УДК 618.173-055.2-07-08:615.859
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ЖЕНЩИН В МЕНОПАУЗАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ, ГОСПИТАЛИЗИРОВАННЫХ В СТАЦИОНАР ОБЩЕГО ПРОФИЛЯ
© 2004 г. Ю. Г. Элланский, Е. М. Савина, М. А. Филатова
Государственный медицинский университет, г. Ростов
По данным многочисленных исследований [1, 2, 3], возрастные группы женщин в менопаузе относятся к клинической группе риска, поскольку связанная с этим состоянием гормональная перестройка вызывает утяжеление имеющейся соматической патологии сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной и других систем организма и может обусловливать развитие новых видов патологии (остеопороз, ВСД и др.). В связи с этим данный контингент женщин нуждается в проведении мониторинга и комплексной терапии имеющейся патологии как при амбулаторно-поликлиническом, так и при стационарном лечении.
В данной работе была поставлена задача изучить контингент женщин в менопаузе, госпитализированных в стационар общего профиля в 2001—2003 годах, по различным медико-социальным признакам.
Была разработана специальная персональная «Карта больной, прошедшей обследование и лечение в больнице», включающая 43 вопроса.
Поскольку карта распространялась медицинскими работниками, пациентки проходили краткий инструктаж о порядке ее заполнения, а полнота информации по первой (паспортной) части контролировалась медицинским персоналом. Вопросы в анкете носили открытый характер и не представляли большой сложности для респондентов любого возраста и уровня образования.
В карте традиционно представлена паспортная часть: возраст, образование, семейное положение, социальная группа, жилищные условия, профессия, наличие инвалидности. Следующий блок вопросов касался диагноза, частоты лечения, информированности о своей болезни и давности заболевания, сколько раз госпитализировалась больная по поводу данного заболевания, в каких лечебных учреждениях лечилась, каковы сроки ожидания госпитализации, кем осуществлялось направление на лечение. Далее следовали вопросы о продолжительности основного заболевания и его осложнениях, где лечилась пациентка в течение последнего года перед госпитализацией, о полноте обследования на догоспитальном этапе, совпадал или не совпадал диагноз направившей организации и стационара. Были поставлены вопросы о дополнительных исследованиях в стационаре, консультациях узких специалистов стационара.
Анкетированием было охвачено 870 женщин, лечившихся в 2001 — 2003 годах в стационаре многопрофильной городской больницы.
Анализ возрастного состава женщин показал, что среди госпитализированных в стационар большинство (41,7 %) составили женщины в возрасте до 50 лет. Пациентки в возрасте 50—54 лет составили 18,0 % от числа лечившихся в стационаре; 55—59 лет — 6,8; 60—64 лет — 9,7; 65—70 лет — 8,7 и в возрасте 71 года и старше были 15,1 % лечившихся. Таким образом, большинство (58,0 %) поступивших женщин находились в трудоспособном возрасте.
Данные, полученные при анкетировании, позволили составить представление о семейном положении женщин. Большинство (50,6 %) опрошенных
В настоящем исследовании проведено медико-социальное изучение контингента госпитализированных в стационар общего профиля женщин в менопаузальном периоде (в возрасте старше 40 лет) с использованием специально разработанной карты. Выборка составила 870 человек. Осуществлена социально-гигиеническая оценка по таким показателям, как возраст, социальный и брачный статус, уровень образования и др. Дана характеристика основных видов хронической патологии, послужившей причиной госпитализации в стационар, длительности стационарного лечения, удовлетворенности пациентов пребыванием в стационаре и полученным лечением. Полученная , , важна
для разработки организационноклинических мероприятий по улучшению стационарной помощи данному контингенту женщин.
Ключевые слова: женщины, менопаузальный период, персональная карта, стационар.
^
Общественное здоровье
Экология человека 2004.4
пациенток состояли в браке, незамужними были 6,9 %, овдовевшими — 22,7 %, в разводе находились 19,8 % респондентов.
В ходе исследования был изучен социальный состав женщин, поступивших в стационар. Социальная характеристика респондентов такова: рабочие составили 7,1 %; служащие — 51,9; домохозяйки — 3,2; пенсионеры — 31,9; безработные — 5,9 %.
Образовательный уровень респондентов был достаточно высоким: высшее образование имели 34,0 %; незаконченное высшее — 1,1; среднее специальное
— 36,8; среднее общее — 7,9 %. И только 17,1 % пациентов имели неполное среднее образование и
3,1 % — начальное.
Большинство (97,9 %) лечившихся женщин проживали в хороших жилищных условиях, в квартирах со всеми удобствами и только 2,1 % отметили, что живут при наличии частичных коммунальных удобств.
Значительная (49,4 %) часть анкетируемых имела II группу инвалидности; инвалидность I группы по основному заболеванию имели 13,0 % респондентов; число женщин, имеющих III группу инвалидности, составило
2,9 %. Не имели инвалидности 34,7 % пациенток.
Частота лечения пациентов имела свои особенности. Эти показатели существенно отличались в зависимости от возраста пациенток. В возрастных группах до 50 лет и 50—54 лет большинство (соответственно 39,0 и
35.5 %) анкетируемых лечились впервые или очень редко; один раз в 2—3 года — соответственно 36,9 и
37,3 % пациенток. И лишь 10,6 и 12,5 % респондентов этих возрастных групп лечились часто. С увеличением возраста пациентов изменялась в большую сторону частота лечения. В возрастных группах 55—59, 60—64 лет, 71 года и старше ежегодное лечение проходили соответственно 31,1, 39,9, 37,5 % пациентов, несколько раз в году лечились 26,5, 23,4, 29,3 % анкетируемых. Один раз в 2—3 года лечились соответственно 30,2, 23,8, 21,6 % пациентов и впервые лечились 12,3, 12,9,
11.6 % респондентов этих возрастных групп.
По данным, полученным в результате исследования, были проанализированы цели и сроки госпитализации женщин. Большинство (68,5 % больных) поступивших в стационар были госпитализированы с целью проведения комплексного лечения, 7,5 % женщин проходили первичное и 18,8 % — повторное клиническое обследование. Небольшая часть — 5,2 % пациенток проходила профилактическое лечение. Если учесть, что максимально полное обследование в амбулаторно-поликлинических условиях было проведено лишь 10,1 % пациенток стационара, то можно предположить, что уровень амбулаторно-поликлинической помощи и ее качество явно недостаточны, когда речь идет о женщинах, находящихся в постменопаузальном периоде.
Такая организация работы амбулаторно-поликлинической службы не могла не сказаться на сроках пребывания больных в стационаре. Длительность госпитализации для 56,4 % пациенток составила более 20 дней, от 15 до 20 дней лечились 29,9 % женщин, от 10 до 15 дней — 11,8 % госпитализированных, и только 1,9 % женщин лечились от 5 до 10 дней. При более полном обследовании и выполнении хотя бы
части лечебных мероприятий в условиях поликлиник и женских консультаций сроки госпитализации были бы, несомненно, менее длительными.
Подавляющее большинство (99,1 %) женщин, поступивших в стационар, воспользовались полисами обязательного медицинского страхования, 0,9 % имели полисы добровольного медицинского страхования. На условиях платных услуг лечившихся не было.
Основные группы болезней, по поводу которых проводилось стационарное лечение, были следующими: болезни нервной системы и органов чувств —
59,9 %; системы кровообращения — 54,9; мочеполовой системы — 7,0; крови и кроветворных органов — 4,2; органов дыхания — 4,2; органов пищеварения —
3,1 %. Сумма превышает 100,0 %, т. к. у ряда пациенток диагностировалось одновременно несколько хронических заболеваний.
Большой интерес представляет вопрос, касающийся информированности больных об имеющемся у них основном заболевании, поскольку это формирует определенный уровень их личной ответственности и поведения с учетом рекомендаций медицинских работников.
По мнению опрошенных пациенток, большинство (58,2 %) из них достаточно полно информированы о своем заболевании. Часть (36,9 %) опрошенных указали, что имеют неполную информацию о своем заболевании; и лишь 4,9 % респондентов совсем не информированы о своей болезни. При более детальном опросе о причинах неполной информированности пациенток об имеющемся заболевании выяснилось, что препятствий для получения сведений от врача не было, но больные зачастую не понимали информации, преподносимой врачом. Плохая информированность пациенток о болезни была связана либо с краткими сроками их заболевания, либо в отдельных случаях с безразличием самой пациентки.
Менее года имели длительность основного заболевания, по поводу которого лечились, 15,9 % больных; от года до трех лет — 36,1 % опрошенных; от четырех до шести лет больны 28,3 %, от семи до десяти лет —
14,4 % и более десяти лет — 5,3 % респондентов.
Сроки ожидания госпитализации в стационар были различными. Госпитализированы сразу же при возникновении потребности 62,6 % пациенток. Две недели ожидали госпитализации 19,2 % больных и меньше недели
— 10,1 %. Срок ожидания госпитализации в пределах одного месяца назвали 8,1 % респондентов. Причины такой разницы в сроках ожидания госпитализации также были различными. В ряде случаев сами больные по разным причинам откладывали госпитализацию, иногда необходимо было подождать конкретных проявлений симптомов заболевания или, наоборот, ремиссии.
В 95,8 % случаев пациентки были довольны проведенным лечением, не совсем удовлетворены — 4,2 % респондентов. Оценившие проведенное лечение положительно отметили, что им понравился профессионализм медицинских работников (76,5 %), внимательное отношение к пациентам (52,3 %), доброжелательность (42,1 %), и 1,1 % респондентов назвали другие положительные качества и моменты. Причинами недовольства были: малодоступность информации о состоянии
здоровья, большое число обследований в течение одного дня, большое число врачебных рекомендаций, длительность обследования. Распределение этих причин было примерно равным. При более детальном рассмотрении большинство причин не являлись проблемными. Так, длительность обследования диктовалась принятыми стандартами, большое число обследований и врачебных рекомендаций были связаны с необходимостью обеспечить максимально сжатые сроки лечения пациентов.
Пациентки высказывали также свое отношение к врачам, непосредственно проводившим обследование, отмечая такие их достоинства, как профессионализм (55,2 %), внимательное отношение к больному (26,2 %), доброжелательность (16,7 %), другие качества (1,9%).
В тех случаях (0,7 %), когда больные были недовольны своим лечащим врачом, причиной тому служила чаще всего излишняя поспешность в работе врача. Высказывались также те или иные замечания и пожелания, касавшиеся в основном повышения внимательности врачей, улучшения ими разъяснительной работы с больным о содержании, характере и необходимости проводившихся лечебно-диагностических мероприятий.
Большинство (96,9 %) пациенток были удовлетворены организацией консультаций другими врачами-специ-алистами, 3,1 % больных по разным причинам были этим не удовлетворены. Организацией лабораторных исследований были довольны 96,1 % пациенток, 3,9 % лечившихся высказывали неполную удовлетворенность.
В ходе исследования выявились особенности, которые другими методами определить затруднительно. Был проведен расчет среднего уровня оценки пациентками качества работы стационара по 5-балльной шкале. Так, было установлено, что степень удовлетворенности полученной медицинской помощью зависила от года проведения исследования и колебалась от 4,09 балла в 2000 году до 4,12 балла в 2002-м. Среднее значение показателя по всему контингенту опрошенных больных за три года составило 4,11 балла.
Следует отметить, что степень удовлетворенности полученной медицинской помощью четко коррелировала с возрастом пациенток. Чем старше были пациентки, тем менее они были удовлетворены результатами лечения (г = +0,61; р < 0,05). В группе респондентов до 50 лет отмечалась большая удовлетворенность полученной медицинской помощью (г = +0,73; р < 0,05).
Чем более высокий уровень образования имели больные, тем более высокие требования они предъявляли к качеству работы стационара и, как правило, были более строги в своих оценках. Об этом свидетельствует рассчитанный коэффициент ранговой корреляции уровня образования больных и данных ими оценок качества работы стационара (г = +0,82; р < 0,05).
Для улучшения работы стационара и качества медицинской помощи пациентки в 48,2 % случаев предложили повысить ответственность медицинских работников. На необходимость улучшения санитарно-гигиенических условий указали 14,5 % опрошенных, причем претензии высказывались по поводу вентиляции помещения с предложением его кондиционирования. Устранить очереди на госпитализацию сочли необходимым
18,8 % респондентов, еще 6,4 % пациентов предложили вести прием по предварительной записи, добиться четкого выполнения сроков госпитализации хотели бы
5,9 % больных. На расширении бесплатного обслуживания настаивали 6,2 % обследованных пациенток.
Среди рекомендаций по улучшению медицинской помощи наряду с повышением профессионального уровня врачей также отмечена необходимость повышения заработной платы медицинским работникам.
В то же время следует отметить, что эмоциональнопсихологическая удовлетворенность пациенток контактом с медицинским персоналом еще не свидетельствует о высоком качестве работы с больными. Право больных на полную информацию о состоянии их здоровья реализуется не в полной мере. Такая информация предполагает не только знание пациентом своего диагноза, но и необходимость формирования адекватного образа жизни в соответствии с имеющимися нарушениями здоровья, понимания необходимости профилактических и лечебных мер, направленных на предупреждение прогрессирования патологии и восстановление здоровья. В нашем исследовании, хотя и небольшая (4,9 %), часть опрошенных больных все же отметила факт недостаточной информированности о своем заболевании.
Полученные данные наряду с другими аргументами, нормативами и финансовыми расчетами послужили основой для научного обоснования рекомендаций по оптимизации организации медицинской помощи женщинам, находящимся в постменопаузальном периоде.
Список литературы
1. Акушерско-гинекологическая помощь: Руководство для врачей / Под ред. В. И. Кулакова. — М.: МЕДпресс, 2000. — 512 с.
2. Воганов Н. Н. Здоровье женщин России / Н. Н. Воганов. — М., 1998. — 96 с.
3. Руководство по климактерии: Руководство для врачей / Под ред. В. П. Сметник, В. И. Кулакова — М.: Медицинское информационное агентство, 2001. — 685 с.
MEDICAL-SOCIAL CHARACTERISTIC OF WOMEN HOSPITALIZED IN THE GENERAL IN-PATIENT DEPARTMENT DURING A POST-MENOPAUSE
J. G. Ellanskii, E. M. Savina, M. A. Filatova
State Medical University, Rostov
This medico-social investigation of women (above 40 y.o.) who were hospitalized in the general in-patient department during a post-menopause was carried out by means of the specially elaborated map. This group included 870 people.
The social-hygienic evaluation of such parameters as age, social and marriage status, educational level and other was performed. The characteristic of chronic abnormalities that caused hospitalization, the duration and the patients’ satisfaction with the treatment received at the in-patient department have been given.
The findings of this investigation are valuable for working out measures that are clinically organized to improve inpatient help to women in a post-menopause.
Key words: women, a menopause period, a personal map, an in-patient department.