4. Машан М.С. Правовая регламентация лоббизма: затруднения и перспективы // Саясат, 2000. № 10-11. С. 28.
5. Соколовская М. Обыкновенный лоббизм. [Электронный ресурс]: М. Соколовская // Профиль, 2012. № 11. Режим доступа: http://lobbying.ru/content/sections/articleid_9120_lin kid.html/ (дата обращения: 18.02.2017).
6. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания РФ / П.А. Толстых. М.: Канон плюс. Реабилитация, 2006.
МЕДИАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ
КЛИНИКИ Карамышева Ю.Д.
Карамышева Юлия Дмитриевна - студент,
юридический факультет, Российская таможенная академия, г. Москва
Аннотация: в данной статье рассматривается один из видов примирительных процедур -медиация. Выявляются роль и необходимость развития такого института в современном правовом обществе.
Ключевые слова: примирительные процедуры; медиация; медиатор; юридические клиники.
Понятие медиации для многих жителей России совершенно новое и непонятное, хотя для многих стран Европы оно достаточно исследовано и пользуется большой популярностью.
Медиация представляет собой форму переговоров между конфликтующими сторонами, с участием нейтрального посредника (медиатора), с целью прийти к соглашению по спорному вопросу, т. е. выявить такое решение, чтобы каждая сторона не считала себя проигравшей.
Несмотря на то, что примирительные процедуры в России «имеют глубокие исторические корни, понятийный аппарат, роль и место медиации в российской правовой системе недостаточно определены, что не может способствовать ее эффективному практическому применению». В связи с этим можно выделить следующие проблемы, требующие своевременного решения.
Во-первых, низкий уровень правовой культуры, правосознания, который препятствует развитию института медиации в РФ.
Во-вторых, неопределенность статуса медиатора, т.к. в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 15 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь.
В-третьих, узкий подход в определении категорий дел, по которым может быть проведена процедура медиация.
В-четвертых, слабая система формирования кадрового потенциала медиаторов.
В-пятых, слабая информационная база относительно процедуры медиации, вследствие чего не только обычные граждане, но и юристы не до конца понимают всех тонкостей данного вида альтернативного разрешения спора.
Итак, в качестве решений вышеуказанных проблем следует:
1) преодолеть процесс отторжения обществом данного института, путем разъяснения положительных аспектов сущности медиации;
2) повысить уровень подготовки медиаторов;
3) в нормативных правовых актах предусмотреть право обращения к медиатору, что привлечет внимание граждан;
4) участить применение медиации в досудебном порядке или в рамках судебного процесса, с помощью информирования граждан о данной процедуре в юрисдикционных органах;
5) причислить медиаторов к лицам, оказывающим юридические услуги.
Только после тщательного изучения правоведами перечисленных проблем их доработки и устранения можно говорить о введении в российскую правовую культуру процедуры внесудебного урегулирования правовых споров - института медиации. Это даст возможность закрепить и усилить роль медиации в общественной жизни граждан, а также определить новое направление развития медиации с юридической клиникой посредством оказания бесплатной юридической помощи малообеспеченным и социально-незащищенным слоям населения.
Преследуя, с одной стороны, одни цели - создание условий для осуществления прав и свобод граждан путем обеспечения доступности правосудия, эти два института выполняют разные функции, один - внесудебное урегулирование споров, другой -оказание юридической помощи на безвозмездной основе [1]. Вместе с тем, точек соприкосновения этих двух сфер при более глубоком изучении очень много, которые проявляются в следующем:
- Во-первых, в бесплатном предоставлении юридической помощи.
- Во-вторых, в оказании медиативной помощи в рамках юридической клиники студентами юридических факультетов, прошедших инструктаж по подготовке к роли медиатора.
- В-третьих, в формировании «качественного» кадрового потенциала, из студентов, практикующих оказание примирительных процедур, под контролем руководителя юридической клиники [2].
В идеальной модели юридическая клиника, в какой-то мере, должна стать центром медиации для граждан, которая в досудебном порядке будет помогать гражданам решать их юридические проблемы и конфликты. Юридическая клиника может реализовать распространение медиации, она должна стать «инициатором» данного процесса. Во всяком случае, укоренение и развитие института медиации в обществе - это безусловный шаг в развитии правовой системы Российской Федерации.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в
Российской Федерации» (ред. от 2.07. 2013) // «Собрание законодательства Российской
Федерации» от 24.11.2011. № 50. Ст. 6727.
2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении
программы подготовки медиаторов» (в действ. ред.) // Российская газета, 2011. № 60.
Ст. 14.