УДК 340
Шуренкова Светлана Сергеевна
кандидат социологических наук, доцент, руководитель, Юридическая компания «ЮрМедиа» [email protected]
Бергман Ника Александровна
студентка
факультета международного права, Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской федерации [email protected]
Svetlana S. Shurenkova
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,
The head of the Legal company «Ourmedia» [email protected]
Nika A. Bergman
Student
of the faculty of International Law, of Moscow State Institute оf International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation [email protected]
Медиация в медийной
сфере и шоу-бизнесе: альтернативный способ разрешения правовых конфликтов
Mediation in the field
of media and show business: alternative way to resolve legal conflicts
Аннотация. Современное общество идет по пути структурного усложнения. Это налагает серьезную ответственность на правовую сферу, в задачу которой входит регулирование общественных отношений, сохранение эффективности внутренних процессов в основных общественных институтах. В условиях усложнения общественной структуры и роста динамики социальных процессов правовое регулирование становится все более проблематичным. Особенно четко это прослеживается на уровне областей общественной жизни, имеющих сравнительно недолгую историю развития. К числу таких областей относятся информационная сфера и шоу-бизнес, правовые аспекты которых рассматриваются в настоящей статье. В рамках исследования доказывается, что существующие механизмы правового регулирования, основанные на жестком, механистическом применении сложившегося набора нормативных установок, не являются эффективными в тех областях общественной жизни, правовая определенность которых еще не сформирована. Также анализируются издержки традиционных методов разрешения правовых конфликтов в медиасфере. На примере шоу-бизнеса доказывается, что в современных условиях все большую актуальность приобретает медиация, как альтернативный способ разрешения правовых конфликтов.
Ключевые слова: медиация, шоу-бизнес, право, правовой конфликт, судебное разбирательство, общество.
Annotation. Modern society goes on the way of structural complication. It imposes serious responsibility on the legal sphere which problem includes regulation of the public relations, maintaining efficiency of internal processes at the main public institutes. In the conditions of complication of public structure and growth of dynamics of social processes legal regulation becomes more and more problematic. Especially accurately it is traced at the level of the areas of public life having rather short history of development. The information sphere and show business which legal aspects are considered in the present article are among such areas.
Within the research it is proved that the existing mechanisms of legal regulation based on tough, mechanistic use of the developed set of standard installations aren't effective in those areas of public life which legal definiteness isn't created yet. Also costs of traditional methods of permission of the legal conflicts in the media sphere are analyzed. On the example of show business it is proved that in modern conditions the increasing relevance is acquired by mediation as an alternative way of permission of the legal conflicts.
Keywords: mediation, show business, law, legal conflict, judicial proceedings, society.
Социальная функция права пролегает в области закрепления и регулирования общественных отношений [1]. Это определяет широкий спектр институциональных структур, направленных на подтверждение юридического статуса конкретных форм отношений, а также определение принципов и механизмов взаимодействия, корректных для конкретного типа социальных отношений.
В этом смысле право представляет своеобразный «жесткий каркас» общественной структуры: на правовом уровне определяется политический строй, способ осуществления власти, характер организации семейных, экономических и иных отношений. Будучи неотъемлемойсоставляющей общественной жизни, ответственной за поддержание упорядоченного характера социальных процессов, право с необходимостью адаптируется под новые реалии общественной жизни.
Естественное изменение основных социальных сфер, происходящее в ходе их развития, определяет необходимость развития и сферы права. При этом, с учетом усложнения структуры общества, закономерным становится и усложнение системы правовых норм, а высокая динамика социальных изменений, применительно к правовой сфере, определяет два важнейших следствия:
- возникают ситуации, когда область правового регулирования еще не сформировалась в должной мере для того, чтобы определять правила взаимодействия в сформировавшейся социальной сфере;
- повышение сложности системы правовых норм влечет за собой возникновение ситуаций, когда одни нормативные установления вступают в противоречия с другими.
В этих условиях право неспособно действовать как отлаженный, обезличенный механизм: налицо необходимость принятия сложных решений для разрешения противоречий в конкретных ситуациях. Иерархичность же судебной системы определяет возможность обжалования принятых судебных решений и повторного рассмотрения дела уже на уровне более высокой судебной инстанции. Судебный процесс может растянуться на несколько лет, при этом стороны судебной тяжбы в течение этого времени несут существенные издержки - как материальные, так и временные. В результате можно судить о том, что в некоторых условиях, независимо от принятого судебного решения, ни одну из сторон нельзя считать выигравшей в силу превышения уровнем издержек ценности самого предмета спора. Не меньшую важность приобретает и то, что проведение судебного процесса представляет собой публичное явление, в котором отдельные аспекты рассматриваемого дела могут способствовать существенным репутационным потерям одной или обеих сторон.
Следует учитывать, что область права направлена на регулирование общественных отношений с целью повышения их эффективности и
конструктивности. С этой точки зрения протекание правовых процессов, в результате которого происходит ухудшение эффективности регулируемой сферы, представляет собой свидетельство некорректности устройства существующих правовых механизмов.
Имеет место проблематичность использования классических форм разрешения правового конфликта в некоторых из областей деятельности, обнаруживающих прямую зависимость от характеристик репутации субъекта деятельности. В настоящее время, ввиду активного развития правовой сферы и все большей актуализации проблем, связанных с ее динамикой и высокой структурной сложностью, все более актуальными становятся процедуры альтернативного разрешения правовых конфликтов. В частности, все большую актуальность приобретает внедрение механизмов медиации. Позиция, лежащая в основе настоящей статьи, заключается в том, что медиация выступает в качестве одного из наиболее перспективных путей разрешения правового конфликта в публичной сфере. В качестве примера нами будет рассмотрена такая область экономических отношений, как шоу-бизнес.
Прежде всего, мы рассмотрим правовую определенность экономической сферы, частной отраслью которой является шоу-бизнес. Экономические отношения предполагают как естественную свою составляющую момент конкуренции, что определяет неискоренимость конфликтов интересов в экономической сфере. Будучи естественным процессом отбора наиболее приспособленных носителей экономической деятельности, конкуренция является одним из определяющих механизмов развития экономической сферы [2]. Это справедливо для всех областей экономики, включая такую область экономической деятельности, как шоу-бизнес. Что мы подразумеваем, говоря о том, что конкуренция способствует эффективному развитию экономической сферы?
В первую очередь, это означает, что сохраняются наиболее эффективные формы и способы осуществления экономической деятельности и, в частности, получают распространение те виды продукции и услуг, которые в наибольшей мере востребованы. Это является серьезным основанием для естественного стремления участников экономических отношений к соответствию текущим запросам общества. Однако реализация столь важной функции конкурентной борьбы и сохранение ее конструктивного значения возможна лишь в том случае, если конкурентная борьба не выходит за рамки допустимого набора средств. Это налагает практически на любую область экономической деятельности существенный набор ограничений, в совокупности закрепляющих права участников экономического процесса и определяющих доступный для них диапазон способов достижения результата.
Таким образом, конфликты, возникающие в рамках экономической деятельности, разрешаются либо внутри института экономики естественным образом, либо выходят на уровень правовых
противоречий в условиях, когда одна из сторон считает свои права нарушенными.
Рассматривая сферу шоу-бизнеса, следует отметить, что в ней имеет место широкий набор отношений, которые сводятся к сотрудничеству и конкуренции. С учетом того, что объектом экономических вложений является образ медийной личности или коллектива, чрезвычайно большое значение имеют как обязательства между «звездами» шоу-бизнеса и их продюсерами, так и сохранение положительного отношения предполагаемой аудитории к медийной личности.
Это определяет широкий набор возможностей для возникновения конфликтов, поскольку интересы медийных личностей могут в отдельных случаях не совпадать с интересами продюси-рующих их центров, а публичная коммуникация между представителями шоу-бизнеса может способствовать снижению их рейтингов и, соответственно, косвенному материальному ущербу в условиях, когда одни представители публичных профессий склоняют аудиторию к неприятию других. Еще одним аспектом возможного конфликта является такой аспект шоу-бизнеса, как сценический образ, копирование которого существенно ударяет по интересам его исходного обладателя.
Здесь следует несколько более полно осветить такую область конфликтов правового характера в шоу-бизнесе, как авторское право. Существуют правовые ограничения, связанные с правами на текстовые произведения, стихи, музыкальные произведения. В этих вопросах современная правовая система достаточно эффективно развита для того, чтобы пресекать нарушения, связанные с неправомерным использованием чужой интеллектуальной собственности.
Вместе с тем, одним из важных аспектов шоу-бизнеса является совокупный образ медийной личности или коллектива, который, будучи узнаваемым и четко выделяющимся на фоне других представителей шоу-бизнеса, позволяет занять в нем собственную нишу. Копирование отдельных элементов сценического образа - чрезвычайно проблематичный в плане юридического определения момент. Здесь вступают в силу те же проблемы и противоречия, с которыми система права сталкивается в рамках разрешения конфликтов в области товарных марок и знаков. Будучи конструируемым, сценический образ включает в себя набор элементов, каждым из которых может обладать другой представитель медийной сферы. Соответственно, критерий определения заимствования является весьма зыбким. Это является одним из оснований того, что правовые конфликты, связанные с нарушением авторских прав, могут иметь затяжной характер.
Следует отметить, что в шоу-бизнесе имеет место высокая конкуренция, одним из аспектов которой является фактическое требование высокой плотности присутствия медийных личностей в информационном пространстве общества. Как таковое, участие в судебных разбирательствах может иметь для представителей медийной
сферы как положительное, так и отрицательное значение. Положительный результат можно связать с возникновением общественного резонанса и временной актуализацией в информационном пространстве конкретной медийной личности. Иными словами, попадание в «новостную ленту» является для представителей сферы шоу-бизнеса одним из способов повышения личного рейтинга. Вместе с тем, если содержание информационных публикаций имеет неблаговидный характер, либо не соответствует исходному медийному образу, налицо репутационные потери.
Отдельного внимания заслуживает и то, что судебные разбирательства обладают высоким уровнем приоритетности, а их график осуществления формируется вне учета графика участников процесса. И здесь речь идет либо о заочном участии в судебном слушании, либо о серьезных временных потерях, связанных с необходимостью участия в многочисленных судебных заседаниях. Для представителей сферы шоу-бизнеса, активно осуществляющих гастроли, изменение графика означает необходимость отмены выступлений, что, в свою очередь, означает всплеск недовольства аудитории, ожидания которой оказываются обмануты.
В России шоу-бизнеспредставляет собой сравнительно молодое направление, поскольку, как таковой, он сформировался только в постперестроечный период, когда эстрада перешла с государственной поддержки на уровень самостоятельной экономической сферы. Неудивительно, что правовой статус ряда отношений и способов взаимодействия еще не был уточнен в полной мере.
Область права стремится к достижению ясности принципов регулирования и их механистического исполнения, однако это возможно только в том случае, если законы выражены четко, ясно и охватывают весь спектр возможных отношений. Если рассмотреть область шоу-бизнеса, становится видно, что в нем существует ряд способов воздействия, трудно классифицируемых с точки зрения текущей законодательной базы. Это определяет как обширные возможности по избеганию правовых претензий, так и, напротив, широкие возможности по их предъявлению. Как результат, рассмотрение исковых заявлений с выяснением всех обстоятельств дела может занимать длительное время, а весомость предоставляемых аргументов во многом зависит от квалификации участвующих в деле юристов. С учетом длительности судебного разбирательства и возможности обжалования решения судебных инстанций, отстаивание своих правовых интересов может превратиться в очень затратное как по времени, так и по материальным издержкам мероприятие, при этом конечный исход разбирательства в ряде случаев не может быть заранее определен. Все это свидетельствует о том, что в современных условиях в шоу-бизнесе существуют ситуации, когда конфликт интересов имеет место, однако его судебное разрешение не выгодно ни одной из сторон.
Именно в таких ситуациях приобретает актуальность поиск альтернативных способов разрешения правового конфликта, не обладающих столь серьезным набором издержек, однако способствующих разрешению сложившихся противоречий.
В данном случае, фактически, речь идет об объективном, беспристрастном рассмотрении существа спора, с дальнейшим поиском наиболее конструктивного решения. Именно так реализуется практика медиации, в ходе которой стороны конфликта приходят к согласию при помощи обращения к нейтральному посреднику, способствующему нейтрализации конфликта и достижению мирового соглашения [3]. С точки зрения применяемых социальных механизмов, медиация является существенно более гибкой юридической практикой, нежели классические судебные разбирательства. При этом, если классическая схема судопроизводства предполагает момент жесткой детерминации существующими правовыми нормами, то для медиативной практики характерен приоритет равновесия интересов сторон.
Еще одной особенностью медиации является то, что она позволяет нейтрализовать само противоречие, возникшее между сторонами, что ис-
Литература:
1. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура. М. : ACT: ACT МОСКВА : ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 с.
2. Ермолов М.Г. Теоретические аспекты понятия «Конкуренция» / М.Г. Ермолов, Р.А. Набиев // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2014. № 4.
3. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / Х. Бесемер; Пер. с нем. Н.В. Мало-вой. Калуга, 2004. 176 с.
4. Аллахвердова О.В. Медиация: переговоры с участием посредника / О. В. Аллахвердова, А.Д Карпенко. СПб., 2007.
ключает возможность последующих витков конфликта [4], при этом переговоры между сторонами могут иметь не публичный характер, что имеет существенное значение для сферы шоу-бизнеса. Практика медиации позволяет избежать излишних издержек и позволяет найти приемлемый выход для каждой из сторон, что является значимым результатом, особенно с учетом зыбкого правового статуса отдельных аспектов отношений в медийной сфере.
Несмотря на то, что медиация позволяет снимать правовые противоречия и конфликты, ее применение не противоречит идее конкуренции, однако способствует ее осуществлению в рамках сложившегося набора правил и ограничений. Это позволяет рассматривать медиацию как один из оптимальных механизмов регулирования и, соответственно, развития сферы шоу-бизнеса и экономической сферы в целом. В текущих условиях, когда система общественных отношений становится чрезвычайно сложной, а различные области общественной жизни предъявляют к сфере права различные функциональные требования, все большую актуальность приобретает гибкость правовой системы, что в текущей практике во многом достигается в рамках медиации.
Literature:
1. Merton, River. Social theory and social structure. M. : ACT: ACT MOSCOW : KEEPER, 2006. 873 p.
2. Yermolov M.G. Theoretical aspects of the concept «Competition» / M.G. Yermolov, R.A. Nabi-yev // Bulletin of the Udmurt university. Economy and Right series. 2014. №. 4.
3. Bessemer X. Mediation. Mediation in the conflicts / X. Bessemer; Translation from German N.V. Malo-va. Kaluga, 2004. 176 p.
4. Allakhverdova O.V. Mediation: negotiations with pa rticipation of the intermediary / Allakhverdova O.V., Karpenko A.D. SPb., 2007.