния. В результате обработки экспериментальных данных в структуре дезадаптивного состояния значимыми стали следующие факторы: «физического здоровья, школьно-значимых функций, готовности руки к письму» [2, с.15]

Таким образом, решение проблем психологического неблагополучия детей 6-7 лет должно осуществляться через программы диагностики проявлений дезадаптивного состояния и индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

15.09.2017

Список литературы:

1. Ахрямкина, Т. А. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде: монография / Т. А. Ахрямкина, И. Н. Чаус. - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ 2012. - 104 с.

2. Биктина, Н.Н. Организационно-психологические условия коррекции дезадаптивного состояния детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук/ Н.Н.Биктина. Самара, 2007 - 23 с.

1 Безруких, М.М. Психофизиология ребенка: учебн. пособие / М.М.Безруких, Н.В. Дубровинская, Д.А.Фарбер, - М.: Моск. псих. соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008.- 496с.

3. Биктина, Н.Н. Школьная дезадаптация как следствие психологического неблагополучия образовательной среды / Н.Н.Биктина // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 370-375

4. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие. / Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Под ред. И .А.Баевой. — М.: Экон-Информ, 2009. - 247 с.

5. Баева, И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И.А. Баева, В.В. Семикин // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2005. № 5(12).

6. Безруких, М.М. Сохранение здоровья детей как важное направление развития системы образования // Научные исследования в образовании. 2011. № 7. С. 3-10.

7. Пахальян, В.Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и младший школьный возраст./ В.Э. Пахальян.- СПб., 2006.240 с.

8. Сорокина, В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе/ В.В.Сорокина.- М.:Генезис, 2007.-191 с.

9. Кривошеина, Н.П. Особенности взаимосвязи между показателями социально психологической и физиологической адаптации детей старшего дошкольного возраста с различной степенью дефицитов развития [Текст] / Н. П. Кривошеина, А. И. Федоров, Э. М. Казин, И. А. Свиридова, Н. Н. Кошко, М. С. Коломеец // ВАЛЕОЛОГИЯ Научно-практический журнал. - 2015. - № 2. - С. 53-58.

10. Литвиненко, Н.В. Исследование факторов социально-психологической адаптации школьников в период кризиса 7 лет / Н.В. Литвиненко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - Волгоград, 2007. - № 1. - С. 35-38

11. Францкевич, Е.Т. Психологическое неблагополучие, как фактор риска безопасности образовательной среды // Психолог. — 2014. - № 1. - С.125-174. режим доступа: URL: http://e-notabene.ru/psp/article_11490.html

12. Barkley R. A. Assessing adults with ADHD and comorbidities. Primary Care Companion [Text] / R. A. Barkley, J. Newcorn // Journal of Clinical Psychiatry. - 2009. - No. 11. - P. 25.

13. Hick, R. Cognitive abilities in children with specific language impairment: consideration of visuo-spatial skills/R. Hick, N. Botting, G. Conti-Ramsden//Int. J. Lang. Commun. Disord. -2005. -V. 40, № 2.

14. Lindsay, G. Longitudinal patterns of behaviour problems in children with specific speech and language difficulties: child and context factors/G. Lindsay, J. Dockrell, S. Strand//British Journal of Educational Psychology. -2007. -V. 77.

Сведения об авторе:

Биктина Насима Нигматулиновна, доцент кафедры социальной психологии Оренбургского государственного университета, факультет гуманитарных и социальных наук, кандидат психологических наук, доцент 460018 г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.