Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты дисменореи у девушек-студенток'

Медико-социальные аспекты дисменореи у девушек-студенток Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
311
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дисменорея / академическая активность / девушки-студентки

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Т.Е. Белокриницкая, Н.И. Фролова, А.С. Наджаф-Заде, А.А. Петрова, А.В. Свистунова

Изучена распространенность дисменорей у студенток-медиков. Проведено интервьюирование 766 девушек по специально составленной анкете, включающей характеристику менструального цикла, критерии дисменореи, сведения о социальной активности, лечебных мероприятиях. Частота дисменореи составила 52% и была оценена в 13,8% как легкая, в 65,8% – как среднетяжелая, в 20,4% – как тяжелая. В связи с дисменореями 21,4% студенток пропускали академические занятия. 75,3% девушек отказывались от посещений уроков физкультуры и занятий спортом. Большинство девушек (89,8%) не обращались за медицинской помощью и самостоятельно принимали спазмолитики или анальгетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Т.Е. Белокриницкая, Н.И. Фролова, А.С. Наджаф-Заде, А.А. Петрова, А.В. Свистунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты дисменореи у девушек-студенток»

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДИСМЕНОРЕИ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК*

Т.Е. Белокриницкая, Н.И. Фролова, А.С. Наджаф-заде, А.А. Петрова, А.В. Свистунова, Д.Е. Сукнева, А.М. Тугаринова, Н.Н. Эшатова

Кафедра акушерства и гинекологии Читинской государственной медицинской академии Россия, 672007,Чита, ул. Горького, д. 39-а

Изучена распространенность дисменорей у студенток-медиков. Проведено интервьюирование 766 девушек по специально составленной анкете, включающей характеристику менструального цикла, критерии дисменореи, сведения о социальной активности, лечебных мероприятиях. Частота дисменореи составила 52% и была оценена в 13,8% как легкая, в 65,8% - как средне-тяжелая, в 20,4% - как тяжелая. В связи с дисменореями 21,4% студенток пропускали академические занятия. 75,3% девушек отказывались от посещений уроков физкультуры и занятий спортом. Большинство девушек (89,8%) не обращались за медицинской помощью и самостоятельно принимали спазмолитики или анальгетики.

Ключевые слова: дисменорея, академическая активность, девушки-студентки.

Сведения официальной статистики свидетельствуют, что дисменорея является одним из самых распространенных гинекологических заболеваний у девочек-подростков и девушек-студенток. По данным отечественных и зарубежных авторов, частота дисменореи у девушек колеблется от 43 до 90%, при этом у каждой второй больной заболевание приобретает черты тяжелого недуга с потерей трудоспособности и социальной адаптации. Дисменорея является ведущей причиной пропусков академических занятий и уроков физкультуры в учебных заведениях у девочек и девушек [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11].

Цель работы. Оценить распространенность дисменорей у девушек-студенток в процессе их обучения в вузе и их влияние на академическую активность.

Материалы и методы. Поставленная цель была реализована при помощи анонимного интервьюирования 766 студенток 1-4 курсов Читинской медицинской академии по специально составленной нами анкете-опроснику, включающей характеристику менструального цикла, критерии дисменореи [1], сведения о социальной активности, лечебных мероприятиях. Степень тяжести дисмено-реи ранжировали по критериям E.Deligeoroglu, D.I.Arvantinos (1996) [10].

Условиями включения в исследование было добровольное согласие респондентов на участие в опросе.

Для анализа полученных величин оценивали значения статистики Пирсона (х2). Различия сравниваемых показателей считали статистически достоверными при р 0,05.

* Выражаем благодарность студенткам медицинской академии, добровольно принявшим участие в анкетном опросе, интернам и клиническим ординаторам кафедры акушерства и гинекологии Читинской медакадемии - за помощь в статистической обработке анкетных данных.

Результаты и их обсуждение. Показатель распространенности дисмено-рей у студенток составил 52% (398/766). Не обнаружено статистически значимых отличий в частоте выявления дисменорей у девушек младших курсов: на 1-м курсе - 53,4% (86/161), на 2-м - 55,4% (67/121), на 3-м - 56,2% (82/146, все р>0,05). На 4-м курсе отмечено некоторое снижение встречаемости данного заболевания - 47,7% (53/111, р3-4<0,05); на 5-м курсе показатель вновь возрос, преимущественно за счет увеличения доли вторичных дисменорей, - 55,9% (66/118, р4-5<0,05); а на 6-м курсе достиг минимальных значений - 40,4% (44/109, р5-6<0,05) (рис. 1).

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс

Рис.1. Распространенность дисменорей у студенток разных курсов обучения.

При ранжировании степени тяжести у 13,8% (55/398) девушек выявлена дисменорея лёгкой степени (работоспособность снижена очень редко, слабовы-раженные боли во время менструации, системные симптомы отсутствуют, анальгетики не требуются); у 65,8% (262/398, р1-2<0,001) - средней степени тяжести (повседневная активность снижена, пропуск занятий редко благодаря хорошему эффекту анальгетиков, системные симптомы единичные, анальгетики требуются редко); у 20,4% (81/398, р2-3<0,05) - тяжёлой степени (повседневная активность резко снижена; частое наличие вегетативных симптомов: головная боль, быстрая утомляемость, тошнота, диарея и т.д.; анальгетики малоэффективны) (рис. 2).

В связи с дисменореями пропускали академические занятия 21,4% (85/398) девушек (81 - с дисменореей тяжелой степени и 4 - средней степени тяжести). В этой когорте обучались на 1-м курсе 12,8% (11/86); на 2-м - 14,9% (10/67, р1-2>0,05); на 3-м - 34,2% (28/82, р2-3<0,05); на 4-м - 24,5% (13/53, р3-4<0,05); на 5-м - 22,7% (15/66, р4-5>0,05); на 6-м - 18,2% (8/44, р5-6>0,05).

При болезненных менструациях студентки реже других видов занятий не посещали семинары и практические занятия - 35,3% (30/85): на 1-м курсе 18,2%; на 2-м - 20,0% (р1-2>0,05); на 3-м - 53,6% (р12-3<0,01); на 4-м - 23,1% (р3-4<0,05); на 5-м - 46,7% (р4-5<0,05); на 6-м - 12,5% (р5-6<0,05). Лекции пропуска-

Вестник РУДН, серия Медицина. Акушерство и гинекология, 2012, № 5

ли 52,9% (45/85) девушек с дисменореями. Следует заметить, что, несмотря на одинаковую распространенность дисменорей на 1-3-м курсах, первокурсницы абсолютно не пропускали лекции (0%). Закономерно, что наибольшее число студенток, имевших клинические проявления дисменорей, пропускали занятия физической культурой (1-4-й курсы) и отказывались от посещения факультативных спортивных секций (5-6-й курсы) - 75,3% (64/85).

Легкая "Средняя "Тяжелая

Рис.2. Распределение дисменорей по степени тяжести

Лекарственные средства по поводу дисменорей, главным образом анальгетики и спазмолитики, принимали 86,2% (343/398), не принимали - 13,8% (55/398, p<0,01) девушек. В подавляющем большинстве случаев фармакотерапия менструального расстройства не была рекомендована врачом - 89,8% (308/343). Медикаментозно купировали менструальные боли 69,8% (60/86) студенток 1-го курса; 71,6% (48/67, р1-2>0,05) - второкурсниц; 93,9% (77/82, р2-3<0,05) - третьекурсниц; 92,5% (49/53, р3_4>0,05) - четверокурсниц; 98,5% (65/66, р4-5>0,05) - пятикурсниц; 100% (44/44, р5-6>0,05) - шестикурсниц. Выявлен факт значительного роста частоты использования лекарственных средств при дисменорее у студенток 3-го курса, что, на наш взгляд, обусловлено изучением предмета фармакологии.

Заключение. Распространенность дисменорей у студенток достаточно высока и составляет 52%. С наибольшей частотой зарегистрирована дисменорея средней степени тяжести (65,8%), значительно реже встречались легкие (13,8%) и тяжелые формы заболевания (20,4%). У 21,4% девушек дисменореи существенно снижают академическую и физическую активность. Резервом снижения распространенности данного гинекологического нарушения и повышения социальной активности студенток является отказ от самолечения и применение индивидуально подобранных методов лечения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Национальное руководство. Гинекология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 1072 с.

[2] Радзинский В.Е. Рук-во к практическим занятиям по гинекологии. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.

[3] Радзинский В.Е., Ордиянц И.М., Оразмурадов А.А. Женская консультация. - 3-е изд. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

[4] Репродуктивное здоровье: Учеб. пособ. / Под ред. В.Е. Радзинского. - М.: РУДН, 2011.

[5] Уварова Е.В. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья современных девочек России // Репродуктивное здоровье детей и подростков. - 2006. - № 4. -С. 10-15.

[6] Яцкевич Н.М. Гинекологическая заболеваемость студенток: факторы риска, возможности прогнозирования, ранней диагностики, профилактики и реабилитации: Авто-реф. дис. ... к.м.н. - Иркутск, 2004. - 22 с.

[7] Balaha M.H., Abd El Monem Amr M., Saleh Al Moghannum M., Saab Al Muhaidab N. The phenomenology of premenstrual syndrome in female medical students: a cross sectional study. Pan Afr Med J. 2010; 5: 4.

[8] Cheng H.F. Perimenstrual syndrome: nursing diagnosis among Taiwanese nursing students. Int J Nurs Terminol Classif. 2011 Jul-Sep; 22(3): 110-6.

[9] Deligeoroglu E., Arvantinos D.I. Some approaches to the study and treatment of dysmenorrhea // Vestnik Ros Association midwives and hin. - 1996. - № 4. - Р. 50-52.

[10] Nahid K., Fariborz M., Ataolah G., Solokian S. The effect of an Iranian herbal drug on primary dysmenorrhea: a clinical controlled trial // J Midwifery Womens Health. - 2009, Sep-Oct. - 54(5). - 401-4.

[11] Pinar G., Colak M., Oksuz E. Premenstrual Syndrome in Turkish college students and its effects on life quality. Sex Reprod Healthc. - 2011 Jan. - 2(1). - 21-7.

[12] Prevalence and severity of dysmenorrhea: a problem related to menstruation, among first and second year female medical students / A. Singh, D. Kiran, H. Singh et al. // Indian J Physiol Pharmacol. - 2008 Oct-Dec. - 52(4). - 389-97.

[13] Yamamoto K., Okazaki A., Sakamoto Y., Funatsu M. The relationship between premenstrual symptoms, menstrual pain, irregular menstrual cycles, and psychosocial stress among Japanese college students. J Physiol Anthropol. - 2009. - 28(3)- 129-36.

MEDICO-SOCIAL ASPECTS OF DYSMENORRHEA IN FEMALE MEDICAL STUDENTS

T.E. Belokrinitskaya, N.I. Frolova, А.S. Nadzhaf-zade, А.А. Petrova, А.V. Svistunova, D^. Suknyeva, А.М. Tugarinova, N.N. Eshatova

Department of Obstetrics & Gynecology Chita State Medical Academy 39-a, Gorky st., Chita,672007, Russia

This is a cross-sectional descriptive study; conducted on 766 female medical students. All participants were given a questionnaire to complete; questions were related to menstruation elucidating variations in menstrual patterns, history of dysmenorrhea and its severity, pre-menstrual symptom and absenteeism from academy lectures and/or classes. Dysmenorrhea was seen in 52% of the girls. Dysmenorrhea was estimated in 13,8% as mild, in 65,8% - as moderate and in 20,4% - as severe. Among female medical students, who reported dysmenorrhea, 21,4% were frequently missing academy. 75,3% of female students limited of sports activity. Maximum participants (89,8%) do not seek medical advice and self treat themselves with droverini and prostaglandin inhibitors.

Key words: Dysmenorrhea, academy activity, female students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.