Научная статья на тему 'Медиация как способ защиты деловой репутации'

Медиация как способ защиты деловой репутации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
415
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ / ПЕРЕГОВОРЫ / МЕДИАЦИЯ / COMPETITIVE STRENGTHS / BUSINESS REPUTATION / ALTERNATIVE DISPUTE RESOLUTION MECHANISMS / NEGOTIATIONS / MEDIATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дамбаева Изабелла Владимировна, Курманбаев Мелис Мажитович

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием института медиации как эффективного способа защиты доброго имени в сфере предпринимательства. Отмечено, что несмотря на пока не высокий уровень востребованности медиации в бизнесе следует создать условия для повышения культуры предпринимательства, в том числе путем развития медиативных начал разрешения предпринимательских споров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with questions related to the use of mediation institute as an effective way to protect the good name in the field of entrepreneurship. It is noted that despite a high level of demand for mediation, it is necessary to create conditions to improve the culture of entrepreneurship including through the development of meditative beginnings of solving business disputes.

Текст научной работы на тему «Медиация как способ защиты деловой репутации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ГРАЖДАНСКОЕ право, предпринимательское право, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ

Дамбаева Изабелла Владимировна

канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Уральского государственного экономического университета, 620144, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62

E-mail: div. 999@yandex. ru

Курманбаев Мелис Мажитович

старший преподаватель кафедры предпринимательского права Уральского государственного экономического университета, 620144, Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62

E-mail: melis66@yandex. ru

MEDIATION AS A PROTECTION METHOD OF BUSINESS REPUTATION

Izabella Dambayeva

candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Civil Law Chair, Ural State University of Economics, 620144, Russia, Sverdlovsk Region, Yekaterinburg, 8 Marta Street, 62

Melis Kurmanbayev

senior Lecturer of Business Law Chair, Ural State University of Economics, 620144, Russia, Sverdlovsk Region, Yekaterinburg, 8 Marta Street, 62

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с использованием института медиации как эффективного способа защиты доброго имени в сфере предпринимательства. Отмечено, что несмотря на пока не высокий уровень востребованности медиации в бизнесе следует создать условия для повышения культуры предпринимательства, в том числе путем развития медиативных начал разрешения предпринимательских споров.

ABSTRACT

The article deals with questions related to the use of mediation institute as an effective way to protect the good name in the field of entrepreneurship. It is noted that despite a high level of demand for mediation, it is necessary to create conditions to improve the culture of entrepreneurship including through the development of meditative beginnings of solving business disputes.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, деловая репутация, альтернативные способы разрешения споров, переговоры, медиация.

Keywords: competitive strengths; business reputation; alternative dispute resolution mechanisms; negotiations; mediation.

Г лавной целью и результатом хозяйственной деятельности в сфере бизнеса являются конкурентные преимущества, которые создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами предпринимателя.

Одним из важнейших неосязаемых активов бизнеса является деловая репутация. Хорошая репутация всегда была и всегда будет ценным ключевым ресурсом, дающим серьезное конкурентное преимуще-

ство. Наряду с такими основными сильными сторонами бизнеса, как гибкость управления, высокая технологическая оснащенность, высокая популярность среди покупателей (потребителей), высокая рейтинговая оценка, хорошая репутация обеспечивает предпринимателю (предпринимателям) стабильность и прибыльность бизнеса. И наоборот, подпорченная (в том числе частыми и длительными судебными тяжбами) деловая репутация снижает стоимость бизнеса, и, в конечном итоге, его стратегический потенциал.

Репутация превратилась в финансовое понятие и стала важнейшей частью нематериальных активов компании в 50-70 годы ХХ века [2, с. 10].

Представляется, что в споре между субъектами предпринимательской деятельности сторонам конфликта следует исходить из того, что увеличение удельного веса судебных дел уменьшает, прежде всего, стоимость «деловой репутации» как нематериального актива предприятия.

При этом не следует забывать, что зарубежные компании при выборе российских партнеров учитывают, в том числе, объем судебных разбирательств потенциального партнера. Они ни в коем случае не вступят в договорные отношения с предпринимателями - «кверулянтами» (сутяжниками).

В современных экономических условиях участники споров не должны возлагать надежды исключительно только на суды (государственные, третейские). Реалии настоящего времени диктуют необходимость оптимального использования альтернативных механизмов, обращение к которым позволяет достичь сторонам конфликта взаимоприемлемого результата при сохранении добрых отношений между ними.

Одной из последних новелл АПК РФ является введение обязательного досудебного порядка урегулирования спора с 1 июня 2016 года. Исходя из того, что большинство предпринимателей заранее пропи-

сывают условие о претензионном порядке урегулирования споров непосредственно в договоре, указанная норма, по мнению авторов, не даст ощутимого эффекта в правоприменительной практике.

В настоящее время в России все большее внимание уделяется возможностям медиации при разрешении предпринимательских споров.

Главной особенностью медиации является то, что решение принимают сами стороны конфликта, и это дает возможность для каждого из них выйти из конфликта победителем, не "потеряв лицо". Медиация направлена на минимизацию материальных и моральных потерь всех участников конфликта и, при необходимости, их удовлетворительное и комфортное сосуществование в дальнейшем.

К сожалению, хозяйствующие субъекты игнорируют медиацию, которая, по мнению авторов, является наиболее перспективным видом альтернативного разрешения.

Обратимся к статистическим данным.

В 2015 году арбитражными судами субъектов Российской Федерации рассмотрено 1 531 473 заявления, исковых заявления. В 2015 году посредник (медиатор) привлекался сторонами при рассмотрении 44 дел, из которых в 7 делах судом было утверждено мировое соглашение, а в 37 - истцом был заявлен отказ от иска либо иск признавался ответчиком.

Посредник (медиатор) в 2014 году привлекался сторонами при рассмотрении 51 дела, из которых в 14 делах судом было утверждено мировое соглашение, а в 32 - истцом был заявлен отказ от иска либо иск признавался ответчиком.

Следовательно, по отношению к 2014 году число таких дел в 2015 году в арбитражных судах сократилось [5].

По информации, поступившей из судов, стороны практически не используют процедуру медиации для разрешения спора.

Таблица 1.

Статистические данные о работе «комнаты примирения» в Арбитражном суде Свердловской области [1]

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год январь - октябрь 2016 года

Количество обращений в комнату примирения 35 68 146 43 64

Принятие решения о проведении процедуры медиации 2 20 25 17 8

Заключение медиативного соглашения 2 5 9 10 1

Дела, рассмотренные с участием посредника и окончившиеся определением о прекращении производства по делу (в связи с отказом от иска или мировым соглашением) 4 8 18 20 16

При анализе правовой природы российского предпринимательства ученые-правоведы указывают -и небезосновательно - на правовой нигилизм как одну из причин невостребованности института медиации.

Авторы статьи полагают, что свою важную роль в продвижении медиации в самые широкие слои общества должны сыграть юристы. Как показывает практика, юридическое образование в России не «за-

точено» на изучение альтернативных способов урегулирования конфликтов в разных сферах человеческой деятельности. В учебных планах профильных вузов практически отсутствуют дисциплины, изучающие примирительные процедуры, а если и встречаются, то их изучение носит факультативный характер при минимальном объеме учебных часов. Например, при изучении дисциплин «Предпринимательское право», «Корпоративное право» не уделяется внимание вопросам культуры предпринимательства, корпоративной психологии, корпоративной этики, искусству ведения переговоров и т.д.

Более того, в российской правоприменительной практике получает распространение такой способ инвестирования, как краудфандинг судебных исков. Суть проста: инвесторы выбирают перспективные иски, финансируют их (оплачивают услуги адвокатов и т.п.), а потом делят с истцом присуженную компенсацию. Профессиональная независимость юристов может быть поставлена под сомнение, так как они заключают сделку с третьей стороной. Юристу платит инвестор, а значит, возникает опасность того, что интересы юриста и истца перестанут совпадать [4].

Следует согласиться с П.М. Воронецким, по мнению которого «законодатель вовсе и не ставил перед собой цель урегулирования правового спора специалистами в областях права и отдал медиацию на откуп специалистам в области психологии, конфликтологии, экономики, социологии - каких угодно областях, но только не юриспруденции. Тем не менее, представляется, что медиация, будучи процедурой альтернативной по отношению к судебному разбирательству, должна быть проведена медиатором как минимум на таком же профессиональном уровне, как и в суде» [3].

Обращает на себя внимание тот факт, что государство потратило значительные средства на обучение судейского корпуса азам медиации. Большой интерес к получению статуса медиатора проявили представители адвокатского сообщества. В то же время в предпринимательских кругах не была проведена широкая просветительская, разъяснительная работа по вопросам альтернативных способов разрешения предпринимательских споров. Несмотря на создание

службы по медиации (первая служба медиации по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей), принятие соответствующих нормативно-правовых актов по обучению основам медиации, задействование средств массовой информации по продвижению медиации, в том числе и в сферу предпринимательства, привнесения понимания значимости и приоритетности медиации в среде предпринимателей, которые априори должны быть заинтересованы в использовании подобных методов разрешения споров, не произошло.

Считаем, что задача по повышению правовой грамотности предпринимателей по вопросам медиации ложится, прежде всего, на Российский союз промышленников и предпринимателей, иные объединения предпринимателей, а также на уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Представляется, что развитие альтернативных процедур урегулирования споров в сфере предпринимательства (переговоров, медиации, третейского разбирательства), наряду с другими факторами (повышение интеллектуального и образовательного уровня предпринимателей, создание условий для ведения бизнеса и т.д.), будет способствовать процессу приобщения российского предпринимателя к правилам ведения бизнеса по западным моделям.

Бизнесмены находятся в постоянном поиске «нового», того, что может помочь им быть еще успешнее. Нужно донести до каждого из них, что этим «новым» в том числе является медиация как способ сохранения доброго имени компании, которое, в свою очередь, является залогом долгосрочных и успешных совместных бизнес-проектов.

Отметим, что в условиях отсутствия целенаправленной политики государства, направленной на повышение уровня культуры предпринимательства через законодательный процесс, средства массовой информации, художественную литературу, кино и искусство, невозможно сформировать в сфере предпринимательской деятельности культуру терпимости и примирения, а также добиться приоритета этических и нравственных норм при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Список литературы:

1. Арбитражный суд Свердловской области. Статистические данные о работе «комнаты примирения» в Арбитражном суде Свердловской области / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.ekaterin-burg.arbitr.ru/node/16042 (дата обращения: 30.10.2016).

2. Букша К.С. Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR-практика. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 144 с.

3. Воронецкий П.М. Некоторые причины непопулярности института медиации в Российской Федерации / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=7381 (дата обращения: 28.10.2016).

4. Свечникова Н. Инвестиции в судебный спор / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://vitvet.com/blog/svechnikova/investicii_v_sudebniy_spor (дата обращения: 01.11.2016).

5. Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за 2015 год" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://sudact.ru/law/spravka-o-praktike-primeneniia-sudami-federalnogo-zakona_1 (дата обращения: 18.09.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.