УДК 339.138
МЕДИАМАРКЕТИНГ КАК ОСНОВА ПРОДВИЖЕНИЯ РЕДАКЦИОНИО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА
Везетиу Екатерина Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные маркетинговые задачи издательства, где маркетинг - это есть комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с продукцией издательства, таких как: изучение потребителя; исследование мотивов его поведения на рынке; анализ собственного рынка издательства; анализ форм и каналов сбыта продукции; анализ объема товарооборота; изучение конкурента, определение форм и уровня конкуренции; изучение рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения книг на рынке; изучение своей ниши рынка, где издательство имеет наилучшие по сравнению с конкурентами возможности по реализации своей продукции. Описаны ряд особенностей при создании периодических печатных и электронных журналов. В работе исследуется продукт печатной периодики, а именно журнал-травелог. Журнал путешествий - это практическое, наглядное представление информации в структурированном и удобном для восприятия виде.
Ключевые слова: медиамаркетинг, книготорговый маркетинг и издательский маркетинг, журнал-травелог.
Annotation. This article discusses the main marketing tasks of a publishing house, where marketing is a set of activities to study all issues related to the publishing house's products, such as: consumer research; research into the motives of his behavior in the market; analysis of the publishing house's own market; analysis of forms and channels of product sales; analysis of trade volume; studying the competitor, determining the forms and level of competition; study of advertising activities; determining the most effective ways to promote books on the market; studying your market niche, where the publishing house has the best opportunities to sell its products compared to its competitors. A number of features are described when creating periodical printed and electronic magazines. The work examines the product of printed periodicals, namely a travel magazine. A travel journal is a practical, visual presentation of information in a structured and easy-to-read form
Key words: media marketing, bookselling marketing and publishing marketing, travel magazine.
Постановка проблемы. Маркетинг в каждой сфере деятельности имеет свои особенности и понятия. Существуют два определения - медиамеркетинг и редакционно-издательский маркетинг. Этот тип основывается на инструментах СМИ. Медиамаркетинг всецело изучает рынок массовой информации, в ходе его получает, анализирует и оптимизирует информацию.
Здесь можно выделить три цели:
1. Удовлетворение потребностей покупателя и пользователя периодическими изданиями.
2. Обеспечение оптимальных условий для продвижения издания на рынке.
3. Оптимизация работы редакции и повышение уровня ее работы [3].
Маркетинг, реализованный в медиасреде, содержит в себе определенные способы составления и проведения событий, которые помогут увеличить сбывание продуктов массовой информации. Пользователи являются основным объектом медиамаркетинга, поскольку ритейлер приобретает шанс влиять на аудиторию посредством каналов СМИ [6].
Изложение основного материала. Важно отметить, что увеличение дохода при помощи выбранной рекламы, напрямую зависит от успешности сбыта и популярности продукции. Продвижение на издательском рынке какого-либо издания преследует свои определенные цели, например, для журналов, уже существующих продолжительное время, и имеющих свою аудиторию, основная задача - сохранить своих пользователей и привлечь потребителей других изданий. Следовательно, новые издания имеют те же, задачи, но достигаются они в обратном порядке, поскольку для начала необходимо заинтересовать, завлечь, удержать своего потребителя.
Рассмотрим основные маркетинговые задачи издательства. Медиамаркетинг довольно динамично воздействует на функционирование издательского предприятия на всех этапах производства и продвижения на рынок подготовленного продукта. Можно сказать, что маркетинг - это есть комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с продукцией издательства, таких как: изучение потребителя; исследование мотивов его поведения на рынке; анализ собственного рынка издательства; анализ форм и каналов сбыта продукции; анализ объема товарооборота; изучение конкурента, определение форм и уровня конкуренции; изучение рекламной деятельности; определение наиболее эффективных способов продвижения книг на рынке; изучение своей ниши рынка, где издательство имеет наилучшие по сравнению с конкурентами возможности по реализации своей продукции [4].
Книготорговый маркетинг и издательский маркетинг имеют существенное различие, в первом случае используется уже готовый продукт - какое-либо издание, а продукт, с которым работает издательский маркетинг не имеет никакого материального исполнения. Соответственно можем сделать вывод, что основной целью маркетинговой деятельности издательства является получение максимальной прибыли, от сбыта книжного или же журнального проекта.
Необходимо определить главные задачи издательств, занимающихся выпуском периодических печатных и электронных изданий: повысить известность продукта (потребитель должен быть достаточно проинформирован о том, что есть такая продукция); обозначение продукции на издательском рынке (потребитель должен знать, что из себя представляет продукт); повышение численности потребителей с помощью привлечениях новых целевых групп, перетягивание потребителей своих конкурентов [8].
Рекламисты, специалисты по связям с общественностью и маркетологи постоянно пытаются усовершенствовать свою деятельность и занимаются разработкой новых способов реализации продуктов издательского дела на рынке. На настоящем этапе деятельность редактора состоит из большого количества комплексов, направленных на подготовку и продвижение как готового издания, так и крупных издательских программ. Маркетинг является частью этих комплексов. Редактору необходимо продумывать способы реализации продукта еще на начальном этапе его подготовки, поскольку, имея уже готовое издание, он может столкнуться с непредвиденными проблемами, которые можно решить только на первоначальной стадии. Соответственно, перед тем как создавать издательский продукт необходимо тщательно продумать сможет ли издательство реализовать его по оптимальной цене. Следовательно, редактору перед решением работать с продукцией или нет необходимо сформировать определенный «багаж» информации об издании, а значит ему надо проанализировать рынок и похожую литературу, возможно даже обратиться за помощью к квалифицированному специалисту в конкретном направлении.
Существует ряд особенностей при создании периодических печатных и электронных журналов. Научные исследования средств массовой информации в настоящий период начинают прогрессировать. С появлением все новых групп периодических изданий, теле-и радиопрограмм, информационных агентств и сетевой журналистики происходит активное развитие типологических особенностей всей совокупности средств массовой информации. Полностью структурированных и окончательных результатов исследования типологии средств массовой информации на сегодняшний момент не обнаружено. Многие ученые приводят различные доводы по интересующему вопросу, однако определенных выводов, позволяющих выработать специфику системы типологизации средств массовой информации, составить не удается. Существует множество исследований, посвященных этому вопросу, сделать выводы об этом позволяют
последние труды таких ученых, как Я.Н. Засурский, Э.А. Лазаревич, М.И. Шостак, А.И. Акопова и некоторых других. Однако прийти к общему заключению исследователям не представилось возможным. Если же нет определенной типологии общих СМИ, нет и возможности составить единую типологическую модель всем отдельным отраслям средств массовой информации. В настоящей работе исследуется продукт печатной периодики, а именно журнал-травелог, который относится к туристической журнальной прессе. Именно поэтому далее более детально разберем особенности типологических моделей данного класса периодики.
Туристические СМИ представляют собой востребованный и актуальный сегмент на рынке периодики, однако в работах, посвященных типологии периодической печати не выделяются издания, представляющие туристическую тематику, а это значит, что туристическая пресса не встроена как отдельный тип в системе периодической печати. Опираясь на вышеизложенные материалы, можно рассуждать о том, что, если не выработана общая концептуальная схема типологических моделей всей совокупности периодики, но исследователи стремятся ее разработать, то смеем предположить возможность в будущем изучения туристической прессы как отдельного пласта всей периодической продукции [2].
Научное общество на протяжении долгого периода времени не воспринимало трэвел-журналистику как интересный предмет для изучения. Однако в последнее время на фоне активизации позиций инфотеймента и интертеймента в СМИ ученые довольно динамично исследуют тему «несерьезной» журналистики, к которой принято относить и трэвел-журналистику. Это является достаточно правильным, так как именно это направление журналистики воздействует на этническую самоидентификацию общества и на представление людей образов различных культур мира. В следствии появляются множество работ по исследованию истории прессы путешествий, но интересующий нас вопрос типологии малоизучен.
Многие исследователи подходят к изучению типологических особенностей туристической прессы как разновидности других типов прессы: «Это может быть категория «полезный досуг» в рамках рекреативной журнальной периодики. Однако пресса путешествий может рассматриваться, как интегративный объект, имеющий целостную форму, даже несмотря на существование множества разных СМИ, объединенных тем не менее общей тематикой - туризм и путешествия [2].
Прежде чем обозначить существование типологических моделей журнальной прессы путешествий, необходимо рассмотреть основные типологические особенности журнала в целом. Сейчас существуют различные комбинации в изучении типологии СМИ. Наиболее яркие описаны в трудах, уже упоминавшихся выше авторов. В ходе настоящей работы остановимся на одном из них, наиболее соответствующем нашим целям. Согласно типологической методике исследования М.В. Шкондина все типологические признаки можно разделить на три типоформирующие группы: издатель, цели и задачи, читательская аудитория, а ключевыми признаками считается характер аудитории, целевое назначение издания и характер передаваемой информации [10].
Целевая аудитория туристических журналов может быть: массовой; профессионально направленной; имеющая социальный интерес.
К целевому назначению журналов-травелогов относят: создание межкультурных связей; информирование целевой аудитории о новинках в области туризма и других сферах; формирование имиджа страны; повышение узнаваемости территории охвата.
Особенности передаваемой информации: четкая структурированность; достоверность излагаемых фактов; красочность изложения; ориентированность стиля изложения на целевое назначение и целевую аудитории журнального издания.
Определив общую типологию туристической прессы, остановимся на подробном рассмотрении журналов-травелогов. Поскольку целью настоящей работы является определение особенностей редактирования именно журналов путешествий, так как это универсальный тип журнальной прессы, охватывающий практически весь спектр общественных тем. Анализируя определенный вид журналов путешествий нам необходимо охватить все жанровое своеобразие трэвел-текстов, а большее их количество содержит именно журнал-травелог. Журнал путешествий - это практическое, наглядное представление информации в структурированном и удобном для восприятия виде. Это
своего рода «пособие для путешественника», даже в современном мире, когда у каждого человека есть доступ к любому источнику информации журнал-травелог не перестает быть актуальным. Не исключается и тот факт, что в любой момент может пропасть Интернет, электронный ресурс может перестать работать, соответственно, информацию получить невозможно. В случае с печатным изданием такого не произойдет, необходимая информация, буквально будет «под рукой», ведь журнал можно взять с собой, он не займет много места и послужит ценным источником информирования, а также это способ развлечься в свободную минуту. Глянцевый журнал-травелог удовлетворяет эстетическим требованиям пользователя. Материал как текстовый, так и изобразительный для журнала путешествий отбирается довольно тщательно, то есть в печатном издании вы вряд ли увидите размытое изображение того или иного объекта, меньше процент недостоверности фактов.
Основным предметом повествования в журналах-травелогах являются туризм и путешествия, а проблематику составляет информация культурного характера, здесь описываются темы истории, этикета, географии, культуры, искусства и традиций многих стран и народов мира. Это зависит от предназначения журнала, если он мировой значимости, то освещается жизнь из разных стран, а если издание ориентировано на повествование культа определенной местности, то более детально раскрываются особенности существования выбранной территории.
Функциональные особенности журналов-травелогов достаточно разнообразны. Задача самого издания во многом определяет функции журнала-травелога. Каждый человек живет в культурной сфере с момента рождения, поэтому чтобы понять отличия его собственного пространства от другого, а также сопоставить их, ему необходимо переместиться в иную сферу. Следовательно, можно утверждать о существовании культурологической функции, которая помогает туристу познать культуру другого народа.
Для определения специфики современных травелогов воспользуемся трудами Т.Ю. Редькиной. Она предлагает называть тексты о путешествиях, которые прежде были просто путевыми очерками и заметками, трэвел-медиатекстом. Такие тексты образуются путем сливания речевых процессов: научного, политического, бытового, рекламного характера. Определив типы трэвел-медиатекстов, можно называть их целевое и функциональное назначение. Автор выделяет информационно-познавательный, информационно-популяризующий и информационно-рекламный типы. Кроме того, возможен вариант определения «сценария путешественника», то есть отличительные признаки, определяемые целью и социальным статусом [9].
Автор также выделяет типы трэвел-медиатекстов по цели: научные, журналистские, для отдыха, для освоения норм культуры и общественной жизни.
Данные классификации дают нам право говорить о целом наборе функций: информационная, культурно-просветительская, образовательная (познавательная), эстетическая и рекреативная. За рамками остались такие функции как дидактическая и идеологическая, которые в меньшей степени присуще современному травелогу.
Отметим, что основными функциями, к которым относим журнал-травелог дают нам возможность выделять их как научно-популярный тип издания.
Во-первых, это познавательная функция. Она призвана обогащать читателя новыми знаниями, рассказывать ему об окружающем его мире, науке и технике, сформировать у него потребность познавать новое самому и учиться размышлять. Эта функция может реализовываться как в трэвел-медиатекстах, так и в научно-популярных статьях.
Во-вторых, это рекреативная функция. Развлекательные тексты, которые в последнее время претерпевают изменения и наращивают свою силу, благодаря процессам ускорения жизненного ритма, занимают главенствующее место в журналах о путешествиях.
В-третьих, журналы-травелоги выполняют интегрирующую функцию, как издания, которые рассказывают одним людям о жизни других людей. Чаще всего, такие журналы вызывают чувство солидарности, сопереживания, толерантности и другие. Вместе с этим нередко формируется позитивный образ «Другого» и начинается процесс переосмысления образа «Я».
Эти функции полностью определяют журнал-травелог как научно-популярный тип издания. Ко всему многообразию функционального назначения журналов путешествий,
говоря о печатных глянцевых видах журналов-травелогов не можем не выделить еще одну не менее важную, на наш взгляд функцию - эстетическую. Она осуществляет определенное воздействие на читателя с помощью внешней (характером оформления внешних и внутренних элементов журнала-травелога) и внутренней формы (содержательность фотографий и текста).
Говоря об этих функциях, важно учитывать, что в реальной жизни журнал-травелог выступает как функциональная система и функциональная целостность, воздействуя на читателей всей совокупностью функций.
Прежде чем приступить к описанию процесса редактирования текстовых и нетекстовых элементов необходимо определить из чего состоит редактирование в целом. Редактирование проходит в несколько этапов, таких как: подготовительный, редакционный, производственный, маркетинговый.
В ходе настоящей работы необходимо подробнее рассмотреть редакционный этап. Когда работа с поиском издания и автора завершена и проведено рецензирование можно приступать к редактированию. Сначала к работе приступает корректор, далее редактор и начинается подготовка к печати. В большинстве малых издательств все процессы набора, верстки и редактирования выполняет один человек. Это неверное решение, которое скорее всего может отразиться на качестве подготовки издания.
Доступный язык и стиль произведения способствует усвоению содержания книги. Анализ этих компонентов нового произведения литературы является одним из важнейших направлений в работе редактора.
Важнейшим требованием к языку можно назвать соответствие языка и стиля содержанию. Язык в журнальных изданиях должен быть, с одной стороны, сжатым, лаконичным, полностью выражать содержание статьи, а с другой стороны -выразительным, вызывающим ассоциации, создавать определенную систему представлений и образов. Редактор должен помнить, что понятность статьи зависит от простоты и ясности ее языка.
Фундаментальных трудов по теории и практике моделирования изданий газетного и журнального типов, организации их выпуска еще не проводилось, поэтому общий план разработки конкретных периодических изданий на сегодняшний день не разработан.
Моделирование периодических изданий строится на основе учета следующих факторов: экономического (состояние рыночной экономики страны), технологического (технические условия труда), сегментирования читательской аудитории, тематического (тематическая направленность), жанрового (используемые жанровые материалы).
Установленных требований оформления журнала на настоящий момент не выявлено, следовательно, целесообразно рассматривать специфику его создания в системе общих приемов моделирования периодических изданий.
Работу над оформлением журнального издания можно разделить на следующие этапы: определение структуры публикации, оформление заголовков, выбор и оформление фотографий, верстка статьи, верстка полосы, предпечатная подготовка.
Разработка журнала начинается с определения композиции (структуры) всего издания - это последовательность расположения его составных частей. Особенностью подобного рода изданий является так называемое расширенное чтение. Подобное чтение требует некоторых стараний от читателя, в связи с этим публикация подается в адаптированной и подстроенной для пользователя форме. Поэтому текст целесообразно поделить на информационные части и разделы.
При определении структуры публикации решаются следующие задачи:
- привлечение внимания читателя;
- удержание внимания читателя;
- создание информационной иерархии: информация должна быть подана в удобном для изучения виде, что-то должно быть прочитано в первую очередь, что-то - во вторую;
- создание из многообразия информации единого целого в стилевом отношении.
Основную часть всего журнального контента составляют статьи, которые
сопровождаются изобразительными фрагментами.
Таким образом, анализ медиамаргетинга как основы продвижения редакционно-издательского процесса заключается в инструментах СМИ. Медиамаркетинг всецело
изучает рынок массовой информации, в ходе его получает, анализирует и оптимизирует информацию.
Выводы. Таким образом, можем констатировать, что в печатном издании основная информация структурирована и представлена в удобном для восприятия виде. Также если журнал-травелог глянцевый, то он удовлетворяет эстетическим требованиям пользователя. Материал как текстовый, так и изобразительный для журнала путешествий отбирается довольно тщательно, то есть в печатном издании вы вряд ли увидите размытое или невысокого разрешения изображения того или иного объекта, что часто можем наблюдать на страницах интернет-порталов.
Маркетинг в каждой сфере деятельности имеет свои особенности и понятия. В медиа среде существует два определения - медиамеркетинг и редакционно-издательский маркетинг. Этот тип основывается на инструментах СМИ. Медиамаркетинг всецело изучает рынок массовой информации, в ходе его получает, анализирует и оптимизирует информацию.
Отметим, что на настоящем этапе деятельность редактора состоит из большого количества комплексов, направленных на подготовку и продвижение как готового издания, так и крупных издательских программ. Маркетинг является частью этих комплексов.
Список литературы:
1. ВКонтакте: официальное сообщество / Крымский журнал. - URL: https://vk.com/crimean.magazin (дата обращения: 27.03.2021). - Текст: электронный.
2. Волкова, Л.А. Издательско-полиграфическая техника и технология: учебник для вузов / Л.А. Волкова. - Москва: МГУП «Мир книги», 1999. - 224 с. - ISBN 5-7043-0941-0.
- Текст: непосредственный.
3. ГОСТ 5773-90 Издания книжные и журнальные. Форматы: межгосударственный стандарт: дата введения 1991-07-01. - Текст: электронный // Консорциум «Кодекс»: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200015243
4. ГОСТ Р7.0.16-2014 СИБИД. Книжные издания. Издательско-полиграфическое оформление текстового блока: национальный стандарт: дата введения 2014-07-01. -Текст: электронный // Консорциум «Кодекс»: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200108465
5. Добкин, С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору / С.Ф. Добкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Книга, 1985. - 208 с. - Текст: непосредственный.
6. Климова, О.В. Современное издательское дело: опыт редактора: учебное пособие / О.В. Климова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, унта, 2019. - 132 с. - ISBN 978-5-79962694-5. Текст: непосредственный.
7. Кустов, В.А. Брендинг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» / В.А. Кустов.
- Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. - 132 с. - Текст: электронный // Саратовский социально-экономический институт РЭУ имени Г.В. Плеханова: [библиотека]. - URL: http://www.seun.rU/content/learning/4/science/l/doc/Brending_Kustov.pdf
8. Лобин, A.M. Проектирование и анализ концепции книжного издания: учебное пособие для студентов специальности 030901 «Издательское дело и редактирование» / A.M. Лобин, М.В.Миронова. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 110 с. - ISBN 978-5-97950470-4. - Текст: непосредственный.
9. Редькина, Т.Ю. Трэвел-медиатекст: средства создания увлекательности изложения / Т.Ю. Редькина // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19-20 апреля 2012 г.). -URL: http://rus.jf.spbu.ru/conference/2197/2207.html
10. Шкондин, M.B. Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. - Москва: Аспект Пресс, 2009. - 236 с. - ISBN 978-5-7567-0432-7. - URL: https://www.ibooks.ru/bookshelf/27163/reading (дата обращения: 29.09.2023). - Текст: электронный.