Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников'

Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
982
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФАКТОРЫ РИСКА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФИЛАКТИКА / PRIMARY SCHOOL AGE / RISK FACTORS / MODE OF LIVING / PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Звездина И. В., Жигарева Н. С.

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫЯВЛЕН ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНЕЙ, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОТОРЫХ ОБУСЛОВЛЕНА ОБРАЗОМ ЖИЗНИ. УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПОД ВЛИЯНИЕМ ТАКИХ ФАКТОРОВ, КАК ГИПОДИНАМИЯ, ДЕФИЦИТ СНА, ПРЕОБЛАДАНИЕ СТАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАД ДИНАМИЧЕСКИМ, НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, НАРУШЕНИЯ РЕЖИМА ПИТАНИЯ, А ТАКЖЕ КУРЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ СНИЖАЮТСЯ АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И НАРУШАЮТСЯ МЕХАНИЗМЫ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ. ЭТО ОБУСЛОВЛИВАЕТ ВЫСОКИЙ РИСК РАЗВИТИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ, ЛЕЖАЩЕЙ В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ СО СТОРОНЫ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Звездина И. В., Жигарева Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical-social aspects of health forming in children in junior school

THE ARTICLE FOCUSES ON THE ANALYSIS OF MODERN MEDICAL-SOCIAL ASPECTS OF HEALTH FORMING IN CHILDREN IN JUNIOR SCHOOL. HIGH LEVEL OF RISK FACTORS OF DISEASES, CONCERNED WITH MODE OF LIVING, WAS DISCOVERED AMONG CHILDREN IN JUNIOR SCHOOL. SUCH FACTORS AS HYPODYNAMIA, SLEEP DEFICIENCY A PREVALENCE OF STATIC COMPONENT OVER DYNAMIC ONE, INSUFFICIENT CONSUMPTION OF BASIC FOOD STUFFS, VIOLATION OF DIETARY HABITS AND PARENT'S SMOKING ARE RESPONSIBLE FOR DECREASE OF ADAPTIVE RESOURCES OF CHILD'S ORGANISM AND DISORDERS IN A MECHANISMS OF VEGETATIVE REGULATION. THESE FACTORS DETERMINE A HIGH RISK OF VEGETATIVE DYSFUNCTION, UNDERLYING DEVIATION IN FUNCTIONING OF DIFFERENT ORGANS AND SYSTEMS. AUTHORS OFFER TO USE OBTAINED DATA IN DEVELOPMENT OF COMPLEX PROPHYLACTIC PROGRAMS FOR CHILDREN IN JUNIOR SCHOOL.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников»

VSP_4_2008_BLOK_coll.qxd 12.08.2008 19:26 Page 9 ^ э—

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

В.Р. Кучма, И.В. Звездина, Н.С. Жигарева

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫЯВЛЕН ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНЕЙ, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ КОТОРЫХ ОБУСЛОВЛЕНА ОБРАЗОМ ЖИЗНИ. УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПОД ВЛИЯНИЕМ ТАКИХ ФАКТОРОВ, КАК ГИПОДИНАМИЯ, ДЕФИЦИТ СНА, ПРЕОБЛАДАНИЕ СТАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАД ДИНАМИЧЕСКИМ, НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, НАРУШЕНИЯ РЕЖИМА ПИТАНИЯ, А ТАКЖЕ КУРЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ СНИЖАЮТСЯ АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И НАРУШАЮТСЯ МЕХАНИЗМЫ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ. ЭТО ОБУСЛОВЛИВАЕТ ВЫСОКИЙ РИСК РАЗВИТИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ, ЛЕЖАЩЕЙ В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ СО СТОРОНЫ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, ФАКТОРЫ РИСКА, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ПРОФИЛАКТИКА.

Контактная информация:

Кучма Владислав Ремирович, доктор медицинских наук, профессор, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН Адрес: 103064, Москва,

Малый Казенный переулок, д. 5, тел. (495) 917-49-31 Статья поступила 09.04.2008 г., принята к печати 04.08.2008 г.

Согласно статистическим данным и результатам научных исследований, за последнее десятилетие произошли значительные негативные перемены в состоянии здоровья детей. Они характеризуются ростом распространенности функциональных отклонений и хронических болезней, которые особенно выражены в период обучения в школе [1-3]. Установлено, что нарушения здоровья в старшем школьном возрасте в значительной степени определяются влиянием поведенческих факторов риска: курения, употребления алкоголя, низкой физической активностью и др. [5-8]. В то же время высокая частота отклонений в состоянии здоровья младших школьников в настоящее время определяет необходимость изучения медико-социальных аспектов его формирования в период посещения начальной школы.

Начало систематического обучения является мощным стрессовым фактором, изменяющим уклад жизни ребенка, распорядок его дня, режим занятий и отдыха. Изменение динамического стереотипа ведет к напряжению адаптационных механизмов и снижению функциональных возможностей

V.R. Kuchma, I.V. Zvezdina, N.S. Zhigareva

Scientific Center of Children's Health, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow

Medical-social aspects of health forming in children in junior school

THE ARTICLE FOCUSES ON THE ANALYSIS OF MODERN MEDICAL-SOCIAL ASPECTS OF HEALTH FORMING IN CHILDREN IN JUNIOR SCHOOL. HIGH LEVEL OF RISK FACTORS OF DISEASES, CONCERNED WITH MODE OF LIVING, WAS DISCOVERED AMONG CHILDREN IN JUNIOR SCHOOL. SUCH FACTORS AS HYPODYNAMIA, SLEEP DEFICIENCY, A PREVALENCE OF STATIC COMPONENT OVER DYNAMIC ONE, INSUFFICIENT CONSUMPTION OF BASIC FOOD STUFFS, VIOLATION OF DIETARY HABITS AND PARENT'S SMOKING ARE RESPONSIBLE FOR DECREASE OF ADAPTIVE RESOURCES OF CHILD'S ORGANISM AND DISORDERS IN A MECHANISMS OF VEGETATIVE REGULATION. THESE FACTORS DETERMINE A HIGH RISK OF VEGETATIVE DYSFUNCTION, UNDERLYING DEVIATION IN FUNCTIONING OF DIFFERENT ORGANS AND SYSTEMS. AUTHORS OFFER TO USE OBTAINED DATA IN DEVELOPMENT OF COMPLEX PROPHYLACTIC PROGRAMS FOR CHILDREN IN JUNIOR SCHOOL.

KEY WORDS: PRIMARY SCHOOL AGE, RISK FACTORS, MODE OF LIVING, PROPHYLAXIS.

П

a

x

о

о

a

n

a

и

n

0E

n

M

a

о

R

S

a

I-

n

s

d

V

с

0E

П

X

J

n

о

о

организма школьников, что усугубляется воздействием неблагоприятных факторов, в том числе обусловленных образом жизни.

Проанализированы результаты комплексных медицинских осмотров учащихся начальной школы в динамике обучения, проведенных в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН в 2005-2007 гг. Всего обследовано 1243 ребенка (602 мальчика, 641 девочка) в возрасте 7-11 лет. Ежегодно изучали распространенность отдельных социально-гигиенических факторов по данным анкетирования родителей. Для изучения влияния неблагоприятных факторов на функциональное состояние организма младших школьников определяли адаптационный потенциал по методу Р.М. Баевского в модификации Ю.А. Ям-польской для детского возраста и изменения вегетативного гомеостаза [9]. Исходный вегетативный тонус находили по общепринятой методике А.М. Вейна в модификации для детского возраста Н.А. Белоконь. Вегетативная реактивность (ИН2/ИН1) изучена у 152 школьников по данным кардиоинтервалографии (аппарат «Телекард»).

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием программы Microsoft Excel; для оценки связи признаков применен метод ранговой корреляции Спирмена (коэффициент r); использовались методы вариационной статистики с расчетом средних значений, среднего квадратического отклонения. Достоверность различий количественных переменных анализировали с помощью критерия Стьюдента, качественных переменных — используя критерий Пирсона х2. Результаты рассматривали как статистически значимые при p < 0,05.

Выявлено воздействие на организм учащихся начальной школы большого числа неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни. Отмечено, что их частота в процессе обучения возрастает (рис. 1).

Только у 44-50% школьников уровень необходимой двигательной активности соответствует критериям ВОЗ [10,11]. Около 1/3 детей занимаются физкультурой лишь на школьных уроках. В динамике обучения снижается доля лиц, ведущих физически активный образ жизни, и увеличивается число школьников, посещающих занятия, близкие по характеру к учебной деятельности (с репетиторами и в кружках) на фоне статических форм проведения досуга (с 47 до 66%; p < 0,05). Возрастает доля лиц с дефицитом ночного сна (с 66,9 до 80,3%; p < 0,05). Ежедневно 46% учащихся 2 ч и более тратят на просмотр телепередач, а 12% из них — по 3-4 ч. Каждый 2-й ребенок проводит за монитором компьютера по 1 ч в день, 12% — от 2 до 4 ч, причем 18% — ежедневно. Кроме того, у половины школьников время приготовления уроков превышает нормативы, а 7% затрачивают на это 4-6 ч [12]. Это ведет не только к увеличению хронического психоэмоционального напряжения, но и к снижению физической активности. Достаточная длительность прогулок в учебные дни отмечается только у 3,4% детей, 5,2% школьников в будни не бывают на свежем воздухе. В выходные дни лишь

Рис. 1. Распространенность социально-гигиенических факторов риска у младших школьников в динамике обучения

Примечание:

* — р < 0,05;

ДС — дефицит ночного сна; ЗК — занятия (игры) дома на компьютере; НФА — низкая физическая активность, ДЗ — дополнительные занятия статического характера (с репетиторами и в кружках).

1/3 детей уделяют должное время прогулкам, что свидетельствует о нерациональной организации их досуга родителями.

Среди школьников с гиподинамией ниже частота лиц с нормальным физическим развитием, особенно в группе мальчиков (см. таблицу). У детей, ведущих малоподвижный образ жизни, избыточная масса тела и ожирение выявляются в 2,2 раза чаще, чем у сверстников с достаточным уровнем двигательной активности. Корреляционный анализ выявил прямую связь гиподинамии с избыточной массой тела как у мальчиков, так и у девочек (р < 0,05). Несмотря на отсутствие достоверных различий в частоте дефицита массы тела у учащихся начальной школы с различным уровнем физической активности, уже на 3-4-м году обучения прослеживается сопряженность гиподинамии с дефицитом массы тела у мальчиков (г = 0,212; р < 0,01).

Установлено, что рацион питания современных школьников характеризуется дефицитом продуктов животного (мясо, молоко) и растительного происхождения (свежие овощи, фрукты, соки). Так, ежедневно употребляют мясные продукты лишь 71% учащихся, молоко и молочные продукты — 67%. Более 20% школьников не имеют в ежедневном рационе фруктов и овощей, а 14% употребляют консервированные продукты и острые блюда 3 раза в неделю и чаще. Имеются также значительные нарушения режима питания: 45% школьников принимают горячую пищу 2 раза в день и реже, а 8% из них — однократно. У каждого 5-го обследованного перерывы между приемами пищи составляют 5-6 ч. Отмечена прямая связь нарушения режима питания с избыточной массой тела у мальчиков (р < 0,01). Недостаточное потребление мясных и молочных продуктов чаще выявлено у школьников с отклонениями в фи-

10

О

Таблица. Показатели физического развития младших школьников с различным уровнем двигательной активности

Достаточная двигательная активность, абс. (%) Гиподинамия, абс. (%)

Физическое развитие мальчики девочки всего мальчики девочки всего

(п = 165) (п = 139) (п = 304) (п = 131) (п = 196) (п = 327)

Нормальное 134 (81) 101 (73) 235 (77) 83 (63)* 131 (67) 214 (65)*

Избыточная масса тела и ожирение 22 (13) 11 (8) 33 (11) 38 (29) 40 (20) 78 (24)

Дефицит массы тела 9 (6) 27 (19) 36 (12) 10 (8) 25 (13) 35 (11)

Примечание:

* — р < 0,01 — статистически значимое отличие при сравнении с показателем в группе детей с достаточным уровнем физической активности.

зическом развитии. Так, среди мальчиков с дефицитом массы тела ежедневное употребление мясных продуктов встречается значительно реже, чем среди их сверстников с нормальным физическим развитием (соответственно 44 и 75%; р < 0,05). Среди девочек с дефицитом массы тела 22% употребляют молочные продукты 2 раза в неделю и реже, тогда как из школьниц с нормальным физическим развитием — только 9%. Корреляционный анализ продемонстрировал достоверные связи различных нарушений режима питания, а также дефицита молочных продуктов, свежих фруктов, овощей и соков в рационе школьника с отклонениями со стороны пищеварительной системы (р < 0,05-0,01). Отмечена связь нарушений питания и вегетативной реактивности по гиперсимпатико-тоническому типу у мальчиков (г = 0,280; р < 0,01).

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что в последние годы возраст начала курения с 15 лет уменьшился до 10 лет [13]. Известно, что у детей, чьи родители или родственники курят, риск стать курильщиками выше. Кроме того, существует достаточно много доказательств негативного воздействия на здоровье табачного дыма окружающей среды — пассивного курения [14]. Проведенное исследование показало значительную распространенность курения среди родителей младших школьников: отцы курят у 54% детей, матери — у 16%; в 10% случаев курят оба родителя. При этом 24% родителей курят в присутствии ребенка, что не только вредит его здоровью, но и способствует приобщению к курению как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Установлена прямая связь курения родителей с дефицитом у ребенка массы тела, функциональными отклонениями пищеварительной системы и болезнями нервной системы, а также пассивного курения — с нарушениями адаптации у детей (р < 0,01). Адаптационные возможности первоклассников были понижены в разной степени у 22% мальчиков и 37% девочек (рис. 2).

Установлено, что число детей с удовлетворительной адаптацией уменьшается при наличии таких факторов, как дефицит ночного сна (с 91 до 78%; р < 0,05), длительный просмотр телепередач (с 87 до 76%; р < 0,05). У девочек выявлена корреляционная связь занятий на компьютере с нарушением адаптации организма к фак-

торам внешней среды (р < 0,05). Со снижением функциональных резервов организма учащихся увеличивается частота острых респираторных инфекций: при неблагоприятном течении адаптации число часто болеющих детей возрастало в 1,6 раза.

Изучение вегетативного гомеостаза показало, что при незначительном превышении гигиенического норматива времени приготовления уроков и наличии дополнительных занятий статического характера достоверно уменьшается число детей со сбалансированным состоянием регуляторных систем вегетативной нервной системы — эйтонией. При дефиците сна снижается доля лиц с нормальной реактивностью вегетативной нервной системы (с 55 до 36%) и возрастает количество школьников с гиперсимпатико- и асимпатикотонией. Длительное приготовление уроков и сокращение времени прогулок на свежем воздухе ведут к истощению компенсаторных симпатических механизмов и росту процента обследованных с гипосимпатикотонией. Занятия на компьютере способствуют избыточной активности сим-патико-адреналовой системы и формированию гипер-симпатикотонии у мальчиков.

Рис. 2. Частота неблагоприятного течения адаптации у учащихся 1-х классов

Напряжение Неудовлетворительная Срыв

адаптации адаптации адаптации

Мальчики

□ Девочки

11

О

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 4

Известно, что нарушение вегетативной регуляции увеличивает риск развития вегетативной дисфункции, которая лежит в основе формирования отклонений со стороны различных органов и систем [15-17]. Динамическое наблюдение свидетельствует о том, что на фоне учащения неблагоприятных факторов возрастает распространенность функциональных отклонений у младших школьников. Причем в значительной степени это отклонения со стороны сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Так, число детей с нормальным физическим развитием достоверно снижается от 1-го к 4-му классу (с 80 до 67%; р < 0,05), причем у девочек ведущим отклонением является дефицит массы тела, а у мальчиков за период обучения в начальной школе нарастает избыточная масса тела.

Таким образом, у учащихся начальной школы отмечается значительная распространенность таких факторов, как гиподинамия, дефицит ночного сна, преобладание статического компонента деятельности над динамическим, недостаточное потребление основных продуктов

питания, нарушения режима питания. Выявлен высокий процент пассивного курения среди детей. Наличие неблагоприятных факторов в младшем школьном возрасте ведет к напряжению адаптационных механизмов и снижению функциональных возможностей, что повышает риск формирования у детей нарушений в вегетативной регуляции различных органов и систем. С учетом того, что факторы, обусловленные образом жизни, относятся к модифицируемым, приоритетным направлением в профилактике заболеваний является разработка школьных программ по формированию у детей стереотипов здорового образа жизни. В этой связи возрастает актуальность обучения детей навыкам сохранения и укрепления здоровья, что можно реализовать в процессе освоения школьниками учебных программ начиная с 1-го класса. Для эффективности профилактических мероприятий необходимо повышение мотивации к здоровому образу жизни не только самих учащихся, но и родителей, а также педагогов и медицинского персонала образовательных учреждений, где дети проводят значительную часть времени.

12

га

а

х

о

о

а

га

а

и

п

ос

га

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

о

R

S

а

н

га

s

п

V

с

ос

га

х

j

га

о

о

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма B.R Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001. — С. 376.

2. Баранов А.А., Кучма B.R, Сухарева Л.М. Здоровье, обучение

и воспитание детей: история и современность

(1904-1959-2004). — М.: Династия, 2006.

3. Поварго Е.А. Тенденции в состоянии здоровья младших школьников в крупном промышленном городе // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. —

2006. — № 6. — С. 14-15.

4. Сухарева Л.М. и др. Динамика заболеваемости учащихся младших классов Москвы // Сборник материалов XI Конгресса педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М.,

2007. — С. 648-649.

5. Звездина И.В., Кучма B.R Эпидемиологические аспекты поведенческих факторов риска среди подростков // Информационный бюллетень «Здоровье населения и среда обитания». — 2005. — № 1 (142). — С. 1-5.

6. Богомолова Е.А., Кулакова Н.И., Павлова А.В. Социально-психологические предпосылки формирования вегетативной дистонии // Вопросы современной педиатрии. — 2007. — Т. 6, № 4. — С. 147-148.

7. Cunnane S.C. Childhood origins of lifestyle related risk factors for coronary heart disease in adulthood // Nutr. Health. — 1993. — V. 9, № 2. — R 107-115.

8. Szilagyi M., Gregus A., Antal M. et al. Factors influencing the lifestyle in the adolescent population: nutrition, hygiene and addictions / First Announcement 14th Congress of The European Union for School and University Health and Medicine 6-9 June 2007. — F 162.

9. Ямпольская Ю.А. Скрининг-оценка адаптационного потенциала растущего организма: «Уровни здоровья». Проблемы современной антропологии. — М.: Наука, 2004. — С. 170-183.

10. Физическая активность и здоровье в Европе: аргументы в пользу действий. Копенгаген, Европейское региональное бюро ВОЗ, 2006.

11. Currie С. Young people's health in context. Health Behaviour School-aged Children (HBSC) study international report from the 2001/2002 survey Copenhagen WHO Regional Office for Europe 2004 Health policy for children and adolescents, — 4; http:/www.euro.who.int./eprise/main/who/informationsources/pu blications/catalogue/20040518_1.

12. СанПиН 2.4.2.11.78-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

13. Баранов А.А., Кучма B.R, Звездина И.В. и др. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. — М.: Литтерра, 2007. — С. 216.

14. Nelson Ed. The miseries of passive smoking // Hum. And Exp. Toxicol. — 2001. — V. 20, № 2. — R 61-83.

15. Заболевания вегетативной нервной системы / Под ред. А.М. Вейна. — М., 1991. — С. 621.

16. Кузьмичев Ю.Г., Ипатов Ю.П. Вегетативная дисфункция у детей. — Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1998. — С. 138.

17. Коровина Н.А., Захарова И.Н. и др. Вегетативная дистония у детей (Руководство для врачей). — М.: Медпрактика-М,

2007. — С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.