Научная статья на тему 'Медиапространство как элемент информационной безопасности'

Медиапространство как элемент информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
848
101
Поделиться
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Глухарев Дмитрий Сергеевич

В статье рассматриваются социологические подходы к понятию медиапространства. Анализируется структура медиапространства и его элементы. Вводится понятие «медиавируса» как угрозу информационной безопасности государства.

MEDIA SPACE AS AN INFORMATION SECURITY ELEMENT

In the article sociological approaches to concept of media space are considered. The structure of media space and its elements is analyzed. The concept of "media virus" as a threat of information security of the state is represented.

Текст научной работы на тему «Медиапространство как элемент информационной безопасности»

Политология и социология

УДК 002:004.056 ББК 4 231+327

Д. С. Глухарев

МЕДИАПРОСТРАНСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

D. S. Glukharev

MEDIA SPACE AS AN INFORMATION SECURITY ELEMENT

В статье рассматриваются социологические подходы к понятию медиапространства. Анализируется структура медиапространства и его элементы. Вводится понятие «медиавируса» как угрозу информационной безопасности государства.

Ключевые слова: медиапространство, информационная безопасность, экстремизм, социологические теории

In the article sociological approaches to concept of media space are considered. The structure of media space and its elements is analyzed. The concept of “media virus” as a threat of information security of the state is represented.

Keywords: media space, information security, extremism, sociological theories.

В последние годы при анализе проблем информационной безопасности очень много говорится о контроле над медиапространством. Термин, широко используемый в журналистских кругах, по своей природе имеет социологическую основу, так как воздействие на социальную группу возможно только в социальном пространстве. Средства массовой коммуникации формируют социальную реальность, в которой индивид существует, и эта социальная среда существует объективно, вне зависимости от отдельного человека. В связи с этим мы можем ее изучать, в том числе используя социологические методы исследования. В этом смысле медиапространство следует понимать не как определенную совокупность средств масс-медиа, а как независимую реальность, образованную от взаимодействия средств массовой информации и общества или отдельных индивидов в целом. Средства массовой информации в своей деятельности безусловно конструируют реальность, формируют ценности, установки, но и их деятельность зависит от общества, которое формирует спрос и игнорирует часть подаваемой информации как ненужную, формируя таким образом поток информации.

При изучении медиапространства для интерпретации этой реальности логично использовать такое разработанное в социологии понятие как «социальное пространство». Одним из первых «социальное пространство» стал изучать Э.Дюркгейм. Следует отметить, что само понятие им не вводилось, а в своих работах он писал о существовании надин-дивидуальной реальности «социальных позиций». При этом физическое и социальное пространство изучалось им как взаимосвязанные, но все же различные элементы.

Позднее его идеи были продолжены русским ученым П. Сорокиным, который использовал в своей концепции социальной стратификации и социальной мобильности понятие «социального пространства», которое характеризуется положением индивида в некой системе координат1. Данное социальное положение определялось им как совокупность связей индивида со всеми группами населения, а также внутри каждой из этих групп. В данном пространстве отношения в обществе между людьми иерархизированы, а само пространство многомерно. Данная классическая теория в современном сверхмобильном обществе, выглядит несколько архаично. Индивид в настоящее время занимает сразу несколько статусных позиций, иногда иерархически находящихся на противоположных краях данной системы координат.

Французский социолог П. Бурдье в своих работах предложил иную трактовку социального пространства утверждая, что физическое пространство является репрезентативной проекцией социального пространства2. В социальном пространстве П. Бурдье выделяет экономическое, политическое, культурное и символическое пространства. Развивая идеи П. Бурдье можно предположить, что именно символическое пространство составляет основу медиапространства. В процессе освоения социальной реальности общество вырабатывает систему знаков, кодов, символов и мифов, которые и являются основой коммуникации. СМИ отбирают информацию и формируют ее восприятие. При этом если вести речь о традиционных СМИ, то отобранная информация и ее правильная интерпретация есть отражение идей и действий, прежде всего правящей элиты, так как СМИ в настоящее время, в физической реальности,

Политология и социология

есть экономическое предприятие, чье финансовое благополучие и соответственно существование зависит от государства или представителей элиты. Сразу стоит отметить, что подобное отношение дел не относится к так называемым «новым СМИ».

Однако было бы неправильным говорить о действии СМИ только в символическом пространстве. Как говорилось выше, ведущие СМИ являются экономическим актором. Информация, передаваемая СМИ, может обрушить экономический рынок, а значит медиапространство включает в себя и экономическое пространство. В демократических режимах, СМИ являются одним из главных средств ведения политической деятельности, особенно в электоральный период. В иных, авторитарных или тоталитарных режимах, деятельность СМИ жестко регламентирована, а сами СМИ включены в пропагандистскую систему данных режимов. Наконец, именно СМИ формируют «массовую культуру» а, следовательно, оказывают влияние и на культурное пространство.

Таким образом, при изучении массовых коммуникаций необходимо определять массовокоммуникативные процессы как зависимые и определяемые процессами общего порядка, прежде всего, социально-политическими и экономическими, отвергая тезис об относительной автономности средств массовой коммуникации.

При анализе структуры медиапространства возникает вопрос о дискурсе, то есть совокупности письменных и устных текстов, которые производят люди в ходе разнообразных повседневных практик. Дискурс, в настоящее время, рассматривается как сложное коммуникативное явление, включающее, наряду с текстом, знания о мире, мнения, установки, необходимые для понимания текста. Вопрос о взаимоотношении дискурса и медиапространства является открытым и дискуссионным.

Понятие массового общества, изначально использовалось для характеристики упадка литературы и культуры. Аудитория массовых коммуникаций понималась как легко поддающаяся воздействию средств массовой информации. Стоит отметить, что в большинстве теорий XX века, посвященных массовым коммуникациям, аудитория играет пассивную роль. Другими словами, коммуникация носит однонаправленный характер. В настоящее время, мы наблюдаем ситуацию, когда аудитория играет активную роль, не только взаимодействуя с источником информации и корректируя его, но и сама выступает как источник. Появление новых интерактивных масс-медиа в корне изменило медиапространство.

При анализе медиапространства как элемента социальной реальности возникает методологическая проблема, вызванная оценкой роли массовых коммуникаций в развитии государства. С развитием социологических теорий менялось и само понимание медиапространства. С точки зрения сторонников теории социального действия активизация средств массовой коммуникации в развитых странах позволяет преодолевать отсталость данных государств и способствует переходу от традиционного к индустриальному и постиндустриальному обществу.

С этой точки зрения при анализе медиапространства необходимо рассматривать его роль в модернизации страны. С точки зрения теории зависимого развития, мы должны изучать образующееся медиапространство как проводник западных ценностей, ориентированных на потребление и формирование нового типа личности и образа жизни, направленного на обладание вещами. С точки зрения концепции нового информационного порядка, медиапространство образуется или должно образоваться как стихийный рынок информации, отражающий спрос и предложения. В зависимости от занимаемой позиции, медиапространство и его роль в обществе выглядит по-разному, а, следовательно, и анализ.

Медиапространство, формируемое средствами массовой информации должно отражать складывающуюся социальную реальность, то есть в нем должны быть отражены все процессы, происходящие в обществе. Однако подобного не наблюдается. Если рассматривать традиционные СМИ, то подавляющее большинство из них финансируется либо государством, либо отельными экономическими группами и отражает не действительную реальность, а реальность тех сфер, которые фактически и владеют СМИ. Соответственно одной из характеристик современного медиапространства является его нерепрезентативность.

Медиапространство 1960-х годов и медиапространство 2010 годов различается еще и структурно. Если в середине XX века можно было выделить три пространства, образованные СМИ: телепространство, радиопространство и печатное пространство, то в настоящее время очень большую долю стало занимать Интернет-пространство. При этом оно постоянно расширяется поглощая другие традиционные виды пространства. Чтение книг по компьютеру, чтение новостей значительно сократило печатное пространство. Основным отличием Интернета от традиционных СМИ стало его интерактивность, апогеем которой стала блогосфера. Анализируя медиапространство образованное традиционными СМИ и так называемое «виртуальное пространство» встает вопрос о соотношении этих двух понятий. Наблюдаем ли мы два принципиально разных пространств, или новое медиапространство логическое временное развитие старого, или же это единое пространство, имеющее ряд общих черт и ряд различий, но структурно образующих единое целое.

E. Н. Юдина в своей работе предлагает разделить медиапространство на три формы репрезентации: физическое пространство, пространство социальных отношений и символическое пространство3. При этом медиапространство, по мнению автора, воспроизводит социальную реальность. С другой стороны автор также выделяет структурные элементы медиапространства как социальной системы: радиопространство, телепространство, пространство печати, Интернет и т. п. При этом в качестве самого влиятельного актора медиапространства автор отмечает телевидение.

Одним из первых о коммуникации в Интернете заговорил Маклюэн, говоря об электронном обществе, сокращении времени и пространства и возникновении «глобальной деревни». Маклюэн

110

Вестник ЮУрГУ, № 9(226), 2011

Д. С. Гпухарев

отмечает воздействие масс-медиа, и в первую очередь телевидения на развитие и процесс социализации индивидов, и в первую очередь детей. «Телевизор демобилизует мускулы глаза. Поэтому дитя телевидения не может читать Это не теория, а факт, который мы смогли обнаружить и продемонстрировать»4.

Анализ медиапространства будет неполным без применения термина который ввел Д. Рашкофф— медиавирусы. Понятие медиавирус особенно интересно еще и с точки зрения информационной безопасности. Начало данной терминологии можно найти еще в работах Лассуэла, в частности в его теории «магической пули» и воздействии СМИ на аудиторию5. Но коммуникация в его теории носит пока однолинейный характер. Д. Рашкофф в отличии от Лассуэла не считает воздействие СМИ безусловным, а подходит к нему достаточно критично. «Люди, вскормленные медиа, понимают их символический язык лучше, чем его создатели, и видят насквозь все тщательно замаскированные попытки контроля над своим разумом»6.

Д. Рашкофф характеризуя сегодняшнее медиапространство, находит в нем, в распространяемых по коммуникационным линиям сообщениях, скрытые информационные вставки, направленные на изменение мировоззрения. «Послания» наших медиа преподносятся нам в упаковке, подобной троянскому коню. Они... оказавшись внутри, начинают вести себя совершенно не так, как мы ожидали. Это медиавирусы»7.

Любое событие, случившееся в медиапространстве, может нести в себе медиавирус. В условиях высокого уровня информатизации общества распространение этого вируса может иметь лавинообразный характер. При этом скорость обработки информации настолько велика, что перестает быть критичной, что позволяет манипулировать аудиторией. Например, убийство футбольного фаната можно подать так, что данное сообщение будет содержать скрытое националистическое послание. Затем это сообщение будет подхвачено социальными сетями и блогософерой, обрастет комментариями, в которых скрытое послание будет индивидом расценено как

Медиапространство как элемент _________________информационной безопасности

собственные выводы. Вызвав сильное эмоциональное состояние у большой массы аудитории, мы превращаем ее в толпу, которой можно опосредованно руководить по Интернету и вывести всю эту массу эмоционально заряженных людей на улицу. Подобный механизм применялся в период «цветных» революций, применяется он антиглобалистами во время их акций, и будет все шире применяться экстремистскими молодежными организациями. «Медиавирусы распространяются тем быстрее, чем сильнее они пробуждают наш интерес. Чем более провокационны «картинка» или знак — будь то заснятые на видео бесчинства полиции или новый текст известного рэппера — тем дальше и быстрее они путешествуют по инфосфере. Большинство преднамеренных медиавирусов (но, конечно, не все) являются искусственными от начала до конца»8. С развитием электронных СМИ, медиавирусы в сети Интернет становятся гораздо более опасными в связи с глобальностью сети и анонимности распространителя медиавируса. При этом вакцины против него пока нет. Фактически мы наблюдаем появление опасного явления и пока не знаем как с ним бороться. На сегодняшний день, способ борьбы аналогичен карантину, который мы применяем во время эпидемий, то есть изоляция общества от СМИ. Но данный метод является чрезвычайным и чрезмерным.

Примечания

1. Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / под ред. А.Ю. Соломонова. М., 1992.

2. Бурдье П. Социология социального пространства. М., 2005.

3. Юдина Е. Л. Развитие медиапространства современной России : автореф. дис. ... к. полит, наук.

4. Маклюен М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М., 2003. С. 278.

5. Черных А. Социология массовых коммуникаций. М., С. 205.

6. Рашкофф Д. Медиавирусы. Екатеринбург, 2003. С. 12.

7. Там же. С. 14.

8. Там же. С. 16.

Поступила в редакцию 11 февраля 2011 г.

ГЛУХАРЕВ Дмитрий Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии ЮУрГУ. Специализируется на вопросах государственной и информационной безопасности, имеет более 20 статей. Докторант Санкт-Петербургского государственного университета, vek@susu.ac.ru

GLUHAREV Dmitry Sergeevich is the Candidate of historical sciences, the senior lecturer of a Departmetn of Political Science. He specializes on questions of state and information security, has more than 20 articles. The doctoral candidate of the St.-Petersburg state university. E-mail: vek@susu.ac.ru