Научная статья на тему 'Паремии в современных медиатекстах: лингвориторический аспект'

Паремии в современных медиатекстах: лингвориторический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиалект / медийный текст / паремии / лингвориторические особенности / новостной интернет-сайт / medialect / media text / proverbs / linguoritoriсal features / news website.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пригарина Наталья Константиновна, Попова Мария Александровна

Статья посвящена исследованию лингвориторических особенностей паремий (поговорок), используемых в новостных медийных текстах. Медийные тексты рассмотрены как составляющие медиалекта – «особой, опосредованной медийной средой формы национального языка» [4]. Установлено, что употребление паремий (поговорок) обеспечивает реализацию аттрактивной, экспрессивной и манипулятивно-регулятивной функций новостных медийных текстов и увеличивает их воздействующий потенциал. Определены лингвориторические особенности паремий (поговорок), используемых в новостных медийных текстах: аттрактивностьь, экспресивность, образность, оценочность, регулятивность. Материалом исследования послужили медиатексты, размещенные в 2020–2023 гг. на новостных интернет-сайтах (52 контекста). Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания теоретических курсов по языкознанию, современному русскому языку и медиалингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пригарина Наталья Константиновна, Попова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVERBS IN MODERN MEDIA TEXTS: LINGUISTIC AND RHETORICAL ASPECT

The article is devoted to the study of the linguistic and rhetorical features of proverbs (sayings) used in news media texts. Media texts are considered as components of a medialect – “a special form of the national language mediated by the media environment” [4]. It has been established that the use of proverbs ( sayings) ensures the implementation of the attractive, expressive and manipulative-regulatory functions of news media texts and increases their influencing potential. The linguistic and rhetorical features of proverbs (sayings) used in news media texts are determined: attractiveness, expressiveness, imagery, evaluativeness, regulation. The research material was media texts posted in 2020–2023. on online news sites (52 contexts). The results of the study can be used in the practice of teaching theoretical courses in linguistics, modern Russian language and media linguistics.

Текст научной работы на тему «Паремии в современных медиатекстах: лингвориторический аспект»

Паремии в современных медиатекстах: лингвориторический аспект

Пригарина Наталья Константиновна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» E-mail: prigarina99@mail.ru

Попова Мария Александровна,

старший преподаватель кафедры романской филологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» E-mail: daisy1611@mail.ru

Статья посвящена исследованию лингвориторических особенностей паремий (поговорок), используемых в новостных медийных текстах.

Медийные тексты рассмотрены как составляющие медиалек-та - «особой, опосредованной медийной средой формы национального языка» [4].

Установлено, что употребление паремий (поговорок) обеспечивает реализацию аттрактивной, экспрессивной и мани-пулятивно-регулятивной функций новостных медийных текстов и увеличивает их воздействующий потенциал. Определены лингвориторические особенности паремий (поговорок), используемых в новостных медийных текстах: аттрактивностьь, экспресивность, образность, оценочность, регулятивность. Материалом исследования послужили медиатексты, размещенные в 2020-2023 гг. на новостных интернет-сайтах (52 контекста).

Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания теоретических курсов по языкознанию, современному русскому языку и медиалингвистике.

Ключевые слова: медиалект, медийный текст, паремии, лингвориторические особенности, новостной интернет-сайт.

Введение

Актуальность изучения медиатекстов, размещенных на новостных интернет-сайтах, как составляющих медиалекта определяется постоянным интересом ученых к исследованию языка массмедиа, распространенностью и многообразием медиатекстов, их значением в жизни современного человека и насущной необходимостью исследования лингвориторических особенностей паремий (поговорок), использование которых усиливает воздействующий потенциал медийных текстов.

Объект исследования - медийные тексты.

Предмет исследования - лингвориторические особенности паремий (поговорок), используемых в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах.

Материалом для исследования послужили медийные тексты, размещенные в 2020-2023 гг. на новостных интернет-сайтах. Подвергнуто анализу 52 контекста, в которых употреблены паремии (поговорки).

Цель исследования - анализ лингвориториче-ских особенностей паремий (поговорок), используемых в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах.

Задачи исследования:

1) изучить научную литературу по теме исследования, уточнить содержание понятий медиалект, медиатекст, паремия (поговорка);

2) выявить паремии (поговорки) в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах, определить их лингвориторические особенности.

Новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые выявлены и подвергнуты анализу лингвориторические особенности паремий (пого-ворк), используемых в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении отдельных теоретических положений научного курса современного русского языка и медиалингвистики, связанных с особенностями функционирования паремий (поговорок) в медиакоммуникации.

Практическая ценность работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в вузовском преподавания теоретических курсов языкознания, фразеологии современного русского языка и медиалингвистики.

Обоснование научных методов. Для достижения цели исследования и выполнения сопутствующей ей задач использованы описательный метод, позволивший произвести наблюдения, и метод коммуникативно-прагматического анализа, обе-

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

спечивший выявление и отбор контекстов, связанных с использованием паремий.

Основная часть

Паремии являются «наиболее яркими единицами, в которых запечатлен опыт народа, его социально-эстетические, морально-этические, художественные и духовные идеалы, особенности мировоззрения и мировосприятия» [1: 3].

Термин паремия используется в науке как «родовое наименование для обозначения различных классов народных афоризмов, прежде всего, пословиц, поговорок, загадок и примет» [1: 14].

Поговорки, будучи разновидностью паремий, «обладают самым неопределенным статусом в группе паремиологических единиц» [1: 10]. В нашей работе для разграничения пословиц и поговорок используется рекомендация С. Г. Гаврина: «Разграничение пословицы и поговорки проходит по линии: выражение формулирует жизненную закономерность или правило или же не выражает жизненной закономерности или правила. Поговорка лишена дидактичности, конкретна по содержанию, она - результат простого наблюдения или сравнения» [Цит. по 1: 10].

Паремии (поговорки) используются в новостных медийных текстах.

Медиатекст - базовое понятие медиалингви-стики, основные положения которой сформулированы в 2000 году в докторской диссертации Т. Г. Добросклонской [2]. В научной литературе, появившейся за последние 20 лет, предложены различные определения медиатекста. Например, в одной из значимых работ на эту тему - статье М.Ю. Казак «Специфика современного медиа-текста» - медиатекст характеризуется как «инте-гративный многоуровневый знак, объединяющий в единое коммуникативное целое разные семиотические коды (вербальные, невербальные, медийные) и демонстрирующий принципиальную открытость текста на содержательно-смысловом, композиционно-структурном и знаковом уровнях» [3: 323].

Медиатексты, размещенные на новостных интернет-сайтах, являющиеся объектом нашего исследования, рассматриваются в нашей работе как компоненты медиалекта. Медиалект, вслед за А. В. Полонским, мы понимаем как «особую, опосредованную медийной средой форму национального языка, его особую разновидность, которая обеспечивает полиформатное, многоцелевое, социально и личностно обусловленное информационное взаимодействие социальных субъектов в медийной среде» [4: 236].

Рассмотрим лингвориторические особенности паремий (поговорок), выявленных в медиатек-о стах, размещенных в 2020-2023 гг. на новостных а интернет- сайтах.

еЗ Среди функций медиатекста исследователи вы-~ деляют аттрактивную [5], экспрессивно-оценочную [6], социоцентрическую [7], информационно-

коммуникативную [8], регулятивно-манипуля-тивную [9] и другие функции. Для новостных ме-диатекстов, на наш взгляд, наиболее актуальны аттрактивная, экспрессивно-оценочная и ре-гулятивно-манипулятивная функции.

Аттрактивная функция медиатекста (15 примеров из 52 контекстов) состоит в привлечении внимания адресата. «Формирование ресурса внимания аудитории - важнейший принцип построения медийного высказывания, что достигается на основе его целенаправленной смысловой и стилистической обработки» [3: 237].

Ср.: 1. Откуда ноги растут: загипнотизированные «законом Димы Яковлева», чиновники блокируют все решения о вывозе сирот в США, в том числе и на лечение [10].

2. По мнению Журовой, Запад не привык экономить на энергоносителях и счетах ЖКХ, их заставляют поясок еще потуже затянуть [11].

3. Большинство российских граждан относятся к Украине позитивно. Это к бабке ходить не нужно спрашивать [12].

Участие паремий (поговорок) в реализации аттрактивной функции медиатекста мы квалифицируем как аттрактивность паремий (поговорок).

Экспрессивно-оценочная функция медиатек-стов (17 примеров из 52 контекстов) состоит в использовании экспрессии и оценочности как «конструктивного принципа» данного жанра в роли «информационного или воздействующего фрагмента» [6].

Ср.: 1. По информации газеты, Джонсон говорил, что здоров как бык, несмотря на увещевания его помощников о необходимости сократить количество контактов и начать лечение до того как 27 марта 2020 у него официально было диагностировано короновирусное заболевание [13].

2. Ну, бывает такое - не все регионы богатые, не у всех денег куры не клюют [14].

3. Ошибочно полагать, что деньги в госбанки текут рекой [15].

Участие паремий (поговорок) в реализации экспрессивно-оценочной функции медиатекста мы квалифицируем как экспрессивность и оце-ночность паремий (поговорок).

Регулятивно-манипулятивная функция медиатекста (32 примера из 52 контекстов) состоит в осуществлении воздействия на аудиторию на политическом, духовном, идеологическом и культурологическом уровнях [9].

Ср.: 1. Кроме этого Болтон высказал мнение, что Владимир Путин, а также многие из его окружения и многие простые граждане России считают распад СССР нелегитимным и что всем бывшим республикам нужно вернуться под крыло матушки-России [16].

2. Какие спасательные операции? Это волк в овечьей шкуре! Это завуалированная форма шпионажа! - возмутился Сергей Иванов (ЛДПР) [17].

3. На Украине объяснили, в каком случае Россия будет вытирать ноги об США [18].

Участие паремий (поговорок) в реализации регулятивно-манипулятивной функции медиатек-ста мы квалифицируем как регулятивность паремий (поговорок).

Аттрактивность, экспрессивность, оценочность, регулятивность мы считаем лингвориторическими особенностями паремий (поговорок). Именно они делают паремии (поговорки), являющиеся лингвистическими единицами, еще и средствами воздействия на адресата, - т.е. риторическими средствами.

Подобное явление уже отмечалось исследователями: языковые единицы, «разворачиваемые на уровне текста» могут быть использованы «в определенных аргументативных ситуациях с целью воздействия на адресата» [См., например:^: 235].

Лингвориторический подход оптимален для исследования медийных текстов, т.к. позволяет «рассматривать языковые средства в контексте риторической деятельности, когда язык обеспечивает наилучшее воздействие на определенную аудиторию в конкретной обстановке и в соответствии с поставленной задачей» [20: 22].

По мнению А.В. Полонского, «медиалект открыт всем средствам языка, которые способны создавать дополнительный ресурсообразующий эффект» [3: 237]. Такой «ресурсообразующий эффект», на наш взгляд, обеспечивают паремии (поговорки), используемые в медийных текстах, образующих медиалект.

Рассмотрев функциональную нагрузку паремий (поговорок), используемых в новостных меди-атекстах, в русле лингвориторической парадигмы [19], мы выявили их лингвориторические особенности: аттрактивность, экспрессивность, оценоч-ность, регулятивность - и пришли к выводу, что они усиливают воздействующий потенциал меди-атекстов.

Литература

1. Паремиология без границ: монография / под ред. М.А. Бредиса, О.В. Ломакиной. М.: РУДН, 2020. 244 с.

2. Добросклонская Т.Г. Теория и методы медиа-лингвистики: на материале английского языка: дис. ... д-ра филол наук. М., 2000. 364 с.

3. Казак М.Ю. Специфика современного медиа-текста // Солганик Г.Я., Клушина Н.И., Слав-кин В.В. и др. (ред.). Лингвистика речи. Меди-астилистика: коллективная монография, посвященная 80-летию проф. Г.Я. Солганика. М.: Флинта; Наука, 2012. С. 320-334.

4. Полонский А. В. Медиалект: язык в формате медиа // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т.37.№ 2. С. 230-240.

5. Красноярова О.А. Медиатекст, его особенности и виды // Известия Байкальского государственного университета, 2010. № 3 (71). С.177-181.

6. Стеценко Н. М. О соотношении понятий текст -медиатекст - медиадискурс // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 24 (63). 2011. № 4. Часть 2. С. 372-378.

7. Мельник Г.С. Медиатекст как объект лингвистических исследований // Журналистский ежегодник, 2012. Вып. 1. С. 27-29.

8. Кузнецова А. В. К определению понятия меди-атекста // Известия высших учебных заведений. СевероОКавказский регион. Общественные науки. 2010. № 5. С. 141-145.

9. Колосова А. А., Поплавская Н.В. О полифункциональности журналистского медиатекста // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2015. № 18 (215). Вып. 27. С. 10-13.

10. Независимая [Электронный ресурс]. https:// www.ng.ru/science/2020-08-03/8_7927_.html (дата обращения: 15.09.2023).

11. Парламентская газета [Электронный ресурс]. https://www.pnp.ru/politics/zhurova-zayavila-chto-es-vynuzhdaet-svoikh-grazhdan-zatyanut-poyasa-potuzhe.html (дата обращения: 15.09.2023).

12. Общая газета [Электронный ресурс]. https://ob-shchayagazeta.eu/articles/2008/04/11/28627 (дата обращения: 15.09.2023).

13. Газета.ru [Электронный ресурс]. https://www. gazeta.ru/politics/news/2022/01/19/17163109. shtml (дата обращения: 15.09.2023).

14. Sport24. газета.ru [Электронный ресурс]. https://www.gazeta.ru/sport/news/2021/04/04Zn _15821768.shtml (дата обращения: 15.09.2023).

15. Газета Дело [Электронный ресурс]. https://sia. ru/?section=398&action=show_news&id=275922 (дата обращения: 15.09.2023).

16. MK.RU [Электронный ресурс]. https://www.mk. ru/politics/2023/02/13/bolton-rasskazal-kakoy-zhest-pokazal-putin-na-vstreche-s-ramsfeldom. html (дата обращения: 16.09.2023).

17. Коммерсантъ [Электронный ресурс]. https:// www.kommersant.ru/doc/768075 (дата обращения: 16.09.2023).

18. Газета.ru [Электронный ресурс]. URL: https:// www.gazeta.ru/politics/news/2022/01/14/ n_17138005. shtml (дата обращения: 15.09.2023).

19. Пригарина Н.К. Концептуальные основы построения риторической модели аргументации // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 3(26). С. 233-236.

20. Ворожбитова А.А. Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. М.: Флинта: Наука, 2014. 376 с.

PROVERBS IN MODERN MEDIA TEXTS: LINGUISTIC

AND RHETORICAL ASPECT

Prigarina N.K., Popova M.A.

Volgograd State Pedagogical university

The article is devoted to the study of the linguistic and rhetorical features of proverbs (sayings) used in news media texts. Media texts

C3

о

CO

-a

I=i А

-i

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

are considered as components of a medialect - "a special form of the national language mediated by the media environment" [4]. It has been established that the use of proverbs (sayings) ensures the implementation of the attractive, expressive and manipulative-regulatory functions of news media texts and increases their influencing potential. The linguistic and rhetorical features of proverbs (sayings) used in news media texts are determined: attractiveness, expressiveness, imagery, evaluativeness, regulation. The research material was media texts posted in 2020-2023. on online news sites (52 contexts). The results of the study can be used in the practice of teaching theoretical courses in linguistics, modern Russian language and media linguistics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: medialect, media text, proverbs, linguoritorical features, news website.

References

1. Paremiology without borders: monograph / ed. M.A. Bredis, O.V. Lomakina. M.: RUDN, 2020. 244 p.

2. Dobrosklonskaya T.G. Theory and methods of media linguistics: on the material of the English language: dis. ... Doctor of Philology Sciences. M., 2000. 364 p.

3. Kazak M. Yu. Specificity of modern media text // Solganik G. Ya., Klushina N. I ., Slavkin V.V. et al. (eds.). Linguistics of speech. Media stylistics: a collective monograph dedicated to the 80th anniversary of prof. G. Ya. Solganika. M.: Flint; Science, 2012. pp. 320-334.

4. Polonsky A.V. Medialect: language in media format // Scientific bulletins of Belgorod State University. Series: Humanities. 2018. T. 37. No. 2. pp. 230-240.

5. Krasnoyarova O.A. Media text, its features and types // News of the Baikal State University, 2010. No. 3 (71). pp. 177-181.

6. Stetsenko N.M. On the relationship between the concepts text -media text - media discourse // Scientific notes of the Tauride National University. V.I. Vernadsky. Series "Philology. Social communications". Volume 24 (63). 2011. No. 4. Part 2. pp. 372378.

7. Melnik G.S. Media text as an object of linguistic research // Journalist Yearbook, 2012. Vol. 1. pp. 27-29.

8. Kuznetsova A.V. Towards the definition of the concept of media text // News of higher educational institutions. North Caucasus region. Social Sciences. 2010. No. 5. pp. 141-145.

9. Kolosova A. A., Poplavskaya N.V. On the multifunctionality of journalistic media text // Questions of journalism, pedagogy, linguistics. 2015. No. 18 (215). Vol. 27. pp. 10-13.

10. Independent [Electronic resource]. https://www.ng.ru/sci-ence/2020-08-03/8_7927_.html (access date: 09/15/2023).

11. Parliamentary newspaper [Electronic resource]. https://www. pnp.ru/politics/zhurova-zayavila-chto-es-vynuzhdaet-svoikh-grazhdan-zatyanut-poyasa-potuzhe.html (date of access: 09/15/2023).

12. General newspaper [Electronic resource]. https://obshchayaga-zeta.eu/articles/2008/04/11/28627 (access date: 09/15/2023).

13. Gazeta.ru [Electronic resource]. https://www.gazeta.ru/politics/ news/2022/01/19/17163109.shtml (date of access: 09/15/2023).

14. Sport24. newspaper.ru [Electronic resource]. https://www.gaze-ta.ru/sport/news/2021/04/04/n_15821768.shtml (date of access: 09/15/2023).

15. Newspaper Delo [Electronic resource]. https://sia.ru/?sec-tion=398&action=show_news&id=275922 (date of access: 09/15/2023).

16. MK.RU [Electronic resource]. https://www.mk.ru/poli-tics/2023/02/13/bolton-rasskazal-kakoy-zhest-pokazal-putin-na-vstreche-s-ramsfeldom.html (date of access: 09/16/2023).

17. Kommersant [Electronic resource]. https://www.kommersant.ru/ doc/768075 (date of access: 09/16/2023).

18. Gazeta.ru [Electronic resource]. URL: https://www.gazeta.ru/ politics/news/2022/01/14/n_17138005.shtml (access date: 09/15/2023).

19. Prigarina N. K. Conceptual foundations for constructing a rhetorical model of argumentation // News of Sochi State University. 2013. No. 3(26). pp. 233-236.

20. Vorozhbitova A.A. Linguistic paradigm: theoretical and applied aspects. M.: Flinta: Nauka, 2014. 376 p.

o d

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.