УДК 343.01
Шиловская Анна Леонидовна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета [email protected]
Применение медиации
и других технологий восстановительного правосудия в странах восточной и центральной европы в работе с несовершеннолетними правонарушителями
Anna L. Shilovskaya
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of civil-legal disciplines of Russian State Social University [email protected]
Application of
mediation and other technologies of recovery justice in the countries of eastern and central europe in work with minor offenders
Аннотация. Восстановительное правосудие, ориентированное на восстановление отношений между конфликтующими сторонами, отношений в сообществе и соблюдение интересов потерпевшей стороны конфликта, сегодня вызывает интерес во многих государствах. Передовыми в применении восстановительного правосудия являются страны Западной Европы, но близость России к странам Восточной и Центральной Европы обуславливает то, что, практика и нормативное регулирование внедрения технологий восстановительного правосудия в странах данного региона представляется ценной даже в аспекте перспектив его рецепции в нашей стране. Авторы рассматривают опыт ряда стран и делают выводы о возможности его имплементации на российской почве.
Ключевые слова: восстановительное правосудие, несовершеннолетний, медиация.
Annotation. Restorative justice is focused on restoration of relations between the conflicting parties, relationships in the community and the interests of the aggrieved party to the conflict, causes interest in many States. Advanced in the use of restorative justice are the countries of Western Europe, but the proximity of Russia to the countries of Eastern and Central Europe determines that, the practice and regulation of technology introduction of restorative justice in the countries of the region seem valuable even in the aspect of prospects of its reception in our country. The authors examine the experience of several countries and draw conclusions about the possibility of its implementation on Russian soil.
Keywords: restorative justice, minor, mediation.
Те ценности, которые привносятся восстановительным подходом, в целом, не новы. В национальных культурах различных народов они существовали исконно. Элементы восстановительного правосудия используются в традиционных культурах Новой Зеландии, Австралии, Канады и США (у индейских народностей) [3].
Российский опыт использования восстановительного правосудия носит скорее экспериментальный характер, и не имеет четкого законодательного закрепления [2; 4]. При этом в странах Европы, эта концепция динамично развивается - особенно в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления, в связи с чем опыт ряда европейских стран заслуживает внимания в целях последующего внедрения восстановительного правосудия в нашей стране. Отметим, что за рубежом восстановительное правосудие охватывает как сферу правосудия по делам несовершеннолетних, так и в систему социальных служб.
Лидируют в применении восстановительного правосудия страны Западной Европы, однако историческая близость России к странам Восточной и Центральной Европы обуславливает то, что, практика и нормативное регулирование внедрения технологий восстановительного правосудия в странах данного региона представляется ценной даже в аспекте перспектив его рецепции в нашей стране.
Итак, обратимся к опыту отдельных стран Восточной и Центральной Европы в сфере восстановительного правосудия по делам несовершеннолетних, совершивших преступления.
В Польше медиация между жертвой и правонарушителем является одной из наиболее применяемых форм восстановительного правосудия [9].
Медиация между жертвой и правонарушителем была внедрена в 1995 году в качестве «пилотной»
программы. Польский Центр медиации осуществлял программы примирения в сотрудничестве с негосударственными организациями. При поддержке Минюста Польши медиация проводилась в нескольких Семейных Судах. Этот эксперимент завершился принятием в 2000 году нового Закона о судопроизводстве по делам несовершеннолетних, который и ввел официально медиацию между жертвой и правонарушителем.
В 1998 году в УК и УПК Польши были введены поправки относительно медиации. А поправки 2013 года, вступившие в силу 1 июля 2015 года, позволили не продолжать уголовное преследование, если лицо, совершившее преступление возместило вред потерпевшему.
В Польше Программы медиации реализует Польский центр медиации, отделения которого расположены в различных местах. Центр проводит также обучение медиаторов, и им разработаны стандарты медиации, основанные на лучших практиках. Медиаторы преимущественно работают как волонтеры. Отметим, что и в ряде российских экспериментов по внедрению восстановительного правосудия медиаторы также работают как волонтеры [1].
Семейные консультативно-диагностические центры также могут проводить медиацию. Однако большинство медиаторов работают индивидуально как специалисты, а не в рамках тех или иных организаций. Требования к компетенции медиатора изложены в Акте Министерства юстиции 2003 года, касающегося медиации по уголовным делам, и в другом Акте, касающемся медиации по делам несовершеннолетних. Медиаторы должны иметь психологическое, педагогическое, социологическое или юридическое образование, и иметь опыт работы в сфере образования и ресоциализации несовершеннолетних. Также они (в отличие от медиаторов по «взрослым» делам) должны обязательно пройти специальную подготовку. Для того чтобы стать медиатором необходимо быть старше 26 лет. Медиатор не должен быть связан каким-либо образом с судебной системой, чтобы не была поставлена под угрозу его нейтральность. Медиаторы получают аккредитацию в Апелляционном суде.
Закон не допускает более широкий круг участников - таких как представители местного сообщества и других, к участию в примирительной встрече [10].
Относительно числа проводимых медиаций с участием несовершеннолетних правонарушителей можно отметить, что в целом по стране за 2013 год их было 278 (из них успешных - 218). Подавляющее большинство случаев медиации приходится на взрослых правонарушителей, а дела несовершеннолетних составляют по статистике только 1/10 от всех дел.
Относительно категорий преступлений - 66,5 % несовершеннолетних совершили имущественные преступления, в то время как 31 % - преступления против личности.
92,5 % из 145 молодых правонарушителей, которые принимали участие в медиации, пришли к обоюдному согласию. 57,8 % соглашений, включали финансовую компенсацию, в одной трети случаев требовались извинения, и в 10 % случаев преступник должен был произвести в пользу жертвы определенную работу.
В подавляющем большинстве случаев (87,9 %), по которым были достигнуты соглашения, Семейный Суд решил не продолжать уголовное преследование. В 5,3 % уполномоченными органами было решено не возбуждать уголовное дело вообще, а в 6,8 % несовершеннолетним Семейный Суд назначил воспитательные меры. Рецидив среди таких несовершеннолетних составил 14,4 %.
На протяжении ряда лет в Польше проводились социологические опросы среди медиаторов, прокуроров и судей относительно внедрения медиации. 76 % медиаторов заявили, что общество очень слабо осведомлено о медиации. 56 % судей полагают, что медиация является хорошим способом для разрешения конфликтов, однако 74 % судей заявили, что медиация подходит не для всех видов преступлений. Только 27 % прокуроров согласны с тем, что ресоциализация может быть достигнута путем медиации.
В Словакии с 90-х годов XX века в уголовной политике был взят курс на развитие альтернативных наказаний. В 2002 году Департамент уголовного законодательства в Министерстве юстиции приступил к эксперименту по медиации и пробации. После успешной реализации проекта Закон о про-бации и медиации вступил в силу в 2004 году, и службы медиации и пробации появились в каждом территориальном суде Словакии.
Закон о пробации и медиации вступил в силу в 2004 году, и службы медиации и пробации появились в каждом территориальном суде Словакии. Офицеры службы пробации и медиаторы стали ответственными за мониторинг выполнения назначенных судами мер и за обеспечение социальной реинтеграции осужденных лиц. Таким образом, процедуры пробации и медиации действуют в Словакии с 2004 года, а другие восстановительные меры, такие как «Соглашение о виновности и наказании», «Общественные работы», «Условное неназначение наказания», были введены с 2006 года после поправок в УК и УПК Словакии.
Требования к медиаторам в Словакии - достижение 18 лет, степень магистра по любым гуманитарным наукам, включая теологию. Однако на практике бывают исключения. Медиаторы, как и офицеры пробации являются государственными служащими в территориальных судах. В 2011 г. по стране работало 62 медиатора.
Отметим также, что служба медиации и пробации курирует общественные работы (уборка общественных территорий, парков, работа в госпиталях, библиотеках, домах престарелых, благотворительных учреждениях), взаимодействуя с государством и негосударственными организациями.
Другой возможностью для компенсации ущерба потерпевшему является «Сделка о виновности и наказании» (сделка о признании вины) - соглашение между прокурором и обвиняемым. Она возможна по делам небольшой, средней тяжести и большей степени тяжести (следовательно, по всем видам), и направлена на компенсацию ущерба и любого вида вреда. Соглашение вступает в силу после утверждения судом и достижения согласия. Потерпевший не участвует в процессе достижения соглашения по делу, поэтому восстановительной составляющей в такой модели нет, однако он делает одобрение такой сделки и безусловно принимает участие в процессе компенсации.
В Италии из технологий восстановительного правосудия используется только одна - медиация. Восстановительные конференции и круги примирения в этой стране не практикуются. Возможность использовать медиацию появилась Италии с 2000 года благодаря появлению мировых судей, которые были наделены полномочиями способствовать разрешению конфликтов между сторонами с помощью различных мер, включая меры восстановительного характера. В Италии действует Уголовно-процессуальный кодекс по делам несовершеннолетних, согласно статьям 9 и 27 которого возможно прибегать к медиации, хотя напрямую её использование данным кодексом не регламентировано. Речь идет о досудебном освобождении от уголовной ответственности и об освобождении от уголовной ответственности судом. Последнее возможно, если преступление нетяжкое, совершено случайно, и воспитательные цели оправдывают такое решение.
Также судья может воспользоваться статьей 28 кодекса и отложить вынесение приговора по делу, передав дело в службу пробации. Также существуют возможности для проведения медиации и в местах лишения свободы. Специализированный пенитенциарный судья организует взаимосвязь осужденного с социальными работниками из так называемых Социальных Служб на местах для того, чтобы были предприняты меры для помощи потерпевшему.
Зачастую медиация в Италии используется на судебном уровне. Социальные службы, прикрепленные к судам, организуют направление дела на процедуру медиации. Работники социальных служб проводят медиацию либо самостоятельно, либо с помощью негосударственных структур. Однако в большей степени в Италии в качестве альтернативных санкций распространены общественные работы и домашний арест.
В Словении медиация проводится с 1999 года. Правовая рамка восстановительному правосудию была установлена Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексом. Медиация может применяться на досудебном уровне (где она приоритетно и используется) равно как и в суде. Медиация может быть использована прокурором как мера освобождения от ответственности. На судебном этапе медиация также может быть назначена как санкция (но только в отношении несовершеннолетних) [8, с. 849-874].
На досудебном этапе прокурор может отправить дело, по которому обвиняемый - несовершеннолетний, на медиацию, если преступление максимально карается пятью годами лишения свободы (для взрослых - тремя годами лишения свободы).
В качестве воспитательной меры судья может назначить выполнение определенных обязательств (назначить так называемые «указания и запреты»). Эти обязанности, предусмотренные Уголовным кодексом, включают обязанность достичь соглашения с потерпевшим или принести извинения перед потерпевшим, что в равной степени достигается посредством медиации.
Помимо медиации восстановительные элементы также имеются в таких мерах, как «возмещение ущерба» и «общественные работы». Ущерб может быть возмещен множеством способов - принесением извинений перед потерпевшим (символический способ), выплатой определенной суммы денег (денежный способ), выполнением работ на благо потерпевшего, пожертвованием в общественные учреждения, гуманитарные организации, или в компенсационный фонд помощи потерпевшим.
Общественные работы могут быть назначены как мера освобождения от уголовной ответственности или как санкция, предписанная судом. Для несовершеннолетних - это мера воспитательного воздействия. Несовершеннолетний должен дать свое согласие на выполнение таких работ. На досудебном этапе прокурор может назначить до 60 часов работы в течение трех месяцев. Когда работы назначаются судом - то они не должны превышать 120 часов в течение шести месяцев.
Таким образом, мы видим, что страны Восточной Европы, пользуясь во многом не только результатами научных изысканий последних десятилетий, но и опытом традиционных культур, внедряют восстановительный подход, выстраивая каждая свою подходящую модель.
Важным является четкое закрепление статуса медиатора - где-то - это индивидуально действующий аккредитованный специалист, а в отдельных странах он - лицо, по сути оказывающее публичную услугу [6]. Для полноценного внедрения подобных моделей в нашей стране необходимо будет также четко определить его статус [7].
Заметим, что многие рассмотренные меры закреплены и в отечественном уголовном законодательстве как меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Но, как и в России, в ряде стран Восточной Европы восстановительный потенциал подобных мер используется, а в некоторых - нет.
Рассмотрев опыт отдельных стран Восточной и Центральной Европы отметим, что, несмотря на различия, общим является понимание того, что именно внедрение альтернативных мер воздействия на несовершеннолетнего обуславливает без осознания ответственности несовершенно-
летним виновником криминального конфликта, возмещения ущерба, понимания и критического анализа совершенного деяния и добровольного
Литература:
1. Адмиральская И.С. Участие волонтеров в работе с несовершеннолетними в рамках программ восстановительного правосудия / И.С. Адмиральская, Н.А. Йошпа. М. : Институт права и публичной политики, 2011. 96 с
2. Йошпа Н.А. Ресоциализация несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: восстановительный подход: Методическое пособие. М. : Институт права и публичной политики, 2013. 102 с.
3. Карнозова Л. Традиционные практики восстановления мира в общине. // Традиционные практики урегулирования конфликтов / материалы ежегодного семинара 2010—2014 гг. (сборник) М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014.
4. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идеи и технологии : Методические рекомендации. М. : Институт права и публичной политики, 2009. 72 с.
5. Ситдикова Л.Б. Несовершеннолетний как участник гражданского процесса // Арбитражный и гражданский процесс. 2011. № 4. С. 27-30.
6. Ситдикова Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 14-17.
7. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы услуг по законодательству РФ // Юридическое образование и наука. 2008. № 1. С. 28-32.
8. Filipcic K. Slovenia. In: Dunkel, F., Grzywa-Holten, J., Horsfield, P. (Eds.): Restorative Justice and Mediation in Penal Matters - A stocktaking of legal issues, implementation strategies and outcomes in 36 European countries. Monchenglad-bach: Forum Verlag Godesberg. 2015. p. 849-874.
9. Dunkel F. European research on restorative juvenile justice / F. Dunkel, P. Horsfield, A. Paro-sanu. Research and selection of the most effective juvenile restorative justice practices in Europe. 2015. Brussels. Vol. 1. 260 pp.
исправления содеянного, работа с несовершеннолетним, совершившим преступление, не будет иметь успеха.
Literature:
1. Admiralskaia I.S. Participation of volunteers in work with minors within programs of recovery justice / I.S. Admiralskaia, N.A. Yoshpa. M. : Institute of the right and public policy, 2011. 96 р.
2. Yoshpa N.A. Resocialization of the minors condemned to imprisonment: recovery approach: Methodical benefit. M. : Institute of the right and public policy, 2013. 102 p.
3. Karnozova L. Traditional practicians of restoration of peace in a community.//Traditional practicians of settlement conflicts / materials of an annual seminar of 2010-2014 (collection) of M. : MOO Judicial and Legal Reform Center, 2014.
4. Maksudov R.R. Recovery mediation: ideas and technologies : Methodical recommendations. M. : Institute of the right and public policy, 2009. 72 p.
5. Sitdikova L.B. Minor as participant of civil process // Arbitral and civil procedure. 2011. № 4. P. 27-30.
6. Sitdikova L.B. Problems of consumer protection in the sphere of rendering public services // Russian justice. 2015. № 2. P. 14-17.
7. Sitdikova L.B. Theoretical bases of services in the legislation of the Russian Federation//Legal education and science. 2008. № 1. P. 28-32.
8. FilipKiK K. Slovenia. In: Dunkel, F., Grzywa-Holten, J., Horsfield, P. (Eds.): Restorative Justice and Mediation in Penal Matters - A stocktaking of legal issues, implementation strategies and outcomes in 36 European countries. Monchenglad-bach: Forum Verlag Godesberg. p. 849-874.
9. Dunkel F. European research on restorative juvenile justice / F. Dunkel, P. Horsfield, A. Paro-sanu. Research and selection of the most effective juvenile restorative justice practices in Europe. 2015. Brussels. Vol. 1. 260 pp.