Научная статья на тему 'МЕДИАТИВНЫЙ ОПЫТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ'

МЕДИАТИВНЫЙ ОПЫТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / КОНФЛИКТЫ / ОНЛАЙН-МЕДИАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / АРКТИКА / КРАЙНИЙ СЕВЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Е.А.

Необходимость внедрения онлайн-медиации на Крайнем Севере обусловлена особенностями жизнедеятельности северных территорий, которые накладывают отпечаток на психологическое развитие детей и, как следствие, на эффективность образовательного процесса. Дефицитарность развития альтернативной процедуры разрешения конфликтов в отдаленных районах края приводит к актуализации онлайн-медиации с точки зрения профилактики, предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций и освоения специалистами информационно-коммуникативных технологий, подготовки конкурентоспособных специалистов, а также установления благоприятного эмоционально-личностного фона. Проблематика исследования связана со сравнительно недавним внедрением медиативных процедур на территории Крайнего Севера и в то же время с возможностями, которые предоставляет медиация для региона, особенности которого создают наиболее тяжелые психологические условия. Эмоционально-личностное развитие представителей малых народов известно не только позитивными, но и неблагоприятными социально-психологическими последствиями перемен.В научной статье посредством контент-анализа и сравнительного анализа рассматриваются психологические особенности обучающихся на территориях Крайнего Севера, развитие и формы медиативного процесса на территориях Красноярского края и Крайнего Севера, а также возможности онлайн-медиации для отдаленных территорий региона и установление положительного психологического климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION EXPERIENCE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE ARCTIC AND THE FAR NORTH OF THE KRASNOYARSK TERRITORY

The need to introduce online mediation in the Far North is due to the peculiarities of the life of the northern territories, which affect the psychological development of children and, as a result, the effectiveness of the educational process. The lack of development of alternative conflict resolution procedures in remote areas of the region leads to the actualization of online mediation in terms of prevention, prevention and resolution of conflict situations and the development of information and communication technologies by specialists, the training of competitive specialists, as well as the establishment of a favorable emotional and personal background. The problems of the study are related to the relatively recent introduction of mediation procedures in the Far North and at the same time to the opportunities that mediation provides for the region, the features of which create the most difficult psychological conditions. The emotional and personal development of the representatives of small nations is known not only for the positive, but also for the unfavorable socio-psychological consequences of changes. The article examines the psychological characteristics of students in the Far North, the development and forms of the mediation process in the territories of the Krasnoyarsk Territory and the Far North, as well as the possibilities of online mediation for remote areas of the region and the establishment of a positive psychological climate.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТИВНЫЙ ОПЫТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТЕРРИТОРИЙ АРКТИКИ И КРАЙНЕГО СЕВЕРА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

Медиативный опыт общеобразовательных учреждений территорий Арктики и Крайнего Севера

Красноярского края

Екатерина Алексеевна Груздева

аспирант кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Сибирский федеральный университет Красноярск, Россия каШ511ес11ка157@gmail.com 0000-0001-5608-5996

Поступила в редакцию 10.03.2021 Принята 1.05.2021 Опубликована 11.05.2021

©10.25726/82337-8520-5183-г

Аннотация

Необходимость внедрения онлайн-медиации на Крайнем Севере обусловлена особенностями жизнедеятельности северных территорий, которые накладывают отпечаток на психологическое развитие детей и, как следствие, на эффективность образовательного процесса. Дефицитарность развития альтернативной процедуры разрешения конфликтов в отдаленных районах края приводит к актуализации онлайн-медиации с точки зрения профилактики, предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций и освоения специалистами информационно-коммуникативных технологий, подготовки конкурентоспособных специалистов, а также установления благоприятного эмоционально-личностного фона. Проблематика исследования связана со сравнительно недавним внедрением медиативных процедур на территории Крайнего Севера и в то же время с возможностями, которые предоставляет медиация для региона, особенности которого создают наиболее тяжелые психологические условия. Эмоционально-личностное развитие представителей малых народов известно не только позитивными, но и неблагоприятными социально-психологическими последствиями перемен.В научной статье посредством контент-анализа и сравнительного анализа рассматриваются психологические особенности обучающихся на территориях Крайнего Севера, развитие и формы медиативного процесса на территориях Красноярского края и Крайнего Севера, а также возможности онлайн-медиации для отдаленных территорий региона и установление положительного психологического климата.

Ключевые слова

медиация, конфликты, онлайн-медиация, образование, Арктика, Крайний Север.

Исследование выполнено при финансовой поддержке КГАУ «Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности» в рамках научного проекта № КФ-785 «Онлайн-медиация в образовании как инструмент для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей территорий Арктики и Крайнего Севера».

Введение

Медиация в школе - инновационный подход к решению межличностных конфликтов, которые возникают между участниками учебно - воспитательного процесса, целью которого является реализация практики конструктивной ненасильственного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Восстановительные практики - соответствующие процедуры и процессы, имеющие целью разрешение спорных и проблемных вопросов путем целостного подхода и основанные на принципах

восстановительного подхода: включение и учета интересов всех заинтересованных сторон, добровольности и самоопределения участников, понимания, уважения и ответственности.

Каждому этносу присущи свой образ жизни, способ мышления и склад ума, мировосприятие, формирование которых происходит с детских лет. Например, в исследованиях [11] доказано, что к учащимся корякам и ительменам требуется различных подход при организации образовательной деятельности. Вместе с этим подростковый возраст является наиболее уязвимым для психологического воздействия и самым важным этапом в формировании личности [6].

В свою очередь медиативная процедура способствует установлению конструктивной коммуникации, снимает негативное отношение и психологические барьеры противостояния посредством осознания собственных интересов с учетом мнения обеих сторон [7]. Медиация способствуют выстраиванию либо восстановлению социальной связи и управлению конфликтами между людьми или организациями при помощи медиатора [10]. Наиболее эффективно, независимо от времени и местонахождения противоборствующих сторон, конфликты разрешаются при помощи медиатора с использованием информационно-коммуникативных технологий и технических средств.

На территории Крайнего Севера и Арктики альтернативная процедура разрешения конфликтов находится на стадии внедрения. Наиболее широко используется восстановительно-примирительная медиация и медиация сверстников.

Так, на территории Ненецкого автономного округа по состоянию на 2018 год в 80% школ функционировали школьные службы примирения. Региональным координатором служб выступает Ненецкий центр развития образования, оказывающий медиаторам методическую поддержку.

Материалы и методы исследования

На базе МБОУ «Гимназия № 1» города Норильска функционирует школьная служба медиации, объединяющая обучающихся, педагогов и других участников образовательного процесса, которые заинтересованы в выработке взаимоприемлемого решения для всех сторон конфликта и развитии восстановительной медиации. При этом медиаторами могут выступать как педагоги, прошедшие специальное 72-х часовое обучение, так и обучающиеся 7-11 классов и родители, прошедшие 24-х часовое обучение и являющиеся членами службы школьной медиации [2].

В МБУ «Средней школе № 13» города Норильска школьная служба медиации выделяет следующие задачи: разрешение конфликтов силами школы, изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации, школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы. Ко всему прочему, школьная служба медиации способствует снижению количества конфликтных ситуаций через ежегодное проведение диагностики и анкетирования учащихся о разрешении конфликтных ситуаций в школе, обучение восстановительным технологиям учащихся, анектирование по выявлению причин конфликтов, обучение медиаторов примирительным технологиям, проведение медиативных встреч и бесед о плюсах и минусах конфликтов, технологиях разрешения конфликтов .

В «Дудинской средней школе № 7» процедура разрешения проблемных ситуаций основана на восстановительно-примирительном подходе. Широко используется урегулирование конфликтов между участниками образовательного процесса и обсуждение острых тем в формате «круг сообщества». Проводятся классные собрания, где обсуждаются текущие вопросы в формате конструктивного диалога. В качестве механизма управления конфликтными ситуациями проводится совет по профилактике правонарушений [3-6].

Таким образом, на территории Крайнего Севера и Арктики при урегулировании конфликтов в образовательной среде широко используется школьная служба медиации, а в качестве медиаторов могут выступать специалисты, родители и школьники, прошедшие специальные медиативные курсы.

Результаты и обсуждение

Медиаторство сверстников способствует переменам, обеспечивая позитивную, заботливую, безопасную и дружественную школьную среду. Семинары по медиации учат всех студентов разрешать конфликты низкого уровня, используя своих сверстников в качестве медиаторов. Медиация открывает

каналы коммуникации и позволяет несогласным студентам обсудить свои проблемы под руководством медиаторов и прийти к решению, которое устраивает обе стороны [7].

Равное медиаторство основано на предположении, что конфликты-это взаимные проблемы, которые могут быть решены таким образом, чтобы это принесло пользу всем сторонам. В средних и старших школах медиаторство сверстников используется для того, чтобы помочь двум или более ученикам разрешить серьезные конфликты, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Медитация сверстников опирается на беспристрастную третью сторону, посредника сверстников, чтобы облегчить процесс решения проблем и помочь студентам использовать передовые навыки общения, переговоров и решения проблем для достижения взаимовыгодного решения [1].

Было установлено, что медиаторство сверстников особенно эффективно в начальных/начальных школах, где споры часто касаются отношений, совместной игры, совместной работы и понимания человеческих различий. Медиаторство сверстников очень эффективно, поскольку дети начинают выражать свои чувства и создают более глубокое понимание друг друга и того, как использовать диалог для разрешения своих споров.

В некоторых программах используются команды одноранговых медиаторов, которые сотрудничают для облегчения процесса переговоров. Споры по таким вопросам, как ревность, использование личной собственности, издевательства, слухи, драки и недоразумения между студентами, поддаются посредничеству сверстников. Однако медиаторство сверстников может быть неуместным в ситуациях, когда учащиеся имеют серьезные эмоциональные проблемы, уже участвовали в насильственных действиях или имели неудачный опыт медиаторства [3].

Медиация сверстников также особенно подходит для средней школы, поскольку на этом этапе процесса развития учащиеся, как правило, полагаются на своих сверстников в социальной и эмоциональной поддержке и приветствуют возможности функционировать независимо от своих родителей и учителей. Кроме того, учащиеся средней школы лучше способны рассматривать проблемы с точки зрения своих сверстников и могут формулировать проблемы на языке, понятном их одноклассникам.

Дети оказываются в опасных ситуациях, которые часто приводят к эскалации конфликта со сверстниками. Конфликты возникают в классе, столовой, библиотеке, школьном автобусе, на детской площадке, во время стояния в очереди и в любом месте, где собираются дети. В подростковом возрасте на стадии полового созревания многие дети проявляют свои эмоции в форме поддразнивания, сплетен и физической агрессии. Если их не контролировать, эти же поведенческие паттерны перейдут в подростковый возраст, где существует более жесткая конкуренция между группами сверстников. Неспособность разрешить конфликт, не прибегая к насилию, является симптомом неспособности молодежи справиться с конфронтацией. Обучение молодежи тому, как разрешать конфликты мирным путем, может помочь уменьшить количество случаев насилия и преступных злодеяний. Образование по разрешению конфликтов направлено на то, чтобы сделать это реальностью [5].

Образование по разрешению конфликтов пытается привить навыки решения проблем детям, участвующим в споре. Она включает в себя предоставление обеим сторонам возможности выразить свою точку зрения, интересы и предложить способы поиска приемлемых решений. Образовательные программы по разрешению конфликтов снабжают педагогов необходимыми инструментами, чтобы научить детей разрешать конфликты ненасильственными способами. Наиболее эффективные программы включают в себя множество компонентов для достижения этого результата, включая навыки решения проблем, навыки эффективного общения и слушания, навыки критического и творческого мышления и другие важные жизненные навыки.

Педагоги определили четыре стратегии разрешения конфликтов, которые могут быть использованы в различных школьных условиях. Эти четыре стратегии разрешения конфликтов включают посредничество сверстников, учебную программу процесса, мирные классы и мирные школы. Все четыре подхода предоставляют молодежи необходимые инструменты для того, чтобы помочь справиться с конфликтами. Педагоги могут работать со своим местным школьным округом, чтобы определить, какой подход использовать для достижения наилучших результатов. Многие эксперты

утверждают, что молодежь научится распознавать и решать проблемы до того, как они обострятся. Многие школы и общины приняли подход медиаторства сверстников к обучению разрешению конфликтов. В соответствии с этим подходом обученные медиаторы работают со своими коллегами для разрешения конфликтов. Программы медиаторства направлены на сокращение традиционного применения наказаний, таких как отстранение от должности, содержание под стражей и высылка. Программы медиаторства сверстников доказали свою эффективность в большинстве случаев, когда конфликт перерос в насилие. В результате эти программы стали высоко цениться среди учителей [6].

Учителя также имеют возможность посвятить отдельный курс или учебную программу принципам и процессам разрешения конфликтов. Подход к процессу обучения направлен на то, чтобы научить детей разрешать споры, помогая им представить сценарии, которые могут произойти в будущем. Этот подход вводит способы решения проблем до их возникновения. То же самое относится и к мирному подходу в классе, за исключением того, что он интегрирует разрешение конфликтов в повседневную учебную программу и общее управление классом. Мирный подход в классе укрепляет кооперативное поведение и поощряет принятие разнообразия. Она также учит заботе и эффективному общению.

Школы, которые приняли мирный подход к классам, как правило, вовлекают в этот процесс всю школу. На самом деле многие школы приняли подход "мирной школы", который включает в себя вышеупомянутые три подхода. Мирная школа создает среду, в которой все вместе работают над разрешением конфликтов, включая учеников, учителей и администраторов. Миролюбивый школьный подход гарантирует, что вся школа будет остерегаться возможных конфликтов.

Вышеупомянутые программы урегулирования конфликтов помогли школам, общинам и органам правосудия по делам несовершеннолетних улучшить их общий климат. Многие учреждения сообщили о сокращении числа случаев деструктивного и насильственного поведения, хронических пропусков занятий в школах, а также дисциплинарных обращений и отстранений от занятий. Эти программы разрешения конфликтов также дали молодым людям повышенную самооценку, уверенность в себе и самоуважение. Взрослые играют важную роль в том, чтобы дети проявляли свои недавно обретенные навыки разрешения конфликтов. Поэтому по-прежнему жизненно важно, чтобы школьный персонал подавал пример. Все эти программы направлены на то, чтобы держать в узде как детей, так и взрослых, не приводя к насилию [8].

Переговоры по решению проблем: Поиск решений, обеспечивающих достижение всеми сторонами своих целей и устранение любых напряжений или негативных чувств между ними. См. шестиступенчатую процедуру разрешения конфликтов.

1. Сглаживание: сторона отказывается от своей цели поддерживать отношения на максимально возможном уровне. Сказать, что я сожалею, не значит, что я ошибаюсь. Это дает другому человеку понять, что вы сожалеете о ситуации, когда цель менее важна, чем отношения.

2. Принуждение к переговорам "Победа-поражение": Сторона стремится достичь своей цели, заставляя или убеждая другую сторону отказаться от своей цели. Стратегии включают угрозы, наложение штрафов, упреждающие действия для решения без ведома или разрешения других, убедительные аргументы, установление крайнего срока, приверженность неизменной позиции и требования, которые намного превышают то, что на самом деле приемлемо. Последняя стратегия начинается с крайней открытой позиции и следует за ней с медленным темпом компромисса в попытке заставить другую сторону уступить. Эта стратегия может быть дополнена убедительными аргументами, угрозами и атаками, направленными на подавление, подавление или запугивание других. Цель состоит в том, чтобы достичь цели, не заботясь о потребностях или чувствах другого. Чем сильнее сторона вынуждена уступить, тем сильнее другой человек будет отталкивать ее. Чем больше вы заставляете, тем больше другой сопротивляется и тем злее становится другой человек. Когда принуждение успешно, победа может привести к чувству гордости и достижения. В случае неудачи это может привести к депрессии, чувству вины, стыда и неудаче. Это приводит к высокой цене отчуждения и запускает спираль тактики "выиграй-проиграй". Используйте, когда цель очень важна, а отношения-нет.

3. Компромисс: Каждый человек или группа меняет свою цель в сторону цели других. Методы, помогающие людям идти на компромисс, заключаются в том, чтобы разделить разницу,

встретиться посередине, подбросить монетку или позволить шансу решить. Используйте, когда цель и отношения умеренно важны, и вы и другой человек, похоже, не можете получить то, что каждый хочет. Каждый из них отказывается от части цели и жертвует частью отношений, чтобы достичь соглашения. Компромисс, когда времени мало, иногда полбуханки лучше, чем ничего. Используйте, когда цель не важна и вам не нужно поддерживать отношения с другим человеком.

4. Уйти: Уйти, сдаться, подчиниться, избежать проблемы и человека.

Конфликт становится разрушительным, когда его отрицают, подавляют или избегают, что приводит к гневу, дракам, физическому доминированию, домогательствам, словесным нападкам, физическому насилию, уступкам или холодным плечам. Эти действия не разрешают конфликты на благо всех участников и вместо этого приводят к отчуждению людей.

Программы медиаторства сверстников предлагают школам альтернативу традиционной дисциплинарной практике и помогают школам стать более безопасными местами. Цель медиаторства сверстников состоит в том, чтобы уменьшить конфликт и дать детям навыки решения проблем. Обученные медиаторы-сверстники создают безопасную атмосферу, позволяя спорящим студентам рассказывать свои истории и помогая им в выработке взаимоприемлемого соглашения. Поскольку решение не навязывается студентам, спорящие чувствуют себя вправе взять на себя ответственность за свои действия и конструктивно решать свои непосредственные и будущие разногласия [9].

Конфликты, которые поддаются посредничеству со стороны сверстников, включают межличностные споры, такие как проблемы дружбы, словесные домогательства, распространение слухов, физическая агрессия или другие формы запугивания. Нападение или другие преступные действия не передаются для медиаторства коллег.

Медиаторы-сверстники-это обученные школьники, которые обучаются навыкам общения и медиаторства. Самыми молодыми посредниками среди сверстников в большинстве программ являются четвероклассники, хотя младшие ученики прошли обучение в некоторых школах. Обученные медиаторы, как сообщается, демонстрируют повышенный самоконтроль, уверенность в себе и навыки решения проблем, которые они используют не только в школе, но и дома и с друзьями вне школы. И медиаторы, и спорщики учатся более эффективно общаться и решать проблемы без насилия.

Сессия может проходить формально или неформально. Учащиеся могут обратиться сами или учителя могут направить их для медиаторства сверстников; однако спорщики должны добровольно участвовать в этом. При формальной медиации равный посредник или команда из двух посредников встречаются в назначенное время и в назначенном месте с участниками спора. Продолжительность сессий варьируется в зависимости от характера конфликта, и некоторые из них могут проводиться в течение нескольких дней. Занятия проводятся во время занятий, на переменах, во время обеда или после школы. Координатор программы следит за тем, чтобы стороны обеспечили выполнение соглашения [11].

Если спор происходит в зале, кафетерии или на детской площадке, медиаторы-сверстники могут участвовать в неформальном посредничестве. В эти переходные периоды медиаторы часто доступны и идентифицируются по нарукавным повязкам, жилетам или значкам. Когда происходит ссора, студентов учат искать посредника среди сверстников, чтобы облегчить решение проблемы.

Ниже приведены некоторые примеры программ медиаторства сверстников:

В рамках общешкольной программы для участия в обучении отбираются учащиеся, представляющие различные классы и группы. Те, кто успешно завершает курс, в течение года выступают в качестве общешкольных посредников-сверстников. Медиации планируются и проводятся в специально отведенном месте с минимальным наблюдением взрослых.

Модель классной комнаты часто включает детей в одном или нескольких классах, которые все обучены навыкам разрешения конфликтов. Кроме того, несколько студентов отбираются для прохождения дополнительного обучения по посредничеству сверстников. Эти учащиеся выступают в качестве посредников между сверстниками в своем собственном классе или в других классах на уровне их класса или с детьми младшего возраста.

Модель целого класса обеспечивает каждому студенту в классе обучение навыкам медиаторства сверстников. Когда два студента не могут решить разумное решение проблемы, другие школьники помогают, облегчая посредничество за "столом мира", расположенным в классе [10].

Поскольку медиаторы-сверстники являются образцом для подражания для других студентов, важно тщательно выбирать их. В некоторых программах медиаторы выбираются их одноклассниками после участия в обсуждении качеств хорошего медиатора-сверстника. Хотя ни одно качество не преобладает, многие медиаторы демонстрируют высокий уровень надежности, готовности помочь и уважения к индивидуальным различиям. Рассматриваются как самостоятельные обращения, так и обращения учителей, консультантов и других сотрудников. Для интенсивного обучения выбирается срез учащихся, представляющих этническую принадлежность, социально-экономический уровень, класс и пол школьного населения. Поскольку эти школьники пропускают некоторое время занятий, они должны быть готовы и способны выполнять задания.

Для успеха программы необходимо сотрудничество родителей. Письмо или встреча, информирующие их о роли их ребенка в качестве посредника сверстников, обязанностях ребенка, расписании обучения, а также форме разрешения, должны быть подписаны родителем или опекуном каждого ребенка.

Обычно в качестве координатора программы выступает учитель или школьный консультант, обученный навыкам медиации. В некоторых школах есть команда подготовленных координаторов, которые проводят обучение для посредников-сверстников, информируют общее население учащихся и школьный персонал о программе, наблюдают за сессиями, проводят разбор полетов и следят за спорщиками. Также проводятся запланированные еженедельные, раз в два месяца или ежемесячные встречи, на которых медиаторы-коллеги обмениваются опытом, рассматривают сложные ситуации и проходят дополнительное обучение.

Исследования подтверждают, что успешная программа медиаторства сверстников сократит количество обращений за дисциплинарной помощью, если она будет иметь сильную поддержку персонала и постоянное обучение для посредников, представляющих школьное население. Чтобы обеспечить продолжение программы, координатор программы должен контролировать и оценивать влияние программы путем изучения записей дисциплинарных инцидентов и проведения оценок учителей/участников.

Программа «Школьная медиация» предусматривает внедрение собственно процедуры медиации и ее принципов в систему школы через привлечение взрослых медиаторов к процессу решения школьных конфликтов. Взрослые медиаторы также могут способствовать анализу конфликтных ситуаций и вести конфликтологическое консультирование [12].

Школьная медиация способствует быстрому и эффективному разрешению конфликтов на локальном уровне, без привлечения властных структур и административного давления.

Медиационную помощь могут осуществлять практический психолог, социальный педагог, другие представители педагогического коллектива школы, а также «внешние» по отношению к школе специалисты - медиаторы.

Программа «Медиация ровесников» также имеет целью осуществление целенаправленной деятельности в профилактике и быстром реагировании на конфликтные ситуации в школьной среде, но она предусматривает привлечение детей - медиаторов к процессу решения ученических конфликтов.

Сущность программы заключается в передаче ответственности за решение конфликтов в руки самих школьников: пройдя обучение, учащиеся - медиаторы помогают своим сверстникам договариваться в ситуациях конфликтного взаимодействия без участия учителей, родителей, администрации.

Однако востребованность и эффективность информационно-коммуникативных технологий обуславливает необходимость внедрения онлайн-медиации с точки зрения урегулирования конфликтов, обучения специалистов использованию средств ИКТ при урегулировании конфликта, а также с точки зрения выбора наиболее опытного медиатора, независимо от местопроживания.

Во-первых, на развитие медиативной процедуры оказывает влияние удаленное расположение северных территорий. В российских и зарубежных школах широко используется восстановительная медиация и медиация сверстников, функционируют школьные службы и центры медиации. Помимо этого, развита поликультурная медиация. Для медиаторов проводятся курсы переподготовки на базе высших образовательных учреждений и центров медиации, курсы повышения квалификации, а также учебные курсы по отдельным направлениям медиации [9].

Также на базе высших учебных заведений готовят дипломированных специалистов в области медиации. Например, на базе Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета с 2018 года функционирует магистерская программа «Медиация в образовании», направленная на подготовку специалистов для работы в центрах медиации и службах примирения образовательных организаций. Программа предусматривает различные форматы обучения: развитие совместных научных проектов, организацию академических обменов студентов и преподавателей, совместных научных мероприятий [13].

В 2020 году на базе Института педагогики, психологии и социологии появился Центр медиации в образовании, созданный для распространения в учебных заведениях Красноярского края практик медиации и создания бесконфликтной образовательной среды [14].

Во-вторых, специфика жизнедеятельности территории Крайнего Севера и Арктики является следствием наиболее тяжелого психологического климата, особенно для уязвимой категории населения - школьников.

Среди неблагоприятных факторов эмоционально-личностного развития представителей малых народов выделяют [15]:

- специфику обстановки развития (резкие перепады атмосферного давления, нарушение обычной фотопереодичности, высокая влажность воздуха, длительная зима с низкими температурами и др.), которая является причиной перенапряжения адаптационных возможностей детского организма и влияет на психологическое развитие;

- ухудшение показателей когнитивного развития, характерное для высокой экстремальности климатогеографический условий.

Заключение

Таким образом, особенности северных территорий и возможности процедуры урегулирования конфликтов при помощи медиатора с использованием средств ИКТ указывают на необходимость внедрения и использования онлайн-медиации в образовательной среде. Прежде всего, возможности Интернета в виде, например, социальных сетей, станут вспомогательным инструментом при оперативном выявлении причины конфликта и устранении спора на начальном этапе. Использование информационно-коммуникативных технологий и технических средств при медиативной процедуре откроет широкие возможности при выборе более опытного медиатора, проведения процедуры разрешения споров независимо от времени и места. Кроме того, средства ИКТ открывают широкие возможности для обучения высококвалифицированных специалистов.

Список литературы

1. Лишин О.В., Бостанжиева Т.М., Проворова И.С. Особенности личностного самоопределения ненецких детей в условиях школы-интерната // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 7077.

2. Шинкевич А.Б. Социально-психологические особенности психологической безопасности подростка // Материалы XIX Международной научно-практической конференции: к 25-летию Гуманитарного университета. Екатеринбург. 2016. С. 343-347.

3. Черкашина С.А. Психологические особенности «Опасного» подросткового возраста // Репродуктивное здоровье детей и подростков. М, 2015. С. 56-61.

4. Вирченко Ю.А., Самохвалов Н.А. Процедура медиации в Российской медиации: плюсы и минусы // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2016. № 4. С. 16-20.

5. Смолянинова О.Г. Практики поликультурной медиации в Европе (на примере Италии, Португалии, Германии) : учеб. пособие. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. 188 с.

6. Служба медиации / Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» города Норильска. Ийр://дтп1.ги/служба-медиации/.

7. Служба школьной медиации / Официальный сайт муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 13». https://mboy13norilsk.edusite.ru/p112aa1.html.

8. Служба медиации / Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя школа № 7». https://myschool7.ru/sluzhba-mediacii/.

9. Медиация и управление конфликтами в магистратуре ИППС / Институт педагогики, психологии и социологии. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37129.

10. В ИППС СФУ появился центр медиации в образовании / Институт педагогики, психологии и социологии. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37520.

11. Киреева Е.П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, проживающих на Крайнем Севере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2186-2190.

12. Burell et al., N. Burell, C. Zirbel, M. Allen. 2006. Evaluating peer mediation outcomes in educational settings: a meta-analytic review, Preiss Classroom communication and instruccional processes advances through meta analysis, Lawrence Erlbaum Associates, New Jersey (2006), pp. 113-126

13. Flecknoe, 2010. What does anyone know about peer mediation? Improving schools, 8 (3) (2010), pp. 221-235

14. Ibarrola-García, S. (2010). Educación para la convivencia y mediación escolar: estudio sobre el impacto de la mediación en profesores mediadores, alumnos mediadores y alumnos mediados. Tesis doctoral inédita, Universidad de Navarra.

15. Lane-Garon P., T. Richardson. Mediator mentors: improving school climate, nurturing student disposition. Conflict Resolution Quartley, 21 (1) (2003), pp. 47-67.

Mediation experience of educational institutions in the Arctic and the Far North of the Krasnoyarsk

Territory

Ekaterina A. Gruzdeva

Postgraduate Student of the Department of information technologies of training and continuing education Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russia katushechkal 57@gmail.com 0000-0001-5608-5996

Received 10.03.2021 Accepted 1.05.2021 Published 11.05.2021

i 10.25726/s2337-8520-5183-r

Abstract

The need to introduce online mediation in the Far North is due to the peculiarities of the life of the northern territories, which affect the psychological development of children and, as a result, the effectiveness of the educational process. The lack of development of alternative conflict resolution procedures in remote areas

of the region leads to the actualization of online mediation in terms of prevention, prevention and resolution of conflict situations and the development of information and communication technologies by specialists, the training of competitive specialists, as well as the establishment of a favorable emotional and personal background. The problems of the study are related to the relatively recent introduction of mediation procedures in the Far North and at the same time to the opportunities that mediation provides for the region, the features of which create the most difficult psychological conditions. The emotional and personal development of the representatives of small nations is known not only for the positive, but also for the unfavorable socio-psychological consequences of changes. The article examines the psychological characteristics of students in the Far North, the development and forms of the mediation process in the territories of the Krasnoyarsk Territory and the Far North, as well as the possibilities of online mediation for remote areas of the region and the establishment of a positive psychological climate.

Keywords

mediation, conflicts, online mediation, education, Arctic, Far North.

The study was carried out with the financial support of KGAU "Krasnoyarsk Regional Fund for Support of Scientific and Scientific-Technical activities" within the framework of the scientific project No. KF-785 "Online mediation in education as a tool for socialization of children with disabilities, taking into account the peculiarities of the Arctic and the Far North".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Lishin O.V., Bostanzhieva T.M., Provorova I.S. Osobennosti lichnostnogo samoopredelenija neneckih detej v uslovijah shkoly-internata // Voprosy psihologii. 1990. № 2. S. 70-77.

2. Shinkevich A.B. Social'no-psihologicheskie osobennosti psihologicheskoj bezopasnosti podrostka // Materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: k 25-letiju Gumanitarnogo universiteta. Ekaterinburg. 2016. S. 343-347.

3. Cherkashina S.A. Psihologicheskie osobennosti «Opasnogo» podrostkovogo vozrasta // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. M, 2015. S. 56-61.

4. Virchenko Ju.A., Samohvalov N.A. Procedura mediacii v Rossijskoj mediacii: pljusy i minusy // Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshhestvo. 2016. № 4. S. 16-20.

5. Smoljaninova O.G. Praktiki polikul'turnoj mediacii v Evrope (na primere Italii, Portugalii, Germanii) : ucheb. posobie. Krasnojarsk : Sib. feder. un-t, 2019. 188 s.

6. Sluzhba mediacii / Oficial'nyj sajt municipal'nogo bjudzhetnogo obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija «Gimnazija № 1» goroda Noril'ska. http://gmn1.ru/sluzhba-mediacii/.

7. Sluzhba shkol'noj mediacii / Oficial'nyj sajt municipal'nogo bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija «Srednjaja shkola № 13». https://mboy13norilsk.edusite.ru/p112aa1.html.

8. Sluzhba mediacii / Tajmyrskoe municipal'noe kazennoe obshheobrazovatel'noe uchrezhdenie «Dudinskaja srednjaja shkola № 7». https://myschool7.ru/sluzhba-mediacii/.

9. Mediacija i upravlenie konfliktami v magistrature IPPS / Institut pedagogiki, psihologii i sociologii. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37129.

10. V IPPS SFU pojavilsja centr mediacii v obrazovanii / Institut pedagogiki, psihologii i sociologii. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37520.

11. Kireeva E.P. Osobennosti jemocional'no-lichnostnogo razvitija mladshih shkol'nikov, prozhivajushhih na Krajnem Severe // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 15. S. 2186-2190.

12. Burell et al., N. Burell, C. Zirbel, M. Allen. 2006. Evaluating peer mediation outcomes in educational settings: a meta-analytic review, Preiss Classroom communication and instruccional processes advances through meta analysis, Lawrence Erlbaum Associates, New Jersey (2006), pp. 113-126

13. Flecknoe, 2010. What does anyone know about peer mediation? Improving schools, 8 (3) (2010), pp. 221-235

14. Ibarrola-García, S. (2010). Educación para la convivencia y mediación escolar: estudio sobre el impacto de la mediación en profesores mediadores, alumnos mediadores y alumnos mediados. Tesis doctoral inédita, Universidad de Navarra.

15. Lane-Garon P., T. Richardson. Mediator mentors: improving school climate, nurturing student disposition. Conflict Resolution Quartley, 21 (1) (2003), pp. 47-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.