вое обеспечение программы . Эти четыре направления реализуются участниками проекта: педагогами, психологами, юристами, студентами и аспирантами . 5-е направление программы - мероприятия по поддержке физического здоровья - осуществляется на занятиях физической культурой и в спортивных секциях . В данной ситуации внимание преподавателей обращено на студентов специальных медицинских групп При необходимости привлекаются медицинские работники, участвующие в проекте . Выполнение 6-го направления - поддержка социального здоровья - возложено на преподавателей юридического факультета (тренинги по правовой культуре, лекции по повышению правовой грамотности различных слоев студенчества) . 7-е направление (рекламно-информационное сопровождение программы) реализуется авторами проекта совместно с отделами маркетинга, рекламы и редакционно-издательского: подготовка, издание и распространение буклетов, учебных пособий, программ конференций, сборников статей, монографий и т. д . Два последних направления программы (8-е - разработка рекомендаций по совершенствованию охраны здоровья студентов в контексте формирования самосо-хранительного поведения; 9-е - обобщение программных индикаторов состояния здоровья) осуществляются всеми участниками, задействованными в проекте Каждое направление деятельности программы позволяет реализовать поставленную цель: содействует обеспечению охраны здоровья и благополучия студентов в процессе обучения в вузе . В настоящее время осуществляется реализация программы в высшем учебном заведении
Заключение
Анализ заболеваемости показал, что большая часть болезней приобретается в подростковом и студенческом возрасте . Снижение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, выраженная дистрофия у студентов-первокурсников в сравнении с четверокурсниками демонстрируют особенности негативного влияния на здоровье переходного периода (школа - вуз) . Именно возраст 17-18 лет является наименее толерантным к различным заболеваниям, требует поддержки на индивидуальном и общественном уровнях . Разработана и внедрена комплексная программа содействия формированию мотивации на здоровый образ жизни в молодежной среде и поддержки физического здоровья студентов
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е. // Гиг. и сан . -
2005 .-№ 3 . - С . 48-52.
2 . Айвазян С. А., Мхитарян В. С. Прикладная статистика: Основы
эконометрики . - М . , 2001. - Т. 1.
3 . Алексеев Ю. Н., Чернышов В. А., Чуриков Н. К. Физическая
культура студента: Учеб . пособие для вузов . - Воронеж, 2009. -
Ч . 3 .
4 . Кучкин С. Н. Методы оценки уровня здоровья и физической ра-
ботоспособности: Учеб пособие - Волгоград, 1994
5 . Проскурякова Л. А. // Здравоохр . Рос . Федерации . - 2006 . -
№ 5 .- С .41-44 .
6 . Сенашенко В. С., Ткач Г. Ф. // Высш . образование в России . -
2010 .- № 10 . - С .21-24 .
7 . Среда обитания, состояние здоровья населения г. Новокузнецка
в 2006-2007 гг. / Под ред . Г И . Чеченина. - Новокузнецк, 2008 .
Поступила 28 . 06 .11
© О. В. Медведева, Н. И. Литвинова, 2012 УДК 613.96:616-057.875-058
О. В. Медведева1, Н. И. Литвинова2
медико-социальные аспекты здоровья студентов медицинского колледжа
1ГБОУ ВПО Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова; 2ОГБУ СПО Рязанский медико-
социальный колледж
Исследованы основные параметры, влияющие на здоровье и в значительной степени обусловливающие само-сохранительное поведение студентов медико-социального колледжа: отношение к здоровью, медицинская активность, привычки, сопряженные с риском для здоровья, что обусловлено отмечающимися негативными тенденциями состояния здоровья как населения Российской Федерации в целом, так и студенческой молоде-
Ключевые слова: здоровье, самооценка здоровья, факторы риска, самосохранительное поведение
THE MEDICAL SOCIAL ASPECTS OF HEALTH OF STUDENTS OF MEDICAL COLLEGE (THE RYAZAN OBLAST EXAMPLE)
O.V. Medvedeva, N.I. Litvinova
The article presents the results ofstudying the main parameters impacting health of students of medical .social college and in most instances providing self-preserving behavior. Among these risk factors - health attitude, medical activity, health risk habits. The situation is most probably caused by the negative tendencies in health of both the Russian Federation population and students' youth.
Key words: health, health self-assessment, risk factor, self-preserving behavior
Негативные тенденции состояния здоровья населения Российской Федерации постоянно отмечаются в государственных докладах и многочисленных исследованиях последних лет, при этом особенно актуальной является проблема здоровья студенческой молодежи [1, 2, 5]. Студенты относятся к числу наименее социально
защищенных групп населения, в то время как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют повышенные требования практически ко всем органам и системам их организма Анализ научной литературы, посвященной здоровью студенческой молодежи, показывает, что за время обучения здоровье
О. В. Медведева - д-р мед . наук, зав . каф . (medvedeva1104@mail . ги); Н. И. Литвинова - директор (natalja_litvmova@ramЫer. ги)
студентов не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается [3]. Показатель заболеваемости в различных вузах страны составляет от 650,1 до 750,8 на 1000 студентов . В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (57,8-72%), преимущественно острые вирусные инфекции верхних дыхательных путей; возрастает удельный вес болезней системы органов пищеварения, глаза и его придатков, костно-мышечной и мочеполовой систем, травм и отравлений [2, 4].
В современном обществе все большая роль отводится личной ответственности человека за свое здоровье, а большая часть факторов риска возникновения заболеваний является субъективной, зависящей от поведения самого индивида [2]. В связи с этим мы исследовали основные параметры, влияющие на здоровье и в значительной степени обусловливающие самосохранительное поведение учащейся молодежи: отношение к здоровью (его самооценка, место здоровья в системе жизненных ценностей, забота о здоровье, уровень медицинской информированности), медицинская активность, привычки, сопряженные с риском для здоровья. Для самооценки здоровья использовался метод опроса с применением анкетирования как наиболее доступный, оперативный и надежный способ получения информации в ходе социологического исследования В социологический опрос, проведенный в сентябре-декабре 2010 г. , были включены студенты 1-1У курсов (1-я группа - студенты 1-11 курсов и 2-я группа - студенты Ш-ГУ курсов) ОГБУ СПО Рязанский медико-социальный колледж.
По данным исследования, опубликованного ЮНИСЕФ и Росстатом (2010), заболеваемость подростков в возрасте 15-17 лет в России за 1995-2009 гг. выросла с 71 010,1 до 141 504,0 на 100 000 подростков 15-17 лет (относительный рост составил 99,3%) .
За этот же период в 3 раза и более увеличилась заболеваемость болезнями системы кровообращения (с 643,2 до 1813,3 на 100 000 подростков 15-17 лет); новообразованиями (с 130,0 до 368,8 на 100 000 подростков); болезнями крови, кроветворных органов и отдельных нарушений, вовлекающих иммунный механизм (с 284,3 до 881,4 на 100 000 подростков) . В 2 раза и более выросли показатели болезней органов дыхания (с 34 938,5 до 71 075,3 на 100 000 подростков) и органов пищеварения (с 4263,4 до 7258,2 на 100 000 подростков).
В Рязанской области в 2009 г первичная заболеваемость составила 1386,0 на 1000 подростков 15-17 лет, что всего на и 2,1% ниже, чем в Российской Федерации (1415,0) и на 4,0% ниже, чем в ЦФО (1443,1) .
В структуре заболеваемости лидируют болезни органов дыхания (52,3%) . Удельный вес травм, отравлений и некоторых других последствий внешних причин составил 8,1%, болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани - 7,0%
Одним из главных направлений молодежной политики в современной России обозначено формирование отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганда ответственного отношения к своему здоровью [2]
Проведенное исследование показало определенные изменения самооценки здоровья студентов колледжа: более половины (52,8%) учащихся 1-11 курсов оценили свое здоровье как «отличное» и «хорошее», мотивируя эти оценки как отсутствием заболеваний (14,3%), так и их относительной редкостью (не более 1 раза в год) Самооценка здоровья студентов Ш-IV курсов значительно ниже - только 18,3% респондентов дали аналогичные оценки своему здоровью Подавляющее большинство студентов оценивают здоровье как «удовлетворительное», что, по их мнению, связано с интенсификацией
учебной нагрузки и с более рациональным отношением к самому понятию «здоровье», на что указали соответственно 71,2 и 83,2% опрошенных. При этом ухудшение своего здоровья респонденты связывают не только с большой учебной нагрузкой (19,4%), но и с неблагоприятными условиями быта (61,3%), нерациональным режимом дня (21,1%), невозможностью своевременного медицинского обследования по поводу имеющегося хронического заболевания (18,8%)
У обследованных нами групп студентов были выявлены некоторые различия в жилищных условиях Удельный вес студентов, проживающих в изолированной квартире, значительно выше в группе старшекурсников (56,2%), в то время как среди респондентов 1-11 курсов их доля составила всего 12,9% (р < 0,05) . Однако отсутствие жилья как причину ухудшения здоровья отметили 7,4% респондентов группы ПНУ курсов и 9,5% - из группы I—II курсов .
Медицинская активность - это не только выполнение медицинских предписаний и назначений, но и отношение к своему здоровью и здоровью окружающих В свою очередь, медицинская информированность является важным условием сохранения здоровья Общепризнанно, что недостаточность знаний о факторах риска и здоровом образе жизни остается основной причиной широкого распространения болезней В основе этого лежит непосредственная связь между приобретенными на занятиях теоретическими знаниями с одновременным получением и оценкой информации о состоянии здоровья, в том числе и собственного . У студентов медицинского колледжа нет отрыва теории от практики, что должно способствовать интересу к своему здоровью и возрастанию ответственности за него
Однако, по результатам ответов, на режим питания не обращает внимания достаточно значительная доля опрошенных обеих сравниваемых групп (2,5 и 6,7% в 1 и 2-й группах соответственно) . Хотя в группе старшекурсников их удельный вес в 2,5 раза меньше (р < 0,05) .
Поскольку злоупотребление алкоголем приводит к негативному воздействию на здоровье, мы приводим характеристику ответов на этот вопрос анкеты. Большинство девушек в обеих сравниваемых группах не злоупотребляют спиртными напитками (87,8% в 1-й группе и 87,7% во 2-й группе), и лишь небольшая доля на 1-11 курсах употребляет алкоголь несколько раз в неделю (6,9%), в группе старшекурсников таких ответов нет
При анализе ответов на вопрос об употреблении алкоголя юношами мы получили значительные различия в показателях Почти половина из них (49,4%) в 1-й группе (49,4%) употребляли алкоголь еженедельно, причем каждый третий - несколько раз в неделю (среди старшекурсников последняя группа составила 11,8%) .
По нашим данным, курит каждый 3-й студент младших курсов и каждый 2-й студент старших курсов (соответственно 34,4 и 53,1%), причем подавляющее большинство студентов обеих групп (93,3% в 1-й группе и 79,9% во 2-й группе) не собираются расставаться с этой привычкой
Следует отметить достаточно высокую значимость категории здоровья для студентов обеих групп, что вполне объяснимо, учитывая специфику подготовки к профессии. Однако, признавая его как «главную ценность» (59,7% в группе 1-11 курсов и 79,6% в группе 111-1У курсов), не заботился о здоровье каждый 3-й студент (33,5%) младших и каждый 6-й (17,8%) студент старших курсов .
По мнению респондентов, сохранению и укреплению здоровья способствуют своевременное лечение заболеваний (68,8 и 80,3% соответственно в 1-й и 2-й группах), рациональный режим учебы и отдыха (66,6 и
52,2% соответственно), но не отказ от вредных привычек (2,3 и 5,9% соответственно в 1-й и 2-й группах) . Тем не менее, несмотря на явную приоритетность своевременности лечения, только около 8% респондентов 1-й группы и немногим более 6% - 2-й группы обращались за квалифицированной медицинской помощью
В случае заболевания подавляющее большинство опрошенных продолжали посещать занятия (95,6 и 88,3% соответственно в 1-й и 2-й группах) .
Среди тех, кто получал освобождение от занятий, полностью выполняли рекомендации врача только порядка 10% студентов в обеих группах
Таким образом, проведенное исследование показало, что подавляющее большинство студентов старших курсов оценивают здоровье как «удовлетворительное», что, по их мнению, связано с интенсификацией учебной нагрузки и с более рациональным отношением к само-
му понятию «здоровье» Ухудшение своего здоровья респонденты связывают с большой учебной нагрузкой, неблагоприятными условиями быта, нерациональным режимом дня и невозможностью своевременного медицинского обследования по поводу имеющегося хронического заболевания
ЛИТЕРАТУРА
1. Мальцев С. В. и др . // Казан . мед . журн . - 2005 . - Т. 86, № 2 . -
С.45-47 .
2 . Состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи / Под
ред . В . Ю . Альбицкого . - М . , 2007 .
3 . Шеметова Г. Н., Дудрова Е. В. // Саратов . науч . -мед . журн . -
2009 . - Т. 5, № 4 . - С . 526-530 .
4 . Молодежь в России . 2010: Стат. сборник . - М . , 2010 .
5 . Гусев Б. Б., Лопухин А. М. Стратегия государственной молодеж-
ной политики (с комментариями) . - М . , 2007 .
Поступила 06 . 03 .12
© А. А. Артеменков, 2012
УДК 613.96:616-092.11-057.87-058
А. А. Артеменков
оценка физического развития студентов
ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет
Показано, что физическое здоровье студентов вуза обусловлено совокупностью морфофункциональнъа показателей и зависит от развития физических качеств студентов. Оценка массоростовъо: показателей студенток свидетельствует об уменьшении тотальнъо: размеров тела и слабости телосложения. Тестирование физической подготовленности показало неоднозначность скоростнъщ скоростно-силовъо: качеств и результатов на выносливость.
Ключевые слова: физическое здоровье, студентш, антропометрические показатели, уровень физической подготовленности
THE EVALUATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
A.A. Artemenkov
The article demonstrates that physical health of university students is conditioned by the aggregate of morpho-functional indices and depends on the development of physical qualities of students. The evaluation of mass/height indicators of female students demonstrates the increase of total body size and weakness of body build. The testing of physical readiness testified the ambiguity of high-speed and high-speed/power qualities and results of stamina evaluation.
Key words: physical health, students, anthropometric indicators, physical readiness
Физическое здоровье является интегральным показателем жизнедеятельности человека и характеризуется комплексом морфологических и функциональных свойств организма, обеспечивающих адаптивное приспособление к различным условиям среды обитания . Оно отражает общий уровень гигиенических и социально-экономических условий жизни населения
Как известно, студенты, объединенные специфическими условиями обучения и образом жизни, составляют особую социальную группу Поэтому их физическое здоровье является признаком, определяющим уровень общественного здоровья . Показатели физического здоровья используются для выявления маркеров ряда заболеваний, контроля над физическим развитием детей и служат важными критериями в оценке эффективности проводимых оздоровительных мероприятий [1]
В настоящее время имеются сведения [2], что уровень физического здоровья и физической подготовленности студентов очень низкий Результаты социологи-
А. А. Артеменков - канд . биол . наук, доц . каф . (Basis@live . ru)
ческого опроса показывают, что у студентов наиболее значимыми физическими качествами являются выносливость, сила и ловкость [3]. Применение специальных методик воспитания силовой и общей выносливости у студенток свидетельствуют об улучшении показателей в силовом компоненте физического развития [4]
Накоплены факты о динамичности показателей физического здоровья студентов Мониторинг физического развития и физической подготовленности показывает, что динамика физического и моторного развития студентов неодинакова: для физического развития наиболее характерен средний уровень, тогда как в моторном развитии чаще преобладают крайние варианты [5]
Таким образом, следует констатировать, что в настоящее время сохранение и укрепление здоровья учащейся молодежи является актуальной задачей В связи с этим целью работы явилось изучение физической подготовленности и здоровья студенток Череповецкого государственного университета (ЧГУ)