3. Борисов, М. А. Основы организационноправовой защиты информации / М. А. Борисов,
О. А. Романов. М., 2012. 208 с.
4. Галатенко, В. А. Стандарты информационной безопасности. М., 2006. 264 с.
5. Заплатинский, В. М. Терминология науки
о безопасности // Zbornik prispevkov z mezdi-narodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2006.
6. Казанская, О. Вредные люди // Карьера. 1999. № 5.
7. Лепехин, А. Н. Расследование преступлений против информационной безопасности: теоретико-правовые и прикладные аспекты. М., 2008. 176 с.
8. Лозовский, Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Тюмень, 2004.
9. Лопатин, В. Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство. М., 2000. 428 с.
10. Национальный стандарт РФ «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью» : ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005.
11. Родичев, Ю. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты. СПб.. 2008. 272 с.
12. Техника юридической безопасности для журналистов : сборник материалов практических обучающих семинаров для работников СМИ и будущих журналистов. М., 2000.
13. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» // Рос. газ. 1995. 22 февр.
14. http://www.shkolniky.ru/joumalist
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 38-41.
Л. С. Ахметова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Обобщается опыт медиаобразовательной деятельности в Республике Казахстан. Рассмотрены трудности и достижения, намечены перспективы дальнейшего развития отрасли.
Ключевые слова: медиаобразование, медиабезопасность, система средств массовой информации, международные связи, свобода слова.
ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI в. Вот почему медиапедагогика имеет сегодня большие перспективы.
Актуальность проблемы медиаобразования и медиабезопасности в любой стране не вызывает сомнений. Однако сомнения вызывает проведение грани между безопасностью и свободой слова. Эта проблема практически не решена нигде. Время от времени вспыхивают скандалы, конфликты, информационные войны.
Отнюдь не случайно научное сообщество озаботилось решением этого вопроса. Естественно, должны быть определены стандарты и правила. Однако не решен вопрос, что же лучше: идти от международных норм или сначала решить вопросы внутреннего характера в каждой отдельно взятой стране? За этими вполне безобидными вопросами стоит тема: демократия или безопасность страны, глоба-
лизация или внутреннее спокойствие, цивилизационный прыжок вперед или отставание по новым технологиям?
Набрав в поиске по google слово «медиаобразование», мы обнаружили более 2 миллионов ссылок на эту тему и восхитились нашими коллегами, в основном из Российской Федерации, которые уже с 2000 г. работают по утвержденным программам в области медиаобразования. Статьи в печати, научные разработки, учебные и методические пособия, учебники. Имеются журналы, сайты, множество ссылок и пояснений. Главное - не потеряться бы в этом обилии документов и материалов. Но нет, не потеряешься: много разных поясняющих материалов и ссылок.
Отрадно заметить, что медиаобразование стало частью школьного обучения в стране.
1 сентября 2011 г. прошел первый урок медиабезопасности. Сколько школ выставили свои
наработки по этому вопросу! Со всех регионов страны. Впечатляюще и достаточно любопытно во всем. И есть чему поучиться!
Затем мы набрали в поиске слова «медиаобразование в Казахстане». Увы, пришлось довольствоваться малым. Интернет отреагировал на большое количество ссылок на слово «Казахстан», а не на слово «медиаобразование».
В ссылках кое-что, естественно, можно найти. Однако мы бы назвали это, скорее, материалами отсылочного плана.
Конечно, все наши казахстанские школы компьютеризированы, везде обязателен предмет «Информатика». У подавляющего большинства учащихся имеются личные компьютеры, ноутбуки, планшетники, сотовые телефоны с выходом в Интернет. Наши дети, которыми мы восхищаемся, это - новое поколение страны. Они намного лучше, грамотнее, чем их родители и деды. Они, живущие в информационном мире, настолько отличаются от нас своими рассуждениями, новыми взглядами. Они идеологически и политически не зашорены, смотрят вперед. Воспитание толерантности, патриотизма, знания языков в казахстанских школах и средних учебных учреждениях - все это намного отличает их от прошлых поколений.
Вопросы медиаобразования в Казахстане сегодня имеют преимущественно дискуссионный характер среди ученых, блогеров, участников социальных сетей, продвинутых в области новых технологий людей. Все понимают, что это необходимо. Однако особо на такие вопросы не обращают внимания. Есть такая русская пословица: «Пока гром не грянет...»
Проблема медиаобразования в целом и медиаобразования в Казахстане имеет два направления.
1. Медиаобразование в университетах на факультетах и кафедрах журналистики. Здесь есть два отделения:
а) студенческая и магистерская среда;
б) повышение квалификации журналистов, работников медийного сообщества и структур по связям с общественностью.
Мы гордимся тем, что еще в советское время Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1937 г. были организованы два первых в стране Коммунистических института журналистики (КИЖ) - в Алма-Ате и Свердловске. Наш факультет журналистики Казахского Национального университета им. аль-Фараби является правопреемником КИЖ. Это нас ко многому обязывает.
2. Медиаграмотность общества. И здесь тоже есть, на наш взгляд, обязательные деления на:
а) обучение в профессорско-преподавательской среде университетов и педагогов школ;
б) обучение казахстанского сообщества в целом;
в) обучение детей в школах и средних учебных заведениях.
Есть и еще одна проблема в нашем сообществе. Мы можем работать с российскими учеными, у которых наработаны уже большие и качественные объемы материалов по медиаобразованию. Однако у нас должна быть обязательной адаптация к казахстанским реалиям. Это относится к вопросам школ с русским языком обучения. У нас имеется большой пласт казахского медийного пространства. Здесь не могут быть механические переводы учебников на казахский язык. Нам необходимы свои оригинальные казахские учебники, созданные на базе изучения медийного казахского пространства, в том числе и электронного, с применением IT-технологий, отвечающих новым вызовам времени.
Именно ученым необходимо обращать внимание на актуальные вопросы современности. Вовсе не случайно поэтому, что в 2012 г. руководимый мною коллектив ученых центра ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации Казахского Национального университета им. аль-Фараби выиграл в тендере проектов фундаментальных исследований Министерства образования и науки Республики Казахстан трехлетний проект на 2012-2014 гг. «Разработка технологий медиаобразования для формирования интеллектуального потенциала страны».
2012 г. был посвящен изучению вопросов медиаграмотности, медиаобразования, медиакомпетентности, составлению краткого словаря-справочника, истории, теории и практике вопроса в зарубежных странах, внимательному изучению вопросов медиаобразования в России, составлению справочной литературы в этой области.
Мы подготовили ряд научных сообщений на международных и республиканских конференциях; опубликованы многие научные статьи по данной тематике1.
Мы активно участвуем в созданной представителями ЮНЕСКО групп; в Facebook -«Media and Information Literacy (MIL)»2, где являемся ее модераторами.
Нашей группой ученых создан сайт казахстанской школы социально-ответственной журналистики3. Кроме того, мы являемся
модераторами сайта, созданного под эгидой ЮНЕСКО4.
Ученые проекта имеют разные гуманитарные специальности - медиа, языки, социология, философия, политология, педагогика, связь с общественностью. Это нам позволяет работать в разных направлениях. Например, мы имеем ряд опубликованных книг по вопросам конфликтологии, медиации, социальным конфликтам, терроризму и экстремизму5.
Естественно, вопрос медиабезопасности был освещен в опубликованных книгах, но сегодня мы более целенаправленно и глубоко изучаем этот вопрос в казахстанском медийном пространстве.
Являясь руководителями и членами ряда общественных организаций в Казахстане6, где приоритетом являются гендерные, женские и детские вопросы, мы более двух десятков лет подряд участвуем в работе по информированию в области прав женщин, прав ребенка, по искоренению насилия в отношении женщин и детей, по ликвидации наихудших форм детского труда, изучению влияния медиа на данные вопросы.
Медиаобразование и медиабезопасность -актуальные вопросы современности - в казахстанских СМИ и казахстанском интернет-пространстве недостаточно изучены, но в темах СМИ присутствует практически ежедневно.
Объединение усилий государственных органов и общественных организаций, ученых, педагогов, заинтересованных людей поможет в быстрейшем продвижении вопросов медийной грамотности, просвещения, образования, компетентности и безопасности Казахстана.
Задача ученых - не только изучать подробно и постоянно эту проблему, но и лоббировать внедрение изучения предметов «Медиаобразование» в университетах и среди педагогов школ, а затем и ввести как предмет «Медиаобразование» в школах Казахстана.
В связи вышесказанным имеются следующие предложения.
1. Создание программы «Медиаобразование Казахстана».
2. Создание базы данных по теме «Медиаобразование».
3. Работа с терминологией в области медиаобразования. Создание словарей.
4. Введение специальности «Медиаобразование» в университетские программы. Подготовка специалистов.
5. Вклад ученых Казахстана в программу «Медиаобразование Казахстана».
6. Внедрение международных стандартов в обучение, согласно Болонскому процессу.
7. Межгосударственное сотрудничество и партнерство в рамках Таможенного Союза, Болонского процесса.
8. Введение предмета в средних образовательных учреждениях Казахстана.
9. Сотрудничество с ЮНЕСКО в области медийного просвещения, образования и компетентности.
10. Создание общественной Ассоциации специалистов медиаобразования Казахстана
Примечания
1 См.: Ахметова, Л. С. Гендер, медиаграмотность и медиаобразование: проблемы и перспективы // Гендерные аспекты социальной модернизации общества : материалы междунар. науч.-практ. конф. Алматы, 2011. С. 287-291; Ахметова, Л. С. Новые медиа в Казахстане: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://connect-universum.com/blog/ connectuniversum/53.html; Ахметова, Л. С. Медиаграмотность и медиаобразование в контексте защиты национальной безопасности // Узкие проблемы медийного законодательства РК : сб. ст. Алматы, 2012. С. 29-32; Ахметова, Л. С. Массмедиа и гражданский сектор в период председательства Казахстана в ОБСЕ: новые вызовы времени» // Каза^стандагы PR жэне БАК : сб. ст. Вып. 5. Алматы, 2012. С. 11-13; Ахметова, Л. С. Социальные сети: история и опыт работы // Материалы Респ. науч.-практ. конф. «М. Барман-кулов - основатель теории и практики телевизионной журналистики Казахстана» (Алматы, 27 ноября 2012 г.). Алматы, 2013. С. 17-20; Веревкин, А. В. Саморегулирование СМИ: потребности и приоритеты / А. В. Веревкин, Т. Ю. Ли-фанова // Вестн. Казах. нац. ун-та. Сер. Социология. Психология. 2012. № 2. С. 46-51; Веревкин, А. В. Сетевые технологии в современной культуре: социальные перспективы и следствия // Вклад тюркского мира в мировую цивилизацию : материалы междунар. науч. конф. Алматы, 2012.
2 Media and Information Literacy (MIL) [Электронный ресурс]. URL: http://www.facebook.com/
3 Сайт казахстанской школы социально-ответственной журналистики [Электронный ресурс]. URL: http://unesco-kaznu.ucoz.kz/
4 Новые учебные программы в журналистике [Электронный ресурс]. URL: http:// modelcurricula.org/home.html
5 См.: Ахметова, Л. С. Конфликтология. Алматы, 2003. 170 с.; Правоохранительные органы и общественные объединения: обучение переговорам. Алматы, 2009. 178 с.; Защита прав наемных работников. Алматы, 2009. 142 с.; Разрешение социальных конфликтов : метод. пособие. Астана, 2010. 178 с; Ахметова, Л. С. Терроризм и экстремизм: история, теория и практика вопроса : учеб. пособие / Л. С. Ахметова, А. В. Веревкин, Т. Ю. Лифанова. Астана, 2011. 204 с.
6 Алматинская Конфедерация неправительственных организаций «Эрштес» [Электронный ресурс]. URL: www.akno.kz; «Союз женщин интеллектуального труда» [Электронный ресурс]. URL: http://intellwomen.ucoz.kz; http://migration.kz; «ЕрАзамат» [Электронный ресурс]. URL: http://erazamat.ucoz.kz; http:// gender-strategy.ucoz.com/
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 41-43.
Т. Б. Бабаева
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИССОНАНСОВ РЕКЛАМЫ
Рассматриваются вопросы, связанные с конкретными действиями по оптимизации процесса избыточного поступления рекламы к потребителю. Анализируются возможные эстетические приемы, позволяющие привносить в рекламу юмористические и игровые элементы для придания рекламным коммуникациям позитивной направленности.
Ключевые слова: реклама, коммуникация, негативное влияние, юмор, эстетизация, игровые технологии.
Современная реклама - один из мощных регуляторов жизненного пространства человека, который оказывает существенное воздействие на его сознание, поведение, ценностно-смысловые установки.
Сегодня очевидно, что воздействие рекламных сообщений оказывается шире, чем выполнение ими только функций продвижения товара и стимулирования сбыта. Как пишет В. В. Уче-нова, современный взгляд на массово-коммуникативные процессы заставляет признать, что рекламная продукция базируется на глубинных социокультурных предпосылках и затрагивает разнообразные сферы человеческих контактов. Поэтому в зарубежной и отечественной науке реклама рассматривается в широком социокультурном контексте, служит объектом исследования во многих отраслях общественного знания: в экономике, в бизнесе, в социологии, в философии, в антропологии, в эстетике.
Отдельно следует сказать о психологических исследованиях рекламы. Во всем мире этим исследованиям придается первостепенное значение, хотя отечественные специалисты сами признаются, что в отечественном дискурсе
«проблемы, связанные с психологией рекламы, остаются практически не изученными» [4. С. 5].
В связи с обострением конкурентной борьбы на российском потребительском рынке товаров и услуг исследования в области рекламных коммуникаций становятся приоритетными: разрабатываются специальные психотехнологии презентации товара; выявляются психологические механизмы мотивации поведения потенциального покупателя; анализируются эффективность рекламных воздействий на весь комплекс психических процессов. Все эти задачи решаются, в первую очередь, в интересах бизнеса и рекламодателей. Не спрашивая потенциального покупателя о том, хочет он этого или нет, «эффективные рекламные образы внедряются в подсознание потребителей» [4. С. 6].
Что касается самих «потенциальных потребителей», то многими из них реклама воспринимается как побочный продукт СМИ, мешающий нормальному просмотру телевизионных программ, чтению газет. Наряду с положительной реакцией на рекламу, присутствует и негативная, переходящая порой в агрессивную, связанную с различными обстоятельствами.