ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1284: 1695-1704
Юлий Германович Козловский (1866-1923) -почти забытый уроженец Российской империи, натуралист, орнитолог и «отец» герпетологии Аргентины
Е.Э.Шергалин
Евгений Эдуардович Шергалин. Мензбировское орнитологическое общество. E-mail: zoolit@mail.ru Поступила в редакцию 20 февраля 2016
В этом году зоологи Аргентины будут отмечать 150-летие со дня рождения ботаника, зоолога, геолога и медика Хулио Германа Козловского, создателя современной герпетологии Аргентины, родившегося в Российской Империи, о котором на его Родине почти ничего не известно. В Аргентине — стране, предоставившей ему приют,— он был также предан забвению многие годы и только недавно стараниями отдельных коллег-энтузиастов его имя заняло давно заслуженное и подобающее место в современной науке (Halperin 2003).
Юлий Германович Козловский.
Юлий Германович Козловский родился 15 сентября 1866 года в аристократической семье польского происхождения в имении Штайн-хольм (Steinholm) с современным названием Акменсалас (Akmensalas) на территории Латвии, входившие в то время в состав Российской Империи. О его родителях, детстве и юности мы, к сожалению, ничего не знаем. Фамилия у него весьма распространённая и поэтому поиск в архивах крайне затруднён. Во всяком случае, в списках Рижского и Эстонского Обществ естествоиспытателей той поры он отсутствует.
Так или иначе, но в 1886 году двадцатилетний любознательный юноша спустился с трапа парохода, причалившего в Буэнос-Айресе в
далёкой Аргентине. К тому времени это был довольно храбрый и самоуверенный молодой человек с прекрасным образованием и широким кругозором, который говорил на девяти языках и разбирался в ботанике, зоологии, геологии и медицине. По прибытию в Южную Америку он поменял своё имя и стал для удобства окружавших его людей Хулио Германом Козловским. Под этим именем он и вошёл в науку. В первые годы жизни в Аргентине он работал учителем, пока в 1892 году не поступил в Аргентинский музей естественных наук в Буэнос-Айресе в должности второго помощника. Через два года, в 1894 году, он становится натуралистом-путешественником в Музее Ла-Плата. Ла-Плата — это небольшой городок к юго-востоку от столицы страны на берегу Атлантического океана.
Музей естествознания Ла-Платы в Аргентине, открытый в 1888 году. Современная фотография.
Со страстью первопроходца и с точки зрения натуралиста-энциклопедиста неудержимый и энергичный Хулио обследует разные регионы Аргентины, Боливии, Парагвая и южной Бразилии. В течение нескольких недель он живёт вместе с индейцами и участвует в пиршествах с аборигенами племен гуато и бороро. Свой опыт общения с ними и наблюдения учёного-этнолога он быстро обобщает и с помощью отличных фотографий подробно публикует на следующий год в журнале Музея Ла-Плата (Koslowsky 1895а,с). Кроме того, результатом этих поездок становится первое научное описание многих видов ящериц и змей. Собранные экземпляры становятся материальной базой герпетологической коллекции Музея Ла-Платы. Как неутомимый наблюдатель при-
роды, он разрабатывает гипотезу о возможной связи бассейнов Амазонки и Парагвая (Koslowsky 1895b) и описывает роль термитов и термитников в распределении некоторых деревьев равнин (Koslowsky 1895d). Он посещает провинции Ла-Риоха и Катамарка, в дополнение к Сьерра-де-ла-Вентана в провинции Буэнос-Айрес. В каждой из своих экспедиций он собирает обильный материал для музея Ла-Платы и составляет списки им собранных или наблюдавшихся земноводных, пресмыкающихся и птиц. В результате этих походов ему удаётся описать большое количество новых видов амфибий и рептилий.
В 1895 году Хулио присоединяется к комиссии по демаркации государственной границы с Чили, которой командовал Перито Франциско Морено (Perito Francisco P.Moreno). Летом 1895-1896 годов вместе с инженером и инспектором Теодором Арнебергом (Teodoro Arneberg), Козловский исследует юго-западный регион Чубут, Санта-Крус и территорию, лежащую к северу от нынешней чилийской области Пуэрто-Айсен. Перито Морено по заданию правительства приглашает Хулио исследовать знаменитые и мощные племена теуэльче квилчамал, са-камата и канкель. Хулио исследует озеро Ла-Плата и становится первым белым человеком, достигшим его западного края, а вместе с Теодором Арнебергом также и первым учёным, исследовавшим окрестности региона, где ныне расположен чилийский город Койяйке (Coyhai-que). Во время этой экспедиции он делает некоторые из своих самых известных фотографий племени теуэльче. Серия фотографий индейцев, сделанных им, входит в золотой фонд мировой этнографической науки и выложена на многих сайтах в Интернете. Одним из значительных результатов этой экспедиции становится обнаружение Морено и доставка в Музей Ла-Платы метеорита Каппер, о котором Г.Мус -терс рассказал в своей книге «Жизнь среди патагонцев», изданной в 1871 году в Лондоне (Musters 1964). Этот метеорит стал первым из обнаруженных в Патагонии и сегодня выставлен в одном из главных залов, о чем можно посмотреть в видеофильме про этот музей, доступном «_» it в онлайне.
В конце 1896 года, в ответ на разработанный Морено план расселения новых поселенцев на спорных с Чили регионах для демонстрации эффективной колонизации этих земель Аргентиной, семья Козловского решает поселиться в долине Гуемулес — одной из самых богатой долин этой области. Пребывание Козловского весьма важно для аргентинских интересов, потому что по этой долине проходит водораздел, по которому и предлагала провести границу чилийская сторона.
В 1898 году во внутренней долине Гуемулес Козловский пытается создать колонию из шести семей переселенцев литовского и польского
* http s ://www .youtube.com/watch?v=Q4loux4zk7E Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1284
1697
происхождения. Поселенцы прибывают в Пуэрто-Мадрин в октябре
1897 года и спустя несколько дней отправляются на поезде в Трелев (Trelew) — местечко, созданное переселенцами из Уэльса в долине Чу-бут ниже по течению реки. Судьба им явно не улыбается, так как зима
1898 года выдаётся необыкновенно суровой. На то, чтобы добраться до этих мест в вагонах, а позже на лошадях, у эмигрантов уходит почти три месяца. Наконец, когда переселенцы достигают конечного места и разбивают свои холщовые палатки, зима проявляет весь свой гнев. Поселенцы избегают голодной смерти только благодаря помощи вождя племени Куилчамал Теуэльче, жившего недалеко от долины.
Касик Мануэль Квилчамал (Cacique Manuel Quilchamal) — спаситель колонии. 1895 год. Фото Х.Г.Козловского.
После двух лет голода и холода поселенцы отказываются от попыток заселить эти земли и покинули долину Гуемулес. Х.Г.Козловский остался там совершенно один. Всего несколько белых соседей жили в радиусе сотен километров. Однако наш герой не унывал и принял активное участие в прокладке телеграфа в эти земли. Благодаря присутствию Козловского в долине Гуемулес и проведению в эти места телеграфа Аргентине удаётся отодвинуть свои границы примерно на 30 км к западу, чтобы хотя бы на тот момент не проводить границу по линии водораздела.
После ухода из демаркационной комиссии Козловский возвращается в Буэнос-Айрес. Между 1905 и 1907 годами он служит инспектором Бюро погоды при Министерстве сельского хозяйства. В седле, покрывая огромные расстояния всего за несколько дней, он измеряет и обследует провинции Санта-Фе, Буэнос-Айрес и большую часть Патагонии. Козловский возвращается обратно в долину Гуемулес в 1913 году. К этому времени в знак признания его важной работы правительство Аргентины жертвует ему четыре лиги долины (10000 га). В следующем году он продаёт это поле, а часть вырученных денег тратит на приобретение небольшого дома под названием Маунт Соло, расположенного между долиной Гуемулес и Белым Озером (Lago Blanco).
По возвращению в Буенос Айрес в 1916 году он вместе с другими выдающимися учёными, среди которых были A.Gallardo, R.Dabbene, M.Doello Jurado, F.Lahille, J.Nagera и C.Speggazzini, основывает Орнитологическое общество Ла Платы (de la Sociedad Ornitologica del Plata), существующее и поныне*.
В годы Первой Мировой войны новые тысячи беженцев из Европы устремляются в поисках мира, земли и труда в страны Южной Америки и главным образом в Аргентину. Это вызывает глубокий экономический кризис в стране. Военных потерь в период этой войны страна не несёт — ей удаётся сохранить нейтралитет. В результате новых экономических трудностей наш герой отказывается от всех планов и инициатив, задуманных им в Буэнос-Айресе. Морально подавленным он возвращается в свой маленький дом на берегу Белого озера. Здесь 23 сентября 1923 года и закончился его жизненный путь в возрасте всего 57 лет.
Незадолго до смерти Х.Г.Козловский успевает закончить работу над рукописью книги, в которой рассказывает свою историю и приключения в Патагонии. Эта рукопись остаётся неопубликованной до её спасения и «воскрешения» в сороковых годах этнологом Федерико Эскалада (Federico Escalada). Федерико использует часть неопубликованного текста Хулио для написания книги под названием «El complejo tehuelche« (Escalada 1949). И вновь беда - через несколько десятилетий после смерти Козловского эта рукопись пропадает во время одного из переездов.
Через 60 лет после смерти Х.Г.Козловского ведущий герпетолог Аргентины Хорхе Уильямс Уильямс (Williams 1983) публикует краткую биографию и посвящает выпуск отдельного информационного бюллетеня Герпетологической ассоциации Аргентины его памяти (Aguado, Williams 2003). В 2001 и в 2003 году биография Козловского уточняется, расширяется и пересматривается в двух изданиях книги Алехандро
* http://www.avesargentinas.org.ar/12/index.php Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1284
1699
Агуадо «El viejo oeste de la Patagonia. Lago Blanco, Valle Huemules, El Chalia-chubut» (Старый Запад Патагонии. Озеро Белое, Долина Гуемулес, Эль-Чалия - Чубут) (Aguado 2001, 2003).
4 декабря 2002 года Музей Ла-Платы и Герпетологическая ассоциация Аргентины приводят в порядок его могилу, проявив давно ожидавшийся знак уважения и благодарности коллег и потомков. Могила расположена в непосредственной близости от Белого озера, в Чубуте, и до зимы 2002 года оставалась неизвестной и потому заброшенной.
■
Комиссия аргентинских коллег-зоологов у обнаруженной могилы Хулио Германа Козловского.
На основе данных, собранных и предоставленных Алехандро Агуадо, комиссия в составе Густаво Спинелли, Хектора Феррейра, Нестора
Бассо и Хорге Уильямса смогла определить точное место, где покоятся останки Козловского и установить на этом месте памятную доску.
Вклад Хулио в орнитологию Аргентины гораздо скромнее, чем в герпетологию этой страны, но примечательно, что и первая, и последняя его научные статьи посвящены птицам. Первая представляет собой список птиц района Чилесито в провинции Ла-Риоха в Аргентине, встреченных автором с марта по май 1895 года. Она вышла в Трудах Музея Ла-Платы и занимала 11 страниц (Koslowsky 1895).
Вид на горы Сьерра-де-Фаматина из города Чилесито в провинции Ла-Риоха в Аргентине — районе первых орнитологических наблюдений Х.Г.Козловского.
Последняя статья объёмом 7 страниц посвящена редкому случаю мимикрии у малоизученного южного воробьиного сычика Glaucidium ^^ (Koslowsky 1919). Даже теперь, спустя почти столетие, «его биология, экология и поведение требуют дальнейших исследований» (Mik-^^ 2012, p. 392). Эта статья вышла в молодом Аргентинском орнитологическом журнале «Эл Хорнеро» — печатном издании общества, выходящем с 1917 года, одним из соучредителей которого незадолго до этого был и Хулио Козловский. 24 года, разделяющие эти публикации, вместили в себя почти четверть века самоотверженной полевой работы в невероятно тяжёлых условиях. Недаром Патагонию называют порой Сибирью Южного Полушария.
Орнитологические сборы Х.Г.Козловского пополнили коллекцию птиц Музея Ла-Платы, содержащую в настоящее время около 16 тыс. шкурок птиц, из них около 90% поступили из разных мест Аргентины.
Слева — южный воробьиный сычик Glaucidium nana. Рисунок из статьи Г.Х.Козловского (Koslowsky 1919). Справа — рисунок южного воробьиного сычика из книги Кроушея о птицах Огненной Земли (Crawshay, 1907).
'9'97 229
«EL CABURÉ» GLAUCIDIUM NANUM (King) RARO CASO DE MIMETISMO
рои
JULIO KOSLOWSKY
El ccaburé», o el «caaureí» de los paraguayos, es un género famoso de la familia de las lechuzas.
Sobre el pequeño representante de esta clase de aves, con. sideradas por sus hábitos como una familia algo misteriosa y agorera, corren muchas leyendas y cuentos que se narran en todas partes (sobre todo en el Brasil, el Paraguay y nuestra República); los que son de una índole más bien legendaria y curiosa, no como los de sabor más lúgubre sobre las especies mayores y gigantes de la familia, que llevan una vida nocturna, y cuyo aspecto bastante singular provoca toda clase de conjeturas y sospechas, según las cuales resultan capaces de toda iniquidad (y los que no reparando en su nefando instinto se encargan de los augurios funestos que llevan hasta al género humano).—El «caburé» que lleva una vida más bien diurna y la lechucita de las vizcacheras (Speotyto cunicula-ríaJ, no participan, por esta misma razón, de tan mala fama como los otros representantes de la familia; y apesar de que en proporción a su pequeño tamaño es el primero, tan diablo como sus parientes más grandes, a los que talvez supera, sus hazañas se narran con un colorido más bien entretenido, exento del carácter trágico que se nota en los demás; similares a los cuentos existentes en el viejo mundo.
Sin embargo, hay algo de particular respecto al «caburé», y es que los representantes del genero Glaucidium poseen un dibujo singular en la parte posterior de la cabeza o región occipital, que cuando el plumaje se halla erizado, representa una cara de lechuza, con la expresión genuinade la familia, correspondiente al género Strix.—La cara aparente está formada por el fuerte contraste del colorido de las plumas, las que son negras, en dos centros que convergen hacia abajo alargados en punta, bordeados y separados por una hilera de plumas blancas, que
Первая страница статьи Х.Г.Козловского в журнале «El Hornero» о мимикрии у южного воробьиного сычика.
Южный воробьиный сычик Glaucidium nana.
Дорога Юлия Германовича Козловского из Европы в Южную Америку в конце XIX века заняла около месяца, а обратный путь его научных достижений домой в начале XXI века — почти столетие. Но как говорят, «лучше поздно, чем никогда», и спасибо за это Интернету!
Автор выражает благодарность доктору Хорге Уильямсу (Jorge D.Williams) и Руслану Матрозису (Ruslans Matrozis) .за помошь в работе над статьей.
Литератур а
Aguado A. 2001. El Viejo oesle de la Patagonia. Lago Blanco, Vale Juemules, El Chalia-Chubut. Rawson, Chubut, Gobierno de la Provincia del Chubut (segunde edicion corregida y mejorada, 2003). Aguado A., Williams J. 2003. Julio German Koslowsky, científico, explrador y colono // Museo 3, 18: 25-30.
Crawshay R. 1907. The Birds of Tierra del Fuego. London.
Escalada F. 1949. El complejo lehuelche. Estudios de Etnografiapatasgonica. Buenos Aires. Halperin F. 2003. Homenaje a un olvidado pionero del Sur // La Nacion. Jueves 02 de enero de 2003.
Koslowsky J.G. 1895a. Tres semanas entre los indios Guatos. Excursion efectuada en 1894 //
Revista del Museo de La Plata 6: 221-250. Koslowsky J.G. 1895b. La communication del rio Amazonas con el Rio de La Plata // Revista
del Museo de La Plata 6: 251-252. Koslowsky J.G. 1895c. Algunos datos sobre los indios Bororos // Revista del Museo de La Plata 6: 375-412.
Koslowsky J.G. 1895d. El rol de los termiteros en la distribucion de los centros de vegetacion
arborea en los llanos // Revista del Museo de La Plata 6: 413-616. Mikkola H. 2012. Owls of the World. A Photographic Guide. London: 1-512. Musters G. 1964. Vida entre los patagones. Buenos Aires: 1-437.
Wiliams J.D. 1983. Historia de la Herpetologia sudamericana: Julio Koslowsky // Boletin de la Asociacion Herpetologica Argentina 1, 3: 5.
Научные публикации Ю.Г.Козловского (1866 -1923)
Koslowsky J.G. 1895. Faunas locales argentinas II. Enumeracion sistematica de las aves de Chilecito (Provincia de la Rioja, Republica Argentina). Collecionades durante los meses de marzo a mayo de 1895 // Revista del Museo de la Plata 6: 277-287. Koslowsky J.G. 1895. Aves recogidas en la provincial de Catamarca (Republica Argentina)
durante los meses de marzo y abril de 1895 // Revista del Museo de la Plata 6: 289-292. Koslowsky J.G. 1895. Batracios y Reptiles de la Rioja y Catamarca // Revista del Museo de la Plata 6: 359-370.
Koslowsky J.G. 1895. Un Nuevo geco de Mato Grosso // Revista del Museo de la Plata 6: 371373.
Koslowski J.G. 1895 Do nuevas lagartijas de la provincial de Buenos Aires // Revista del
Museo de La Plata 6: 417-420. Koslowsky J.G. 1896. Reptiles y bastracios de la Sierra de la Ventana // Revista del Museo de la Plata 7: 149-156.
Koslowsky J.G. 1896. Sobre algunos reptiles de Patagonia y otras regions argentinas // Revista del Museo de La Plasta 7: 447-457. Koslowsky J.G. 1898. Ofidios de Mato Grosso (Brasil) // Revista del Museo de la Plata 8: 2532.
Koslowsky J.G. 1898. Enumeracion sistematica y distribucion geografica de los reptiles argentines // Revista del Museo de La Plata 8: 161-200. Koslowsky J.G. 1904. Dos mamiferos de Patagonia cazados en el valle del Lago Blanco (Territorio del Chubut) // Revista del Museo de la Plata 11: 129-132. Koslowsky J.G. 1919. «El Cabure» Glaucidium nanum (King) raro caso de mimetismo // El Hornero 1, 4: 229-235.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1284: 1704-1705
Гнездование туркестанского вяхиря Columba palumbus casiotis в городе Сарканд Алматинской области
Н.Н.Березовиков
Николай Николаевич Березовиков. Отдел орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: berezovikov_n@mail.ru
Поступила в редакцию 17 апреля 2016
Вдоль северного подножия Джунгарского Алатау туркестанский вяхирь Columba palumbus casiotis Bonaparte 1854 гнездится в старых тополёвых, кленовых и карагачёво-лоховых лесополосах вдоль автотрассы Сарыозек - Талдыкорган - Сарканд - Ушарал. Как правило, он поселяется в них на тех участках, где посадки находятся вдоль возделываемых полей и огородов. Установлен также факт гнездования в лоховых тугаях реки Каратал (Березовиков 2015). Однако случаев обитания вяхирей в насаждениях населённых пунктов известно не было.