Научная статья на тему 'Медиаобразование для педагогов: становление традиции'

Медиаобразование для педагогов: становление традиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

Региональный центр медиаобразования в Екатеринбурге существует сравнительно недавно. Его активная деятельность создание фильмов, телевизионных познавательных программ и проектов для детей и молодежи, выпуск (с 2007 года) журнала «Образование Медиа Общество: пространство сотрудничества» и т.д., обрела широкую известность. Еще одна зарождающаяся традиция проведение медиаобразовательных курсов и семинаров для педагогических кадров Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование для педагогов: становление традиции»

Актуальные новости Медиаобразование для педагогов: становление традиции

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук, доцент

Региональный центр медиаобразования в Екатеринбурге существует сравнительно недавно. Его активная деятельность - создание фильмов, телевизионных познавательных программ и проектов для детей и молодежи, выпуск (с 2007 года) журнала «Образование Медиа Общество: пространство сотрудничества» и т.д., - обрела широкую известность. Еще одна зарождающаяся традиция - проведение медиаобразовательных курсов и семинаров для педагогических кадров Урала.

В декабре 2008 года по инициативе Регионального центра медиаобразования в Екатеринбурге, которым руководит А.Р. Кантор, были организованы уже вторые по счету курсы повышения квалификации педагогических кадров Свердловской области. Слушателями этих курсов стали учителя-предметники, работники дополнительного образования, представители администрации школ из многих уральских городов -Екатеринбурга, Качканара, Верхней Пышмы и др. Программа курсов включала несколько модулей, посвященных теоретическим, методическим и практическим аспектам медиаобразования. Введение модульной системы позволило педагогам ознакомиться с широким кругом интересующих их вопросов, принять участие в тренингах, заседаниях «круглых столов», интерактивных семинарах, поучаствовать в работе творческой мастерской, ознакомиться с медиатворчеством школьников и т.д.

С основами медиаобразования слушателей знакомили медиапедагоги из Москвы, Екатеринбурга, Таганрога. Например, кандидат философских наук, президент ЮНПРЕСС С.Б.Цымбаленко познакомил аудиторию с проблемами влияния информационного пространства на современное молодое поколение, с возможностями взаимодействия разных поколений в процессе социализации, представил анализ опыта экспериментальных исследований и практического моделирования в области медиаобразования на материале прессы.

Ярким событием стало выступление известного уральского мультипликатора, художника, создателя и руководителя детской студии анимации «Аттракцион», Члена Союза кинематографистов России, дипломанта международных конкурсов и фестивалей, С.С.Айнутдинова. Он раскрыл слушателям курсов тайны создания анимационных фильмов, поделился опытом работы студии, познакомил с различными технологиями создания мультипликационных фильмов и т.п. Интерес аудитории вызвала демонстрация и обсуждение фильмов детской студии «Аттракцион».

Автор этих строк также принимала участие в работе курсов. Вниманию педагогов были представлены актуальные проблемы отечественного медиаобразования, основные теоретические и методические подходы к медиаобразованию. Особое внимание было уделено изучению форм, методов, практических приемов и технологий современной медиапедагогики, в процессе изучения которых аудитория получила возможность овладеть практическими умениями анализа и подготовки медиатекстов различных видов и жанров. Изучение теоретических, методических и практических основ медиаобразования школьников позволило слушателям овладеть базовыми навыками разработки и создания медиаобразовательных проектов для дальнейшего применения в практической деятельности.

Сочетание аудиторных занятий, основанных на лекционных и практических формах освоения учебного материала, использование примеров и ситуаций из собственного педагогического опыта слушателей и выполнение самостоятельной работы - все это было ориентировано на активизацию полученных теоретических знаний и освоение методического инструментария в реальную практику для решения конкретных медиаобразовательных проблем. В процессе занятий слушатели участвовали в работе «круглых столов», где обсуждались важные вопросы реализации потенциальных возможностей медиаобразования для образования, развития и воспитания подрастающего поколения.

Интерес у аудитории вызвал интерактивный семинар на материале современной медийной рекламы. Этот вид работы представлял собой полилоговую форму закрепления и углубления полученных знаний: слушатели заранее подготовили презентации и анализ рекламных медиатекстов. В результате совместной дискуссии педагоги овладели основами анализа аудиовизуальных медиатекстов, составили рейтинг представленных презентаций, приняли участие в творческих заданиях, направленных на развитие полноценного восприятия аудиовизуальных медиатекстов (предлагали свои варианты озвучивания, прогнозировали успех той или иной рекламы и т.д.).

Работая в творческой мастерской, слушатели овладевали приемам анализа и критического осмысления аудиовизуальных медиатекстов на примере мультипликационных фильмов для детей и взрослых. В процессе работы ими были освоены разнообразные формы творческих, игровых заданий, конкурсов, применение которых возможно как в учебной, так и внеклассной работе со школьниками разных возрастных групп.

В процессе освоения учебной программы нами использовались групповые, индивидуальные и коллективные формы работы над медиаобразовательными проектами, проводилась практика ролевых и имитационных игр на медиаматериале, анализ и обсуждение медиатекстов различных видов и жанров.

Аудитории был предоставлен учебно-методический комплекс, в который были включены электронные версии книг (монографий, учебных пособий по медиаобразовательной тематике, журналов «Медиаобразование», а также

текстовые и презентационные материалы по основным разделам занятий). Предоставленное сопровождение позволило аудитории составить методическое портфолио слушателя, которое одновременно было формой аутентичного оценивания хода и результатов работы с учебным содержанием программы: основными понятиями медиаобразования, его стратегическими целями, задачами; теоретическими подходами к медиаобразованию; моделями современного медиаобразования; ролью и значением медиаобразования в жизни современного подрастающего поколения; медиаобразовательными методиками в учебно-воспитательном процессе; основными показателями развития медиакомпетентности.

Особую ценность представляли практические разработки медиаобразовательных проектов, которые подготовили слушатели. Эти проекты они выполняли в рамках своей педагогической деятельности. К примеру, учителя-предметники подготовили разработки интегрированных уроков по химии, информатике, литературе и т.д.; педагоги дополнительного образования включили медиаобразовательные элементы в работу кружков и студий, а методисты разработали модули подготовки педагогических кадров к внедрению медиаобразования в учебно-воспитательный процесс. Защита проектов сопровождалась обсуждением в аудитории, многие разработки отличались оригинальностью и новизной.

Безусловно, подготовка медиаобразованных педагогов - важная задача сегодняшнего дня, и ее решение возможно при условии соответствующей подготовки специалистов в педагогическом вузе. Однако до сих пор остается открытым вопрос реализации потенциальных возможностей медиаобразования тех педагогов, которые уже окончили свое обучение в вузе и приступили к педагогической деятельности. И одним из путей здесь может стать повышение квалификации педагогических кадров, знакомство с теорией, историей и практикой отечественной и зарубежной медиапедагогики, формах и методах интегрированного, специального или факультативного медиаобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.