Научная статья на тему 'МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В МОЛДОВЕ'

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В МОЛДОВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
224
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIA EDUCATION / MOLDOVA / CRITICAL THINKING / PROPAGANDA / MEDIA / MANIPULATION / DIGITAL LITERACY / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МОЛДОВА / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОПАГАНДА / МЕДИА / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сальный Роман Викторович

В статье анализируется опыт внедрения медиаобразования в Молдове на основе обзора ключевых событий и тенденций. Описывается содержание новых учебников по медиаобразованию, предназначенных для учащихся 3-х - 4-х, 7-х - 8-х и 10-х - 11-х классов. Раскрывается проблема ангажированности их авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA EDUCATION IN MOLDOVA

The article analyzes the experience of implementing media education in Moldova based on a review of key events and trends. The content of the new textbooks on media education intended for students of the 3rd - 4th, 7th - 8th and 10th - 11th grades is described. The problem of the bias of their authors is revealed.

Текст научной работы на тему «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В МОЛДОВЕ»

УДК 37.013.43 ББК 74.04(3)

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В МОЛДОВЕ*

Роман Викторович Сальный кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры Ростовский государственный экономический университет

Ростов-на-Дону, Россия roman_tag82@mail.ru

В статье анализируется опыт внедрения медиаобразования в Молдове на основе обзора ключевых событий и тенденций. Описывается содержание новых учебников по медиаобразованию, предназначенных для учащихся 3-х - 4-х, 7-х - 8-х и 10-х - 11-х классов. Раскрывается проблема ангажированности их авторов.

Ключевые слова: медиаобразование, Молдова, критическое мышление, пропаганда, медиа, манипулирование, цифровая грамотность.

* Статья написана при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00022 «Массовое медиаобразование в странах СНГ (1992-2020)», выполняемого в Ростовском государственном экономическом университете.

MEDIA EDUCATION IN MOLDOVA*

Roman Salny Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor at the Department of Physical Education

Rostov State University of Economics Rostov-on-Don, Russia roman tag82@mail.ru

The article analyzes the experience of implementing media education in Moldova based on a review of key events and trends. The content of the new textbooks on media education intended for students of the 3rd - 4th, 7th - 8th and 10th - 11th grades is described. The problem of the bias of their authors is revealed.

Key words: media education, Moldova, critical thinking, propaganda, media, manipulation, digital literacy.

* This article was written with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) as part of research project No. 18-013-00022 "Mass Media Education in the CIS Countries (1992-2020)", carried out at the Rostov State University of Economics.

У медиаобразования в Молдове нет сложившихся исторических традиций, за исключением, пожалуй, тех, что сформировались в рамках журналистского образования, имеющего университетский статус. Начиная с середины 1960-х годов и по сегодняшний день, журналистской профессии в республике обучают в Кишиневском государственном университете. За это время мир медиа претерпел существенные изменения. Усиливающиеся тенденции его негативного влияния на сознание и здоровье (психическое и физическое), прежде всего, подрастающего поколения стали предпосылками к развитию в Молдове школьного и студенческого медиаобразования. Первые шаги в этом направлении были сделаны Центром независимой

журналистики. В 2006 году им была организована Школа передовых журналистов. Ежегодно ею организуются выездные семинары и тренинги для студентов и преподавателей, в ней обучается «около двадцати студентов из различных регионов Молдовы, большинство из которых уже имеет опыт работы в различных областях филологии, искусства, права, управления, политических наук, здравоохранения, истории и т.д.» [Федоров, Левицкая, Челышева и др., 2014, с. 75].

Центром независимой журналистики организуются встречи студентов с журналистами радио «Europa Liber?», на которых они представляют примеры из своей практической работы, трансляции СМИ объективной и ложной информации и о разных сторонах журналистской профессии.

С 2012 года в Молдове делаются попытки развивать Интернет-образование. На ежегодных региональных форумах обсуждаются проблемы безопасности детей и молодежи в сети Интернет.

В 2015 году в рамках проекта IREX Europe «Укрепление независимости СМИ и медиаграмотности в Республике Молдова» был проведен тренинг по развитию медиаграмотности среди работников библиотек.

Между тем, начало развитию медиаобразования как части общего образования школьников и студентов было положено в апреле 2014 года, когда «Центр независимой журналистики (ЦНЖ) запустил первый проект в области медиаобразования, основной частью которого были уроки по формированию медиаграмотности для учащихся различных учебных заведений страны» [Хандрабура, 2018, с. 5]. По данным сайта Educatia Mediaticä «в 2014-2017 годах было организовано 76 уроков медиаобразования, в ходе которых было обучено 2137 человек - школьников, студентов и преподавателей» [Educatia Mediatica, 1914.].

Ориентация исследователей на школьную аудиторию задала вектор новому этапу развития медиаобразования в Молдове, в рамках которого можно выделить несколько важных событий:

- в 2015 и 2017 годах были проведены лагеря «Фильтр информации», реализующие медиаобразовательные практики с учащейся молодежью [ИапёгаЬига, 2018, р. 4];

- в 2016 году Центр независимой журналистики запустил портал Ме&асгШса, уникальный онлайн-ресурс, предназначенный для борьбы с явлениями пропаганды и манипулирования в прессе, а также для развития критического настроя потребителей СМИ в Республике Молдова. На сайте приводятся примеры анализа элементов дезинформации, пропаганды, ложной интерпретации политических событий в СМИ [Еёисайе Ме&айса, 1914.];

- в 2016-2017 Центр независимой журналистики разработал учебную программу и справочник по медиаобразованию [ИапёгаЬига, 2018, р. 4];

- с 2017 года в 20 школах в 13 районах Молдовы был введен факультативный курс «Медиаобразование», утвержденный Министерством образования [Еёисайе Ме&айса, 1914.]. Для этих целей Центр независимой журналистики подготовил более 200 учителей и преподавателей. В рамках программ, реализуемых Центром независимой журналистики Молдовы, проводятся тренинги по медиаобразованию для учителей русскоязычных школ. Их проводят доктор филологии, бывший заместитель министра образования (2009-2015) Лоретта Хандрабура и старший консультант Министерства образования, культуры и исследований Наталья Грыу;

- с 1 сентября 2018 года Министерством образования утвержден новый учебный план по дисциплине «Цифровое образование». Программа курса нацелена на развитие цифровой грамотности учащихся, начиная с первого года обучения [Хандрабура, 2020, с. 10].

- в 2019 году Министерством образования утверждена учебная программа по медиаобразованию в качестве факультативных курсов для учащихся 10-11 классов.

В 2018 и 2020 годах в Молдавии были разработаны и выпущены три учебника по медиаобразованию, предназначенные для учащихся 3-х - 4-х, 7-

х - 8-х и 10-х - 11-х классов. Их авторы (Л. Хандрабура, Н. Грыу и С. Шпак), объединив практический подход, сложившийся в рамках журналистского образования, теории медиаобразования (защитную («протекционистскую») и теорию развития критического мышления) и европейские образовательные стандарты, ориентированные на воспитание гражданской ответственности и свободы личности, задали вектор новому этапу развития медиаобразования в Молдове. Обосновывая необходимость внедрения медиаобразования в школьные дисциплины, они на примере результатов западных исследований характеризуют отрицательное воздействие медиа на сознание школьников, влияние сцен насилия на их поведение, эмоциональное состояние и мировосприятие. Чрезмерное использование средств массовой коммуникации, по их мнению, «ведет к пассивности и приземленности мышления, к поиску легких, поверхностных форм культурной информации, к уничтожению критического духа и независимости мышления, к эстетической и моральной деградации. Зависимость от медиа приносит также усталость, стресс, депрессии, снижение результативности в учебе и влияет на словарный запас молодых людей (через применение неуместных слов в посвященных им передачах, и не только) и на их поведение в целом» [Хандрабура, 2018, с. 10-11]. Основная причина пассивности и агрессии детей и молодежи, активно использующей различные технологии медиа, заключается в том, что в своих крайних проявлениях медиа «упраздняют связь с реальностью, становятся самостоятельной конструкцией -"гиперреальностью"» [Хандрабура, 2020, с. 9].

Еще один важный аргумент в пользу школьного медиаобразования авторы учебников видят в необходимости развитого критического медийного восприятия у молодежи ввиду широкого распространения в средствах массовой коммуникации политических манипуляций. Актуальность этого вопроса связывается ими с тем, что «республика Молдова является страной, наиболее подверженной и, соответственно, наиболее уязвимой для российской пропаганды» [Хандрабура, 2020, с. 62].

Учебники ориентированы на решение широкого спектра задач медиаобразования. Предлагаемый в них комплекс методов и материалов дисциплины медиаобразования направлен на развитие у школьников «понимания и рационального использования не только традиционных массмедиа и новых медиа, но и мультимедиа в целом, а также знакомство с медийными сообщениями, их анализ, оценку и создание различными способами, в различных жанрах и формах» [Хандрабура, 2018; 2020; ИапёгаЬига, 2018].

В качестве основной цели медиаобразования в учебниках декларируется формирование медиакультуры учащихся. Для ее достижения предлагается три вида аналитической деятельности:

- критический анализ сообщений;

- выявление пропаганды, цензуры или дискриминации (включая мотивы подобных действий) в новостях, других аудиовизуальных передачах или в Интернете;

- понимание того, как определенные структурные аспекты СМК (такие как распределение средств производства и модель финансирования) могут влиять на представляемую информацию [Хандрабура, 2018; 2020; ИапёгаЬига, 2018].

Как полагают авторы, эти виды деятельности способствуют реализации гражданского воспитания учащихся, формируют у них социальную ответственность. Медиаграмотные учащиеся с развитой гражданской позицией должны осознавать роль медиа в обществе, механизмы медийного формирования общественного мнения, влияние общества на политические решения, отличие объективной информации от описания мнений, важность сохранения плюрализма мнений, умений определять, в чем ответственность граждан и в чем ответственность журналистов в «обеспечении свободы выражения». Все это даст возможность учащимся не только делать осознанный выбор медиатекстов, но и проявлять свою гражданскую позицию в медийном пространстве.

Гражданскую позицию авторы предлагают формировать с самых ранних школьных лет. Учебный план, утвержденный Министерством образования Молдовы в 2018 году, предполагает обучение первоклассников «цифровой грамотности», являющейся важной ступенью к становлению «цифрового гражданства», в основе которого лежат развитые навыки, необходимые «для эффективного и рационального использования информационных технологий, а также постоянного саморазвития» [Хандрабура, 2020, с. 119]. К навыкам «цифрового гражданина» относят: онлайн-покупки, общение в социальных сетях, самообразование, распространение и использование медийной информации, а также «цифровые права и обязанности, цифровое здоровье и благополучие» [Хандрабура, 2020].

Авторы учебников полагают, что помимо указанных направлений развития информационной компетентности у учащихся младших классов, уже в раннем возрасте детстве «необходимо начинать обучение навыкам интернет-безопасности». В дальнейшем эти навыки помогут им избежать манипулятивного влияния, создаваемого «параллельной школой» медиа [Хандрабура, 2020].

Вместе с заданиями по обучению цифровой грамотности в учебнике для учащихся 3-4 классов в качестве материала для медиаобразовательной деятельности предлагаются документальные, игровые и анимационные фильмы. Анализ их содержания строится на описании темы, действий персонажей и эпизодов, вызывающих любопытство или «приятные эмоции». Авторы рассчитывают, что эти задания помогут развитию осознания учащимися «воздействия виртуального мира и манипулирования через медиа на физическое и эмоциональное здоровье» [Хандрабура, 2018, с. 126]. При этом в учебнике отсутствуют задания, направленные на анализ эмоционально-ценностного, нравственного контекста поведения персонажей. Вместо них дается описание процесса создания анимационных фильмов, их жанров, исторических этапов становления анимации и в качестве заданий

предлагается составить алгоритмы для презентации фильмов и комиксы, иллюстрирующие их основные события.

Учебники для 7-8 и 10-11 классов во многом идентичны. Они ориентированы на развитие у учащихся стратегии протекционистского мышления и поведения. Это можно понять, не углубляясь в их содержание, но лишь просмотрев оглавление. В нем представлены, например, такие темы: функции медиа или как СМИ формируют наше гражданское сознание; роль СМИ в обеспечении плюрализма идей; техники манипулирования через СМИ; пропаганда, как системный метод манипулирования; почему людьми можно манипулировать с помощью поддельных изображений; виртуальная среда и ее влияние; интернет-травля (суЬегЬиП^) и формы ее проявления; сексуальное злоупотребление в виртуальном пространстве; этическое поведение в сети и другие. Теоретические и практические задания для учащихся 10-11 классов отличаются от заданий для учащихся 7-8 классов большей глубиной и сложностью анализа политических процессов в стране и в мире. Старшеклассникам предлагается обсуждение вопросов влияния общества через СМИ на политическую власть.

В рамках раздела «техники манипулирования через СМИ» представлены конкретные примеры создания фейковых новостных сюжетов в СМИ: выборочное изложение фактов; смесь фактов и мнений; искажение цитат; акцентирование деталей и искажение сути; упущение важных вопросов из повестки дня; использование ярлыков; имитация дебатов. В разделе «как поступать, когда новость похожа на фальшивку и вызывает сомнения?» предлагаются следующее способы противодействия манипулированию СМИ: проверить источник и автора; проверить лица и или учреждения, упомянутые в новостном сюжете; проверять, появляется ли интересующая нас информация на сайтах, которым мы доверяем (например, если для прочтения новости сайт требует от нас поделиться ссылкой в БасеЬоок, то, скорее всего, содержание является фальшивым). Нельзя не согласиться с тем, что подобный вид аналитической деятельности будет

формировать у учащихся критическое мышление. Но вместе с тем вызывает сомнение, что оно может полноценно развиваться без проблемного обсуждения культурных, нравственных и мировоззренческих ценностей, о которых в учебниках вовсе не упоминается.

На основе анализа «деонтологического и ценностного аспектов» медиа авторы пришли к выводу, что дисциплина медиаобразование должна быть направлена на «продвижение таких ценностей, как достоинство, справедливость, щедрость, порядок, свобода, чувство общности» [Хандрабура, 2018, с. 131]. К слову, хотелось бы заметить, что в некоторых случаях понимание свободы противоречит нравственности. Особенно это касается распространения западных либеральных идеалов.

В учебниках предлагается довольно широкий спектр педагогических методов и технологий проведения занятий [Хандрабура, 2018; 2020; ИапёгаЬига, 2018]:

- свободные ассоциации на заданную тему, их структурирование и анализ;

- рефлексия о высказываниях известных людей о медиа и виртуальной реальности, формулирование собственной позиции и аргументов в ее защиту;

- сбор информации об истории развития медиатехнологий;

- игры (ролевые, дидактические, командные, дебаты, квесты и т.п.) и упражнения, направленные на расширение знаний в области функционирования массмедиа, развитие умений различать правдивую и ложную информацию;

- ответы на вопросы, предполагающие развернутые рассуждения и описание эмоционального отношения к обсуждаемой сфере массмедиа;

- составление вопросов другим учащимся по заданной теме;

- прочтение информации из новостных сообщений и определение их типа и функции;

- анализ текста с выявлением известных фактов, новой информации, фактов, противоречащих собственным убеждениям, и непонятным формулировкам или утверждениям (инсерт-технология, способствующая развитию критического мышления);

- эвристическая беседа;

- написание эссе на предложенную тему.

Во всех трех учебниках описывается четырехкомпонентная структура урока, включающая следующие блоки:

- «вызов». Направлен на пробуждение у учащихся желания исследовать предлагаемую тему;

- «осмысление». Направлен на критическое осмысление информации по рассматриваемой теме;

- «рефлексия». Направлен на актуализацию процесса формирования у учащихся собственных убеждений;

- «расширение». Направлен на открытие нового опыта в сфере медиа.

На этапе «вызова» учащимся предлагаются проблемные ситуации и

вопросы (Представь себе, каким был бы день без информации? Как ты думаешь, какие средства коммуникации возникли первыми? Какое место Интернет занимает в нашей жизни? Какую роль в твоей жизни играют известные тебе информационные передачи или издания? Почему тебе нравится смотреть определенную телепередачу? и другие) для анализа и формулирования к ним собственного отношения, различные изображения для оценивания их содержания, заголовки газетных текстов для характеристики особенностей их влияния на читателя, творческие задания (составить рейтинг журналов; расположить средства информации на оси ценностей по степени их применения и аргументировать свой выбор и другие), ролевые игры («диалог со знаменитостью»; «предвыборная компания»; «теледебаты» и другие).

На этапе «осмысления» учащимся даются краткие информационные сообщения об истории развития медиа (появление печати, звукозаписи,

кинематографии, мультимедиа), его функциях (информирования, манипулирования, развлечения, обучения и т.п.), о видах средств массовой коммуникации, о создании газетной статьи и телепередачи (выбор названия и структуры, особенности представления фактов и использования привлекательных иллюстраций или образов и т.п.), о правилах работы за компьютером и пользования электронной почтой, о традиционных и новых видах медиа, о вреде СМИ и медиа для психического и физического здоровья, о методах манипулирования аудиторией СМИ (слухи, дезинформация и т. п.).

На этапе «рефлексии» учащиеся должны выполнить в группах творческие задания: проанализировать различные формы коммуникации (межличностной, опосредованной, массовой); дать характеристику различным типам медиа; описать этапы развития медиа; прокомментировать распространенные высказывания о медиа; составить рекламный текст для презентации журнала; распределить роли в команде, готовящей к выпуску радио- или телепередачи и провести интервью с ее участниками; оценить качество собственной творческой деятельности, выполненной в рамках практических заданий; составить список разделов, которые должен содержать сайт вашей школы; составить список преимуществ пользования социальными сетями и возможным их отрицательным влиянием на пользователей и т.п.

На этапе «расширения» учащимся предлагается выполнить следующие задания: узнать у членов семьи о том, какие формы коммуникации они предпочитают; определить положительное влияние какого-либо электронного издания на аудиторию; охарактеризовать изменения, произошедшие в обществе вследствие появления какого-либо из средств коммуникации; проанализировать какой-либо медиатекст с целью выявления его функций и возможного влияния на аудиторию; написать газетную статью; придумать интересное название для детского журнала (газетной статьи) и аргументировать его; заполнить анкету; поделиться переживаниями

и мыслями о прочитанном рассказе; обсудить с родителями детскую телепередачу или фильм (анимационный, игровой, документальный); составить кодекс правил пользования медиа и т. п.

Очевидно, что выполнение заданий в рамках блока «расширение» влияет на формирования личного опыта учащихся, который зачастую занимает более значимое место в оценке информации, чем веские аргументы учителей. Информация, которая вписывается в собственную «картину мира» учащихся кажется им более убедительной. Поэтому авторы весьма резонно заявляют о необходимости обучения технологиям медиаобразования родителей. Они призывают не только к контролю и ограничению просмотра медиатекстов или разных видов социальной коммуникации с помощью медиа со стороны родителей, но организации общения с детьми на темы медиаобразования. В числе тем для общения предлагаются следующие:

- совместное решение о том, какую медиапродукцию следует выбирать детям;

- беседы о необходимости отбора медиапродукции во избежание получения информации, способной привести к нежелательному воздействию;

- совместный просмотр и обсуждение передач, поощрение детей к высказыванию собственного мнения;

- побуждение к критическому оцениванию полученной информации;

- обучение детей организации своего отдыха в свободное время.

Кроме того, в учебниках описаны практические задания, в рамках

которых школьникам предлагается обсудить с родителями проблемы взаимодействия с медиа [Хандрабура, 2018; 2020; ИапёгаЬига, 2018].

Медиаобразование школьников совсем новое явление в образовательной системе Молдовы. Развивается оно неправительственными организациями, финансируемыми иностранными агентствами. Учебники по медиаобразованию, проанализированные в статье, были разработаны Центром независимой журналистики «в рамках проекта «СМИ в поддержку

демократии, инклюзивности и ответственности в Молдове» (MEDIA-M), финансируемого USAID (Агентства США по Международному Развитию -Р.С.) и UK Aid (Министерства международного развития Великобритании -Р.С.) и реализованного Internews в Молдове» [Хандрабура, 2018; 2020].

Эти данные наводят на вопросы о том, насколько независимы их авторы в формулировании собственных политических взглядов и позиций? На страницах учебника для учащихся 10-11 классов встречается информация о российской пропаганде. Например, авторы пишут, что «для продвижения своих геополитических целей в таких областях, как политика, школа, общественное пространство, экономика, Российская Федерация использует различные средства пропаганды, в том числе, РПЦ. Самым эффективным методом остается продвижение интересов Москвы через российские или русскоязычные информационные каналы, которые численно превосходят молдавские, румынские или другие западные СМИ» [Хандрабура, 2020, с. 62]. При этом они никак не описывают ситуации внутриполитической нестабильности, пропаганды, социального разделения общества по этническим, религиозным и другим признакам.

Например, отвечая на вопрос: «как медиасообщение может изменить мир?», учащимся предлагается информация о том, как Клаус Йоханнис с помощью «грамотно продуманных публикаций в Facebook» добился победы на президентских выборах в Румынии [Хандрабура, 2020, с. 125]. К слову надо заметить, что он придерживается антироссийских взглядов и поддерживает курс Румынии на усиление позиций НАТО.

Возможно, для объективности, о которой пишут авторы, стоит обсуждать с учащимися виды манипулирования аудиторией СМИ со стороны различных общественных организаций и политических сил внутри страны, а не искать «внешнего врага». Но не только их ангажированность делает курс на развитие медиаобразования однобоким и узконаправленным. Развивая «цифровую грамотность» и стратегии протекционистского мышления и поведения, а вовсе не критическое мышление, они забывают об

автономности и самостоятельности личности, о которой пишут известные медиапедагоги во всем мире.

Библиографический список

1. Федоров А. В. Медиаобразование в странах Восточной Европы / А. В. Федоров, А. А. Левицкая, И. В. Челышева, Е. В. Мурюкина, Д. Е. Григорова. М.: МОО «Информация для всех», 2014. 140 с.

2. ХандрабураЛ. Медиаобразование: (3-4 классы): учебник и руководство для учителя / Л. Хандрабура, Н. Грыу, С. Шпак. Кишинэу: Центр независимой журналистики (ЦНЖ), 2018. 140 с.

3. Хандрабура Л. Медиаобразование: (10 / 11 классы): Дисциплина, которая учит тебя мыслить критически / Л. Хандрабура, Н. Грыу. Кишинэу: Центр независимой журналистики (ЦНЖ), 2020. 168 с.

4. Handrabura, L., Griu, N. Educatie pentru media: (clasele a 7-a - a 8-a): Manual. Chi§inäu: Centrul pentru Jurnalism Independent, 2018. 152 p.

5. Educatie Mediatica // [Электронный ресурс]. - 1914. URL: https://educatia.mediacritica.md/ro/despre-proiect/ (дата обращения: 10.10.2010).

References

1. Fedorov A. V., Levitskaya A. A., Chelysheva I. V., Muryukina E. V., Grigorova D. E. (2014). Media education in Eastern Europe. Moscow: UNESCO "Information for All", 2014. 140 p. (In Russian).

2. Handrabura, L., Griu, N,. Shpak S. Media education: (3-4 grades): a textbook and a guide for the teacher. Chi§inäu: Centrul pentru Jurnalism Independent, 2018. 140 p. (In Russian).

3. Handrabura, L., Griu, N. Media Education: (10/11 grades): A discipline that teaches you to think critically. Chi§inäu: Centrul pentru Jurnalism Independent, 2020. 168 p. (In Russian).

4. Handrabura, L., Griu, N. (2018). Educatie pentru media: (clasele a 7-a - a 8-a): Manual. Chi§inäu: Centrul pentru Jurnalism Independent, 2018. 152 p. (In Romana).

5. Educatie Mediatica // [Electronic source]. - 1914. URL: https://educatia.mediacritica.md/ro/despre-proiect/ (date of access: 10.10.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.