Научная статья на тему 'Медиатекст и опосредованное закрепление образов общественного сознания (на примере образа империя/Empire)'

Медиатекст и опосредованное закрепление образов общественного сознания (на примере образа империя/Empire) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиатекст и опосредованное закрепление образов общественного сознания (на примере образа империя/Empire)»

К.С. Карданова, А.Г. Сонин МЕДИАТЕКСТ И ОПОСРЕДОВАННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ОБРАЗОВ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗА ИМПЕРИЯ/EMPIRE)

Образ ИМПЬРИЯ/EMPIRE - один из важнейших образов сознания представителей «великих держав», во все времена претендовавших на доминирование и открыто покорявших новые территории. Однако в современном мире поддержание этого образа затруднено по меньшей мере двумя обстоятельствами. С одной стороны, в большинстве государств, традиционно причисляемых к «великим державам», установился демократический строй, при котором важнейшие политические решения должны получать одобрение большинства граждан. В связи с этим т.н. имперские амбиции должны прививаться не только представителям элиты, как это было прежде, но и закрепляться в общественном сознании. С другой стороны, за последние полстолетия существенно изменился политический и медиадискурс: прямые заявления об имперских амбициях, стремление к доминированию воспринимаются мировой общественностью резко отрицательно. В результате сложилась ситуация, в которой самые сильные государства не претендуют открыто на статус империи, но выделяются своей активностью на международной арене, стремясь регулировать и направлять политику других государств и пр. Такие государства вынуждены воспроизводить положительно окрашенный образ ИМПЕРИЯ / EMPIRE в сознании своих граждан опосредованно, прибегая в первую очередь к помощи средств массовой информации. В данной статье предпринимается попытка описать механизм опосредованного закрепления образа ИМПБРИЯ/EMPIRE в сознании американцев и русских через СМИ на основе коннекцио-нистской модели сознания.

Отправным моментом в этом объяснении может послужить разделяемое многими исследователями определение речевого воздействия (далее. - РВ) как целенаправленного формирования в сознании реципиента определенной ментальной репрезентации. При такой трактовке важнейшей проблемой объяснения механизма РВ становится выбор отвечающего поставленным задачам формата репрезентации. К сожалению, эта проблема не получила должного внимания в отечественной психолингвистике. Российские психолингвисты традиционно сосредоточивают свои усилия на содержательном описании языкового сознания. К счастливым исключениям можно отнести содержательно-структурную модель сознания, предложенную Ю.Н. Карауловым [1; 2]. Бго модель языковой личности представлена в виде частично пересекающихся друг с другом лексикона, грамма-тикона, семантикона и прагматикона. Каждый из них так или иначе соотносится с уровнями языковой личности: ассоциативно-семантическим («включающим фонд лексических и грамматических

средств, использованных личностью при порождении ею достаточно представительного массива текстов»); когнитивным («характеризующим свойственную ей [языковой личности] картину мира и воплощенным в ее тезаурусе»); мотивационным («охватывающим ком-муникативно-деятельностные потребности личности, движущие ею мотивы, установки и цели и резюмирующимся в наборе или сетке связанных с конкретными речевыми актами интенциональностей...» [1, с. 87]). Лексикон и семантикон целиком, а грамматикон и прагма-тикон частично включены в ассоциативно-семантическую сеть, которая строится из единиц лексикона. Коммуникативная сеть охватывает прагматикон и грамматикон (т.к. он «коммуникативно ориентированный по своей природе» [1, с. 91]) полностью, а лексикон и семантикон частично. Тезаурус отражает знания индивида о мире и частично включает в себя все «поля» в структуре языковой личности. Таким образом, Ю.Н. Караулов систематизировал вербализованные и невер-бализованные знания индивида, представив их в виде ассоциативно-вербальной сети.

В ином масштабе рассматривает структуру сознания В.А. Пищаль-никова, которая предлагает детализованную интерпретацию отдельной ментальной репрезентации (концепта) [3; 4]. Не довольствуясь атомистическим подходом к моделированию концептуальной сети сознания, ученый выделяет в качестве отдельных частей концепта эмоцию, оценку, понятие, предметное содержание, ассоциации, представление, тело знака. Эта модель вполне соотносима как с упомянутой выше моделью Ю.Н. Караулова, так и с сетевой моделью коннекционистского толка, построенной одним из авторов статьи [5]. В ней с опорой на модель В.А. Пищальниковой делается попытка вычленить генетически базовые составляющие сознания. Представлениям в модели А.Г. Сонина соответствуют базовые перцептивные компоненты ассоциативной сети, предметному содержанию - моторные компоненты, в основу оценки закладываются т.н. аффективные компоненты, тело знака (его образ) выносится в лексическую сеть, понятие не рассматривается как элементарный компонент концепта, представляясь операционализированным продуктом дальнейшей концептуализации, и, наконец, ассоциация воспринимается не как специфический компонент концепта, а как указание на связь концепта с другими концептами [5, с. 68-69].

Все вышеизложенное позволяет заключить, что, как и в зарубежной науке, в российской психолингвистике доминируют сетевые модели сознания. Такая популярность сетевых моделей объясняется их экономичностью (они выявляют общие свойства концептов), простотой поиска информации (в связи с тем, что их структура отражает направление распространения активации), наглядностью (они позволяют сразу выявить более значимую информацию и абстрагироваться от незначимых компонентов сети при решении задачи), удобством для записи. Кроме того, преимущество сетевых моделей

заключается в том, что они позволяют выдержать два противоположных, но одинаково необходимых при описании сознания принципа: его онтологическую континуальность (которая утрачивается в большинстве моделей) и дискретность, необходимую для научного описания.

При этом необходимо различать классические сетевые модели, популярность которых пришлась на 60-70-е гг. 20 века, и коннекцио-нистские модели, получившие самое широкое распространение в 8090-е гг.. Среди классических моделей могут быть упомянуты иерархические сети (А. Коллинз, М. Куиллайн и др.), модели сравнения характеристик (И. Смит, И. Шобен, Л. Рипс и др.), модель распространения активации (А. Коллинз, И. Лофтас). В основании каждой из них лежит постулат, согласно которому те или иные характеристики концепта являются его неотъемлемой частью независимо от контекста. Коннекционистские модели рассредоточенной репрезентации построены на принципиально иных основаниях. В них не существует заданных характеристик концептов. В то время как при классическом подходе должно быть задано внутренне присущее некоему знаку семантическое значение и контекстуальное семантическое значение вычисляется в зависимости от набора примитивов, в кон-некционизме семантическое значение всегда и прежде всего контекстуально и «внутренне присущее» содержание возникает из систематического повторения субсимволических состояний.

Другая важная особенность сетей - их рассредоточенный характер. Основу концептуальной сети составляют амодальные, асеман-тичные компоненты. При этом каждый концепт - не столько совокупность нескольких компонентов, сколько характерный для него узор их активации. Вместе с тем каждый компонент может участвовать в построении множества концептов. Другими словами, коннекционистские сети построены по аналогии с нервной системой индивида: единицы призваны имитировать нервные клетки, а соединения между ними - синапсы. Локальное функционирование сети управляется простыми правилами, не противоречащими физиологическим законам. Активация отдельных компонентов этой сети начинает распространяться на непосредственно связанные с ними компоненты и далее, при этом сила возбуждения уменьшается по мере отдаления от источника (по принципу волны). В соответствии с правилом Хебба, если были одновременно активированы разные участки сети X и У, то впоследствии при активации только паттерна X паттерн У также восстанавливается в тех узлах, которые были активны при произошедшей ранее одновременной активации участков Х и У.

Представляется, что отмеченные принципы построения коннекци-онистских сетей могут быть взяты за основу при объяснении механизма опосредованного закрепления средствами массовой коммуникации образа ИМПЕРИЯ/ВМРЖВ в общественном сознании. Посту-

лат о рассредоточенном характере концепта (образа) позволяет продемонстрировать, каким образом в медиатекстах вербально репрезентируются компоненты ассоциативного поля (далее. - АП) образа ИМПЕРИЯ/ВМИКВ, непосредственно не входящие в это АП.

Внедрение позитивно окрашенного образа ИМПЕРИЯ/ВМРЖВ в общественное сознание средствами массовой информации может осуществляться экстенсивно и/или интенсивно. Экстенсивный способ связан с репрезентацией в тексте нескольких компонентов соответствующего фрагмента ассоциативной сети. Чем чаще и разнообразнее репрезентируются компоненты паттерна активации языковыми средствами, тем более широкой становится зона активации внутри ассоциативной сети. Это утверждение опирается на один из постулируемых коннекционизмом принципов работы сети: активация распространяется поступательно от непосредственно активированных компонентов к компонентам в ближайшем окружении и далее опосредованно на другие фрагменты сети. Интенсивный способ связан с репрезентацией (а) наиболее значимых компонентов паттерна активации (это может быть центральный образ - родовое понятие (прототип)), (б) разных компонентов паттерна, связанных одновременно с одной лексемой, которая таким образом «овнешняет» сразу несколько единиц и активирует наиболее устойчивые АС.

Так, при использовании лексемы империя для репрезентации соответствующего участка ассоциативной сети активируются сразу все связи в этом паттерне, если же используется лексема власть, активируется значимый фрагмент ассоциативной структуры образа ИМПЕРИЯ (в связи с тем, что связь между паттернами ИМПЕРИЯ и ВЛАСТЬ крайне сильна). Устойчивость этой связи подтверждается проведенным нами ассоциативным экспериментом среди носителей русского языка, который показал, что наиболее частотной реакцией на стимул империя является слово власть (52/434=12% при общем количестве разных реакций 109). Следующими по частотности реакциями являются государство (33), великая (18), большая (16), страна (16), император (11), сила (10), царь (10) и т.д.

Вместе с тем существенно, что выделенная ассоциативная связь является односторонней. ИМПЕРИЯ не является прототипом своей категории, а наиболее устойчивая обратная связь устанавливается с прототипическими образами: ГОСУДАРСТВО, СТРАНА и пр. В упомянутом эксперименте на стимул власть были получены реакции: сила (50), деньги (19), народа (16), президент (16), народу (9), государство (8), сильная (8), зло (7), правительство (7), Советов (7) и т.д. Лексема империя в качестве реакции не использовалась ни разу, однако среди наиболее частотных реакций есть государство, а также его структурные компоненты (носители власти) правительство и президент.

Необходимо отметить, что концепция рассредоточенной репрезентации позволяет смоделировать не только внутреннюю структуру и

содержание отдельного образа сознания, но и его внешние связи в сознании индивида, которые могут быть описаны как одновременно гибкие и устойчивые. Гибкость рассредоточенного концепта основана на его представленности в большом количестве разных узлов, что позволяет ему проявлять устойчивость при разрушении отдельных старых связей или установлении новых. Целостность паттерна при этом не утрачивается. Благодаря этому свойству фрагмент ассоциативной сети можно задавать как определенную семантическую матрицу, соответствующую задачам социальной и политической организации государства, его внешней и внутренней политике. Некоторые ассоциаты (а следовательно, компоненты паттерна активации) образа ИМПЕРИЯ/EMPIRE (MONARCH, DEPENDENCIES, МОНАРХИЯ, ОВЛАДЕТЬ и пр.) не соответствуют современным представлениям о допустимых формах государственного устройства. Гибкость паттерна позволяет деактивировать связи этих компонентов, замещая их новыми ассоциатами (ПРИЗНАНИЕ, ПРОСЬБА, БЛАГОДАРНОСТЬ, PRESSURE, INFLUENCE, DEMAND и пр.). Таким образом, оперирование вербальными репрезентантами (контекстуальное совмещение, взаимозаменяемость, однотипность используемых конструкций, метафорический перенос и пр.) позволяет задавать направление активации, в результате которого устанавливаются АС между компонентами АП образа ИМПЕРИЯ/EMPIRE и компонентами других АП.

В некоторых случаях АС могут устанавливаться с образами, которые относятся к другим фрагментам концептуального пространства. Специфика целенаправленного «выстраивания» АП образа EMPIRE средствами массовой информации в США заключается в установлении корреляций с религиозными образами. Языковыми средствами в медиатексте акцентируется однотипность их структуры, содержания и места иерархии концептуальных единиц. Это сходство становится основанием для совмещения двух АП, в результате которого компоненты АП образа EMPIRE приобретают ряд новых характеристик (свойственных религиозным образам).

Так, например, изменяются параметры формирования эмоционально-оценочной составляющей социально-политических образов (EMPIRE, POWER, MIGHT и пр.). Если оценка социальных образов основывается на собственной рефлексии индивида, то оценка религиозных образов задается извне и принимается человеком «на веру». В результате совмещения двух фрагментов сознания и приобретения коррелирующими образами общих характеристик оценочная составляющая образа EMPIRE и его ассоциатов начинает выстраиваться таким же образом, как и в случае с иерархией религиозных образов. Кроме того, принципы структурирования религиозного сознания переносятся на АП образа EMPIRE, что также приводит к существенным изменениям его структуры и содержания. Возникает полярность, не свойственная социально-политическим образам: один полюс -EMPIRE как нечто положительное (поэтому наиболее часто актуали-

зируются связи с компонентами RECOGNITION, IMPORTANCE и пр.), к другому полюсу тяготеют образы ENEMY, CATACLYSM и др., противопоставленные империи (по аналогии с религиозным сознанием MESSIAH, PREACHER и др. - ANTICHRIST, APOCALYPSE и др.).

Искусственно устанавливаемые параллели могут привести к разрушению связей внутри АП образа ИМПЕРИЯ/EMPIRE, но гибкость паттерна активации позволяет сохранять целостность структуры, несмотря на включение в него новых образов (т.е. установление новых АС) и вытеснение ненужных ассоциатов (т.е. деактивация АС). При этом паттерн активации стабилизируется благодаря интегративным признакам, являющимся общим компонентом содержания многих входящих в этот паттерн единиц. Эти признаки выявляются при анализе вербальной репрезентации образа ИМПЕРИЯ/EMPIRE и его ассоциатов (отражаются в значении отдельных лексем, смысле фразы, коннотативных характеристиках текста и пр.). Так как образ ИМПЕРИЯ/EMPIRE фиксирует представление о сильном, влиятельном, доминирующем государстве, важнейшим интегративным признаком, поддерживающим целостность паттерна активации, является признак сила. Этот признак выявляется в результате семантического анализа практически всех вербальных репрезентантов образа ИМПЕРИЯ/EMPIRE и его ассоциатов. Например, в следующих фрагментах медиатекстов: «в случае ее газового давления на Киев», «тем громче и жестче будут становиться эти требования и угрозы», «привел партию к завоеванию», «the United States will hunt down andpunish», «intensepressure» и пр.

Особого рассмотрения требует эмоциональная составляющая образа ИМПЕРИЯ/EMPIRE и его ассоциатов. В ряде работ, посвященных исследованию формирования концептуальных единиц, эмоция рассматривается как важнейший структурообразующий компонент образа. В психолингвистике РВ понимается как попытка целенаправленного закрепления образов в сознании объекта воздействия и их иерархизации. Наиболее эффективно оно осуществляется через апеллирование к потребностно-мотивационной составляющей деятельности человека, единственным проявлением которой является именно эмоция. Анализ медиатекстов демонстрирует, что наличие общих эмотивных компонентов в содержательной структуре репрезентантов образов сознания позволяет стабилизировать и усилить установившуюся между этими образами ассоциативную связь. Кроме того, общая эмоция позволяет установить параллель между такими образами сознания, которые вряд ли могут быть совмещены на понятийном или каком-либо другом уровне (социально-политические и религиозные образы).

Анализ АП образа ИМПЕРИЯ/EMPIRE, выявленного в ходе ассоциативного эксперимента, позволяет выделить в его составе три типа компонентов: с положительной и отрицательной эмоциональной со-

ставляющей, а также амбивалентные. Использование в текстах СМИ вербальных репрезентантов компонентов одного типа позволяет выстроить в пределах этого АП новый паттерн активации с заданной эмоциональной доминантой. Например, при функционировании образа ИМПЕРИЯ как автостереотипа (т.е. представления о собственной стране) происходит активация компонентов с положительной эмоциональной составляющей (ПРИЗНАНИЕ, ПОМОЩЬ, ПРОСЬБА и др.), амбивалентные компоненты приобретают положительные характеристики (ВЛАСТЬ, СИЛА и др.), разрушаются связи с отрицательными компонентами (ЭКСПЛУАТАЦИЯ, АГРЕССИЯ, ВНЕШНИИ и др.). Если образ ИМПЕРИЯ функционирует как гете-ростереотип (т.е. представление о других государствах), то чаще активируются компоненты с противоположной эмоциональной составляющей. Таким образом, эмотивные конфигурации паттернов сети задают границы активации и закрепляют выстроенный в результате этой активации паттерн.

Итак, механизм РВ, используемый СМИ для опосредованного закрепления образа ИМПЕРИЯ/ВМРЖВ, может быть описан с опорой на коннекционистскую модель сознания. С этих позиций он может быть представлен в виде совокупности отдельных речевых действий, в которых вербально репрезентируются компоненты АП образа империя/вмржв. В результате этих действий происходит целенаправленная активация связей между отдельными компонентами. При регулярном овнешнении установленных АС в медиатексте паттерн активации стабилизируется.

Правила, регулирующие работу сети, позволяют направлять активацию таким образом, чтобы выстроить необходимый в данных условиях паттерн. Благодаря этому одно и то же АП образа ИМПЕРИЯ может выполнять противоположные функции - как геторостереоти-па, так и автостереотипа. Обе функции реализуются благодаря включению в работу соответствующих конфигураций эмотивных компонентов, которые также способствуют стабилизации сформировавшегося паттерна активации.

Анализ медиатекстов предполагает выстраивание с большей или меньшей степенью точности фрагмента ассоциативной сети, стоящей за вербальными единицами, и моделирование регулируемых языковыми средствами паттернов активации. Исследование текстов СМИ за определенный период времени демонстрирует, что регулярная целенаправленная актуализация однотипных связей как внутри АП образа ИМПЕРИЯ, так и между компонентами различных АП придает устойчивость сформированной в сознании концептуальной структуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2004.

2. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика и ассоциативно-вербальная

сеть. - М., 1999.

3. Пищальникова В.А. Психопоэтика. - Барнаул, 1999.

4. Пищальникова В.А. Общее языкознание: Учебное пособие. - Барнаул, 2001.

5. Сонин А.Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. - М., 2005.

Ю.В. Королева

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

СПЕЦИФИКИ

В настоящее время достаточно четко оформились направления исследований национально-культурной специфики мышления и речевой деятельности. Конечной целью этих исследований, по мнению Ю.Е. Прохорова, служит получение ответа на следующие вопросы: 1) каковы параметры отличия речевого общения одной национально-культурной общности от другой? 2) каково значение этого отличия для общения разных национально-культурных общностей на языке одной из них? 3) каковы принципы выделения и описания этого отличия? 4) каковы способы элиминирования этого отличия [1, с. 49].

Ю.Е. Прохоров приводит систему факторов, под влиянием которых складывается национально-культурная специфика. В первую очередь это факторы, связанные с культурной традицией (разрешенные / запрещенные типы общения, стереотипные ситуации общения, этикетные характеристики актов общения, ролевые и социально-символические особенности общения). Немаловажными являются факторы, связанные с социальной ситуацией и социальными функциями общения, соотнесенные с функционально-стилистическими особенностями. Немалую роль играют факторы, связанные с этнопсихологией в узком смысле, отраженной в особенностях протекания прок-семических, паралингвистических и кинесических явлений.

В эту же систему входят факторы, связанные с наличием специфических реакций, понятий, которые отражаются в системе традиционных образов, сравнений, символическом употреблении определенных денотатов. Замыкают систему факторы, определяемые спецификой языка данной лингвокультурной общности, которые отражаются в системе стереотипов, образов, структуре текстов, этикетных формах, психолингвистической организации речевой деятельности, системе кинесических средств.

Изучение национально-культурной специфики осуществляется в основном путем исследования ее отражения в языке, речевой деятельности и переводе, поскольку такой способ представляется универсальным для обнаружения специфически культурологических черт нации или этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.