Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты профессиональной ориентации старшеклассников в современных условиях'

Медико-социальные аспекты профессиональной ориентации старшеклассников в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ВРАЧЕБНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ / ADOLESCENTS / HIGH SCHOOL STUDENTS / CAREER GUIDANCE ОF TEENAGERS / MEDICAL PROFESSIONAL ADVICE / HEALTH PROTECTION OF ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов В. Ю., Шубочкина Е. И., Чепрасов В. В.

Представлены результаты анкетных опросов старшеклассников города Москвы в 2012 и 2016 гг. Опросы позволили оценить предпочтения современных подростков в выборе пути продолжения образования, сфер будущей профессиональной деятельности, потребности в профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья. Показаны медико-социальные последствия несфомированного профессионального самоопределения. Обоснована необходимость совершенствования работы в средней школе по проведению профессиональной ориентации в условиях изменения профессиональных интересов и намерений учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов В. Ю., Шубочкина Е. И., Чепрасов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND SOCIAL ASPECTS OF THE VOCATIONAL GUIDANCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN MODERN TIME

The results of questionnaires of high school students in Moscow in 2012 and 2016 are presented. The surveys made it possible to assess the preferences of modern adolescents in choosing the path of continuing education, the spheres of future professional activity, and the need for professional guidance, taking into account the state of health. The medical and social consequences of unfamiliar professional self-determination are shown. The necessity of improving the work in the high school for vocational guidance in the conditions of changing the professional interests and intentions of the students is grounded.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты профессиональной ориентации старшеклассников в современных условиях»

УДК 613.955-613.956

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Иванов В.Ю., Шубочкина Е.И., Чепрасов В.В.

ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей», г. Москва, Российская Федерация.

Аннотация. Представлены результаты анкетных опросов старшеклассников города Москвы в 2012 и 2016 гг. Опросы позволили оценить предпочтения современных подростков в выборе пути продолжения образования, сфер будущей профессиональной деятельности, потребности в профессиональной ориентации с учетом состояния здоровья. Показаны медико-социальные последствия несфомированного профессионального самоопределения. Обоснована необходимость совершенствования работы в средней школе по проведению профессиональной ориентации в условиях изменения профессиональных интересов и намерений учащихся.

Ключевые слова: подростки, старшеклассники, профессиональная ориентация подростков, врачебная профессиональная консультация, охрана здоровья подростков.

Введение. В настоящее время дефицит высококвалифицированных рабочих и техников является одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие целых отраслей, и вопросы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена остаются ключевой задачей для инновационно-технологического развития страны [1]. В связи с этим в современной демографической ситуации при снижении числа лиц подросткового возраста и сохраняющихся тенденциях ухудшения состояния здоровья [2] вопросы профессиональных предпочтений выпускников школ и выбора пути продолжения образования являются актуальными.

Цель исследований - изучение направленности профессионального выбора старшеклассников и их подготовленности к осознанному выбору профессии с учетом состояния здоровья.

Материалы и методы. Мониторинговые исследования проводились в 2012 и 2016 гг. Опрошено более 1,5 тыс. учащихся 9-11-х классов школ и колледжей профессионального образования г. Москвы. Использовались авторские анкеты, для скрининговой оценки состояния здоровья применялся опросник международной программы «InterAdol» [3]. Статистическая обработка проводилась с использованием стандартных компьютерных программ (Microsoft Office Excel, Statistica 7.0), достоверность различий оценивалась по непараметрическому критерию Хи-квадрат.

Результаты и их обсуждение. Сравнительная оценка процесса формирования профессионального самоопределения показала, что около 70% учащихся старших классов как в 2012 г., так и в 2016 г., опреде-

лились с выбором направления будущей профессиональной деятельности. В 2012 г. предпочтения старшеклассников были следующими: медицина и ветеринария заняли первое место (11,5% ответов), далее следовали педагогика и психология (9,2%), экономика и финансы (7,9%), 1Т-технологии (6,9%), инженерные профессии (6,5%). Интерес к предпринимательской деятельности был указан только 5,8% учащихся.

К 2016 г. первое место в выборе старшеклассников заняли 1Т-технологии, что вполне отвечает росту распространенности этого направления во всех сферах экономической деятельности. Второе место сохранили педагогика и психология, на третье место вышли творческие профессии (художник, декоратор, сценарист, музыкант т.п.) - 7,6% с ростом в 1,5 раза, на четвертом месте медицина и ветеринария со снижением интереса почти вдвое в (6,5%) и профессии руководителей (6,5%). Возрос интерес к профессиям, связанным с управлением транспортными средствами (пилоты, машинисты железнодорожного транспорта, водители автотранспорта).

Внимания заслуживает изменение намерений старшеклассников по выбору своего образовательного и профессионального маршрута после окончания школы. Имеется тенденция снижения числа тех, кто хочет учиться - с 95,8% до 87,4%, при этом возросло число лиц, собирающихся совмещать учебу и работу с 11,4% до 17,7% (р <0,05). В 2012 г. в вузы намеревались поступать 60,4% старшеклассников, в училища (колледжи) и техникумы - 15,3%. В 2016 г. выбор в пользу учебных заведений среднего профессионального образования сделали уже 27,9% при снижении числа выбравших вузы до 50,4%.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих кадров стало соответствовать среднему профессиональному образованию, что могло повлиять на повышение престижа учебных заведений среднего профессионального образования, особенно колледжей (в прошлом рабочие кадры готовились по программам начального профессионального образования). Кроме того, перспективы трудоустройства выпускников этих учреждений по ряду профессий оказываются лучше, чем для выпускников вузов при сопоставимом уровне оплаты труда [4]. Число старшеклассников, предполагающих только работать по окончанию средней школы, было незначительным с тенденцией к росту (с 0,3% до 2%).

Потребность старшеклассников в профориентации для выбора профессии за период наблюдения уменьшилась с 42,4% до 32,7% (р <0,05), что можно объяснить доступностью в сети «Интернет» предложений по оказанию помощи подросткам в профессиональном самоопределении. Тем не менее, каждый третий подросток указал, что нуждается в информации о профессиях и потребности в них на рынке труда, а каждый пятый нуждается в консультациях психолога.

Изучение мотивов выбора профессии при поступлении в профессиональные колледжи показало значительную степень его случайности: по совету родителей и знакомых пошли учиться в колледжи 30% подростков, а 20% затруднились с ответом. Как результат случайного выбора учебного заведения - 25% студентов колледжей не были удовлетворены сделанным профессиональным выбором [5].

Результаты региональных исследований условий жизнедеятельности студентов колледжей в четырех регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Омск, Псков) показали, что в региональных центрах (Омске и Пскове) число тех, кому нравилась осваиваемая профессия, составляло 72% и 81% соответственно. В мегаполисах (Москве и Санкт-Петербурге) осваиваемая профессия нравилась 60% студентов колледжей, а остальных сделанный выбор не удовлетворял [6].

Следует иметь ввиду, что профессии среднего образования, особенно рабочей квалификации, характеризуются конкретным характером подготовки и трудоустройства по достаточно узкой специальности. Случайность выбора и освоение профессии, которая не соответствует интересам, склонностям и возможностям учащихся может приводить к таким последствиям как психологический стресс, низкая успешность и нежелание выпускников работать по приобретенной профессии, поиск другой работы, несмотря на отсутствие необходимой профессиональной подготовки [7].

По результатам выборочного исследования по проблемам занятости в 2013 г. среднее число безработных

среди лиц, имеющих среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) составляло в среднем 5,7%, а среди лиц до 20 лет - 20,8%, среди лиц в возрасте 2024 года -10% [4]. Связь основной работы с полученной профессией среди выпускников этой формы образования в 2011-2012 гг. составляла в металлообработке -50,8%, строительстве - 51%, легкой промышленности - 55,5%. Это подтверждает высокую актуальность проведения работы по профессиональной ориентации учащихся средних и старших классов школ, в первую очередь тех, кто собирается обучаться в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Потребности старшеклассников в получении медицинской профессиональной консультации при выборе профессии выросли с 11% до 18%. О важности этого направления профориентационной работы свидетельствует профессиональный выбор подростков, имеющих хронические заболевания: среди них увеличилось число подростков, имеющих относительные и абсолютные противопоказания к работе по выбранной профессии с 5,3% в 2012 году до 17,6% в 2016 году (р<0,05). Это можно связать с недостаточным вниманием к медицинскому аспекту профессиональной ориентации на фоне ухудшения здоровья детей подросткового возраста [1] (предоставлению школьникам врачебной профессиональной консультации), а также недостаточной информированностью по этому вопросу родителей и педагогов.

Таким образом, результаты исследований указывают на изменение предпочтений школьников при выборе профессионального направления будущей сферы деятельности и намерений при выборе уровня профессионального образования. Повышение интереса подростков к учебным заведениям среднего профессионального образования соответственно требует актуализации работы по профессиональной ориентации школьников средних и старших классов. Для сохранения здоровья трудового потенциала государства важное значение приобретают медицинские аспекты профессиональной ориентации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Ливанов Д.В. Законом «Об образовании в РФ», нашим новым системообразующим законом, гарантируется общая доступность СПО // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №8. - С. 3-5.

[2] Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлец-кая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. - 2012. - № 6. - С. 4-9.

[3] Komarek L., Havlinova M., Provasnik K. Health and per-sonelity of adolescents (Interadol). In: European union for school and University health and Medisine Fusuan Bulletins 1987-1989. - Paris, 1989. - pp. 44-48.

[4] Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. - С. 77-100. URL: https://www.hse.ru/prima-rydata/orf2014 (дата обращения: 20.03.2017).

[5] Ибрагимова Е.М., Шубочкина Е.И. Состояние здоровья и медико-социальные особенности подростков, обучающихся по разным программам профессиональной подготовки в колледжах // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2013. - № 4. - С.

22-26.

[6] Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю., Блинова Е.Г., Новикова И.И., Янушанец О.И., Алексеева Е.А. Результаты многоцентровых исследований качества и образ жизни юношей, обучающихся в колледжах // ЗНИСО. - 2016. - № 8. - Р. 44-46.

[7] Шубочкина Е.И., Кучма В.Р., Ибрагимова Е.М. Профессиональная ориентация как актуальная проблема в подготовке квалифицированных рабочих кадров // Вестник РГМУ. - 2013. - № 5-6. - С. 78-82.

MEDICAL AND SOCIAL ASPECTS OF THE VOCATIONAL GUIDANCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN MODERN TIME

Ivanov V.Y., Shubochkina E.I., Cheprasov V.V.

Scientific Center of Children's Health, Moscow, Russian Federation.

Annotation. The results of questionnaires of high school students in Moscow in 2012 and 2016 are presented. The surveys made it possible to assess the preferences of modern adolescents in choosing the path of continuing education, the spheres of future professional activity, and the need for professional guidance, taking into account the state of health. The medical and social consequences of unfamiliar professional self-determination are shown. The necessity of improving the work in the high school for vocational guidance in the conditions of changing the professional interests and intentions of the students is grounded.

Key words: adolescents, high school students, career guidance of teenagers, medical professional advice, health protection of adolescents.

REFERENCES

[1] Livanov D.V. Zakonom «Ob obrazovanii v RF», nashim novym sistemoobrazujushhim zakonom, garantiruetsja ob-shhaja dostupnost' SPO // Srednee professional'noe obra-zovanie. - 2013. - №8. - pp. 3-5. (in Russian)

[2] Baranov A.A., Albitsky V.Ju., Ivanova A.A., Terletskaya R.N., Kosova S.A. Trends and the health status of the child population of the Russian Federation // Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal. - 2012. - № 6. - pp. 4-9. (in Russian)

[3] Komarek L., Havlinova M., Provasnik K. Health and per-sonelity of adolescents (Interadol). In: European union for school and University health and Medisine Fusuan Bulletins 1987-1989. - Paris, 1989. - pp. 44-48.

[4] Obrazovanie v Rossijskoj Federacii: 2014: statisticheskij sbornik. - Moskva: Nacional'nyj issledovatel'skij universi-tet «Vysshaja shkola jekonomiki», 2014. - pp. 77-100.

URL: https://www.hse.ru/primarydata/orf2014 (data obrashhenija: 20.03.2017). (in Russian)

[5] Ibragimova E.M., Shubochkina E.I. Health state and medico-social features of the teenagers who are training on different programs of vocational training in colleges // Vo-prosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja. -2013. - № 4. - pp. 22-26. (in Russian)

[6] Shubochkina E.I., Ibragimova E.M., Ivanov V.Yu, Blinova E.G., Novikova I.I., Yanushanets O.I. et al. Results of multicenter researches of quality and way of life of the young men who are trained in colleges // ZNISO. - 2016. - № 8. - pp. 44-46. (in Russian)

[7] Shubochkina E.I., Kuchma V.R., Ibragimova E.M. Professional Orientation of Adolescents as an Actual Problem in Training of Skilled Workers // Vestnik RGMU. - 2013. -№ 5-6. - pp. 78-82. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.