Научная статья на тему 'Медико-психологические основания интеграции психотерапевтической практики'

Медико-психологические основания интеграции психотерапевтической практики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТЕРАПИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХОТЕРАПИИ / PSYCHOTHERAPY / PSYCHOLOGICAL SERVICE / MEDICAL PSYCHOLOGY / PSYCHOTHERAPY INTEGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алёхин А. Н.

В современной психотерапии стремление к теоретической интеграции сочетается с фактическим умножением ее форм и углубляющейся дивергенцией ее направлений, которая усиливается развитием практики неврачебной психологической помощи, не имеющей адекватных научных оснований. Ее оформление и институализация требуют обращения к вопросу о научных основаниях психологического вмешательства. Эти научные основания, а также основания для теоретической интеграции психотерапии могут быть найдены лишь в медицинской психологии, сохранившей тесные связи с клинической практикой и сумевшей в рамках естественнонаучной парадигмы сформулировать теоретические концепты, необходимые для целостного описания и анализа поведения человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical and psychological basis for psychotherapy practice integration

The trend to theoretical integration in present-day psychotherapy is combined with actual multiplication of its forms and deepening of its directions. This tendency is amplified by the development of practice of nonmedical psychological help that does not have appropriate scientific bases. Its institualization needs reference to a question on the scientific bases of psychological intervention. These scientific bases for theoretical integration of psychotherapy can be found only in medical psychology which has kept close connections with clinical practice and has managed within the limits of its natural-scientific paradigm to define the theoretical concepts necessary for integral analysis and characterization of human behaviour.

Текст научной работы на тему «Медико-психологические основания интеграции психотерапевтической практики»

АКТУАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

А.Н. Алёхин

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург

В специализированных словарях и справочниках психотерапия традиционно определяется как "система лечебного воздействия на психику, а через психику - на весь организм человека". Осуществляясь и разрабатываясь изначально как сфера практической врачебной деятельности, психотерапия всегда тяготела к возведению полученных в опыте представлений в статус научных. Созданы классификации психотерапевтических техник, направлений, подходов (патогенетическая, симптоматическая), моделей (медицинская, психологическая, социологическая, философская). Формулируются теоретические основания различных форм психотерапии: индивидуальной, групповой, семейной. В силу самой специфики психотерапевтической деятельности обозначились зоны взаимопроникновения психотерапевтических и культурологических, религиозных, исторических, философских представлений. Это движение к концептуальному оформлению получает свое выражение в призыве к теоретической интеграции психотерапии, созданию интегративной психотерапии.

В противоречии с описанной тенденцией к опредмечиванию и теоретической интеграции научных обоснований психотерапии выступает фактическое умножение ее форм и углубляющаяся дивергенция ее направлений, все более узкая специа-

лизация психотерапевтов по различным социальным и клиническим группам: детей, пожилых людей, здоровых и больных определенными психическими и соматическими заболеваниями, семьей, профессий, коллективов, субкультур.

Поскольку эти направления существуют и развиваются, есть основания полагать, что они востребованы обществом и, несмотря на различие концептуальных построений и техник реализации, помогают обращающимся людям. Вместе с тем отсутствие общей, разделяемой профессиональным сообществом теории психотерапии осложняет перспективы ее развития, обучения ей, оценки эффективности и порождает множество проблем морально-этического и юридического толка. Эти проблемы обострились с появлением массовой профессии - профессии психолога. Вся практическая психология фактически ориентирована на осуществление вмешательства, которое нередко без должных оснований определяют как психотерапию. Недостаточность научных оснований самой психотерапии как клинической практики в данном случае умножается на трудности психологии, научный статус которой всю историю ее развития подвергался сомнению. Однако методологические проблемы психологии, отсутствие институализированных форм профессиональной деятельности психологов и недостаточная разработанность теории психотерапии не становятся препятствием для реализации психотехнических практик, называемых психотерапией: психотерапией сейчас называют все вообще способы общения дипломированного психолога с человеком, который при таком общении объявляется клиентом (песочная терапия, сказ-котерапия, арт-терапия, иппотерапия, например).

Существующее положение, конечно, имеет свои преимущества - поле реализации творческих замыслов практикующих психологов ничем не ограничивается. Однако это приближает их деятельность к деятельности так называемых целителей, магов, колдунов, экстрасенсов и других "специалистов", которые, так же как и психологи, и практически на тех же основаниях оказывают платную помощь человеку в решении жизненных проблем.

Оформление и институализация профессиональной психологической помощи, проще говоря, наделение этой деятельности надлежащей ответственностью требует обращения к вопросу о научных основаниях любого профессионального психологического вмешательства. Без решения этого вопроса трудно представить себе подготовку и сертификацию специалистов, оценку эффективности вмешательства (непосредственных и отсроченных последствий для личности), легитимность подобной деятельности в целом.

Проблемой психотерапии как научной дисциплины является отсутствие научных определений психики, ее расстройств и методов коррекции, определений, аналогичных тем, которыми традиционно оперирует терапия: организм, болезнь, лечение. При неопределенности же основных понятий теряют свое значение и все производные, традиционно используемые в психологической практике: психодиагностика, проблема клиента, психологическое воздействие и т.п.

В психологии, в силу обстоятельств ее становления и развития, такие вопросы не ставились и не решались. Предметом психологии становились процессы, состояния и свойства психики в условиях нормальной жизнедеятельности. Основным методом психологии являлся и является поныне анализ различных аспектов психического (когнитивные процессы, характеристики эмоционально-волевой и мотивационной сфер). Такой метод, будучи адекватен в экспериментальных условиях, оказался малопродуктивным для описания и анализа процессов переживания человека в единстве его психических и соматических проявлений, то есть для ситуаций психологического вмешательства. Неслучайно поэтому все многообразие и теорий личности, и теорий формирования симптома, и обоснований техник вмешательства обязано своим появлением и развитием клинической практике.

Эта практика, собственно, и стала основанием для развития клинической - медицинской психологии. Тесная связь медицинской психологии с клинической практикой позволила ей в рамках естественнонаучной парадигмы сформулировать теоретические концепты, необходимые для целостного описания и анали-

за поведения человека в различных обстоятельствах его жизни: в здоровье и болезни. Поэтому медико-психологический подход только один и обеспечивает адекватные теоретические основания для интеграции концепций психотерапии. Существующие же в современной психологической психотерапии направления (когнитивно-поведенческое, психодинамическое, гуманистическое) могут рассматриваться как производные от базовых медико-психологических концепций, но сами по себе не восполняют научно-теоретического вакуума в обеспечении психологической практики.

Актуальной задачей разработки научных обоснований интегративной психотерапии является методологический анализ существующих концепций психотерапии, распредмечивание и редукция их к теоретическим концептам медицинской психологии, соответствующая научная верификация практикуемых психотехник. Основным концептом медицинской психологии, адекватным для такой методологический работы является концепт "поведение", который в российской естественно-научной школе психологии есть, собственно, "психика". В рамках этого концепта логично и непротиворечиво описываются все аспекты поведения как целостной системы функционирования психического, рассмотренные с разных исследовательских позиций, но не представляющие собой самостоятельных систем: поведение тела, когнитивное поведение, социальное поведение и т.п. Это позволит снять демаркацию предметных областей физиологии и психофизиологии, общей психологии и психологии личности, снять пресловутые дихотомии: "психическое-соматическое", "личность-среда", "биологическое-социальное" и т.п. Психологические теории научения, теория функциональной системы и теория первой и второй сигнальной систем стимулов в физиологии, тождественная психологической теории знака-значения-смысла в психологии становятся, таким образом, естественнонаучными основаниями интеграции разнообразных психотерапевтических школ и направлений в границах концепта поведения. Таким образом, проблемы, стоящие на пути интеграции психотерапевтической практики и превращения этой практики в нормативную дисциплину, носят методологический, т.е. мета-

научный характер. Но только решение этих проблем и позволило бы систематизировать психотерапевтический опыт, накопленный разными школами, и выработать научные критерии для оценки показаний, динамики состояния пациента/клиента и эффективности психологического вмешательства. А это и является необходимым условием для возведения практик психологической помощи в статус профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.