Функциональный потенциал фразеологизмов в новостных медиатекстах
Пригарина Наталья Константиновна,
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры языкознания ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» E-mail: prigarina99@mail.ru
Попова Мария Александровна,
старший преподаватель кафедры романской филологии ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» E-mail: daisy1611@mail.ru
Статья посвящена исследованию функционального потенциала фразеологизмов, используемых в новостных медиатекстах. Медийные тексты рассмотрены как компоненты медиалекта -«особой, опосредованной медийной средой формы национального языка» [4].
Установлено, что в новостных медиатекстах используются фразеологизмы с различной стилистической окраской. Определены их функции: аттрактивная, экспрессивно-образная и оценочно-характеризующая. Сделан вывод, что фразеологизмы, используемые в новостных медийных текстах, обладают богатым воздействующим потенциалом и отражают специфику современного медиалекта.
Материалом исследования послужили медиатексты, размещенные в 2020-2023 гг. на новостных интернет-сайтах (100 контекстов).
Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания теоретических курсов по языкознанию, современному русскому языку и медиалингвистике.
Ключевые слова: медиалект, медиатекст, фразеологизм, аттрактивная функция, экспрессивно-образная функция, оценочно-характеризующая функция, новостной интернет-сайт.
о
U
со
см
см
Z
474
Введение
Актуальность изучения медиатекстов, размещенных на новостных интернет-сайтах, как составляющих медиалекта определяется постоянным интересом ученых к исследованию языка массмедиа, распространенностью и многообразием медиатекстов, их значением в жизни современного человека и насущной необходимостью исследования полифункциональности фразеологизмов, усиливающей воздействующий потенциал медийных текстов.
Объект исследования - медийные тексты.
Предмет исследования - функциональный потенциал фразеологизмов, используемых в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах.
Материалом для исследования послужили медийные тексты, размещенные в 2020-2023 гг. на новостных интернет-сайтах. Подвергнуто анализу 100 контекстов, в которых использованы фразеологизмы.
Цель исследования - анализ полифункциональности фразеологизмов, используемых в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по теме исследования, уточнить содержание понятий медиа-лект, медиатекст, фразеологизм;
2) выявить фразеологизмы в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах, определить их фунциональный потенциал.
Новизна исследования обусловлена тем, что в нем впервые подвергнут анализу функциональный потенциал фразеологизмов, используемых в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении отдельных теоретических положений научного курса современного русского языка и медиалингвистики, связанных с особенностями функционирования фразеологизмов в ме-диакоммуникации.
Практическая ценность работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в вузовском преподавания теоретических курсов языкознания, фразеологии современного русского языка и медиалингвистики.
Обоснование научных методов. Цель исследования и специфика материала обусловили использование описательного метода, позволившего произвести наблюдения, и метода коммуникативно-прагматического анализа, обеспечившего выявление и отбор контекстов, связанных с использованием фразеологизмов.
Основная часть
Медиатекст - один из наиболее распространенных видов текстов в современном мире, активно исследуемый в медиалингвистике, основы которой заложены в трудах Т.Г. Добросклонской [1].
Подробный анализ имеющихся в научной литературе толкований понятия медиатекст сделан в известной статье Н.М. Стеценко [2: 373]. Ученый предлагает и собственное определение: «Медиа-текст - это разновидность текста, рассчитанного на массовую аудиторию, которая характеризуется сочетанием вербальных и медийных единиц и особым типом автора, а также имеет выраженную прагматическую направленность» [2: 376].
Медиатексты, размещенные на новостных интернет-сайтах, являющиеся объектом нашего исследования, как правило, затрагивают социально важные вопросы и влияют на формирование общественного мнения. Их важной особенностью является «воздействие на массовую аудиторию: с одной стороны, медиатекст выступает посредником при передаче информации, с другой - трансформирует языковой материал, поскольку для целей трансляции по каналам СМИ информация подлежит тщательному отбору, подбору, интерпретации, и характеру воздействия и регуляции на массовую аудиторию» [3: 31].
В последние годы в медиалингвистике используется термин медиалект. Впервые он появился в работах А.В. Полонского [4, 5, 6]. По А.В. Полонскому, «медиалект - особая, опосредованная медийной средой форма национального языка, его особая разновидность, которая обеспечивает полиформатное, многоцелевое, социально и лич-ностно обусловленное информационное взаимодействие социальных субъектов в медийной среде» [4: 236].
Термин медиалект, на наш взгляд, очень точно передает специфику языка современных массме-диа, поэтому медиатексты, размещенные на новостных интернет-сайтах, мы рассматриваем как компоненты медиалекта.
Для нашего исследования актуальны выводы А.В. Полонского о том, что медиалект «принципиально открыт любым речевым средствам - общеупотребительным и стилистически маркированным, литературным и внелитературным», что он включает в себя «самые разные пласты национального языка, средства всех его функциональных стилей и нелитературных форм (территориальных диалектов, социолектов, просторечия, разговорной речи, сленга, жаргона, арго)» [5: 194-195].
Рассмотрим функциональную нагрузку фразеологизмов, выявленных в медиатекстах, размещенных в 2020-2023 гг. на новостных интернет-сайтах.
Фразеологизм в нашей работе определяется как «относительно устойчивое, воспроизводимое, экспрессивно окрашенное сочетание лексем, обладающее (как правило) целостным значением» [7: 4]
В медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах, выявлены фразеологизмы с различной стилистической окраской, выполняющие аттрактивную, экспрессивно-образную и оценочно-характеризующую функции.
Аттрактивная функция (33 примера из 100 контекстов). Для привлечения внимания адресата используются как «книжные», обладающих обширным лингвокультурным содержанием, так и разговорно-просторечные фразеологизмы, вызывающие интерес у аудитории.
Ср.: 1. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назвал санкции дамокловым мечом, который висит над Россией [8].
2. Хотя местным жителям наобещали с три короба [9].
3. Белорусской науке есть чем гордиться, но ученым нет времени почивать на лаврах [10].
Экспрессивно-образная функция (25 примеров из 100 контекстов). Многие фразеологизмы, выявленные в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах, экспрессивны, образны, ярко и выразительно обозначают позицию адресанта, чем побуждают адресата принять ее.
Ср.: 1. Штойбер и Шредер в одной упряжке [11].
2. Сирия избежала интервенции в обмен на химическое разоружение. США мы помогли спасти лицо - иначе им пришлось бы воевать против сирийского народа плечом к плечу с «АльКаидой» [12].
3. Антимонопольной службе Хабаровского края приказано придержать коней [13].
4. Карантин: кому мрак, кому свет в конце туннеля [14].
Оценочно-характеризующая функция (42 примера из 100 контекстов). Фразеологизмы, выполняющие оценочно-характеризующую функцию использованы, как правило, в заголовках. При таком употреблении позиция адресанта становится известной адресату до начала чтения статьи, что влияет на формирование у адресата мнения, совпадающего с мнением автора.
Ср.: 1. Истории людей, которые вышли из грязи в князи [15].
2. Вопрос естествен: как с гуся вода! [16].
3. Изобретать велосипед - новая экономическая модель Беларуси в условиях санкций [17].
Актуализация в медийных текстах аттрактивной, экспрессивно-образной и оценочно-характеризующей функций фразеологизмов позволяет предъявить адресату «специально сконструированную, рассматриваемую субъективно реальность» [18: 12] и усиливает воздействующий потенциал медиатекстов.
Таким образом, использование фразеологизмов в медиатекстах - явление неизбежное и естественное, обусловленное «широкой социальной базой медиалекта, которая обеспечивается тем, что доступ к медийным платформам практически не имеет ни социальных, ни территориальных ограничений» [4: 236].
сз о со -а
А
—I
О
СЗ т; о m
О от
З
ы о со
Функциональная нагрузка фразеологизмов, используемых в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах, позволяет рассматривать их как важные речевые средства, усиливающие воздействие на адресата.
В работах Н.К. Пригариной [19, 20] высказывается мысль, что языковые средства, «разворачиваемые на уровне текста и используемые в определенных аргументативных ситуациях с целью воздействия на адресата» являются «не средствами украшения речи, а разновидностями риторических аргументов» [19: 235]. Это суждение исследователя относится к тропам и фигурам речи, но, на наш взгляд, вполне применимо и к случаям использования фразеологических единиц в ме-диатекстах, употребление которых обеспечивает точное изложение позиции автора, способствует убеждению адресата, усиливая аргументацию адресанта.
Фразеологизмы с различной стилистической окраской, используемые в медийных текстах, размещенных на новостных интернет-сайтах, обладают богатым воздействующим потенциалом и отражают специфику современного медиалекта.
Литература
1. Добросклонская Т.Г. Теория и методы медиа-лингвистики: на материале английского языка: дис. ... д-ра филол наук. М., 2000. 364 с.
2. Стеценко Н. М. О соотношении понятий текст -медиатекст - медиадискурс // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 24 (63). 2011. № 4. Часть 2. С. 372-378.
3. Борисова С.С. Персуазивные стратегии в аналитических жанрах медиатекста (на материале немецкого языка): дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2016. 250 с.
4. Полонский А. В. Медиалект: язык в формате медиа // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т.37.№ 2. С. 230-240.
5. Полонский А.В. Язык в контексте медийной культуры // Современный дискурс-анализ. 2018. № 3(20). Том 1. С. 189-198.
6. Полонский А.В. Медиалект: языковая реальность современной культуры // Медиалингви-стика: Материалы V международной научной конференции, Санкт-Петербург, 30 июня -2 июля 2021 года. Вып. 8. СПб.: ООО «Медиа-папир», 2021. С. 179-183.
7. Мокиенко В.М. Славянская фразеология: Уч. пособие для филол. специальностей ун-тов. М.: Высшая школа, 1980. 207 с.
g 8. Газета.ru [Электронный ресурс]. https://www.
If gazeta.ru/politics/news/2022/02/09/17263369.
S shtml (дата обращения: 16.09.2023).
£ 9. Трибуна [Электронный ресурс]. http://www.
z tribuna.nad.ru/v-kozhve-bez-peremen-xotya-
mestnym-zhitelyam-naobeshhali-s-tri-koroba/ (дата обращения: 16.09.2023).
10. Патрыёт [Электронный ресурс]. http://www. belpatriot.by/?p=52691 (дата обращения: 16.09.2023).
11. Независимая [Электронный ресурс]. https:// www.ng.ru/world/2002-09-20/6_germany.html (дата обращения: 16.09.2023).
12. Аргументы и факты [Электронный ресурс]. https://aif.ru/incidents/v_ssha_priznali_chto_sbi-tye_aerostaty_ne_osushchestvlyali_razvedku (дата обращения: 16.09.2023).
13. Комсомольская правда [Электронный ресурс]. https://www.hab.kp.ru/daily/26495.4/3363196/ (дата обращения: 16.09.2023).
14. Правда [Электронный ресурс]. https:// gazeta-pravda.ru/issue/internet-vypusk-gazety-pravda-10-12-aprelya-2020-goda/karantin-komu-mrak-komu-svet-v-kontse-tunnelya/ (дата обращения: 16.09.2023).
15. Газета Протестант [Электронный ресурс]. http://www.gazetaprotestant.ru/2013/01/istorii-lyudej-kotorye-vyshli-iz-gryazi-v-knyazi/ (дата обращения: 16.09.2023).
16. Вестник [Электронный ресурс]. http://vestnik-lesnoy.ru/vopros-estestven-kak-s-gusya-voda/ (дата обращения: 16.09.2023).
17. Белорусы и рынок [Электронный ресурс]. https://belmarket.by/news/news-51001.html (дата обращения: 16.09.2023).
18. Колосова А. А., Поплавская Н.В. О полифункциональности журналистского медиатекста // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/o-polifunktsionalnosti-zhurnalistskogo -mediateksta (дата обращения: 15.09.2023).
19. Пригарина Н.К. Инструментальные тактики как элемент риторической аргументации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. № 3. С. 17-22.
20. Пригарина Н.К. Концептуальные основы построения риторической модели аргументации // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 3(26). С. 233-236.
FUNCTIONAL POTENTIAL OF PHRASEOLOGICAL UNITS IN NEWS MEDIA TEXTS
Prigarina N.K., Popova M.A.
Volgograd State Pedagogical University
The article is devoted to the study of the functional potential of phraseological units used in news media texts. Media texts are considered as components of a medialect - "a special form of the national language mediated by the media environment" [4]. It has been established that phraseological units with different stylistic overtones are used in news media texts. Their functions are defined: attractive, expressive-f igurative and evaluative-characterizing. It is concluded that phraseological units used in news media texts have rich influencing potential and reflect the specifics of modern media discourse. The research material was media texts posted in 20202023 on online news sites (100 contexts). The results of the study can be used in the practice of teaching theoretical courses in linguistics, modern Russian language and media linguistics.
Keywords: medialect, media text, phraseological unit, attractive
function, expressive-figurative function, evaluative-characterizing
function, news website.
References
1. Dobrosklonskaya T.G. Theory and methods of media linguistics: on the material of the English language: dis. ... Doctor of Philology Sciences. M., 2000. 364 p.
2. Stetsenko N.M. On the relationship between the concepts text -media text - media discourse // Scientific notes of the Tauride National University named after. V. I . Vernadsky. Series "Philology. Social communications". Volume 24 (63). 2011. No. 4. Part 2. pp. 372-378.
3. Borisova S.S. Persuasive strategies in analytical genres media text (based on the German language): dis. ...cand. Philol. Sci. Orel, 2016. 250 p.
4. Polonsky A.V. Medialect: language in media format // Scientific bulletins of Belgorod State University. Series: Humanities. 2018. T. 37. No. 2. pp. 230-240.
5. Polonsky A.V. Language in the context of media culture // Modern discourse analysis. 2018. No. 3(20). Volume 1. pp. 189198.
6. Polonsky A.V. Medialect: linguistic reality of modern culture // Medialinguistics: Proceedings of the V International Scientific Conference, St. Petersburg, June 30 - July 2, 2021. Vol. 8. St. Petersburg: LLC "Mediapapier", 2021. pp. 179-183.
7. Mokienko V.M. Slavic phraseology: Teaching. manual for philol. specialties of the university. M.: Higher School, 1980. 207 p.
8. Gazeta.ru [Electronic resource]. https://www.gazeta.ru/politics/ news/2022/02/09/17263369.shtml (date of access: 09/16/2023).
9. Tribune [Electronic resource]. http://www.tribuna.nad.ru/v-kozhve-bez-peremen-xotya-mestnym-zhitelyam-naobeshhali-s-tri-koroba/ (date of access: 09/16/2023).
10. Patryyot [Electronic resource]. http://www.belpatriot. by/?p=52691 (date of access: 09/16/2023).
11. Independent [Electronic resource]. https://www.ng.ru/ world/2002-09-20/6_germany.html (access date: 09/16/2023).
12. Arguments and facts [Electronic resource]. https://aif.ru/inci-dents/v_ssha_priznali_chto_sbitye_aerostaty_ne_osushchest-vlyali_razvedku (date of access: 09/16/2023).
13. Komsomolskaya Pravda [Electronic resource]. https://www.hab. kp.ru/daily/26495.4/3363196/ (date of access: 09/16/2023).
14. Truth [Electronic resource]. https://gazeta-pravda.ru/issue/ internet-vypusk-gazety-pravda-10-12-aprelya-2020-goda/ karantin-komu-mrak-komu-svet-v-kontse-tunnelya/ (access date: 09/16/2023).
15. Protestant newspaper [Electronic resource]. http://www.gaze-taprotestant.ru/2013/01/istorii-lyudej-kotorye-vyshli-iz-gryazi-v-knyazi/ (date of access: 09/16/2023).
16. Bulletin [Electronic resource]. http://vestnik- I esnoy.ru/vopros-estestven-kak-s-gusya-voda/ (date of access: 09/16/2023).
17. Belarusians and the market [Electronic resource]. https://bel-market.by/news/news-51001.html (date of access: 09/16/2023).
18. Kolosova A. A., Poplavskaya N.V. On the multifunctionality of journalistic media text // Issues of journalism, pedagogy, linguistics, 2015. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/o-polifunktsionalnosti-zhurnalistskogo -mediateksta (date of access: 09.15.2023).
19. Prigarina N.K. Instrumental tactics as an element of rhetorical argumentation // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Russian Philology. 2010. No. 3. pp. 17-22.
20. Prigarina N.K. Conceptual foundations for constructing a rhetorical model of argumentation // News of Sochi State University. 2013. No. 3(26). pp. 233-236.