УДК 070
МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
А. А. Морозова
Челябинский государственный университет, Челябинск
А. С. Соколовских
Средняя общеобразовательная школа № 104, Челябинск
В статье рассматриваются особенности, характеризующие медиапотребление молодежной аудиторией контента социальных сетей: мотивация регистрации респондентов в социальных сетях и зависимость от них; частота использования социальных сетей; место социальных сетей в общей совокупности информационных ресурсов респондентов; тематические предпочтения аудитории социальной сети ВКонтакте и актуальные способы подачи материала; частота размещения публикаций пользователями в социальных сетях, а также степень доверия аудитории к получаемой информации из социальных сетей. Материал исследования -результаты анкетирования аудитории, являющейся пользователями согщальной сети ВКонтакте как наиболее популярного ресурса в России (N=100). По результатам исследования составлен социологический портрет современного пользователя социальной сети на примере ВКонтакте - представителя молодежной аудитории.
Ключевые слова: социальная сеть, молодежная аудитория, медиапотребление, ВКонтакте, социологический опрос.
Техническая доступность в создании контента непосредственно самими пользователями и широкие функциональные возможности обусловили локализацию в социальных сетях значительного количества населения. Согласно исследованиям, в России проникновение социальных медиа оценивается в 47%, аккаунты в них имеют 67,8 млн россиян [4]. В России одной из самых популярных социальных сетей стала ВКонтакте: 97 миллионов пользователей за месяц посещают данную сеть, 9 млрд записей и 650 миллионов видеозаписей просматриваются на ресурсе в сутки [1].
В. А. Сергодеев говорит о новом социальном феномене и о перемещении жизнедеятельности человека в киберпространство. По его словам, «Это особая социокультурная реальность, предоставляя человеку новые уникальные возможности взаимодействия и развития, одновременно требует от него освоения новых знаний, норм и поведенческих навыков, порождает новые проблемы» [5].
При обращении аудитории к социальным сетям можно выявить три основные цели пользователя - это общение, распространение и потребление информации. В отличие от традиционных масс-медиа (газета, телевидение, радио) или прежних средств коммуникации (телефон, электронная почта, скайп и т. д.) каждая из целей не является обособленной друг от друга, поскольку даже в процессе достижения одной задачи, может появиться другая. К примеру, при чтении новостей возникнет желание или необходимость в её комментировании или уточнении каких-либо подробностей. Исследователи поддерживают данную точку зрения, так, Л. А. Браславец пишет, что «...в процессе сбора, обработки, публикации и распространения социально значимой информации, пользователи социальных сетей выступают одновременно как её публикаторы и как её реципиенты. При этом в каждой ипостаси они могут играть различные типовые
роли, сменять их с частотой, зависящей от собственных целей и задач, либо играть одновременно несколько ролей» [2].
Особенно важную роль социальные сети играют для молодежной аудитории, выполняя функции коммуникации, информирования, рекреации и другие. Согласно данным сайта mediascope.net (1000+ респондентов, февраль 2019 года), 92 % аудитории 12-24 лет являются пользователями социальной сети ВКонтакте (Рисунок 1), также популярной является Instagram (73 %) [3].
Рис. 1. Топ-соц. сетей: возрастные группы
Таким образом, актуальность исследования заключается, с одной стороны, в популярности социальной сети ВКонтакте, особенно у подростков и молодежи, с другой стороны, в необходимости мотивов определения использования данным ресурсом, в частности, включая вопросы медиаграмотности аудитории.
Для исследования особенностей медиапотребления молодежной аудиторией контента социальных сетей мы использовали метод анкетирования. Социологический опрос был проведен в октябре 2019 года (N=100). Респондентами выступили преимущественно подростки и молодежь, являющиеся пользователями социальной сети ВКонтакте как наиболее популярного ресурса в России. Нами были опрошены респонденты от 12 до 26+ лет, из которых - от 12 до 17 лет составили 53 %, 18-22 года - 20 %, 22-25 лет - 22 %, 26 лет и старше - 5 %.
Цель исследования - определить основные особенности медиапотребления молодежной аудиторией контента социальной сети на примере ВКонтакте.
Задачи исследования:
1) Выяснить мотивацию регистрации респондентов в социальных сетях и зависимость от них.
2) Определить частоту использования социальных сетей.
3) Обозначить место социальных сетей в общей совокупности информационных ресурсов респондентов.
4) Выявить тематические предпочтения аудитории социальной сети ВКонтакте и актуальные способы подачи материала.
5) Составить представление о частоте размещения публикаций пользователями в социальных сетях.
6) Проанализировать степень доверия аудитории к получаемой информации из социальных сетей.
В качестве гипотезы исследования мы можем определить следующее: респонденты постоянно проводят время онлайн и считают социальные сети одним из главных источников информации.
Сначала мы узнали, считают ли себя респонденты зависимыми от социальных сетей. Большая часть (42 %) считают себя скорее зависимыми. Около трети опрошенных считают себя скорее не зависимыми от них. 14 % опрошенных считают себя зависимыми от соцсетей. И лишь 12 % опрошенных не считают себя зависимыми от социальных сетей. Подобные данные свидетельствуют о широкой популярности социальных сетей, большой процент молодежи считает себя зависимыми от них.
Чуть больше половины опрошенных (56 %) заходят в социальные сети каждую свободную минуту либо 4-5 раз в день (35 %). Лишь небольшая часть опрошенных (9 %) заходят в социальные сети не более раза в день либо раз в пару дней, что ещё раз говорит о том, что социальные сети играют важную роль в жизни молодёжи.
На вопрос являются ли социальные сети источником информации для респондентов, большая часть опрошенных (51 %) ответила, что социальные сети являются основным источником информации. Треть респондентов считает социальные сети дополнительным источником информации к профессиональным СМИ (35 %). Лишь для 14 % респондентов социальные сети не являются источником информации.
Затем мы узнали, какой информацией в социальных сетях интересуются респонденты (можно было выбрать несколько вариантов ответов). Значительная доля опрошенных (38 %) читают всё подряд, 37 % опрошенных интересуются культурой, 25 % - спортом, 22 % - наукой, 21 % - происшествиями, 19 % - политикой, 11 % - светской хроникой, 10 % - экономикой.
Далее мы выяснили, откуда именно в социальных сетях респонденты преимущественно получают интересующую их информацию. Большая часть (44 %) получают её из групп или сообществ, 40 % - одинаково из групп и сообществ. А 10 % опрошенных получают необходимую информацию с личных страниц пользователей, 6 % используют социальные сети для других целей.
На вопрос о частоте размещения респондентами публикаций в социальных сетях 38 % ответили, что публикуют что-либо по мере необходимости. Одинаковые доли опрошенных (27 % и 26 % соответственно) публикуют что-то очень редко либо вообще не публикуют. Меньшая часть опрошенных (9 %) публикуют что-либо каждый день в разных форматах.
Следующий вопрос был о том, что для респондентов является наиболее важным с точки зрения интересующего контента. Для 35 % опрошенных это изображения, для 31 % - достойное оформление текста, 19 % считают важным актуальное оформление страницы автора, для 4 % важно наличие специальных хештегов. Также в графе «Другое» респонденты отмечали интересность информации именно для них.
Мы выяснили, что 21 % опрошенных несколько раз сомневались в правдивости информации из социальных сетей, 50 % обычно сомневается, 20 % сомневается постоянно, 9% никогда об этом не задумывались. Исходя из этих данных, можем сделать вывод, что пользователи социальных частей нередко сомневаются в правдивости получаемой информации, но это не мешает им быть активными пользователями.
Практически половина опрошенных (47 %) считают, что социальные сети никак не влияют на их учёбу либо работу, другие респонденты отрицательное влияние отмечают чаще (36 %), чем положительное (17 %).
Далее мы поинтересовались, какой социальной сетью респонденты пользуются чаще всего. 63 % опрошенных чаще пользуются социальной сетью ВКонтакте, 20 % -Instagram, 8 % - Одноклассники, 6 % - Facebook, другое - 3 %. Таким образом, наши данные о популярности социальных сетей ВКонтакте и Instagram совпали с результатами исследований сайта mediascope.
Большая часть опрошенных (72 %) при необходимости найти какую-либо информацию обратится к Интернету в целом, а лишь 12 % - к социальным сетям. 16 % -обращаются к другим источникам.
В завершении опроса мы узнали, что побудило респондентов зарегистрироваться в социальных сетях. Для 44 % опрошенных это стали друзья, 23 % - любопытство, 20 % - широкая популярность социальных сетей, 5 % - желание завести новых друзей. Кроме этого, а графе «Другое» респонденты отмечали, что зарегистрировались в социальных сетях, чтобы быть в курсе происходящих событий.
Итак, наша гипотеза подтвердилась. Мы можем сделать следующие выводы:
- аудитория проводит в социальных сетях значительное количество времени, считает себя зависимой от данных ресурсов, но отрицает влияние социальных сетей на учебу или работу;
- социальная сеть удовлетворяет большинство потребностей аудитории, в том числе информационных;
- большинство респондентов, прежде всего, оценивают в публикациях наличие визуального элемента и оформление текста;
- несмотря на то, что социальные сети являются основным источником информации, аудитория часто ставит под вопрос полученные данные и при необходимости обратится к другим ресурсам Интернета;
- пользователи социальной сети ВКонтакте считают данную сеть приоритетной, они зарегистрировались в социальных сетях по совету друзей.
Подводя итоги нашего исследования, отметим, что социальные сети сегодня являются важным ресурсом в жизни каждого представителя молодежной аудитории, они играют весомую роль в процессе социализации подростков, и при грамотном использовании это может оказать положительное влияние на формирование личности, налаживание социальных связей как с ровесниками, так и с более старшими людьми.
По результатам исследования составим социологический портрет современного пользователя социальной сети на примере ВКонтакте - представителя молодежной аудитории: молодой человек или девушка в возрасте от 12 до 26 лет, которые зарегистрировались в социальной сети ВКонтакте по совету своих друзей. Считают ВКонтакте основной социальной сетью, заходят в нее постоянно, когда есть возможность, также как в другие социальные сети, которыми пользуются. Они осознают, что зависимы от социальный сетей, но в то же время отмечают, скорее, нейтральное влияние социальных сетей на их учебу или работу. Данные ресурсы являются для них основным или дополнительным источником информации, которая поступает из сообществ (групп и публичных страниц). С тематической точки зрения это могут быть любые публикации, но особое внимание отдано темам культуры, спорта и науки. При этом больше всего в контенте социальных сетей представителей данной аудитории привлекают визуальные образы и оформление текста. Иногда пользователи ставят под сомнение полученную информацию из социальных сетей, в том числе ВКонтакте, и задумываются над ее содержанием.
Таким образом, был составлен социологический портрет молодежной аудитории социальной сети на примере ВКонтакте, полученные данные могут быть использованы в социологии и смежных общественных и гуманитарных науках для различных целей.
Список литературы
1. ВКонтакте. URL: https://vk.com/about (дата обращения: 25.10.2019).
2. Браславец, Л. А. «Гражданская журналистика» и типичные роли пользователей социальных сетей // Relga. 2010. № 13 (211). С. 14.
3. Курносова, Е. Социальные сети в цифрах. URL: https://mediascope.net/upload/ iblock/f97/18.04.2019_Mediascope_EKarepHHa Курносова_РИФ+КИБ 2019.pdf (дата обращения: 21.11.2019).
4. Сергеева, Ю. Социальные сети в 2018 году: глобальное исследование. URL: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/ (дата обращения 25.10.2019).
5. Сергодеев, В. А. Коммуникативные практики в сетевых интернет-сообществах // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2014. -Вып. № 1 (135).
MEDIA CONSUMPTION OF SOCIAL NETWORK CONTENT BY YOUTH AUDIENCE: SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF THE USER
Morozova A. A.
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, roxfan(ci),rambler.ru
Sokolovskikh A. S.
Secondary school No. 104, Chelyabinsk,
The article discusses the features that characterize media consumption of the content of social networks by a youth audience: the motivation for registering respondents in social networks and their dependence on them; frequency of use of social networks; the place of social networks in the total aggregate of respondents' information resources; thematic preferences of the audience of the social network VKontakte and current ways of presenting material; the frequency of users posting on social networks, as well as the degree of audience trust in the information receivedfrom social networks. The research material is the results of a survey of an audience that is a user of the VKontakte social network as the most popular resource in Russia (N=100). Based on the results of the study, a sociological portrait of a modern user of a social network was compiled using VKontakte as a representative of a youth audience.
Key words: social network, youth audience, media consumption, VKontakte, sociological survey.
References
1. VKontakte [VKontakte], available at: http://vk.com/, accessed 30.10.2019. (In Russ.).
2. Braslavets, L. A. (2010), Grazhdanskaya zhurnalistika i tipichnye roli pol'zovateley sotsial'nykh setey [Civil journalism" and Typical Roles for Social Nets Users], in: Relga, Issue 13 (211). p. 14. (In Russ.).
3. Kurnosova, E. Social'nye seti v cifrah [Social networks in numbers], available at: https://mediascope.net/upload/iblock/f97/18.04.2019_Mediascope_EKaTepHHa Курносова_ РИФ+КИБ 2019.pdf, accessed 21.11.2019. (In Russ.).
4. Sergeeva, Yu. Social'nye seti v 2018 godu: globaVnoe issledovanie [Social Networks in 2018: A Global Study], available at: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/, accessed: 15.11.2018. (In Russ.).
5. Sergodeev, V. A. (2014), Kommunikativnye praktiki v setevyh internet-soobshhestvah [Communicative practices in networking for the Internet community], in: Vestnik Adygejskogo gosudarsh'ennogo universiteta. Serija 1: Regionovedenie: filosofija, istorija, sociologija,
jurisprudencija, politologija, kul'turologija [Herald of the Adygeya State University. Series 1: Area Studies: philosophy, history, sociology, law, political science, cultural studies], Issue 1 (135). (In Russ.).
Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций, директор Учебно-научного центра медиаобразования, Челябинский государственный университет.
Соколовских Алёна Станиславовна - МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 104 г. Челябинска», 10 класс.