Научная статья на тему 'МЕДИАТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЭКОЛИНГВИСТИКИ'

МЕДИАТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЭКОЛИНГВИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эколингвистика / медиатекст / контент / массмедийный дискурс / ecolinguistics / media text / content / mass-media discourse

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баребина Н.С., Глызина В.Е., Пашаева И.В., Бережных Н.Ю.

Настоящая статья посвящена одной из важных проблем современного мира – изменению и функционированию языка в медиапространстве. Особый вид текста – медиатекст выступает в качестве коммуникативного средства среди различных социальных и профессиональных групп. Создавать письменные тексты и делать их достоянием массовой аудитории может любой желающий человек. В статье подчеркивается, что такая доступность, с одной стороны, дает положительный опыт развитию технологических наук. С другой стороны, многие учёные высказывают озабоченность по поводу негативного влияния данного контента, который часто является некачественными, что ведёт к массовой безграмотности, поскольку существует прямая связь между языковой средой и развитием человеческого сознания, разума, интеллекта. В связи с этим обстоятельством, авторы статьи придают большое значение такому направлению науки как эколингвистика, в рамках которой накапливается методологический и теоретический потенциал, ведутся активные поиски проблемных участков медиапространства для предотвращения загрязнения языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA TEXT AS AN OBJECT OF ECOLINGUISTICS

This article is dedicated to one of the important problems of the modern world – the change and functioning of language in the media space. A special kind of text, the media text, acts as a communicative tool among various social and professional groups. Anyone can create written texts and make them available to a mass audience. The article emphasizes that such accessibility, on the one hand, provides a positive experience for the development of technological sciences. On the other hand, many scientists have expressed concern about the negative impact of this content, which is often of poor quality, leading to mass illiteracy, because there is a direct link between the linguistic environment and the development of human consciousness, mind, intelligence. In this regard, the authors of the article pay great attention to such a direction of science as ecolinguistics, within the framework of which the methodological and theoretical potential is accumulated, an active search for problem areas of media space to prevent linguistic pollution is carried out.

Текст научной работы на тему «МЕДИАТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЭКОЛИНГВИСТИКИ»

ЯЗЫКИ НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОГО ЯЗЫКА ИЛИ ГРУППЫ ЯЗЫКОВ) / LANGUAGES OF PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (INDICATING A SPECIFIC LANGUAGE _OR GROUP OF LANGUAGES)_

DOI: https://doi.org/10.18454/RULB.2023.38.13 МЕДИАТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЭКОЛ ИНГ ВИС ТИКИ

Научная статья

Баребина Н.С.1, Глызина В.Е.2, Пашаева И.В.3, *, Бережных Н.Ю.4

и 4 Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, Российская Федерация 2 Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация 3 Иркутский национальный исследовательский технический университет, Иркутск, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (pashaeva[at]istu.edu)

Аннотация

Настоящая статья посвящена одной из важных проблем современного мира - изменению и функционированию языка в медиапространстве. Особый вид текста - медиатекст выступает в качестве коммуникативного средства среди различных социальных и профессиональных групп. Создавать письменные тексты и делать их достоянием массовой аудитории может любой желающий человек. В статье подчеркивается, что такая доступность, с одной стороны, дает положительный опыт развитию технологических наук. С другой стороны, многие учёные высказывают озабоченность по поводу негативного влияния данного контента, который часто является некачественными, что ведёт к массовой безграмотности, поскольку существует прямая связь между языковой средой и развитием человеческого сознания, разума, интеллекта. В связи с этим обстоятельством, авторы статьи придают большое значение такому направлению науки как эколингвистика, в рамках которой накапливается методологический и теоретический потенциал, ведутся активные поиски проблемных участков медиапространства для предотвращения загрязнения языка.

Ключевые слова: эколингвистика, медиатекст, контент, массмедийный дискурс.

MEDIA TEXT AS AN OBJECT OF ECOLINGUISTICS

Research article

Barebina N.S.1, Glizina V.Y.2, Pashaeva I.V.3 *, Berezhnikh N.Y.4

1,4 Irkutsk State Transport University, Irkutsk, Russian Federation 2 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation 3 Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russian Federation

* Corresponding author (pashaeva[at]istu.edu)

Abstract

This article is dedicated to one of the important problems of the modern world - the change and functioning of language in the media space. A special kind of text, the media text, acts as a communicative tool among various social and professional groups. Anyone can create written texts and make them available to a mass audience. The article emphasizes that such accessibility, on the one hand, provides a positive experience for the development of technological sciences. On the other hand, many scientists have expressed concern about the negative impact of this content, which is often of poor quality, leading to mass illiteracy, because there is a direct link between the linguistic environment and the development of human consciousness, mind, intelligence. In this regard, the authors of the article pay great attention to such a direction of science as ecolinguistics, within the framework of which the methodological and theoretical potential is accumulated, an active search for problem areas of media space to prevent linguistic pollution is carried out.

Keywords: ecolinguistics, media text, content, mass-media discourse.

Введение

Интернет-пространство современного мира характеризуется загрязнением и упрощением языка, что ведёт к нарушению языковых норм, и, как следствие, к проблеме неграмотности. Многочисленные пользователи медиапространства, не владея специальными навыками и неуместно используя коллоквиализмы, помещают контент различного характера. Это привело к возникновению такого явления как персонализация и кастомизация, которое может постепенно нивелировать традиционные средства массовой информации. Речевая деструкция наиболее значима для медийного дискурса, в связи с этим, мы рассматривали данную проблему в интернет-пространстве медиаплатформы, как наиболее востребованное явление среди современных пользователей. Многие учёные отмечают, что исследование того, как изменяется и функционирует язык, позволяет своевременно предотвратить безграмотность [1], И, [5], [8].

В своей научной работе мы рассматриваем медиопространство с точки зрения эколингвистики, которая носит междисциплинарный характер, поскольку язык — это не отдельная система, а часть культуры, социальной, природной, коммуникативной среды процессов познания.

Влияние медийной сферы на жизнь человека, на сегодняшний день, велико. Можно утверждать, что данная сфера стала неотъемлемой частью современного общества, поскольку почти каждый взрослый человек пользуется продуктами медиасферы (собственная страничка в сети, средства массовой информации, поисковая система, блоги и т.п.).

Медийное поле является важным коммуникативным средством у различных социальных и профессиональных групп; информацию в средствах массовой пользователя сети обсуждают со всеми и во всем мире. Немаловажным является тот факт, что пользователи сети воспринимают мнение блогера, как и мнение эксперта. В связи с этим такой контент как медиатекст должен быть составлен качественно без нарушения речевых норм.

Медиатекст является особым видом текста, который включает в себя новейшие информационные технологии, различные медийные платформы, а именно: вербальные тексты, фотографии, аудио, видео, графики, анимацию и другие производных от них формы.

Такой способ коммуникации как «медиа» существует давно в сознании общества, но, несмотря на это, медиатекст остается в числе наиболее дискуссионных научных проблем. Это можно объяснить его особенностью, которая проявляется в объемности и многоуровневое™ причиной которых является его производство и каналы распространения.

Медиатекст следует рассматривать с двух сторон:

а) как устойчивую систему, для которой свойственны особенности производства, канала передачи и лингвоформативные признаки;

б) как продукт коммуникационной культуры, являющейся единицей коммуникации.

Однако обе стороны медиатекста являются особым видом авторства, поскольку медиатекст - это некое сообщение, цель которого - установить связь с аудиторией, общение, в основе которого лежит индивидуально-эмоциональное взаимодействие.

Объектом исследования являлись тексты, относящиеся к веб-жанрам виртуальной коммуникации, размещенные на медиаплатформе Яндекс.Дзен.

Методы и принципы исследования

Для решения поставленных задач в исследовательской работе использовались следующие общенаучные и частные лингвистические методы исследования: описательный и классификационные методы, метод контекстуального анализа, элементы метода количественного анализа, наблюдение и сравнение. Также совмещаются методики целенаправленной и сплошной выборки материала.

С помощью метода анализа и синтеза был собран и обобщен теоретический материал и сделаны выводы по проблеме исследования; описательный метод, включающий анализ, помог провести сопоставление и выявить классификацию языковых норм в медиатекстах.

Мы рассматриваем медиатекст с точки зрения медиалингвисгики, которая является дискретной единицей массмедийного дискурса. Если текст - это последовательность языковых (вербальных) единиц, объединенных общей смысловой связью и целостностью, то под медиатекстом следует понимать сочетание знаковых единиц вербального и медийного уровней, которые актуализованны в определенном медиаформате и объединены общим смыслом [4]. Из этого определения следует, что массмедийные тексты носят комбинированный характер, основанный на неразрывном единстве вербальных и медийных средств.

Анализируя медиатексгы, необходимо учитывать их важное свойство, как нелинейность, другими словами, их сложную многоуровневую структуру, т.е. развитие текста одновременно в нескольких направлениях: вербальном, медийном и гипертекстуальном, выстраивая межтекстовых связей в интернет-пространстве [3]. За счёт такой сложной структуры ощущается «объемность» медиатекста, поскольку на каждом из этих уровней происходит его развертывание и постоянное дополнение различными возможностями сочетания вербальных и медийных компонентов, придавая медиатексту еще более сложный характер.

С точки зрения лингвистики медиатекст можно рассматривать в трех основных измерениях: как универсальный, классический тип; как особый тип, например, научный, художественный; как массовую коммуникацию (рекламные тексты, РЯ, тексты журналистики), имеющие свои специфические характеристики [7].

Взятый за основу классический текст и помещенный в медийное пространство, он приобретает совершенно иные смысловые оттенки и расширительное толкование, а также медийные добавки, выходя за пределы знаковой системы языка, приближаясь к семиотическому пониманию. Учитывая это, лингвисты отводят медиатексту отдельную нишу и выделяют следующие его категории и особенности:

1. Тип и характер информации (содержание информации, с точки зрения отправителя, определяется как существенное, важное и необходимое обществу как массовому ее потребителю).

2. Вторичносгь медиатекста, относительно других видов текста (систематизация, сокращения, переработка первичных текстов).

3. Сиюминутность и быстротечность информации, которая привлекает широкую аудиторию. Однако данная информация относится к области субкультуры, ориентиры которой - примитивный уровень различного рода рекламы.

4. Размытая структура и незавершенность смысла медиатекста (цитирование и ссылки на других).

5. Смешивание различных невербальных знаковых систем, включающие в единое смысловое пространство разнородные компоненты (вербальные, визуальные, аудитивные, аудиовизуальные и другие).

6. Минимизация технических возможностей, которые зависят от форматных свойств канала.

7. Массовые коммуникации, оснащённые разнообразными функциями, оказывающие влияние на аудиторию через информирование, убеждение и воздействие.

8. В опосредованное общение вступает разнородная массовая аудитория, не имеющая общих целей и интересов, часто владеющая только элементарным знанием языка.

9. Отсутствие обратной связи или ограниченная, минимизированная, отложенная во времени и пространстве, имеющая имитационный характер [9].

Основные результаты

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что медиатекст является интегративным многоуровневым знаком, которое объединяет в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные) и демонстрирует принципиальную открытость текста на содержательно-смысловом, композиционно-структурном и знаковом уровнях. Следует отметить, что медиатексты имеют некоторые плюсы, а именно, создают разнообразный и привлекающий внимание контент, который поставляется оперативно и доступен всем. Однако данный контент часто является некачественным в интеллектуальном плане (образовательном, познавательном, расширяющим кругозор).

Также медиатексты могут быть небезопасными, поскольку медиаполе насыщено «токсичным» продуктом, а именно: фейковой информацией, агрессивными и манипулятивными материалами, возможностями, вызывающими зависимости. Подаётся информация, рассчитанная на очень среднего потребителя, делается ставка на скандальность, которая приносит высокий рейтинг. Очевидно, что происходит манипулирование, отнимающее у аудитории право на свое видение.

Обсуждение

Исследованием медиатекста занимались В. Н. Степанов, С. Р. Хвостик, С. В. Сухова, А. В. Черных, Р. Пацлаф, Т. Г. Добросклонской и другие [9], [10], [11], [12]. Изучение данного понятия позволило ученым прийти к заключению, что медиатекст сочетает в себе различные характеристики. Наше исследование также показало, что медиатекст обладает такими качествами как: экспрессивность и стандарт, образное и логическое, консерватизм и подвижность.

Заключение

Таким образом, мы приходим к выводу, что большая степень негативного влияния содержится именно в текстах средств массовой информации, социальных сетях и в блогах на различных медиаплощадках в сети Интернет. Авторами текстов на этих Интернет-ресурсах выступает любой желающий. Анонимность, дистантносгь и отсутствие ответственности за свое речевое поведение — все эти факторы стимулируют нарушение письменной языковой нормы. Поэтому важно рассматривать данное явление на основе формирующегося направления эколингвистики. Эта область науки сейчас накапливает методологический и теоретический потенциал, активно ведутся поиски проблемных участков и тем для обсуждения, приводятся новые данные относительно самого объекта научной дисциплины, ее взаимодействия с другими дисциплинами.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может бьггь предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Баребина H.C. Лингвоэкологический аспект исследования топонимической лексики Прибайкалья. / Н.С. Баребина // Вопросы теории и практики журналистики; — Вып. 3. — 2018: БГУ, 2018. — с. 429-443.

2. Баребина С.Н. Векторы аргументативной ориентации в изучении динамики языковых аспектов политического медиадискурса. / С.Н. Баребина, Г.М. Косгюшкина, Фан Чжиюн // Известия Байкальского государственного университета. — 2021. — 1. — с. 98-102.

3. Бенгина Е.А. Кибербуллинг как новая форма угрозы психологическому здоровью личности подростка. / Е.А. Бенгина, С.А. Гришаева // Вестник университета. — 2018. — 2. — с. 153-157.

4. Верещагин O.A. Экодискурс и его номологические корреляты в социогуманитаристике. / O.A. Верещагин // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. JI. Н. Толстого. — 2018. — 3. — с. 76-86.

5. Галимова А.Р. Этико-речевая компетенция в аспекте эколингвисгических исследований медиаречи. / А.Р. Галимова, Н.С. Баребина // Global and Regional Research. — 2020. — 2.

6. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ / Т.Г. Добросклонская — М.: Наука, 2015. — 263 с.

7. Дускаева Л.Р. Троллинг в русскоязычных медиа. / Л.Р. Дускаева, Ю.М. Коняева // Вестник Московского университета. — 2017. — 5. — с. 84-100.

8. Липко Ю.Г. Совершенствование речевой компетенции на уроках английского языка в рамках дистанционного обучения. / Ю.Г. Липко, И.А. Антипьева // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — 2. — с. 432-439.

9. Милославская З.А. «Экотекст» как тип глобального медиатекста . / З.А. Милославская // Журналистика -вызовы времени: сб. науч. ст. кафедры журналистики и медиакоммуникаций ; — М.: МПГУ, 2018. — с. 84.

10. Пацлаф Р. Застывший взгляд: Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей / Р. Пацлаф — М.: Evidentis, 2011. — 224 с.

11. Степанов В.Н. Жанрово-стилистические признаки рэп-батла. / В.Н. Степанов, С.К. Болотова, А.Р. Леонова // Верхневолжский филологический вестник. — 2018. — 3. — с. 204-210.

12. Сухова C.B. Россия не выучила урок компьютерной эпохи. Что такое закрывающие технологии и чем они опасны [Электронный ресурс] / C.B. Сухова // Коммерсант Огонёк. — 2019. — №16. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3953643. (дата обращения: 21.02.20)

13. Хвостик E.P. Люди Зет выходят на тропу потребления [Электронный ресурс] / Е.Р. Хвостик // Коммерсант. — 2019. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3960595. (дата обращения: 27.03.20)

14. Черных А. В будущем возьмут не всех. «Ъ» разобрался, какие профессии будут востребованы через несколько лет [Электронный ресурс] / А. Черных, К. Миронова // Коммерсант. — 2019. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3939291. (дата обращения: 15.03.20)

Список литературы на английском языке / References in English

1. Barebina N.S. Lingvoe'kologicheskij aspekt issledovaniya toponimicheskoj leksiki Pribajkal'ya [Linguo-ecological Aspect of the Study of the Toponymic Lexicon of the Baikal Region], / N.S. Barebina // Issues in the Theory and Practice of Journalism; — Issue 3. — 2018: BGU, 2018. — p. 429-443. [in Russian]

2. Barebina S.N. Vektory1 argumentativnoj orientacii v izuchenii dinamiki yazy'kovy'x aspektov politicheskogo mediadiskursa [Vectors of Argumentative Orientation in the Study of the Linguistic Dynamics of Political Media Discourse]. / S.N. Barebina, G.M. Kostyushkina, Fan Chzhiyun // Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Baikal State University], — 2021. — 1. — p. 98-102. [in Russian]

3. Bengina E.A. Kiberbulling kak novaya forma ugrozy' psixologicheskomu zdorov'yu lichnosti podrostka [Cyberbullying as a New Form of Threat to the Psychological Health of Teenagers]. / E.A. Bengina, S.A. Grishaeva // Vestnik universiteta [University Bulletin], — 2018. — 2. — p. 153-157. [in Russian]

4. Vereshhagin O.A. E'kodiskurs i ego nomologicheskie korrelyaty' v sociogumanitaristike [Ecodiscourse and its Nomological Correlates in Sociohumanitarian Studies]. / O.A. Vereshhagin // Gumanitarny'e vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo [Humanities Bulletin of L.N. Tolstoy TSPU]. — 2018. — 3. — p. 76-86. [in Russian]

5. Galimova A.R. E'tiko-rechevaya kompetenciya v aspekte e'kolingvisticheskix issledovanij mediarechi [Ethical-speech Competence in the Aspect of Ecolinguistic Studies of Media Speech]. / A.R. Galimova, N.S. Barebina // Global and Regional Research [Global and Regional Research]. — 2020. — 2. [in Russian]

6. Dobrosklonskaya T.G. Medialingvistika: sistemny'j podxod k izucheniyu yazy'ka SMI [Media Linguistics: A Systemic Approach to the Study of Media Language] / T.G. Dobrosklonskaya — M.: Nauka, 2015. — 263 p. [in Russian]

7. Duskaeva L.R. Trolling v russkoyazy'chny'x media [Trolling in Russian-language media]. / L.R. Duskaeva, Yu.M. Konyaeva // Vestnik Moskovskogo universiteta [Bulletin of Moscow University]. — 2017. — 5. — p. 84-100. [in Russian]

8. Lipko Yu.G. Sovershenstvovanie rechevoj kompetencii na urokax anglijskogo yazy'ka v ramkax distancionnogo obucheniya [Improving Speech Competence in English Lessons through Distance Learning], / Yu.G. Lipko, I.A. Antip'eva // Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Baikal State University], — 2022. — 2. — p. 432-439. [in Russian]

9. Miloslavskaya Z.A. «E'kotekst» kak tip global'nogo mediateksta ["Ecotext" as a Type of Global Media Text], / Z.A. Miloslavskaya // Journalism — Challenges of Time: Collection of scientific articles from the Department of Journalism and Media Communications ; — M.: MPGU, 2018. — p. 84. [in Russian]

10. Paczlaf R. Zasty'vshij vzglyad: Fiziologicheskoe vozdejstvie televideniya na razvitie detej [Frozen Gaze: The Physiological Impact of Television on Child Development] / R. Paczlaf — M.: Evidentis, 2011. — 224 p. [in Russian]

11. Stepanov V.N. Zhanrovo-stilisticheskie priznaki re'p-batla [Genre and Stylistic Features of a Rap Battle], / V.N. Stepanov, S.K. Bolotova, A.R. Leonova // Verxnevolzhskij filologicheskij vestnik [Upper Volga Region Philological Bulletin]. — 2018. — 3. — p. 204-210. [in Russian]

12. Suxova S.V. Rossiya ne vy'uchila urok komp'yuternoj e'poxi. Chto takoe zakry'vayushhie texnologii i chem oni opasny' [Russia did not learn the lesson of the computer age. What are shutdown technologies and why are they dangerous] [Electronic source] / S.V. Suxova // Kommersant Ogonyok. — 2019. — №16. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3953643. (accessed: 21.02.20) [in Russian]

13. Xvostik E.R. Lyudi Zet vy'xodyat na tropu potrebleniya [Z-people are Entering the Path of Consumption] [Electronic source] / E.R. Xvostik // Kommersant. — 2019. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3960595. (accessed: 27.03.20) [in Russian]

14. Cherny'x A. V budushhem voz'mut ne vsex. «"» razobralsya, kakie professii budut vostrebovany' cherez neskol'ko let [Not everyone will be hired in the future. "Kommersant looked into what professions will be in demand in a few years] [Electronic source] / A. Cherny'x, K. Mironova // Kommersant. — 2019. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3939291. (accessed: 15.03.20) [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.