Научная статья на тему 'МЕДИАПРОСТРАНСТВО КЫРГЫЗСТАНА'

МЕДИАПРОСТРАНСТВО КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
476
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕДИАПРОСТРАНСТВО / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Токсоналиева Р.М.

В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению понятия «медиапространство». Оценивается состояние медиарынка Кыргызстана с учетом влияния на него современных информационно-коммуникационных технологий. Развитие и формирование медиапространства Кыргызстана непосредственно связаны с менталитетом народа и социально-политической системой государства. Как главный стержень информационного пространства в Кыргызстане ТВ-пространство не утратило свою значимость. Автор обращает внимание на новый канал коммуникации в современном медиапространстве - социальные медиа, которые становятся главными ньюсмейкерами, рычагом управления массового сознания и поведения. Определены медиа, которые популярны среди пользователей и являются удобным инструментом коммуникации в медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KYRGYZSTAN'S MEDIA SPACE

This article discusses various approaches to the study of the concept of "media space". The state of the media market in Kyrgyzstan is assessed taking into account the impact on it of modern information and communication technologies. The development and formation of the media space in Kyrgyzstan is directly related to the mentality of the people and the socio-political system of the state. As the main pivot of the information space in Kyrgyzstan, the television space has not lost its significance. The author draws attention to a new channel of communication in the modern media space - social media, which are becoming the main newsmakers, a lever of control of mass consciousness and behavior. The media are identified that are popular among users and are a convenient tool for communication in the media space.

Текст научной работы на тему «МЕДИАПРОСТРАНСТВО КЫРГЫЗСТАНА»

promotion of banking services, the author offers a number of recommendations for their improvement.

Key words: PR technologies, banking sector, banking services, information and communication technology.

Р.М. Токсоналиева

Кыргызский национальный университет

им. Ж. Баласагына

ru_rt@mail.ru

МЕДИАПРОСТРАНСТВО КЫРГЫЗСТАНА

Аннотация

В данной статье рассматриваются различные подходы к изучению понятия «медиапространство». Оценивается состояние медиарынка Кыргызстана с учетом влияния на него современных информационно-коммуникационных технологий. Развитие и формирование медиапространства Кыргызстана непосредственно связаны с менталитетом народа и социально-политической системой государства. Как главный стержень информационного пространства в Кыргызстане ТВ-пространство не утратило свою значимость. Автор обращает внимание на новый канал коммуникации в современном медиапространстве - социальные медиа, которые становятся главными ньюсмейкерами, рычагом управления массового сознания и поведения. Определены медиа, которые популярны среди пользователей и являются удобным инструментом коммуникации в медиапространстве.

Ключевые слова: информационное пространство, медиапространство, средства массовой информации и коммуникации.

Постановка проблемы

Формирование современного общества Кыргызстана происходит под влиянием развития глобального информационного пространства, где немаловажную роль играют средства массовой информации и коммуникации. Человек как социальное существо не может существовать вне общества, где информация осуществляет интегрирующую

функцию и происходит непрерывная коммуникация между людьми. Как известно, своевременная, достоверная информация нужна человеку для адаптации в обществе для выработки соответствующего поведения с учетом новых обстоятельств.

Современный коммуникационный процесс зародил новое пространство - медиапространство. Сегодня человек с детства погружен в информационное пространство, и его мировоззрение зависит от перегруженного информационного потока в медиапространстве. Человек получает различную информацию из массмедиа, которая оказывает на него влияние в течение всей жизни. В день человек получает намного больше информации, чем десятки лет назад, так как его информационное поле значительно расширилось. Развитие современного общества зависит от средств массовой коммуникации, деятельность которых не ограничена в пространстве [5]. Формирование информационного общества Кыргызстана зависит от уровня развития медиапро-странства. В условиях глобализации изучение медиапространства -актуальная задача, которая стоит перед каждым государством. В данной статье рассмотрим состояние современного медиапространства Кыргызстана.

Обзор литературы по теме

Понятие «медиапространство» в зарубежной научной литературе начало употребляться в восьмидесятые годы двадцатого века, и его аспекты изучаются разными сферами науки как с теоретической, так и с практической точек зрения. Появление понятия «медиапростран-ство» непосредственно связано с возросшей потребностью современного общества в непрерывном потоке информации. Понятия «ме-диасреда», «информационное пространство», «коммуникационное пространство», «информационное поле» близки по содержанию к понятию «медиапространство». Вместе с тем существуют различные подходы, раскрывающие рассматриваемое понятие. Медиапространство представляет собой многомерную структуру и является объектом исследования социологии, политологии, культурологии, философии, журналистики и т.п. В научной литературе встречается многочисленные описания данного термина, однако нет общепринятого определения. В различных сферах понятие «медиапространство» рассматривается с учетом его специфических особенностей. В частности, «медиа-пространство следует понимать как особую реальность, не поддаю-

щуюся полной визуализации, организующую идейные схемы и шаблоны действия для субъектов, потребляющих и производящих информацию с помощью методов и средств массовой информации» [2]. О. Монастырева, анализируя подходы исследователей к пониманию медиапространства, выделяет общие их взгляды на данное понятие: 1) ядром медиапространства является СМК / СМИ; 2) СМИ - активный актор формирования других видов пространств (социальное, культурное, образовательное и т.п.; 3) изменение в медиапространстве связано с трансформационным процессом в обществе; 4) медиапро-странство формирует картину мира; 5) медиапространство представляет систему с определенным набором структурных элементов, взаимосвязанных и подчиняющихся общим закономерностям развития целого [3]. Также медиапространство рассматривается как совокупность источников (откуда люди получают информацию) и смысловое поле (которое эти же источники создают) [1, 25]. По мнению Н. Хлопаевой, медиапространство - часть информационного пространства [7]. Исследователь Е. Ним выделяет три измерения медиа-пространства: медиированное пространство, медиатизированное пространство и пространство медиа [4]. В данной статье медиапростран-ство рассматривается в сфере медиакоммуникации.

Описание методики исследования и анализ материала

В условиях быстро развивающихся современных информационно-коммуникационных технологий постоянно меняется ситуация на медиарынке Кыргызстана. В кыргызском медиапространстве представлены как традиционные, так и цифровые СМИ, количество которых с каждым годом увеличивается. В Кыргызстане существуют общественные, государственные, частные и международные СМИ. По данным открытых источников, на начало 2014 г. в стране официально было зарегистрировано 1500 СМИ (в том числе 986 газет, 109 телекомпаний, 59 радиостанций), а на начало 2020 г. их количество достигло 1800. СМИ - мощное средство воздействия на эмоциональное состояние людей, они формируют потребности общества. Телевидение как влиятельный агент медиапространства формирует свое собственное информационное поле, способное влиять на общественность. При этом ТВ-пространство — самое массовое и доступное для пользователей — остается главным стержнем информационного пространства [6]. С 2017 г. в Кыргызстане внедрено цифровое эфирное телеве-

щание, а пилотный проект внедрен в Баткенскую область в 2008 г. В ходе внедрения цифрового вещания открылись новые перспективы по совершенствованию новых методов аудиовизуальной информации. С учетом этого ежегодно увеличивается количество телеканалов, предлагающих телезрителям широкий выбор передач. Расширяется география вещания и совершенствуется технология передачи сигнала. В настоящее время около 50 цифровых телеканалов работают в кыргызском медиапространстве. В условиях пандемии коронавируса значимость телевидения как оперативного канала получения информации возросла.

Глобализация информационных сетей открыла новые возможности. Все более доступными становятся новые медиа, для населения открывается возможность использования разных медиаисточников. Наравне с другими медиаисточниками уровень проникновения интернета растет с каждым годом. Интернет уже воспринимается как средство коммуникации. Отмечается рост потребления информации из интернета. Особенно в тревожное время, время нестабильности в обществе во много раз увеличивается посещаемость новостных сайтов, социальных сетей, так как люди очень нуждаются в информации. По данным открытых источников, если в 2002 г. в Кыргызстане количество интернет-пользователей было 225 тыс. человек, то в 2020 г. их количество составило более 2,5 млн. человек. Более одного миллиона пользуются мобильным интернетом. Более 60% населения в возрасте от 15 лет и старше являются пользователями интернета, самые активные пользователи - в возрасте от 15 до 28 лет. Независимо от социально-возрастных, национальных особенностей с каждым годом количество интернет-пользователей увеличивается.

В современном медиапространстве возрастает значимость социальных медиа (соцсети, блоги, мессенджеры, видеохостинги). Это новый канал коммуникации, как эффективная технология проведения массовых акций и агитационных работ. Именно они становятся главными ньюсмейкерами, рычагом управления массового сознания и поведения. Впервые в Кыргызстане в ноябре 2019 г. был организован (без какого-либо конкретного организатора) митинг против коррупции при помощи новой технологии - социальных сетей. При помощи социальных сетей было собрано большое количество людей. Как известно, эта технология опробована на практике и применяется по сей

день при организации различных мероприятий. Наибольшей популярностью среди населения пользуются Facebook, Instagram, WhatsApp, Telegram. По различным данным открытых источников, в данное время более 2,5 млн. человек зарегистрированы в социальных сетях (в частности, Facebook пользуются более семисот тысячи человек, а в Instagram зарегистрированы более 2 млн). Социальные медиа становятся не только средством трансляции информационного потока, но и медиасредой, где формируется общественное мнение, настрой населения. Общественное мнение формирует определенное отношение людей к тем или иным событиям, создает в их сознании фиксированные образы.

В медиапространстве Кыргызстана очень много информации. В телевизионном и радиопространстве, в социальных сетях встречаются различные мнения. При этом следует обратить внимание на то, что сегодня деятельность телевидения, радио, печатных и интернет-изданий направлена на пропаганду, хотя их первоначальное предназначение - оперативно ознакомить с событиями. Распространение информации контролируется самими собственниками медиа. При этом аудитория разная. Если определенная часть аудитории предъявляет высокие требования к медиаконтенту, то значительная часть потребителей довольствуются имеющейся информацией, так как не хотят заниматься поиском более качественной информации.

Зачастую в интернет-пространстве распространяется фейковая информация, которая формируют определенное общественное мнение. Особенно фейковая информация распространяется в социальных сетях, мессенджерах и видеохостингах (Youtube, WhatsApp, Telegram и т.п.), которые по сравнению с другими источниками информации быстро мобилизуют население, в отдельных случаях - превращаются в поле противостояния или наоборот - объединения по тем или иным вопросам, а также становятся инструментом формирования общественного мнения и массового поведения. Фейковая информация инициирует, в основном, проявление негативных эмоций, формирует мотивацию определенного поведения с учетом интереса объекта и субъекта влияния, дезориентирует общественность. В качестве примера можно привести события, произошедшие в 2010 г., в октябре 2020 г. и происходящие в стране по сей день различные митинги, собрания и т.п. Можем констатировать, что именно социальные сети в

Кыргызстане становятся решающими факторами организации различных массовых акций. В современном медиапространстве создателями и распространителями контента являются сами пользователи.

Следует отметить, что свобода высказывания в медиапространстве страны тесно граничит с языком вражды (hate speech), который может привести к конфликтным ситуациям, а также провоцировать агрессию. Если учесть тот факт, что кыргызский народ политизирован, восприимчив к разной информации в СМИ, то, естественно, различные недовольства в обществе непосредственно связаны с языком ненависти. В частности, как отмечает Независимый союз журналистов Кыргызстана, в последние годы язык вражды часто применяется как язык общения, что приводит к эскалации ситуации в обществе. Для изучения использования языка вражды в политическом дискурсе в СМИ, в популярных социальных сетях в стране, интернет-изданиях (24kg, Azattyk.org, Sputnik.kg, Akipress.kg, Ktrk.kg, Facebook, Instagram и т.д.) Независимый союз журналистов провел мониторинг с 4 сентября по 3 октября 2020 г. в ходе парламентских выборов в КР 2020 г. Во время проведения мониторинга и анализа статей в рассматриваемых интернет-изданиях, социальных сетях были выделены следующие виды языка вражды: призывы к насилию и дискриминации, обвинение в неполноценности, утверждения о криминальности и моральных недостатках той или иной политической партии / кандидата, обвинение отдельных партий в попытках захвата и узурпации власти. По результатам мониторинга отметили, что язык вражды усиливается в ходе проведения политических мероприятий и вызывает тревожное состояние общественности. По мнению проводивших мониторинг, нужна целенаправленная политика отказа СМИ от языка вражды в текстах, что приведет к уменьшению негативных массовых акций в стране.

В условиях развития современных информационных коммуникаций необходимо обратить внимание на формирование культуры взаимодействия с потоками информации в медиапространстве, на развитие медиаграмотности, которая не только может обеспечить информационную безопасность личности и общества, но даст возможность лучше ориентироваться в медиапространстве. Формирование грамотного информационного общества зависит от состояния медиапространства, на которое влияют, прежде всего, государственная политика, глобализа-

ция мирового сообщества, информационно-цифровая технология, информационные потребности общества. В данное время государственные органы занимаются вопросами по регулированию происходящих процессов в национальном медиапространстве. Соответственно принимаются нормативно-законодательные акты, обеспечивающие контроль государства за процессами в медиапространстве.

Результаты исследования и выводы

Таким образом, характерной особенностью медиапространства Кыргызстана остаются традиционные виды СМИ, в частности, для населения значимость телевидения остается на высоком уровне. Также развиваются и функционируют новые медиа, способствующие расширению аудитории и усилению влияния на массовое сознание. Пользователями социального медиа является, в основном, молодое поколение. При этом медиапространство Кыргызстана непосредственно связано с менталитетом народа и политической системой государства.

Литература

1. Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2015. 157 с.

2. Елисеева М.А. Медиапространство: социально-философский анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т.19. вып.1. С.4-7. URL: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-4-7. (дата обращения: 15.06.2021).

3. Монастырёва О.В. Медиапространство: обзор представлений и подходов к пониманию. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/mediaprostranstvo-obzor-predstavleniy-i-podhodov-k-ponimaniyu (дата обращения: 15.06.2021).

4. Ним Е.Г. Медиапространство: основные направления исследований. URL: https://www.hse.ru/mag/27364712/2013--14/83292427.html (дата обращения: 15.06.2021).

5. Токсоналиева Р.М. Пути противодействия информационно-психологическим воздействиям // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. Бишкек, 2017. Том 17. № 2. С. 187-190.

6. Токсоналиева Р.М. Воздействие массовой культуры на массовое сознание // Вестник Кыргызско-Российского славянского универ-

ситета. Бишкек, 2015. Том 15. № 2. С. 78-80.

7. Хлопаева Н.А. Социологические медиаисследования в информационном обеспечении управленческой деятельности: автореф. дис. ...канд. социол. наук. М., 2007.

R.M. Toksonalieva

KNU of Zh. Balasagyn

KYRGYZSTAN'S MEDIA SPACE

This article discusses various approaches to the study of the concept of "media space". The state of the media market in Kyrgyzstan is assessed taking into account the impact on it of modern information and communication technologies. The development and formation of the media space in Kyrgyzstan is directly related to the mentality of the people and the sociopolitical system of the state. As the main pivot of the information space in Kyrgyzstan, the television space has not lost its significance. The author draws attention to a new channel of communication in the modern media space - social media, which are becoming the main newsmakers, a lever of control of mass consciousness and behavior. The media are identified that are popular among users and are a convenient tool for communication in the media space.

Key words: information space, media space, mass media and communications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.