Научная статья на тему 'Mediation as effective way of permission of the labor conflicts'

Mediation as effective way of permission of the labor conflicts Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LABOR RELATIONS / ТРУДОВЫЕ СПОРЫ / LABOR DISPUTES / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / CONFLICT SITUATIONS / МЕДИАТОР / MEDIATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Римская Александра Александровна, Ярушева Светлана Александровна

В статье представлена медиация как переговоры с участием третьей, нейтральной стороны. Выделены и рассмотрены трудовые споры как разновидность конфликта. Представлены особенности медиации в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Mediation as effective way of permission of the labor conflicts»

Вестник факультета управления Челябинского государственного университета

2. Курочкин, В. Н. Организация, нормирование и оплата труда / В. Н. Курочкин. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 234 с.

3. Рофе А. И. Труд: теория, экономика, организация: учебник для вузов. М., 2011, 408 с.

4. Шмаков, А. Г. Управление персоналом : тексты лекций / А. Г. Шмаков. - Челябинск : Издательство Челябинский государственный университет, 2011. 171 с.

Сведения об авторах

Ярушева Светлана Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента факультета управления ЧелГУ. Челябинск. Россия. yarushevaca@mail.ru

Кузнецова Татьяна Васильевна - магистрант кафедры менеджмента факультета управления ЧелГУ. Челябинск. Россия. tatyanakuznetsova-94@mail.ru

APPLICATION OF NON-MATERIAL ASPECTS OF MOTIVATION IN HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

T. V. Kuznetsova, S. A. Yarusheva

Chelyabinsk state university. Chelyabinsk. Russia

Abstract: In article a predstavlenamotivation as the obligatory instrument of human resource management. "the essence of motivation", methods of motivation of the personnel in activity of heads are allocated and considered. Classification of methods of motivation is presented.

Keywords: motive, motivation, active training, motivation methods, non-material aspects of motivation.

References

1. Vikhanskiy O. S. Menedzhment: chelovek. strategiya. organizatsiya. protsess: uchebnoye posobiye / O. S. Vikhanskiy. - M.: MGU. 2005.- 588s.

2. Kurochkin. V. N. Organizatsiya. normirovaniye i oplata truda / V. N. Kurochkin. M.-Berlin: DirektMedia. 2014. 234 s.

3. Rofe A. I. Trud: teoriya. ekonomika. organizatsiya: uchebnik dlya vuzov. M.. 2011. 408 s.

4. Shmakov. A. G. Upravleniye personalom : teksty lektsiy / A. G. Shmakov. - Chelyabinsk : Izdatelstvo Chelyabinskiy gosudarstvennyy universitet. 2011. 171 s.

УДК 331.55 ББК 65.5-180

МЕДИАЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ ТРУДОВЫХ КОНФЛИКТОВ

А. А. Римская, С. А. Ярушева

Челябинский государственный университет. Челябинск. Россия

В статье представлена медиация как переговоры с участием третьей, нейтральной стороны. Выделены и рассмотрены трудовые споры как разновидность конфликта. Представлены особенности медиации в организации.

Ключевые слова: трудовые отношения, трудовые споры, конфликтные ситуации, медиатор.

В современном мире более оптимальной и альтернативной системой разрешения конфликтов и споров в трудовых коллективах организации является медиация. Медиация - это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.

Медиация выступает новым понятием и способом разрешения конфликтных ситуаций в России. Медиация, то есть посредничество, это процесс разрешения конфликтных ситуаций, в которых участие принимает третья сторона, носящая название медиатор и способствующая разработке мирного,

выгодного для обеих конфликтующих сторон и добровольного соглашения между конфликтующими объектами. [1]

Медиация положила свое развитие со второй половине XX столетия в таких странах как Австралии, США, Великобритании, а после уже и в Европе. Впервые применение медиации было применено при разрешении конфликтных ситуаций в области семейных отношений. В последующем она стала применяться при разрешении конфликтных ситуаций более обширного круга, а именно в трудовых, семейных, потребительских конфликтных ситуациях, а также многосторонних конфликтах в публичной и коммерческой деятельности. [8]

Рассматривая практику применения медиации в различных странах можно заметить ряд интересных фактов. Так в Соединенных Штатах Америки ни один конфликт не разрешается без медиаторов, будь то судебная практика, решение экономических, политических или предпринимательских конфликтных ситуаций. Также медиация широко применяется в Китае. Более 30% конфликтных ситуаций разрешаются до судебного процесса. Медиация достаточно распространена в Германии, Великобритании, Корее, Венгрии, Индии. В Австрии специальность медиатор внесена в номенклатуру профессий [1].

В Казахстане данная сфера деятельности регламентируется Законом Республики Казахстан «О Медиации» от 28 января 2011 года. При принятии данного закона правительством Республики были внесены поправки в Уголовный, Гражданский, Уголовно-процессуальный Кодексы, Гражданский процессуальный, а также в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях». Рассматриваемые изменения позволили объединить национальную систему законодательства республики Казахстан а также создать новый правовой институт. В России развитие института медиации выступает одним из важных направлений повышения эффективности существующих методов и способов разрешения конфликтных ситуаций, связанных с правом трудовых конфликтов или споров об интересе.

В январе 2011 года был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [10]. Целью принятия данного закона является содействие развития партнерских деловых взаимоотношений и формирования этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. Законодательство признало медиацию самостоятельным методом урегулирования правовых споров, вытекающих из трудовых гражданских и семейных правоотношений.

В трудовых отношениях, непосредственно возникающих в организациях, конфликтные ситуации неизбежны. Основная цель правового регулирования порядка решения трудовых конфликтных ситуаций, возникающих в организации, является наличие такой системы урегулирования конфликтных ситуаций, которая позволила бы участникам конфликтных ситуаций урегулировать возникшие конфликты с максимальной степенью эффективности и в кротчайшие сроки [2].

Трудовые споры - это разновидность конфликта. Конфликтные ситуации, как правило, не регулируется посредством трудового права и не входит в предмет его исследований. Все это может привести к снижению эффективности регулирования трудовых конфликтов. Проблема заключается в том, что иногда при трансформации конфликта в трудовой спор происходит потеря его содержания. Содержание конфликтной ситуации постоянно составляют интересы конфликтующих сторон, которые вызваны рядом потребностей, зачастую не совпадающих с правовыми позициями. [4]

Таким образом, эффективность урегулирования трудового конфликтов зависит от того, будут ли учтены потребности и интересы сторон, а не только, обоснована ли позиция правовыми нормами или нет. В рамках механизма разрешения трудовых конфликтных ситуаций это практически невозможно. Исключением могут выступать ситуации, когда лицо, рассматривающее конфликтную ситуацию, имеет медиативную технику переговоров, имеет представление о значимости медиации и может «подвести» конфликтующие стороны к заключению мирового соглашения или предложить конфликтующим сторонам прибегнуть к услугам медиатора, трансформировав при этом медиативное соглашение в мировое соглашение [9].

Еще одной особенностью медиации в организации выступает отсутствие у медиатора возможностей на вынесение обязательного для конфликтующих сторон решения. При проводимой медиации профессионально, в процессе переговоров конфликтующие стороны «уходят» от изначальных позиций и самостоятельно вырабатывают условия медиативного соглашения, полностью удовлетворяющие интересы спорящих сторон [6].

Положения ч. 2, 5 ст. 1 Закона о медиации с помощью медиатора возможно урегулировать только индивидуальные трудовые конфликты. Такая позиция законодательства вызывает замешательство, так как ст. 401-406 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривают осуществление примирительных процедур в случае возникновения коллективного трудового конфликта, в том числе с участием медиатора. Изъятие из сферы действия Закона о медиации коллективных трудовых конфликтов

Вестник факультета управления Челябинского государственного университета

вызваны готовностью не допустить конкуренцию норм, которые связаны с рядом различий в этапах и принципах примирения, сроках, требований к соглашению сторон и других. Однако целенаправленность примирительной процедуры, техника и правила проведения переговоров с участием медиаторов, как при разрешении индивидуального конфликта, так и коллективного трудового конфликта являются аналогичными [7].

Таким образом, включение медиации в систему урегулирования конфликтных трудовых ситуаций отвечает цели роста стабильности трудовых отношений и мотивирует работодателей и работников к поиску сбалансированности интересов.

Список литературы

1. Антонов, И. В. Медиация как альтернативная форма разрешения экономических споров с участием посредника // Законодательство. - 2008. - № 4. - С. 56-60.

2. Клечкин, А. А. Теоретико-правовой аспект медиации правового конфликта // История государства и права. - 2008. - № 9. - С. 15-17.

3. Колобашкина, С. С. Проблемы использования адвокатом переговоров и медиации как внесудебных средств разрешения спора // Адвокат. - 2011. - № 2. - С. 18-24.

4. Комарова, Ю. А. Понятие, виды и место медиации в системе разрешения споров // Право и государство: теория и практика. - 2011. - № 2. - С. 107-111.

5. Лисицын, В. Медиация для предпринимателей России: какой она была и какой ей предстоит быть // Право и экономика. - 2009. - № 4. - С. 102-107.

6. Медиация - новая процедура в разрешении споров, возникающих из трудовых правоотношений: содержание и порядок применения // Кадры предприятия. - 2011. - № 1 .- С. 79-88.

7. Понасюк, А. М. Необходимость оказания адвокатом юридической помощи в области примирительного альтернативного разрешения споров // «Черные дыры» в Рос. Законодательстве. - 2010. - № 2. - С. 164-169.

8. Рогожин, М. Ю. Медиация - новая альтернатива судебной процедуре урегулирования споров // Налоговый вестн. - 2011. - № 1. - С. 44-49.

9. Салаватов, Ш. Медиация корпоративных конфликтов // Слияния и поглощения. - 2010. - № 7/8.

- С. 68-75.

10.Фоков, А. П. Правосудие и об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника: (процедура медиации) // Рос. судья. - 2010. - № 10. - С. 2-3.

Сведения об авторах

Ярушева Светлана Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента факультета управления ЧелГУ. Челябинск. Россия. yarushevaca@mail.ru

Римская Александра Александровна - магистрант кафедры менеджмента факультета управления ЧелГУ. Челябинск. Россия. alexandra_klipa@mail.ru

MEDIATION AS EFFECTIVE WAY OF PERMISSION OF THE LABOR CONFLICTS

A. A. Rimskaya, S. A. Yarusheva

Chelyabinsk state university. Chelyabinsk. Russia

Mediation as negotiations with participation of the third, neutral party is presented in article. Labor disputes as a kind of the conflict are allocated and considered. Features of mediation are presented to the organizations.

Keywords: labor relations, labor disputes, conflict situations, mediator.

References

1. Antonov. I. V. Mediatsiya kak alternativnaya forma razresheniya ekonomicheskikh sporov s uchastiyem posrednika // Zakonodatelstvo. - 2008. - № 4. - S. 56-60.

2. Klechkin. A. A. Teoretiko-pravovoy aspekt mediatsii pravovogo konflikta // Istoriya gosudarstva i prava.

- 2008. - № 9. - S. 15-17.

3. Kolobashkina. S. S. Problemy ispolzovaniya advokatom peregovorov i mediatsii kak vnesudebnykh sredstv razresheniya spora // Advokat. - 2011. - № 2. - S. 18-24.

4. Komarova. Yu. A. Ponyatiye. vidy i mesto mediatsii v sisteme razresheniya sporov // Pravo i gosudarstvo : teoriya i praktika. - 2011. - № 2. - S. 107-111.

5. Lisitsyn. V. Mediatsiya dlya predprinimateley Rossii: kakoy ona byla i kakoy ey predstoit byt // Pravo i ekonomika. - 2009. - № 4. - S. 102-107.

6. Mediatsiya - novaya protsedura v razreshenii sporov. voznikayushchikh iz trudovykh pravootnosheniy: soderzhaniye i poryadok primeneniya // Kadry predpriyatiya. - 2011. - № 1 .- S. 79-88.

7. Ponasyuk. A. M. Neobkhodimost okazaniya advokatom yuridicheskoy pomoshchi v oblasti primiritelnogo alternativnogo razresheniya sporov // "Chernyye dyry" v Ros. Zakonodatelstve. - 2010. - № 2. - S. 164-169.

8. Rogozhin. M. Yu. Mediatsiya - novaya alternativa sudebnoy protsedure uregulirovaniya sporov // Nalogovyy vestn. - 2011. - № 1. - S. 44-49.

9. Salavatov. Sh. Mediatsiya korporativnykh konfliktov // Sliyaniya i pogloshcheniya. - 2010. - № 7/8. - S. 68-75.

10. Fokov. A. P. Pravosudiye i ob alternativnoy protsedure uregulirovaniya sporov s uchastiyem posrednika: (protsedura mediatsii) // Ros. sudia. - 2010. - № 10. - S. 2-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.