Научная статья на тему 'Медиатизация правовой сферы: к постановке проблемы'

Медиатизация правовой сферы: к постановке проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВАЯ СФЕРА / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / МЕДИАТИЗАЦИЯ ПРАВА / МЕДИАТИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ДИСКУРСА / ОБРАЗ ПРАВА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МЕДИА / LAW / LEGAL SPHERE / MEDIA LANDSCAPE / MEDIATIZATION OF LAW / MEDIATIZATION OF LEGAL DISCOURSE / THE IMAGE OF LAW IN THE MEDIA / THE INTERACTION OF LAW AND MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анненкова Ирина Васильевна, Пильгун Мария Александровна, Черногор Николай Николаевич

Расширение и усиление медиатизации современной культуры во всех ее проявлениях, и прежде всего в сфере различных коммуникаций, обусловливает чрезвычайную актуальность эмпирических и теоретических исследований, способных объяснить механизмы и особенности взаимодействия различных областей коммуникативной деятельности, в частности медийной и правовой, анализа алгоритмов совместного решения общих задач на основе разных научно-практических парадигм, а также перспективы развития междисциплинарных научных проектов. Статья посвящена анализу различных аспектов медиатизации правовой сферы современного общества. Традиционно вопросы взаимодействия медиа и права имеют важное значение для общества. С изменением медиапространства, расширением веб-среды проблемы взаимодействия права и медиа переместились в цифровую реальность. В современных условиях наиболее объективные и существенные результаты в выявлении закономерностей и механизмов указанного взаимодействия могут дать кросс-дисциплинарные исследования, проводимые на основе объединения усилий специалистов в разных областях фундаментального и прикладного научного знания. Востребованность подобных проектов обусловлена необходимостью повышения доверия граждан к государственным и правовым институтам, снижения рисков социальных конфликтов, укрепления гражданского общества. Исследование проведено на основе применения методов эмпирических наблюдений, медиааналитики, медиастатистики, контент-анализа и др. В работе представлены результаты исследования закономерностей влияния средств массовой информации и арт-индустрии на формирование у людей образа права, моделей правового поведения, воздействия медиа на правотворческую, правореализационную и правоинтерпретационную деятельность. Особое внимание уделяется проблемам взаимодействия права и медиа в цифровой реальности. Показаны особенности коммуникативной деятельности в области взаимодействия медиа и права, проанализированы алгоритмы совместного решения общих задач на основе гуманитарной и технологической парадигм, намечены перспективы междисциплинарных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mediatization in Legal Sphere: Problem Statement

The expansion and strengthening of the mediatization of modern culture in all its manifestations, and above all in the field of various communications, determines the extreme relevance of empirical and theoretical studies that can explain the mechanisms and features of the interaction of different areas of communication, in particular media and legal analysis of algorithms for solving common problems on the basis of different scientific and practical paradigms, as well as the prospects for the development of interdisciplinary research projects. The article is devoted to the analysis of various aspects of mediatization of the legal sphere of modern society. Traditionally, issues of interaction between media and law are important for society. With the change of media landscape, with the expansion of the web environment, the problems of interaction between law and media have moved into digital reality. In modern conditions the most objective and significant results in identifying the patterns and mechanisms of this interaction can give cross-disciplinary research conducted by combining the efforts of specialists in different fields of fundamental and applied scientific knowledge (lawyers, linguists, psycholinguists, psychologists, sociologists, political scientists, specialists in the field of media and information technology). The demand for such projects is due to the need to increase citizens’ confidence in state and legal institutions, reduce the risks of social conflicts, strengthen civil society. The study is based on the use of methods of empirical observations, media Analytics, media statistics, content analysis and some others. The paper presents the results of a study of the influence of the media and the art industry on the formation of people’s image of law, models of legal behavior, the impact of media on law-making, law-realization and law-interpretation activities. Special attention is paid to the problems of interaction of law and media in digital reality. In addition, the features of communicative activities in the field of interaction of media and law are shown, the algorithms of joint solution of common problems on the basis of humanitarian and technological paradigms are analyzed, the prospects of interdisciplinary research are outlined.

Текст научной работы на тему «Медиатизация правовой сферы: к постановке проблемы»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ

Медиатизация правовой сферы: к постановке проблемы

АННЕНКОВА Ирина Васильевна, заведующая лабораторией медиалогии и медиалингви-стики в области права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, профессор факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, доктор филологических наук, доцент 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: anneirina@yandex.ru

ПИЛЬГУН Мария Александровна, ведущий научный сотрудник лаборатории медиалогии и медиалингвистики в области права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, доктор филологических наук, профессор 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: pilgunm@yandex.ru

ЧЕРНОГОР Николай Николаевич, и.о. заведующего центром фундаментальных правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор РАН 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34 E-mail: chernogor72@yandex.ru

Расширение и усиление медиатизации современной культуры во всех ее проявлениях, и прежде всего в сфере различных коммуникаций, обусловливает чрезвычайную актуальность эмпирических и теоретических исследований, способных объяснить механизмы и особенности взаимодействия различных областей коммуникативной деятельности, в частности медийной и правовой, анализа алгоритмов совместного решения общих задач на основе разных научно-практических парадигм, а также перспективы развития междисциплинарных научных проектов.

Статья посвящена анализу различных аспектов медиатизации правовой сферы современного общества. Традиционно вопросы взаимодействия медиа и права имеют важное значение для общества. С изменением медиапространства, расширением веб-среды проблемы взаимодействия права и медиа переместились в цифровую реальность. В современных условиях наиболее объективные и существенные результаты в выявлении закономерностей и механизмов указанного взаимодействия могут дать кросс-дисциплинарные исследования, проводимые на основе объединения усилий специалистов в разных областях фундаментального и прикладного научного знания. Востребованность подобных проектов обусловлена необходимостью повышения доверия граждан к государственным и правовым институтам, снижения рисков социальных конфликтов, укрепления гражданского общества.

Исследование проведено на основе применения методов эмпирических наблюдений, ме-диааналитики, медиастатистики, контент-анализа и др.

В работе представлены результаты исследования закономерностей влияния средств массовой информации и арт-индустрии на формирование у людей образа права, моделей правового поведения, воздействия медиа на правотворческую, правореализационную и право-интерпретационную деятельность. Особое внимание уделяется проблемам взаимодействия права и медиа в цифровой реальности. Показаны особенности коммуникативной деятельности в области взаимодействия медиа и права, проанализированы алгоритмы совместного решения общих задач на основе гуманитарной и технологической парадигм, намечены перспективы междисциплинарных исследований.

Ключевые слова: право, правовая сфера, медиапространство, медиатизация права, медиатизация юридического дискурса, образ права в средствах массовой информации, взаимодействие права и медиа.

Mediatization in Legal Sphere: Problem Statement

I. V. ANNENKOVA, head of the laboratory of mediology and media linguistics in the field of law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of philological sciences, associate professor

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: anneirina@yandex.ru

M. A. PILGUN, leading research fellow of the laboratory of mediology and media linguistics in the field of law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of philological sciences, professor

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: pilgunm@yandex.ru

N. N. CHERNOGOR, acting head of the Center of fundamental legal research of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, doctor of legal sciences, RAS professor

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218 E-mail: chernogor72@yandex.ru

The expansion and strengthening of the mediatization of modern culture in all its manifestations, and above all — in the field of various communications, determines the extreme relevance of empirical and theoretical studies that can explain the mechanisms and features of the interaction of different areas of communication, in particular media and legal analysis of algorithms for solving common problems on the basis of different scientific and practical paradigms, as well as the prospects for the development of interdisciplinary research projects.

The article is devoted to the analysis of various aspects of mediatization of the legal sphere of modern society. Traditionally, issues of interaction between media and law are important for society. With the change of media landscape, with the expansion of the web environment, the problems of interaction between law and media have moved into digital reality. In modern conditions the most objective and significant results in identifying the patterns and mechanisms of this interaction can give cross-disciplinary research conducted by combining the efforts of specialists in different fields of fundamental and applied scientific knowledge (lawyers, linguists, psycholinguists, psychologists, sociologists, political scientists, specialists in the field of media and information technology). The demand for such projects is due to the need to increase citizens' confidence in state and legal institutions, reduce the risks of social conflicts, strengthen civil society.

The study is based on the use of methods of empirical observations, media Analytics, media statistics, content analysis and some others.

The paper presents the results of a study of the influence of the media and the art industry on the formation of people's image of law, models of legal behavior, the impact of media on law-making, law-realization and law-interpretation activities. Special attention is paid to the problems of interaction of law and media in digital reality. In addition, the features of communicative activities in the field of interaction of media and law are shown, the algorithms of joint solution of common problems on the basis of humanitarian and technological paradigms are analyzed, the prospects of interdisciplinary research are outlined.

Keywords: law, legal sphere, media landscape, mediatization of law, mediatization of legal discourse, the image of law in the media, the interaction of law and media.

DOI: 10.12737^^2018_10_1

Медиатизация стремительно захватывает практически все сферы общественной жизни: рост цифро-

вого потребления информации, социальных сетей, веб-ресурсов, цифровых СМИ значительно расши-

Таблица 1

Основные показатели посещаемости сайтов Рунета*

Значения Февраль 2018 г. В среднем за три месяца

Просмотры 3 605 122 230 3 846 496 197

Сессии 538 877 805 540 386 611

Посетители 186 550 966 186 165 639

В среднем online 2 076 636 2 118 124

В среднем активных online 2 278 259 2 328 001

Средняя длительность (мин.) 6,4 6,5

Просмотров на посетителя 19 21

* URL: https://www.livemternetru/stat/ru/mdex.html?period=month (дата обращения: 11.03.2018).

Таблица 2

Наиболее востребованные российскими пользователями

*

интернет-ресурсы

Сайт Доля посетителей, % Число посетителей

Одноклассники.^ 68 14 848 361

Почта Mail.Ru 75 9 741 252

Hearst Shkulev Digital 84 2 397 999

GISMETEO.RU: Прогноз погоды 89 2 240 362

Комсомольская правда-Digital 83 2 064268

Ответы Mail.Ru 84 1 803 334

РИА Новости: главные новости часа 84 1 721 827

Поиск Mail.Ru 71 1 574 099

Lenta.Ru 80 1 515 349

* URL: https://www.livemternetru/stat/ru/mdex.html?period=month (дата обращения: 12.03.2018).

ряет доступ к распространению новых источников информации, оказывает влияние на принятие решений как в правовой, так и в политической, социальной, экономической и других сферах (см. табл. 1).

Наиболее востребованными у российских пользователей являются социальные сети, почта, федеральная сеть городских интернет-порталов, поисковики и новостные ресурсы (см. табл. 2).

Расширение медийной сферы, принципиальное изменение коммуникативного пространства делают чрезвычайно актуальными эмпирические и теоретические исследования, способные объяснить ме-

ханизмы и особенности взаимодействия различных сфер коммуникативной деятельности (например, медийной и правовой), показать алгоритмы совместного решения общих задач на основе разных дисциплинарных парадигм, а также перспективы развития кросс-дисциплинарных проектов.

Традиционно вопросы взаимодействия медиа и права имеют важное значение для общества. В современных условиях наиболее объективные и существенные результаты в познании закономерностей и механизмов этого взаимодействия могут дать междисциплинарные исследования, проводимые на основе

объединения усилий специалистов в разных областях фундаментального и прикладного научного знания (юристов, лингвистов, психолингвистов, психологов, социологов, политологов, специалистов в сфере медиа и информационных технологий). Их актуальность и востребованность обусловлена необходимостью повышения доверия граждан к государственным и правовым институтам, снижения рисков социальных конфликтов, укрепления гражданского общества. В США, например, давно существует психолого-правовое общество (The American Psychology-Law Society), которое занимается продвижением достижений психологии в области освоения механизмов действия права, формирования правовых установок и правомерного поведения, позитивного отношения граждан к праву, государственным органам, существующей юридической практике. Для этого используются разные средства и формы — фундаментальные и прикладные исследования, образовательные программы, общественная деятельность.

Средства массовой информации давно играют важную роль в формировании правового сознания и правовой культуры общества и индивидов. Нередко именно они формируют у людей образы права, правовой реальности, законодателя, судей и правосудия и т. п., восполняют в их сознании пробелы в знании о праве, компенсируют отсутствие собственного опыта правового взаимодействия с другими членами общества, государственными органами. Интерес к правовым вопросам, юридической практике в обществе постоянно растет. Средства массовой информации и арт-индустрии (телевидение, кино), которые совокупно обозначаются термином «медиа», способны его удовлетворить и, надо сказать, значительно в этом преуспели.

Темы соотношения права, закона и справедливости, преступле-

ния и наказания, юридической ответственности представителей политической элиты за совершенные правонарушения, эффективности законотворческой деятельности, конфликта интересов на государственной и муниципальной службе и др. традиционно вызывают повышенный интерес журналистов и широко освещаются в прессе. Технологии, приемы и методы, с помощью которых СМИ формируют общественное мнение, отношение граждан к праву, закону, преступлениям и преступникам, правосудию, давно стали объектом внимания ученых1.

С 1960-х гг. стали активно изучаться содержание и стиль освещения в СМИ правовых вопросов, влияние СМИ на социальное и правовое поведение. Главные вопросы, которые тогда волновали исследователей — побуждает ли медиа-контент, демонстрирующий модели противоправного, общественно опасного поведения, людей к совершению преступлений; является ли он причиной или катализатором роста преступности и появления дисфункций в правоприменении? В статье М. Fishman2 наглядно показана негативная роль соответствующего контента и СМИ в формировании моделей поведения людей. Также были опубликованы результаты исследования, доказывающие, что СМИ, продвигая упомянутый контент, стимулируют девиантное поведение,

1 См., например: Doob A. N, Macdonald G. E. Television and Fear of Victimization: Is the Relationship Causal? // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 37. 1979. P. 170—179; Graber D. A. Crime News and the Public. N. Y., 1980; Roberts J. V., Doob A. N. News Media in Fluences on Public Views of Sentencing. This Issue // Law and Human Behavior. No. 14. 1990. P. 451—468; Hans P. Valerie. Law and the Media: An Overview and Introduction. Cornell Law Faculty Publications. 1990.

2 См.: Fishman M. ^me Waves as Ideology // Social Problems. Vol. 25. Iss. 5. June 1978. P. 531— 543.

порождают убийц и самоубийц — «подражателей»3. В 2002 г. в американском информационном пространстве началась кампания "CSI Effect" (Crime Scene Investigation Effect), которая распространяла мнение о том, что последствия телевизионных передач разрушают целостность уголовного процесса4.

В то же время существует и противоположное мнение. По результатам исследований подростковых самоубийств в период 1973—1984 гг., в которых многие обвиняли выпуски новостей, авторы пришли к выводу, что нельзя связывать увеличение количества этих трагедий с телевизионными эффектами, имитирующими подобное поведение5.

R. Surette на основе данных анонимных обследований 574 заключенных мужчин и женщин пришел к выводу, что СМИ чаще всего служат инструкцией для совершения преступлений, но не являются причиной общественно опасного поведения. Причем исследование показало, что риску копирования противоправного поведения, информацию о котором распространили медиа, наиболее подвержены молодые мужчины6.

3 Cm.: Pease S. E, Love C. T. The Copycat Crime Phenomenon // Justice and the Media: Issues and Research / ed. by R. Surette. Springfield, 1984; Bollen K. A., Phillips D. P. Imitative Suicides: a National Study of the Effects of Television News Stories // American Sociological Review. Vol. 47. Iss. 6. 1982. P. 802— 809; Phillips D. P., Carstensen L. L. Clustering of Teenage Suicides after Television News Stories about Suicide // The New England Journal of Medicine. 1986. P. 685—689.

4 Cm.: Cole Simon A., Dioso-Villa R. Investigating the "CSI Effect" Effect // Stanford Law Review. 2009. Vol. 61. No. 6.

5 Cm.: Kessler R. C, Downey G, Milavsky J. R, Stipp H. Clustering of Teenage Suicides after Television News Stories about Suicides: a Reconsideration // American Journal of Psychiatry. Vol. 145. 1989. P. 1379—1383.

6 Cm.: Justice and the Media: Issues and

Research / ed. by R. Surette. Springfield, 1984.

В ряде исследований особое внимание было уделено анализу ме-диапрезентаций криминальных новостей и ситуаций, выявлению степени достоверности и точности преподносимых фактов, а также их правовой оценки как правоохранительными органами, так и СМИ. Преобладающими в медиаконтенте, по мнению специалистов, закономерно оказались сюжеты о громких преступлениях, причем как реальных, так и фиктивных, а степень объективности освещения фактов и событий — крайне низкой7.

В работе K. J. Robbennolt, A. Ch. Stu-debaker доказано, что СМИ оказывают мощное воздействие на гражданский судебный процесс, влияют на принятие решений в конкретных делах и на формирование судебной практики в целом. При этом исследование показало, что представление в масс-медиа гражданского судопроизводства систематически искажает реальную картину и формирует негативное восприятие судебных разбирательств гражданских дел и вынесенных по ним решений8.

Анализ американских телевизионных шоу "People's Court" and "L. A. Law" выявил неточности представления правовых реалий в различных телеформатах9.

7 См., например: Bortner M. A. Media Images and Public Attitudes Toward Crime and Justice // Justice and the Media: Issues and Research / ed. by R. Surette. Springfield, 1984. P. 15—30.

8 См.: Robbennolt K. J., Studebaker A. Ch. News Media Reporting on Civil Litigation and its Influence on Civil Justice Decision Making // Law and Human Behavior. Vol. 27. No. 1. 2003. P. 1—23.

9 См.: Attention B. L., Becker A. Your Motions in Courtrooms-Not Bedrooms Would-Be More Help // TV Guide. June 17, 1989. P. 10—11; Macauley S, Trubek D. Law and Society. Panel Discussion Presented at the Meeting of the Law and Society Association, Madison, WI. 1989; Rosen R. E. Ethical Soap: L. A. Law and the Privileging of Character // University of Miami Law Review, 43. 1989. P. 1229—1261.

Аналогичные выводы сделали и журналисты (из издания "Los Angeles Times"), которые провели исследование с целью определения корректности и точности освещения случаев сексуального насилия в отношении детей дошкольного возраста10.

С изменением медиапростран-ства, расширением веб-среды проблемы взаимодействия права и медиа переместились в цифровую ре-альность11.

Впервые влияние компьютерной техники и телевидения на будущее судебного процесса было показано в монографии М. Е. Katsh (1989 г.). Автор утверждал, что новые способы коммуникации оказывают влияние на правовую сферу общества, а также на различные стадии «жизни» закона, «стороны» его действия. Через 20 лет, в 2009 г., на симпозиуме «СМИ, юстиция и закон» в Стэнфорде в диалоге между юристами, политиками, представителями СМИ и американской общественности основное внимание было уделено уже блогам как новой форме общения с Верховным судом12.

Исследователи отмечают, что позитивные последствия перенесения политических и правовых коммуникаций в виртуальную среду соседствуют с опасными тенденциями,

10 См.: Shaw D. McMartin Verdict: Not Guilty. Where was Skepticism in Media? // Los Angeles Times. 19 January. 1990. P. Al, A20—A21; Shaw D. Media Skepticism Grew as McMartin Case Lingered // Los Angeles Times. 21 January. 1990. P. Al, A32—A34; Shaw D. Reporter's Early Exclusives Triggered Media Frenzy // Los Angeles Times. P. Al, A30—A31. 20 January. 1990.

11 О цифровой реальности и ее влиянии на право см.: Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85—102.

12 См.: Oats J. Media, Justice and the Law //

Stanford Law Review. Vol. 61. Iss. 6. July 2016. P. 1333—1335.

так как Интернет предоставляет возможности для «обхода» требований законов, например в процессе предвыборной кампании13.

Трансформация медийного поля, расширение рамок медиаформатов привело к тому, что сегодня для ме-диапрезентации юридической деятельности, ее результатов, распространения соответствующей информации и формирования общественного мнения используются разнообразные ресурсы. В первую очередь это социальные сети, веб-ресурсы, а также открытые данные и специальные сервисы.

Открытые данные сейчас воспринимаются в большей степени как фактор экономического роста, действие которого создает условия для развития инновационного бизнеса. Между тем этот ресурс может служить средством, обеспечивающим необходимый уровень доверия общества к государству и его институтам, правового сознания и правовой культуры, укрепление сотрудничества между гражданским обществом и государственными органами. Помимо этого, он имеет значительный потенциал в области реализации прав человека, так как открывает доступ к общественным и государственным информационным ресурсам, обеспечивает прозрачность деятельности публичных институтов и должностных лиц.

Использование открытых данных в правовой сфере — довольно распространенная мировая практика. Так, открытые данные о состоянии преступности используются для прогнозирования ее динамики (проекты "PredPol", "НипсЫаЬ"). Примером эффективного функционирования такого ресурса может служить портал "СтсБсаре" (https://www. civicscape.com/), созданный 10 лет назад группой полицейских и инженерно-технических сотрудни-

13 cm.: Powell L. Getting around Circumvention: a Proposal for Taking Feca Online // Stanford Law Review. 2006. P. 1499—1502.

ков. Информация, поступающая от полиции и органов местной власти и аккумулируемая на портале, помогает составлять криминологические прогнозы, оценивать криминоген-ность отдельных территорий, взвешенно определять стратегию и тактику профилактики преступлений и др. Важное достоинство проекта — открытый исходный код алгоритмов, используемых для оценки криминогенной ситуации в конкретном районе (https: //github.com / CivicScape/ CivicScape/).

Еще один пример — сервис, который на основе данных полиции Сан-Франциско предоставляет алгоритм, предсказывающий виды и количество преступлений на определенной территории с вероятностью 90%. Прогнозы привязаны к почтовому индексу, времени суток и дню недели. Исходный код также доступен (https://github.com/orlandott/ Predictive_Policing).

В русскоязычном коммуникационном пространстве открытые данные, отражающие основные тенденции законотворческого процесса, размещены, например, в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности (http:// asozd2.duma.gov.ru/), на официальных сайтах Верховного Суда РФ (http://www.vsrf.ru/), Министерства юстиции РФ (http://minjust. ru/), Следственного комитета РФ (http://sledcom.ru/), Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (http://president-sovet.ru/) и других ресурсах.

В частности, Государственная автоматизированная система РФ «Правосудие» (https://sudrf.ru/), предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, предоставила недавно API ГАС «Правосудие» официальный программный интерфейс: с помощью API граждане могут находить и использовать откры-

тые данные судов общей юрисдикции РФ, а также статистическую и аналитическую информацию. С 2017 г. в России реализуется Концепция цифровой трансформации органов прокуратуры14 совместно с Минкомсвязи (ныне — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ) и ПАО «Ростелеком».

При этом неполнота правовой информации, размещенной на ресурсах органов публичной власти, и недостаточность освещения на них правовых вопросов приводит к появлению общественных проектов, представляющих результаты анализа правовой сферы и ее отдельных сегментов независимыми субъектами — институтами гражданского общества. Примером могут служить такие проекты, как «Открытая полиция» и «РосПравосу-дие».

«Открытая полиция» (https:// openpolice.ru/) — проект Комитета гражданских инициатив и АНО «Информационная культура». В его рамках осуществляется мониторинг деятельности полиции, собираются предложения и жалобы граждан, выявляются проблемы и недостатки в деятельности полиции. Участники проекта разрабатывают концепцию «Открытой полиции», которая должна базироваться на мнении экспертов, материалах и результатах публичных консультаций и предложениях граждан.

РосПравосудие (https://rospra-vosudie.com/research/) — проект, в рамках которого с 2012 г. отслеживается общедоступная судебная практика, размещаются результаты анализа текстов судебных решений (выложенных на официальных сайтах судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также опубликованных в официальных изданиях). В понятном и, главное, привлекательном формате инфографики на сайте

14 См. приказ Генерального прокурора РФ от 14 сентября 2017 г. № 627.

представлены такие общественно значимые правовые «сюжеты», как Криминальная карта России, Интерактивная карта популярности наркотиков, Соотношение умышленных и неумышленных убийств и др.

Востребованность правовой информации массовой аудиторией подтверждают данные о рейтинге сайтов Рунета (по данным Liveinternet за неделю). В разделе «Государство» самыми востребованными оказались официальный сайт Федеральной службы судебных приставов (http://fssprus. ru/) — 97%, 1 187 847 просмотров, и портал «Судебные и нормативные акты РФ» (http://sudact.ru/) — 96%, 499 104 просмотров. В первую десятку также вошли следующие интернет-ресурсы: сайт «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации» (http:// legalacts.ru/) — 97%, 278 274 просмотров, «ПРАВО.гш> (https://pravo. ru/) — 92%, 222 663, юридический интернет-портал «ЗонаЗакона.РУ» (https://www.zonazakona.ru/) — 93%, 194 075, правовая навигационная система «Кодексы и Законы РФ» (https://www.zakonrf.info/) — 95%, 179 465, сайт Российского агентства правовой и судебной информации (http://rapsinews.ru/) — 95%, 170 469 просмотров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное распределение предпочтений русскоязычных акторов Интернета, основанное на анализе количества пользователей, уникальных посетителей и просмотров, во-первых, демонстрирует отождествление в сознании граждан государственных и правовых вопросов, во-вторых, подтверждает предположение, что именно правовой сегмент является наиболее важной составляющей в пространстве взаимодействия «государство — гражданин».

Очевидно, что для построения эффективных коммуникаций в правовой сфере государству необходима «обратная связь»: знание и понимание не только потребностей и ожиданий граждан, но и отношения об-

щества к ключевым правовым проблемам, а таже независимые оценки законотворческого процесса и право-реализационной деятельности. Ранее такого рода проблемы пытались выявлять путем применения инструментария социологии. В последнее время все чаще российская и зарубежная практика демонстрирует низкую эффективность использования старых подходов к анализу изменившейся коммуникативной реальности и необходимость применения новых технологий (больших данных, выявления цифровых следов и т. п.). Но даже с привлечением этих технологий остается нерешенной проблема интерпретации правовых норм, которая приобрела новое звучание в связи с появлением и развитием нетипичных правоинтер-претационных практик15.

Приведенная характеристика современных реалий в области взаимодействия права и медиа побуждает к постановке научных задач, которые могут быть решены путем проведения междисциплинарных исследований. В их числе важное место занимает задача расширения объектов и металогического инструментария, применяемого в процессе научного познания. Позитивные практические результаты может дать использование психолингвистического анализа языкового сознания, которое согласно идеям Московской психолингвистической школы представляет сегмент сознания человека, отражающий значения в качестве социальных компонентов, проявляющихся в форме языковых средств — лексем, свободных и фразеологически связанных и устойчивых сочетаний, текста, ассоциативных полей16.

15 О нетипичных правоинтерпретацион-ных практиках см.: Хабриева Т. Я. Венецианская комиссия как субъект интерпретации права. М., 2018.

16 См.: Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А., Ба-лясникова О. В., Полянская А. Г. и др. Региональное языковое сознание коми, русских, татар: проблемы взаимовлияния: коллек-

Такого рода исследования создают возможность выявлять и оценивать систему знаний, сформированную человеком в процессе освоения социальных, культурных и правовых реалий, составляющую важную часть личности.

Анализ языкового сознания в определенной степени позволяет выяснить, как человек видит окружающий его мир, в том числе правовую сферу, как оценивает те или иные явления внеязыковой действительности, помогает объяснить мотивацию его поступков, построить возможные траектории поведения в заданной или сложившейся ситуации.

Для изучения языкового сознания в онлайн и офлайн среде требуется проведение исследования (в понимании теории доказательств и доказывания) «цифровых следов», сочетание применяемых технологий обработки больших данных и психолингвистического анализа. Полученные результаты могут быть продуктивно использованы в ходе реализации разного рода проектов, связанных с освоением современных возможностей правовой и медийной сфер, нацеленных на удовлетворение потребностей общества.

Доктринальное осмысление процессов медиатизации правовой сферы следует осуществлять по разным направлениям. Наиболее перспективными представляются следующие темы:

1) язык современных правовых документов и его соответствие функционально-стилистическим нормам;

тивная монография / под ред. Н. В. Уфимце-вой. М.; Ярославль, 2017.

2) процессы медиатизации юридического дискурса и их влияние на правовое сознание общества и индивидов;

3) методика определения конфликтных и конфликтогенных текстов;

4) концепция и организация проведения мониторинга языкового сознания жителей разных регионов России на предмет выявления их отношения к праву, конкретным законам, государству и его институтам, правоприменительной практике и т. п.;

5) мониторинг представлений массовой аудитории медиа о праве и государстве, сформированных под воздействием СМИ, социальных сетей, школьного обучения;

6) мониторинг конфликтных зон в языковом сознании разных этносов в регионах России и за рубежом (поиск общего и различий);

7) лингвистическая экспертиза юридических текстов;

8) лингвистическая экспертиза медиатекста в аспекте юрислингви-стики;

9) психолингвистическая экспертиза правовых и медийных текстов;

10) медиагеографическая и геолингвистическая специфика правовых текстов разных стран.

Изучение заявленных тем с позиций двух разных парадигм — гуманитарной и технологической — может открыть новые перспективы развития научного знания о закономерностях развития права и правовой сферы в контексте их взаимодействия с медиа, механизмах повышения эффективности правового регулирования.

Библиографический список

Attention B. L., Becker A. Your Motions in Courtrooms-Not Bedrooms Would-Be More Help // TV Guide. June 17, 1989.

Bollen K. A., Phillips D. P. Imitative Suicides: a National Study of the Effects of Television News Stories // American Sociological Review. Vol. 47. Iss. 6. 1982.

Bortner M. A. Media Images and Public Attitudes Toward Crime and Justice // Justice and the Media: Issues and Research / ed. by R. Surette. Springfield, 1984.

Cole Simon A., Dioso-Villa R. Investigating the "CSI Effect" Effect // Stanford Law Review. 2009. Vol. 61. No. 6.

Doob A. N., Macdonald G. E. Television and Fear of Victimization: Is the Relationship Causal? // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 37. 1979.

Fishman M. Orime Waves as Ideology // Social Problems. Vol. 25. Iss. 5. June 1978.

Graber D. A. Crime News and the Public. N. Y., 1980.

Hans P. Valerie. Law and the Media: An Overview and Introduction. Cornell Law Faculty Publications. 1990.

Justice and the Media: Issues and Research / ed. by R. Surette. Springfield, 1984.

Kessler R. C., Downey G., Milavsky J. R., Stipp H. Clustering of Teenage Suicides after Television News Stories about Suicides: A Reconsideration // American Journal of Psychiatry. Vol. 145. 1989.

Macauley S., Trubek D. Law and Society. Panel Discussion Presented at the Meeting of the Law and Society Association, Madison, WI. 1989.

Oats J. Media, Justice and the Law // Stanford Law Review. Vol. 61. Iss. 6. July 2016.

Pease S. E., Love C. T. The Copycat Crime Phenomenon // Justice and the Media / ed. by R. Surette. Springfield, 1984.

Phillips D. P., Carstensen L. L. Clustering of Teenage Suicides after Television News Stories about Suicide // The New England Journal of Medicine. 1986.

Powell L. Getting around Circumvention: a Proposal for Taking Feca Online // Stanford Law Review. 2006.

Robbennolt K. J., Studebaker A. Ch. News Media Reporting on Civil Litigation and its Influence on Civil Justice Decision Making // Law and Human Behavior. Vol. 27. No. 1. 2003.

Roberts J. V., Doob A. N. News Media in Fluences on Public Views of Sentencing. This Issue // Law and Human Behavior. No. 14. 1990.

Rosen R. E. Ethical soap: L. A. Law and the Privileging of Character // University of Miami Law Review. 43, 1989.

Shaw D. McMartin Verdict: Not Guilty. Where was Skepticism in Media? // Los Angeles Times. 19 January. 1990.

Shaw D. Media Skepticism Grew as McMartin Case Lingered // Los Angeles Times. 21 January. 1990.

Shaw D. Reporter's Early Exclusives Triggered Media Frenzy // Los Angeles Times. 20 January. 1990.

Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А., Балясникова О. В., Полянская А. Г. и др. Региональное языковое сознание коми, русских, татар: проблемы взаимовлияния: коллективная монография / под ред. Н. В. Уфимцевой. М.; Ярославль, 2017.

Хабриева Т. Я. Венецианская комиссия как субъект интерпретации права. М., 2018.

Хабриева Т. Я., Черногор Н. Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.