Научная статья на тему 'МЕДИАВИРУСЫ КАК ФОРМА ЦИРКУЛЯЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ'

МЕДИАВИРУСЫ КАК ФОРМА ЦИРКУЛЯЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / медиавирусы / виртуальная толпа / социальный капитал / social network / media virus / virtual crowd / social capital

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — П.Л. Замякина, А.Г.Парфенова

Изучение новых медиа, в частности социальных сетей, и феноменов, порожденных ими, обусловлено их усиливающейся ролью как полноправных субъектов в общественных и культурных процессах. На базе социальных медиа как сетевой структуры существует явление «виртуальной толпы», воздействие на которую осуществляется посредством «медиавирусов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIAVIRUSES AS FORM OF CIRCULATION OF INFORMATION IN AREA OF SOCIAL MEDIA

The study of new media, in particular social networks, and the phenomena generated by them, is due to their increasing role as full-fledged subjects in social and cultural processes. On the basis of social media as a network structure, there is the phenomenon of a "virtual crowd", the impact on which is carried out through "media viruses".

Текст научной работы на тему «МЕДИАВИРУСЫ КАК ФОРМА ЦИРКУЛЯЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ»

УДК 316.28

МЕДИАВИРУСЫ КАК ФОРМА ЦИРКУЛЯЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

П.Л. Замякина Научный руководитель - А.Г.Парфенова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: zpl-98@bk.ru

Изучение новых медиа, в частности социальных сетей, и феноменов, порожденных ими, обусловлено их усиливающейся ролью как полноправных субъектов в общественных и культурных процессах. На базе социальных медиа как сетевой структуры существует явление «виртуальной толпы», воздействие на которую осуществляется посредством «медиавирусов».

Ключевые слова: социальные сети, медиавирусы, виртуальная толпа, социальный капитал.

MEDIAVIRUSES AS FORM OF CIRCULATION OF INFORMATION IN AREA OF SOCIAL MEDIA

P.L.Zamyakina Scientific adviser - A. G. Parfenova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: zpl-98@bk.ru

The study of new media, in particular social networks, and the phenomena generated by them, is due to their increasing role as full-fledged subjects in social and cultural processes. On the basis of social media as a network structure, there is the phenomenon of a "virtual crowd", the impact on which is carried out through "media viruses".

Keywords: social network, media virus, virtual crowd, social capital.

Учитывая количество популярных социальных сетей, а также стремительно растущее число их пользователей, можно предположить, что в рамках социальных сетей, а именно на их технологической базе, сформировалась виртуальная модель-реплика общества. Исходя из этого, общество не только переломлено через призму социальных медиа в виртуальный субъект, но и трансформировано в специфический феномен, который можно обозначить как «виртуальная толпа». Характеристики «виртуальной толпы» подробно описывает Г. Кёхлер в своей работе «Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога?» [1]:

1. в «виртуальной толпе» информация передается практически в режиме реального времени без территориальных ограничений (за исключением случаев государственного вмешательства);

2. одной из ключевых характеристик новых социальных медиа является передача информации в визуальной, либо аудиовизуальной форме. Так, информация, преподнесенная

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

в социальных сетях, уже будет передана с особым эмоциональным посылом, посредством использования аудиозаписей и различных изображений;

3. благодаря мультиплицирующему эффекту компьютерных технологий виртуальная толпа включает в себя и оказывает влияние на гораздо большее число людей, чем обычная;

4. анонимность в Интернете выливается в недостаток личной ответственности;

5. непредсказуемость тенденций в виртуальной толпе намного выше. Изменчивое поведение, характеризующее все толпы, в условиях веб-анонимности принимает еще более выраженный характер;

6. с анонимностью и непредсказуемостью перекликается и структурная проблема ненадежности поведения толп и циркулирующей в их рамках информации. Обычные слухи могут практически бесконечно передаваться от пользователя к пользователю, при этом часто отсутствует какая-либо вероятность, что содержащаяся в них ложь будет опровергнута. Все более стирается различие между «информацией» и «пропагандой» (естественной для истинной демократии);

7. одновременность и повсеместность интерактивных коммуникаций способны практически мгновенно превратить любой тренд в мегатренд. В виртуальном мире не существует сдержек и противовесов, способных обеспечить его «проверку на реальность». С другой стороны, инструменты, которые новые медиа дают пользователям, позволяют им (даже небольшой их группе) почувствовать себя способными создавать новые общественные реалии.

В отношении "виртуальной толпы" существующей в рамках социальных сетей актуальны идеи Жана Бодрийяра, излагаемые им в книге "В тени молчаливого большинства" [2]. Бодрийяр считал, что масса - соединенные пустотой индивидуальные частицы, обрывки социального и распространяемые средствами массовой информации импульсы. Проще говоря - наращивание социального актива (то есть аудитории профиля в социальных сетях) ничего не значит до тех пор, пока эта масса не стимулируется или не управляется импульсом в виде медиавируса. Смыслы рассеиваются в цифровой массе к "полюсам" - лидерам мнений или идеологическим сообществам. Более того, истинно вирусным в цифровой среде может лишь стать примитивный контент, тяготеющий к эмоциям. Это отражается в идее Бодрийяра о том, как человечество восприняло идею Бога. Массы восприняли только эмоционально, зрелищно насыщенный образ, но не сложную, трансцендентальную идею Бога. Принцип упрощения содержания и смысла работает и в пространстве социальных сетей на примере основных форм контента, которые предполагают максимальную емкость и упрощенность содержания (мемы, твиты, вайны).

Бодрийяр также утверждал, что рациональная коммуникация и массы несовместимы. Массам преподносят смыслы - а они жаждут зрелища. В контексте социальных сетей это отражается в том, что, пользуясь социальными сетями, пользователи прежде всего настроены на досуг, развлечение, и информацию употребляют преимущественно в развлекательной, раздражающей психику форме. По этой причине многие социальные сети делают ленту новостей бесконечной, поскольку движимый желанием получить эмоциональный импульс от контента, пользователь будет листать ленту до бесконечности, тем самым увеличивается показатель вовлеченности - а это обеспечивает рекламодателя (спонсора платформ социальных сетей) потребительской аудиторией. Массы переводят артикулированные дискурсы в плоскость иррационального, зрелищного. Многослойные сложные символические и идейные структуры упрощаются до формы мемов, однако воспринять мем подобающим образом пользователь может лишь имея базовое представление об изначально заложенном, понимать контекст и предысторию мема.

По определению Ричарда Докинза - мем это единица «культурной информации», сходная с геном, способная хранить информацию и «размножаться» [3]. Иными словами, в нелепой картинке, фрагменте видео, фразе, содержатся определенные культурные архетипы, перекочевавшие из офлайна в онлайн. Мемы - это возможность вирусного распространения

идей, выраженных разным типом контента. Они циркулируют в сообществе, помогают ознакомить всех с той или иной позицией, дают возможность через творчество высказать свое мнение. Мемы, не нашедшие поддержки в сообществе, отмирают или видоизменяются, а нашедшие транслируются и продолжают существование.

Как правило, мемы являются актуальной и оперативной реакцией на какое-либо яркое событие, на личность, заостряют на ней внимание, бросают вызов, порождают дискуссию или волну новых мемов [4]. В такой ситуации они являются чем-то вроде «интернет-фольклора» - творцы здесь анонимны. Создавая и передавая мемы, пользователь реконструирует и транслирует в интернет-сообщество свое миропонимание, тем самым делая его публичным, и укрепляя соответствующие позиции у других пользователей.

Мемы являются составляющей такого важного явления медиапространства как медиавирусы. Медиавирусы — распространяющиеся по инфосфере мемы и мемокомплексы, изменяющие восприятие локальных и глобальных событий [5]. Этот термин является аналогом концепции вирусных инфекций, которые могут быстро распространяться от человека к человеку. В контексте социальных сетей контент или веб-сайты, которые являются «вирусными» (или которые «становятся вирусными»), — это материалы, которые с большей вероятностью будут «расшарены» (распространены) пользователями в своем профиле. По аналогии, учитывая сетевую архитектуру интернета, действие медиавирусов можно сравнить с действием стимуляторов, запущенных в кровеносную систему. Только в данном случае этот стимулятор имеет вирусную природу, мем-комплексы, будучи запущены в сеть, стихийно репродуцируются и распространяются. Быстрое, стихийное распространение информации во многом возможно благодаря определяющей особенности архитектуры социальных сетей - именно принцип сети.

Все пользователи генерируют вокруг себя число "друзей" или "фолловеров", которые в свою очередь также генерируют такую же сеть и т.д. Иначе говоря - каждый профиль в социальной сети имеет свой социальный капитал, который оказывается подвержен действию медиавируса. Социальный капитал — понятие, введенное П. Бурдьё в статье "Формы капитала" для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод [6]. Социальный капитал социальных сетей исчисляется количеством и качеством активных социальных связей аккаунта и уровнем авторитетности аккаунта. Сила этой ассоциации различна и зависит от типа используемой платформы, конкретных моделей использования, а также от культурных, демографических, экономических и психологических характеристик пользователей.

Библиографические ссылки

1. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Перевод с фр. Н. В. Суслова. Екатеринбург: Издательство уральского университета, 2000. 350 с.

2. Бурдье П. Формы капитала М. : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2002. Т. 3. № 5. С. 60-74.

3. Докинз Р. Эгоистичный ген. — М.: Мир, 1993. 512 с.

4. Кёхлер Г. Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога? - Полис. Политические исследования. 2013. № 4. С. 75-87.

5. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисова. М.: Ультра.Культура, 2003. 368 с.

6. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации / Ю.В. Щурина // Научный диалог. №3. Филология. Екатеринбург, 2012. С. 172.

© Замякина П. Л., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.