Научная статья на тему 'К вопросу о классификации медиапространства'

К вопросу о классификации медиапространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
654
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INFORMATION SYSTEM / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGIES / СИГНАЛ / SIGNAL / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / SOCIOLOGICAL METHOD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ионова Елена

В статье приводятся доводы о необходимости классификации медиапространства. Отмечается, что медиапространство особая реальность, которая является частью социального пространства. Указывается, что формируемые контенты медиапространства которые конвергируются друг с другом и порождают новые элементы. Изучение процессов медиапространства может быть осуществлено (в числе других) в рамках синергетического подхода. Информационные процессы, протекающие в медиапространстве во многом представляются хаотичными. Одновременно, в обществе есть интуитивное понимание, что медиапространство принимает форму тех социальных и политических структур, в рамках которых функционирует. Для систематизации исследования протекающих в медиапространстве процессов требуется проведение классификация типов и видов медиапространства. Представляется возможным разделить медиапространство на реально существующее и потенциально возможное медиапространство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации медиапространства»

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ МЕДИАПРОСТРАНСТВА

Автор: ИОНОВА Е.А.

ИОНОВА Елена А. - магистрант факультета журналистики Института

государственной службы и управления РАНХиГС, кафедра общественных

связей и медиаполитики.

Адрес: 119571, Москва, проспект Вернадского, 84. E-mail: ulraso@bk.ru.

Аннотация

В статье приводятся доводы о необходимости классификации медиапространства. Отмечается, что медиапространство - особая реальность, которая является частью социального пространства. Указывается, что формируемые контенты медиапространства которые конвергируются друг с другом и порождают новые элементы. Изучение процессов медиапространства может быть осуществлено (в числе других) в рамках синергетического подхода. Информационные процессы, протекающие в медиапространстве во многом представляются хаотичными. Одновременно, в обществе есть интуитивное понимание, что медиапространство принимает форму тех социальных и политических структур, в рамках которых функционирует. Для систематизации исследования протекающих в медиапространстве процессов требуется проведение классификация типов и видов медиапространства. Представляется возможным разделить медиапространство на реально существующее и потенциально возможное медиапространство.

Ключевые слова: медиапространство, информационная система, технологии, сигнал, социологический метод.

Любое социальное пространство не может функционировать без информационного обмена. Поэтому для определения сущности социального пространства и его разновидности - медиапространства - проведем интерпретацию понятия «информация». Хотя об этом термине написано очень много, и по сути, в последние годы ученые в основном пришли к общему пониманию сущности и содержания информации. Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» - разъяснение, изложение, сведения. В качестве синонимов иногда используют такие понятия, как «сообщение» и «данные», хотя их едва ли можно считать таковыми.

Ни одна информационная система не может быть таковой, если в ней нет механизма передачи информации как внутри, так и внешней среде. Информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. В нормативно-правовом смысле информационная система определяется как «организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и

с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».

Информационная система предполагает наличие элементов, являющихся носителями и трансляторами информации. Другие авторы, такие группа ученых под руководством профессора Андриашина, считают, что «Информационная система (ИС) это среда, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди и т.д. Основная цель информационной системы - организация хранения, обработки и передачи итоговой информации, необходимой для принятия решения. Информационная система представляет собой человеко-компьютерную систему обработки информации» [1].

Профессор Ф.И. Шарков считает, что информационная система - это целостное образование, включающее в себя источник, сообщение, приемник и средства информации, каналы и механизм ее передачи и приема, инструмент кодирования и декодирования, использования информации, а также коммуникационный алгоритм. ИС включает также организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. ИС, технологии и средства ее обеспечения могут быть объектом собственности физических и юридических лиц, государства. Собственником ИС, технологии и средств обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке наследования, дарения и иным законным образом [2].

Информационная система базируется на тех или иных носителях. В социальном пространстве функционирует множество ИС, создавая некое информационное поле, охватывающее реципиентов, включенных в это поле.

Автор руководствуется определением, раскрывающим медиапространство как социальное пространство, формируемое и информационно насыщаемое средствами массовой информации [2]. И.М. Дзялошинский предложил рассматривать медиапространство не как «вместилище» субъектов и процессов коммуникации, безучастное к тому, что в нем происходит, а как сложную самоорганизующуюся систему, которая с помощью прямых и обратных связей влияет на происходящие в ее границах процессы [3].

По мнению Е.Н. Юдиной, медиапространство может быть позиционировано как особая реальность, являющаяся частью социального пространства и организующая социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации [4]. Появляющиеся на уровне медиапространства новые элементы создают другие новые элементы, которые не механически складываются в арифметическую сумму, а конвергируются, увеличивая изначальную арифметическую сумму. Применительно к классификации медиапространства, этот подход нуждается в дальнейшем углублении и конкретизации.

По мнению автора, изучение процессов развития открытых социальных систем, таких как медиапространство, может быть осуществлено (в числе других) в рамках синергетического подхода, который является логическим развитием системного подхода. Можно представить медиапространство как некое социальное пространство, в котором царит информационный хаос. Однако этот хаос приводится в порядок потребителями информации. Круговорота информации в интернете тоже изначально может показаться хаотическим. Остальные же информационные сигналы, хаотически витающие в пространстве, но не достигшие цели, будут продолжать свое «броуновское движение». Чтобы увидеть в этом хаосе порядок, нужно понять механизм конвергенции элементов медиапространства. Мозг человека, получившего из интернета информацию рождает новый материал, который возвращается в медиапространство в переработанном виде. Здесь снова проявляется эффект синергии.

Исходя из этого понимания, можно классифицировать медиапространство по различным основаниям: по зарождению, форме, наличию источников и их содержанию, смыслу, категориям участников, национальным, религиозным, политическим, демографическим, духовным, культурным признакам, по носителю, административно-территориальному признаку.

По мнению В.Н. Бузина, в современной ситуации расширения многообразия медиасреды существования индивидуума возрастет роль управления деятельностью в области средств массовой коммуникации, поскольку в условиях информационной насыщенности становится все труднее достигать конечных результатов информационных компаний, направленных на медиаобеспечение решения сложнейших социальных проблем современной России [5].

Нужно четко определять, как создавать и размещать информацию в медиапространстве с тем, чтобы там элементы информации могли конвергироваться между собой. И нужно разобраться, что делать какому-либо субъекту (государственному, муниципальному органу управления, духовенству и др.) если ставится задача при минимальном расходе ресурсов охватить максимально возможную свою аудиторию понятным ей контентом. При этом нужно, чтобы информация не просто просвещала аудиторию, а мотивировала ее к дельнейшим действиям. Смысл классификации медиапространства нацелен в том числе для решения и данных исследовательских и практических задач.

При этом пользователи медиапространством признают открытую социальную система отношений производителей и потребителей массовой информации, которая принимает форму тех социальных и политических структур, в рамках которых она регененрируется.

Поскольку медиапространство является социальной системой, то все его структурные элементы: телепространство, радиопространство, пространство печати, Интернет и т.п. взаимосвязаны и подчиняются общим закономерностям развития целого. Разрешить отмеченные в статье противоречия позволят

фундаментальные исследования, результатом которых должна стать классификация медиа-пространства.

Автор статьи предлагает укрупненную классификацию медиапространства: 1) функционирующее (реальное) медиапространство; 2) потенциальное медиапространство. Изучая медиапространство, мы изучаем социальное пространство, которое охвачено теми или иными медиа. Сигнал, принимаемый тарелками в различных населенных пунктах, пронизывает деревья, здания, животных, растения. Однако, указанная аудитория -безучастна к сигналам и посылам медиапространства, они не ощущают пронизывания.

На воздействие медиапространства реагируют только люди. В остальных случаях — это бесполезное для медиасигнала преодоление пространства. Медиасигнал пронизывает всех людей. Но не все люди попадают в медиапространство. Есть аудитория, через которую проходит медиасигнал и при этом она остается к нему безучастна. Не попадает в медиапространство часть людей по какой-то причине, но при изменении обстоятельств эта часть аудитории может попасть в медиапространство. Такое медиапространство автор предлагает называть «потенциальное медиапространство».

Транслятор радио-теле-волн, передавая сигнал, создает радио-телепространство. Радиопередатчик или теле-антенна охватывает сигналом определенную территорию с конкретной площадью (зависит от технических характеристик передатчика). На этой площади сигнал достал конкретное количество проживающих на данной территории людей.

Главное преимущество радио и телевидения в их общедоступности и всеобщей проникновенности. Радио люди чаще всего слушают, когда занимаются другими делами (кухня, дача, поход). У телевидения свои преимущества: синтез звука и изображения, прямой контакт со зрителем и т. д. [2]. Но не все люди находятся в состоянии возможности принять радио-телесигнал по каналам, которые его интересуют. В данный момент, например, у жителя на определенной территории не оказалось приемника, и пр. Но этот человек (или аудитория) может быть охвачен сигналом при изменении обстоятельств (условий) и потенциально он может оказаться в медиа-пространстве.

Направленный адресатам медиа-сигнал из разных средств информации доходит до потребителей через радио, телевидение, газеты, журналы и принимается ими и используется. То есть получатель информации вовлечен в реальные информационно-коммуникационные процессы, протекающие в медиапространстве. Включенные в коммуникационный процесс каналы телевидения и радио, газеты и журналы и т.д. продуцируют информационное поле, в которое реально вовлечены представители целевой аудитории. В отличие от реального медиапространства, потенциальное медиапространство -это то социальное пространство, которое по какой-либо причине еще не охвачено информационным воздействием (не желелание или отсутствие возможности принимать сигнал). Из понимания классификации

медиапространства, сформулированного автором, возникает знание о том, какая аудитория осталась не охваченной в каком сегменте медиапространства. Как дальше работать с аудиторией, оказавшейся в потенциальном медиапространстве, чтобы вовлечь ее в реальеные информационно-коммуникационные процессы. Это темы отдельных исследований, которые еще предстоит провести.

Когда становится ясно, какая семья, какой человек, семья, поселок, город, регион по разным причинам принципиально не могут быть вовлечены в тот или иной сегмент медиапространства, не следует тратить время и энергию на данную часть аудитории в попытке довести информацию. Сигнал конкретного канала федерального телевидения может не доходить до региона (например, не построен ретраслятор; канал не подключен к спутнику). В регионе есть всего десять человек, которые смотрят данный канал - у них имеется дорогостоящее телевизионное оборудование. Или, например, известно, что Ульяновская область, не охвачена одним из каналов федерального телевидения и не охвачена конкретными федеральными газетами. Почему так происходит? Для примера, на эти газеты в Ульяновской области подписались всего 2 человека. Потенциально остальные могли бы ее читать, но реально этой аудитории нет в пространстве газеты. Эти два момента позволяют нам понять, как решать задачу по формированию инфраструктуры медиапространства. Первый, активизировать рекламную компанию соответствующих федеральных газет, добавив при этом местный блок информации в содержание газеты. Второй -установить в регионе мощную принимающую антенну - ретранслятор сигнала федерального телеканала, что позволит потенциальное медиапространство превратить в фактическое.

Автор публикации высказал свои соображения к вопросу классификации медиапространства, которое позволит по-новому подходить к управлению медиапространством.

Список литературы:

1. Андриашин Х.А., Казанцева С.Я. Информатика и математика для юристов: учебное пособие для ВУЗ - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. - 463 с.

2. Шарков Ф.И. Коммуникология, энциклопедический словарь-справочник, Москва, 2009.

3. Дзялошинский, И.М. Коммуникационные стратегии социальных институтов в медиапространстве России / автореферат ... д-ра филос. н., Москва, 2013.

4. Юдина Е.Н. Развитие медиа-пространства современной России (на примере телевидения) / автореферат ... д-ра соц. н., Москва, 2008.

5. Бузин В.Н. Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой коммуникации (СМИ) // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), №1, 2012.

ON CLASSIFICATION OF MEDIA SPACE

Author: IONOVA E.A.

IONOVA Elena A., postgraduate student of the Institute of Public Administration and Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Chair of Public Relations and Media Policy.

Address: 119571, Moscow, Vernadsky avenue, 84. E-mail: ulraso@bk.ru.

Abstract

The article presents the arguments on the need for classification of media space. It is noted that the media space - a special reality, which is part of the social space. It is stated that creates an element of media space has created new elements that converge with each other. Study of media space process may be carried out (among others) in a synergistic approach. However, in the view of the actual participants in the media space, it is chaos. At the same time, society has an intuitive understanding that media space takes the form of the social and political structures in which operates. This contradiction can be resolved if we classify media space.

The result of this would be the use of the concept of "Real (actual) and the potential media space".

Keywords: media space, Information system, technologies, signal, sociological method

References:

1. Andriashin H.A., Kazanceva, S.Y. Informatika i matematika dla uristov: uchebnoe posobie dla VUZ - M: UNITI DANA, Zakon i parvo, 2001 - 463 s.

2. Sharkov F.I. Kommunikologiya, enciklopedicheskiy slovar-spravochnik, Moskva, 2016.

3. Dzaloshinskiy I.M. Kommunikacionniye strategii socialnih institutov v mediaprostranstve Rossii / avtoreferat ... doc. philos. n., Moskva, 2013.

4. Udina E.N. Razvitie mediaprostranstva sovremennoy Rossii (na primere televideniya) / avtoreferat ... doc. sociol. n., Moskva, 2008.

5. Buzin V.N. Nauchnaya statya po specialnosti «Massovaya kommunikaciya.Gurnalistika. Sredstva massovoy kommunikacii (SMI)», gurnal «Obchestvo.Sreda. Razvitie (Terra Humana)", №1, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.