[Ю. А. Орлова]
обнаружены диалектические «единство и борьба» противоположностей, затронуты психологические глубины человеческой личности.
Повесть «Бельведерский торс» предстает творением, в котором автор художественными средствами попытался показать относительность знания и ограниченность разума в раскрытии вневременных проблем: «Смысл жизни и Смысл искусства», «Гений и Безумие», «Творчество и Любовь». Несколько ранее М. Алданов признавался в неумении проникнуть в сложности человеческой натуры былых времён, но в произведении ему удалось преодолеть это заблуждение и суметь не только углубиться в психологию человека прошлого, но приблизиться к пониманию психологии и философии человеческой жизни в целом. В данном случае «недооценка» себя Алдановым сродни стремлению к совершенству его героя Микеланджело.
ПРИМЕЧАНИЕ
* Настоящее» («Бельведерский торс», 1936), «то» («Святая Елена, маленький остров», 1921), «это» («Пуншевая
водка», 1938) — такими «общими» словами в своих произведениях разных лет называет Алданов продукт истинного творчества, душу произведения, её воплощенный (реализованный фактически) замысел. Вряд ли можно предположить, что образованнейший человек Алданов не мог подобрать более сильное определение — скорее он использовал эти слова сознательно. Божественное и непостижимое Знание — вот что, по Алданову, «настоящее» для истинного художника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алданов М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2: Мыслитель: Заговор. Святая Елена, маленький остров. Повести: Бельведерский торс. Пуншевая водка. Астролог. М., 1991.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Буонарроти М. Поэзия Микеланджело в переводе Эфроса А. М., 1992.
Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. Художественные эпохи / Отв. ред. С. Байчарова; пер. с ит. С. Козлова. М., 2008.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. Кожевникова, П. Николаева. М., 1987.
Степанов Ю. Интертекст, культурный концепт, ноосфера // Теоретико-литературные итоги ХХ в.: В 4 т. Т. 1: Литературные произведения и художественный процесс. М., 2003. С. 82.
[представляем новые книги. рецензии]
МЕДИАЛИНГВИСТИКА — НОВАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЛАТФОРМА
(Рецензия на монографию: Водш^амЪкотопек. МеШоПпдш^ука. Wprowadzenie. Кгакош, 2013. 286 б. (Богуслав Сковронек. Медиалингвистика. Введение. Краков, 2013. 286 с.))
Монография профессора Краковского педагогического университета Богуслава Сковронека «Медиолингвистика. Введение», изданная в 2013 году, выступает своеобразным свидетельством в пользу общности исследовательских интересов лингвистов, культурологов, политологов, психологов, философов разных стран (достаточно сказать, что именной указатель к книге включает 465 имен, а внушительный список литературы — 399 книг — представляет читателю широкий спектр
ш
концепций). Этот интерес можно обозначить как признание огромного влияния средств массовой информации не только на повседневный язык большинства представителей современного общества, но и на саму систему языка.
В новых условиях автономи-зируется стремительно развивающаяся научная дисциплина, получившая понятное на многих языках название — «медиалингвистика», которое книгой Б. Сковронека вводится и в научный оборот польских гуманитариев. Рецензируемая кни-
(Продолжение на с. 69, 74, 85, 105)
[мир русского слова № 1 / 2014]