Научная статья на тему 'Медиация как форма разрешения гражданско-правового деликта'

Медиация как форма разрешения гражданско-правового деликта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / MEDIATION / УГОЛОВНАЯ РЕПРЕССИЯ / CRIMINAL REPRESSION / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY / УГОЛОВНЫЙ ПРОСТУПОК / CRIMINAL OFFENSE / ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА / INDEMNIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жестеров Павел Валерьевич

В статье исследуются внесудебные примирительные процедуры через призму уголовной репрессии. Автор высоко оценивает потенциал медиации в разрешении гражданско-правовых споров о возмещении вреда, причиненного преступлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediation as form of permission of civil delict

This article investigates extrajudicial conciliatory procedures through a prism of criminal repression. The author highly appreciates mediation potential in permission of civil disputes on indemnification, caused by crime.

Текст научной работы на тему «Медиация как форма разрешения гражданско-правового деликта»

Жестеров Павел Валерьевич

Медиация как форма разрешения гражданско-правового деликта

В статье исследуются внесудебные примирительные процедуры через призму уголовной репрессии. Автор высоко оценивает потенциал медиации в разрешении гражданско-правовых споров о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Ключевые слова: медиация, уголовная репрессия, уголовная политика, уголовный проступок, возмещение вреда.

Mediation as form of permission of civil delict

This article investigates extrajudicial conciliatory procedures through a prism of criminal repression. The author highly appreciates mediation potential in permission of civil disputes on indemnification, caused by crime.

Key words: mediation, criminal repression, criminal policy, criminal offense, indemnification.

Постановка проблемы. Медиация является позитивным способом частноправового регулирования [1, с. 14]. Имеющийся мировой опыт и наличие в отечественном законодательстве норм о благоприятных последствиях использования внесудебных примирительных процедур указывает на возрастание роли медиации в разрешении гражданско-правовых споров, вытекающих из деликтов [2, с. 84-87; 3, с. 5635-5645; 4, с. 357-364], и возмещении вреда, причиненного преступлением [5, с. 23-26; 6, с. 30-33; 7, с. 32-35; 8, с. 130-134].

Как отмечают специалисты, прогрессивность использования медиации выражается в стремлении общества и государства к развитию правовой культуры [9, с. 15-19], поддержке добровольности участия во внесудебных разбирательствах и повышению навыков сотрудничества в преодолении конфликтных ситуаций в частноправовой сфере [10, с. 50-59], устранению конфликтов в социуме [11, с. 93-98].

Акцент на востребованность медиации ставит как президент, так и бизнес-сообщество. В частности, Президент РФ В.В. Путин 21 сентября 2017 г. на встрече с представителями деловых кругов в Кремле обозначил специфику бизнес-споров и обратил особое внимание на необходимость своевременной защиты интересов широкого круга лиц [12].

По итогам этой встречи Президент поручил Правительству РФ совместно с Верховным Судом РФ разработать предложения по совершенствованию правового регулирования медиации, в том числе по проведению примирительных процедур в ходе рассмотрения дел государственными судами (Пр-2042, п. 2) [13].

Высшая судебная инстанция России аккумулировала и обсудила разнообразные предложения по совершенствованию примири-

тельных процедур разрешения споров между предпринимателями. В результате предпринятых усилий 18 декабря 2017 г. Верховный Суд РФ анонсировал проект постановления Пленума о внесении в Государственную Думу пакета законопроектов, направленных на совершенствование примирительных процедур.

Новеллы проекта. Первое планируемое изменение касается распространения сферы проведения медиации на административные и иные публичные правоотношения. В проекте предлагается применять медиацию к спорам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства. Кроме того, проектом предусмотрено, что участниками мирового соглашения могут быть и третьи лица в случаях, если на них возлагается исполнение обязательства либо они являются лицами, управомочен-ными принять исполнение. Напомним, что в действующей редакции Федерального закона № 193-ФЗ оговаривается невозможность проведения медиации в коллективных трудовых спорах и иных спорах, которые «затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы» (ч. 5 ст. 1) [14].

Важной новеллой проекта выступает предложение наделить судей, пребывающих в отставке, правом «быть медиатором, судебным примирителем» [15]. Тем самым проводится разграничение внесудебной процедуры медиации и судебного примирения [16].

Проектом также предлагается создать и вести региональные списки судей в отставке, осуществляющих медиацию на профессиональной основе. Данную обязанность планируется возложить на Советы судей субъектов РФ. Это предложение следует поддержать, так как в настоящее время поиск участниками гражданско-правового спора подходящего ме-

145

диатора является практически невыполнимой задачей.

В развитие этой положительной идеи предлагаем расширить круг субъектов, которые могут проводить медиацию по гражданско-правовым спорам, вытекающим из деликтов, и включить в него бывших сотрудников (пенсионеров) прокуратуры, органов внутренних дел и других правоохранительных органов, как лиц, имеющих непосредственный опыт разрешения различного рода конфликтов при условии обязательного получения дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации и последующей сертификации. Представляется, что подготовка перед сертификацией должна быть не менее трех месяцев с обязательным изучением основ конфликт-менеджмента, актуальных разделов психологии, конфликтологии, а также гражданского права и процесса, уголовного права и процесса, административного права и процесса, исполнительного производства. В этом плане интересен опыт Франции, где Национальная школа администрирования, включив в учебную программу семинары по ведению переговоров, активно использует современные информационно-коммуникационные технологии и средства связи для привлечения к преподаванию профессиональных медиаторов со всего мира [17, с. 40-50].

Сертификацию могли бы проводить объединения в форме ассоциаций (союзов) организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, на основе унифицированных стандартов и правил профессиональной деятельности медиатора. Возможно создание саморегулируемых организаций медиаторов. Сертификация может носить и международный характер. Нами предлагается первоначально выдавать сертификат сроком на пять лет. В дальнейшем действие сертификата становится бессрочным при условии регулярного прохождения медиатором переподготовки и повышения квалификации и документального подтверждения работы в области медиации.

Специфика медиации в России. Особенности процедуры медиации могут быть выделены на основании положений действующего законодательства в рассматриваемой сфере: проведение медиации возможно как по инициативе сторон, так и по предложению суда (п. 5 ч. 1 ст. 150, ст. 172 ГПК РФ); проведение медиации влечет отложение рассмотрения дела на весь период времени (ч. 1 ст. 169 ГПК РФ); мировое соглашение, достигнутое в ходе медиации, должно быть исполнено добровольно (ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 193-Ф3); соглашение может быть использовано в качестве мирового для утверждения судом (ч. 3

ст. 12 Федерального закона № 193-Ф3). Следует отметить, что расходы, обусловленные рассмотрением, разрешением и урегулированием спора во внесудебном порядке (процедура медиации), не являются судебными издержками и не возмещаются согласно нормам гл. 7 ГПК РФ, гл. 10 КАС РФ, гл. 9 АПК РФ [18]. Спецификой института медиации в нашей стране является отсутствие обязательной сертификации медиаторов.

Плюсы медиации. Анализ практики проведения примирительных процедур с участием медиатора позволяет выделить неоспоримые преимущества медиации. Во-первых, внесудебные процедуры разрешения конфликтов, вытекающих из гражданско-правовых отношений, направлены на достижение гораздо более широкого круга социально значимых целей: не только на сохранение и развитие партнерских деловых связей, но также на формирование «этики делового оборота, гармонизации социальных отношений» [19]. Отсутствие судебной атрибутики и регламентированных процедур создает доверительную обстановку и психологически более комфортную атмосферу для участников разбирательства [20, с. 14-17]. Как следствие, мировые соглашения, утвержденные по итогам проведения медиации, гарантированно будут исполнены в отличие от судебных решений, реализуемых через исполнительное производство [21, с. 138-142].

Во-вторых, медиацию отличает гораздо более оперативное урегулирование гражданско-правового спора, при этом участники примирительных процедур самостоятельно приходят к условиям мирового соглашения, в отличие от гражданского процесса, где стороны вынуждены исполнять решение, принятое судьей [22, с. 10-15].

В-третьих, медиация позволяет сохранить в тайне коммерческую и иную конфиденциальную информацию, что особенно важно для предпринимателей [23, с. 91-99].

Минусы медиации. Как показывают результаты мониторинга Верховного Суда РФ, в нашей стране медиация все еще мало востребована сторонами гражданско-правовых споров и в гражданском судопроизводстве практически не используется. По данным Управления систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ, в 2015 г. путем проведения медиации спор был урегулирован в 1115 делах (0,007% от числа рассмотренных), из которых в 916 делах на основе медиативного соглашения было утверждено мировое соглашение. Для сравнения: в 2014 г. спор с помощью медиации был урегулирован в 1329 делах (0,01% от числа рассмотренных) [24].

Исследование отечественной практики проведения медиации показывает, что внесудебные примирительные процедуры были про-

146

ведены в 2015 г. по следующим категориям семейных споров (в порядке убывания): дела по спорам о разделе совместно нажитого имущества между супругами (86); споры, связанные с воспитанием детей (78); о расторжении брака супругов, имеющих детей (44 дела); иные споры, возникшие из семейных отношений (32). Для разрешения трудовых споров медиация проводилась в делах: об оплате труда (24); о восстановлении на работе (15); о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей (6); об иных спорах, возникающих из трудовых правоотношений (14). Иски о возмещении вреда за увечье и смерть кормильца были разрешены в разбирательствах по иным основаниям (4). С участием медиатора были рассмотрены споры о выселении: из служебных помещений (4); иных помещений с предоставлением другого жилья (1) либо без предоставления другого жилого помещения (18); другие жилищные споры (49), в том числе споры с управляющими компаниями (2). С участием медиатора в 2015 г. были также разрешены земельные споры (36); споры о взыскании страхового возмещения (выплат) (54); споры о защите прав потребителей (84); споры, связанные с наследованием имущества (27); споры, связанные со сделками с частными домами и приватизированными квартирами (7); споры, вытекающие из права собственности: государственной, муниципальной, общественных организаций (1); иски из договора аренды имущества (2); споры в отношении имущества, не являющегося объектом хозяйственной деятельности (3); иски о защите чести, достоинства, деловой репутации к гражданам и юридическим лицам (1); иски о возмещении ущерба от ДТП (66); иски о взыскании сумм по договору займа, кредитному договору (137). Прочие исковые дела в количестве 272 также были рассмотрены с участием медиатора.

В свою очередь, введению медиации в уголовное судопроизводство препятствуют пробелы уголовно-процессуального законодательства. По мнению Л.В. Яковлевой, «следует дополнить УПК РФ, включив в перечень участников уголовного судопроизводства нового участника - медиатора по уголовным делам, регламентировав его правовой статус, ввести в УПК РФ процедуру медиации по уголовным делам небольшой и средней тяжести как на досудебных, так и судебных стадиях» [25, с. 221].

Согласимся с С.Г. Павликовым, Н.Б. Флей-шер в том, что «функцию примирения целесообразно в перспективе реализовывать субъекту формирующейся системы обеспечения судебной деятельности, например медиатору суда» [26, с. 240]. Однако очевидным минусом введения института судебного примирения как

варианта медиации в предложенной Верховным Судом РФ редакции будет кадровый и финансовый вопрос. Если медиаторы из числа судей в отставке будут привлекаться к этой работе на безвозмездной основе (без оплаты со стороны спорящих сторон), то это вызовет сложности с привлечением квалифицированных кадров. В свою очередь, частные медиаторы будут поставлены в неравные конкурентные условия: спорящим субъектом будет невыгодно к ним обращаться, когда есть бесплатный медиатор в аппарате суда.

Итак, в целях повышения значимости внесудебных процедур урегулирования гражданско-правовых споров, возникающих из деликтов, а также обращения внимания участников гражданского оборота на возможности привлечения медиаторов к их разрешению предлагаем следующее.

Во-первых, создать единый федеральный информационный портал о медиации (возможно как раздел сайта Верховного Суда РФ) с контентом, разъясняющим порядок прохождения обучения (в дальнейшем в случае введения - сертификации) в качестве профессионального медиатора. На портале может быть аккумулирована актуальная информация о текущем корпусе медиаторов, а также о количественных (число споров, завершенных мировым соглашением) и качественных (категория споров) результатах медиации (в региональном разрезе).

Во-вторых, создать региональные реестры медиаторов, включив в них: актуальные контактные данные медиаторов; сведения об образовании (высшем юридическом) и последующей переподготовке по направлению «медиация»; расценки на профессиональные услуги медиаторов; рейтинг (на основе результатов участия в качестве медиатора); специализацию (категорию споров, по которым тот или иной медиатор может быть привлечен к участию); актуальные интервью профессиональных медиаторов; научные статьи, справки, аналитические материалы об отечественной практике медиации и т.п.

В-третьих, необходима более интенсивная пропаганда медиации в частноправовом регулировании через средства массовой информации. К примеру, медиация может быть востребована среди клиентов банков и иных кредитных учреждений с проблемной задолженностью в делах о взысканиях по ипотеке, о банкротстве физических лиц. В частности, медиация в США получила свое распространение именно благодаря использованию в сфере банкротства и ипотечного права. В перспективе распространение медиативных практик разгрузит мировые и районные суды, где судьи порой вынуждены рассматривать несколько сотен гражданских спо-

147

ров в неделю. А стимулирование заинтересованных граждан - специалистов в области права - к переподготовке и в перспективе к прохождению процедуры сертификации в качестве профессионального медиатора повысит авторитет и значимость деятельности медиатора.

В-четвертых, следует уточнить круг обязательных случаев проведения медиации с учетом добровольного характера заключения мирового соглашения и его последующего исполнения в целях наибольшей правовой защиты отдельных категорий граждан и предпринимателей. В частности, необходимо разработать и включить в ГК РФ и ТК РФ нормы о медиативной оговорке.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, следует отметить неоспоримо позитивную роль проведения медиации в эффективном урегулировании гражданско-правовых споров, возникающих из деликтов. Во-вторых, закрепление в федеральном законодательстве права предпринимателей на проведение медиации по спорам не только частноправового, но и публичного характера

должно стать следствием дискуссий специалистов о необходимости и целесообразности подобных нововведений, а также результатом последовательного законодательного генезиса права предпринимателя на выбор формы судопроизводства. В-третьих, одним из направлений экономии уголовной репрессии в постиндустриальном обществе может стать введение института судебного примирения, осуществляемого медиаторами из числа судей в отставке и бывших сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, с учетом отечественной практики и указанных выше рекомендаций могут получить свое дальнейшее развитие альтернативные нерепрессивные способы реагирования на нарушения административного законодательства и уголовного закона, что подтверждает значительный профилактический потенциал медиации, проводимой вне рамок традиционной административной и уголовной юстиции. А с учетом меняющихся парадигм уголовного права и готовящегося введения института уголовного проступка можно утверждать, что востребованность медиации будет только возрастать.

1. Договорное право: учеб. пособие / М.А. Волкова, О.В. Гриднева, П.В. Жестеров, Р. Р. Ленковская. М., 2017.

2. Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л., Надин И.Н. Демократизация гражданско-процессуального законодательства, путем активизации примирительных процедур // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 3. С. 84-87.

3. ShilovskayaA.L., StarodumovaS.J., VolkovaM.A., Zhesterov P.V. The judicial practice of the European Court in the sphere of non-material reputational harm. Man in India. 2016. 96 (12). P. 5635-5645.

4. Neznamova A.A., Starodumova S.J., Volkova M.A., Lenkovskaya R.R., Zhesterov P.V. The legal regime of the deliverables under the appraisal contract. Man In India. 2017. 97 (25). P. 357-364.

5. Кобец П.Н., Краснова К.А. Некоторые вопросы возмещения вреда потерпевшим на стадии предварительного расследования // Рос. юстиция. 2011. № 9. С. 23-26.

6. Кобец П.Н., Краснова К.А. О проблеме возмещения вреда потерпевшим на стадии предварительного расследования // Уголовное судопроизводство. 2009. № 4. С. 30-33.

7. Кобец П.Н., Краснова К.А. Проблемы возмещения вреда потерпевшим на стадии предварительного расследования // Адвокатская практика. 2009. № 6. С. 32-35.

8. Кобец П.Н., Краснова К.А. О проблеме возмещения вреда потерпевшим на стадии предварительного расследования // Судебная власть и судебная защита прав личности в

1. Contract Law: study aid / M.A. Volkova, O.V. Gridneva, P.V. Zhesterov, R.R. Lenkovskaya. Moscow, 2017.

2. Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L., Nadin I.N. Democratization of civil procedural legislation, by activating conciliation procedures // Business in law. Economic and legal journal. 2016. № 3. P. 84-87.

3. ShilovskayaA.L., StarodumovaS.J., VolkovaM.A., Zhesterov P.V. The judicial practice of the European Court in the sphere of non-material reputational harm. Man in India. 2016. 96 (12). P. 5635-5645.

4. Neznamova A.A., Starodumova S.J., Volkova M.A., Lenkovskaya R.R., Zhesterov P.V. The legal regime of the deliverables under the appraisal contract. Man In India. 2017. 97 (25). P. 357-364.

5. Kobets P.N., Krasnova K.A. Some issues of compensation for harm to the victims at the stage of preliminary investigation // Russian justice. 2011. № 9. P. 23-26.

6. Kobets P.N., Krasnova K.A. On the problem of compensation of harm to the victims at the stage of preliminary investigation // Criminal proceedings. 2009. № 4. P. 30-33.

7. Kobets P.N., Krasnova K.A. Problems of compensation of harm to the victims at the stage of preliminary investigation // Advocacy practice. 2009. № 6. P. 32-35.

8. Kobets P.N., Krasnova K.A. On the problem of compensation of harm to the victims at the stage of preliminary investigation // Judicial power and judicial protection of individual rights in Russia

148

России и США: сб. материалов междунар. на-уч.-практ. конф. партнерства «Хабаровск-Аляска: Власть Закона»; науч. ред. В. В. Кулы-гин. Хабаровск, 2008. С. 130-134.

9. Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. Об им-плементации элементов медиации в деятельность судьи в контексте развития су-дебно-процессуальной правовой культуры // Рос. судья. 2015. № 4. С. 15-19 .

10. Кобец П.Н. О проблемах использования института медиации в Российской Федерации начала XXI столетия // Криминология и медиация: Криминологические исследования. Вып. 8 / Луганский гуманитарный центр; [Гл. ред. канд. филос. наук В. И. Поклад]. Луганск, 2014. С. 50-59.

11. Жестеров П. В. Роль уголовной репрессии в предупреждении социальных конфликтов в условиях финансово-экономического кризиса // Философия права. 2017. № 3 (82). С. 93-98.

12. Судьям в отставке планируют дать полномочия примирителей. URL: https://legal. report/article/18012018/sudyam-v-otstavke-planiruyut-dat-polnomochiya-primiritelej. (дата обращения: 12.04.2018)

13. Перечень поручений по итогам встречи с представителями российских деловых кругов и объединений. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/assignments/orders/55806 (дата обращения: 12.04.2018)

14. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федер. закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения: 12.04.2018)

15. О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур»: проект постановления Пленума Верховного Суда РФ.

16. Аболонин В. О. Перспективы российской модели судебной медиации. URL: http:// mosmediator.narod.ru/index/0-1172 (дата обращения: 12.04.2018)

17. Краснова К.А., Кобец П.Н. Опыт и проблемы европейских стран в вопросах применения медиации и пробации // Криминология и медиация: Криминологические исследования. Вып. 8 / Луганский гуманитарный центр; [Гл. ред. канд. филос. наук В. И. Поклад]. Луганск, 2014. С. 40-50.

18. О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 июля

and the USA: proc. of the intern. sci.-practical conf. of the partnership «Khabarovsk-Alaska: Power Law»; sci. ed. V.V. Kulygin. Khabarovsk, 2008. P. 130-134.

9. Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L. On the implementation of elements of mediation in the activities of a judge in the context of the development of judicial procedural legal culture // Russian judge. 2015. № 4. P. 15-19.

10. Kobets P.N. On the problems of using the institute of mediation in the Russian Federation at the beginning of the XXI century //Criminology and mediation: Criminological studies. Iss. 8 / Lugansk Humanitarian Center; [Ch. Ed. Cand. philos. V. V. Warehouse]. Lugansk, 2014. P. 50-59.

11. Zhesterov P.V. The role of criminal repression in preventing social conflicts in the financial and economic crisis // Philosophy of law. 2017. № 3(82). P. 93-98.

12. Judges in retirement plan to give the powers of conciliators. URL: https://legal.report/ article/18012018/sudyam-v-otstavke-planiruyut-dat-polnomochiya-primiritelej. (date of access: 12.04.2018).

13. List of instructions for the meeting with representatives of Russian business circles and associations. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/55806 (date of access: 12.04.2018).

14. On an Alternative Procedure for the Settlement of Disputes involving the Mediator (Mediation Procedure): fed. law d.d. July 27, 2010 № 193-FL (as amended on July 23, 2013). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_103038/ (date of access: 12.04.2018).

15. On the introduction of a draft federal law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Improvement of Conciliation Procedures» to the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation: draft resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation.

16. Abolonin V.O. Perspectives of the Russian model of judicial mediation. URL: http:// mosmediator.narod.ru/index/0-1172 (date of access: 12.04.2018).

17. Krasnova K.A., Kobets P.N. Experience and problems of European countries in the application of mediation and probation // Criminology and mediation: Criminological research. Iss. 8 / Lugansk Humanitarian Center; [Ch. Ed. Cand. philos. V.V. Warehouse]. Lugansk, 2014. P. 40-50.

18. On some issues of the application of legislation on reimbursement of costs associated with the consideration of the case: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation d.d. Jan. 1 2016 № 1. URL: https:// vsrf.ru/documents/own/8474/ (date of access: 12.04.2018)

149

2016 г. № 1. URL: https://vsrf.ru/documents/ own/8474/(дата обращения: 12.04.2018).

19. Модельный закон о медиации (внесудебном урегулировании споров): принят в г. Санкт-Петербурге 29 нояб. 2013 г. Постановлением 39-14 на 39-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). URL: http://mediators. ru/rus/about_mediation/international_law/cis_ model_law (дата обращения: 12.04.2018).

20. Ситдикова Л. Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Рос. юстиция. 2015. № 2. С. 14-17.

21. Шиловская А.Л. Проблемы развития медиации в России //Частное право: проблемы и перспективы развития: сб. ст. М., 2018. С. 138-142.

22. Ситдикова Л. Б., Шиловская А.Л. К вопросу о развитии института примирения в отраслях права России // Рос. судья. 2017. № 11. С. 10-15.

23. Ситдикова Л.Б., Шиловская А.Л. К вопросу об использовании судьей в гражданском процессе элементов медиации // Вестн. Московского городского педагогического университета. Сер.: Юридические науки. 2015. № 3(19). С. 91-99.

24. Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2015 год: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_200160/(дата обращения: 11.04.2018).

25. Яковлева Л. В. Генезис и перспективы правового регулирования медиации в уголовном процессе // Общество и право. 2015. № 4(54). С. 218-221.

26. Павликов С.Г., Флейшер Н.Б. О примирении как функции судебной деятельности // Общество и право. 2015. № 1(51). С. 238-241.

19. Model Law on Mediation (Extra-judicial Settlement of Disputes): adopted in St. Petersburg on Nov. 29, 2013 by Resolution 39-14 at the 39th Plenary Session of the Interparliamentary Assembly of CIS Member States. URL: http:// mediators.ru/eng/about_mediation/international_ law/cis_model_law (date of access: 12.04.2018).

20. Sitdikova L.B. Problems of protection of consumers' rights in the sphere of rendering public services // Russian justice. 2015. № 2. P. 1-17.

21. Shilovskaya A.L. Problems of the development of mediation in Russia // Private law: problems and development prospects: a collection of articles. Moscow, 2018. P. 138-142.

22. Sitdikova L.B., Shilovskaya A.L. To the question of the development of the institution of reconciliation in the branches of Russian law // Russian judge. 2017. № 11. P. 10-15.

23. Sitdikova L.B, Shilovskaya A.L. To the question of the use of elements of mediation by the judge in the civil process // Bull. of the Moscow City Pedagogical University. Ser.: Juridical sciences. 2015. № 3(19). P. 91-99.

24. Certificate on the practice of the application of the Federal Law № 193-FL d.d. July 27, 2010 «On Alternative Dispute Resolution Procedure with the Participation of the Mediator (Mediation Procedure)» for 2015 (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on June 22, 2016). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_200160/ (date of access: 12.04.2018).

25. Yakovleva L.V. Genesis and prospects of legal regulation of mediation in the criminal process // Society and law. 2015. № 4(54). P. 218-221.

26. Pavlikov S.G., Fleisher N.B. About reconciliation as a function of judicial activity // Society and law. 2015. № 1(51). P. 238-241.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жестеров Павел Валерьевич, кандидат юридических наук, докторант Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, старший преподаватель кафедры отправления правосудия судами общей юрисдикции Российского государственного социального университета; e-mail: zhesterov@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

P.V. Zhesterov, Candidate of Law, Doctoral Candidate of the All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, Senior Lecturer of the Chair of Administration of Justice in Courts of Law of the Russian state social university; e-mail: zhesterov@mail.ru

150

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.