Квашнина Дарья Александровна
MEDIEN-ОБРАЗОВАНИЕ как гуманистически ориентированная образовательная СТРАТЕГИЯ
Поскольку развитие систем массовой информации (massenmedien) в пространстве современной культуры приводит к изменению всех сфер социальной реальности, в том числе и сферы образования, появились новые образовательные стратегии: открытое образование, дистанционное образование, media-образование. Распространение 'massenmedien' в пространстве современного образования потребовало принципиального изменения фундаментальной концепции образования. Поэтому необходимо осознавать сущность этих изменений и перспективы развития 'massenmedien' в образовании. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2016/11 -2/31 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 2. C. 121-123. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
Интенция амбивалентного понимания созидания, выявляющаяся в онтологическом конфликте творчества и псевдотворчества, развёртывается даосскими мыслителями, главным образом, в противопоставлении идеального и материального, вечного и конечного, естественности и искусственности, искренности и лживости, гармонии и произвола. Однако прослеживаемая сегодня тенденция к подмене творчества псевдотворческими установками приобретает всё более глобальный характер, что потенцирует такую кризисную ситуацию, когда граница между истинным творением и искусственной комбинаторикой станет нивелированной, а разницы между порядком и хаосом, талантом и глупостью, скромностью и стремлением любой ценой привлечь внимание не будет существовать вовсе.
Список литературы
1. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2-х т. М.: Мысль, 1972. Т. 1. 363 с.
2. Малявин В. В. Чжуан-цзы. М.: Наука, 1985. 313 с.
3. Торчинов Е. А. Даосские практики. Путь золота и киновари. СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2007. 480 с.
4. Философы из Хуайнани. Хуайнаньцзы / пер. с кит., вступ. ст., примеч. и указ. Л. Е. Померанцевой. М.: Мысль, 2004. 430 с.
5. Чжуан-цзы. Ле-цзы / пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В. В. Малявина. М.: Мысль, 1995. 439 с.
ONTOLOGICAL CONSTANT OF CORRELATION BETWEEN CREATIVITY AND PSEUDO-CREATIVITY WITHIN THE TAOIST PHILOSOPHICAL TRADITION
Kachai Il'ya Sergeevich
Siberian Federal University in Krasnoyarsk monaco-24-ilya@mail. ru
The article aims to discover the ontological nature of creativity in the context of Taoist philosophy. The author focuses on analyzing the philosophical conceptions by Laozi, Zhuang Zhou, Zong Bing and Liu An. Relying on the research findings the paper for the first time explores the intention of ambivalent creation interpretation, which manifests itself through the opposition of creativity and pseudo-creativity. The paper identifies and describes the typical features of creativity and pseudo-creativity according to Taoist thinkers. The researcher justifies the necessity for essential differentiation of these phenomena from the ontological viewpoint in order to avoid the problems of social, personal and ideological nature.
Key words and phrases: creativity; pseudo-creativity; existence; post-existence; chaos; vacuum; Taoism; ontology.
УДК 101:378 Философские науки
Поскольку развитие систем массовой информации (massenmedien) в пространстве современной культуры приводит к изменению всех сфер социальной реальности, в том числе и сферы образования, появились новые образовательные стратегии: открытое образование, дистанционное образование, media-образование. Распространение 'massenmedien' в пространстве современного образования потребовало принципиального изменения фундаментальной концепции образования. Поэтому необходимо осознавать сущность этих изменений и перспективы развития 'massenmedien' в образовании.
Ключевые слова и фразы: образование; medien-образование; медиакультура; массовость; massenmedien; образовательный процесс; массовая коммуникация; гуманизация; medien-компетенция.
Квашнина Дарья Александровна
Томский политехнический университет darya-blond@mail. ги
MEDIEN-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ
В условиях информационного общества медиакультура имеет огромное значение в интерпретации действительности и выстраивании векторов личностного развития: посредством деятельности традиционных и электронных средств массовой информации с помощью словесных, звуковых и визуальных образов воссоздаётся социокультурная картина мира. Медиакультура присутствует в большинстве аспектов современной жизнедеятельности людей, она преобразует мир человеческих отношений и формирует специфические черты в сознании человека, что обусловило, по определению В. А. Возчикова [1, с. 9], появление, например, «человека ме-диакультуры» - «массового человека», зависящего от медиасредств, утратившего, к сожалению, личностно-самостоятельное начало, претерпевая процесс взаимодействия с медиасредствами, легко манипулируемого и конформистски ориентированного.
Медиакультура оказывает глобальное влияние на жизненный мир повседневности, имеющий огромное значение для человека и общества. А ведь именно мир повседневности задаёт смыслы, которыми оперирует человек в социальной практике, и если говорить об образовании, то образует основополагающий запас знаний, на котором
122
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
базируется и развивается всё последующее образование. Под воздействием медиакультуры, когда massenmedien -это часть жизненного мира, изменяется повседневное знание, фундамент последующего образования.
Сегодня влияние massenmedien столь внушительно и обширно, что возникает вопрос о «массовизации» образования, вытеснении классической формы образования medien-технологиями, причём последние меняют свой статус от вспомогательного средства образования к новой образовательной стратегии - medien-образование. Medien-образование - такой образовательный процесс, в котором взаимосвязь между субъектами образования осуществляется посредством информационных и коммуникационных средств, оно содержит в себе все формы взаимоотношений людей с medien: работа в сети Интернет, использование аудио- и видеопродукции, электронные обучающие среды и т.д. - все те, которые имеют образовательную ценность для человека. Medien сегодня являются, по сути, средством образования наравне с классическими средствами образования. Это означает, что обучение навыкам работы с medien, исследование технических и эвристических возможностей средств массовой информации также являются одной из важных задач medien-образования. Massenmedien со всей своей совокупностью информационных, художественных, эстетических средств оказывают как негативное, так и позитивное влияние на человека. Вот почему так важна medien-компетенция.
Под влиянием massenmedien и компьютерных технологий изменяется процесс познания в современном образовании, возникают новые, «безъязыковые» формы коммуникации, когда, к примеру, в рамках дистанционного образования все общение субъектов проходит посредством информационных каналов. Medien консолидируют субъектов образования в общую коммуникативную сеть, и общение становится доступным не только для реальных, но и для виртуальных субъектов образования. При этом medien трансформируют образовательное пространство из локализованной сферы в коммуникативное пространство, тем самым обогащая образовательный процесс. Medien не ограничивают образование возрастными, временными или узкопрактическими рамками - они делают возможным образование в повседневном бытии. Таким образом, образование становится общедоступным: каждый человек имеет возможность выбирать удобные для себя способы самообразования. Это означает поворот к человеку, обращение к его духовности, решение проблемы отчуждения от образования. Действительно, сегодня мы наблюдаем ситуацию отчуждения от предметного содержания образования, с одной стороны, и отчуждение образования от личности - с другой. Чтобы изменить ситуацию, сфера образования должна стать свободно построенной, когда студент будет иметь возможность самостоятельно выбрать предметное содержание, вид деятельности, «найти себя» и, соотнося с собственными интересами, приобрести новое знание (выстроить новую деятельность).
Безусловно, medien неоднозначно влияют на образование. Так, например, М. Хайдеггер в работе «Бытие и время» полагает, что понятие подлинности характеризует суть отношения человека ко всему миру, следовательно, подлинность раскрывается посредством мира и характеризует собой способ существования человека в нём. Жизнь самого субъекта свершается в рамках образовательного пространства, а формы образования определяют бытие субъекта. Medien-образование способствует формированию человека определённого типажа, приоритетом которого является достижение прагматических целей, не имеющих экзистенциальной интенции, а не обретение самого себя. Истинные ценности подменяются мнимыми, и, как полагает М. Хайдег-гер, такое «искусственное» бытие человека, сформировавшееся вследствие возникновения ложных форм образования, приведёт к тому, что сама истинная цель образования, как образование духа человеческого, не может быть достижимой [5, с. 68-70]. При этом massenmedien приобретают все более тесную связь с сознанием человека, который принимает создаваемую виртуальную реальность за действительную. Использование massenmedien в образовании приводит к ситуации удвоения мира, что, несомненно, влияет на процесс образования. Тем самым человек, стремящийся обрести свою сущность, опирается на уже сложившийся образ мира и признает его как подлинное представление. Medien-образование, постепенно вытесняя другие формы образования, лишает людей выбора между истиной и фальшью. Более того, сегодня massenmedien являются средством управления сознанием человека, его манипулированием: «Massenmedien превратились в обособленную сферу, и это наталкивает на мысль, что интересы этой сферы далеко не идентичны интересам человеческого существования и цель massenmedien состоит в укреплении собственной экзистенции. Они вступают в рынок и "продают" свою продукцию, тем самым превращая сферу общественности в товар» [6]. Во-первых, medien задают образ мира, определяя способ бытия человека в нем. Во-вторых, medien имеет некую власть над людьми, а ее природа ими не осознается, вследствие чего отсутствуют способы разделения подлинного и неподлинного мира. Таким образом, проявляется двухполюсная сущность medien: они шире раскрывают грани образовательной деятельности, способствуя тем самым духовному развитию людей, это «плюс», одновременно medien превращаются в средство манипулирования человеком - это «минус». К тому же анализ последствий активных процессов информатизации образования, направленных на управление образовательным процессом, когда коммуникации представляются в качестве не цели, а средства, показывает, что в этом случае деформируется сама образовательная модель. В итоге разрушается аура образования, которое направлено на достижение каких-либо внешних целей, например стратегических, а не на само развитие человека. Следовательно, механизмы целерациональности меняют коммуникативное действие на инструментальное, при этом коммуникативные механизмы языка оказываются невостребованными. В данном контексте medien оказывают отрицательное влияние на процесс развития современного образования.
Снять негативные последствия внедрения massenmedien в образовательный процесс можно следующим образом. Полагаю, что гуманистическая концепция medien-образования должна быть направлена в первую очередь на формирование адекватного понимания медиасообщений, раскрывающих смыслы медиа -текстов, -деятельности, -воздействия, и определение индивидуальных методов вхождения в рамки медиакультуры. В этом и состоит основное назначение medien-образования как фактора освоения социального пространства
и творческого личностного самостроительства. При этом актуальна разработка типов конструктивного общения. В процессе трансляции знаний важно отходить от авторитарности, а также формировать критическое мышление, ибо лишь обучение как диалог ориентирует на совместную выработку духовных ценностей. Лишь сам человек и его работы «...развивают установку на творческое недовольство собою: раскрывают идеал свободного индивидуума - идеал, противоположный коллективистскому <...>; вырабатывают иммунитет против некритического отношения к участию в любом "общем деле".» [2, с. 32-35]. Как полагает К. Поппер, именно критическое мышление является условием появления нового знания [3, с. 260-273].
На современном этапе развития цивилизации, когда медиакультура становится доминирующей, ме-диаобразование, являясь релевантным условием новой образовательной парадигмы, призвано обогащать традиционные технологии, сами формы обучения, содержание учебного процесса, таким образом содействуя повышению качества бытия человека.
Целью подлинного образования будет являться непрерывное становление личности, которое осуществляется в постоянном движении, в общении с другими субъектами образовательного процесса. В этом заключается гуманистический потенциал использования massenmedien в образовательном процессе с помощью социального взаимодействия с другими субъектами внутри социального пространства. Освобождая когнитивный потенциал языка, medien-образование расширяет рамки понимания - это является главной особенностью medien-образования, так как оно непосредственно участвует в процессе формирования отдельно взятой личности как субъекта культуры. В коммуникативном пространстве медиакультуры образование предусматривает разностороннее развитие людей во всех сферах культуры: в искусстве, философии, политике и т.д. При этом важно учитывать национально-исторические корни и особенности разных типов культур, мировоззрений и традиций, что является основой формирования духовности. В этом контексте medien-образование должно также приниматься как пространство открытости и поэтому строиться на условии подлинности, то есть свободном взаимопроникновении типов языкового дискурса широкого спектра. Именно в этом контексте массовая коммуникация действует как пространство открытости, что способствует становлению человека как самостоятельной личности. Именно в этих условиях человек в процессе общения становится индивидуальностью. Это означает, что человек избавляется от внешнего влияния. Тогда образование уже не является отчуждённым, появляется другой смысл - «самообразование» [4]. По сути, medien-образование задаёт границы самореализации человека, а значит, гуманистическая идея medien-образования способствует эволюционированию коммуникативных способностей личности, тем самым человек обретает себя.
Гуманистическая концепция medien-образования ставит цель постижения субъектом истины собственного бытия - то есть подлинное образование человека. Решая задачу становления человека как субъекта культуры, медиаобразование должно сформировать мышление, направленное на верное восприятие медиасооб-щений, расшифровку смыслов медиа -текстов, -деятельности, -воздействия, а также способствовать определению индивидуальных маршрутов вхождения в медиакультуру. В этом и состоит основное назначение ме-диаобразования как фактора творческого личностного самообразования и развития, освоения новых граней социального пространства.
Отсюда можно сделать вывод, что современное университетское образование, структурным звеном и неотъемлемой частью которого является medien-образование, должно стать, в первую очередь, школой развитой и развивающей культуры. Переход от стандартной модели образования, построенной на технократических принципах, к новой образовательной парадигме возможен лишь в контексте гуманизации университетского образования.
Список литературы
1. Возчиков В. А. Медиасфера философии образования. Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2007. 243 с.
2. Захарова Э. А., Пойзнер Б. Н. Проблема образования и ницшевский идеал самосозидающей личности // Вестник высшей школы. 1992. № 4-6. С. 32-35.
3. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги: в 2-х т. / пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс; Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. Т. 2. 448 с.
4. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы: материалы заочного «круглого стола» // Вопросы философии. 1995. № 11. С. 215-216.
5. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков: Фолио, 2003. 503 с.
6. Adorno T. W. Prolog zum Fernsehen // Adorno T. W. Gesammelte Schriften: in 20 Bd. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2003. Bd. 10. Kulturkritik und Gesellschaft. S. 30-70.
MEDIEN-EDUCATION AS HUMANISTICALLY ORIENTED EDUCATIONAL STRATEGY
Kvashnina Dar'ya Aleksandrovna
Tomsk Polytechnic University darya-blond@mail. ru
Since the development of mass media systems (massenmedien) in the space of contemporary culture leads to a change in all the spheres of social reality, including the educational sphere, the following new educational strategies have appeared: open education, distance education, and media-education. The expansion of massenmedien in the space of modern education has required an essential change in the fundamental conception of education. Therefore, one must be aware of the nature of these changes and prospects for the development of massenmedien in education.
Key words and phrases: education; medien-education; media culture; mass character; massenmedien; educational process; mass communication; humanization; medien-competence.