Научная статья на тему 'МЕДИЕВИСТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ: К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ КРАСНОВОЙ'

МЕДИЕВИСТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ: К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ КРАСНОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
234
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИЕВИСТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ: К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ КРАСНОВОЙ»

fr I

СКШУ

УДК 929Краснова

Е. П. Тельменко И. В. Крючков

МЕДИЕВИСТИКА КАК ПРИЗВАНИЕ: К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ КРАСНОВОЙ

Elena Telmenko Igor Kryuchkov

MEDIEVAL STUDIES AS VOCATION: ON THE ANNIVERSARY OF PROFESSOR I. A. KRASNOVA

Так сложилось, что круглые даты в сознании людей обладают особым значением - это время подведения итогов очередного этапа жизни и одновременно рождения новых планов движения вперед. 2021 г стал юбилейным в жизни одного из ведущих отечественных ученых-итальянистов, доктора исторических наук, профессора Ирины Александровны Красновой.

Ирина Александровна окончила Саратовский государственный университет им. Н. Г Чернышевского в 1973 г. В то время заведующим кафедрой истории Средних веков исторического факультета университета был Соломон Моисеевич Стам (1913-2010 гг.) - выдающийся историк-медиевист, разработавший оригинальную концепцию истории средневекового города, «фундаментальные идеи» которой «открыли новые горизонты изучения самых различных аспектов городской истории средневековья на материале различных стран и регионов» [2, с. 16]. Именно в «стамов-ский период» ведущим направлением научных исследований медиевистов кафедры становится изучение истории средневекового города, на базе

университета начинает издаваться межвузовский сборник «Средневековый город» (по решению Министерства высшего образования, 1970 г.), и саратовская школа урбанистов занимает значимое место в отечественном научном сообществе.

Помимо этого, работы М. М. Стама в области изучения Ренессанса, а также его преподавательская деятельность, способствовали формированию нового направления научных исследований возглавляемой им кафедры - истории культуры итальянского Возрождения, а также стали стимулом для научных изысканий многих ученых - выпускников Саратовского университета. Так, доктор исторических наук, профессор Ирина Яковлевна Эльфонд, однокурсница Ирины Александровны, начинавшая с изучения культуры итальянского гуманизма, а затем посвятившая себя исследованиям истории политической мысли Франции XVI в., отметив в одной из своих статей, что 60-е гг. XX в. стали временем усиления подготовки отечественных специалистов по истории культуры Возрождения, вспоминала студенческие годы в Саратове, где «с середины

м

ГГI

СКШУ

60-х гг. систематически проводились спецсеминары по истории итальянского Ренессанса». Автор публикации описала принципы построения таких занятий: «С. М. Стам ставил перед студентами два типа проблем для исследования, подходил дифференцированно; часть студентов получала темы, посвященные одному крупному (как правило, одной из величайших фигур) деятелю Итальянского Возрождения (мои однокурсницы работали над художественным наследием великих художников Леонардо (Л. Белошицкая), Рафаэля (Т. Терина)). Перед другими ставились для изучения проблемы более общего, теоретического характера: социальная психология раннего Возрождения (И. Краснова), отдельные направления в историографии (В. Постников), особенности флорентийского гражданского гуманизма». В итоге, из этого «спецсеминара вышло три специалиста по Возрождению - два доктора исторических наук (И. А. Краснова и И. Я. Эльфонд) и кандидат (В.А. Постников), из предшествующего - доктор исторических наук Н.И. Девятайкина» [31, с. 148149]. Также, оставившие воспоминания о своем Учителе, выпускники Саратовского университета, с благодарностью вспоминают ту школу, которую они прошли у Соломона Моисеевича по поиску и умению препарировать источники и анализировать современную (в том числе, зарубежную) научную литературу [29]. От себя же стоит добавить, что, и об этом свидетельствует пример Ирины Александровны, этот свой опыт организации научной деятельности ученики С. М. Стама продолжают передавать и своим подопечным.

После окончания университета, как правило, молодые специалисты направлялись по распределению в различные места СССР, в которых существовала потребность в кадрах высшей школы. Так Ирина Александровна оказалась в Средней Азии, затем в Чечено-Ингушском государственном университете, и далее - в Ставропольском государственном педагогическом институте (с 1996 г. Ставропольский государственный университет, в 2012 г. вошедший в состав Северо-Кавказского федерального университета). Далее последовали годы аспирантуры в Московском государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, где под руководством доктора исторических наук, профессора Александры Андреевны Кирилловой была подготовлена кандидатская диссертация, посвященная социальной психологии флорентийских пополанов в Х1У-ХУ вв., защита которой состоялась в 1983 г. [21].

Таким образом, избрав в качестве основного объекта своих научных исследований городское общество Флоренции Х111-ХУ вв., Ирина Александровна сосредоточилась на изучении особенностей повседневного сознания его жителей. В фокусе пристального внимания ученого оказались, прежде всего, представители торгово-предприни-

мательских слоев города на Арно - специфика их образа жизни и мышления. Результаты научных изысканий в этой области были обобщены сначала в вышедшей в 1995 г. монографии, а затем в защищенной в 1998 г. в Московском государственном университете докторской диссертации, -научным консультантом во время работы над ней стал доктор исторических наук, профессор Лидия Михайловна Брагина, - в которых социальная психология «деловых людей Флоренции» XIV - XV вв. рассматривалась сквозь призму их профессиональной деятельности и повседневного существования; принадлежности к определенным, традиционным и новым, сообществам; участия в политике республики (находившейся в процессе перехода от коммуны к территориальному государству под властью Медичи); и, наконец, религиозных практик, когда причислявшие себя к ортодоксальной церкви горожане, осуществляли индивидуальные поиски путей спасения души, формируя собственное понимание веры [10; 11].

Публикации источников и научных статей (в известных каждому историку изданиях «Средние века», «Диалог со временем», «Адам и Ева», ЭНОЖ «История»); участие во множестве международных и всероссийских конференций; сотрудничество представителями различных школ медиевистики - московской (Институт всеобщей истории РАН, кафедра истории Средних веков МГУ), петербургской, саратовской ...; участие в крупномасштабных проектах по изданию коллективных монографий, энциклопедий, сборников научных статей (здесь трудно перечислить все, но, как представляется, достаточно упомянуть вышедший в четырёх томах в 1999-2000 гг. «Город в средневековой цивилизации Западной Европы» [5; 9; 18; 19; 20]; изданную в 2007 - 2011 гг. энциклопедию «Культура Возрождения» [26, с. 84-86; 27, с. 169-170, 239-240, 469-470, 471473, 566-567, 643-646; 28, с. 96 - 99]; опубликованную в пяти книгах в 2006-2007 гг. хрестоматию «Гендерная история Западной Европы» [1; 3; 30]; сборники статей, подготовленные Комиссией по культуре Возрождения Научного совета по истории мировой культуры РАН, составившие серию изданий, отражающих современное состояние исследований, посвященных различным аспектам европейской культуры эпохи Ренессанса (например, Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М., 1997; Культура Возрождения и власть. М., 1999; Человек в культуре Возрождения. М., 2001; Миф в культуре Возрождения. М., 2003; Театр и театральность в культуре Возрождения. М., 2005) [7; 13; 16; 15; 22]; вышедшую в свет в 2011 г. коллективную монографию «Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время» [12; 14]) - казалось бы, все это лишь «сухие» факты, но за ними - сомнения, гипотезы, открытия. и снова, поиск источников, их новое прочтение.

ГГI

СКШУ

Работа с книжными и рукописными фондами Национальных центральных библиотек Флоренции и Рима, книгохранилища «Риккардиана» (Флоренция); контакты с итальянскими учеными, а также многолетнее взаимодействие с коллегами по цеху - отечественными медиевистами, исследователями Ренессанса, приводят к новым научным результатам, обобщением которых стала еще одна, опубликованная в 2018 г. монография Ирины Александровны «Флорентийское общество во второй половине ХШ-Х^ в.: гранды и пополаны, «добрые» купцы и рыцари». В этом фундаментальном труде показана трансформация социальных отношений внутри коммуны, исследованы процессы взаимодействия разных слоев общества города на Арно, их противостояния и конвергенции (в том числе, различных вариантов синтеза). При этом, автор научного труда предложил своим читателям взглянуть на происходящие во флорентийском социуме изменения глазами самих горожан. Использование просо-пографического метода позволило создать коллективные биографии и выявить определенные типы - «добрый купец»; феодальный синьор -враг коммуны; добрый городской рыцарь; анализ исторических источников дал возможность «воспроизвести не только социальные идентичности и попытки самоидентификаций горожан Флоренции в обществе», но и «переживания», связанные с трансформацией социального статуса семьи или индивида в городе (например, процесс урбанизации феодального рода Кастильонкьо, выразившийся в их «двойственной социальной идентичности»). Благодаря книге Ирины Александровны читатели обрели возможность постигнуть процессы, происходящие в этом политическом и культурном центре Тосканы, слыша голоса представителей различных социальных групп, проникая в их образ жизни, стиль мышления и характер переживаний. Научный стиль и одновременная легкость письма, насыщенность книги яркими примерами, иллюстрирующими сложные процессы «социокультурной "переплавки" разных слоев общества» Флоренции, сделали текст книги интересным не только для специалистов, но и доступным для неискушенных читателей [23].

Изучение Ириной Александровной флорентийского общества - целостной и одновременно сложной системы, состоящей из множества элементов (отдельных индивидов с разнящимся социальным статусом, входивших различные группы городского социума), способствовало появлению публикаций источников и статей, посвященных не только мужскому населению города на Арно, но и их дочерям, женам и вдовам (стратегиям их поведения в различных жизненных ситуациях, а также внутренним переживаниям); не только светским лицам, но и духовным наставникам горожан (Джо-ванни Доминичи, Антонин Флорентийский, Джиро-ламо Савонарола) [4; 6; 8; 24; 25; 17].

В 1998 г. у Ирины Александровны появилась возможность научного руководства аспирантами по специальности 07.00.03. - Всеобщая история (история средних веков), и ее ученики также обратились к исследованию различных сторон жизни Флоренции XШ-XV вв.: проблем богатства и бедности в общественной мысли Италии XIV -первой половины XV в. (А. Б. Гордиенко); личности и общества в биографической и автобиографической традиции Флоренции XIV - первой трети XVI вв. (Л.Н. Величко (Куприченко); женщин в обыденном восприятии представителей городской среды Италии XIV-XV вв. (И. А. Ануприен-ко); места знати и рыцарства в городской среде Флоренции XШ-XV вв. (В. В. Тимченко); роли проповедника Джироламо Савонаролы в реформировании флорентийского общества в кон. XV в. (Е. П. Тельменко).

Без сомнения, все, кто прошел «школу» Ирины Александровны, - будь то занятия по дисциплине «История Средних веков», написание курсовых и дипломных работ, или же непрерывный диалог со своим руководителем во время проведения диссертационного исследования, - единодушны в том, что в их жизни появился «Учитель, о котором мечтает каждый увлечённый историей человек». Даже те, кто не избрал своим профессиональным поприщем медиевистику, спустя годы вспоминают лекции, притягивающие студентов «потрясающей способностью» Ирины Александровны «интересно и доходчиво объяснять самый сложный материал», ее манерой «придать изложению темы драматическую напряжённость или неожиданную парадоксальность», когда «отрывки из скандинавских саг или ехетр1а средневековых проповедников, умело вплетенные в ткань повествования, заставляли нас забыть о конспектировании, просто сидеть и слушать», а имена представителей отдаленной эпохи «переставали, благодаря её таланту, быть просто пунктами библиографического списка». Умение работать с историческими источниками, навыки историографического анализа - все это оттачивалось (как и в настоящее время) на семинарских занятиях и спецкурсах, посвященных средневековой культуре, а затем эпохе Ренессанса. О последних стоит сказать особо: был период, когда означенные спецкурсы не включались в учебный план и не формировали учебную «нагрузку» преподавателя, и тем не менее, Ирина Александровна жертвовала своим свободным временем и силами для их проведения. Практиковавшиеся на этих занятиях коллективные обсуждения тех или иных явлений и процессов в западноевропейском обществе и его культуре, отдельных представителей эпохи, затем продолжались участниками семинара в личном общении (и сейчас, проходя мимо аудиторий, где идут спецкурсы по Средневековью, можно услышать бурную полемику студентов накануне семинаров), поскольку, как верно отметила одна из учениц Ирины Александровны -

м

fr I

СКФУ

Д. М. Омельченко, «это был "вызов", на которые мы, слушатели, жаждали дать "ответ", соревнуясь между собой в способности сделать это убе-дительно»1. Уникальной педагогической находкой Ирины Александровны также стала организация «КВН по истории Средних веков» - театрализованных представлений, основанных на осмыслении исторических источников, в которых принимали участие студенты второго курса: работа над сценарием выступления и подготовка вопросов соперникам, изготовление декораций, подбор костюмов и реквизита - все это сплачивало группу и весь курс; а мероприятие, на которое собирались студенты и преподаватели исторического факультета, дарило незабываемые впечатления и укрепляло чувство принадлежности к одной корпорации. И все это, повторимся, проводилось несмотря на исключительную занятость Ирины Александровны - к научным и учебным занятиям прибавились и другие обязанности.

1 Мы выражаем огромную признательность за помощь в написании этого раздела статьи ученикам И. А. Красновой - научному сотруднику Санкт-Петербургского института истории РАН, к.и.н. Д. М. Омельченко; заведующему отделом этнографии Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ланд-шафтного музея-заповедника имени Г Н. Прозрителева и Г. К. Праве, к.и.н. А. Б. Гордиенко; сотрудникам кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений ГИ СКФУ - доценту, к.и.н. В. Н. Садчен-ко, доценту, к.и.н. В. Н. Величко (Куприченко).

В 1997 г. Ирина Александровна возглавила кафедру истории Древнего мира и Средних веков (влившуюся, после образования СКФУ в ныне действующую кафедру зарубежной истории, политологии и международных отношений), сплотив вокруг себя увлеченных своим делом историков: профессор, доктор исторических наук В. П. Невская, профессор, доктор исторических наук А. П. Беликов, профессор, доктор исторических наук Н.М. Нарыкова, доцент, кандидат исторических наук С.А. Польская; свои первые шаги в профессии преподавателя здесь сделали В. Н. Сад-ченко, Л.Н. Величко (Куприченко), Е. П. Тельмен-ко, А.Б. Гордиенко, Д.М. Омельченко. Кроме того, Ирина Александровна входит в состав Диссертационного совета при СКФУ по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям отечественная и всеобщая история, а также исполняет обязанности Ученого секретаря совета.

И ныне, заслуженный профессор СКФУ, Ирина Александровна, продолжает движение вперед, сочетая интенсивное и плодотворное научное творчество с педагогической деятельностью, заряжая своей энергией коллег и студентов. Нам выпала огромная честь поздравить от имени друзей, коллег и учеников Ирину Александровну Краснову с юбилеем и от души пожелать ей крепкого здоровья, новых творческих начинаний и свершений. Будьте, и впредь, бодры и энергичны, какой Вы остаетесь и какой мы Вас любим и ценим.

Литература

1. Веспасиано да Бистиччи. Алессандра де Барди / пер. И. А. Краснова // Гендерная история Западной Европы: Хрестоматия / составители Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. Книга III. М.: ИВИ РАН, 2006. 186-217.

2. Галямичев А. Н. Медиевистика в Саратовском университете: основные вехи истории // Средневековый город: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Науч. кн., 2007. Вып. 18. С. 3-22.

3. Джованни Доминичи. Наставления в семейных делах / пер. И. А. Краснова // Гендерная история Западной Европы: Хрестоматия / Составители Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. Книга III. М.: ИВИ РАН, 2006. 144 - 147.

4. Краснова И. А, Пастельняк О. Г. Проповедник и его духовные дочери. Антонин Флорентийский. Письма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М.: Издательство ЛКИ, 2008. Вып. 23. С. 331 - 389.

5. Краснова И. А. Брак и семья в городе: Флоренция XIV - XV веков // Город в средневековой цивилизации Зап. Европы. Т. 1. Феномен средневекового урбанизма. М.: Наука, 1999. С. 213-220.

6. Краснова И. А. Вдовы и жены изгнанников Флоренции // De mulieribus illustribus. Судьбы и образы женщин средневековья. СПб.: Алетейя, 2001. С. 29-60.

7. Краснова И. А. Влияние культуры Возрождения на духовную жизнь флорентийцев // Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. М.: Наука, 1997. С. 40-49.

8. Краснова И. А. Горожанки Флоренции между семьёй и монастырём: индивидуальный выбор, брачные стратегии и социальное принуждение // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М.: КРАСАНД, 2010. Вып. 31. С. 125-153.

9. Краснова И. А. Деловой человек Флоренции: занятия, круг общения, общественное сознание // Город в средневековой цивилизации Зап. Европы. Т. 2. Жизнь города и деятельность горожан. М.: Наука, 1999. С. 101-117.

10. Краснова И. А. Деловые люди Флоренции XIV-XV вв. Ставрополь - М.: Изд-во СГПУ, 1995. Ч. 1. - 108 с.; Ч. 2. - 162 с.

11. Краснова И. А. Деловые люди Флоренции XIV-XV вв.: занятия, образ жизни и обыденное сознание: диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.03. М., 1997. 853 с.

12. Краснова И. А. Должности и потестарные институты во Флоренции // Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время / отв. ред.: Т.П. Гусарова. М.: КДУ, 2011. С. 302-332.

13. Краснова И. А. Идея гражданского единства и власть во Флоренции XIV - XV вв. // Культура Возрождения и власть. М.: Наука, 1999. С. 17-26.

14. Краснова И. А. Милан: должности и потестарные функции // Властные институты и должности в Европе в Средние века и раннее Новое время / отв. ред.: Т.П. Гусарова. М.: КДУ, 2011. С. 333-355.

15. Краснова И. А. Миф о флорентийской свободе в биографиях дома Строцци // Миф в культуре Возрождения. М.: Наука, 2003. С. 98-118.

fr. i

СКШУ

16. Краснова И. А. Образ жизни и строй чувств женщин в итальянских проповедях эпохи раннего Возрождения // Человек в культуре Возрождения. М.: Наука, 2001. С. 65-78.

17. Краснова И. А. Политическое устройство Флоренции в представлении Джироламо Савонаролы (по трактату «Управление Флоренцией») // Средние века. М.: Наука, 1994. Вып. 57. С. 137-157.

18. Краснова И. А. Пополаны и гранды во Флоренции // Город в средневековой цивилизации Зап. Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М.: Наука, 2000. С. 100-111.

19. Краснова И. А. Представления о свободе у флорентийских горожан // Город в средневековой цивилизации Зап. Европы. Т. 4. Extra muros. Город, общество, государство. М.: Наука, 2000. С. 79-83.

20. Краснова И. А. Принципы выборности во Флоренции XIV - XV веков // Город в средневековой цивилизации Зап. Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М.: Наука, 2000. С. 57-67.

21. Краснова И. А. Социально-психологическая характеристика флорентийского пополанства XIV - XV веков: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.03. М., 1983. 278 с.

22. Краснова И. А. Театрализованные формы ритуалов политической повседневности во Флоренции XIV - первой трети XV вв. // Театр и театральность в культуре Возрождения. М.: Наука, 2005. С. 11-27.

23. Краснова И. А. Флорентийское общество во второй половине XIII-XlV в.: гранды и пополаны, «добрые» купцы и рыцари. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 494 с.

24. Краснова И. А., Ануприенко И. А. Воспитание женщины в городском социуме Флоренции XIV - XV вв. // Человек в культуре античности, средних веков и Возрождения. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2006. С. 99-22.

25. Краснова И. А., Ануприенко И .А. Замужняя женщина и хозяйка дома во Флоренции XIV - начала XV вв.: судьба Маргариты Датини // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. М.: ИВИ РАН, 2006. № 12. С. 264-273.

26. Культура Возрождения: энциклопедия. В 2 т. / ред. кол.: Н.В. Ревякина (отв. ред.), О.Ф. Кудрявцев (зам. отв. ред.) и др. М.: РОССПЭН, 2007. Т. 1, А-К. 863 с.

27. Культура Возрождения: энциклопедия. В 2 т. / ред. кол.: О.Ф. Кудрявцев (отв. ред.), Н. В. Ревякина (зам. отв. ред.) и др. М.: РОССПЭН, 2011. Т. 2. Кн. 1, Л-П. 662 с.

28. Культура Возрождения: энциклопедия. В 2 т. / ред. кол.: О.Ф. Кудрявцев (отв. ред.), Н. В. Ревякина (зам. отв. ред.) и др. М.: РОССПЭН, 2011. Т. 2. Кн. 2, Р-Я, A, S. 709 с.

29. Негуляева Т. М. Первый спецсеминар С. М. Стама по истории города // Средневековый город: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2006. Вып. 17. С. 64-72.

30. Письма Маргариты Датини / пер. и коммент. И. А. Краснова, И.А. Ануприенко // Гендерная история Западной Европы: Хрестоматия / составители Л. П. Репина, А. Г. Суприянович. Книга III. М.: ИВИ РАН, 2006. 147-186.

31. Эльфонд И. Я. Изучение проблем культуры Возрождения в отечественной науке 60-х-80-х гг. XX в. // Средневековый город: межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2006. Вып. 17. С. 143-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.