Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ САТИРЫ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ВЫСМЕИВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ'

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ САТИРЫ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ВЫСМЕИВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / САТИРА / МЕДИАПРОЕКТЫ / ВЫСМЕИВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверева Екатерина Анатольевна

Новизна исследования обоснована необходимостью уточнения функционала сатиры в сетевых медиа. Представлен медиаобразовательный подход к изучению современных сатирических проектов. Такой подход открывает ещё один путь для исследования формирования у аудитории критического мышления. Предмет исследования - медиапроекты, продолжающие миссию сатирических изданий в сетевую эпоху и построенные на намеренных фактических ошибках. Актуальность исследования обусловлена формулированием концепции, объясняющей природу функционирования медиа в современном мире, что позволяет соотнести профессиональные практики с научными теориями. Целью исследования является изучение медиаобразовательного потенциала сатиры в сетевых медиа, поиск адекватных характеристик феномена сетевой сатиры, что связано с расширением современной эмпирической базы. Для достижения цели исследования проанализированы сатирические проекты, высмеивающие собственную достоверность: ИА «Панорама», «Интерсакс», интернет-проект «РЫБИНСКonLine», сетевое издание “Fognews”, “The Onion”. К методам, использованным в ходе исследования, относится системный анализ, включающий сравнительный и текстологический подходы. Сформулированы выводы о том, что новости в указанных проектах представляют собой жанр пародийной сатиры и чаще всего имитируют типичные новостные шаблоны, реже - индивидуальную манеру отдельных СМИ. Подобные сатирические публикации создаются по законам новостных текстов и содержат как достоверную, так и фейковую информацию, что создаёт своеобразную игру с читателем, в которой он должен стать фактчекером и самостоятельно провести анализ достоверности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATIONAL POTENTIAL OF SATIRE IN THE DIGITAL ENVIRONMENT: RIDICULING CREDIBILITY

The novelty of the study is justified by the need to clarify the functionality of satire in online media. A media educational approach to the study of modern satirical projects is presented. This approach opens up yet another avenue for exploring the formation of critical thinking in the audience. The subject of the study is media projects that continue the mission of satirical publications in the network era and are built on intentional factual errors. The relevance of the research is due to the formulation of a concept that explains the nature of the functioning of media in the modern world, which allows us to correlate professional practices with scientific theories. The aim of the study is to study the media educational potential of satire in online media, to search for adequate characteristics of the phenomenon of online satire, which is associated with the expansion of the modern empirical base. To achieve the goal of the study, satirical projects that ridicule their own authenticity were analyzed: IA “Panorama”, “Intersax”, the Internet project “RYBINSKonLine”, the online publication “Fognews”, “The Onion”. The methods used in the course of the study include system analysis, including comparative and textual approaches. The conclusions are drawn that the news in these projects is a genre of parodic satire and most often imitates typical news patterns, less often - the individual style of individual media. Such satirical publications are created according to the laws of news texts and contain both reliable and fake information, which creates a kind of game with the reader, in which he must become a fact checker and independently analyze the reliability.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ САТИРЫ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ: ВЫСМЕИВАНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ»

Неофилология ISSN 2587-6953 (Print) ISSN 2782-5868 (Online)

Neofilologiya = Neophilology

http://journals.tsutmb.ru/neophilology/

Перечень ВАК, РИНЦ, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, EBSCO, ResearchBib, CrossRef, НЭВ «eLIBRARY.RU», ЭБ «КиберЛенинка»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 070

DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-4-821-831

Медиаобразовательный потенциал сатиры в цифровой среде: высмеивание достоверности

Екатерина Анатольевна ЗВЕРЕВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Н Ка1уа9_2001(й)таП.т

Аннотация. Новизна исследования обоснована необходимостью уточнения функционала сатиры в сетевых медиа. Представлен медиаобразовательный подход к изучению современных сатирических проектов. Такой подход открывает ещё один путь для исследования формирования у аудитории критического мышления. Предмет исследования - медиапроекты, продолжающие миссию сатирических изданий в сетевую эпоху и построенные на намеренных фактических ошибках. Актуальность исследования обусловлена формулированием концепции, объясняющей природу функционирования медиа в современном мире, что позволяет соотнести профессиональные практики с научными теориями. Целью исследования является изучение медиаобразовательного потенциала сатиры в сетевых медиа, поиск адекватных характеристик феномена сетевой сатиры, что связано с расширением современной эмпирической базы. Для достижения цели исследования проанализированы сатирические проекты, высмеивающие собственную достоверность: ИА «Панорама», «Интерсакс», интернет-проект «РЫБИНСКопЬте», сетевое издание "Fognews", "The Onion". К методам, использованным в ходе исследования, относится системный анализ, включающий сравнительный и текстологический подходы. Сформулированы выводы о том, что новости в указанных проектах представляют собой жанр пародийной сатиры и чаще всего имитируют типичные новостные шаблоны, реже - индивидуальную манеру отдельных СМИ. Подобные сатирические публикации создаются по законам новостных текстов и содержат как достоверную, так и фейковую информацию, что создаёт своеобразную игру с читателем, в которой он должен стать фактчекером и самостоятельно провести анализ достоверности.

Ключевые слова: медиаобразование, сатира, медиапроекты, высмеивание достоверности, критическое мышление

Для цитирования: Зверева ЕЛ. Медиаобразовательный потенциал сатиры в цифровой среде: высмеивание достоверности // Неофилология. 2022. Т. 8, № 4. С. 821-831. https://doi.org/ 10.20310/2587-6953-2022-8-4-821-831

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

(ее)

OPEN

3

ACCESS

© Зверева Е.А., 2022

Neophilology, 2022, vol. 8, no. 4, pp. 821-831.

ORIGINAL ARTICLE

DOI 10.20310/2587-6953-2022-8-4-821-831

Media educational potential of satire in the digital environment: ridiculing credibility

Ekaterina A. ZVEREVA

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation H Katya9_2001iS>mail.ra

Abstract. The novelty of the study is justified by the need to clarify the functionality of satire in online media. A media educational approach to the study of modern satirical projects is presented. This approach opens up yet another avenue for exploring the formation of critical thinking in the audience. The subject of the study is media projects that continue the mission of satirical publications in the network era and are built on intentional factual errors. The relevance of the research is due to the formulation of a concept that explains the nature of the functioning of media in the modern world, which allows us to correlate professional practices with scientific theories. The aim of the study is to study the media educational potential of satire in online media, to search for adequate characteristics of the phenomenon of online satire, which is associated with the expansion of the modern empirical base. To achieve the goal of the study, satirical projects that ridicule their own authenticity were analyzed: IA "Panorama", "Intersax", the Internet project "RYBINSKon-Line", the online publication "Fognews", "The Onion". The methods used in the course of the study include system analysis, including comparative and textual approaches. The conclusions are drawn that the news in these projects is a genre of parodic satire and most often imitates typical news patterns, less often - the individual style of individual media. Such satirical publications are created according to the laws of news texts and contain both reliable and fake information, which creates a kind of game with the reader, in which he must become a fact checker and independently analyze the reliability.

Keywords: media education satire, media projects, mocking authenticity, critical thinking For citation: Zvereva E.A. Mediaobrazovatel'nyy potentsial satiry v tsifrovoy srede: vysmeiva-niye dostovernosti [Media educational potential of satire in the digital enviromnent: ridiculing credibility], Neofilologiva - Neophilologv, 2022, vol. 8, no. 4, pp. 821-831. https://doi.org/10.20310/ 2587-6953-2022-8-4-821-831 (In Russian Abstr. in Engl.)

m^^rn

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN ^ ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всего развития человеческой мысли сатира концентрирует общественные процессы, отражает наиболее противоречивые явления, реагирует на актуальные проблемы и ценностные конфликты. Примерами воплощения особенной манеры сатиры, соединяющей социальное и художественное, становятся журналистские произведения, анализ которых представлен в работах Л.Е. Кройчика [1], А.Н. Тепляшиной [2]. В диссертационном исследовании Д.О. Юма-

шева рассматривается сатира в сетевых аудиовизуальных СМИ, конкретизируются «особенности функционирования сатиры в сфере массовой культуры и в медиасфере» [3, с. 5]. Адаптация сатирической публицистики в Интернете становится предметом исследования в статье A.A. Тертычного, акцентирующего как публицистические функции сатиры - информирование, оценка, прогнозирование, так и основную сатирическую функцию - «критической оценки, сатирического осмеяния пороков современного рос-

сийского общества», которая наиболее ярко реализуется в сетевом пространстве [4, с. 157].

На наш взгляд, сатирические проекты, выполняя все указанные функции, имеют ещё и несомненный медиаобразовательный потенциал. Освоение сетевого пространства добавляет сатире новый функционал и новые возможности, в том числе медиаобразова-тельные. Частично эта проблема затрагивается в работах A.B. Фёдорова, отмечающего воспитательную и медиаобразовательную ценность сатирических газет и журналов [5, с. 131], и в статье A.C. Китаева, рассматривающего значение сатирического потенциала взрослой анимации в формировании медиа-культуры [6, с. 231].

И.В. Фотиева в своей статье проводит анализ топ-10 «новостей», опубликованных ИА «Панорама» и процитированных различными ресурсами. Исследователь приходит к выводу о том, что основными целями подобных публикаций, помимо идеологических и политических, является «стимулирование интереса и увеличение охвата аудитории» [7, с. 429]. Сатирические новости не столь безобидны и могут исказить картину мира в сознании аудитории, «если их публикация не сопровождается прямым указанием на их недостоверность» [7, с. 429].

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Ю.М. Лотман в работе «О динамике культуры» формулирует идею двойственности природы эволюции человеческой цивилизации, которая одновременно линейна и цик-лична [8]. Думается, что повторяемость эволюционных процессов, но уже на другом витке развития и в другой форме, наблюдается в функционировании сатиры в сетевом пространстве: современной сатирической мысли свойственна и линейная кумулятивность, накопление достижений предшественников, и цикличная новизна, стремление по-своему подойти к социокультурным проблемам.

Так, на протяжении истории журналистики неоднократно появлялись сатирические проекты, акцентирующие намеренное искажение повестки дня с целью развития у аудитории навыков критического восприятия действительности. Среди них - и пародийный цикл «Ведомости» в журнале Н.И. Но-

викова «Трутень» с «новостями» из разных городов и губерний, и «комический календарь» А.П. Чехова в журнале «Будильник», и общественно-политические сатирические издания, объявившие читателям, что публикуют выдуманные новости и поэтому не стоит верить тому, что написано на страницах. Именно так более 100 лет назад в 1915 г. формулирует свои задачи французская газета "Le Canard enchaîné" (Утка на цепи). Создатель газеты Морис Марешаль заявляет: "Le Canard enchaîné" решительно порывает со всеми журналистскими традициями... После самой тщательной проверки "Le Canard enchaîné" будет печатать только искажённые, ложные новости. Каждый знает, что французская пресса, за некоторым исключением, с начала войны сообщает читателям лишь бесспорно правдивые новости. Читателю они уже надоели. Публика желает фальшивых новостей... Что ж, она их получит» (цит. по: [9, с. 85]).

Мы можем наблюдать явление, при котором сатирические произведения не ограничиваются решением собственно сатирических задач, а, согласно концепции М.М. Бахтина, демонстрируют двойственность, амби-валетность «карнавального» смеха [10, с. 2021]. На наш взгляд, именно идея одновременно отрицающего и утверждающего смеха заложена в основе медиаобразовательной функции сатиры и доказывает её несомненный потенциал.

Проблема медиаобразовательного потенциала средств массовой информации в целом наиболее проработана в трудах И.В. Жилавской. Исследователь указывает на высокий медиобразовательный потенциал СМИ [11, с. 70] и, применяя теоретическую основу понятия «потенциал» к задачам ме-диаобразования, даёт формулировку медиа-образовательного потенциала СМИ как необходимого «средства и условия для реализации целенаправленной деятельности редакционного коллектива по повышению уровня медиакомпетентности своей аудитории, роста её медиакультуры» [11, с. 71]. Учёный приводит в своей работе результаты проведённого Институтом журналистики , коммуникаций и медиаобразования Mill У исследования медиаобразовательных практик различных редакций, представляющих собой

образовательные и просветительские проекты исторической, патриотической, семейной тематики [11, с. 72].

Как видим, сатирическая тематика среди данных проектов не фигурирует, и нам не встретились исследования, посвященные ме-диаобразовательному потенциалу современной сетевой сатиры.

Новизна исследования заключается в ликвидации этого пробела. Так, в связи с появлением сетевого сегмента медиа требует уточнения функционал сатиры. Мы попытаемся посмотреть на сатиру в медиаобразова-тельном аспекте. Такой подход кажется нам обоснованным, поскольку, во-первых, позволяет проследить преемственность в развитии сатирического начала по высмеиванию достоверности, а во-вторых, открывает ещё один путь для исследования формирования у аудитории критического мышления, так необходимого в современном мире избыточной информации.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Актуальность данной работы обусловлена формулированием концепции, объясняющей природу функционирования медиа в современном мире, что позволит соотнести профессиональные практики с научными теориями.

Целью данного исследования является изучение медиаобразовательного потенциала сатиры в сетевых медиа, корректировка терминологического аппарата по теме, связанной с достоверностью информации; поиск адекватных характеристик феномена сетевой сатиры, что связано с расширением современной эмпирической базы.

Материалом исследования являются сатирические проекты, высмеивающие собственную достоверность, приучающие другие СМИ и аудиторию пользователей к критическому осмыслению информации: ИА «Панорама», интернет-проект «РЫБИНСКоп1лпе», сетевое издание ""Fogncws". информационное агентство «Интерсакс», портал "The Onion".

К методам, использованным в ходе исследования, относится системный анализ, включающий сравнительный и текстологический подходы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Создатели проектов, высмеивающих достоверность, считают, что таким образом учат СМИ и читателей быть внимательнее и проверять информацию. Пример данного подхода - «самый лучший источник новостей в Америке» портал "The Onion", содержащий постоянно обновляемые публикации, фото- и видеоматериалы с нулевой достоверностью. Публикации "The Onion" можно условно разделить на те, которые не имитируют правдоподобие, а являются откровенно сатирическими, и на те, которые создаются по законам новостных публикаций и содержат как достоверную, так и фейковую информацию. Это игра с читателем, в которой он должен стать фактчекером и самостоятельно провести анализ достоверности.

К первой разновидности открытой сатиры можно отнести призыв Илона Маска «Пожалуйста, лайкните меня». В материале рефреном звучит просьба «лайкнуть» самого богатого человека планеты, который очень одинок и просит весь мир считать его умным и интересным: «Лидеры по всей Америке, да и во всём мире, смотрят на меня как на провидца, движущего технологический прогресс в таких областях, как транспорт, связь и превращение в многопланетный вид. Виды проектов, в которых я участвую, взорвут мозги большинству людей. Стороннему наблюдателю, я уверен, кажется, что у меня есть всё. И, может быть, я знаю. Хотя я хотел бы сделать одну простую просьбу:

Пожалуйста, лайкните меня» \

На наш взгляд, сатирические публикации подобного типа - пример широкого толкования сатиры как антиидеала, подразумевающего идеал. К данным материалам вполне приложимы бахтинские характеристики ам-бивалетного карнавального смеха, «двойственное отношение к своему предмету - в осмеиваемом вполне может заключаться положительно прекрасное» [12], и через ироничные фразы "The Onion" проступает определённая симпатия к персонажу - к Итону Маску.

1 Please Like Me // The Onion. 2022. March 24. URL:

https://www.tlieonion.com/please-like-me-1848674003 (ac-

cessed 23.06.2022)._

Ко второй разновидности сатирических публикаций относятся пародии на новости. Материалы данного типа также являются примером амбивалентности и содержат одновременно достоверную и фейковую информацию. Например, публикация «Колин Фаррелл рассказал, что трансформация Пингвина была достигнута за счёт удаления протезов»2. В сатирической новости о съёмках «Бэтмена» описывается трудоёмкий процесс подготовки актёра к роли - неподвижное сидение по четыре часа на гриме. В этом не было бы ничего удивительного, если бы суть процесса не заключалась в «разоблачении» Колина Фаррелла: с актёра снимают его обычные протезы, которые он много лет ежедневно надевает, чтобы в глазах публики слыть самым красивым мужчиной Голливуда. На самом деле, как пишет "The Onion", образ красавца создаётся при помощи фунтов силикона, стягивающих компрессионных повязок и ультраформирующего пояса. И если Колину Фарреллу для роли пришлось открыть всем «всю эту дряблую кожу и гигантские зубы, которые я скрывал все эти годы»3, то его коллега по фильму Зоя Кравиц гримировала «патентованную латексную кожу, из которой сделаны её руки и лицо»4 для того, чтобы в фильме эти части её тела больше были похожи на настоящие.

Таким образом, в сатирической форме подобные тексты пародируют новости и становятся своеобразной обучающей моделью поиска фейковой информации, приучая аудиторию к критическому восприятию информации.

"The Onion" иронизирует не только над своими персонажами, но и над собой. На главной странице издания нескромное позиционирование себя в качестве ведущего новостного издания в мире, предлагающего «высоко оценённое и пользующееся всеобщим уважением освещение последних национальных, международных и местных новостных событий. ...The Onion сегодня... превратилась в самую могущественную и

2 Colin Farrell Reveals Penguin Transformation Was Achieved By Removing Prosthetics // The Onion. 2022. March 24. URL: https://www.theonion.com/colin-farrell-reveals-penguin-transfonnation-was-achiev-1848613715 (accessed: 23.06.2022).

3 Ibid.

4 Ibid.

влиятельную организацию в истории человечества»5.

Естественно, с долей здравого смысла и скепсиса надо отнестись к заявлению издания о том, что "The Onion", кроме журналистики, занимается управлением большинства «мировых трансокеанских судоходных путей, стоит на переднем крае страны в вопросах вырубки лесов и открытых горных работ и с гордостью ежедневно проводит тесты на миллионах животных»6.

Издание тяготеет к сатирической «универсальной усмешке», которая «распространяется и на самого смеющегося» [12]. Портал "The Onion" послужил моделью для ряда СМИ: в подобной манере представляет себя миру российский сайт информационного агентства «Панорама», основанного «как личная курьерско-новостная служба графа Шеремета фон Рабиновича»7, долгое время работающего «на нелегальном положении, вещая из служебных помещений газеты «Огонёк» при личном покровительстве маршала Семёна Будённого»8. Как и американский собрат, ИА «Панорама» обзавелось немедийной собственностью в виде одноимённых банка, агентства недвижимости, шиномонтажа и сети секонд-хендов «Панорама-boutique».

Создатели ИА «Панорама» откровенно предупреждают о том, что все их публикации - это пародийные новости, не претендующие на формирование реальной картины мира: «Любые совпадения текстов рапога-ma.pub с реальными личностями и событиями не преследуют цели задеть чью-либо честь или достоинство или нанести урон деловой репутации, поскольку все материалы ресурса panorama.pub создаются как сатирические фельетоны»9.

И если в Сети уже есть подборки на тему «Люди, которые всерьёз поверили в новость с Onion», то «Панорама» тоже может похвастаться коллекцией «попаданий» с радиусом действия от рядовых пользователей социаль-

5 The Onion. URL: https://www.theonion.com/about (accessed: 29.06.2022).

6 Ibid.

7 Об издании // ИА «Панорама». URL: https://pano-rama.pub/about (дата обращения: 11.01.2022).

8 Там же.

9 Предупреждение // ИА «Панорама». URL: https://

panorama.pub/disclaimer.pdf(flaTa обращения: 11.01.2022).

ных сетей до членов Государственной Думы и известных журналистов, пересказывающих явно выдуманные новости [13, с. 75].

Для желающих перепостить новость «Панорамы» первым медиаобразовательным маркером на главной странице ресурса стоит история «старейшего советского и российское информационного агентства», а вторым -сведения о редакционном коллективе, в составе которого, помимо журналистских специальностей, почётное место занимает кладовщик с говорящей фамилией Бражек Згол-чич. Третьим сигналом служит программный документ с формулировкой целей «Панорамы», соединивший пафосное обещание «максимально объективно и достоверно доносить информацию о происходящем в России и мире»1" с прагматичным обещанием скидки постоянным клиентам одноимённого шиномонтажа.

Тексты агентства конструируются по законам новостных публикаций и тщательно маскируют фейковую информацию, создавая иллюзию достоверности в пародийной форме.

Например, в тексте Виталия Манна «Людям с отклонениями по зрению запретят учиться в технических вузах» фигурирует апелляция к авторитету Минздрава и Ми-нобрнауки, которые «согласовали список медицинских показаний для обучения в высших учебных заведениях»11 и сформулировали требование к остроте зрения студентов технического профиля. Согласно «документу», к обучению не будут допускаться лица с близорукостью -0,75 диоптрий и ниже, с дальнозоркостью +0,75 диоптрий и выше. Данное решение продиктовано заботой о здоровье студентов, поскольку изучение точных наук ухудшает зрение и может даже привести к слепоте - предостерегают авторы новости. В публикации дважды цитируется замминистра высшего образования Елена Окунева, данные о которой мы, естественно, не найдем в реальности, но комментарии которой звучат вполне правдоподобно. Не удивляет даже инициатива Минобрнауки

10 Об издании // ИА «Панорама». URL: https:// panorama.pub/about (дата обращения: 11.01.2022).

11 Манн В. Людям с отклонениями по зрению запретят учиться в технических вузах. 2022. 30 янв. URL: httpsV/panorama.pub/newsAyudyam-s-otkloneniya-mi-po-zreniyu-zapretyat-uchitsya-v-texnicheskix-vuzax (дата обращения: 11.06.2022)._

о переводе отстающих по зрению с технических специальностей на гуманитарные, потому что работающие в системе образования уже давно ничему не удивляются.

Ошеломляет другое - 470 репостов. Сатирическую новость, не раздумывая, перепечатывают различные ресурсы, включая те, что претендуют на качество и престиж в сфере образования - например, ресурс «Национальные новости образования»12. Однако встречаются и ресурсы, сигнализирующие о недостоверности новостей ИА «Панорама». Так, интернет-проект «РЫБИНСКопЬтс» перепечатал данную новость с пометкой «ненадёжный источник»13.

Редакция «РЫБИНСКопЬтс» практикует публикацию сатирических пародий на новости, сопровождая такие материалы тегом «Сарказм» и предупреждением аудитории о том, что все совпадения в подобных публикациях случайны14. Авторы проекта видят свою основную задачу в создании качественных новостей на социально-значимые темы «с целью повышения уровня информированности общества»15.

Так, с тегом «Сарказм» редакция публикует яркий образец пародии на новости под заголовком «В Рыбинске установили новую урну». Подводка к теме обосновывает необходимость установки данного объекта и сопровождается комментарием пресс-службы мэрии города, в котором звучит поразительная стоимость одной урны - «79 тысяч рублей, с учётом платы за использование логотипа Рыбинска»16. Для изумлённых горожан сформулировано обоснование суммы: «Новая урна сделана из высококачественного металла и отлично вписывается в архитектурный облик исторического центра»17. Для

12 Людям с отклонениями по зрению запретят учиться в технических вузах. 2022. 31 янв. URL: https://iqvector.ra/content/newsAudyam-s-otkloneniyami-po-zreniu-zapretyat-uchitsya-v-telmicheskih-vuz ah-34890 (дата обращения: 11.06.2022).

13 Людям с отклонениями по зрению запретят учиться в технических вузах. 2022. 30 янв. URL: https:// ryb.ru/2022/01/30/1867934 (дата обращения: 11.06.2022).

14 Редакционная политика. URL: https://ryb.ru/re-dakcionnaya-politika-sajta (дата обращения: 11.06.2022).

15 Там же.

10 В Рыбинске установили новую урну. 2021. 21 окт. URL: https://iyb.ru/2021/10/21/1830926 (дата обращения: 11.06.2022).

17 Там же.

тех, кого не смутила стоимость и правдивость новости, приводится комментарий активной горожанки Алёны Иудовой с благодарностью за урну лично мэру. Утрированное пародирование типичной новости про незначительное городское преобразование, возведённое в ранг благоустройства и контролируемое «лично руководителем города», несёт несомненный сатирический смысл и имеет медиаобразовательный потенциал. Аудитория должна видеть реальность за фразами о «заботе о горожанах», неоправданными суммами и внушением мысли о том, что это сами горожане долго ждали и наконец дождались одну урну в большом городе.

В продолжение этой темы ещё одна новость - «В Рыбинске появятся несколько новых арт-объектов», пестрящая трендовыми фразами про инновации и экологию. Опять жители Рыбинска испытывают благодарность к мэрии, в данном случае уже не за одну урну, а за несколько «эко-ёлок и эко-пирамид», которые будут установлены на улице Свободы. Построение новости не вызывает вопросов: ввод в тему, комментарий пресс-службы и краткие редакционные пояснения. Сатирический подтекст возникает при внимательном прочтении: аудитории выдают за экологические арт-объекты некие сооружения «из невостребованных труб, ранее закупленных для ремонта теплотрасс»18. Фантазия мэрии Рыбинска не имеет границ, а потому горожане могут приобщиться к данной инновации путём украшения эко-ёлки своими носками и нижним бельём. Одна такая эко-ёлка появится уже в текущем году, но уже в следующем мэрия планирует полностью перейти на эко-ели из бытовых отходов. На наш взгляд, подобные сатирические новости являются отличной медиаобразователь-ной моделью для тренировки критического мышления аудитории.

В отечественном сегменте Интернета тренд высмеивания достоверности поддерживает сетевое издание ""Ро§пс\\ з со своим «нестандартным взглядом на новости»19. Сатирическое агентство РИА FogNews начина-

18 В Рыбинске появятся несколько новых арт-объектов. 2021. 4 дек. URL: https://ryb.ni/2021/12/04/ 1846568 (дата обращения: 11.06.2022).

19 Fognews. URL: https://fognews.ru/o-redakcii (ас-cessed: 11.01.2022). _

ло в 2012 г. с публикации выдуманных новостей, а затем заявило о трансформации формата - от выдуманных новостей к реальным, но в сатирическом ключе. Первое время редакция практиковала написание фельетонов и памфлетов, которые настолько широко распространялись, что их приходилось опровергать официальным лицам и известным персонам. Так, в 2012 г. Филипп Киркоров вынужден опровергать новость о свадьбе с актрисой из Вологды. Публикация появляется в РИА FogNews и мгновенно тиражируется в большинстве сетевых ресурсов. Как считает Анастасия Фролова из «Лениздата», новости так быстро поверили во многом из-за репутации певца, не в первый раз создающего себе «дешёвый пиар на пустом месте»20. Редакции РИА FogNews пришлось писать официальное обращение к коллегам и напоминать журналистам о важности проверки информации перед публикацией: «А как же принцип журналистики, на котором зиждется всё, что делает вас «четвёртой властью» -категорически не пускать непроверенную информацию в массы? А как же моральный принцип (коль уж всем в медийном Рунете плевать на закон) упоминать в публикации первоисточник? Почему вы вдруг все про это забыли?

Ребзя, но ведь так нельзя! Нельзя, и всё тут. В погоне за «жареными» сенсациями вы потеряли лицо. Нет, не стыдно? И ладно. И не надо.

FogNews.ru продолжит и дальше радовать своих читателей, но с оглядкой на полученный от вас, коллеги, урок»21.

В интервью журналу «Большой город» авторы проекта заявляют: «Мы не клоуны, не кривляки. Мы - зеркало. Зеркало, кривизну которого определяют аллегории и метафоры. Перед нами стоят задачи шокировать или рассмешить публику. Мы не отвечаем на вопросы общества, но ставим их перед ним. Мы заставляем людей задуматься»22. Редак-

20 Фролова А. Фабрика газетных «уток». 2013. 7 авг. URL: https://lenizdat.ru/articles/1113801/ (дата обращения: 11.01.2022).

21 Обращение к Интернет-СМИ // Fognews. 2012. 7 фев. Цит. по: Фролова А. Фабрика газетных «уток» // Лениздат.Ру. 2013. 7 авг. URL: https://lenizdat.ru/ articles/1113801/(дата обращения: 11.01.2022).

22 Кронгауз Е. FogNews.ru: «Мы не клоуны, не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кривляки. Мы - зеркало» // Fognews. URL:

ция РИА FogNews ставит, по сути, медиаоб-разовательиые задачи - прививать культуру своей аудитории, которая, по мнению авторов проекта, умнее читателя The Onion, а само РИА FogNews - «тоньше, изящнее и намного интеллектуальнее» американского собрата23.

Несмотря на определённую популярность и высокую тиражируемость выдуманных новостей, РИА FogNews в 2014 г. был продан, материалы удалены и полностью новый сайт FogNews начинает свою работу в ином формате. Слоган теперь гласит - «Нестандартный взгляд на новости». Редакция создаёт вполне серьёзные новости в сатирическом ключе, заостряя проблему, но больше не использует пародийные приёмы. Сатирическими можно назвать отдельные фрагменты текста и заголовки: «Пенсионеров миллион вам с того света шлёт поклон»24 о реальном уменьшение численности пенсионеров на 970 тысяч за 2021 год, «Опередить по мату Дно другим три года не дано»25 о бессменном лидере по употреблению нецензурной лексики среди городов России - городе Дно Псковской области. Таким образом, в FogNews мы уже не найдём примеров фабрикации новостей с использованием выдуманных данных и цитат экспертов, а потому в настоящее время сложно говорить о медиаоб-разовательном потенциале данного ресурса.

Однако критическому анализу стоит подвергать не только тексты и их соответствие заголовкам, но и название самого ресурса. Так, в своей работе В.А. Бейненсон рекомендует обращать пристальное внимание на доменное имя, потому что создатели сатирических проектов, высмеивающих достоверность, могут заменить в имени авторитетного СМИ одну или несколько букв. Похожие на реальные новостные ресурсы «Интерсакс» или «Альтерфакс», в разделе «О нас» изве-

http://bg.m/society/fognews_rii_my_ne_klouny_ne_krivlya ki_my_zerkalo-11749/ (дата обращения: 11.01.2022).

23 Там же.

24 Литвинова Л. Пенсионеров миллион вам с того света шлёт поклон // FogNews. 2022. 17 марта. URL: https://fognews.ru/pensionerov-million-vam-s-togo-sveta-sh.html (дата обращения: 21.06.2022).

25 Литвинова Л. Опередить по мату Дно другим три года не дано // FogNews. 2021. 14 окт. URL: https://fognews.ra/operedit-po-matti-dno-dmgini-tri-goda-n.htnil (дата обращения: 21.06.2022)._

щают о вымышленном характере своих сообщений [14, с. 79].

Так, редакция информационного агентства «Интерсакс» позиционирует свои новости как вымышленные, при этом имеющие отношение к реальности и являющиеся реакцией на «нарастающий сюрреализм российской действительности... Но нередко и действительность превосходит все наши самые смелые замыслы, выдавая новости куда изысканнее наших»26. Авторы подчёркивают развлекательный характер ресурса и отсутствие злого умысла в отношении государства и представителей власти.

Последние новости проекта относятся к марту 2021 г. и пародируют реальные сообщения на актуальные темы - «Россия пророет новый Суэцкий канал рядом со старым»27, «У министра культуры Крыма обнаружили в собственности сеть прачечных»28. В интервью журналу «Журналист» главный редактор «Интерсакса» приводит пример реакции на их вымышленную новость про установку памятника Андрею Чикатило в Ростове-на-Дону. Информация была воспринята всерьёз и активно разлетелась по социальным сетям, хотя, по замыслу редакции, это «была аллюзия на установку памятника Ивану Грозному в Орле» [15]. У «Интерсакса» хорошо получается моделирование параллельной новостной реальности, в которой реальные тренды докручиваются до абсурда. Именно задача создания «модели явления, ставшего предметом внимания пародиста, имитировать его (явление) в своём произведении под определённым углом зрения»29 является основополагающей для жанра пародии. В представленных примерах пародируются стереотипы создания «быстрых новостей», не требующих особенных усилий от журналистов и легко поглощаемых аудиторией. Создание

20 Интерсакс. URL: https://vk.coin/intersucksnews

(дата обращения: 21.06.2022).

27 Россия пророет новый Суэцкий канал рядом со старым // Интерсакс. 2021. 26 марта. URL: https://vk. com/iiitersucksnews?z=photo-57216771_457239593%2Fal-bum-57216771_00%2Frev (дата обращения: 21.06.2022).

28 У министра культуры Крыма обнаружили в собственности сеть прачечных // Интерсакс. 2021. 12 марта. URL: https://vk.coin/intersucksnews?z=photo-57216771_ 457239588%2Falbum-57216771_00%2Frev (дата обращения: 21.06.2022).

29 Тертычный A.A. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2017. С. 320._

пародийного текста базируется на авторской трансформации явления в художественный образ, вызывающий смех аудитории, привлекающий внимание, а потому имеющий определённый медиаобразовательный потенциал.

ВЫВОДЫ

Таким образом, новости информационного агентства «Интерсакс», так же как и ИА «Панорама», интернет-проекта «РЫБИНСКоп Line». сетевого издания "Fog-news", портала "The Onion", представляют собой жанр пародийной сатиры, направленной на обновление и осмеяние «явлений, которые представляются автору порочными» [16, с. 837]. Пародийные новости чаще всего имитируют типичные новостные шаблоны, реже - индивидуальную манеру отдельных СМИ.

Сатирические проекты, высмеивающие собственную достоверность, приучают другие СМИ и аудиторию пользователей к критическому осмыслению информации, формированию навыка проверки источника и его достоверности.

Подобные сатирические публикации создаются по законам новостных текстов и содержат как достоверную, так и фейковую информацию. Это игра с читателем, в которой он должен стать фактчекером и самостоятельно провести анализ достоверности.

На наш взгляд, можно рассматривать медиапроекты, построенные на намеренных фактических ошибках, как продолжение миссии сатирических изданий в сетевую эпоху. Это напоминание читателям и редакциям изданий о том, что в глобальном информационном потоке от них требуется глобальное информационное внимание и гло-кальная доля скепсиса.

Список источников

1. Кройчик ЛЕ. Современный газетный фельетон. Воронеж: Изд-во Воронеж гос. ун-та, 1975. 230 с.

2. Тепляиита А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. 93 с.

3. Юмашев Д.О. Сатира в сетевых аудиовизуальных СМИ: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2016. 24 с.

4. Тертычный A.A. Современная сатирическая публицистика в Интернете: функции, содержание, жанры // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2015. № 4. С. 156-162. https://elibrary.ru/wxsjlv

5. Фёдоров A.B. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.

6. Катаев A.C. Вирусные политики формируют телевизионную культуру // Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства / отв. ред. И.В. Жилавская, Т.Н. Владимирова. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. С. 231-235.

7. Фотиева II.В. Fake news в современном российском медиапространстве: цели создания, функции, механизмы трансляции // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 428-430. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-428-430

8. Лотман Ю.М. О динамике культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство - СПБ», 2000. С. 647-661.

9. Шарончикова Л.В. Французская журналистика в 1944-1958 гг. (Временный режим и IV Республика). М.: Факультет журналистики МГУ, 2001. 135 с.

10. Бахтин ММ. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2008. Т. 4 (2). С. 7-516.

11. Жилавская IIB. Медиаобразование как новая старая функция СМИ // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 8. С. 66-79. https://www.elibrary.ru/zgzkqr

12. Полонский В. Сатира // Энциклопедия Кругосвет. URL: https://www.kragosvet.ru/enc/kultura_i_ob-razovanie/literatura/SATIRA.html (дата обращения: 29.05.2022).

13. Зверева Е.А. Феномен фактчекинга в парадигме синергетики // Знак: проблемное поле медиаобразо-вания. 2021. № 1 (39). С. 68-80. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10107

14. Бейненсон В.А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности // Журналистика в системе альтернативных источников информации: сб. материалов науч. конф. кафедры журналистики. Н. Новгород: Нижегород. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского, 2017. С. 76-85.

15. Мамяко А. «У нас нет никаких интересов, кроме как поржать вместе с вами». О работе информагентства вымышленных новостей // Журналист. 2020. 28 авг. URL: https://jrnlst.ru/intersucks (дата обращения: 29.06.2022).

16. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. М.: Норинт, Рипол классик, 2008. 1534 с.

References

1. KroichikL.E. Sovremeimyv gazetnvv fel'yeton [Modern Newspaper Feuilleton], Voronezh Vornezh State University Publ., 1975, 230 p. (In Russian).

2. Teplyashina A.N. Satiricheskive zhanrv sovremeimov publitsistiki [Satirical Genres of Modern Journalism], Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University Publ., 2000, 93 p. (In Russian).

3. Yumashev D.O. Satira v setevvkh audiovizual 'nykh SMI: avtoref. dis. ... hand, filol. nauk [Satire in Online Audiovisual Media. Cand. pliilol. sci. diss, abstr.]. Voronezh 2016, 24 p. (In Russian).

4. Tertychnyy A.A. Sovremennaya satiricheskaya publitsistika v Internete: funktsii, so-derzhaniye, zlianry [Modern satirical journalism on the Internet: features, content, genres]. Vestnik Voronezhskogo gosu-darsh'ennogo universiteta. Seriva: Filologiva. Zhurnalistika - Proceedings of Voronezh State University. Series: Philology. Journalism, 2015, no. 4, pp. 156-162. https://elibrary.ru/wxsjlv. (In Russian).

5. Fedorov A.V. Mediaobrazovanive: istoriva i teoriva [Media Education: History and Theory], Moscow, Interregional Public Organization "Information for Everyone", 2015, 450 p. (In Russian).

6. Kitayev A.S. Virusnyye politiki formiruyut televizionnuyu kul'turu [Viral politicians shape television culture]. Mediaobrazovanive kakfaktor optimizatsii rossivskogo mediaprostranst\>a [Media Education as a Factor in Optimizing the Russian Media Space]. Moscow, Editorial and Publishing Center of Sholokhov Moscow State University for the Humanities, 2014, pp. 231-235. (In Russian).

7. Fotiyeva I.V. Fake news v sovremennom rossiyskom mediaprostranstve: tseli sozdaniya, funktsii, mekha-nizmy translyatsii [Fake news in modern Russian media space: goals of creation functions, mechanisms of translation|. Mir nauki, kul'turv, obrazovaniva - The World of Science, Culture, Education, 2022, no. 2 (93), pp. 428-430. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-293-428-430. (In Russian).

8. Lotman Y.M. О dinamike kul'tury [On the dynamics of culture]. Semiosfera [Semiosphere]. Saint-Petersburg, "Arts-SPb" Publ., 2000, pp. 647-661. (In Russian).

9. Sharonchikova L.V. Frantsuzskava zhurnalistika v 1944-1958 gg. (Vremennvy rezhim i IV Respublika) [French Journalism in 1944-1958 (Provisional Regime and the 4th Republic)]. Moscow, Faculty of Journalism of Lomonosov Moscow State University Publ., 2001, 135 p. (In Russian).

10. Bakhtin M.M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul'tura Srednevekov'ya i Renessansa [The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance]. Sobranive sochinenii: v 71. [Collected Works: in 7 vols.]. Moscow, Language of Slavic Cultures Publ., 2008, vol. 4 (2), pp. 7-516. (In Russian).

11. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovaniye kak novaya staraya funktsiya SMI [Media education as a new old function of mass media]. Sotsial'no-gumanitarnyye znaniva - Socio-Humanitarian Knowledge, 2017, no. 8, pp. 66-79. https://www.elibrary.ru/zgzkqr. (In Russian).

12. Polonskiy V. Satira [Satire]. Entsiklopediva Krugos\>et [Encyclopedia Around the World]. (In Russian). Available at: https://www.kragosvet.ru/enc/kulmra_i_obrazovanie/literatura/SATIRA.html (accessed 29.05.2022).

13. Zvereva E.A. Fenomen faktchekinga v paradigme sinergetiki [The phenomenon of fact checking in the paradigm of synergetics]. Znak: problemnove pole mediaobrazovaniya - Sign: Problematic Field in Mediae-ducation, 2021, no. 1 (39), pp. 68-80. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10107. (In Russian).

14. Beynenson V.A. Proverka dostovernosti informatsii v usloviyakh novykh media: problemy i vozmozhnosti [Verification of the reliability of information in the conditions of new media: problems and opportunities]. Sbornik materialov nauchnov konferentsii kafedrv zhurnalistiki: "Zhurnalistika v si stem e al 'ternativnykh is-tochnikov informatsii" [Collection of Materials of the Scientific Conference of the Department of Journalism: "Journalism in the System of Alternative Sources of Information"]. Nizhni Novgorod, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 2017, pp. 76-85. (In Russian).

15. Mamyako A. «U nas net nikakikh interesov, krome kak porzhat' vmeste s vami». О rabote informagentstva vymyshlennykh novostey ["We have no interest other than neighing with you." About the work of the fictitious news agency]. Zhurnalist [Journalist]. (In Russian). Available at: https://jrnlst.ru/intersucks (accessed 29.06.2022).

16. Kuznetsov S.A. Bol 'shoy tolkovvv slovar' russkogo vazvka [Great Dictionary of Russian Language]. Moscow, Norint Publ., Ripol Classic Publ., 2008, 1534 p. (In Russian).

Информация об авторе

Зверева Екатерина Анатольевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, (ЖСГО: 00000001 -7418-7216, Ка1уа9_2001 (Simail.ru

Вклад в статью: идея и дизайн исследования, поиск и анализ научной литературы, работа с источниками, анализ медиатекстов, обобщение опыта исследователей, обработка и редактирование материала, написание и оформление текста статьи.

Поступила в редакцию 01.08.2022 Одобрена после рецензирования 26.09.2022 Принята к публикации 07.10.2022

Information about the author

Ekaterina A. Zvereva, Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of Journalism, Advertising and Public Relations Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation, ORCID: 00000001-7418-7216, Katya9_2001 (SJmail.ra

Contribution: study idea and design, scientific literature search and analysis, work with sources, media texts analysis, researches experience synthesis, material processing and editing, manuscript text drafting and design.

The article was submitted 01.08.2022 Approved after reviewing 26.09.2022 Accepted for publication 07.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.