ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
УДК 616.053
А.М. ЛебедеваЛ.М. Лебедева2
МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
MEDICAL-LEGAL BASIS OF POLICY HEALTHY LIFESTYLE IN THE REPUBLIC OF SAHA (YAKUTIA)
В статье проанализированы действия нормативно-правовых документов и законодательных актов на медико-демографическую ситуацию в Республике Саха (Якутия) в рамках реализации Доктрины здорового образа жизни, принятой впервые в России 15 марта 2000 года на Форуме народов Якутии «За здоровый образ жизни». Автором и инициатором этой Доктрины является первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев. Доктрина здорового образа жизни является основой Концепции государственной политики здорового образа жизни и республиканским целевым и государственным программам, другим нормативно-правовым документамв Республике Саха (Якутия). За 17 лет реализации Доктрины здорового образа жизни в области правового регулирования сферы охраны здоровья в Республике Саха (Якутия) приняты более 20 законодательных актов и нормативно-правовых документов. За время реализации Доктрины здорового образа жизни улучшилась медико - демографическая ситуация в Республике Саха (Якутия): сохраняется естественный прирост населения, высокая рождаемость, средняя продолжительность жизни в 2016 году превысила 70 лет. Отмечается снижение общей и младенческой смертности, по основным классам причин смерти (отравлений, травм, самоубийств и убийств) показатели низкие, чем в РФ и ДВФО. Но, остается высокой заболеваемость алкоголизмом, алкогольными психозами и туберкулезом.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, политика, доктрина, нормативно-правовые документы, законодательные акты, государственные программы, медико-демографическая ситуация.
1 Лебедева Айина Михайловна - студент, РНИМУ им. Н.М. Пирогова, г. Москва. E-mail: rsmu@rsmu.ru
Lebedeva Ayina - student, Pirogov. RNRMU, Moscow.
2 Лебедева Лена Михайловна - студент, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. Москва. E-mail: information@ranepa.ru
Lebedeva Lena - student, RANEPA, Moscow.
The article analyzes the actions of normative legal documents and legislative acts on the medical and demographic situation in the Republic of Sakha (Yakutia) within the framework of the Doctrine of a Healthy Lifestyle, adopted for the first time in Russia on March 15, 2000 at the Forum of the Peoples of Yakutia «For a Healthy Lifestyle». The author and initiator of this Doctrine is the First President of the Republic of Sakha (Yakutia) Mikhail Efimovich Nikolaev. The Doctrine of a Healthy Way of Life is the basis of the Concept of the State Policy of a Healthy Way of Life and the Republican Target and State Programs and other regulatory and legal documents in the Republic of Sakha (Yakutia). For 17 years, the Doctrine of a Healthy Lifestyle in the Legal Regulation of Health Care in the Republic of Sakha (Yakutia) more than 20 legislative acts and normative legal documents were adopted. During the implementation of the Doctrine of Healthy Lifestyle, the medical and demographic situation in the Republic of Sakha (Yakutia) has improved: the natural increase in population, high birth rate, the average life expectancy in 2016 is over 70years. There is a decrease in general and infant mortality, in terms of the main classes of causes of death (poisoning, injuries, suicides and murders), the indicators are lower than in the Russian Federation and the Far Eastern Federal District. But, there remains a high incidence of alcoholism, alcoholic psychoses and tuberculosis.
Keywords: healthy way of life, politics, doctrine, normative and legal documents, legislative acts, state programs, medical and demographic situation.
Актуальность. Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и со хранение здоровья с помощью здорового питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек [2].
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 55-60 % именно от образа жизни, на 15-20 % - от окружающей среды, на 10-15 % - от генетической предрасположенности, и лишь на 8-10 % - от здравоохранения [5].В психолого-педагогическом направлении «здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации [6]. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы - укрепления здоровья индивидуума [1].
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активногодолголетия и полноценного выполнения социальных функций [3], для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [4].
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [7].
В современном обществе всё больше и больше возрастает тенденция вести здоровый образ жизни. Эти действия основываются на федеральном законодательстве, международных нормативно-правовых документах, а также нормативных актах,
принятых в Республике Саха (Якутия). К ним относится «Концепция государственной политики здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия) до 2010 года», утвержденная Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 569 от 20 октября 2005 г. Эта Концепция разработана на основе Доктрины здорового образа жизни, принятой впервые в России Форумом народов Якутии «За здоровый образ жизни» 15 марта 2000 года и послания Президента Российской Федерации В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года. Концепция определила формирование идеологии, направленной на поддержание здорового образа жизни каждого человека, семьи, социума и общества в целом. А стратегией данной Концепции, объединяющей государства, общество, каждого гражданина республики, явилось формирование осознанного отношения человека к духовному, нравственному и физическому здоровью, сохранению генофонда.
Государственная политика здорового образа жизни является составной частью социальной политики, которая включает в себя комплекс мер, направленных на развитие человеческих ресурсов для достижения личного успеха каждого гражданина и общества в целом. Политика здорового образа жизни представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационно-пропагандистского и организационного характера. А меры, принятые в Республике Саха (Якутия), позволили обеспечить увеличение средней продолжительности жизни, рождаемости, снижение смертности, в условиях формирования новых экономических и общественных отношений.
С позиции управленческих технологий, утвержденная Концепция стала основанием для принятия и реализации решений в сфере программно-целевого управления и совершенствования правовой базы в области государственной политики здорового образа жизни.
В этой связи, целью нашей работы является анализ медико-демографических показателей и нормативных актов за период реализации Доктрины здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия) 2000-2016 гг. и разработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию медико-правовых аспектов формирования здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия).
Материалы и методы. При анализе использованы данные Росстата, находящиеся в свободном доступе [8], и данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) за 2000-2016 годы: показатели естественного движения (общие коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения в Республике Саха (Якутия) в сравнении с показателями Российской Федерации, Дальневосточного федерального округа) в 2000-2016 гг.; ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Республике Саха (Якутия) в сравнении с показателями РФ и ДВФО; коэффициенты младенческой смертности в Республике Саха (Якутия) в сравнении показателями с РФ и ДВФО; показатели умерших по основным классам причин смерти (число умерших на 100 000 человек населения) в РС (Я) в сравнении с РФ, ДВФО. В работе использованы методики расчета, утвержденные приказом Росстата от 5 июля 2013 года № 261
«Об утверждении методик расчета показателей для оперативной оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями на 30 января 2014 года).
Использованы нормативно-правовые акты, реализуемые в период 2000-2016 гг.: Постановление Правительства РС (Я) от 20.10.2005 года № 569 «О реализации доктрины здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия)», «Концепция государственной политики здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия) до 2010 года» иРеспубликанская целевая программа «Здоровый человек - успешное общество» на 2006-2010 годы; Указ Главы РС (Я) от12 октября 2011 года N 982«О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы», подпрограммы 1. «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи».
Результаты и их обсуждение. 15 марта 2000 года на Форуме народов Якутии «За здоровый образ жизни» впервые в России была принята Доктрина здорового образа жизни, автором и инициатором которой стал первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев. Форум стал вехой в духовном возрождении республики, открыл новые перспективы в общенародном движении к здоровому успешному образу жизни.
Для формирования и внедрения приоритетов здорового образа жизни, первый Президент Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев, администрации городов, улусов, представители сферы образования, здравоохранения, культуры и общественных объединений подписали соглашения и приняли ряд обязательств по реализации Доктрины здорового образа жизни. В мае месяце 2001 года по приглашению комитета Государственной Думы Российской Федерации представители Республики Саха (Якутия) приняли участие в парламентских слушаниях на тему: «О проблемах здорового образа жизни в России». И, наконец, 26 июля 2017 года по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утверждён паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни».
Доктрина здорового образа жизни включает 5 направлений: созидательный и общественный труд; физическое здоровье; высокая образованность; духовность; здоровая природная среда.
С целью координации работы в 2000 году была создана Межведомственная комиссия при Правительстве Республики Саха (Якутия) по формированию и утверждению ЗОЖ, аналогичные комиссии созданы во всех улусах и городах республики. Таким образом, оздоровление человека и формирование ЗОЖ было приведено в систему и носило комплексный характер работы, что являлось основным принципом в реализации Доктрины здорового образа жизни.
Работа по формированию здорового образа жизни проводится различными государственными и общественными структурами. Она приобретает широкий социально-культурный характер. Права человека на жизнь, охрана здоровья, благоприятная окружающая среда определяются нормативно-правовыми актами государственной
власти, направленными на создание оптимальных условий для развития общества, реализации резервов личности, проявления его потенциала.
При анализе реализации Доктрины здорового образа жизни за период 2000-2005 гг. и прогнозировании дальнейшего развития, учитывалось качественное изменение условий, в которых протекал данный процесс. За отчётный период были достигнуты конкретные успехи: повысилась общественно-гражданская активность населения, были образованы более 650 общественных объединения здорового образа жизни, улучшились показатели здоровья, повысился уровень образованности и духовно-нравственного развития, неуклонно повышалось качество жизни. Часть населения и, что особенно важно, молодёжи включали идеологию ЗОЖ в систему своих жизненных ценностей, отказалисьот вредных привычек, занялисьфизической культурой и спортом, активно участвовали в мероприятиях, проводимых в рамках реализации Доктрины здорового образа жизни.
В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты: приоритетный национальный проект «Здоровье»; федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)»; региональные программы модернизации здравоохранения.
В области законодательного, нормативно-правового обеспечения в республике проводилась большая работа по созданию правовой основы, обеспечивающей благоприятную среду для реализации мероприятий развития здоровой личности и общества. Разработана нормативно-правовая база реализации Доктрины ЗОЖ. В рамках формирования физического здоровья населенияутверждены: Указ Президента РС (Я) от 17.01.2000 № 945 «Об установлении Национального Дня здоровья»; Постановление Правительства РС (Я) от 24.04.2000 № 246 «Об утверждении Гранта Правительства Республики Саха (Якутия) по поддержке гражданских инициатив здорового образа жизни»; Постановление Правительства РС (Я) от 16.10.2000 № 537 «О Концепции государственной политики по проблемам алкоголя в Республике Саха (Якутия)»; Постановление Правительства РС (Я) от 27.10.2000 № 558 «Концепция охраны здоровья населения Республики Саха (Якутия) на период до 2005 г.»; Постановление Правительства РС (Я) № 111 от «О концепции государственной политики в области здорового питания населения РС (Я) на период до 2005 года»; Постановление Правительства РС (Я) от 26.04.2001 № 252 «Концепция оздоровления и самосохранения личности и общества»;Закон РС (Я) «О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)» - 2003 г.; Постановление Правительства РС (Я) от 13.02.2003 № 72 «Об организационных мероприятиях по проведению Года здоровой семьи в Республике Саха (Якутия)»; Указ Президента РС (Я) от 23.12.2003 № 1355 «О проведении Года детского спорта и здоровья в Республике Саха (Якутия)». Концепция Года детского спорта и здоровья в Республике Саха (Якутия); Распоряжение Вице-Президента РС (Я) от 11.12.2003 № 517-ВП «О государственной политике по формированию здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия)»;Закон РС (Я) «Об охране общественной нравственности в Республике Саха (Якутия)» - 2004 г.;
Постановление Правительства РС (Я) от 09.09.2004 № 418 «Об утверждении положений о Гранте Правительства Республики Саха (Якутия) по поддержке гражданских инициатив здорового образа жизни и об опорных центрах ЗОЖ»; Постановление Правительства РС (Я) от 31.05.2004 № 260«0 порядке определения органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) прилегающих к объектам территорий, где ограничивается или запрещается продажа алкогольной продукции»; Указ Президента РС (Я) от 19.11.2001 № 1519 «Об учреждении знака «Лидер движения за ЗОЖ» многие другие.
В области правового регулирования сферы охраны здоровья в Республике Саха (Якутия) приняты следующие нормативные документы: Закон Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. 718-З № 317-IV «О сохранении репродуктивного здоровья населения на территории Республики Саха (Якутия)»; Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 г. 822-З N 529-IV «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию»; Закон Республики Саха (Якутия) от 27 ноября 2006 г. 399-З № 811-III «Об основных направлениях профилактики наркомании и токсикомании на территории Республики Саха (Якутия)»; Закон Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2006 г. 327-З № 667-III «О защите здоровья детей и молодежи от опасности употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции»; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 982 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2017 годы»; Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 965 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы»; Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2012 года № 449-р «Об утверждении Концепции развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы и основных направлений до 2020 года» (вместе с Планом мероприятий по реализации Концепции развития наркологической помощи в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы и основных направлений до 2020 года)». Таким образом, к настоящему моменту имеются значительные сдвиги, как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии системы диагностики и лечения основных социально значимых заболеваний. Произошли значительные положительные изменения в демографической ситуации, обусловленной последствиями 90-х гг. Заложены основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения.
Направление «физическое здоровье» реализуется различными министерствами здравоохранения, по молодёжной политике, образования, внутренних дел, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и многими другими. Необходимо отметить, что пути реализации различны. Так, Министерство здравоохранения РС (Я) применяет методы медицинской профилактики (школы здоровья, профилактические осмотры, скрининг и
мониторинг). Другие министерства проводят мероприятия по повышению знаний о физическом здоровье. Министерствопо физической культуре и спорту, Министерство внутренних дел РС (Я) и Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РС (Я) реализовали спортивные проекты, пропагандирующие физическое здоровье. Министерством образования РС (Я) проводятся семинары «Современная школа и здоровье детей», где отмечена решающая роль образовательных организаций в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Активное противодействие вредным привычкам, как основному фактору в распространении саморазрушающих заболеваний среди населения республики, организовано в муниципальных образованиях, опорных центрах здорового образа жизни, руководителями предприятий, образовательных учреждений, общественных организаций.
Сложившаяся система реализации данного направления Доктрины ЗОЖ достигла положительных результатов. Неуклонно растёт количество занимающихся в школах здоровья, фитнес-центрах, спортивных секциях, физкультурно-оздоровительных клубах. Распространяется опыт безалкогольных свадеб, юбилеев, торжеств. Традиционными становятся спартакиады в трудовых коллективах, учебных заведениях, месячники экологии, чистоты и так далее.
В Республике Саха (Якутия) сохраняется естественный прирост населения и за анализируемые 10 лет показатели составили 7,6 на 1000 человек населения в 2016 году и 4,0 на 1000 в 2000 году. Эти показатели в ДВФО составили 0,8 и -3,5 на 1000 чел. населения в 2016 и 2000 гг., в РФ - -0,01 и -6,6 на 1000 человек населения соответственно в 2016 и 2000 гг. (рис. 1).
Естественный при рост населения на 1000человек
-10
Российски л Фг д— ранил Длльквоспччый фг дг рпгь ныйонрут
4 Ре-спуБликл -Саун {Днугил \
Рис. 1. Естественный прирост населения Республики Саха (Якутия)
Коэффициент рождаемости (на 1000 населения) в 2016 г. составил 16,0 против 13,7 в 2000 г., наблюдается увеличение рождаемости в динамике за 10 лет на 2,3. В ДВФО в 2016 году рождаемость составила 13,3, в 2000 г. - 9,7, в РФ - 12,9 и 8,7 соответственно (рис. 2).
Рис. 2. Число родившихся на 1000 человек населения
Смертность в 2016 г. стабилизировалась на показателе 8,4 на 1000 населения, в 2000 г. - 9,7. В ДВФО -12,5 и 13,2 соответственно, в РФ - 12,9 и 15,3 соответственно в 2016 и 2000 гг. (рис. 3).
Рис. 3. Число умерших на 1000 человек населения
Младенческая смертность в 2016 г. составила 7,2, в 2000 г. - 17,6, что за 10 лет в динамике наблюдается уменьшение показателя в 2,4 раза. В ДВФО эти показатели составили 6,5 и 18,6, в РФ - 6,0 и 15,3 соответственно в 2016 и 2000 гг. (рис. 4).
Коэффициенты младенческой смертности (число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся живыми)
20 15 10 5 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 201:3 2014 2015 2016 —^—Российская Федерация Дальневосточный федеральный округ
» Республика Саха(Якутая)
Рис. 4. Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми
Умерших по основным классам причин смерти (число умерших на 100 000 человек населения) составило в 2016 году 837,8, что на 133,6 меньше, чем в 2000 году
- 971,4. От некоторых инфекционных и паразитарных болезней умерло в 2016 году 15,0, в 2000 г. - 15,2. Из них от туберкулеза умерло в 2016 - 5,0, в 2000 - 10,2, что в 2 раза меньше, чем в 2016 году. Умерших от несчастных случаев и отравлений за 10 лет выявлено в 1,8 меньше, в том числе от случайных отравлений алкоголем - в 1,2 раза, от всех видов транспортных травм - в 1,6 раза, от самоубийств - в 1,6 раза, от убийств
- в 2,6 раза меньше. В ДВФО эти показатели составили 1252,7 и 1316, в РФ - 1289,3 и 1529 соответственнонаанализируемый период в целом (рис. 5).
Рис. 5. Умершие по основным классам причин смерти (на 100 000 чел. населения)
На улучшение демографических показателей в республике повлияли мероприятия по реализации Доктрины здорового образа жизни на основе нормативных актов по ее исполнению. Это подтверждается конкретными цифрами. Заболеваемость алкоголизмом снизилась на 46 %, общие коэффициенты смертности - на 12 %. Количество убийств сократилось на 41 %, а случаев суицида на 26 %. При этом значительно сохраняется доля молодежи, страдающей от алкоголизма.
Безусловно, оздоровление населения, пропаганда ЗОЖ остаётся приоритетом государственной политики Главы и Правительства республики. Впервые в республике средняя продолжительность жизни составила в 2016 году 70,8 лет и на 7,1 лет повысилась по сравнению с 2000 г., показатель средней продолжительности составил 63,7 лет. В Дальневосточном федеральном округе в 2016 г. показатель достиг 69,2, в Российской Федерации - 71,9 лет (рис. 6).
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (все население)
75 70
65 60 55 1 : 1 » > 1 г
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 * Российская Федерация Дальневосточный Федеральный округ ■ Республика Саха (Якутия)
Рис. 6. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (все население)
Выводы. Политические и практические силы республики находятся в постоянном поиске новых форм работы, влияющих на реализацию Доктрины здорового образа жизни среди населения. Приобретён большой опыт по проведению комплексных интеграционных и консолидированных работ в области формирования навыков здорового образа жизни и его составляющих. В части научного обеспечения за анализируемый период большое внимание было уделено научному обеспечению реализации политики здорового образа жизни. На государственном уровне разработаны научно-практические аспекты формирования здорового образа жизни, охраны генофонда народов, составляющих население Республики Саха (Якутия). Эта задача была отнесена к первоочередным целям государственной политики здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия). К ним относятся: повышение мотивации населения на соблюдение здорового образа жизни; снижение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение); снижение распространенности
биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение); совершенствование условий для ведения здорового образа жизни (нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов), а также для обеспечения необходимого уровня физической активности. Необходимо повысить профилактическую активность в работе первичного звена здравоохранения, направленную на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих. Одной из ключевых задач должно быть совершенствование нормативно-правовых актов в формировании составляющих Доктрины здорового образа жизни населения Республики Саха (Якутия) (рационализации питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек). Тогда мы достигнем целевых индикаторов здоровья к 2019 году в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 гг.»: снизим смертность от всех причин до 8,4 случаев на 1000 населения; младенческую смертность до 7,0 случаев на 1000 родившихся живыми; смертность от болезней системы кровообращения до 400,5 случаев на 100 тыс. населения; смертность от дорожно-транспортных происшествий до 9,3 случаев на 100 тыс. населения; смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) до 125,0 случаев на 100 тыс. населения; смертность от туберкулеза до 5,2 на 100 тыс. населения; снизим потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 7,8 литров на душу населения в год; распространенность потребления табака среди взрослого населения до 25,5 % и достигнем ожидаемую продолжительность жизни при рождении более 70 лет (по данным 2016 года эти показатели уж составили до 70,8 лет).
Таким образом, в экстремальных климатических условиях реализация такого важного нормативно-правового документа как Доктрина здорового образа жизни является необходимым решением многих стратегических задач развития региона, в первую очередь, улучшения медико-демографических показателей и сохранения человеческого потенциала на Крайнем Севере.
Литература
1. Гендин, А.М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи в современных условиях / А.М. Гендин. - Красноярск : РИО КГПУ, 2004 - 228 с.
2. Дружилов, С.А.Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека / С.А. Дружилов // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 4. -С. 648-654.
3. Изуткин, Д.А. Формирование здорового образа жизни / Д.А. Изуткин // Советское здравоохранение. - 1984. - № 11. - С. 8-11.
4. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Марты-ненко, Ю.В. Валентик, В.А. Полесский. - Москва : Медицина, 1988. - 192 с.
5. Неврология. Национальное руководство / под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, В.И. Скворцовой и др. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 1035 с.
6. Формирование здорового образа жизни: история, опыт, практика // http://www. krasgma.ru/ar228-page1.html (дата обращения: 20.11.2017).
7. Шухатович, В.Р. Здоровый образ жизни. Энциклопедия социологии / В.Р. Шухатович. - Минск : Книжный Дом, 2003. - 558 с.
8. Росстат // http://www.gks.ru (дата обращения: 20.11.2017).
References
1. Gendin, A.M. Conditions and factors for the formation of a healthy lifestyle for students in modern conditions / A.M. Gendin. - Krasnoyarsk : RIO KGPU, 2004 - 228 p.
2. Druzhilov, S.A. Zdorovy way of life as a reasonable activity of a person / S.A. Druzhilov // Modern scientific research and innovation. - 2016. - No 4. - P. 648-654.
3. Izutkin, D.A. Formation of a healthy lifestyle / D.A. Izutkin // Soviet health care. - 1984. -No 11. - P. 8-11.
4. Martynenko, A.V. Formation of a healthy lifestyle for young people / A.V. Martynenko, Yu.V. Valentik, V.A. Polessky. - Moscow : Medicine, 1988. - 192 p.
5. Neurology. National leadership / ed. E.I. Guseva, A.N. Konovalova, V.I. Skvortsova et all. -Moscow : GEOTAR-Media, 2009. - 1035 p.
6. Formation of a healthy lifestyle: history, experience, practice // http://www.krasgma.ru/ ar228-page1.html (reference date: 20.11.2017).
7. Shukhatovich, V.R. Healthy lifestyle. Encyclopedia of sociology / V.R. Shukhatovich. -Minsk : Book House, 2003. - 558 p.
8. Rosstat // http://www.gks.ru (reference date: 20.11.2017).