Научная статья на тему 'Медиаобразование: проблемы и пути решения'

Медиаобразование: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / МОНОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальный Р. В.

Автором предложена рецензия на монографию: Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Колесниченко В.Л., Михалева Г.В., Сердюков Р.В.. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность» М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с. и другие книжные новинки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование: проблемы и пути решения»

Медиаобразование: проблемы и пути решения

Р.В.Сальный, кандидат педагогических наук

Аннотация. Автором предложена рецензия на монографию: Федоров А. В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Колесниченко В.Л., Михалева Г.В., Сердюков Р.В.. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и ме-диакомпетентность» М.: МОО «Информация для всех», 2012. 614 с.

Ключевые слова: медиаобразование, медиакомпетентность, научно-образовательный центр, монография.

Media education: problems and development

Dr. Roman Salny

Abstract. The author offers a review of the monograph: Fedorov, A.V., Levitskaya, A.A., Chelysheva, I.V., Muryukina, E.V., Kolesnichenko, V.L., Mikhaleva, G.V., Serdyukov, P.V. Research and Education Center «Media Education and Media Competence» Moscow: ICOS «Information for All», 2012, 614 p.

Keywords: media education, media competence, scientific and educational center, monograph.

Появление новых средств массовой коммуникации вызывает не только боязнь их пагубного влияния на сознание личности, но и понимание необходимости их использования во благо, в том числе, в педагогических целях. Уже давно стало понятно, что средства массовой коммуникации могут помочь учащимся выстраивать отношения с миром, а могут сделать его пассивным наблюдателем. Результаты проводимых в области медиаобра-зования исследований говорят о том, что медиатексты разных видов и жанров представляют собой уникальный материал для развития творческих, интеллектуальных способностей и нравственных, эстетических качеств личности. Особенно активно медиапедагогами используются аудиовизуальные медиатек-сты, так как они оказывают силь-

ное эмоциональное воздействие на учащихся и позволяют увидеть развернутый во времени процесс становления смысла.

Как показывают авторы монографии, медиаобразование на сегодняшний день является обязательным в образовательных школьных программах в Канаде и Австралии, но при этом оно активно развивается в Великобритании, Германии, России, США, Франции и других странах.

Несмотря на высокий уровень научных исследований, большой опыт практической и теоретической работы в области медиапедагоги-ки (в России с 1920-х гг.) для массового внедрения медиаобразования в школьное и вузовское образования необходимо обобщение этого опыта и систематизации наработанных методик. С этой целью в

монографии приводится описание ведущих научно-образовательных центров в области медиапедагоги-ки в мире. В основном модели, методики и технологии медиаобразо-вания в большинстве стран разрабатываются коллективами ученых и исследователей, объединенных в научно-образовательные центры (НОЦ) на базе вузов. Авторы систематизировали последние, выделив называния, год создания, источники финансирования, цели, формы, методы и содержание работы, область применения. Для оценивания эффективности деятельности НОЦ в области медиапедагогики разработаны критерии и способы, с помощью которых сравнивались результаты работы шестнадцати научно-образовательных центров, находящихся на территории России.

Согласно выводам авторов, в российском медиаобразовании лидируют социокультурные и культурологические модели и соответствующие им теории и задачи. Это происходит не без влияния преобладающих моделей в зарубежных странах, где наибольший интерес медиапе-дагогов связан с развитием критического мышления учащихся. Однако на протяжении большей части своей истории российское медиаоб-разование ориентировалось на эстетическую теорию. На сегодняшний день общей тенденцией деятельности НОЦ разных стран становится их опора на практические методы, формирующие умения творчески воспринимать медиатексты разных видов и жанров. И это понятно, так как внешнее движение во времени и пространства художественной реальности переходит во внутреннее

движение чувств, смыслов и, наоборот, развивает способности мыслить аудиовизуальными образами.

На пути создания синтетической модели медиаобразования, которая бы соответствовала современным мировым образовательным стандартам, авторы опираются на принципы вариативности, возможности целостного и фрагментарного внедрения в образовательный процесс. Предложенные технологии базируются на игровых и творческих заданиях, а также на исследовательской деятельности. На основе разработанных методик диагностирования уровня медиа-компетентности приводятся примеры констатирующих экспериментов со школьниками и студентами.

Ссылаясь на мнение российских и зарубежных ученых, исследователей в области психологии, искусствоведения, медиаобразова-ния авторы отмечают особую действенность фольклорного типа эстетического восприятия, на который рассчитывают создатели произведений массового (популярного) искусства. В большинстве случаев основные мотивы контактов с медиа различных жанров развлечение, компенсация, рекреация, поэтому очевидно, что выбираемые современной аудиторией развлекательные медиатексты могут способствовать пассивности восприятия. Таким положением обусловлены выдвигаемые в монографии цели медиаобразования: развитие аналитического, критического мышления, умений интерпретации медиатекста, восприятия пространственно-временной природы аудиовизуального образа.

Предлагаемый НОЦ «Медиа-образование и медиакомпетент-ность» герменевтический, структурный анализ медиатекстов связан расшифровкой стереотипов и приемов изображения действительности, и ценностей, идеалов, действий персонажей. При этом анализ опирается на социальный, культурный и исторический контекст создания и проката медиатекстов, что помогает раскрытию мотивов их авторов. Увеличению возможностей для обобщений учащимися помогает выявление их мифологической основы и разных жанровых форм ее воплощения, тем самым, открывая широкий спектр различных интерпретаций медиатекстов. Аналитическому осмыслению способствует понимание учащимися влияния мифологизированных сюжетов, типов на восприятие аудиторией ме-диатекста. Сравнивание стереотипов в изображении персонажей и формулирование проблемных вопросов, связанных с мотивами их поступков выводит на уровень осмысление нравственности, в результате совершенствуется способность к восприятию психологической глубины героев медиатекстов.

Исследование авторов помогает понять, в каком направлении идет поиск теоретических концепций и моделей учеными во всем мире. По итогам опроса российских и зарубежных экспертов в области медиа-образования было установлено, что преобладающей на сегодняшний

день является теория развития критического мышления; близким большинству экспертов оказалось определение медиаобразования, сформулированное ЮНЕСКО. Основываясь на ключевых понятиях медиаоб-разования (идеология медиа, агентства медиа, категории медиа, технологии медиа, язык медиа, репрезентации медиа, аудитории медиа) сотрудники школ, медиацентров, вузов в большинстве стран разрабатывают собственные педагогические модели. Частично эти разработки финансируются государственными структурами, в основном вузовские НОЦ, а также поддержка оказывается общественными и коммерческими организациями, в частности медиаагентствами.

В монографии дана разработанная в НОЦ «Медиаобразование и медиакомпетентность» схема модели медиаобразования, описываются примеры практических занятий, вопросы и таблицы к анализу медиатекстов и проведению констатирующих экспериментов, а в приложении приведены таблицы и вопросы для иконографического, структурного, семиотического, герменевтического разбора сюжетов, типов персонажей и действительности художественных произведений.

Учитывая обобщающий характер монографии, она будет полезна многим медиапедагогам, как начинающим свой путь, так и опытным и исследователям проблем медиаобразования.

Новости книжных изданий по теме медиаобразования

В немецком издательстве Lambert Academic Publishing опубликованы следующие монографии по тематике медиаобразования:

Кадубец Т.П. Воспитание школьников в педагогической среде виртуальной реальности. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 176 с.

ISBN-13: 978-3-8465-9605-0. ISBN-10: 3846596051. EAN: 9783846596050

Язык книги: русский.

Краткое описание: В работе представлены результаты исследования организации педагогической среды виртуальной реальности в общеобразовательной школе как современного средства воспитания. В процессе опытно-экспериментальной работы доказано, что благодаря использованию компьютерных средств и технологий возможно изменение системы взглядов субъектов образовательного процесса от технократизма к воспитанию подлинно человеческого качества ребенка, развитие творческих способностей, гуманитарной логики мышления и поведения, формирование потребности в саморазвитии, совершенствовании себя изнутри.

https://www.morebooks.de/store/ru/ book/%D0%92%D0%BE%D1 %81 %D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0% BD%D0%B8%D0%B5-%D1%88%D0% BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD% D0%B8% D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D0%B4 %D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3% D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0% BA%D0%BE%D0%B9-%D1 %81 %D1 %

80%D0%B5%D0%B4%D0%B5-%D0% B2%D0%B8%D1%80%D1%82%D1%83 %D0%B0% D0%BB%D1 %8C%D0%BD% D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B5% D0%B0%D0%BB%D1 %8C%D0%BD %D0%BE% D1%81 %D1 %82%D0%B8/ isbn/978-3-8465-9605-0

Жданько А.П. Развитие языковой и медиакомпетентной личности на базе видеоискусства. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 120 c.

ISBN-13: 978-3-8484-0085-0. ISBN-10: 3848400855.

Язык книги: русский

Краткое описание: В книге обосновывается целесообразность использования на занятиях по английскому языку такого вида современного медиаискусства как видеоискусства, с помощью которого эффективно формируется как иноязычная коммуникативная компетенция, так и медиакомпетент-ность. Обучение иностранному языку с помощью видеоискусства делает изучаемый материал доступным, способствует реализации творческого потенциала старшеклассников в области аудиовизуальных искусств, гарантирует высокую мотивацию изучения английского языка, помогает увидеть проблему с разных сторон и разрешить её адекватно ситуации, формирует критическое мышление, способность участвовать в диалоге культур. Вышеперечисленные качества и умения необходимы молодому поколению для жизни и работы в условиях динамично развивающихся высоких технологий. Приведена авторская программа спецкурса «Английский

и видеоискусство» и описаны занятия по английскому языку с применением медийных технологий, разработанные автором.

https://www.morebooks.de/store/ru/ book/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0% B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-D1

D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B8-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0 %B0%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0% BF%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0 %BD %D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9-

%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD% D0%BE%D1%81%D1 %82%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0% B0% D0%B7%D0%B5-%D0%B2%D0%D0% B4%D0%B5%D0%BE%D0%B8%D1% 81 %D0%BA%D1 %83%D1 %81 % D1 %81% D1 %82%D0%B2%D0%B0/isbn/ 978-3-8484-0085-0

Бекназарова С. Интегрирование медиаобразования в учебный процесс. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 124 c.

New media education books

The German Lambert Academic Publishing published the following monographs on the subject of media education:

Kadubets, T.P. Educating students in the educational environment of virtual reality. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 176 p.

Abstract: This book presents the results of the research organization of educational virtual reality environment in secondary school as a modern means of education. In the course of experimental work demonstrated that the use of computer tools and technologies may change the views of the subjects of the educational process of technocracy to educate a child truly human quality, creativity, human logic thinking and behavior, the formation of self-development needs, improve itself from within.

Abstract: This book substantiates the feasibility of using in the classroom for English language of this kind of contemporary media art like video art, with which effectively formed as a foreign language communicative competence and media competence. Learning a foreign language with the help of video art making available the material under study, contributes to the creative potential of high school students in the field of audio-visual arts, ensures a high motivation to learn English, helps to see the problem from different sides, and allow it adequately to the situation, forms a critical thinking, the ability to participate in the dialogue of cultures. These qualities and skills needed for the younger generation living and working in a dynamic hightech. Shows the author's program of study course «English and video art,» and describes the classes in English with the use of media technologies developed by the author.

Zhdanko, A.P. (2012).

Development of Language and Media personality-based video art. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 120 c.

Beknazarova, S. Integration of media education. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2012. 124 c.

Правила представления статей авторами в журнал «Медиаобразование»

1. Принимаются к публикации статьи по следующей тематике: история, теория и практика медиаобразования / медиапедагогики, кинообразования; ме-диаграмотность / медиакомпетентость, медиавосприятие, социология медиа-образования и медиакультуры, рецензии на новые книги по указанной тематике.

2. Все статьи предоставляются по э-почте (tina5@rambler.ru) в формате Word, Times New Roman, 14, через 1 интервал, не более 10-12 стр.

3. Каждая статья сопровождается аннотацией на русском и английском языке (включая перевод названия статьи на английский язык).

4. Каждая статья сопровождается указанием ученой степени, звания, должности, учреждения, города автора статьи - на русском и английском языках.

5. Каждая статья сопровождается ключевыми словами на русском и английском языке (до 10 слов).

6. Подстраничные сноски не допускаются.

7. Ссылки в тексте обозначаются следующим образом: [Иванов, 2011, с.256-257], т.е. в квадратных скобках с указанием фамилии цитируемого автора.

8. Список литературы дается в алфавитном порядке (без нумерации) на ДВУХ языках (сначала - на русском, потом - в переводе на английский). Статьи БЕЗ списка литературы к публикации НЕ принимаются (за исключением коротких заметок о прошедших конференциях и иных актуальных событиях для раздела «Новости»).

9. Статьи по информатике и техническим средствам обучения (включая историю развития информатики и ТСО) к публикации НЕ принимаются.

10. Публикации в журнале «Медиаобразование» бесплатны для авторов, однако, редакция не имеет возможности выплачивать авторские гонорары.

11. Все присланные статьи рецензируются (анонимное рецензирование) и публикуются только после их экспертного допуска к публикации.

Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте tina5@rambler.ru

Media Education (Russian Journal): Publication Ethics and Publication

Malpractice

The "Media Education" journal is committed to upholding the highest standards of publication ethics and takes all possible measures against any publication malpractices. All authors submitting their works to the "Media Education" journal for publication as original articles attest that the submitted works represent their authors' contributions and have not been copied or plagiarized in whole or in part from other works. The authors acknowledge that they have disclosed all and any actual or potential conflicts of interest with their work or partial benefits associated with it. In the same manner the "Media Education" journal is committed to objective and fair double-blind peer-review of the submitted for publication works and to preventing any actual or potential conflict of interests between the editorial and review personnel and the reviewed material.

Articles for journal publication are accepted via email only. E-mail: tina5@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.