Научная статья на тему 'Применение медиации при разрешении конфликтов в мусульманских семьях'

Применение медиации при разрешении конфликтов в мусульманских семьях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СЕМЬЕ / ОБЩЕСТВО / ПРАВО / УРЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ / ЗАПАДНОЕ ПРАВО / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИСЛАМ / МЕДИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуренкова Светлана Сергеевна

В статье отмечается, что современном обществе одной из серьезных проблем становится разрешение конфликтных ситуаций, возникающих внутри семей. Основным регулятором взаимодействия между супругами выступают область морали, выраженная на уровне культуры общества и сфера права, закрепленная в законодательно определенных нормативных актах. В целом, можно судить о том, что право и мораль выступают как взаимодополняющие механизмы, при этом имеет место исторический процесс формирования их содержательного соответствия. Однако подобного рода ситуация становится возможной лишь при условии, если в культурном плане общество является однородным. Ситуация культурной неоднородности определяет не только конфликт мировоззрений. Культурная неоднородность определяет неизбежное возникновение противоречий между социальными установками меньшинства и сформировавшейся исторически правовой сферой, что определяет возникновение осложнений в процессе правового регулирования, а также определяет рост социальной напряженности. Данный механизм рассматривается в контексте постановки вопроса об урегулировании конфликтных ситуаций в мусульманских семьях. В статье проводится анализ специфики ментальности представителей мусульманского вероисповедания, а также анализируются различия между западными представлениями об устройстве семьи и нормах взаимодействия в ней и присущими мусульманскому мировоззрению представлениях о нормах внутрисемейных отношений. Доказывается, что современная система правового регулирования обладает ограниченными возможностями по урегулированию конфликтов внутри мусульманских семей. Демонстрируется необходимость нахождение механизма социальной регуляции, обладающего повышенной гибкостью и способного разрешать внутрисемейные противоречия с учетом специфики религиозных установок членов общества. В качестве такого социального механизма рассматривается практика медиации. Проводится общий обзор специфики медиации, рассматриваются особенности и перспективы этого метода. Доказывается, что в современных условиях медиация не только обладает повышенными возможностями для правового урегулирования внутрисемейных конфликтов, но и способствует недопущению роста напряженности в обществе, связанного с несоответствием западного права и мусульманского мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение медиации при разрешении конфликтов в мусульманских семьях»

УДК 316

Шуренкова Светлана Сергеевна

кандидат социологических наук, доцент, руководитель,

Юридической компании «ЮрМедиа» Milena.555@mail. ru Svetlana S. Shurenkova

candidate of sociological sciences, associate professor, head,

Law firm of "Yurmedia" Milena.555@mail .ru

ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАЦИИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

В МУСУЛЬМАНСКИХ СЕМЬЯХ

THE USE OF MEDIATION IN THE RESOLUTION OF CONFLICTS

IN MUSLIM FAMILIES

Аннотация: в современном обществе одной из серьезных проблем становится разрешение конфликтных ситуаций, возникающих внутри семей. Основным регулятором взаимодействия между супругами выступают область морали, выраженная на уровне культуры общества и сфера права, закрепленная в законодательно определенных нормативных актах. В целом можно судить о том, что право и мораль выступают как взаимодополняющие механизмы, при этом имеет место исторический процесс формирования их содержательного соответствия. Однако подобного рода ситуация становится возможной лишь при условии, если в культурном плане общество является однородным. Ситуация культурной неоднородности определяет не только конфликт мировоззрений.

Культурная неоднородность определяет неизбежное возникновение противоречий между социальными установками меньшинства и сформировавшейся исторически правовой сферой, что определяет возникновение осложнений в процессе правового регулирования, а также определяет рост социальной напряженности. Данный механизм рассматривается в контексте постановки вопроса об урегулировании конфликтных ситуаций в мусульманских семьях. В статье проводится анализ специфики ментальности представителей мусульманского вероисповедания, а также анализируются различия между западными представлениями об устройстве семьи и нормах взаимодействия в ней и присущими мусульманскому мировоззрению представлениях о нормах внутрисемейных отношений. Доказывается, что современная система правового регулирования обладает ограниченными возможностями по урегулированию конфликтов внутри мусульманских семей. Демонстрируется необходимость нахождение механизма социальной регуляции, обладающего

повышенной гибкостью и способного разрешать внутрисемейные противоречия с учетом специфики религиозных установок членов общества. В качестве такого социального механизма рассматривается практика медиации. Проводится общий обзор специфики медиации, рассматриваются особенности и перспективы этого метода. Доказывается, что в современных условиях медиация не только обладает повышенными возможностями для правового урегулирования внутрисемейных конфликтов, но и способствует недопущению роста напряженности в обществе, связанного с несоответствием западного права и мусульманского мировоззрения.

Ключевые слова: конфликт в мусульманской семье, общество, право, урегулирование внутрисемейных конфликтов, западное право, традиционное общество, ислам, медиация.

Abstract: in modern society of one of serious problems there is permission of the conflict situations arising in families. Act as the main regulator of interaction between spouses the area of morals expressed at the level of the culture of society and the legal sphere fixed at the level of laws. In general it is possible to judge that the law and morals act as complementary mechanisms, at the same time historical process of formation of their substantial compliance takes place. However situation of this sort becomes possible only under a condition if in the cultural plan society is uniform. The situation of cultural heterogeneity defines not only the conflict of outlooks. Cultural heterogeneity defines inevitable emergence of contradictions between social installations of minority and the created historically legal sphere that defines emergence of complications in the course of legal regulation and also determines growth of social tension. This mechanism is considered in the context offormulation of the question about settlement of conflict situations in Muslim families. In article the analysis of specifics of mentality of representatives of Muslim religion is carried out and also differences between the western ideas of the device of family and norms of interaction in it and inherent in Muslim outlook ideas of norms of the intra family relations are analyzed. It is proved that the modern system of legal regulation has limited potential on settlement of the conflicts in Muslim families. Need finding of the mechanism of social regulation having the increased flexibility and capable to resolve intra family contradictions taking into account specifics of religious installations of members of society is shown. As such social mechanism practice of mediation is considered. The general review of specifics of mediation is carried out, features and prospects of this method are considered. It is proved that in modern conditions mediation not only has the raised potential for legal settlement of the intra family conflicts, but also promotes prevention of growth of tension in society connected with discrepancy of the western right and Muslim outlook.

Keywords: conflict in Muslim family, society, right, settlement of the intra family conflicts, western right, traditional society, Islam, mediation.

Одним из основополагающих аспектов современного социального знания является разделение культур востока и запада. Многие из закономерностей, подмечаемых авторитетными социологами, относятся к западному обществу, в качестве которого рассматриваются страны Европы и США. В частности, речь идет об обществе потребления, развитии индивидуализма, отходе от религии и становлении светского общества. На основании развитой социальной теории происходит формирование правовой базы, дух и ценностное наполнение которой отражает западные ценности[1]. Вместе с тем, реальная ситуация намного сложнее, нежели производимые теоретические идеализации: в рамках государств, общая ориентация которых укладывается в социальную парадигму западного мира, существуют многочисленные этнические группы, обладающие собственной культурой.

Не менее существенным является и то, что в современных государствах состав населения неоднороден по критерию вероисповедания. Западная культура и, в частности, западные законы во многом базируются на христианских ценностях, другим же полюсом в данном случае является детеологизированная традиция гуманистической мысли. Вместе с тем, в ряде стран существенную долю населения составляют представители мусульманского вероисповедания. И здесь неизбежным становится возникновение социокультурного конфликта, связанного с несовпадением ценностных установок, регламентируемых религией моделей поведения и форм выстраивания социальных отношений с одной стороны и принятых в обществе норм взаимодействия с другой. Одной из важных сторон данного вопроса становится сфера права и, в частности, та ее составляющая, которая регламентирует взаимоотношения внутри семейной группы.

Наиболее очевидным в данном отношении является вопрос о полигамности: для западных обществ многоженство является противозаконным, в то время как в мусульманских странах (и, в целом, с точки зрения ислама) подобная практика является нормой. Не менее проблематичным становится вопрос о принципах формирования семьи, как на процедурном уровне, так и на уровне законодательно закрепленных обязанностей и норм поведения. Наконец, серьезную проблему представляет противоречие между патриархальным по своей сути укладом ислама[2] и представлением о гендерном равноправии, развитым в западных странах.

Свод правил, которыми руководствуются представители мусульманской религии существенно отличается от набора современных законов. И если в ряде восточных государств имеет место содержательное соответствие между официальным правом и шариатом[3], то в западных странах подобного рода соответствия не наблюдается. Как результат - разрешение проблем, связанных с функционированием мусульманских семей, фактически, представляет собой отступление от веры, поскольку речь идет о предпочтении исламской нормативной системе мирской системы норм и закрепленных процедур.

В данном случае, с учетом приоритета религии в жизни мусульманина, светское право может быть рассмотрено как внешняя, навязанная система ограничений, запретов и процедур. И в этом смысле обращение к светской судебной системе в рамках разрешения внутрисемейных конфликтов - это не просто вынесение внутренних проблем на уровень внешнего регулирования, это, фактически, признание неспособности самостоятельно разрешить проблемы, опираясь на предписания Корана. Таким образом, проблема разрешения конфликтов в мусульманских семьях имеет очень глубокий, основанный на культурных противоречиях и специфике мусульманского вероисповедания характер.

Здесь следует отметить, что правовая система представляет собой, фактически, понятийно выраженные предписания, направленные на регуляцию социальной жизни. Одной из характеристик права, тем направлением, в котором оно развивается и, в частности - итоговой целью, является универсальность права. Общество в данном случае выступает как своеобразный механизм, в котором протекающие процессы реализуются хоть и вариативно, но в установленных рамках и по заранее определенным правилам. Однако вмешательство правовой системы в сферы жизни, регламентируемые религией - это само по себе явление, имеющее серьезный конфликтный потенциал.

В этих условиях возникает вопрос о том, каким образом может быть разрешена ситуация при условии явного расхождения между нормами религии и нормативными установлениями правовой сферы. Ответ на этот вопрос пролегает в области анализа альтернатив традиционным механизмам разрешения конфликтных ситуаций в правовой сфере.

Основной механизм разрешения конфликтов на правовом уровне - это судебная деятельность. В данном случае стороны, интересы которых вступают в конфликт, посредством вмешательства государственной судебной структуры, обладающей правом принятия решения на основании существующего законодательства и оценки ситуации.

Подобного рода система хоть и обладает определенной степенью гибкости (решения принимают судьи, что предполагает вариативность конечных результатов судебного разбирательства в сложных ситуациях), в целом, можно судить о том, что рассмотренная выше тенденция стремления права к универсальности предполагает высокий уровень формализации отношений. При этом немаловажным является то, что факт выхода внутрисемейного конфликта на уровень судебного разбирательства уже сам по себе свидетельствует о том, что разрешение конфликта внутри семьи, средствами самих супругов, видится, как минимум, одной из сторон невозможным. Иными словами, в большинстве случаев, коль скоро дело доходит до судебного разбирательства, можно судить о нарушении целостности семьи, ее близости к распаду.

Неслучайно большинство вопросов, разрешаемых между супругами в судебном порядке - это осуществление бракоразводного процесса, раздел

имущества, решение о праве воспитания детей и т. д. Данный момент - то, что обращение в суд представляет собой, фактически, констатацию несостоятельности семьи, является одним из сдерживающих факторов в разрешении конфликтов подобным путем. При этом, как показывает практика, страх внешнего осуждения или возникновения информационного резонанса в ближнем окружении выступает тем основанием, которое заставляет супругов претерпевать разлад, не предпринимая каких-либо радикальных действий. Что характерно - чем более общество смещено в сторону традиционной структуры взаимодействия, тем большее значение приобретают общественное мнение и, в частности, порицание тех или иных поступков.

Таким образом, не только расхождения в светском и религиозном направлениях регулирования, но и страх общественного порицания выступают теми основаниями, которые определяют проблематичность обращения в судебные инстанции. Вместе с тем, очевидно, что сохранение проблемы в неразрешенном виде ведет к дальнейшему накоплению противоречий. Именно поэтому обнаруживает свою необходимость такой метод разрешения конфликтов и противоречий в семейной среде, который мог бы способствовать разрешению проблем с учетом этнокультурной и религиозной определенности членов общества.

И здесь мы подходим к двум важным вопросам - специфики проблем, разрешение которых требует стороннего вмешательства и возможных механизмов их разрешения.

Специфика внутрисемейных проблем, разрешение которых производится средствами правовой системы в западном обществе уже была частично освещена нами. На общем уровне следует отметить, что практически все из рассмотренных проблем - это проблемы нарушения целостности семьи.

Вместе с тем, помимо постановки вопроса о распаде семьи внутренние конфликты могут предполагать момент изменения характера взаимоотношений, как основание для сохранения семьи. И в данном случае существенное значение имеет то, каковы мировоззренческие и ценностные установки участников конфликта, а также их приоритеты в конфликтной ситуации.

Наконец, следует отметить, что закон действует безотносительно к тому, каковы мотивы и социальные установки действующих (точнее, они могут выступать в качестве сопутствующих, смягчающих или отягощающих обстоятельств, но, в целом, не затрагивают генеральное решение), в то время как для сферы морали эти моменты являются определяющими. Поэтому, говоря о разрешении конфликтов альтернативными методами, сохранении семьи как одной из значимых целей и, наконец, о противоречиях между моралью и правом, мы приходим к тому, что необходимая форма регуляции не должна быть жестко регламентирована сложившимися правовыми

нормами, однако результат этой практики (коль скоро речь идет о выходе конфликта на правовой уровень) должен иметь юридическую силу.

В качестве такого механизма правового регулирования выступает медиация. Сущность медиации состоит в том, что конфликтующие стороны обращаются к посреднику, который, в процессе выяснения обстоятельств дела и, в частности, уточнения сущности конфликта, его причин и основных претензий, осуществляет действия по поиску компромисса между конфликтующими сторонами - такого решения, которое, в конечном счете, удовлетворит каждую из сторон конфликта. Специфика медиации состоит в том, что результатом становится, фактически, договор между конфликтующими сторонами, который обладает юридической силой и, что не менее важно - представляет собой результат нивелирования конфликта.

Практика медиации является относительно новым явлением в юридической сфере, однако она уже довольно серьезно зарекомендовала себя в ряде западных стран[4]. Основной особенностью медиации является то, что она ориентирована не на внешнее решение в конфликте, но на сближение позиций участвующих сторон [5]. Необходимым участником процесса медиации является медиатор - посредник в разрешении конфликтной ситуации. Его задачей является определение сущности противоречия, специфики принципиальных позиций оппонентов, их целей и установок, и, в дальнейшем - поиск альтернатив прямому разрешению конфликта (что в случае с внутрисемейными конфликтами представляет собой, зачастую, развод).

Поскольку юридическая сила решений, принятых в процессе практики медиации, основывается на формируемых между сторонами договоренностях и возможностях медиатора по урегулированию конфликта, в ход идут многочисленные инструменты и механизмы, не имеющие прямого отношения непосредственно к правовой сфере конкретного общества. И это открывает широкие перспективы для урегулирования ситуаций, когда участники конфликта обладают специфическими установками социального мировоззрения, основанными на их религиозной принадлежности.

Что немаловажно, одним из решающих аспектов в разрешении конфликтов является авторитет третьей стороны, к которой обращаются участники конфликта. И в данном случае имеет место возможность обращения к тем членам общества, чей авторитет имеет для участников конфликта преобладающий характер. В частности, в рамках этнических и религиозных групп в качестве медиаторов могут выступать старейшины или представители духовенства, чье мировоззрение и опыт соответствуют социальным потребностям сторон.

Следует отметить, что медиация не только способствует реализации механизма сглаживания, нивелирования конфликта между супругами в мусульманских семьях, основанного на знании медиаторами специфики социокультурных установок сторон. Реализация практики медиации имеет существенное значение как основание недопущения роста конфликтности

между представителями мусульманского вероисповедания с одной стороны и структурой западного общества с другой. Фактически, в данном случае речь идет о повышении гибкости общественной структуры и, соответственно, за счет снижения конфликтности - о повышении ее устойчивости.

Литература:

1. Волкова О. Е. Дихотомия правовой культуры цивилизаций Запада и Востока // Известия АлтГУ. 2014. №2(82).

2. Алиева Б. Ш., Омаров О. А., Омарова Т. А. Религиозно-педагогические аспекты семейного воспитания у мусульман // Известия ВГПУ. 2009. №4.

3. Сюкияйнен Л. Р. Исламское право в правовых системах мусульманских стран: от доктрины к законодательству // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. №2.

4. Турышева Н. В. Примирительные процедуры и мировое соглашение в гражданском процессе зарубежных стран // Вестник Московского университета. 1996. №3. С.74-84.

5. Шамликашвили Ц. А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. М., 2010. -160 с.

Literature:

1. Volkova O. E. Dichotomy of legal culture of civilizations of the West and East//Izvestiya ALTGU. 2014. No. 2(82).

2. Aliyeva B. Sh., O.A., Omarov T. A. Lobsters. Religious and pedagogical aspects of family education at Muslims//VGPUNews. 2009. No. 4.

3. Syukiyaynen L. R. The Islamic right in the legal systems of the Muslim countries: from the doctrine to the legislation//the Right. Magazine of Higher School of Economics. 2008. No. 2.

4. Turysheva N. V. Conciliatory procedures and the settlement agreement in civil process offoreign countries//the Bulletin of the Moscow university. 1996. No. 3. Page 74-84.

5. Shamlikashvili Ts. A. Mediation as alternative procedure of settlement of disputes. What the judge needs to know competently to offer the parties the addressing the procedure of mediation. M, 2010. -160 pages.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.