Научная статья на тему 'Сибирская чечевица Carpodacus roseus на Западном Алтае'

Сибирская чечевица Carpodacus roseus на Западном Алтае Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сибирская чечевица Carpodacus roseus на Западном Алтае»

Нам не удалось выяснить, в какой именно музей Аргентины Сюзанна Игоревна передала свою коллекцию птиц, поскольку, по словам Диего Монтальти — куратора орнитологической коллекции страны в Ла-Плата, орнитологические сборы в главном зоологическом хранилище Аргентины оцифрованы пока только наполовину. Не знаем мы и числа экземпляров в её сборах, но важно помнить, что в пополнении орнитологических коллекций этой страны есть вклад и выходцев из далёкой России.

Автор приносит благодарность историку русской эмиграции в бывшей Югославии Алексею Борисовичу Арсеньеву за помощь в сборе материала для этого сообщения.

Литер атур а

Ульянкина Т.И. 2015. Михаил Михайлович Новиков. 1876-1964. М.: 1-549. Шергалин Е.Э. 2013. Кирилл Владимирович Мартино (1914-2005) - орнитолог, ихтиолог

и охотник // Рус. орнитол. журн. 22 (925): 2687-2696. Novikoff M.M. 1953. Regularity of form in organisms // Systematic Zoology 2, 2:57-62.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1476: 3081-3086

Сибирская чечевица Carpodacus roseus на Западном Алтае

Б.В.Щербаков

Борис Васильевич Щербаков. КГКП «Восточно-Казахстанский Областной архитектурно -этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник», улица Головкова 29, Усть-Каменогорск, Восточно-Казахстанская область, 070024, Казахстан

Поступила в редакцию 22 июля 2017

Современный ареал сибирской чечевицы Carpodacus roseus (Pallas, 1776) занимает горную тайгу Северо-Восточного, Юго-Восточного, Центрального, Южного, Западного и Северо-Западного Алтая (Суш-кин 1938; Равкин 1973; Кучин 1982; Малков 1982; Малков, Равкин 1985; Щербаков 1986; Щербаков, Березовиков 2005, 2007; Цыбулин 1999, 2009; Бочкарёва, Ирисова 2009; Бочкарёва, Ливанов 2013). В пределах Западного Алтая её гнездование было впервые установлено мной в 1970-е годы (Щербаков 1974, 1978). Ранее она здесь считалась только зимующей птицей (Сушкин 1938; Гаврилов 1974). Как удалось выяснить, она населяет здесь горно -таёжную часть Ивановского и Ли-нейского хребтов между истоками рек Тургусун, Громотуха, Белая и Чёрная Уба. При этом по верхолесью северного склона Ивановского хребта с востока на запад распространена от Белоубинских озёр до

района вершин Чёрный Узел, Три Брата и далее до Крестовой горы (напротив Риддера), которая является крайней юго -западной точкой её ареала. Сибирская чечевица гнездится у верхней границы листвен-нично-кедрового редколесья (1900-2000 м н.у.м.), кое-где в островных кедрово-лиственничных лесах на каменистых склонах хребта. В гнездовое время малочисленна, но в период послегнездовых кочёвок в августе-сентябре становится заметной птицей в горной тайге (рис. 1-3).

Рис. 1. Места обитания сибирской чечевицы Сагрвйасш roseus в горной тайге Ивановского хребта. Западный Алтай. Октябрь 2014 года. Фото С.Бирюковой.

Ссылаясь на литературные источники Э.И.Гаврилов (1974) указывает, что к местам гнездования сибирская чечевица подвигается в кон -це февраля — начале марта. По нашим наблюдениям, в степных предгорьях Западного Алтая эти подвижки становятся особенно заметными во второй половине марта. Так, 28 февраля 1973 пара самцов появилась на птичьей кормушке в Усть-Каменогорске, которую в последующее время они регулярно посещали до 21 марта, прилетая кормиться в день в среднем по 5 раз. Сибирские чечевицы по отношению к другим птицам на кормушке себя вели агрессивно: прогоняли больших синиц Parus major, полевых Passer montanus и домовых P. domesticus воробьёв, обыкновенных снегирей Pyrrhula pyrrhula, уступая лишь дубоносам Coccothraustes coccothraustes. 11 марта на кормушке появились ещё 4 самца и 2 самки сибирских чечевиц. Первые дни они не ели семена подсолнечника, но через 3 дня уже предпочитали их остальным зерновым кормам — просу и семенам сорных трав. Последней раз на кормушке одиночный самец появился 20 марта, где и был пойман. Содер -жался он в неволе почти год и отличался молчаливостью. За все вр е-мя, ближе к весне, лишь несколько раз издал характерный сигнал «цинь-цинь..». Весной он был выпущен на волю. В тот же год, также до 20 марта, сибирские чечевицы отмечались в разных частях города; кормились они на пустырях семенами сорных трав. В Панкратьевом

саду среди юго-западных предгорий Ульбинского хребта, по островам Иртыша в ближайших окрестностях Усть-Каменогорска зимой 1974/75 года сибирские чечевицы встречались поодиночке и группами по 2-3.

В начале апреля сибирские чечевицы появляются в горной тайге у мест гнездования, когда кругом ещё лежит снег. Так, 5 апреля 1970 в таёжной долине речки Быструхи между Лениногорском и селом Поперечное видели 5 особей, продвигающихся в северо -восточном направлении. В районе вершины Чёрный Узел на стыке Ивановского и Ульбинского хребтов около нижних Тургусунских озёр (1900-2000 м н.у.м.) 10 июня 1974 я видел 3 самцов сибирских чечевиц, державшихся в лиственничном редколесье. Два из них кормили на снежнике самок, которые выпрашивали корм, трепетали крыльями и издавали тихий писк. На Ивановском хребте в разреженном кедровнике урочища Кедровая яма по юго -западному склону Крестовой горы (1900 м) 10 июля 1980 наблюдались 2 территориальные пары этих чечевиц. Также их пары и выводки с 2 по 22 июля наблюдались в лиственнично -кедровом редколесье Райской долины в истоках Белой Убы у озёр Кедровое и Щербакова (1900-2000 м н.у.м.).

Рис. 2. Характерное место гнездования сибирской чечевицы Сагрвйаеш roseus в кедрово-лиственничной тайге у Белоубинских озёр. Ивановский хребет. Июль 2016 года. Фото В.Майорова.

На гнездовании, когда в гнёздах уже подросшие птенцы, самец и самка парой летают за кормом. Держатся в это время очень скрытно и молча, изредка перекликаясь едва слышными голосами: «цинь-цинь...». Такие пары, собирающие корм, приходилось наблюдать не только на земле, но и на крупных ветвях лиственниц не ниже 5-7 м. Приходилось наблюдать, как они молча очень медленно продвигались по веткам, склёвывая каких-то насекомых с коры или хвои. При этом они

большую часть времени затрачивали на осмотр концов ветвей. Так, 3 июля 1975 у Белоубинских озёр наблюдалась пара чечевиц, молча севших на одиночный кедр. Просидев неподвижно более 5 мин, птицы также молча начали продвигаться вверх по ветвям. Достигнув примерно пятиметровой высоты до самой вершины этого кедра, они остались там на ночь. Тут же они кормились утром на следующий день, однако, при последующем осмотре этого дерева обнаружить гнезда не удалось. Здесь же 18 июля 1972 встречена семья с 3 молодыми, по размерам уже не отличимых от взрослых. Наблюдалась также семья с 2 молодыми, у которых в области шеи началась линька. Их родители собирали корм, задерживаясь в густых сплетениях ветвей у самого ствола. У сибирских чечевиц, встреченных в кедрачах 22 июля в этом же урочище, в выводке были молодые самцы, у которых по бокам груди появились заметные оранжевые пёрышки, а головы находились в стадии интенсивной линьки. Выводок с 5 молодыми, уже достигшими размеров взрослых, но ещё получавшие корм от родителей, был встречен 17 июля 1971 в кедрово-лиственничном лесу на крупнообломочных осыпях у вершин Три Брата (Ивановский белок, 2000 м н.у.м.) (Щербаков 1978). Один из молодых был добыт и передан в коллекцию Зоологического института АН СССР (Ленинград).

Рис. 3. Верхняя граница кедрово-лиственничной тайги на северном склоне Ивановского хребта у города Риддер. 5 мая 2017. Фото Н.Бостаногова.

Выраженные кочёвки местного характера у сибирских чечевиц начинаются в конце июля - начале августа. Так, 30 июля 1971 в среднем и верхнем течении речки Палевой (1600-1900 м н.у.м.) в кедровом лесу встречено 5 одиночных линяющих чечевиц. Из них некоторые присоединялись к группам обыкновенных чечевиц Carpodacus erythri-nus и вместе с ними продвигались в юго-западном направлении вдоль северного склона Ивановского хребта. У добытого молодого самца на груди были светлые красноватые перья. Линяющие молодые самцы до -бывались также 6 августа 1972 в кедрово-лиственничном лесу в истоках Белой Убы у Кедрового озера (2000 м). Здесь же 16 августа 1975 в верхних частях крон лиственниц держалась стайка из 12 молодых и взрослых птиц, кормившихся созревшими семенами лиственницы. В бинокль было хорошо видно, что большинство молодых чечевиц находились в стадии линьки. По сведениям Е.В.Козловой (19 52), 8 августа у добытого самца в Тибетском нагорье мелкое перо и маховые также находились в стадии линьки.

В этой связи нужно обратить внимание на сообщение Ф.Ф.Карпова (2017) о «летних встречах» 15 сибирских чечевиц 18 августа 2016 в кедрово-лиственничном редколесье в верховьях Чёрной Убы. Возможно, автора, впервые побывавшего в этих местах, удивило такое количество увиденных сибирских чечевиц, но хотелось бы уточнить, что в это время, приходящееся на разгар осенних кочёвок, это нередкое и нормальное явление.

В октябре, с выпадением снега по водоразделам хребтов и в горной тайге, сибирские чечевицы появляются у нижней границы леса на высоте менее 1000 м над уровнем моря. Так, в отрогах Убинского хребта близ села Бобровка 25 октября 1970 наблюдались группы сибирских чечевиц, продвигающихся в юго-запад, в сторону Иртыша.

Основная масса сибирских чечевиц зимует в горно -таёжной части Западного Алтая. В отдельные, неурожайные и многоснежные зимы они появляются в степных предгорьях, прилежащих к Иртышу. Стайку из 5 самцов 22 декабря 1968 наблюдали в предгорьях Ульбинского хребта около Усть-Каменогорска, где они кормились на сибирской ябло -не Malus baccata. Эта встреча пришлась на аномально многоснежную зиму 1968/69 года. Пару сибирских чечевиц видели 4 декабря 1971 у села Горная Ульбинка в долине Малой Ульбы. Одиночный самец был добыт в коллекцию 15 февраля 1962 на глинистом откосе у заимки Ба-харево на берегу Усть-Каменогорского водохранилища, в 50 км выше Усть-Каменогорска.

В зимнее время часть сибирских чечевиц, кочуя по островам Иртыша, появляется в 60-70 км ниже Усть-Каменогорска, где их встречали у сёл Глубокое и Берёзовка (Березовиков и др. 2007). В феврале 1922 года эти птицы в большом числе появились севернее — в Семипа-

латинске (Селевин 1926). Часть сибирских чечевиц откочёвывает южнее Усть-Каменогорска — в боровую часть Калбы на левобережье Иртыша. Так, небольшую группу Carpodacus roseus видели 25 декабря 1972 у села Самарское в южных предгорьях Калбинского хребта на границе с Зайсанской котловиной (Щербаков 1972).

Литер атур а

Березовиков Н.Н., Самусев И.Ф., Хроков В.В., Егоров В.А. 2007. Воробьиные птицы поймы Иртыша и предгорий Алтая. Часть 3 // Рус. орнитол. журн. 16 (373):1099-1131.

Бочкарёва Е.Н., Ливанов С.Г. 2013. Птицы Центрального Алтая. Численность, распределение и пространственно-временная дифференциация населения. Новосибирск: 1-544.

Гаврилов Э.И. 1974. Род Чечевица — Carpodacus // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 5: 290-318.

Карпов Ф.Ф. 2017. О летних встречах сибирской чечевицы Carpodacus roseus на Западном Алтае // Рус. орнитол. журн. 26 (1433): 1598-1599.

Козлова Е.В. 1952. Авифауна Тибетского нагорья, её родственные связи и история // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 9, 4: 964-1028.

Кучин А.П. 1982. Птицы Алтая. Воробьиные. Барнаул: 1-208.

Малков Н.П. 1982. Эколого-географический анализ авифауны Центрального Алтая.

Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М.: 1-22. Малков Н.П., Равкин Ю.С. 1985. Центральный Алтай // Пространственно-временная

динамика животного населения. Новосибирск: 115-131. Равкин Ю.С. 1973. Птицы Северо-Восточного Алтая. Новосибирск: 1-375.

Селевин В.А. (1926) 2007. Залёт розовых чечевиц Carpodacus roseus и массовый налёт других вьюрковых в окрестности Семипалатинска // Рус. орнитол. журн. 16 (387): 1543-1547.

Цыбулин С.М. 1999. Птицы Северного Алтая. Новосибирск: 1-519.

Цыбулин С.М. 2009. Птицы Алтая. Пространственно-временная дифференциация,

структура и организация населения. Новосибирск: 1-234. Щербаков Б.В. 1974. Орнитологические новости Западного Алтая //Материалы 6-й Все-

союз. орнитол. конф. М., 1: 249-250. Щербаков Б.В. 1975. Сезонные кочёвки некоторых птиц на Западном Алтае // Материалы Всесоюз. конф. по миграциям птиц. М., 2: 55-56.

Щербаков Б.В. 1978. Экологические сведения о гнездящихся птицах, новых для Западного Алтая и Казахстана // Биология птиц в Казахстане. Алма-Ата: 127-132. Щербаков Б.В. 1986. Птицы Западного Алтая. Автореф. дис. ... канд. биол. наук. М.: 122.

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 2005. Птицы Западно-Алтайского заповедника // Рус. орнитол. журн. 14 (290): 507-536.

Щербаков Б.В., Березовиков Н.Н. 2007. Фауна птиц Западно-Алтайского заповедника // Тр. Западно-Алтайского заповедника. Алматы, 1: 41-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.