Научная статья на тему 'Журналы-травелоги в системе специализированной периодики России: историко-типологический Аспект'

Журналы-травелоги в системе специализированной периодики России: историко-типологический Аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
359
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ ПУТЕШЕСТВИЙ / ТИП ИЗДАНИЯ / ПУТЕШЕСТВИЯ / ТРАВЕЛОГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Копачан Я. Г.

В статье исследованы журналы путешествий как элемент специализированной периодики России, охарактеризованы функциональные и жанрово-тематические особенности изданий. В качестве материала использованы отечественная и зарубежная традиции изучения этапов становления и развития журналов путешествий от зарождения до современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналы-травелоги в системе специализированной периодики России: историко-типологический Аспект»

ЖУРНАЛЫ-ТРАВЕЛОГИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПЕРИОДИКИ РОССИИ: ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Копачан Я.Г.*

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, г. Санкт-Петербург

В статье исследованы журналы путешествий как элемент специализированной периодики России, охарактеризованы функциональные и жанрово-тематические особенности изданий. В качестве материала использованы отечественная и зарубежная традиции изучения этапов становления и развития журналов путешествий от зарождения до современности.

Ключевые слова: журналы путешествий, тип издания, путешествия, травелог.

В отечественных исследованиях последних лет наблюдается возросший интерес к историко-типологическому изучению современной периодики, однако до настоящего времени журналы путешествий не имеют должного научного освещения ни как система, ни на уровне отдельных изданий.

Кроме того, журналы путешествий не получили должного терминологического описания: так, в авторитетном англо-русском толковом словаре концепций и терминов «Коммуникативистика и средства информации» Л.М. Зем-ляновой (МГУ, 2004) [1] понятия «журнал-травелог», «инфлайт», «партворк» не зафиксированы, хотя «инфлайты» и «партворки» на российском медиа-рынке существуют с начала 2000-х годов, а старейший отечественный жур-нал-травелог «Вокруг света» имеет более чем полуторовековую историю.

Особый интерес для нас представляет диссертационное исследование С.Ю. Лучинской (2009 г.) [2], которая впервые рассматривает журналы путешествий как своеобразную информационную систему, имеющую свое устойчивое «нишевое» [8, с. 89] поле и потенциал для развития и усложнения своей типологической структуры. Лучинская предлагает классификацию прессы путешествий по целому ряду признаков - тематическому направлению, целевому назначению и типоформирующим признакам. Изучению журналов путешествий в системе специализированной периодики посвящены работы Ю.В. Ростовской [5, 6].

Существуют различные подходы к типологии журналов-травелогов, однако большинство исследователей разделяют мнение о том, что журналы путешествий включают в себя специализированные и узкоспециализированные отраслевые издания категории travel (от англ. - «путешествие»).

* Аспирант кафедры Рекламы и связей с общественностью.

Целью данной статьи является: выявить перечень журналов-травелогов в системе специализированной прессы на отечественном рынке, охарактеризовать их особенности и тематический пласт. Рассмотрев эволюцию журналов путешествий в контексте своей тематической направленности, стилистики, выбора целевой аудитории на примере конкретных специализированных изданий, была сделана попытка оценки перспективных направлений их развития в рамках travel-журналистики.

Журналы-травелоги, журналы путешествий или журналы для путешественников на современном информационном рынке в России и в мире представляют собой один из наиболее адаптированных к изменениям и активно развивающихся сегментов прессы путешествий, типологически восходящей к соответствующей литературе путешествий. Дальнейшее развитие в истории жанра определило место «путешествия» не только в литературе, но и в журналистике, которое становится составной частью журнального процесса в XVIII веке, когда наблюдается активное развитие периодической печати во всем мире. И только к середине XIX века журнал путешествий выделяется в качестве самостоятельного типа издания. XX же век закрепил тенденцию к формированию устойчивой системы журналов-путешествий в самых различных модификациях, которая продолжилась и в новом столетии, дополняя журнальные формы инновационными проектами мультимедийного свойства.

Послевоенные годы в России характеризуются организационно-структурной перестройкой туризма, восстановлением его материально-технической базы, расширением географии туризма. Происходит оживление международного туристского обмена, повсеместное распространение внутреннего туризма. Это обусловило появление новой специализированной прессы, отвечающей требованиям времени.

Прототипами специализированных журналов-травелогов, особенно изданий, посвященных спортивному и любительскому туризму - охота, рыбная ловля и т.п., стали альманахи: «Туристские тропы» (издавался с 1958 г. по 1962 г. тиражом 20000-200000 экз.), «Охотничьи просторы» (издавался с 1950), «Приключения в горах» (с 1961), «Рыболов-спортсмен» (с 1948). Для работников сферы туризма Главное управление по иностранному туризму издавало специальные «Туристские обзоры», которые, выходили по мере надобности, заняв нишу, которая сейчас принадлежит журналам для профессионалов туризма («Туристический бизнес», «Вестник PATA», «Туризм»: Практика, проблемы, перспективы», «Горячая линия - Туризм»). Если говорить о современности, в группах любительского и спортивного туризма появилось много специализированных изданий-«сателлитов», публикующих материалы о «тематическом» туризме в рамках своей концепции. Так, будучи посвященными яхтингу, судостроению, водным видам спорта, материалы о путешествиях и всемирно известных гонках и ралли публикуют такие журналы, как «Катера и яхты», «Капитан клуб». Отдельную группу со-

ставили журналы о рыбной ловле и охоте: «Охота», «Охотник за трофеями», «Рыболов», «Рыболов-Title», «Рыбачьте с нами». Конный туризм предоставлен в журнале о лошадях «Золотой Мустанг» и др. Среди изданий спортивного туризма известны «Горные лыжи», «Спортивный туризм». Набирающий популярность экстремальный туризм представлен в журналах, специализирующихся на теме экстремального спорта. Первое подобное российское издание - «Вертикальный мир». Всплеск интереса к активному отдыху обусловил выход таких изданий, как «Экспедиция, ЭКС». Журналы «Подводный клуб». «Октопус», «Нептун XXI век» посвящены одному из наиболее популярных направлений спорта - дайвингу и дайвинг-туризму. Поиск свободной ниши обусловил возникновение узкоспециализированных журналов, например, посвященным путешествиям «за красотой и здоровьем» - косметологии, СПА, медицинскому туризму.

Для профессионалов гостиничного и ресторанного бизнеса создаются журналы «Гостиница и ресторан: бизнес и управление», «Отель». Актуальные проблемы туристической деятельности отражены в издании «Туризм право и экономика», «Правовое регулирование туризма в России». В данной категории наблюдается укрепление позиций на информационном рынке, тенденция к увеличению объемов информации, зачастую за счет выпуска тематических приложений.

Рекламно-информационными изданиями представлен отдельный подвид туристических журналов-каталогов и журналов-справочников: «Туризм и отдых» (Москва), журнал-каталог «Турнавигатор» (СПб.) и др. С 1991 г. выходит научно-методический туристический журнал-справочник «Туристские фирмы».

На российском рынке прессы появляются лицензионные или иностранные издания с целью популяризации всех видов туризма в одной отдельно взятой стране. Чешский журнал «Международные мосты» освещает вопросы от экономики, туризма и профобразования до календаря событий в Праге. «Stop in Finland» - ежемесячное познавательное издание-навигатор с подробными картами Финляндии.

Одной из тенденций в развитии журналов путешествий, является появление новых видов специализированных изданий - партворки (коллекционные издания, которые выходят еженедельно или один раз в две недели в течение 1-2 лет; например, «Золотой Глобус») и бортовой журнал «инфлайт» («inflight», среди них журналы: «Аэрофлот», «S7 Airlines» и др.), а также использование в информационно-развлекательных журналах («Русский репортер», «Большой город», «Коммерсант») потенциала прагмапутеводите-лей как туристического гида (журнала в журнале).

Прагмапутеводитель, как правило, включается в журналы делового и развлекательного характера, так называемой литературы В2В (business-to-business, от англ. от бизнеса-к-бизнесу) или В2С (business-to-client, от англ.

от бизнеса-к-клиенту), или тех изданий, которые раньше назывались «General Interest» (от англ. - общих интересов), проявляя себя в рубриках формата: «Как добраться», «Где поесть», «Где остановиться» и т.п.

Таким образом, расширение творческого потенциала журналов-траве-логов напрямую связан с динамикой развития журнальной периодики в нашей стране в условиях глобализации средств массовой коммуникации в целом. Потенциал изданий, направленный на конкретную целевую аудиторию, наиболее велик.

Можно сделать вывод о том, что в специализированных журналах-тра-велогах заложен потенциал локализации, сегментирования и образования «нишевых» пространств для той или иной аудитории, что расширяет границы влияния. Это свидетельствует о том, что глобальная конкуренция далеко не всегда несет в себе негативные последствия - она может оживлять рынок, стимулируя к поиску ответов на сложившиеся вызовы потребительского рынка.

Говоря о перспективах развития журналов путешествий, можно выделить несколько тенденций, определяющих их развитие.

Первая связана с поиском тех сегментов читательской аудитории, которая предполагает особый подход. Речь идет о создании линейки «нишевой» периодики по возрастной, гендерной и хобби-направленности.

Вторая определяется освоением клиентской аудитории, где на первое место выходят журналы типа «инфлайт», которые способны удерживать интерес определенной аудитории в локальном пространстве.

Третья тенденция характеризуется возрастанием мультимедийной составляющей современного типа издания. А также, он-лайновые перспективы журналов-травелогов, которые неизбежно приведут к модификациям в подаче традиционного контента.

Список литературы:

1. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англорусский словарь концепций и терминов. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

2. Лучинская С.Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа: дисс. ... канд. филолог, наук. - Краснодар, 2009.

3. Капкова Ю.В. Журналы о здоровом образе жизни: функциональные, тематические и жанровые особенности: дисс. . канд. филол. наук. - М., 2005.

4. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013. - 92 с.

5. Ростовская Ю.В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - № 2. - С. 206-213.

6. Ростовская Ю. Журналы путешествий: тенденции развития // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. - М.: МГУ, 2005. - Ч. II. -С. 156-159.

7. Слюсаренко Е.А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: дисс. ... канд. филолог. наук. - М., 2003.

8. Уколова А.И. Стратегия адаптации содержания иностранных печатных СМИ на российском медиарынке: дисс. ... канд. филолог, наук. - М., 2009.

9. Шостак М.И. Журналы в системе СМИ: типология и «ниши» изданий / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской // Типология периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2007.

10. Энциклопедия мировой индустрии СМИ / Под ред. Е.Л. Вартановой. -М.: Аспект Пресс, 2006.

ПЕРЕВОДНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ПЕЧАТНОЕ ИЗДАНИЕ В СИСТЕМЕ КОММУНИКАЦИИ

© Пинчук З.Е.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье рассматривается переводное периодическое печатное издание как компонент коммуникации. В соответствии с различными критериями объект соотносится с несколькими типами коммуникации. Анализируются коррелирующие с ними особенности рассматриваемой категории изданий. Утверждается, что переводное периодическое печатное издание имеет характеристики, обусловленные принадлежностью к определенным типам коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация, переводное периодическое печатное издание, культура, средство массовой информации.

В рамках синергетической парадигмы периодическое издание рассматривают как систему, являющуюся элементом системы «коммуникация». «Процессы передачи информации получили название коммуникации, а совокупность средств, предназначенных для этой цели, называется средствами (системами) коммуникации» [8, с. 14]. В процессе коммуникации посредством переводного периодического печатного издания тесно взаимодействуют системы «культура», «язык», «текст», «адресант», «адресат». Каждая из этих систем содержит компоненты, признаки которых служат критериями для соотнесения переводного периодического печатного издания с определенным видом коммуникации.

* Соискатель кафедры Издательского дела, рекламы и медиатехнологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.