Научная статья на тему 'Медик, поэтесса и орнитолог-любитель Сюзанна Игоревна Вербицкая (1911-1992)'

Медик, поэтесса и орнитолог-любитель Сюзанна Игоревна Вербицкая (1911-1992) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
101
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медик, поэтесса и орнитолог-любитель Сюзанна Игоревна Вербицкая (1911-1992)»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1476: 3077-3081

Медик, поэтесса и орнитолог-любитель Сюзанна Игоревна Вербицкая (1911-1992)

Е.Э.Шергалин

Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: zoolit@mail.ru

Поступила в редакцию 5 июля 2017

Сюзанна Игоревна Коростовцева появилась на свет 26 февраля (11 марта по новому стилю) 1911 года в Екатерин ославле (с 2016 года это город Днепр, с 1926 по 2016 год - Днепропетровск) в семье предводители местного дворянства Игоря Владимировича Коростовцева и его супруги Ольги Семёновны. Сначала её беззаботное детство проходило в хорошо обеспеченной семье, с её старшей сестрой Людмилой, родившейся 19 мая 1910 года в Штуттгарте в Германии. Революция 1917 года вынудила главу семьи покинуть родину. В результате Коростовцевы оказались в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев.

В 1933 году Сюзанна окончила Русско-сербскую женскую гимназию в Белграде и поступила, по всей видимости, на философский факультет столичного университета со многими отделами естественных и гуманитарных наук. Здесь она и познакомилась с красивым и стройным юношей — другим русским эмигрантом, будущим орнитологом, ихтиологом и знатоком оружия Кириллом Владимировичем Мартино (1914 -2005) (Шергалин 2013). Вскоре они поженились и Сюзанна взяла фамилию мужа. После окончания Белградского университета в 1942 году она начала работать в Белграде в одной из сербских гимназий преподавателем естествознания под фамилией Мартино. Под влиянием Кирилла и его родителей — известных зоологов Владимира Эммануило-вича Мартино (1888-1961) и его жены Евгении Вениаминовны — она серьёзно увлеклась наблюдениями за птицами и быстро научилась сни -мать шкурки с добытых птиц.

Однако из-за Второй мировой войны её брак оказался недолгим. Мнения по отношению к воюющим сторонам в семье разделились. Сюзанна Игоревна ошибочно считала, следуя словам барона П.Н.Вран -геля и атамана П.Н.Краснова «хоть с чёртом, но против большевиков», что нужно выступить на стороне Германии за освобождение России от режима большевиков, в то время как Кирилл Владимирович был убеждён, что русские эмигранты в минуту нависшей над отечеством опасности должны быть со своим народом. Они развелись, и К.В.Мартино ушёл воевать на стороне Народной Армии Югославии с немецкими фашистами, а его бывшая жена вышла замуж за врача Русского Корпуса Фёдора Фёдоровича Вербицкого (он родился 16 мая 1906 года в

Санкт-Петербурге и умер 12 июля 1996 года в Буэнос-Айресе). Как показала история, многим выжившим ветеранам этого бесславного корпуса было суждено проиграть дважды: сначала в Гражданскую, а потом и в Великую Отечественную войну. Ф.Ф.Вербицкий вместе с родителями покинул Россию ещё несовершеннолетним, в 1924 году окончил смешанную Русско-сербскую гимназию в Белграде, а в 1930 году — медицинский факультет Белградского университета, получив специальность врача-уролога. Он был сыном известного русского врача — профессора Фёдора Васильевича Вербицкого (1881 -1971). Фёдор Васильевич в 1910 году был приват-доцентом Императорской Военно-медицинской академии, в 1911 - экстраординарным профессором Николаевского университета в Саратове, в 1914-1920 — ординарным профессором Киевского университета. После революции он эмигрировал и в 1929-1943 годах жил в Королевстве Югославии, где стал личном врачом югославского короля Александра I («Освободителя»). В 1945-1947 годах он работал профессором и деканом медицинского факультета УНРРА университета в Мюнхене, а в 1949-1971 — в отделе вирусологии Института микробиологии в Аргентине. УНРРА — это United Nations Relief and Rehabilitation Administration (Администрация Объединенных Наций для помощи и восстановления), оказывавшая помощь в восстановлении разрушенной Второй мировой войной стран.

В лагере «ди-пи» (displaced persons) для перемещённых лиц в Мюнхене Сюзанна Игоревна поддерживала отношения со знаменитым русским зоологом эмигрантом Михаилом Михайловичем Новиковым (18761964) — в 1919-1920 годах свободно выбранным ректором Московского университета, высланным в 1922 году новой властью из России на одном из «философских» пароходов. Из Германии супруги Вербицкие вместе с дочерью Фёдора Фёдоровича от первого брака Ириной Фёдоровной Вербицкой, скончавшейся в США в 2011 году на 77 году жизни, отправились за океан — в далёкую Аргентину.

О сложностях работы в самых южных, холодных и ветреных провинциях Аргентины мы узнаём из письма Сюзанны Игоревны Вербицкой от 27 октября 1959 года Михаилу Михайловичу Новикову, опубликованному Татьяной Ивановной Ульянкиной в её прекрасной книге об этом учёном (Ульянкина 2015, с. 444-445).

Письмо С. Вербицкой от 27 октября 1959 года

Глубокоуважаемый Михаил Михайлович !

Была крайне тронута и обрадована получив Ваш «привет» в виде «Regularity of Form in Organisms». Вы, значит, имеете возможность продолжить свою деятельность, несмотря на трудные условия жизни. Давно хотела Вам написать, но не имела Вашего адреса. Мы уже два года как выбрались из Tres Lagos'a. Муж — директор больницы в Puerto Santa Cruz. Я — заведую лабораторией в ней же. Работы

Окрестности деревеньки Tres Lagos, упоминаемой в письме С.И.Вербицкой. Южной часть Аргентины почти на границе с Чили.

много, но работа живая и нужная. Условия очень тяжёлые, т.к. кроме нас двоих нет никого хотя бы что-нибудь знающего. Все приходится делать самим. Сплошь да рядом не спим ночей и бывает по 5-6 операций в день. Сейчас мужа нет, его отослали в соседний город заменять уехавшего в отпуск врача, а здесь нет никого. На мне осталась вся ответственность. В крайнем случае, я могу вызвать мужа по телефону. Живём мы на морском берегу, но море — угрюмое-холодное. Климат плохой — все те же сильные ветры. Единственное развлечение — это ловля рыбы, да и та ловится только несколько месяцев в году. Изредка появляются тюлени, дельфины

и пингвины. Много гагар и бывают на перелёте птицы из южных морей. Но времени мало, а главное, почти всегда такой ветер, что не возможно заниматься прогулками и наблюдениями. Часто с грустью вспоминаю Мюнхен. Там, хотя приходилось туговато, но была своя работа и возможность что -то сделать. Здесь занимаюсь всем, кроме своей работы. Пробовала достать руководства по птицам Аргентины, но таковых нет, и я свою коллекцию подарила музею.

Вот и вся наша жизнь. Если напишите хоть короткое письмо, буду очень, очень и очень рада.

Уважающая Вас, С.Вербицкая.

Побережье в Пуэрто-Санта-Крусе. Это на восточном (атлантическом) берегу южной части Аргентины. Фото слева Jose Ignacio Cutino. Фото справа Jorge Gonzalez.

Дочь Ф.Ф.Вербицкого и падчерица Сюзанны Игоревны Ирина Фёдоровна Вербицкая, продолжившая династию врачей, рассказывает об отце так: «В начале 1949 года Фёдор Фёдорович был назначен Министерством здравоохранения на работу в Южную Патагонию, где три года лечил и оперировал в примитивнейших условиях. Потом был назначен директором госпиталя в городе Санта-Крус, и также санаторным начальником на всю Южную Патагонию.

Финансово участвовал в покупке и содержании Корпусного Дома Святого Александра Невского в Вижа Бажестере (Вилья-Бальестере), в окрестностях Буэнос-Айреса, в устройстве домового храма Святого Владимира, а также в постройке храма Святого Сергия, оба в том же городе». Супруги Вербицкие были активными членами Союза Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

Отработав положенный срок на юге Патагонии, супруги Вербицкие переехали в Буэнос-Айрес, где и прожили много лет до самой смерти. В столице Аргентины Ф.Ф.Вербицкий открыл свою обширную частную практику. Сюзанна Игоревна всю жизнь писала стихи и в 1987 году издала единственную в своей жизни книгу стихотворений «Мозаика». Эта книга вышла в Буэнос-Айресе ротапринтном издании тиражом не более 500 экземпляров и объёмом в 336 страниц. С некоторыми стихотворениями из неё сейчас можно познакомиться в Интернете.

Нам не удалось выяснить, в какой именно музей Аргентины Сюзанна Игоревна передала свою коллекцию птиц, поскольку, по словам Диего Монтальти — куратора орнитологической коллекции страны в Ла-Плата, орнитологические сборы в главном зоологическом хранилище Аргентины оцифрованы пока только наполовину. Не знаем мы и числа экземпляров в её сборах, но важно помнить, что в пополнении орнитологических коллекций этой страны есть вклад и выходцев из далёкой России.

Автор приносит благодарность историку русской эмиграции в бывшей Югославии Алексею Борисовичу Арсеньеву за помощь в сборе материала для этого сообщения.

Литер атур а

Ульянкина Т.И. 2015. Михаил Михайлович Новиков. 1876-1964. М.: 1-549. Шергалин Е.Э. 2013. Кирилл Владимирович Мартино (1914-2005) - орнитолог, ихтиолог

и охотник // Рус. орнитол. журн. 22 (925): 2687-2696. Novikoff M.M. 1953. Regularity of form in organisms // Systematic Zoology 2, 2:57-62.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1476: 3081-3086

Сибирская чечевица Carpodacus roseus на Западном Алтае

Б.В.Щербаков

Борис Васильевич Щербаков. КГКП «Восточно-Казахстанский Областной архитектурно -этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник», улица Головкова 29, Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, 070024, Казахстан

Поступила в редакцию 22 июля 2017

Современный ареал сибирской чечевицы Carpodacus roseus (Pallas, 1776) занимает горную тайгу Северо-Восточного, Юго-Восточного, Центрального, Южного, Западного и Северо-Западного Алтая (Суш-кин 1938; Равкин 1973; Кучин 1982; Малков 1982; Малков, Равкин 1985; Щербаков 1986; Щербаков, Березовиков 2005, 2007; Цыбулин 1999, 2009; Бочкарёва, Ирисова 2009; Бочкарёва, Ливанов 2013). В пределах Западного Алтая её гнездование было впервые установлено мной в 1970-е годы (Щербаков 1974, 1978). Ранее она здесь считалась только зимующей птицей (Сушкин 1938; Гаврилов 1974). Как удалось выяснить, она населяет здесь горно -таёжную часть Ивановского и Ли-нейского хребтов между истоками рек Тургусун, Громотуха, Белая и Чёрная Уба. При этом по верхолесью северного склона Ивановского хребта с востока на запад распространена от Белоубинских озёр до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.