4. Вирченко Ю.А., Самохвалов Н.А. Процедура медиации в Российской медиации: плюсы и минусы // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2016. № 4. С. 16-20.
5. Смолянинова О.Г. Практики поликультурной медиации в Европе (на примере Италии, Португалии, Германии) : учеб. пособие. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. 188 с.
6. Служба медиации / Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» города Норильска. Ийр://дтп1.гы/служба-медиации/.
7. Служба школьной медиации / Официальный сайт муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа № 13». https://mboy13norilsk.edusite.ru/p112aa1.html.
8. Служба медиации / Таймырское муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дудинская средняя школа № 7». https://myschool7.ru/sluzhba-mediacii/.
9. Медиация и управление конфликтами в магистратуре ИППС / Институт педагогики, психологии и социологии. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37129.
10. В ИППС СФУ появился центр медиации в образовании / Институт педагогики, психологии и социологии. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37520.
11. Киреева Е.П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, проживающих на Крайнем Севере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2186-2190.
12. Burell et al., N. Burell, C. Zirbel, M. Allen. 2006. Evaluating peer mediation outcomes in educational settings: a meta-analytic review, Preiss Classroom communication and instruccional processes advances through meta analysis, Lawrence Erlbaum Associates, New Jersey (2006), pp. 113-126
13. Flecknoe, 2010. What does anyone know about peer mediation? Improving schools, 8 (3) (2010), pp. 221-235
14. Ibarrola-García, S. (2010). Educación para la convivencia y mediación escolar: estudio sobre el impacto de la mediación en profesores mediadores, alumnos mediadores y alumnos mediados. Tesis doctoral inédita, Universidad de Navarra.
15. Lane-Garon P., T. Richardson. Mediator mentors: improving school climate, nurturing student disposition. Conflict Resolution Quartley, 21 (1) (2003), pp. 47-67.
Mediation experience of educational institutions in the Arctic and the Far North of the Krasnoyarsk
Territory
Ekaterina A. Gruzdeva
Postgraduate Student of the Department of information technologies of training and continuing education Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russia katushechkal [email protected] 0000-0001-5608-5996
Received 10.03.2021 Accepted 1.05.2021 Published 11.05.2021
i 10.25726/s2337-8520-5183-r
Abstract
The need to introduce online mediation in the Far North is due to the peculiarities of the life of the northern territories, which affect the psychological development of children and, as a result, the effectiveness of the educational process. The lack of development of alternative conflict resolution procedures in remote areas
of the region leads to the actualization of online mediation in terms of prevention, prevention and resolution of conflict situations and the development of information and communication technologies by specialists, the training of competitive specialists, as well as the establishment of a favorable emotional and personal background. The problems of the study are related to the relatively recent introduction of mediation procedures in the Far North and at the same time to the opportunities that mediation provides for the region, the features of which create the most difficult psychological conditions. The emotional and personal development of the representatives of small nations is known not only for the positive, but also for the unfavorable socio-psychological consequences of changes. The article examines the psychological characteristics of students in the Far North, the development and forms of the mediation process in the territories of the Krasnoyarsk Territory and the Far North, as well as the possibilities of online mediation for remote areas of the region and the establishment of a positive psychological climate.
Keywords
mediation, conflicts, online mediation, education, Arctic, Far North.
The study was carried out with the financial support of KGAU "Krasnoyarsk Regional Fund for Support of Scientific and Scientific-Technical activities" within the framework of the scientific project No. KF-785 "Online mediation in education as a tool for socialization of children with disabilities, taking into account the peculiarities of the Arctic and the Far North".
References
1. Lishin O.V., Bostanzhieva T.M., Provorova I.S. Osobennosti lichnostnogo samoopredelenija neneckih detej v uslovijah shkoly-internata // Voprosy psihologii. 1990. № 2. S. 70-77.
2. Shinkevich A.B. Social'no-psihologicheskie osobennosti psihologicheskoj bezopasnosti podrostka // Materialy XIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: k 25-letiju Gumanitarnogo universiteta. Ekaterinburg. 2016. S. 343-347.
3. Cherkashina S.A. Psihologicheskie osobennosti «Opasnogo» podrostkovogo vozrasta // Reproduktivnoe zdorov'e detej i podrostkov. M, 2015. S. 56-61.
4. Virchenko Ju.A., Samohvalov N.A. Procedura mediacii v Rossijskoj mediacii: pljusy i minusy // Aktual'nye problemy sovremennosti: nauka i obshhestvo. 2016. № 4. S. 16-20.
5. Smoljaninova O.G. Praktiki polikul'turnoj mediacii v Evrope (na primere Italii, Portugalii, Germanii) : ucheb. posobie. Krasnojarsk : Sib. feder. un-t, 2019. 188 s.
6. Sluzhba mediacii / Oficial'nyj sajt municipal'nogo bjudzhetnogo obshheobrazovatel'nogo uchrezhdenija «Gimnazija № 1» goroda Noril'ska. http://gmn1.ru/sluzhba-mediacii/.
7. Sluzhba shkol'noj mediacii / Oficial'nyj sajt municipal'nogo bjudzhetnogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija «Srednjaja shkola № 13». https://mboy13norilsk.edusite.ru/p112aa1.html.
8. Sluzhba mediacii / Tajmyrskoe municipal'noe kazennoe obshheobrazovatel'noe uchrezhdenie «Dudinskaja srednjaja shkola № 7». https://myschool7.ru/sluzhba-mediacii/.
9. Mediacija i upravlenie konfliktami v magistrature IPPS / Institut pedagogiki, psihologii i sociologii. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37129.
10. V IPPS SFU pojavilsja centr mediacii v obrazovanii / Institut pedagogiki, psihologii i sociologii. 2020. http://ipps.sfu-kras.ru/node/37520.
11. Kireeva E.P. Osobennosti jemocional'no-lichnostnogo razvitija mladshih shkol'nikov, prozhivajushhih na Krajnem Severe // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal «Koncept». 2016. T. 15. S. 2186-2190.
12. Burell et al., N. Burell, C. Zirbel, M. Allen. 2006. Evaluating peer mediation outcomes in educational settings: a meta-analytic review, Preiss Classroom communication and instruccional processes advances through meta analysis, Lawrence Erlbaum Associates, New Jersey (2006), pp. 113-126
13. Flecknoe, 2010. What does anyone know about peer mediation? Improving schools, 8 (3) (2010), pp. 221-235
14. Ibarrola-García, S. (2010). Educación para la convivencia y mediación escolar: estudio sobre el impacto de la mediación en profesores mediadores, alumnos mediadores y alumnos mediados. Tesis doctoral inédita, Universidad de Navarra.
15. Lane-Garon P., T. Richardson. Mediator mentors: improving school climate, nurturing student disposition. Conflict Resolution Quartley, 21 (1) (2003), pp. 47-67.
Возможности использования антистрессовых технологий в глобализации образования Гайна Абдулловна Арсаханова
кандидат медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой гистологии и патологической анатомии Чеченский Государственный университет Грозный, Россия [email protected] 0000-0001-5073-2371
Поступила в редакцию 10.12.2020 Принята 15.02.2021 Опубликована 11.05.2021
© 10.25726/т5593-2545-8348-у
Аннотация
Возможности становления и развития образования в сфере юриспруденции позволяет говорить о том, что юрист как профессионал может быть не только ограничен юрисдикцией, в которой осуществляет свою профессиональную деятельность, но также и выступать как источник имплементации в законодательство новых правовых конструкций. В число таких относят инновации в закреплении права собственности, в области семейных и трудовых отношений, а также реализуемых положений по внешней политики в рамках самого государства. Новизна исследования определяется тем, что юридическое образование под собой понимает не только возможность осуществления юристами свой профессиональной деятельности, но также и формирование новой правовой среды, в которой протекает развитие уже национального законодательства. Авторы показывают, что возникновение юридического образования исторически обусловлено интеллектуальной мобильностью, а следовательно, может реализовываться как источник привнесения культурного компонента в текущую среду социального типа и обеспечить ее устойчивость в будущем. Практическая значимость исследования определяется тем, что возможность обеспечения межкультурного компонента прежде всего формируется на основе применения правовых конструкций в условиях соблюдения законности в обществе в целом.
Ключевые слова
Право, образование, мобильность, развитие, имплементация.
Введение
Содержание и формы юридического образования в европейских университетах были вполне определены мировоззренческими установками. Юридическое образование в средневековых университетах имело черты школьного, поскольку теоцентризм конкретизировался в принципе уподобанию высшему и двойной истине: все вопрос и ответы давно известны, поэтому студент имеет лишь повторить наставления преподавателя [17]. В этот период популярными были разнообразные учебники, компендиумы и энциклопедии. Слова учителя не подлежат обсуждению, их только воспроизводят. Кроме этого, особенность средневекового образования (юридического в том числе) заключалась в его письменном характере, что было результатом процесса распространения письменности и десакрализации книги [14]. Речь идет о замене античного свободного времени ученым трудом, вместо акустической, устной культуры появляется письменная, что предоставляет возможность транслировать знания в грядущие эпохи, то есть происходит трансформация социальной памяти [5]. Христианская цивилизация является периодом десакрализации книги и распространения письменности; появления новых видов доказательств (письменные доказательства) вместо испытаний (судов Божьих»); возникновения и деятельности университетов, усилия которых концентрировались на поисках практической справедливости и были ориентированы на признание права как должного [3]. Процесс
десакрализации книги сопровождал и другой процесс - процесс рационализации методов интеллектуальной деятельности: V Лютеранский собор 1215 г. запретил тиражирование вследствие распространения письменных текстов как основного вида доказательства; распространение в ХМ веке книгопечатания способствовало тиражированию письменных текстов, что обусловило коренные изменения менталитета европейца, который, преодолевая имущественные и сословные расслоения, стал «человеком, который читает и пишет».
В учебном процессе текст сохраняет за собой условно сакральное значение для будущих юристов такой священной книгой стали «Дигесты» Юстиниана. Почтительным отношением к письменному тексту обусловлены методики преподавания юридических дисциплин на юридических факультетах средневековых университетов: во время гереШю происходило детальное и всестороннее объяснение отдельных отрывков текстов, что учитывало все возможные сомнения и возражения; повторы фрагментов прочитанного текста должны обеспечить его запоминание, а в дальнейшем -использование для подтверждения мысли посредством цитирования наизусть; (ЯБр^айо призваны были научить студентов искусству спора, сформировать навыки отстаивания приобретенных знаний.
Материалы и методы исследования
Для второго этапа становления европейского юридического образования присуща тесная связь со стремительным развитием естественных наук, промышленности и возникновением нового класса -буржуазии. Именно в это время утверждается новое мировоззрение, новые подходы к изучению естественных и социальных процессов и явлений: формируется экспериментально-математическое естествознание, создаются философские учения, где отражены процесс секуляризации и отход от средневековой традиции [3]. Начиная с ХVII века, естествознание, в частности механика, уже в значительной мере определили содержание и задачи метафизики, а в XVIII-XIX веках вообще нивелировали последнюю, создав особый - наукоцентрический - способ мышления и жизненной ориентации, господствующий до сегодня. Индустриальная модель мира предопределяла и становление индустриальной модели образования, которая была конкретизацией культуры, выстроенной на принципах рациональности, именно той культуры, о которой 0. Шпенглер отмечал: «Мозг берет бразды правления, потому что душа получила отставку» [2]. Однако именно благодаря рациональному подходу и абсолютизации разума в жизни человека наметились базовые основы знаний, а также произошло деление знания на гуманитарное и естественно-научное. В специфике новой картины мира можно найти выход за пределы искусственно созданных границ, что, в конечном итоге, означало постоянное стремление бесконечного и непознанного: мир начинает расширяться, разрывая свои границы, просыпается новая волна, для которой любое расширение означает освобождение [20].
В эпоху Нового времени отстаивают идеи о неограниченных способностях и талантах человека, учитывая его совершенство и способность к познанию. Человек в Новом времени живет в чувственном мире, а следовательно, его можно научить чему угодно. Человек как чистая доска - благодатный материал для воспитания и обучения. Новое время - это мир механизмов, организмов и дрессуры: благодаря воспитанию, обучению и просвещению можно изменить сущность человека, улучшить его, направить на служение общественным интересам [1]. Человек является естественным существом, поэтому наделен естественным умом, что придает его поступкам и действиям рациональность и целесообразность. Природу, мир и человека можно познать с помощью правильно подобранного и эффективного метода. Человек Нового времени является антиподом человека традиционного (корпоративного) общества, в котором индивид не свободен, он находится в системе непосредственно-личностных связей, жестко подчинен и подконтролен в своих действиях диктату многочисленных императивов макро - и микросоциума. Его субъективность социально ограничена, она включена в субъективность коллективности [4].
Результаты и обсуждение
Специфика юридического образования напрямую связана с изменением представлений о праве. В эпоху Нового времени его толкуют как секулярное явление, приобретающее форму новой теории
положительного права, которая до сих пор доминирует в мире. Следует акцентировать внимание на том, что положительное встает в смысле искусственного, как такого, что создано человеком, а следовательно, источником права в гражданском обществе признан человеческий закон, который требует государственного закрепления, в противовес вечному закону разума и древнему закону государства, существование общества связано с существованием юридических законов, которые истолкованы как волеизъявление, приказ государственной власти. Разум закона вытекает из разума государства (государство является «смертным Богом»), а это делает возможным перемещение таких феноменов, как религия и мораль, в подзаконную или сверхзаконную сферы [16]. Гражданское, уголовное право, юриспруденция в целом объявлены делом государства, порождением его законодательных императивов. П. Сорокин предложил подробную характеристику нового права, а также роли и значения юристов для общества того времени. Юрист Нового времени - это не мастер, а ремесленник, который знает законы и может их применять. В то же время юрист осознает, что законы, с которыми он имеет дело, являются рукотворными - созданными человеком для человека, контролируемыми человеком [13]. Безусловно, есть природные законы (период господства идеи естественного права), однако их могут открывать только избранные из людей - философы. Поэтому законодатель является философом природы. Этот этап был периодом становления и формирования буржуазных отношений, которые быстро стали предметом научного интереса как философов, так и юристов. Именно идеи этих мыслителей оказали идеологическое обоснование новым общественным отношениям, а в практической плоскости способствовали обновлению унаследованных и разработке новых государственно-правовых институтов. Новоевропейская традиция остается под влиянием римского права [12].
Юридическое образование связано с еще одной чертой новой культуры - ее утилитарностью. С тех пор знания должны были соответствовать единому критерию - они должны были быть политехническими [9]. Студент университета уже с первого курса был ориентирован на то, что, получив образование, он будет максимально приспособлен к жизни, сможет на практике применять теоретические знания. Выпускник - это, прежде всего, конкурентоспособная единица на рынке труда, его знания и навыки соответствуют и удовлетворяют потребности рыночной экономики. Прагматизм граничит с функционализмом: Новое время ориентируется во всех сферах бытия на часы как на совершенный механизм, так и Вселенная является большим механизмом, право - механизм урегулирования межиндивидуальных отношений, человек - мини-механизм в повседневной и профессиональной жизни [11].
Между культурами средневековья и Нового времени нет пропасти. Новое время трансформировало достижения предыдущих веков и приспособило их к своим потребностям. Развитие культуры в историческом аспекте составляет процесс культурной наследственности и селекции. Поэтому все описанные исторические периоды европейской культуры являются условными как с хронологической, так и с идеологической позиции. Новая культура была выстроена на элементах средневековой [8].
Культуры Нового времени и средневековья, несмотря на имеющиеся отличия, имеют ряд общих аспектов, которые можно позиционировать как элементы культурной наследственности (условные модели ученых). Культура Нового времени сформировалась на базе средневековой, касающейся, прежде всего, новой общественной структуры, государства и права. В то же время средневековая социальная система не всегда модернизировалась эволюционным путем. Революционные изменения в процессе формирования культуры Нового времени были предопределены тем, что средневековая сословная социальная система не соответствовала деловым требованиям Нового времени, поскольку была традиционно-консервативной, а это не способствовало развитию предпринимательства и вредило осуществлению масштабной социальной диффузии [6].
Средневековый человек зависел от людей, высших в иерархии, а также должен был иметь четко определенный образ жизни: служить Богу, королю, сеньору, корпорации или общине. В противовес средневековому, новый человек служил делу (бизнесу), все участники которого должны быть максимально свободными от неделовых отношений. Окончательное разрушение средневекового общества завершилось лишь в середине XIX века, чем обусловлено появление новой общественной
системы, основанной на принципах юридического равенства людей, единого гражданства, законодательно закрепленных свобод и прав гражданина. Эти свободы и права толковали как принадлежащие человеческой природе и которые могут быть ограниченными в пользу общества только добровольно или принудительно [19].
Отличительными чертами нового университетского образования (юридический факультет был обязательным в структуре каждого университета) следует считать:
- обучение в университетах на национальных языках (с XVIII века. Латинский язык как язык университета и обучение было позднее отменено в Италии в начале XIX века). Латынь теряет статус «мирового» языка, ее вытеснили в церковно-религиозную сферу, что способствовало формированию государственно-национальных черт университетов разных стран. Студент - будущий юрист должен ориентироваться не только в метафизических началах права и тонкостях естественного права (справедливость, равенство и тому подобное), но и должен был знать нормы национального и международного права;
- стремительное развитие экспериментального правоведения обусловило нивелирование гуманитарной составляющей учебного процесса;
- в XVIII веке сформировалась современная система высшего образования (наряду с университетами начинают функционировать институты и специальные школы). Произошло углубление юридических знаний: общество нуждалось в специалистах узкого направления. В эпоху Нового времени можно наблюдать константный рост уровня образованности населения Европы;
- в университетах все больше внимания акцентируют на подготовке специалистов для светской жизни. Университеты постепенно выходят из-под власти церкви, попадают под контроль светской власти, а иногда монархи инициируют создание университетов.
Новые общественные отношения существенно сказались на содержании юридического образования. Социальные обстоятельства требовали от юристов умения приспосабливаться к реалиям жизни и своей деятельностью стимулировать обновление отживших государственно-правовых институтов. Юридическое образование имело подоплеку римского права. Под влиянием таких дихотомических процессов университеты кардинально реформируют учебный процесс и начинают новые методы преподавания учебных дисциплин. Схоластику и схоластический метод преподавания категорически отрицали, хотя до недавнего времени они формировали основы пропедевтики университетской дидактики. Однако ни схоластика, ни схоластический метод в обучении уже не могли обеспечивать качественную подготовку юристов нового образца. Выпускник университета - юрист -должен был стать чиновником на государственной службе.
В контексте культурологических особенностей Нового времени становятся понятными методические наработки Г. Лейбница, которые не являются широкоизвестными среди отечественных исследователей, поскольку написаны на латинском языке. В частности, в работе «Новый метод» мыслитель определяет революционные шаги реформирования юридического образования. Шаг первый - изменение социального статуса юриспруденции, которое должно было приобрести систематический и научный характер. Шаг второй - необходимый комплекс мер в направлении преодоления «архаичности» юридического образования, которая проявлялась в неучете исторических реалий и не отвечала потребностям времени (обучение юристов предусматривало проработку юридических сборников, заключенных Юстинианом). Шаг третий - разработка логической системы изложения права, которой были бы присущи взаимосвязь и взаимообусловленность понятий. Шаг четвертый - в учебных планах подготовки юристов отделение истории права и права как различных учебных дисциплин. Шаг пятый -ревизия смысловой нагрузки учебных планов, дифференцирование положений действующего права и исторического; современной юридической терминологии и устаревшей лексики.
Юридическое образование первого и второго периодов имела немало схожих черт. В частности, это статус студента как пассивной стороны в образовательном процессе: студент был реципиентом необходимой информации, которую предлагал ему преподаватель. Для эффективного усвоения материала и формирования необходимых навыков студенты должны воспроизводить предоставленный
преподавателем материал путем заучивания и многократных повторений. Передачу материала осуществляли акустическим способом в форме монологов.
Современность как третий этап развития юридического образования является отражением тектонических сдвигов мировоззрения, науки и идеологии. По мнению Т. Парсонса, «современность» начинается с XIX века. Среди значимых изменений следует выделить следующие:
- процессы секуляризации в сфере науки и образования. Европейская культура четко разделяет сферы светского и религиозного. До середины ХХ века в сфере высшего образования еще не действовали университеты классического образца: Дитя Просвещения - образование, основной целью которой является усвоение интеллектуальных дисциплин, берущих начало в секулярной философии и сгруппированных в виде естественных, гуманитарных и социальных науках. Эти светские дисциплины были институализированы в академической системе, то есть в системе высшего образования, основанной на университетах. Университеты являются центрами не только обучения, но и систематического получения новых знаний путем исследовательской работы;
- на смену веры в разум как в действенную и жизненную силу (после потрясений начала и середины ХХ века) приходят господство иррационализма, вера в жизненные силы. Это стимулировало признание уникальности и личной значимости человеческой личности, которые в сфере образования конкретизированы в индивидуализме и антропологизме: студент - живой человек, наделенный только ему присущими талантами, способностями, недостатками и достоинствами;
- современное образование является конвенционным. Договор, соглашение - это основа современных образовательных процессов. Конвенциональность образования проявляется не только в оформленных и заключенных в соответствии с нормами действующего законодательства отношениях между учебным заведением и студентом, учебным заведением и преподавателем. Конвенциональность имеет другую форму - толерантности: правом и возможностью получить высшее образование наделены все желающие (многонациональные студенческие сообщества, отсутствие расовых предубеждений, дискриминации по полу, инклюзивное образование тоже являются проявлениями толерантности современного высшего образования).
Построение единой научной картины мира еще более усложнилась в конце ХХ века. Неоднозначные, а иногда и взаимоисключающие результаты теоретической физики в описании происхождения и свойств материи, пространства и времени, создание нелинейной динамики и неравновесной термодинамики, которые изменили представление о возможных механизмах происхождения и развития живого и неживого; дифференциация наук и противоборство самых сложных научных формализмов; предельная математизация физического знания, обусловившая появление понятий, не имеющих реальных аналогов, - все это повлекло существенные препятствия на пути формирования единых представлений о мире. Обозначенные процессы отдаляли естественные науки от философии, привели к определенной изоляции последней, отсрочили философское осмысление результатов современного естествознания. В философии это нашло отражение в гносеологическом пессимизме, онтологическом релятивизме, плюрализме, в конце концов - в отказе от проектов построения универсальной философской онтологии как основы единства философского знания о мире.
В XXI в. перед человечеством появился новый цивилизационный вызов - видное образовательное измерение. Речь идет, прежде всего, о высшем образовании как стратегическом ресурсе человечества. Образование признано одним из базовых элементов национальной безопасности, основой экономической независимости страны, механизмом становления духовно-творческой культуры. Юридическое образование занимало определяющее место в системе высшего образования, поскольку глубокие правовые знания и уровень подготовки государственных служащих и рядовых гражданских совершенство законов, выполнение, реформирование и прогрессирование в развитии государственного и государственного строя позволяло осуществить социальный рывок. Следует выделить важнейшие черты современного юридического образования, которыми являются: задекларированная гуманитарная составляющая, массовизация, модификация, глобализация.
В связи с тем, что переопределяются роли и задачи академических деятелей, то и меняется традиционная иерархия ролей работников университета (вспомогательный персонал так же важен для
успешного функционирования университета, как и академический персонал). Сотрудники вуза все чаще сочетают «академические» и «неакадемические» роли, что нивелирует различия между ролями; организационной и корпоративной культур: если традиционный университет был особым общественным институтом, который существенно отличался от политических и рыночных организаций, то современность стирает границы между академическими институтами и другими типами организаций.
Мегатрендом современного мирового развития является глобализация. Термин «глобализация» вошел в научный оборот в 80-е годы ХХ века для обозначения процессов, сущность которых заключается в существенном расширении взаимосвязей и взаимозависимостей людей, сообществ и государств. Предпосылками формирования и развития этих процессов является информационная революция, возникновение глобальных информационных сетей, дефицит природных ресурсов, демографический взрыв и продление жизни людей, интернационализация капитала, развитие логистики, упрощения преодоления расстояний благодаря развитию новых видов транспорта, контроль за перемещением рабочей силы, человеческими ресурсами. Эти процессы сказываются на мировом рынке капиталов, культуре, образе жизни, а также связаны с явлениями унификации и стандартизации. Поэтому глобализация является процессом формирования единого планетарного пространства, для которого характерным является интеграция всех сфер общественной жизни. Сессия Генеральной Ассамблеи ООН (2000) определила глобализацию как новую идеологию, основой которой является свобода, равенство, солидарность, толерантность, уважение к природе, взаимная ответственность.
В пределах европейской истории и культуры уже неоднократно происходили процессы, которые по своей сути (но не по форме) были похожи на современную глобализацию. Дени де Ружмон отмечал, что начало этих явлений достигает 1308 г., когда было официально обнародовано открытое письмо П. Дюбуа с призывом к объединению против турок, а настоящей причиной было желание уберечь европейский народ от анархии независимых государств путем создания парламента, наднационального арбитражного суда и тому подобное. В ХVII и ХVIII веках было разработано шесть проектов объединения Европы: Новый проект (Ц. Е. Крюсе - парижского монаха) 1623 г.; Большой проект герцога де Сюлли (министра-гугенота Генриха IV) 1638 г.; Всеобщее пробуждение Я. А. Коменского (епископа Церкви моравской) 1645 г.; Эссе о нынешнем и будущем мире Европы Уильяма Пенна (английского квакера и основателя великой Американской державы) 1692 г.; к ним присоединяют два проекта вечного мира аббата Сен-Пьера 1712 г. и проект И. Канта 1795 г. Анализируя особенности глобализационных процессов в сфере культуры (образования в частности), следует учитывать специфику мировоззренческих ориентаций современности и добровольность участников глобализационных процессов по созданию надгосударственных структур, а также сознательное принятие норм-стандартов урегулирования общественной жизни. В эпоху глобализации, когда рынки становятся всеобщими, когда знания выстраиваются по единой системе, а профессионалы ценятся не за диплом, а за талант, главным акцентом современности становится многообразие. Это и многообразие культур, традиций, паттернов поведения, интерпретаций и истин. Сложность, которая пугает и захватывает, характеризует современную эпоху. Технологии, общественные институты и ценности создали интернациональный мир, в котором все решают знания, принятие нового, мобильность и способность различать.
Сейчас возникла новая форма самоорганизации системы высшего образования по принципу сети и создание транснациональных систем производства и предоставления образовательных услуг. Поэтому уже привычными являются понятия и явления экономики знаний, непрерывного образования, человеческого капитала, интеллектуальной миграции и тому подобное. Толчком для глобализационных процессов в сфере образования и вплетение в канву культурной глобализации традиционно считают подписание учебными заведениями Болонского соглашения, реализация положений которой должна обеспечить участникам единство образовательного пространства, унификацию требований к формам и содержанию образования, универсализацию многоуровневого образования.
Можно выделить ряд особенностей юридической науки в условиях глобализации. Процессы унификации и стандартизации, которые происходят в масштабах мирового культурного и правового поля, оставляют нерешенными вопросы национального законодательства и национальной правовой специфики. Юридическое образование в условиях глобализации направлено на подготовку
специалистов, которые могли бы себя реализовать в профессиональном аспекте двояко: существование надгосударственных институтов предполагает юридическое сопровождение, а это означает, что специалисты-юристы разных стран должны иметь одинаковый уровень подготовки. С другой стороны, юрист обязан ориентироваться в действующем национальном законодательстве.
С глобализацией связаны и процессы информатизации, возникновения новых видов коммуникации, а также феномен доступности информации благодаря Интернет-сетям. В конце ХХ века сформировалась новая форма обучения - дистанционное образование, чему способствовало развитие компьютерной техники и цифровых технологий. Получение образования, в том числе и юридического, с помощью современных информационных технологий имеет как положительные, так и негативные аспекты. К негативным относятся изъятие из процесса обучения живого носителя знаний, которым является преподаватель. Это тот субъект, который способен продемонстрировать логику развертывания мысленного процесса в конкретном направлении. Использование возможностей информационных технологий в учебном процессе и вне процесса непосредственного живого общения между студентами и преподавателями имеет следующие негативные последствия: передать знания невозможно - можно только передать определенную информацию, причем эмоционально окрашенную, а глубина и объем знаний напрямую зависят от способов их усвоения. Мыслительные навыки, а также критическое отношение к полученной информации невозможно сформировать, если весь образовательный процесс свести к подаче предварительно отобранной информации в виде схем, правил, тестов и тому подобное. Использование информационных технологий как ретранслятора информации лишь усиливает репродуктивность обучения.
Заключение
Глобализация оказывает решающее влияние на содержание образовательной деятельности, методику и технологию образования. В содержании юридического образования принципиальное значение приобретает изучение сравнительного правоведения и международного права, расширение в преподавании отраслевых дисциплин международно-правового аспекта.
Также следует акцентировать внимание на универсальном языке науки и образования, которым стал английский. Самым распространенным иностранным языком, который изучают в вузе, является английский - язык, который в эпоху глобализации приобрел статус международного. Постоянно повышаются требования к уровню владения английским языком студентов нефилологических специальностей. Прежде всего это касается студентов юридических специальностей. Приоритетность изучения английского языка обусловлена тем, что в современном мире он является важнейшим инструментом наднациональной коммуникации. О росте потребности в едином языке свидетельствует динамика развития международных организаций, более 85 % которых сейчас используют английский как официальный язык. Одной из первых среди многочисленных международных организаций, которые предоставили английскому языку наравне с французским особый статус, была Лига Наций, все документы которой выдавали именно на этих двух языках. Роль английского как языка международного общения усилилась благодаря деятельности Организации Объединенных Наций. Распад колониальной и социалистической систем обусловил массовое увеличение количества членов ООН, которых к началу XXI века насчитывалось около 190. Именно поэтому остро встала потребность в общении с помощью понятного всем языка.
Для России не присуща традиция массового владения иностранными языками, что затрудняет обучение в вузах, в частности иностранных. Цель иноязычной подготовки будущих юристов состоит в формировании и развитии профессионально ориентированной межкультурной коммуникативной компетенции, которая включает знания и умения как на иностранном, так и родном языках, а также определенные способности и качества личности. Таким образом, целью иноязычной подготовки будущих юристов является достижение такого уровня владения родным и иностранным языками, который предоставляет возможность им адекватно определять свое речевое поведение в условиях межкультурного общения, которые постоянно меняются. Билингвальные языковые компетенции является одним из необходимых элементов профессионально-предметных компетенций будущего
юриста. Они влияют на формирование социокультурных компетенций, а следовательно, и его общих способностей, и качеств как работника. Билингвальные языковые компетенции предполагают знание правил лексико-грамматического оформления письменных и речевых сообщений, стилистических особенностей функциональных типов юридических текстов.
Список литературы
1. Abelson, J. S., Symer, M. M., Yeo, H. L., Butler, P. D., Dolan, P. T., Moo, T. A., & Watkins, A. C. (2018). Surgical time out: Our counts are still short on racial diversity in academic surgery. American Journal of Surgery, 215(4), 542-548. https://doi.org/10.1016/j.amjsurg.2017.06.028
2. Anderson, J. A., Kutash, K., & Duchnowski, A. J. (2001). A comparison of the academic progress of students with EBD and students with LD. Journal of Emotional and Behavioral Disorders, 9(2), 106-115. https://doi.org/10.1177/106342660100900205
3. Baxter, A. (2019). Engaging Underrepresented International Students as Partners: Agency and Constraints Among Rwandan Students in the United States. Journal of Studies in International Education, 23(1), 106-122. https://doi.org/10.1177/1028315318810858
4. Benner, A. D. (2011). Latino Adolescents' Loneliness, Academic Performance, and the Buffering Nature of Friendships. Journal of Youth and Adolescence, 40(5), 556-567. https://doi.org/10.1007/s10964-010-9561-2
5. Collins, M., Collins, G., & Butt, G. (2015). Social mobility or social reproduction? A case study of the attainment patterns of students according to their social background and ethnicity. Educational Review, 67(2), 196-217. https://doi.org/10.1080/00131911.2013.859127
6. Dumais, S. A. (2008). Adolescents' time use and academic achievement: A test of the reproduction and mobility models. Social Science Quarterly, 89(4), 867-886. https://doi.org/10.1111/j.1540-6237.2008.00588.x
7. Hahn, W. (1980). Upward academic mobility for the non-secondary school graduate: Some avenues open to young adults in West Germany. Higher Education, 9(1), 7-20. https://doi.org/10.1007/BF00149132
8. Holton, M. (2015). Adapting relationships with place: Investigating the evolving place attachment and "sense of place" of UK higher education students during a period of intense transition. Geoforum, 59, 2129. https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2014.11.017
9. Kuhlmann, E., Ovseiko, P. V, Kurmeyer, C., Gutiérrez-Lobos, K., Steinbock, S., von Knorring, M., ... Brommels, M. (2017). Closing the gender leadership gap: A multi-centre cross-country comparison of women in management and leadership in academic health centres in the European Union. Human Resources for Health, 15(1). https://doi.org/10.1186/s12960-016-0175-y
10. Lan, S. S. (2011). Virtual attendance, class types, and student performance in blended learning format. In ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings.
11. Mihi-Ramírez, A. (2016). Trends in the international academic migration: A case of Spain. Entrepreneurial Business and Economics Review, 4(1), 113-128. https://doi.org/10.15678/EBER.2016.040108
12. Petersdotter, L., Niehoff, E., & Freund, P. A. (2017). International experience makes a difference: Effects of studying abroad on students' self-efficacy. Personality and Individual Differences, 107, 174-178. https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.11.040
13. Picou, J. S., Wells, R. H., & Miranne, A. C. (1980). Marijuana use, occupational success values and materialistic orientations of university students: a research note. Adolescence, 15(59), 529-534.
14. Rheinschmidt, M. L., & Mendoza-Denton, R. (2014). Social class and academic achievement in college: The interplay of rejection sensitivity and entity beliefs. Journal of Personality and Social Psychology, 107(1), 101-121. https://doi.org/10.1037/a0036553
15. Siczek, M. M. (2018). International students in first-year writing. International Students in First-Year Writing. https://doi.org/10.3998/mpub.9749872