Научная статья на тему 'Медико-педагогические аспекты адаптивной физической культуры в формировании компетентности учителя в системах специального и иклюзивного образования'

Медико-педагогические аспекты адаптивной физической культуры в формировании компетентности учителя в системах специального и иклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОВЗ) / ПЕРВИЧНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ АНАМНЕЗ / МЕДИЦИНСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА И КОМПЕНСАТОРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Гафур Анварбекович

В статье рассматриваются медико-педагогические основы адаптивной физической культуры в формировании компетентности учителя в системах специального и инклюзивного образования. Овладение педагогом адаптивной физической культуры медицинских знаний обеспечивают эффективное использование в коррекционной работе достижений профильной медицины и педагогики с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся методы медицинской и педагогической диагностики, система медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающие формирования компетентности учителя адаптивной физической культуры в системах специального и инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Гафур Анварбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-педагогические аспекты адаптивной физической культуры в формировании компетентности учителя в системах специального и иклюзивного образования»

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Ильясов Ильяс Омарович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения иностранным языкам, факультет иностранных языков (ФИЯ), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: zarema.musaeva. 1970@mail.ru

Балаева Ширван Насировна, аспирант кафедры теории и методики обучения иностранным языкам, ФИЯ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: zarema.musaeva.1970@mail.ru

Мусаева Зарема Ильясовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка, ФИЯ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: zarema.musaeva. 1970@mail.ru

Гаджиева Луиза Гаджиевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, ФИЯ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: zarema.musaeva.1970@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2016 г.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Ilyas O. Ilyasov, Dr. of Pedagogy, professor, the chair of Theory and Methods of Teaching the Foreign Languages, faculty of Foreign Languages (FFL), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: za-rema.musaeva.1970@mail.ru

Shirvan N. Balaeva, postgraduate, the chair of Theory and Methods of Teaching the Foreign Languages, FFL, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: zarema.musaeva.1970@mail.ru

Zarema I. Musaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of English, FFL, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: zarema. musaeva. 1970 @mail.ru

Luiza G. Gadzhieva, Ph. D. (Philology), assistant professor, the chair of English, FFL, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: zare-ma.musaeva. 1970@mail.ru

Article was received 26.04.2016.

Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 796 / UDC 796

Медико-педагогические аспекты адаптивной физической культуры в формировании компетентности учителя в системах специального и иклюзивного образования

© 2016 Магомедов Г. А.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gafur.magomedov60@mail.com

Резюме. В статье рассматриваются медико-педагогические основы адаптивной физической культуры в формировании компетентности учителя в системах специального и инклюзивного образования. Овладение педагогом адаптивной физической культуры медицинских знаний обеспечивают эффективное использование в коррекционной работе достижений профильной медицины и педагогики с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся методы медицинской и педагогической диагностики, система медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающие формирования компетентности учителя адаптивной физической культуры в системах специального и инклюзивного образования.

Ключевые слова: медико-педагогические основы адаптивной физической культуры, компетентность, учитель, лица с ограниченными возможностями развития, системы специального и инклюзивного образования (ОВЗ), первичный медицинский анамнез, медицинская и педагогическая диагностика, коррек-ционная работа и компенсаторная перестройка.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016

Формат цитирования: Магомедов Г. А. Медико-педагогические основы адаптивной физической культуры в формировании компетентности учителя в системах специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 47-51.

The Medical Pedagogical Aspects of the Adaptive Physical Training in Forming the Teacher's Competence in the Special and Inclusive Education Systems

© 2016 Gafur A. Magomedov

Dagestan State Pedagogical Uniersity, Makhachkala, Russia; e-mail: gafur.magomedov60@mail.com

Abstract. The article discusses medico-pedagogical fundamentals of the adaptive physical training in forming the teacher's competence in the special and inclusive education. Mastering the adaptive physical training of medical knowledge by the teacher provide the effective use in the correctional work of the achievements of the relevant medicine and pedagogy with handicapped children. The author gives methods of medical and pedagogical diagnostics, the system of medico-pedagogical support of children with disabilities, ensuring the forming the competence of the teacher of the adaptive physical training in the special and inclusive education.

Keywords: medico-pedagogical fundamentals of the adaptive physical culture, competence, teacher, handicapped children, special and inclusive education systems, initial medical history, medical and educational diagnosis, remedial work and compensatory restructuring.

For citation: Magomedov G. A. The Medical Pedagogical Aspects of the Adaptive Physical Training in Forming the Teacher's Competence in the Special and Inclusive Education Systems. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 47-51. (In Russian)

Современные преобразования, происходящие с принятием нового Федерального закона - 273-Ф3 «Об образовании» (2013), регламентируют деятельность учителя адаптивной физической культуры, обеспечивающего условия для развития адаптационных возможностей лиц с ОВЗ в новой социально-экономической доступной среде в системах специального и инклюзивного образования, требует поиска новых подходов к реализации задач кор-рекционной направленности.

Наиболее сложно, как мы отмечали ранее (Д. М. Маллаев, Г. А. Магомедов), это происходит в системе общего социокультурного образовательного пространства, желающего включить инвалидов с детства, имеющих различные нозологии развития, в обычную массовую среду обучения и воспитания [4-6].

Сложившийся зарубежный опыт работы в организации инклюзивного образования показывает, что процессы, протекающие в этой новой для нас среде, и обеспечение доступности для каждой категории

детей с ОВЗ требуют привлечения профильных специалистов: медиков, педагогов, психологов, тьюторов по каждой конкретной нозологии при организации занятий адаптивной физической культурой.

С этой целью мы видим необходимость рассмотрения медико-педагогических основ адаптивной физической культуры как адекватного и эффективного фактора формирования компетентности учителя в специальном и особенно в инклюзивном образовании. Роль первичного медицинского анамнеза и этиологии дефекта у детей с ОВЗ, является первостепенной для организации педагогического процесса по адаптивной физической культуре.

Содержание и формы работы по физическому воспитанию и развитию детей в системах специального и инклюзивного образования выстраиваются на медико-педагогических основах, и их знание определяет компетентность учителя адаптивной физической культуры. Для этого совместно с врачами-специалистами, сопровождающими детей с конкретной нозологией, определяют содержание и подбор

специальных, адекватных дефекту ребёнка, физических упражнений и дозировку, с учётом этиологии и индивидуальных оттенков протекания патологических воздействий на общее физическое и психическое развитие.

Совместная организация двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями развития медиками и учителями адаптивной физической культуры требует знаний её медико-педагогических основ как фактора, формирующего компетентность учителя. Поэтому нами была организована работа по взаимодействию между медиками и педагогами. Объединённая совместная работа заключалась в обмене медицинскими знаниями учителей и, наоборот, педагогическими знаниями медиков при организации занятий адаптивной физической культурой и спортом детей с ОВЗ.

Первоначально для решения этой задачи нами были проведены первичные исследования, включающие методы опроса, интервьюирование и анкетирование медиков и педагогов по вопросам знания своих и смежных основ медицинского и педагогического сопровождения, соответственно.

Такой подход и полученные результаты позволили нам выявить прикладные компетенции медико-педагогических основ, знания которых обеспечивает формирование компетентности учителя адаптивной физической культуры. Но при этом и медики получают практические знания о содержании физических упражнений для адаптивной физической культуры детей с ОВЗ, и дают рекомендации учителям о влиянии подобранных упражнений на организм и развитие ребёнка, имеющего определенный диагноз в нарушении психофизики.

Как показывают опыт и исследования в области физического развития детей с аномалиями развития (Р. Н. Азарян, В .А. Григоренко, А. А. Дмитриев, В. А. Кручи-нин, Д. М. Маллаев, Б. Г. Шеремет и др.), правильно организованное физическое воспитание обеспечивает эффективность всей системы коррекции двигательной сферы и качество компенсаторной перестройки за счёт сохранных анализаторов.

В своём исследовании Р. Н. Азарян разработал педагогические основы физического воспитания слепых с учётом медицинского контроля при занятиях физическими упражнениями и спортивной гим-

настикой [1]. В исследованиях В. А. Григо-ренко показано, что тесная взаимосвязь в работе с инвалидами с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), медиков и учителей физической культуры позволяет достичь положительных результатов в развитии двигательной активности и занятиях спортом [2].

В занятиях физической культурой и спортом детей с интеллектуальными нарушениями А. А. Дмитриев, учитывая рекомендации врачей-невропатологов, смог добиться успехов для подготовки их к участию в Паралимпийских играх [3].

В. А. Кручинин, с учётом медицинских рекомендаций, разработал систему психологического сопровождения формирования ритма у слепых как фактора развития их ориентировки в пространстве и окружающем социуме.

Д. М. Маллаев (1980-1983) разработал впервые адекватную систему коррекции двигательной сферы слепых со сложными дефектами в возрасте от 10 до 18 лет в процессе овладения комплексом ГТО, совместно с врачами-офтальмологами, показал, что это возможно при правильном подборе физических упражнений и их дозировке [5].

Б. Г. Шеремет (1984) разработал методику формирования точности ориентировки в пространстве слепых в процессе физического воспитания с использованием специальных физических упражнений, обеспечивающих при патологиях зрительного анализатора развитие адекватных качественных навыков и умений в социально-бытовой ориентировке.

Вышеприведённые исследования проводились педагогами, психологами совместно с медиками, врачами - специалистами по профилю конкретной нозологии у детей с ограниченными возможностями развития. Такой подход способствовал более качественной организации исследования, так как опирался на медико-психолого-педагогические основы адаптивной физической культуры и формировал профессиональную компетентность учителя.

Представленный эмпирический опыт и результаты некоторых научных исследований показали необходимость и значимость использования медико-педагогических аспектов при организации занятий по адаптивной физической культуре и спортом лицами с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому формирование компе-

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 2. 2016

тентности у будущего учителя адаптивной физической культуры будет успешной и качественной при опоре на медико-педагогические основы. С этой целью нами были разработаны исследовательские подходы к использованию медицинской диагностики, профильной терапии, формы и методы адаптивной физической культуры и адекватно подобранные физические упражнения и специальные педагогические условия. Это часть знаний и содержания медико-педагогических основ, необходимых для формирования компетентности будущего учителя адаптивной физической культуры и эффективной организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Знания медико-педагогических компетенций в специальном и инклюзивном образовании формируют компетентность будущего учителя для качественной компенсаторной перестройки организма ребёнка с ОВЗ за счёт сохранных анализаторов. Межанализаторная перестройка при знании медико-педагогических основ успешно восполняет утраченный или поражённый анализатор у лиц с ОВЗ.

Поэтому в процессе профессиональной подготовки учителя адаптивной физической культуры необходимо формировать базовые знания по медицинским учебным дисциплинам: анатомии, физиологии, лечебной физической культуре (ЛФК), неврологии, невропатологии, генетике и педагогическим дисциплинам, таким, как: основы дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики и психологии, психодиагностика и патопсихология и другие дисциплины, формирующие компетенции специального педагога по адаптивной физической культуре.

Наряду с этим учителю адаптивной физической культуры необходимо овладеть методом сбора первичного медицинского обследования, заключений профильных врачей-специалистов по конкретному дефекту ребёнка о возможностях медицинского лечебного сопровождения, необходимости консультативной помощи родителям и детям со стороны дефектологов, специальных педагогов, психологов для дальнейшей организации коррекционной работы.

Поэтому и родителям детей с ОВЗ необходимо объяснять, что безграничные возможности их ребёнка можно развивать на основе сохранных анализаторов при использовании медико-педагогических знаний. Роль родителей, и особенно матери, первична для начала эффективной кор-

рекционной работы с ребёнком с определенной нозологией. В более старшем возрасте большее время будет отводиться в работе с детьми с ОВЗ специалистам врачам и специальным педагогам и психологам.

Организация занятий адаптивной физической культурой и спортом с детьми с ОВЗ требует улучшения состояния их физического развития, создания адекватного комплекса коррекционных упражнений, способствующих развитию определенных групп мышц, обеспечивающих коррекцию, в целом, нарушений двигательной сферы при определенных патологиях. Медико-педагогические основы адаптивной физической культуры включают в себя следующие составляющие: диагностика развития ребёнка в пренатальном и постнатальном периодах развития, в раннем и дошкольном возрасте, исследование по первому медицинскому анамнезу, тестирование психофизических показателей и функциональных возможностей организма. Исследование антропометрических данных ребёнка, уровней динамики развития двигательных навыков (ползание, ходьба, бег, лазание и т. д.) и воспитание физических качеств (координация, ориентировка в пространстве, сила, ловкость, выносливость, точность). Вся работа в системе занятий по адаптивной физической культуре осуществляется с помощью средств физического воспитания: физические упражнения, закаливающие факторы; рациональный общий и двигательный режим детей с ОВЗ и медицинский контроль.

Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями развития осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях по специально разработанным индивидуальным адаптивным программам с учётом сложности дефекта развития. Используются адекватно организованные формы деятельности детей с ОВЗ, занятия, игры, психотехнические игры и упражнения, физкультминутки, праздники, элементы спортивных упражнений и другие. Содержание и методы организации адаптивной физической культуры детей с ОВЗ должны реализоваться на основах медицины, физиологии, педагогики и психологии.

Формирование компетентности у учителя адаптивной физической культуры в системе специального (дефектологического) и инклюзивного образования, как показали первичные результаты исследования, будет обеспечиваться на основе медико-педагогических знаний о психофизическом развитии детей с ОВЗ.

Литература

1. Азарян Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня. М., 1987. 115 с.

2. Григоренко В. Г. Педагогические основы реабилитации инвалидов с нарушениями ОДА. 1993. 228 с.

3. Дмитриев А. А. Дифференцированный подход в физическом воспитании учащихся вспомогательных школ // Дефектология. 1989. № 5. С. 42-49.

4. Маллаев Д. М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре // Дефектология. 1993. № 5. С. 38-42.

5. Маллаев Д. М. Система коррекции двигательной сферы слепых и слабовидящих 10-18 лет в процессе овладения нормативными требованиями. М., 1982. 23 с.

6. Маллаев Д. М., Магомедов Г. А. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. № 3 (32). 2015. С. 31-36.

7. Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Методология и развитие в сфере высшего профессионального образования. Дисс. д-ра. пед. наук. СПб., 2003. 448 с.

References

1. Azaryan R. N. Fizicheskoe vospitanie slepykh i slabovidyashchikh shkol'nikov v rezhime dnya [Physical education for the blind and visually impaired pupils in the day mode]. Moscow, 1987. 115 p. (In Russian)

2. Grigorenko V. G. Pedagogicheskie osnovy reabilitatsii invalidov s narusheniyami ODA [Pedagogical bases of rehabilitation of persons with the MSA disorders]. Moscow, 1993. 228 p. (In Russian)

3. Dmitriev A. A. Differentiated approach in the physical education of pupils at auxiliary schools. Defektologiya [Defectology]. 1989. No. 5. Pp. 42-49. (In Russian)

4. Mallaev D. M. Psychological and pedagogical conditions for the replenishment of the moral and physical development of blind and visually impaired children in the game. Defektologiya [Defectology]. 1993. No. 5. Pp. 38-42. (In Russian)

5. Mallaev D. M. Sistema korrektsii dvigatel'noy sfery slepykh i slabovidyashchikh 10-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедов Гафур Анварбекович, кандидат биологических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и спорта, факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: gafur. magomedov 60 @mail.com

Статья поступила в редакцию 27.04.2016 г.

18 let v protsesse ovladeniya normativnymi tre-bovaniyami [The correction system of the motor sphere of the 10-18-year-old blind and visually impaired children in the process of mastering the regulatory requirements]. Moscow, 1982. 23 p. (In Russian)

6. Mallaev D. M., Magomedov G. A. The adaptive physical training in the special and inclusive education system. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences]. No. 3 (32). 2015. Pp. 31-36. (In Russian)

7. Shapkova L. V. Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura: Metodologiya i razvitie v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya [Adaptive physical culture: Methodology and development in the field of higher education]. Dr. Dissertaion (Pedagogy). Saint Petersburg., 2003. 448 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Gafur A. Magomedov, Ph. D. (Biology), assistant professor, the chair of Theoretical Bases of Physical Education and Sport, faculty of Physical Training and Life Safety, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: gafur. magomedov 60 @mail.com

Article was received 27.04.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.