Научная статья на тему 'Медико-социальная работа с мужчинами-инвалидами, содержащимися в исправительных колониях общего режима'

Медико-социальная работа с мужчинами-инвалидами, содержащимися в исправительных колониях общего режима Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ МУЖЧИНЫ-ИНВАЛИДЫ / ХАРАКТЕРИСТИКА ОСУЖДЕННЫХ / ЧИСЛО СУДИМОСТЕЙ / МЕСТО ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Р.М., Датий А.В.

В статье приведена социально-демографическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики мужчин-инвалидов, содержащихся в исправительных колониях общего режима, проанализированы особенности данной категории лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-социальная работа с мужчинами-инвалидами, содержащимися в исправительных колониях общего режима»

УДК 159.923:364.65+343.221.5 © Воронин Р.М., Датий А.В., 2014

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МУЖЧИНАМИ-ИНВАЛИДАМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ОБЩЕГО РЕЖИМА

Аннотация. В статье приведена социально-демографическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики мужчин-инвалидов, содержащихся в исправительных колониях общего режима, проанализированы особенности данной категории лиц.

Ключевые слова: осужденные мужчины-инвалиды, характеристика осужденных, число судимостей, место отбывания наказания.

© Voronin R.M., Datiy A.V.,

2014

MEDICAL AND SOCIAL WORKING WITH MALE PRISONERS WITH DISABILITIES IN PENAL COLONIES

Abstract. The article describes the socio-demographic, criminal law and penal characteristics of male prisoners with disabilities in penal colonies. The features of this category are analysed.

Key words: male prisoners with disabilities, penal characteristic, number of previous convictions, place of punishment.

В настоящее время среди лиц, содержащихся в исправительных колониях Российской Федерации, инвалиды являются одними из наиболее социально незащищенных лиц. У них наблюдается сложный комплекс трудноразрешимых медицинских и социальных проблем, которые представляют угрозу их равноправному существованию в исправительных колониях, и которые самостоятельно решить они не в состоянии [1, 2, 3]. Поскольку одной из основных целей «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федера-

ции до 2020 года» является «гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов», необходимо уделить повышенное внимание соблюдению законных прав осужденных-инвалидов в исправительных колониях [4, 5, 6].

В проведенной нами работе с мужчинами-инвалидами, отбывающими наказания в исправительных колониях общего режима, были изучены некоторые характеристики данной категории осужденных.

Можно отметить, что контингент исследуемых лиц является весьма неоднородным. В основном, это лица, которые уже до осуждения и помещения их в учреждения уголовно-исполнительной системы России имели соответствующую оценку своей трудоспособности и состояния здоровья со стороны государственных комиссий медико-социальной экспертизы по месту проживания. Однако некоторые осужденные стали инвалидами в период исполнения уголовного наказания в исправительных колониях общего режима. Освидетельствование последних производится территориальными государственными комиссиями медико-социальной экспертизы по месту дислокации исправительных колоний общего режима.

В процессе нашего исследования проводилось изучение социально-демографической характеристики осужденных мужчин инвалидов.

Социологией, психологией, педагогикой в последние годы были выявлены закономерности, позволяющие учитывать при работе по исправлению осужденных и предупреждению совершения новых преступлений те или иные особенности граждан разного возраста, образовательного уровня, семейного положения [7, 8].

В возрасте от 30 до 39 лет находится 33,4 % осужденных, от 40 до 49 лет - 26,1 % осужденных, от 50 лет и более - 25,6 % осужденных, от 25 до 29 лет -10,6 % осужденных, от 20 до 24 лет - 2,7 % осужденных. Доли лиц крайних

возрастных групп незначительны.

Полученные нами данные свидетельствуют, что чаще в исправительных колониях общего режима содержатся мужчины инвалиды среднего трудоспособного возраста от 30 до 49 лет.

Наличие семьи в большинстве случаев благоприятно воздействует на лиц, отбывающих наказание в исправительных колониях, облегчает их социальную адаптацию после освобождения. Учитывая важность поддержания осужденными социально полезных связей, в законодательстве предусмотрена возможность реализации осужденными права на вступление в брак. В связи с этим и нами при проведении исследования вопросу о семейном положении осужденных было уделено большое внимание.

Данные проведенного нами исследования показали, что 79,2 % осужденных мужчин-инвалидов в браке не состояли, состояли в браке и семья сохранилась у 10,7 % осужденных, состояли в браке и семья распалась у 10,1 % осужденных. Вступили в брак за время отбывания наказания в исправительных колониях общего режима всего 0,3 % осужденных мужчин-инвалидов.

Проведенный нами анализ уровня образования осужденных мужчин-инвалидов показал, что среднее полное общее (среднее) образование имело 39,8%, основное общее (неполное среднее) - 26,9 %, среднее профессиональное (среднее специальное и незаконченное высшее) - 18,2 %, начальное общее (начальное) - 5,1 %, высшее профессиональное (высшее) - 4,7 %, остальные осужденные-инвалиды не имели образования.

Результаты проведенного нами исследования показали, что по мере увеличения возраста наблюдаются существенные изменения в образовательном уровне осужденных. Так, увеличивается доля лиц, имевших образование в пределах начального общего, и достаточно интенсивно возрастает процент тех, кто получил среднее специальное и высшее образование.

Определенные различия видны у лиц, осужденных за разные преступле-

ния. Наиболее высокий средний образовательный уровень у мужчин-инвалидов, отбывавших наказание за незаконный оборот наркотиков. Наиболее низкий образовательный уровень нами был отмечен у мужчин-инвалидов, осужденных за умышленное убийство и за причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Гражданами Российской Федерации являются 97,5 % осужденных мужчин-инвалидов, иностранными гражданами - 1,7 % осужденных, лицами без гражданства - 0,8 % осужденных мужчин инвалидов.

При оценке уголовно-правовой характеристики, то есть тех свойств и качеств лица, которые и привели его в места лишения свободы [9, 10], необходимо отметить, что проведенное исследование впервые показало, что наиболее распространенными являются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, и преступления против личности. Так, за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов отбывает наказание 30,3 % осужденных мужчин, за убийство - 25,6 %, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 16,2 % осужденных, за кражу - 10,5 %, за грабеж - 4,1 % и за разбой -2,7 % осужденных.

У 60,9 % осужденных мужчин преступление, за которое они отбывают наказание, относится к категории особо тяжких, у 29,8 % осужденных - к категории тяжких, у 6,8 % осужденных - к категории средней тяжести, а у 2,5 % - к преступлениям небольшой тяжести.

Число судимостей является одним из важнейших показателей, характеризующих личность осужденного и его поведение. Оно дает возможность судить, насколько устойчивы у осужденного антисоциальные черты личности.

По нашим данным, распределение осужденных по числу судимостей выглядело следующим образом. У большинства осужденных мужчин-инвалидов (86,4 %) это первая судимость, у 8,1 % - вторая судимость, у 5,5 % - третья и

более судимость.

С точки зрения организации исполнения наказания в отношении осужденных-инвалидов, изучение срока назначенного наказания представляет интерес в двух отношениях. С одной стороны, срок наказания в определенной мере можно рассматривать как меру общественной опасности совершенного преступления и преступника, с другой - это время предстоящего пребывания в исправительной колонии (разумеется, с учетом возможности досрочного освобождения) и, следовательно, период исправительного воздействия на осужденного.

Согласно результатам наших исследований, осужденные мужчины-инвалиды распределились в зависимости от срока лишения свободы следующим образом. Назначено наказание до 1 года включительно - 4,9 %, от 1 до 2 лет включительно - 8,7 %, от 2 до 3 лет включительно - 15,5 %, от 3 до 5 лет включительно - 26,2 %, от 5 до 8 лет включительно - 20,4 % осужденным, от 8 до 10 лет включительно - 9,1 %,, и остальным осужденным было назначено наказание более 10 лет.

Важность уголовно-исполнительной характеристики осужденных инвалидов определяется тем, что она позволяет судить о них в период пребывания в исправительной колонии общего режима [11, 12].

69,9 % осужденных мужчин инвалидов отбывают наказание в пределах территории субъекта Российской Федерации по месту постоянного жительства, а 19,2 % - даже в том населенном пункте (городе), где они проживали до ареста. В другом субъекте Российской Федерации по месту осуждения отбывали наказание 13,2 % осужденных, в другом субъекте Российской Федерации не по месту жительства и не по месту осуждения - 15,5 %, не имели постоянного места жительства до осуждения 1,4 % осужденных-инвалидов.

Действующей редакцией Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (1997) отменен ряд ограничений, в частности ограничения в переписке, увеличено число разрешенных осужденным свиданий, посылок, банде-

ролей и передач.

Анализ результатов проведенного исследования показал, что правом на получение посылок, передач, бандеролей воспользовались 77,8 % осужденных.

Правом на краткосрочные свидания в исправительных колониях общего режима воспользовались 46,2 % осужденных мужчин-инвалидов, правом на длительные свидания - 27,5 % осужденных.

Используют право на телефонные переговоры 70,9 % осужденных, 16,9 % осужденных мужчин-инвалидов не воспользовались этим правом.

В исправительных колониях общего режима регулярно ведут переписку 42,2 % осужденных-инвалидов, от случая к случаю - 30,1 % и не ведут переписку 27,7 % осужденных мужчин-инвалидов.

70,9 % осужденных мужчин-инвалидов не получали денежные переводы, а 65,9 % осужденных не отправляли денежные переводы.

В заключении можно отметить, что осужденные мужчины-инвалиды в исправительных колониях общего режима нуждаются в различных видах постоянной помощи, поддержке и защите. Медико-социальная работа с ними является приоритетной и обязательной для специалиста, приобретает характер сопровождения, комплексного обслуживания с привлечением медицинских работников, психологов, социальных работников, воспитателей, представителей органов социальной защиты населения. При этом необходимо учитывать, что главную из всех социальных проблем личностного уровня - инвалидность, по объективным причинам разрешить окончательно невозможно, поэтому реаби-литационно-воспитательные мероприятия должны быть дополнены психологической помощью по изменению отношения к ним и поиску возможностей для самокомпенсации и самореализации в сложившихся обстоятельствах [13, 14].

Таким образом, медико-социальная работа в исправительной колонии представляет собой комплексную деятельность по оказанию материальной, психологической, юридической или иной социальной помощи и поддержки,

осуществлению социальной защиты осужденных-инвалидов, создающую предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения из исправительной колонии общего режима.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронин Р.М., Датий А.В. Некоторые особенности женщин инвалидов, содержащихся в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 4. С. 98-100.

2. Датий А.В., Павленко А.А., Шаталов Ю.Н. Интернет-конференция «Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 178-179.

3. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.

4. Датий А.В., Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррек-ционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1. С. 216-218.

5. Дьяченко А.П., Датий А.В., Митропольская К.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1. С. 71-74.

6. Климанов Г.Б., Датий А.В., Кокурин А.В. Опасность профессиональной деформации. Что это такое? // Человек: Преступление и наказание. 2011. № 3. С. 11.

7. Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Некоторые характеристики осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях в 2011 году // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 121-124.

8. Датий А.В. Характеристика женщин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 68-75.

9. Датий А.В. Характеристика мужчин, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 77-82.

10. Воронин Р.М., Датий А.В., Трубецкой В.Ф. Некоторые характеристики осужденных, больных наркоманией // Человек: преступление и наказание. 2012. № 3. С. 118-121.

11. Воронин Р.М., Датий А.В., Юсуфов Р.Ш. Уголовно-исполнительная характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин // Уголовно-исполнительное право. 2012. № 2. С. 79-80.

12. Датий А.В., Кармовский В.В., Макаревич З.Б. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительных учреждениях // Уголовно-исполнительное право. 2011. № 1. С. 43-45.

13. Датий А., Данилин Е., Макеев А. Система социальных лифтов в действии // Человек: преступление и наказание. 2011. № 9. С. 9.

14. Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. 2011. № 3. С. 181-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.