Научная статья на тему 'Сиенские хронисты XIV-XV вв. Об истории городской коммуны'

Сиенские хронисты XIV-XV вв. Об истории городской коммуны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИЕНА / ГОРОД / КОММУНА / ХРОНИКИ / ПОДЕСТА / ХРОНИСТЫ / РЕСПУБЛИКА / SIENA / CITY / COMMUNE / CHRONICLES / PODESTA / CHRONICLERS / REPUBLIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриева Марина Игоревна

В конце XII века Сиена стала коммуной. С этого времени она была ареной политической и социальной борьбы между нобилями и пополанами. В результате, в конце XIII века нобили были отстранены от управления, к власти пришло первое народное правительство. Сиенские хронисты последующих веков рассказали об этой истории ранней коммуны. Важно отметить, что все они принадлежали к социальной категории пополанов и описывали историю города с этих позиций. Статья посвящена изучению проблемы самосознания сиенских хронистов XIV-XV вв. Изучение их ценностных ориентаций позволяет проследить формирование «городского самосознания»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIENNESE CHRONICLERS XIV-XV ABOUT THE HISTORY OF THE CITY'S COMMUNE

At the end of the XII century Siena became a communе. From this time it was an arena of the political and social struggle between the nobles and people ("popolani"). As a result, at the end of the XIII the nobles were removed and the first popular government was established. Siennese chroniclers of the following centuries told about the history of early commune. It is important to note that they all belonged to the social category of people. The article is devoted to studying the problem of self-consciousness of the siennese chroniclers of the XIV-XV centuries. The study of their value orientations allows you to trace the formation of the urban "self-consciousness"

Текст научной работы на тему «Сиенские хронисты XIV-XV вв. Об истории городской коммуны»

Человек и социум: Стереотипы сознания

М. И. Дмитриева

(Санкт-Петербург)

СИЕНСКИЕ ХРОНИСТЫ ХМ-ДО ВЕКОВ ОБ ИСТОРИИ ГОРОДСКОЙ КОММУНЫ

В последние годы в отечественной науке проблемам по-поланского сознания уделяется особое внимание. Современные работы И. А. Красновой1, Л. М. Брагиной2, М. Л. Абрамсон3 и других исследователей продолжают изучение психологии и идеологии пополанов на обширном материале городских и домашних хроник и иных произведений флорентийских авторов Х1У-ХУ веков. Изучаются ценностные ориентации, стереотипы поведения различных слоев и групп городского населения, их «городское самосознание». Продолжается обсуждение вопросов о соотношении пополанского мировоззрения и сознания гуманистов4.

О взглядах пополанов позволяют судить и материалы итальянских городских хроник Х1У-ХУ веков, в частности, самой известной из них - флорентийской хроники Джованни Виллани5.

© Дмитриева М. И., 2010.

1 Краснова И. А. Политические настроения в обыденном сознании граждан Флоренции в конце XIV - первой половине XV века // От Средних веков к Возрождению: Сб. в честь проф. Л. М. Брагиной. СПб., 2003. С. 43-60.

2 Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Идеалы и практика культуры. М., 2002.

3 Абрамсон М. Л. Человек итальянского Возрождения: Частная жизнь и культура. М., 2005.

4 Брагина Л. М. Указ. соч.

5 Villani G. Crónica con le continuazioni di Matteo e Filippo. Torino, 1979; Виллани Дж. Новая хроника или история Флоренции. М., 1997. С этих позиций хронику Виллани изучал К. Бек: Bec Ch. I mercanti

Материалы сиенских городских хроник, самая ранняя из которых датируется первой половиной XIV века6, также содержат данные о социально-политических представлениях их авторов. В данном случае предметом исследования являются взгляды по-поланских хронистов XIV-XV веков на историю сиенской коммуны. Выявление особенностей трактовки сиенскими хронистами событий более ранней истории города позволит сделать выводы о специфике их психологии, об особенностях городского самосознания сиенцев.

Главными нарративными источниками по истории ранней коммуны (ХП-ХШ века) являются: анонимная хроника7, хроника Андреа Деи8 и хроника Паоло ди Томмазо Монтаури9. Изучаемые хроники, написанные в XIV-XV веках, отличаются от типичных средневековых хроник своим светским характером, происхождением авторов, и, наконец, народном языком -«волгаре» (уо^аге).

Организация материала типична для подобного рода источников: текст собран по годам и полугодиям, а в анонимной хронике - по главам. В начале каждого полугодия хронисты указывают имена высших должностных лиц. В ХП-ХШ веках -сначала имена консулов, затем, в первой половине XIV веке -подеста, а во второй - Капитанов народа и войны, сенатора и гонфалоньеров. Таким образом, срок исполнения службы долж-

scrittori // Letteratura Italiana / A cura di A. Asor Rosa. Vol. 2. Torino, 1983.

6 Frammento di cronaca senese di anonimo (1313-1320) / Ed. A. Lisini e F.Jacometti // Rerum Italicarum Scriptores, XV, 6. Bologna, 1937. P. 163-172.

7 Cronaca senese dall anno 1202 al 1262 di autore anonimo / Ed. A.Lisini e F.Jacometti // Rerum Italicarum Scriptores, XV, 6. Bologna, 1937. P. 42-162.

8 Cronica Sanese di Andrea Dei, continuata da Agnolo di Tura / Ed. L. A. Muratori // Rerum Italicarum Scriptores, XV. Mediolani, 1729. P.11-128.

9 Cronaca Senese, conosciuta sotto il nome di Paolo di Tommaso Montauri / Ed. A. Lisini e F. Jacometti // Rerum Italicarum Scriptores, XV, 6. Bologna, 1937. P. 180-211.

ностными лицами становится в хрониках главным элементом датировки событий городской истории.

Описываемое авторами сиенских хроник географическое пространство достаточно широко: оно охватывает не только Сиену и соседние тосканские города - Флоренцию, Пизу, Лукку, но и распространяется на другие области Италии и включает страны Западной Европы, прежде всего, Францию и Германию10. Подобная универсальность и широта описания вообще характерна для итальянских, в частности, флорентийских хроник этого времени. Материалы исследуемых хроник демонстрируют тесную связь внутри - и внешнеполитической жизни города, которая выступает на их страницах в виде сообщений о гвельфах и гибеллинах, рассказах об императорах и папах.

Изложение фактов городской истории не подчиняется определенной жесткой схеме, но, как правило, сначала хронисты фиксируют «внешнеполитические» события жизни города: приезд важных персон, участие в военных предприятиях разного масштаба. Действующими лицами в этой части выступают субъекты исторического процесса: императоры и короли, римские папы и их посланцы, жители других стран и городов и их синьоры и, конечно, сами жители Сиены. Затем следуют описания фактов внутригородской истории. В этих описаниях выделяются отдельные социальные слои и группы городского населения, проявляются взгляды хронистов на их роль в жизни общества.

История коммуны в Сиене ведет своё начало с 20-х годов XII века11. В 1125 году на своем общем собрании - так называемом «парламенто», горожане, собравшиеся на площади у Собора (Дуомо), впервые выдвинули консулов - носителей высшей исполнительной и судебной власти. Впоследствии их выборы стали регулярными. Консулы избирались на год, их число в Сиене было традиционно кратно трем, поскольку город, построенный на трех холмах, с античных времен делился на три

10 См, например: Cronaca di autore anonimo. Р.45, 79; Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. Р.188-189 etc.

11 В начале XI века на смену графам, под властью которых город находился во времена Каролингов, в качестве синьоров пришли епископы.

основные части - терции (<йега»), которые в средние века назывались Сан-Мартино, Камуллия и Читта. Процесс оттеснения горожанами епископов от управления городом продолжался несколько десятилетий. В результате к концу XII века вся власть в Сиене перешла в руки горожан, епископ был лишен контроля над городским управлением и подчинен коммуне.

Судя по сообщениям хронистов, вскоре после своего образования коммуна Сиены повела борьбу за контроль над округой - контадо, вступая в войны как с соседними городами-государствами Флоренцией, Пизой, Лукой, так и с отдельными феодальными семействами. Постепенно, в ходе этой борьбы, под ее власть попадали небольшие окрестные города и сельские поселения. В середине XII века городское ополчение Сиены подчинило близлежащие населённые пункты и разрушило основные феодальные замки, а к концу XII века республика добилась контроля над всей территорией контадо12. Продолжалось складывание города-государства, феодалы переселялись из своих замков в город и превращались в граждан Сиенской республики. Дворянские роды, включенные в социальную систему города, приобрели значительное влияние в Сиене (и, в частности, в органах управления республики). В этот период консулы выбирались из числа городской аристократии, представленной дворянскими семействами Марескотти, Скварчалупи, Мала-вольти, Ламбертини, Крешенци, Санседони, Сальвани, Джузеп-пи, Пальмьери, Коденаччи, Макони, как сообщается в хрониках, описывающих события этого времени13. Участие в управлении представителей торгово-ремесленных кругов - пополанов было минимальным14.

К концу XII века расширение территории Сиены привело к необходимости изменений в управлении городом, высшая исполнительная и судебная власть перешла в руки подеста

12 Cronaca di autore anonimo. P. 44; Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P. 180.

13 Cronica di Andrea Dei. P. 12-16 etc.; Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P. 181, 185-186 etc.

14 Cherubini G. I Mercanti e il potere // Banchieri e mercanti di Siena. Roma, 1987. P. 161-220, 174-175.

(1186). Именно эта дата является отправной точкой в хрониках Андреа Деи и Паоло ди Томмазо Монтаури, хотя новость об установлении власти подеста последний относит к 1198 году15. Как и в других итальянских коммунах, на должность подеста Сиены приглашался житель другого города, представитель дворянской фамилии. Его полномочия продолжались 6 месяцев, а в обязанности входило: созывать Главный совет (^^igl^ Generale16) - основной законодательный орган, проявлять законодательную инициативу, а также руководить ополчением коммуны во время военных действий17. Подеста не имел «корней» в городе и был «выше» интересов городских фракций, становление его власти отметило начало нового этапа политической жизни Сиены. Признание города коммуной было официально зафиксировано сыном Барбароссы, будущим императором Генрихом VI в хартии 1186 года, в соответствии с которой, Сиена была признана государством, обладающем властью над городом, контадо и территорией епископства18.

Главным политическим противником и основным торгово-финансовым конкурентом Сиенского государства стала Флоренция, также боровшаяся за власть в Тоскане. Общая граница между двумя республиками обостряла ситуацию и вела к постоянным военным конфликтам. В этот период соперничество Сиены и Флоренции было связано с общеитальянской борьбой гвельфов и гибеллинов: Флоренция стала одним из главных союзников папы, а Сиена поддерживала императора.

15 Crornca di Paolo di Tommaso Montauri. Р.186.

16 В Сиене традиционно государственное управление осуществлялось через систему Балий (Balie) или комиссий, которые стали прототипом коммунальных магистратур. Появление Главного совета стало результатом трансформации подобных комиссий в систему советов в

XII веке: Zdekauer L. La vita pubblica dei Senesi nel Dugento. Siena, 1897. Р. 12-13.

17 Schevill F. The Podesta of Siena II The American Historical Review. Vol. 9. № 2 (Jan., 1904). P. 247-264.

18 «Haec est forma compositionis, per quam Senenses veniunt ad gra-tiam domini imperatoris, et Regis Henrigi. Reconciliatio Senarum...» etc. Reconciliatio Senarum II Monumenta Germaniae Historica. Legum. II I Ed. G. M. Pertz. Hannover, 1837. P. 182.

Хроники подробно рассказывают об экспансии сиенского государства на прилегающей территории, о противоборстве Сиены и Флоренции. Так, по сообщению анонимного хрониста и данным хроники Паоло ди Томмазо Монтаури, в середине XII века Сиене удалось установить контроль над Поджибонци19 -важной крепостью в долине Эльзы, однако борьба за Кьянтий-ские холмы завершилась неудачно: значительная часть этой области отошла Флоренции. Более успешным было южное направление территориальной экспансии Сиенской республики: в 1224 году был присоединен город Гроссето20 - важный город южной Тосканы. Это несколько осложнило отношения с графами Альдобрандески (Conti di Santa Fiora), имевшими большое влияние в южной Тоскане. В 1229 году сиенцы осадили Монте-пульчано, что вызвало новую войну против Флоренции21. В 1232 году Сиена захватила Монтепульчано. Флорентийцы попытались в ответ осадить Сиену, но были отбиты22. Тем не менее, более сильная Флоренция в итоге одержала победу: по миру 1235 года Сиене пришлось отказаться от претензий на Монтепульчано23.

Несмотря на частые военные действия, в XII-XIII веках бурно развивалась городская экономика. Особенно быстрыми темпами шло развитие банковского дела и торговли. Проходившая через город и связавшая его с Римом, «дорога франков», привела к складыванию прямых политико-дипломатических отношений городской элиты с папством, благодаря которым сиенские компании стали банкирами папского двора24. Банкирские

19 Cronaca di autore anonimo. P. 46. Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P.188.

20 Cronaca di autore anonimo. P. 46; Cronica di Andrea Dei. P.23; Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P. 189.

21 Cronica di Andrea Dei. P. 24 ; Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P. 190.

22 Cronica di Andrea Dei. P. 25; Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P. 190.

23 Cronica di Andrea Dei. P. 25; Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P. 191.

24 Cipolla C. M. Per uno profilo di storia economica senese // Banchieri e mercanti di Siena. Roma, 1987. P. 12.

дома Салимбени, Толомеи, Пикколомини, Галлерани, Мала-вольти, Скварчалупи, а также множество мелких компаний, собирали папские подати во многих диоцезах Европы25. Они ссужали деньгами папскую курию, императоров Священной Римской империи и королей Франции и превратили Сиену в крупнейший европейский банковский центр. Это положение Сиена занимала до середины XIII века, когда ее банковские дома начали вытесняться флорентийскими26.

Второй ведущей отраслью хозяйства ранней Сиенской республики была торговля. Положение города на важном торговом пути из Рима во Францию, благоприятствовало складыванию крупного европейского торгового центра. Сиена почти не принимала участия в морской торговле (из-за своего расположения), зато ее купцы вели торговлю в Лондоне, во Фландрии и на шампанских ярмарках27. Наиболее известная из торговых сиенских компаний - «Компания Большого стола Буонсиньори» начала свою деятельность в первые годы XIII века, а в 60-е годы уже приобрела общеевропейскую известность, став одним из основных поставщиков товаров (предметы роскоши, ткани и одежда, продовольствие) для дворов папы, императора и других правителей Италии и Западной Европы. Однако торговая деятельность республики носила преимущественно посреднический характер: собственная промышленность в Сиене была относительно слабо развитой и не получила такого развития, как во Флоренции. Определённое значение имела лишь переработка шерсти и текстильное производство28.

Эти особенности экономического развития повлияли на социальную сферу жизни Сиены. Вследствие слабости ремес-

25 Рутенбург В. И. Очерк из истории капитализма в Италии: флорентийские компании XIV века. М.; Л., 1951.

26 Toniolo G. Storia dell' economia sociale in Toscana nel Medio Evo. Lib. 1. Citta del Vaticano, 1948. P. 71.

27 Jones Ph. Economia e sociena' nell' Italia medievale. Тогшо, 1980. P. 27.

28 Tortoli S. Per la storia della produzione laniera a Siena nel Trecento e nei primi anni del Quattrocento // Bullettino Senese di Storia Patria. 82-83 (1975-1976). P. 220-239.

ленного производства цехи не приобрели того влияния, как в более развитых в промышленном отношении городах Средней и Северной Италии. Главную роль в эпоху ранней коммуны играли представители богатых и влиятельных городских семей, которые способствовали экономическому расцвету города и его выходу на международную арену. Все они отличались «благородным происхождением» (этот факт необходимо отметить как важную особенность социально-политической жизни Сиены). Салимбени и Буонсиньори были потомками иноземных завоевателей, их предки - графы и бароны франкских и германских императоров, Пикколомини были известны своими римскими корнями, Малавольти представляли аристократию консульского периода29. Хронисты называют их «нобилями» («nobili»), «благородными» («gentilhomini») и «грандами» («grandi»), используя все эти термины в качестве синонимов. Представители пяти главных семей нобилей: Салимбени, Толомеи, Малавольти, Пикколомини и Буонсиньори - чаще других встречаются на страницах городских хроник Сиены. Они выступают в хрониках этого периода в качестве консулов30 и участников всех крупных предприятий коммуны31. Во «внешней» политике республики они играют основную роль: выступают как представители ее посольств32, предводители коммунального ополчения33 и лучшая часть сиенского войска - «доблестный народ»34. В хрониках часто встречаются и другие фамилии нобилей: Сарачини, Росси, Скотти, Марескотти, Фортегуерри, Скварчалупи, Аккариджи, Монтанини, Раниччини, Угуржиери, Черетани, Санседони, Бандинелли, Раньони, Пальярези, Сальвани, Лотторенги, Бернадуччи, Ринальдини, Торначини. Одни из них,

29 Нооk J. Siena. Una citta e la sua storia. Siena, 1988. P. 10-11.

30 Crornca di Paolo di Tommaso Montauri. Р.181, 185-186 etc; Cronica di Andrea Dei. P. 12-20.

31 Crornca di Paolo di Tommaso Montauri. Р. 200; Cronaca di autore anonimo. Р. 57; Cronica di Andrea Dei. P. 39 etc.

32 Crornca di Paolo di Tommaso Montauri. Р.199.

33 Ibid. Р. 186.

34 «...giente valorosa de' chasati di Siena» (Cronaca di autore anonimo. Р.79).

также как «главные нобили», заняты предпринимательством (Скотти, Марескотти), другие упоминаются в связи со своим участием в военных действиях коммуны, и почти все - в связи со своей оппозиционностью властям. Ведь, по мнению хронистов, нобили являются основными возмутителями коммунального спокойствия. Семьи нобилитета находятся в состоянии взаимной вражды, периодически приводящей к социальным конфликтам с участием простых горожан. Через всю средневековую историю Сиены проходит борьба двух семей городской аристократии - Салимбени и Толомеи, которая, по-видимому, носит кровный характер. По сведениям хронистов, периодически, дело доходит до открытого противостояния, и тогда «вооружается весь город», а его население делится на противоборствующие партии35.

Описывая значительные события городской жизни эпохи ранней коммуны и желая подчеркнуть участие в них всего населения, хронисты обычно используют выражения: «коммуна и нобили Сиены», «горожане и нобили», «народ и нобили»36. С их точки зрения, это - две составные части городского общества, которые, с одной стороны, противопоставлены друг другу, с другой, составляют единство городского мира. Для обозначения представителей торгово-ремесленного населения города хронисты используют ряд терминов: «пополо», «пополаны», «пополары», «весь народ» («populo», «popolari», «nostri senesi», «tutta la gente»). С начала XIII века (1208) существуют «вооруженные сообщества» пополанов, организованные поквартально и возглавляемые капитанами-гонфалоньерами, которые, в свою очередь, подчиняются Капитану народа37.

О социальном составе сиенского общества начала

XIII века можно также судить на основании изучения практики налогообложения городского населения, так называемого аллираменто («aUiramento»). Согласно хронике Паоло ди Том-мазо Монтаури, установление размеров «лиры» впервые про-

35 См., например: Frammento di CTonaca di anonimo (1313—1320). Р. 168-169; Cronaca di autore anonimo. Р. 105-106, iii etc.

36 Cronaca di autore anonimo. Р. 47, 51, 78.

37 Cagliaritano U. The history of Siena. Siena, 1983. P. 34-35.

изошло в 1198 году, анонимный автор XIV века отнёс это событие к 1202 году38. В процессе определения размеров налога все горожане в зависимости от величины имущества разделялись на 3 разряда: младших, средних и старших (minores, mediocres, maio-res). В разряд небольшого числа «старших» горожан попали богатые жители города: владельцы торгово-банковских предприятий, в число более многочисленных «средних» - купцы, зажиточные ремесленники, цеховые мастера и владельцы лавок, а самую многочисленную категорию «меньших, младших» горожан составили бедные ремесленники. Из трех описанных категорий только «старшие» принимали участие в управлении городом, а «средние» и «младшие» лишь призывались на общие соб-

39

рания .

Бурное экономическое развитие города в XIII веке сопровождалось не менее значительными социальными изменениями. В условиях экономики, построенной на торговле и ростовщичестве, крепли богатые пополаны - «средние горожане», которые, будучи членами торговых корпораций, также участвовали в экономическом подъёме Сиены. Увеличив свои состояния, они начали претендовать и на большую политическую роль в коммуне, постепенно «набирая вес» в общественно-политической жизни республики.

В 1240 году подеста разделил свои функции с правительством Двадцати четырех Синьоров (1240-1270), в котором половину членов составили нобили, и половину - пополаны40. Из сообщений сиенского анонима следует, что в 1240 году Двадцать четыре победили другую партию - Двадцати семи, которая тоже боролась за власть в Сиене, пытаясь склонить на свою сторону подеста. Хронист сообщает о вооруженном характере этой борьбы и о том, что победители назначили «своего» подеста, в то время как большая часть сторонников проигравших бежала41.

38 Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P. 186; Cronaca di autore anonimo. Р. 42.

39 Sbaragli P.L. I Mercanti di mezzana gente al potere in Siena II Bullettino senese di storia patria, 44 (1937). P. 36-37.

40 Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P. 191.

41 Crornca di autore anonimo. Р. 52.

Последующие сообщения анонима посвящены походам42 и кончине (1250)43 императора Фридриха II Штауфена, ознаменовавшей очередной этап становления власти пополо. Впрочем, автор данной хроники этой связи не выявляет. Следует отметить, что при описании важных исторических событий он лишь констатирует тот или иной факт, объясняя его волей Божественного провидения. Например, известие об приходе к власти правительства Двадцати четырех (1240) он предваряет сообщением о солнечном затмении (1239), которое, как он указывает, «... по мнению астрологов, предвещает смену власти или, возможно, смерть великого человека»44, заодно эта формулировка, по-видимому, относится и к грядущему сообщению о смерти императора Фридриха II45. Затем этот же стандартный пассаж появляется в тексте хроники накануне сообщения о гибели Манфреда, которой предшествовало появление кометы46. Вместе с тем, именно после смерти Фридриха II в тосканских городах повсеместно происходит становление пополанской «малой коммуны». В Сиене пополаны узаконивают свою «малую коммуну» во главе с Капитаном народа в 1253 году47. С этого времени политический строй Сиены, подобно политическому устройству других итальянских городских республик, основывается на сосуществовании двух коммун - городской и пополанской48.

Хроники описывают военные действия между гвельфами (Орвието, Лукка и Генуя) и гибеллинами (Сиена, Пиза и Пистойя), которые идут в Тоскане с середины 50-х годов. По их

42 Crornca di autore anonimo. P. 45-46.

43 Ibid. P. 54.

44 Ibid. Р. 52.

45 Ibid. Р. 54.

46 Ibid. Р. 65-66.

47 Cronica di Andrea Dei. P. 28; Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. P. 193. В 1271 году эта должность исчезнет из общественной жизни города, чтобы быть восстановленной с приходом к власти правительства Девяти Синьоров, решением Главного совета в марте 1289 года: Вowsky W. M. A Medieval Italian Commune. Siena under the Nine, 1287- 1355. London, 1981. P. 36.

4S Ковалевский М. М. От прямого народовластия к представительному и от монархии к парламентаризму. Т.1. М., 1906. С. 349.

данным, кульминацией этих военных действий становится знаменитая битва у подножия замка Монтеаперти (4 сентября 1260 года), где на поле брани гибеллинское ополчение Сиены громит блестящее и многочисленное гвельфское войско Флоренции и союзных ей городов49. Великий Данте увековечивает это событие в X песне «Ада», вспоминая страшную резню, окрасившую в багровый цвет воды речки Арбии, протекавшей около замка50. Судя по описаниям этого события в хрониках, их авторы (живущие уже в гвельфской Сиене) придают огромное значение победе своих соотечественников при Монтеаперти, которая, в их интерпретации, является одной из самых славных страниц истории родного города. Они объясняют свою победу покровительством Девы Марии, которой город был посвящен накануне сражения. В хрониках рассказывается о том, как перед лицом надвигающейся опасности, епископ, ранее поддерживавший гвельфов, вместе с главой гибеллинского правительства Двадцати четырех Синьоров и другими официальными лицами коммуны участвовал в церемонии символического вручения ключей от города Деве Марии51. В них подчеркивается объединение всех горожан ради общего блага, их патриотический подъем и отвага. В анонимной хронике и хронике Паоло ди Томмазо Монтаури успех сиенцев объясняется не только заступничеством Девы Марии, но и их собственными усилиями. Здесь сообщается о том, что добровольная финансовая помощь коммуне семьи Салимбени позволила оплатить военные услуги немецких рыцарей Манфреда52, а труд всех горожан - ремесленников стал их вкладом в общее дело53. Хронисты наделяют своих соотечественников лестными характеристиками. Основными чертами сиенцев, по мнению анонима XIV века, являлись: великодушие, благоразумие, сила и отвага54. В хронике Паоло ди Томмазо

49 Cronaca di autore anonimo. Р. 57-62; Cronica di Andrea Dei. P. 33; Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. Р. 194-214.

50 Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1992. С. 53-54.

51 Crornca di Paolo di Tommaso Montauri. Р. 201.

52 Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. Р. 200; Cronaca di autore anonimo. Р. 57.

53 Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. Р. 200.

54 Cronaca di autore anonimo. Р. 50, 57, 60, 74.

Монтаури «... сиенский народ - самый свободный, самый отважный и самый доблестный во всей Тоскане и Ломбардии.»55. В то же время соседи и противники - флорентийцы фигурируют в этих описаниях не иначе, как «. эти коварные псы флорен-тийцы...»56, которые «всегда нарушают слово»57, «наши враги» и «злодеи»58. Эпитеты, которыми сиенские хронисты награждают флорентийцев в этих рассказах, сильно контрастируют с их спокойными и обезличенными сообщениями по поводу проводимых позже совместных военных операций.

После Монтеаперти Сиена возглавила гибеллинов Тосканы, но Урбан IV продолжал оказывать на нее давление в виде санкций в отношении сиенских купцов-гибеллинов59. Это пагубно отражалось на экономике города, поэтому сиенские магнаты Толомеи, Малавольти и Салимбени, которые стремились укрепить свои международные банковские и торговые позиции, в начале 60-х годов перешли в лагерь гвельфов60.

В 1269 году Сиена перешла в лагерь гвельфов и стала одним из звеньев тосканской Лиги, основную роль в которой играла Флоренция. Летом 1270 года гибеллины покинули Сиену, куда возвратились изгнанные ранее гвельфы61, которые сформировали новое правительство Тридцати шести Синьоров (12701280), ставшее первым гвельфским правительством в истории коммуны: половину мест в нем занимали нобили-гвельфы, половину - богатые пополаны-гвельфы. Конституция Сиены, принятая в 1274 году, постановила исключить гибеллинов из всех учреждений коммуны, конфисковать их имущество и разрушить

55 Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. Р. 206.

56 Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. Р. 201-202, 208.

57 Ibid. Р. 203.

58 Cronaca di Paolo di Tommaso Montauri. Р. 203; Cronaca di autore anonimo. Р. 51.

59 Противоборство папы Урбана IV и незаконнорожденного сына императора Фридриха II - Манфреда продолжилось в экономических формах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60 Вowsky W. M. A Medieval Italian Commune. Р. 35-36.

61 Cronica di Andrea Dei. Р.36.

дома62 и неоднократно провозгласила в своих статьях верность Карлу Анжуйскому63. Ее логическим продолжением стали законы, принятые сиенской коммуной в 1277 году и известные под названием «народных уставов» («statuti del popolo»), которые исключили из городского правительства представителей нобилей - «казати»64 и провозгласили, что правительство должно быть сформировано из купцов и гвельфов Сиены65. Сиенские «народные уставы» были менее радикальны, чем позже флорентийские «Установления справедливости» (1293), но носили тот же характер, знаменуя собой политическую победу пополанов над нобилями66. Спустя десятилетие67 у власти встали представители пополанов-гвельфов, сформировавшие правительство Девяти Синьоров (1287-1355) - первое народное правительство в истории коммуны68.

Закон, принятый Главным советом в 1287 году, установил, что Девять Синьоров «... должны быть купцами из числа купцов города Сиены или из числа “среднего народа” (mezza

62 Отдельная рубрика одной из них посвящена родственникам и потомках бывшего главы правительства Двадцати четырех Провенцано Сальвани. В ней декретируется разрушение их семейного дворца. См.: Francini G. Appunti sulla costituzione guelfa del Comune di Siena secondo

il Costituto del 1274 II Bullettino Senese di Storia Patria, 46 (1939). P. 13.

63 Francini G. Appunti sulla costituzione guelfa del Comune di Siena secondo il Costituto del 1274. P. 12, 24.

64 Consiglio Generale № 21, fols. 91 ff (28 di Marzo 1277). Цит. по: Вowsky W. M. The «Buon Governo» оf Siena (1287-1355). A Medieval Italian Oligarchy II Speculum. Vol. XXXVII (1962). P. 370.

65 Sbaragli L. I mercanti di mezzana gente al potere di Siena II Bullettino Senese di Storia Patria, 34 (1937). P.59—62.

66 Рутенбург В.И. Народные движения в городах Италии XIV -нач. XV вв. М.-Л., 1958. С. 112.

67 Гибеллины, изгнанные из города, заключили военный союз с графом Альдобрандино ди Санта Фьоре и, захватив в 1280 году несколько укрепленных поселений в сиенском контадо (Кастильоне ди Вальдорчиа, Чивителла ди Маремма), установили «прогибеллинское» правительство Пятнадцати (i280-i287). Cronica di Andrea Dei. Р. 37.

6S Crornca di autore anonimo. Р. 69-70.

gente)»69. Богатые пополаны, пришедшие к власти в коммуне, поспешили законодательно обеспечить свои политические права: теперь вместе с городской аристократией из правительства исключались рыцари, а также судьи, нотариусы и врачи - члены цехов, активно поддерживавших в 1262-1269 годах гибеллинов и занявших оппозицию по отношению к купцам-гвельфам70. Долгая политическая борьба за власть в сиенской республике между нобилями и пополанами, тесно связанная в данный период с противостоянием гвельфов и гибеллинов, завершилась победой богатых пополанов-гвельфов и установлением их правления.

Изучение городских хроник Сиены, описывающих события ранней коммунальной истории, показывает, что их авторам был свойственен патриотизм и высокая гражданственность. Мировоззрение сиенского анонимного автора определяют ярко выраженные гражданские чувства, его личность как бы «растворяется» в определении «наши великие сиенцы»71, для него «мы» -это сиенцы, которые противостоят флорентийцам. Его самые эмоциональные описания касаются именно взаимоотношений Сиены и Флоренции. Этот автор ярче своих коллег демонстрирует своеобразный местный патриотизм, который является одной из основных характеристик пополанских хронистов этого времени.

Битва при Монтеаперти (1260) явилась для сиенцев важнейшим, центральным событием их истории. Победа над

69 Цит. по: Вowsky W. M. The «Buon Governo» оf Siena. Р. 370. Во Флоренции высшую власть с 1282 г. также осуществлял приорат -Совет шести представителей «старших» цехов, выборы в который происходили каждые два месяца. Подобно Сиене, здесь к власти также пришли представители богатых пополанов - крупной торговли, сукноделия и банковского дела: Баткин Л. М. Период городских коммун // История Италии. Т. 1. М., 1970. С. 239.

70 Wainwright V. Conflict and popular government in fourteenth century Siena il Monte dei Dodici, 1355-1368 // I ceti dirigenti nella Toscana tardo comunale. Firenze, 1983. P. 73-80, 62.

71 Cronaca di autore anonimo. Р. 85.

флорентийцами настолько прочно вошла в историческую память горожан, ассоциируясь в их сознании с силой и независимостью их родины, что и в XIV, и в XV веке они продолжали с гордостью и чрезвычайно подробно описывать ее в своих хрониках. В рассказах о Монтеаперти сформировался образ «сиенского народа» - «самого свободного, самого отважного и самого доблестного во всей Тоскане и Ломбардии».

Социально-политические представления пополанских хронистов в полной мере отразили дух эпохи: ее переходный характер, противоречивость, многоплановость, борьбу старого и нового. В них сочетались элементы традиционного средневекового и нового светского и прагматического мировоззрения по-поланских хронистов. Из элементов традиционного в представлениях авторов хроник следует отметить господство принципа Божественного всевластия, а также свойственную религиозному мировоззрению полярность в восприятии мира: нобили - попо-ланы, доброе - дурное, согласие - раздоры и т. д. Новое нашло отражение в появлении наряду с христианскими светских этических норм в оценке хронистами людей и их поступков, в описаниях ими событий городской жизни, в росте их городского самосознания. Отношение к территориальной экспансии Сиены как к успеху, к богатству - как главному условию благополучия города, а к его жителям - как к самым благоразумным, сильным и отважным, стали характерными проявлениями элементов нового светского и прагматического мировоззрения авторов сиенских хроник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.