© В.С. Калмыкова, Н.А.Федько, 2010 УДК 616-053.4:616-037
ФАКТОРЫ РИСКА И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В.С. Калмыкова, Н.А.Федько
Ставропольская государственная медицинская академия
Охрана здоровья подрастающего поколения является важнейшей государственной задачей. Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков наносят большой социальный и экономический ущерб. Около 53% учащихся общеобразовательных школ имеет ослабленное здоровье. Доля здоровых детей к окончанию обучения в школе не превышает 2025% от выпуска [3].
Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащейся молодежи влечет за собой снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений.
Здоровье является важным условием гармоничного физического развития. Хронические заболевания зачастую являются причиной различных нарушений, особенно у детей и подростков, приводя к уменьшению тотальных размеров тела, дефектам опорно-двигательного аппарата (нарушению осанки, формы грудной клетки, ног, стоп). В то же время благоприятные социально-экономические и санитарно-гигиенические условия жизни улучшают её качество, снижают заболеваемость как детей, так и взрослых.
Первый год обучения в школе является для ребенка самым трудным в школьной жизни, и у многих детей процесс адаптации протекает сложно и длительно [5]. Успешность начального периода адаптации к школе предопределяет общий положительный результат приспособления ребенка. Преобразования в детском организме происходят на протяжении всего первого года обучения, а иногда затягиваются на несколько лет. Важно именно в этот период контролировать особенности физического развития, выявлять возможные факторы риска формирования той или иной патологии [1, 2].
В этой связи для разработки эффективности профилактических программ и определения прогноза в отношении будущего здоровья особую актуальность представляют исследования по изучению частоты встречаемости, структуры, возрастных сроков формирования и факторов риска наиболее часто встречающейся патологии у детей младшего школьного возраста.
Материал и методы. В качестве базы исследования использовались общеобразовательные школы №№ 7, 9, 15, 29 г. Ставрополя. Были выбраны школьные учреждения с равноценными микроэкологически-
Калмыкова Виктория Сергеевна, соискатель кафедры детских болезней лечебного и стоматологического факультетов СтГМА, тел.: (8652) 35-81-88, e-mail: [email protected]
Федько Наталья Александровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой детских болезней лечебного и стоматологического факультетов СтГМА, тел.: (8652) 35-81-88
ми и идентичными санитарно-гигиеническими условиями. Состояние здоровья изучалось с сентября 2006 по май 2009 года.
На первом этапе исследования с помощью специально разработанного скрининг-опросника, включающего 24 вопроса, были проанкетированы 3687 родителей школьников 7-12 лет для выявления функциональных или органических поражений различных органов и систем. Возвращено 3337 анкет Для обеспечения заданной статистической точности результатов объем выборки по каждой возрастнополовой группе составил не менее 100 человек.
На втором этапе исследования проведен углубленный опрос родителей по специально разработанной расширенной анкете, включающей 110 вопросов и 408 вариантов ответов, с помощью которой были уточнены особенности перинатального анамнеза, образа жизни ребенка, отклонения в состоянии здоровья родителей и детей, наследственная отягощенность по ряду заболеваний, наличие вредных привычек, характер питания.
На третьем (заключительном) этапе, согласно полученным данным и в соответствии с основными составляющими здоровья, были выделены две группы -основная и контрольная для сравнения по каждому прогнозируемому признаку. В основную группу вошли дети с хроническими заболеваниями и сниженной резистентностью организма, дисгармоничным развитием и отклонениями в психоэмоциональном и морфофункциональном состоянии. Контрольную группу составили дети, не имевшие отклонений в состоянии соматического здоровья, физическом развитии, психоэмоциональном состоянии и функционировании кардиореспираторной системы.
Комплексная оценка состояния здоровья школьников проводилась индивидуально для каждого обследуемого в соответствии с «Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей», утвержденной приказом Минздрава РФ № 621 от 30.12.2003 года.
При этом учитывались: наличие или отсутствие хронических заболеваний в момент обследования, уровень функционального состояния основных систем организма, степень резистентности организма к неблагоприятным воздействиям, уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности. Всех детей осматривали специалисты: стоматолог оториноларинголог, хирург-ортопед, по показаниям -эндокринолог, аллерголог, невролог, кардиолог и др.
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel с вычислением достоверности по t критерию Стьюдента, для определениядоверительныхграницдолей(процентов) использовался метод углового преобразования Фишера [4]. В результате математической обработки были получены прогностические коэффициенты (Гублер Е.В., 1978). Наряду с этим рассчитывалась
информативность каждого симптома (ИК), что и легло в основу прогнозирования.
Результаты и обсуждение. В соответствии с принятыми критериями все обследованные были разделены на три группы здоровья. Дети, отнесенные к IV и V группам здоровья, не вошли в данное исследование, так как, имея хронические заболевания в стадии субкомпенсации и декомпенсации, находились на индивидуальном домашнем обучении и не осматривались.
Мальчиков с I группой здоровья (т.е. не имеющих отклонений по всем критериям) в 7-летнем возрасте оказалось 43,6% (табл.1). Наибольшее количество здоровых мальчиков отмечалось в возрасте 11 и 12 лет (51,4% и 44,8% соответственно, р<0,05). Доля девочек с I группой здоровья с возрастом уменьшилась и составила в 7 лет - 58,0% , а в 12 лет - 43,6% (р<0,05).
Вторая (II) группа здоровья представлена детьми, имеющими функциональные и морфологические изменения различных органов и систем. Частота встречаемости детей этой группы составляла от 34,4% в 7-летнем возрасте до 30,8% в 12-летнем возрасте среди мальчиков, и от 23,3% 7-летних до 29,3% 12летних девочек (р<0,05).
Третью (III) группу здоровья составили дети, имеющие хроническую патологию в стадии компенсации без четко выраженного нарушения общего состояния и самочувствия и требующие квалифицированного диспансерного наблюдения. Так, в возрастном периоде от 7 до 12 лет число мальчиков с III группой здоровья имело тенденцию к увеличению и составило 22,1% в 7 лет и 24,4% - в 12 лет (р>0,05).
Отмечена динамика достоверного увеличения числа девочек, имеющих хроническую патологию, в возрасте от 7 лет (18,7%) до 12 лет (27,1%) (р<0,05). Возможно, это связано с тем, что с 11 лет у детей начинается предметное обучение и повышается умственная нагрузка в связи с изучением новых предметов, с несоответствием условий обучения гигиеническим нормам.
Установлена структура наиболее часто встречающейся патологии у младших школьников. В каждой возрастной группе от 12,1% до 18,6% детей имели не менее 2 функциональных отклонений или нозологических форм.
У детей обоего пола прослеживалось раннее формирование патологии костно-мышечной системы.
Таблица 1
Распределение детей по группам здоровья в зависимости от возраста
Возраст, лет Группа здоровья
I (п = 1377) II (п = 1217) III (п = 743)
мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
7 166 43,6 201 58,0 131 34,3 82 23,3 85 22,1 64 18,7
8 180 43,2 179 51,8 117 34,0 98 28,4 121 22,8 69 19,8
9 101 40,4 115 45,2 96 38,6 89 35,2 49 21,0 51 19,6
10 75 35,3* 111 44,6* 93 43,2* 88 35,2 47 21,5 52 20,2
11 71 31,4* 68 34,8* 105 46,3* 91 45,7* 51 22,3 38 19,5
12 54 24,8* 56 23,6* 111 50,8* 116 49,3* 53 24,4 63 27,1*
Примечание. * р<0,05 - внутригрупповая достоверность с 7-летними.
Значительная доля таких нарушений представлена изменением осанки (46,7%), плоскостопием (22,1%), нестабильностью шейного отдела позвоночника (18,4%), юношеским остеохондрозом (11,0%), сколиозом (1,8%). Уже в возрасте 7 лет 21,2% детей имели отклонения в формировании скелета (рис.).
В основном это были начальные признаки нарушения осанки (23,7%), такие как отклонение головы от средней линии (14,6%), несимметричность расположения плеч (23,9%), лопаток (17,2%), неравенство треугольников талии (35,1%), а также деформация грудной клетки (1,9%) и нестабильность шейного отдела позвоночника (22,4%). Несколько реже в этом возрастном периоде встречалось уплощение стоп, плоскостопие и сколиоз. В возрасте 12 лет эта патология в целом составляла 34,2%.
На втором месте по частоте встречаемости находились болезни органов дыхания (21,8% - в 7 лет, 17,2% - в 12 лет). В структуре патологии у всех детей независимо от пола преобладали хронические очаги инфекции в носоглотке - тонзиллиты (25,5%) и аденоидиты (54,7%), а также гиперплазия лимфаденоидного аппарата глотки (76,9%).
35,0%
30,0%
25,0%
20,0%
15,0%
10,0%
5,0%
0,0%
Болезни костно- Болезни органов Болезни органов Болезни Болезни глаз
мышечной сист. дыхания пищеварения эндокринной
системы
■ 7 лет □ 8 лет * 9 лет □ 10 лет * 11 лет и 12 лет
Рис. Структура патологии и функциональных отклонений у школьников младших классов в зависимости от возраста.
* р<0,05 - внутригрупповая достоверность с 7-летними.
Среди заболеваний органов пищеварения в семилетнем возрасте наибольшую частоту имел кариес (12,2%). С возрастом структура патологии пищеварительной системы изменялась за счет увеличения числа детей с хроническими гастритами и гастродуоденитами (25,8%), дискинезиями желчевыводящих путей (40,7%), которые чаще встречались у девочек.
У мальчиков отмечены единичные случаи (1,1%) язвенной болезни желудка, у девочек - хронического холецистита (0,8%), хронического колита (0,9%). Структура болезней эндокринной системы, расстройств питания и нарушения обмена веществ представлена гиперплазией щитовидной железы (34,7%), ожирением (19,3%), сахарным диабетом (18,2%).
В процессе обучения в начальных классах доля болезней глаз и придаточного аппарата имела тенденцию к увеличению - с 9,7% в возрасте 7 лет до 14,1% в возрастной группе 12 лет (р>0,05).
Определение факторов риска, выявленных путем сравнительного анализа частоты исследуемых признаков у детей с I группой здоровья и М-Ш группами здоровья позволило установить, что осложненный антенатальный анамнез имели 42,9 % детей (23,5% девочек и 19,4 % мальчиков). Доношенными родились 91,4% детей, при этом осложнения беременности встречались у 44,3% матерей (гестозы I и II половины беременности, нефропатия I и II степени встречались у 23,8%, угроза прерывания беременности наблюдалась
у 19,2%, страдали анемией II степени - 46,8%), изменения АД (повышение или понижение) имели 26,2% матерей. На естественном вскармливании до 4 месяцев находился 41,2% детей.
Среди факторов риска развития заболеваний костно-мышечной системы можно выделить отягощённый генеалогический анамнез (болезни суставов, мочекаменная и желчнокаменная болезнь, сколиозы, СДСТ), патология настоящей беременности и родов, количество стигм дизэмбриогенеза > 6 у обследованных детей,родовую травму, травму головы в анамнезе, боль в поясничной области, дефицит массы тела, низкую двигательную активность школьников (табл. 2). Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание детей не компенсируются уроками физической культуры и выявляются у 80% учащихся, что способствует формированию патологии костно-мышечной системы.
Факторами риска развития заболеваний органов дыхания следует считать отягощённый генеалогический анамнез в семье (аллергические заболевания, хронические очаги инфекции), гестозы I половины беременности, инфекционновоспалительные заболевания и/или анемию во время беременности, частые респираторные заболевания (группа часто болеющих детей) у ребенка.
Информативными для прогнозирования развития заболеваний желудочно-кишечного тракта по анамнестическим данным явились отягощённый семейный
Таблица 2
Прогностические коэффициенты вероятности развития хронических заболеваний детей
младшего школьного возраста
Данные перинатального анамнеза Заболевания (классы)
КМС Дыхательная ЖКТ Эндокринные Глаза
Гестоз !и/или II половины -2,3 -4,1 -0,9 -3,1 -4,1
Отягощённый генеалогический анамнез -9,0 -7,0 -5,9 -7,9 -1,9
Патология настоящей беременности -8.0 -4,1 -2,1 -1,2 -0,7
Роды патологические -3,4 -2,7 -2,9 -5,6 -4,2
Анемия во время беременности -1,1 -3,1 -2,3 -1,1 -0,8
Инфекционно-воспалительные заболевания во время беременности -3,4 -2,9 -1,9 -2,9 -3,2
Родовая травма -2,9 -2,9 -3,3 -2,3 -2,6
Вскармливание искусственное с 4 мес. -0,9 -2,5 -3,8 -3,9 -0,9
Частые ОРЗ (ЧБД) -1,2 -4,2 -0,8 -1,0 -0,2
Дефицит массы тела -2,9 -1,4 -2,9 -2,6 -0,6
Травмы головы в анамнезе -3,1 -0,7 -0,9 -1,3 -2,8
Частые боли в животе -0,5 -0,5 -4,1 -3,2 -0,2
Количество стигм дизэмбриогенеза > 6 -6,0 -2,1 -3,9 -1,0 -2,2
Не соблюдает режим питания -0,8 -0,7 -3,9 -2,9 -0,1
Частые боли в поясничной области -2,7 -0,2 -1,2 -1,2 + 6,2
Вредные привычки -1,9 -2,4 -3,4 -2,8 -1,4
Снижение двигательной активности -4,1 -2,3 -0,5 -0,7 -0,6
Длительный просмотр телевизора и/или игры на компьютере -2,9 -1,0 -1,7 -2,3 -3,8
Переутомление, стрессы, недосыпание -1,7 -0,4 -2,6 -1,0 -2,7
Низкий уровень образования родителей -2,9 -5,2 -1,6 -2,8
Примечание. КМС-костно-мышечная система, ЖКТ-желудочно-кишечный тракт, ЧБД-часто болеющие дети.
анамнез (гастриты, язвенная болезнь, колиты), искусственное вскармливание с 4 мес., дефицит массы тела, количество стигм дизэмбриогенеза > 6, частые боли в животе, переутомление, стрессы, недосыпание, вредные привычки (курение), изменение (ухудшение) питания в связи началом посещения ребенком образовательного учреждения.
Ведущее место по суммарной информативности при прогнозе риска развития эндокринных заболеваний у детей, по данным анамнеза, занимает отягощённый генеалогический анамнез (АИТ, гипо-,гипертиреоз, сахарный диабет и др.), патология настоящей беременности, гестозы I половины беременности, патологические роды, искусственное вскармливание с 4 мес., частые боли в животе, вредные привычки как родителей, так и школьников.
У обследованных детей наблюдалась отягощенная наследственность по патологии эндокринной системы: избыточная масса тела - 53,1%, заболевания щитовидной железы - 38,9%, сахарный диабет -26,7%.
Наиболее значимыми для прогноза развития заболеваний глаз и придаточного аппарата у младших школьников были гестозы I и II половины беременности, родовая травма, травмы головы в анамнезе, бесконтрольное времяпрепровождение у экрана телевизора или компьютера. Кроме того, к факторам, неблагоприятно влияющим на зрение, относятся неоправданные нагрузки при подготовке к школе и во время обучения, переутомление, стрессы, недосыпание.
Заключение. Таким образом, установлено, что среди школьников 1-4 классов отмечается снижение количества детей с I группой здоровья. В структуре заболеваемости младших школьников г. Ставрополя на первом месте находятся заболевания костно-
мышечной системы, затем следуют болезни органов дыхания, пищеварения, глаз и его придаточного аппарата и патология эндокринной системы.
Выявлены факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний у детей, к которым можно отнести наследственную предрасположенность, наличие гестозов у матери, дефицит массы тела, боли в животе, количество стигм дизэмбриогенеза > 6, вредные привычки, ранний перевод на искусственное вскармливание, снижение двигательной активности, переутомление, стрессы.
Это свидетельствует о недостаточной эффективности проведения профилактической, оздоровительной и лечебной работы среди детей младшего школьного возраста, что способствует хронизации имеющихся нарушений к старшему возрасту.
Литература
1. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей/А.А.Баранов, РВ.Кучма, Л.М. Сухарева // Руководство для врачей М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 432 с.
2. Баранов, А.А. Оценка состояния здоровья детей / А.А. Баранов, РВ. Кучма, Л.М. Сухарева // Руководство для врачей М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 432 с.
3. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы /
B.И.Стародубов [и др.]. - М, 2003.-288 с.
4. Зайцев, В.М. Прикладная медицинская статистика / В.М. Зайцев, В.Г. Лифляндский, В.И. Ма-ринкин - С.-Пб., 2003. - 432 с.
5. Особенности заболеваемости московских школьников за последние 50 лет/ Л.М. Сухарева [и др.] // Гигиена и санитария. - 2009.- №2. -
C. 21-26.
ФАКТОРЫ РИСКА И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В.С.КАЛМЫКОВА, Н.А.ФЕДЬКО
Путем скрининг-анкетирования опрошены 3687 родителей школьников 7-12 лет. Установлено, что среди школьников младших классов снижено количество детей с I группой здоровья с 1 по 4 классы. В структуре заболеваемости младших школьников г. Ставрополя на первом месте находятся заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, затем следуют болезни органов дыхания, органов пищеварения, глаз и придаточного аппарата, патология эндокринной системы.
Выявлен ряд факторов риска, способствующих развитию хронических неинфекционных заболеваний у детей: гестоз I и II половины беременности, дефицит массы тела, боли в животе, вредные привычки, наследственная предрасположенность, ранний перевод на искусственное вскармливание, снижение двигательной активности, переутомление, стресс.
Ключевые слова: школьники, соматическое здоровье, факторы риска
LEVEL OF SOMATIC HEALTH AND RISK FACTORS
IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
KALMYKOVA V.S., FEDKO N.A.
3687 parents of primary schoolchildren had undergone screening questioning. Decreased quantity of primary schoolchildren (aged 7-12) with the first health group was revealed. In the morbidity structure the diseases of musculoskeletal system and connective tissue prevailed. The disorders of respiratory tract, digestive system, eyes, accessory sinuses and endocrine system were also common.
The following risk factors promoting development of chronic noninfectious diseases in primary schoolchildren were detected: early and late gestosis, underweight body, abdominal pains, bad h abits, hereditary load,
early early artificial feeding, decreased motion activity, overfatigue, stress.
Keywords: schoolchildren, somatic health, risk factors