Научная статья на тему 'Медиаобразование и медиабезопасность в Казахстане: проблемы и перспективы'

Медиаобразование и медиабезопасность в Казахстане: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1538
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / СВОБОДА СЛОВА / MEDIA EDUCATION / MEDIA SAFETY / THE SYSTEM OF MASS MEDIA / INTERNATIONAL RELATIONS / FREEDOM OF SPEECH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахметова Лайла Сейсембековна

Обобщается опыт медиаобразовательной деятельности в Республике Казахстан. Рассмотрены трудности и достижения, намечены перспективы дальнейшего развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Education and Media Safety in Kazakhstan: Problems and Prospects

We generalize the experience of media education in the Republic of Kazakhstan. The difficulties and achievements, outlined the prospects of further development of the industry.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование и медиабезопасность в Казахстане: проблемы и перспективы»

3. Борисов, М. А. Основы организационноправовой защиты информации / М. А. Борисов,

О. А. Романов. М., 2012. 208 с.

4. Галатенко, В. А. Стандарты информационной безопасности. М., 2006. 264 с.

5. Заплатинский, В. М. Терминология науки

о безопасности // Zbornik prispevkov z mezdi-narodnej vedeckej konferencie «Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie». Liptovsky Mikulas: AOS v Liptovskom Mikulasi, 2006.

6. Казанская, О. Вредные люди // Карьера. 1999. № 5.

7. Лепехин, А. Н. Расследование преступлений против информационной безопасности: теоретико-правовые и прикладные аспекты. М., 2008. 176 с.

8. Лозовский, Б. Н. Журналистика: техника безопасности. Тюмень, 2004.

9. Лопатин, В. Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство. М., 2000. 428 с.

10. Национальный стандарт РФ «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью» : ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005.

11. Родичев, Ю. Информационная безопасность: нормативно-правовые аспекты. СПб.. 2008. 272 с.

12. Техника юридической безопасности для журналистов : сборник материалов практических обучающих семинаров для работников СМИ и будущих журналистов. М., 2000.

13. Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» // Рос. газ. 1995. 22 февр.

14. http://www.shkolniky.ru/joumalist

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 38-41.

Л. С. Ахметова

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Обобщается опыт медиаобразовательной деятельности в Республике Казахстан. Рассмотрены трудности и достижения, намечены перспективы дальнейшего развития отрасли.

Ключевые слова: медиаобразование, медиабезопасность, система средств массовой информации, международные связи, свобода слова.

ЮНЕСКО определило медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития XXI в. Вот почему медиапедагогика имеет сегодня большие перспективы.

Актуальность проблемы медиаобразования и медиабезопасности в любой стране не вызывает сомнений. Однако сомнения вызывает проведение грани между безопасностью и свободой слова. Эта проблема практически не решена нигде. Время от времени вспыхивают скандалы, конфликты, информационные войны.

Отнюдь не случайно научное сообщество озаботилось решением этого вопроса. Естественно, должны быть определены стандарты и правила. Однако не решен вопрос, что же лучше: идти от международных норм или сначала решить вопросы внутреннего характера в каждой отдельно взятой стране? За этими вполне безобидными вопросами стоит тема: демократия или безопасность страны, глоба-

лизация или внутреннее спокойствие, цивилизационный прыжок вперед или отставание по новым технологиям?

Набрав в поиске по google слово «медиаобразование», мы обнаружили более 2 миллионов ссылок на эту тему и восхитились нашими коллегами, в основном из Российской Федерации, которые уже с 2000 г. работают по утвержденным программам в области медиаобразования. Статьи в печати, научные разработки, учебные и методические пособия, учебники. Имеются журналы, сайты, множество ссылок и пояснений. Главное - не потеряться бы в этом обилии документов и материалов. Но нет, не потеряешься: много разных поясняющих материалов и ссылок.

Отрадно заметить, что медиаобразование стало частью школьного обучения в стране.

1 сентября 2011 г. прошел первый урок медиабезопасности. Сколько школ выставили свои

наработки по этому вопросу! Со всех регионов страны. Впечатляюще и достаточно любопытно во всем. И есть чему поучиться!

Затем мы набрали в поиске слова «медиаобразование в Казахстане». Увы, пришлось довольствоваться малым. Интернет отреагировал на большое количество ссылок на слово «Казахстан», а не на слово «медиаобразование».

В ссылках кое-что, естественно, можно найти. Однако мы бы назвали это, скорее, материалами отсылочного плана.

Конечно, все наши казахстанские школы компьютеризированы, везде обязателен предмет «Информатика». У подавляющего большинства учащихся имеются личные компьютеры, ноутбуки, планшетники, сотовые телефоны с выходом в Интернет. Наши дети, которыми мы восхищаемся, это - новое поколение страны. Они намного лучше, грамотнее, чем их родители и деды. Они, живущие в информационном мире, настолько отличаются от нас своими рассуждениями, новыми взглядами. Они идеологически и политически не зашорены, смотрят вперед. Воспитание толерантности, патриотизма, знания языков в казахстанских школах и средних учебных учреждениях - все это намного отличает их от прошлых поколений.

Вопросы медиаобразования в Казахстане сегодня имеют преимущественно дискуссионный характер среди ученых, блогеров, участников социальных сетей, продвинутых в области новых технологий людей. Все понимают, что это необходимо. Однако особо на такие вопросы не обращают внимания. Есть такая русская пословица: «Пока гром не грянет...»

Проблема медиаобразования в целом и медиаобразования в Казахстане имеет два направления.

1. Медиаобразование в университетах на факультетах и кафедрах журналистики. Здесь есть два отделения:

а) студенческая и магистерская среда;

б) повышение квалификации журналистов, работников медийного сообщества и структур по связям с общественностью.

Мы гордимся тем, что еще в советское время Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1937 г. были организованы два первых в стране Коммунистических института журналистики (КИЖ) - в Алма-Ате и Свердловске. Наш факультет журналистики Казахского Национального университета им. аль-Фараби является правопреемником КИЖ. Это нас ко многому обязывает.

2. Медиаграмотность общества. И здесь тоже есть, на наш взгляд, обязательные деления на:

а) обучение в профессорско-преподавательской среде университетов и педагогов школ;

б) обучение казахстанского сообщества в целом;

в) обучение детей в школах и средних учебных заведениях.

Есть и еще одна проблема в нашем сообществе. Мы можем работать с российскими учеными, у которых наработаны уже большие и качественные объемы материалов по медиаобразованию. Однако у нас должна быть обязательной адаптация к казахстанским реалиям. Это относится к вопросам школ с русским языком обучения. У нас имеется большой пласт казахского медийного пространства. Здесь не могут быть механические переводы учебников на казахский язык. Нам необходимы свои оригинальные казахские учебники, созданные на базе изучения медийного казахского пространства, в том числе и электронного, с применением IT-технологий, отвечающих новым вызовам времени.

Именно ученым необходимо обращать внимание на актуальные вопросы современности. Вовсе не случайно поэтому, что в 2012 г. руководимый мною коллектив ученых центра ЮНЕСКО по журналистике и коммуникации Казахского Национального университета им. аль-Фараби выиграл в тендере проектов фундаментальных исследований Министерства образования и науки Республики Казахстан трехлетний проект на 2012-2014 гг. «Разработка технологий медиаобразования для формирования интеллектуального потенциала страны».

2012 г. был посвящен изучению вопросов медиаграмотности, медиаобразования, медиакомпетентности, составлению краткого словаря-справочника, истории, теории и практике вопроса в зарубежных странах, внимательному изучению вопросов медиаобразования в России, составлению справочной литературы в этой области.

Мы подготовили ряд научных сообщений на международных и республиканских конференциях; опубликованы многие научные статьи по данной тематике1.

Мы активно участвуем в созданной представителями ЮНЕСКО групп; в Facebook -«Media and Information Literacy (MIL)»2, где являемся ее модераторами.

Нашей группой ученых создан сайт казахстанской школы социально-ответственной журналистики3. Кроме того, мы являемся

модераторами сайта, созданного под эгидой ЮНЕСКО4.

Ученые проекта имеют разные гуманитарные специальности - медиа, языки, социология, философия, политология, педагогика, связь с общественностью. Это нам позволяет работать в разных направлениях. Например, мы имеем ряд опубликованных книг по вопросам конфликтологии, медиации, социальным конфликтам, терроризму и экстремизму5.

Естественно, вопрос медиабезопасности был освещен в опубликованных книгах, но сегодня мы более целенаправленно и глубоко изучаем этот вопрос в казахстанском медийном пространстве.

Являясь руководителями и членами ряда общественных организаций в Казахстане6, где приоритетом являются гендерные, женские и детские вопросы, мы более двух десятков лет подряд участвуем в работе по информированию в области прав женщин, прав ребенка, по искоренению насилия в отношении женщин и детей, по ликвидации наихудших форм детского труда, изучению влияния медиа на данные вопросы.

Медиаобразование и медиабезопасность -актуальные вопросы современности - в казахстанских СМИ и казахстанском интернет-пространстве недостаточно изучены, но в темах СМИ присутствует практически ежедневно.

Объединение усилий государственных органов и общественных организаций, ученых, педагогов, заинтересованных людей поможет в быстрейшем продвижении вопросов медийной грамотности, просвещения, образования, компетентности и безопасности Казахстана.

Задача ученых - не только изучать подробно и постоянно эту проблему, но и лоббировать внедрение изучения предметов «Медиаобразование» в университетах и среди педагогов школ, а затем и ввести как предмет «Медиаобразование» в школах Казахстана.

В связи вышесказанным имеются следующие предложения.

1. Создание программы «Медиаобразование Казахстана».

2. Создание базы данных по теме «Медиаобразование».

3. Работа с терминологией в области медиаобразования. Создание словарей.

4. Введение специальности «Медиаобразование» в университетские программы. Подготовка специалистов.

5. Вклад ученых Казахстана в программу «Медиаобразование Казахстана».

6. Внедрение международных стандартов в обучение, согласно Болонскому процессу.

7. Межгосударственное сотрудничество и партнерство в рамках Таможенного Союза, Болонского процесса.

8. Введение предмета в средних образовательных учреждениях Казахстана.

9. Сотрудничество с ЮНЕСКО в области медийного просвещения, образования и компетентности.

10. Создание общественной Ассоциации специалистов медиаобразования Казахстана

Примечания

1 См.: Ахметова, Л. С. Гендер, медиаграмотность и медиаобразование: проблемы и перспективы // Гендерные аспекты социальной модернизации общества : материалы междунар. науч.-практ. конф. Алматы, 2011. С. 287-291; Ахметова, Л. С. Новые медиа в Казахстане: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. URL: http://connect-universum.com/blog/ connectuniversum/53.html; Ахметова, Л. С. Медиаграмотность и медиаобразование в контексте защиты национальной безопасности // Узкие проблемы медийного законодательства РК : сб. ст. Алматы, 2012. С. 29-32; Ахметова, Л. С. Массмедиа и гражданский сектор в период председательства Казахстана в ОБСЕ: новые вызовы времени» // Каза^стандагы PR жэне БАК : сб. ст. Вып. 5. Алматы, 2012. С. 11-13; Ахметова, Л. С. Социальные сети: история и опыт работы // Материалы Респ. науч.-практ. конф. «М. Барман-кулов - основатель теории и практики телевизионной журналистики Казахстана» (Алматы, 27 ноября 2012 г.). Алматы, 2013. С. 17-20; Веревкин, А. В. Саморегулирование СМИ: потребности и приоритеты / А. В. Веревкин, Т. Ю. Ли-фанова // Вестн. Казах. нац. ун-та. Сер. Социология. Психология. 2012. № 2. С. 46-51; Веревкин, А. В. Сетевые технологии в современной культуре: социальные перспективы и следствия // Вклад тюркского мира в мировую цивилизацию : материалы междунар. науч. конф. Алматы, 2012.

2 Media and Information Literacy (MIL) [Электронный ресурс]. URL: http://www.facebook.com/

3 Сайт казахстанской школы социально-ответственной журналистики [Электронный ресурс]. URL: http://unesco-kaznu.ucoz.kz/

4 Новые учебные программы в журналистике [Электронный ресурс]. URL: http:// modelcurricula.org/home.html

5 См.: Ахметова, Л. С. Конфликтология. Алматы, 2003. 170 с.; Правоохранительные органы и общественные объединения: обучение переговорам. Алматы, 2009. 178 с.; Защита прав наемных работников. Алматы, 2009. 142 с.; Разрешение социальных конфликтов : метод. пособие. Астана, 2010. 178 с; Ахметова, Л. С. Терроризм и экстремизм: история, теория и практика вопроса : учеб. пособие / Л. С. Ахметова, А. В. Веревкин, Т. Ю. Лифанова. Астана, 2011. 204 с.

6 Алматинская Конфедерация неправительственных организаций «Эрштес» [Электронный ресурс]. URL: www.akno.kz; «Союз женщин интеллектуального труда» [Электронный ресурс]. URL: http://intellwomen.ucoz.kz; http://migration.kz; «ЕрАзамат» [Электронный ресурс]. URL: http://erazamat.ucoz.kz; http:// gender-strategy.ucoz.com/

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).

Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 41-43.

Т. Б. Бабаева

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ СУБЪЕКТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИССОНАНСОВ РЕКЛАМЫ

Рассматриваются вопросы, связанные с конкретными действиями по оптимизации процесса избыточного поступления рекламы к потребителю. Анализируются возможные эстетические приемы, позволяющие привносить в рекламу юмористические и игровые элементы для придания рекламным коммуникациям позитивной направленности.

Ключевые слова: реклама, коммуникация, негативное влияние, юмор, эстетизация, игровые технологии.

Современная реклама - один из мощных регуляторов жизненного пространства человека, который оказывает существенное воздействие на его сознание, поведение, ценностно-смысловые установки.

Сегодня очевидно, что воздействие рекламных сообщений оказывается шире, чем выполнение ими только функций продвижения товара и стимулирования сбыта. Как пишет В. В. Уче-нова, современный взгляд на массово-коммуникативные процессы заставляет признать, что рекламная продукция базируется на глубинных социокультурных предпосылках и затрагивает разнообразные сферы человеческих контактов. Поэтому в зарубежной и отечественной науке реклама рассматривается в широком социокультурном контексте, служит объектом исследования во многих отраслях общественного знания: в экономике, в бизнесе, в социологии, в философии, в антропологии, в эстетике.

Отдельно следует сказать о психологических исследованиях рекламы. Во всем мире этим исследованиям придается первостепенное значение, хотя отечественные специалисты сами признаются, что в отечественном дискурсе

«проблемы, связанные с психологией рекламы, остаются практически не изученными» [4. С. 5].

В связи с обострением конкурентной борьбы на российском потребительском рынке товаров и услуг исследования в области рекламных коммуникаций становятся приоритетными: разрабатываются специальные психотехнологии презентации товара; выявляются психологические механизмы мотивации поведения потенциального покупателя; анализируются эффективность рекламных воздействий на весь комплекс психических процессов. Все эти задачи решаются, в первую очередь, в интересах бизнеса и рекламодателей. Не спрашивая потенциального покупателя о том, хочет он этого или нет, «эффективные рекламные образы внедряются в подсознание потребителей» [4. С. 6].

Что касается самих «потенциальных потребителей», то многими из них реклама воспринимается как побочный продукт СМИ, мешающий нормальному просмотру телевизионных программ, чтению газет. Наряду с положительной реакцией на рекламу, присутствует и негативная, переходящая порой в агрессивную, связанную с различными обстоятельствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.